ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АРСТРОЙ+»
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Анализ функционирования предприятия 7
1.2 Основные фонды, показатели деятельности 8
1.3 Организационная структура предприятия 11
1.4 Бизнес-процессы предприятия 14
1.5 Состав и структура действующей информационной системы 14
2 РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.1 Состав бизнес-процессов предприятия 17
2.2 Основные задачи и работы бизнес-процессов предприятия 20
2.3 Классификация задач бизнес-процессов предприятия 37
2.4 Связи задач бизнес-процессов предприятия 50
2.5 Схема взаимодействия задач бизнес-процессов предприятия 51
2.6 Показатели эффективности бизнес-процессов, решения бизнес-задач 58
3 СОСТАВ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 64
3.1 Назначение и цели информационной системы 64
3.2 Подсистемы и структура ИС предприятия 65
3.3 Состав задач подсистем информационной системы 66
3.4 Организационно-логическая сущность решения задач подсистем ИС предприятия. 77
3.5 Действующие сегменты и задачи проектируемой информационной системы
предприятия 81
4 ПРОЕКТ ПОДСИСТЕМЫ «УПРАВЛЕНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ» 83
4.1 Сущность решения задач подсистемы 83
4.2 Внутренние и внешние информационные связи подсистемы 85
4.3 Схема связей задач подсистемы 88
4.4 Алгоритм решения задачи 89
4.5 Оценка эффективности программного обеспечения 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 103
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Анализ функционирования предприятия 7
1.2 Основные фонды, показатели деятельности 8
1.3 Организационная структура предприятия 11
1.4 Бизнес-процессы предприятия 14
1.5 Состав и структура действующей информационной системы 14
2 РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.1 Состав бизнес-процессов предприятия 17
2.2 Основные задачи и работы бизнес-процессов предприятия 20
2.3 Классификация задач бизнес-процессов предприятия 37
2.4 Связи задач бизнес-процессов предприятия 50
2.5 Схема взаимодействия задач бизнес-процессов предприятия 51
2.6 Показатели эффективности бизнес-процессов, решения бизнес-задач 58
3 СОСТАВ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 64
3.1 Назначение и цели информационной системы 64
3.2 Подсистемы и структура ИС предприятия 65
3.3 Состав задач подсистем информационной системы 66
3.4 Организационно-логическая сущность решения задач подсистем ИС предприятия. 77
3.5 Действующие сегменты и задачи проектируемой информационной системы
предприятия 81
4 ПРОЕКТ ПОДСИСТЕМЫ «УПРАВЛЕНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ» 83
4.1 Сущность решения задач подсистемы 83
4.2 Внутренние и внешние информационные связи подсистемы 85
4.3 Схема связей задач подсистемы 88
4.4 Алгоритм решения задачи 89
4.5 Оценка эффективности программного обеспечения 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 103
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день бизнес переживает фундаментальную трансформацию. Внедрение цифровых технологий, телекоммуникаций и глобализация в экономике радикальным образом изменят саму природу каждой фирмы и ее подходы к созданию ценности. Для выживания и роста компании в этих условиях важно учитывать последствия происходящих преобразований [40, с. 195]. Современная экономика требует адекватных систем управления во всех звеньях, отраслях и сферах. Являясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим широкой экономической самостоятельностью и ответственностью за результаты своей деятельности, бизнес должен формировать такую систему управления, которая обеспечивала бы им высокую эффективность функционирования, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке. Повышение эффективности управления является главным условием улучшения конечных результатов [12, с. 152].
27 июля 2017 года Распоряжением правительства РФ была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Модель представленная на рисунке 1.1 отражает цифровое преобразование как процесс изменения, который находится под контролем стратегического управления бизнесом. Его цель состоит в том, чтобы охватить все бизнес-процессы со значениями и базой знаний. Сегодня на практике это часто выполняется в недостаточном объеме.
Наиболее эффективным инструментом и неотъемлемой составляющей менеджмента является информационная система предприятия. Чем больше информационная система ориентирована на реальные бизнес-задачи и соответствует стандарту управления предприятием, тем выше ее эффективность [12, с.156].
Степень разработанности темы. Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов эффективности в сфере информатизации деятельности предприятия внесли работы следующих зарубежных и отечественных авторов: Деминг У.Э., Друкер П.Ф, Астапчук В.А, Терещенко П.В., Ишмурадова И.И., Исавнин А.Г., Карамышев А.Н., Махмутов И.И., Карлинский В.Л., Самохин В.И., Середенко Е.С., Скрипкин К.Г., Смирнов Ю.Н., Степин Д.Г., Тупоршин В.В. [3, 4, 12, 13, 14, 15, 18, 26, 27, 28, 29, 30, 35, 36, 40, 42, 45, 46, 47, 48].
Целью исследования является повышение экономической и управленческой эффективности бизнес-процесса «Вспомогательное производство» на предприятии ООО «Арстрой+» посредством проектирования, разработки и внедрения информационной системы.
Задачи исследования, решение которых способствует достижению поставленной цели, следующие:
- анализ текущего состояния производственно-хозяйственной деятельности ООО «Арстрой+»;
- анализ бизнес-процессов предприятия, выделение для них задач, работ, выявление особенностей их взаимодействия;
- проектирование информационной системы предприятия с учетом выделенных бизнес-процессов;
- проектирование информационной системы бизнес-процесса «Вспомогательное производство»;
- проведение расчета экономической и управленческой эффективности реинжиниринга бизнес-процесса на предприятии.
Объектом исследования является ООО «Арстрой+».
Предметом исследования являются бизнес-процессы предприятия и их совершенствование с помощью методов процессно-задачной технологии.
Более детально рассмотрен проект совершенствования бизнес-процесса «Вспомогательное производство» ООО «Арстрой+» средствами программирования. Разработано программное обеспечение задачи «Учёт затрат на изготовление оснастки», позволяющее повысить эффективность управления данным бизнес-процессом и предприятия в целом.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- разработан проект информационной системы предприятия с учетом процессного подхода;
- разработан проект информационной системы бизнес-процесса «Материально-техническое обеспечение» на основе моделирования его отдельных задач и связей с другими бизнес-процессами предприятия.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения и результаты могут быть использованы при осуществлении процесса реинжиниринга бизнес-процессов на производственных предприятиях с целью повышения эффективности их деятельности.
Методология и методы исследования основываются на работах отечественных и зарубежных ученых в области реинжиниринга бизнеспроцессов на предприятиях.
Структура диссертации. Магистерская диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
27 июля 2017 года Распоряжением правительства РФ была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Модель представленная на рисунке 1.1 отражает цифровое преобразование как процесс изменения, который находится под контролем стратегического управления бизнесом. Его цель состоит в том, чтобы охватить все бизнес-процессы со значениями и базой знаний. Сегодня на практике это часто выполняется в недостаточном объеме.
Наиболее эффективным инструментом и неотъемлемой составляющей менеджмента является информационная система предприятия. Чем больше информационная система ориентирована на реальные бизнес-задачи и соответствует стандарту управления предприятием, тем выше ее эффективность [12, с.156].
Степень разработанности темы. Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов эффективности в сфере информатизации деятельности предприятия внесли работы следующих зарубежных и отечественных авторов: Деминг У.Э., Друкер П.Ф, Астапчук В.А, Терещенко П.В., Ишмурадова И.И., Исавнин А.Г., Карамышев А.Н., Махмутов И.И., Карлинский В.Л., Самохин В.И., Середенко Е.С., Скрипкин К.Г., Смирнов Ю.Н., Степин Д.Г., Тупоршин В.В. [3, 4, 12, 13, 14, 15, 18, 26, 27, 28, 29, 30, 35, 36, 40, 42, 45, 46, 47, 48].
Целью исследования является повышение экономической и управленческой эффективности бизнес-процесса «Вспомогательное производство» на предприятии ООО «Арстрой+» посредством проектирования, разработки и внедрения информационной системы.
Задачи исследования, решение которых способствует достижению поставленной цели, следующие:
- анализ текущего состояния производственно-хозяйственной деятельности ООО «Арстрой+»;
- анализ бизнес-процессов предприятия, выделение для них задач, работ, выявление особенностей их взаимодействия;
- проектирование информационной системы предприятия с учетом выделенных бизнес-процессов;
- проектирование информационной системы бизнес-процесса «Вспомогательное производство»;
- проведение расчета экономической и управленческой эффективности реинжиниринга бизнес-процесса на предприятии.
Объектом исследования является ООО «Арстрой+».
Предметом исследования являются бизнес-процессы предприятия и их совершенствование с помощью методов процессно-задачной технологии.
Более детально рассмотрен проект совершенствования бизнес-процесса «Вспомогательное производство» ООО «Арстрой+» средствами программирования. Разработано программное обеспечение задачи «Учёт затрат на изготовление оснастки», позволяющее повысить эффективность управления данным бизнес-процессом и предприятия в целом.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- разработан проект информационной системы предприятия с учетом процессного подхода;
- разработан проект информационной системы бизнес-процесса «Материально-техническое обеспечение» на основе моделирования его отдельных задач и связей с другими бизнес-процессами предприятия.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения и результаты могут быть использованы при осуществлении процесса реинжиниринга бизнес-процессов на производственных предприятиях с целью повышения эффективности их деятельности.
Методология и методы исследования основываются на работах отечественных и зарубежных ученых в области реинжиниринга бизнеспроцессов на предприятиях.
Структура диссертации. Магистерская диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Система управления предприятием представляет собой единую систему управления, которая поможет результативно планировать и контролировать производство, закупки, финансы и успешно решать другие, важные для производства задачи.
Экономическая информационная система, как и всякая другая системы состоит из элементов или подсистем, находящихся в определенных отношениях друг с другом. Множество этих отношений совместно с элементами образуют структуру системы.
Таким образом, экономическая информационная система предприятия включает взаимосвязанные подсистемы, которые подчиняются общей цели всей системы, и характеризуется иерархичностью построения с распределением функций управления между соподчиненными частями системы.
Бизнес-процесс - это совокупность взаимосвязанных задач или работ, для решения которых используются ресурсы предприятия с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей.
Реинжиниринг - это процесс фундаментального переосмысления и реконструкции бизнеса. Он преобразовывает все существующие структуры и воплощает новые способы выполнения работ. Только так можно добиться реального воздействия на ситуацию [12, с. 153].
Организационная структура предприятия должна соответствовать структуре бизнес-процессов. Поэтому реинжиниринг бизнес-процессов предприятия может требовать нормализации организационной структуры.
Главными признаками функционирования бизнес-процесса является входной поток ресурсов и выходной продукт.
Эффективность системы управления предприятием зависит от используемых инструментов. Наиболее эффективным инструментом и неотъемлемой составляющей менеджмента является информационная система.
Чем больше информационная система ориентирована на реальные бизнес задачи и соответствует стандарту управления предприятием, тем выше ее эффективность. Таким образом, управление предприятием на основании процессно-продуктового подхода должно осуществляться с помощью продукто-ориентированной информационной системы с позадачной реализацией и разработанной на основе стандарта управления предприятия [13, с. 111]. Анализ результатов исследования показывает, что внедрение и эксплуатация информационной системы имеют достаточно высокую эффективность.
Экономическая информационная система, как и всякая другая системы состоит из элементов или подсистем, находящихся в определенных отношениях друг с другом. Множество этих отношений совместно с элементами образуют структуру системы.
Таким образом, экономическая информационная система предприятия включает взаимосвязанные подсистемы, которые подчиняются общей цели всей системы, и характеризуется иерархичностью построения с распределением функций управления между соподчиненными частями системы.
Бизнес-процесс - это совокупность взаимосвязанных задач или работ, для решения которых используются ресурсы предприятия с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей.
Реинжиниринг - это процесс фундаментального переосмысления и реконструкции бизнеса. Он преобразовывает все существующие структуры и воплощает новые способы выполнения работ. Только так можно добиться реального воздействия на ситуацию [12, с. 153].
Организационная структура предприятия должна соответствовать структуре бизнес-процессов. Поэтому реинжиниринг бизнес-процессов предприятия может требовать нормализации организационной структуры.
Главными признаками функционирования бизнес-процесса является входной поток ресурсов и выходной продукт.
Эффективность системы управления предприятием зависит от используемых инструментов. Наиболее эффективным инструментом и неотъемлемой составляющей менеджмента является информационная система.
Чем больше информационная система ориентирована на реальные бизнес задачи и соответствует стандарту управления предприятием, тем выше ее эффективность. Таким образом, управление предприятием на основании процессно-продуктового подхода должно осуществляться с помощью продукто-ориентированной информационной системы с позадачной реализацией и разработанной на основе стандарта управления предприятия [13, с. 111]. Анализ результатов исследования показывает, что внедрение и эксплуатация информационной системы имеют достаточно высокую эффективность.



