Введение 3
1. Теоретические основы управления организацией с помощью 6
ключевых показателей эффективности
1.1. Эволюция теорий управления организацией на основе ключевых
показателей эффективности 6
1.2. Ключевые показатели эффективности в стратегическом управлении
организацией 19
1.1 Ключевые показатели эффективности как инструмент мотивации персонала 27
2. Анализ системы ключевых показателей эффективности в ООО «Кофе 37 Сирена»
2.1. Описание и основная характеристика деятельности организации 37
2.2. Анализ стратегического управления в организации 48
2.3. Анализ системы мотивации в организации 54
3. Разработка рекомендаций по управлению организацией с помощью 63
KPI для ООО «Кофе Сирена»
3.1. Рекомендации по оптимизации организационной структуры 63
3.2. Определение набора KPI для функциональных подразделений 69
3.3. Определение набора KPI для линейных подразделений 81
Заключение 97
Список использованных источников 99
Приложения
По мере развития экономики системы управления развивались и усложнялись, новые теории и концепции сменяют уже признанные и широко используемые, и для успешного развития бизнеса в новых условиях, руководителям организаций необходимо следить за изменениями и активно внедрять лучшие практики.
Российский опыт управления не дает столько примеров и концепций, как западный, ввиду понятных причин. Плановая экономика работала в иной среде, где не было места конкуренции, предпринимательской активности и взаимовлиянию спроса и предложения, которые являются тем механизмом, который запускает и развивает рыночную экономику. Поэтому, при рассмотрении эволюции теорий управления, мы вынуждены обращаться к западным моделям, а также применять такие модели в условиях современного российского менеджмента, потому что собственных научных разработок в этой сфере недостаточно. Успешное внедрение существующих практик в российский бизнес напрямую связано с успешностью освоения того материала, который составляют все концепции и школы.
Основная проблема изучения западных концепций в их неприменимости к условиям современной российской экономики. Производство товаров и услуг перешло из простого преобразования ресурсов в новые, более сложные продукты, также и измерение эффективности становится все более сложным. Проблема возникает в том, что появилось множество новых профессий в сфере обслуживания и управления, где оценить результат работы не всегда просто. Ушли в прошлое времена рабочего и колхозницы, когда результат работы можно было измерить в тоннах зерна, литрах молока или штуках изготовленных деталей.
Также вопрос об использовании человеческого ресурса и его эффективном измерении, помимо прочих ресурсов, является обязательным для рассмотрения в организации. Разработка систем постановки целей, мотивации и
системы вознаграждения, не может обойтись без количественной оценки выполнения поставленных целей.
Актуальность рассмотрения данного вопроса понятна, несмотря на то, что в основном российская экономика до сих пор в достаточной степени зависит от добычи и переработки недр, но для развития каждой организации, и в целом, экономики необходимо обращаться к существующим практикам управления и внедрять их. Наибольшее распространение в мире в наше время получила концепция управления на основе KPI.
Основными целями выполнения данной работы являются:
- Систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по рассматриваемой теме;
- Развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении определенных вопросов и проблем;
- Закрепление уровня теоретической и практической подготовленности к самостоятельной работе по профилю подготовки и решению конкретных практических задач в рамках исследуемой темы.
В соответствии с поставленными целями в процессе выполнения работы должны быть решены следующие задачи:
- Обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для организации;
- Изучить теоретические положения, нормативную, методическую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме;
- Собрать необходимый фактический материал по теме работы;
- Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации;
- На основе исследования теоретического и практического материала сделать выводы и разработать рекомендации в соответствии с темой работы;
- Экономически обосновать предлагаемые рекомендации.
Объектом исследования является ООО «Кофе Сирена», осуществляющая свою деятельность на территории РФ через сеть кофеен «Старбакс».
В ходе подготовки данной работы для теоретической части были использованы научные материалы А.К. Клочкова, М.М. Панова и других авторов. На основе общего понимания данных источников были определены термины, тезисы и их составляющие, сформированы цели, задачи и этапы внедрения управления организацией с помощью ключевых показателей эффективности.
В ходе работы помимо изучения степени управления исследуемой организацией с помощью KPI, был проведен анализ управления организацией, выделены проблемные области, а также были предложены наборы показателей и рассчитан экономический эффект от внедрения управления с помощью KPI в линейных подразделениях организации.
Использование системы KPI является в отечественной практике
прикладным инструментом системы мотивации, позволяющим направить
деятельность предприятия на достижение поставленных стратегических целей,
повысить производительность процессов и оценить труд работников по
достигнутым результатам.
На предприятиях общественного питания внедрение данной системы
приводит к цикличному управлению выручками и затратами, снижению затрат
на персонал, разграничению ответственности между ключевыми
подразделениями, создает возможность внедрить эффективную систему
управления качеством выпускаемой продукции на базе разработанных
показателей. Руководство организаций имеет полную картину состояния
деятельности в режиме реального времени, своевременная информация
позволяет оперативно реагировать на кризисные ситуации или упреждать
возможные риски, большой объем данных структурируется и отражается в
ключевых показателях эффективности. Сотрудники могут влиять на свои
производственные результаты, повышая производительность и эффективность
собственной работы, а также могут оценить свой личный вклад в общее дело.
Анализ рассматриваемой организации в разрезе системы управления
выявил отсутствие определенной структуры показателей эффективности, а
также несогласованной работы между подразделениями, низкой мотивации
сотрудников операционных подразделений в достижении общих целей
организации, что оказывает влияние на производительность и качество
производимой продукции, значительной доли неквалифицированных рабочих.
В связи с этим для повышения эффективности производственного процесса и
деятельности в целом на предприятии рекомендуется внедрение системы KPI.
Результат внедрения данной системы в ООО «Кофе Сирена» показал
снижение затрат и увеличение операционной прибыли с 11.33% до 17.41% в
масштабах только одной кофейни.99
Результат анализа организационной структуры и реорганизации состава
функциональных подразделений и отделов позволить повысить управляемость
и степень коммуникации между отделами, что повышает эффективность
принимаемых решений, а значит и делает более реальным достижение
стратегических целей организации.
Внедрение системы KPI для сотрудников функциональный ветви также
увеличивает степень вовлеченности персонала в стратегическое управление.
Создание четкой системы показателей, а вследствие и четкого разграничения
зон ответственности, влияет на качество работы и повышает степень
достижения результатов.
Трансформация стратегических целей на 2019 год, предложенных
генеральным директором, под систему KPI, помогает пользователям
информации определить степень влияния своей работы на конечный результат
организации, а также и возможность объективно оценить эти результаты.
Создание системы мотивации для сотрудников линейных подразделений,
как и для функциональных, также повышает степень вовлеченности в
достижение результатов собственной деятельности, а не выполнения какихлибо планов, которые могут напрямую и не зависеть от конечного исполнителя.
Как видно из расчетов экономической эффективности, фонд на
премирование сотрудников в этом случает не возрастает значительно, однако
добавляет осознанности сотрудникам и понимания тех зон, которые являются
приоритетными для них, и как следствие, для всего предприятия в целом.
Также стоит отметить и упрощение информации, предоставляемой
исполнителями своим непосредственным руководителям. Большие отчеты с
множеством несвязанных данных заменяются на результаты работы,
выраженные в показателях, что упрощает анализ результатов и составление
планов действий.
Таким образом, цель и задачи исследования получили свое логическое
завершение в разработанной системе ключевых показателей эффективности,
способствующей повышению эффективности деятельности предприятия.
Алексеева М.А. Планирование деятельности фирмы. М., Финансы и
статистика, 1997. – 235 с.
2. Андерсен Б. «Бизнес процессы. Инструменты для
совершенствования. Пер. с англ. С.В. Аринчева / Науч. Ред. Ю.П. Адлер», М.:
РИА «Стандарт и качество», 2004. – 280 с.
3. Ветлужских Е. Стратегическая карта, системный подход и KPI:
Инструменты для руководителей. М., 2011. – 127 с.
4. Ветлужских Е. Разработка KPI в компании. М, 2012. – 175 с.
5. Г. Минцберг «Структура в кулаке: создание эффективной
организации / Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского», СПб.: Питер, 2004. –
512 с.
6. Грищенко О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия / О. В. Грищенко. – Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2014. –
112 с.
7. Дуракова, И. Б. Управление персоналом: эффективная система
оплаты труда: исследование зарубежного опыта / И. Б. Дуракова. – Воронеж :
Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2013. – 245 с.
8. Каплан Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к
действию: пер. с англ. / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон. – М.: ОлимпБизнес, 2011. – 304 с.
9. Клочков А. К. KPI и мотивация персонала: полный сборник
практических инструментов. – М.: Эксмо, 2012. – 160 с.
10. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. М.: Русская
деловая литература, 2010. - 464с.
11. Л. Гэлловей «Операционный менеджмент: принципы и практика»,
СПб.: Питер, 2001. – 320 с.101
12. Нивен Пол Р. Сбалансированная система показателей - шаг за
шагом. Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных
результатов. М.: изд-во «Баланс-Клуб», 2011. – 311 с.
13. Панов М.М. Оценка деятельности и система управления компанией
на основе KPI. М.: Инфра-М, 2013. - 255с.
14. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка,
внедрение и применение решающих показателей. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес»,
2008. – 288 с.
15. Пястолов, С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия / С. М. Пястолов. – Москва : Издательский центр «Академия»,
2013. – 399 с.
16. Рамперсад Хьюберт К. Универсальная система показателей
деятельности. Как достигать результатов, сохраняя целостность» М.: Альпина
Бизнес Букс, 2014 - 352 с.
17. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник / Г. В. Савицкая. –
11-е изд., испр. и доп. – Москва : Новое знание, 2013. – 651 с.
18. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент.
Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. - Пер. с англ.
под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. -
576с.
19. Фридаг Хервиг Р. Шмидт Вальтер «Сбалансированная система
показателей. Руководство по внедрению». Омега-Л, 2012. - 272 с.
20. Шульц Г., Йенг Д.Д. Влейте в нее свое сердце. Как чашка за чашкой
строилась Старбакс. Пер. с англ. – СПб.: Книги Стокгольмской школы
экономики в Санкт-Петербурге, 2004. – 245 с.
21. Эванс В. Ключевые стратегические инструменты. 88 инструментов,
которые должен знать каждый менеджер - пер. с англ. В.Н. Егорова. М. :
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 459 с.102
22. Эккерсон У.У. Панели индикаторов как инструмент управления.
Ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка
результатов. – М.: Альпина Паблишер, 2009. – 400 с.
Печатная периодика
23. Вишнякова, М. KPI для финансистов [Текст] / М. Вишнякова //
Справочник по управлению персоналом. – 2012. – № 8. – С. 98-99.
24. Еремина Г.А. Ключевые показатели эффективности как инструмент
управления организацией // Науковедение. 2015. №5. С. 3-7.
25. Зоткина, Н.С. Стимулирующее значение оплаты труда и ее
мотивирующая функция [Текст]:// Финансы и кредит. – 2011. - №48. – С. 21-28.
26. Клейникова, В. Г. Рассчитываем премию / В. Г. Клейникова //
Консультант бухгалтера. – 2013. – № 24. – С. 11-16.
27. Мошкин, П. Р. Производительность и заработная плата –
составляющие управления персоналом / П. Р. Мошкин // Кадровый
менеджмент. – 2014. – № 8. – С. 11-19.
28. Полякова Т.В. Система ключевых показателей эффективности как
инструмент управления // Karelian Scientific Journal. 2018. № 1(22) С. 160-165.
29. Родин И.И. Введение KPI и результаты его применения в России //
Экономика, Статистика и Информатика. 2014. №1. С. 120-126.
30. Ярцева, С. Т. Мотивация как способ повышения эффективности
деятельности персонала / С. Т. Ярцева // Кадровик. Кадровый менеджмент. –
2014. – № 12. – С. 9-15.
Электронные ресурсы
31. Редченко Константин. Показательное несогласие: Balanced
Scorecard и Tableau De Bord [Электронный ресурс] / Сайт компании iTeam URL:
https://blog.iteam.ru/pokazatelnoe-nesoglasie-balanced-scorecard-i-tableau-de-bord/
32. Смирнов И.В. Проблемы использования системы
сбалансированных показателей в зарубежной и отечественной практике.
[Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский103
государственный университет, 2015. 4с. — URL: http://science.kuzstu.ru/wpcontent/Events/Conference/RM/2015/RM15/pages/Articles/IEU/2/63.pdf
33. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник.
[Электронный ресурс]. М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2016. 640с. –
URL:
34. Яковлев В.Ю. Преимущества и недостатки применения
сбалансированной системы показателей в условиях российского бизнеса
[Электронный ресурс] // Российское предпринимательство. 2008. № 2-1. 105с.
— с. 78-81. — URL: http://bgscience.ru/lib/2698/
Нормативные документы
35. Устав ООО «Кофе Сирена» от 19.03.2007
36. Таблица уровней полномочий
37. Положение о начислении заработной платы сотрудников ООО
«Кофе Сирена» от 17.12.2017
38. Положение о премировании сотрудников ООО «Кофе Сирена» от
25.12.2017
39. Должностная инструкция управляющего кофейни
40. Положении о ведении управленческого учета от 01.03.2009
41. Штатное расписание сотрудников подразделений от 09.11.2018