Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования банковских продуктов для
корпоративных клиентов 6
1.1. Сущность банковских продуктов для корпоративных клиентов 6
1.2. Основные виды банковских продуктов для корпоративных клиентов 11
1.3. Организация разработки и продажи банковских продуктов
корпоративным клиентам 20
2. Анализ разработки и продажи банковских продуктов для корпоративных
клиентов на примере ПАО «Сбербанк» 27
2.1. Общая характеристика деятельности кредитной организации 27
2.2. Способы разработки и продажи корпоративных банковских продуктов
ПАО «Сбербанк» 34
2.3. Анализ показателей продаж банковских продуктов для корпоративных
клиентов в ПАО «Сбербанк» 44
3. Пути совершенствования способов разработки и продажи банковских
продуктов для корпоративных клиентов 55
3.1. Мероприятия по улучшению предложения банковских продуктов для
корпоративных клиентов в ПАО «Сбербанк» 55
3.2. Оценка развития корпоративных банковских продуктов на основе
экономико-математического моделирования 59
Заключение 68
Список использованных источников 73
Приложения
Бизнес невозможно представить себе без финансовых продуктов и услуг. Речь идет не только о кредитах, с помощью которых компании развиваются и расширяют свой бизнес, но и сервисы дистанционного банковского обслуживания, всевозможные расчетные услуги, в том числе, международные, эквайринг, депозиты, корпоративные карты, и многое другое. Но бизнес-среда меняется, а вслед за этим трансформируются и банковские продукты.
Актуальность темы исследования. Сейчас один из ключевых инструментов банковской конкуренции - быстрое обновление продуктового ряда, включая вывод на рынок принципиально новых продуктов. Одновременно с этим банк должен постоянно не только сохранять, но и повышать свою клиентоориентированность и скорость обслуживания. Разработка и продажа и банковских продуктов - специфический вид деятельности, требующий от менеджеров коммерческих банков специальных знаний продукта, развитых профессиональных навыков в области продаж. Основная сложность продажи банковских продуктов - это неосязаемость финансовых услуг.
Проблемы взаимоотношений коммерческих банков с корпоративными клиентами в настоящее время приобретают все большую актуальность, поскольку рыночная экономика - это экономика договорных отношений между равноправными и равно ответственными партнерами. Отношения между банком и корпоративным клиентом, их связь друг с другом являются отношениями двух субъектов воспроизводства, которые выступают, во-первых, как обеспечивающие имущественную ответственность друг перед другом, во - вторых, как субъекты, проявляющие взаимный экономический интерес.
Учитывая тенденции развития экономики и ее отраслей, коммерческим банкам стоит обратить внимание на улучшение сервиса услуг для сектора бизнеса. Так, можно ввести финансовые программы поддержки и кредитования
по отдельным направлениям и группам. Среди ключевых интересов — это венчурный бизнес, который помог бы российской экономике ускорить развитие своей научно-технической революции.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать основные виды, перспективные способы разработки и продажи банковских продуктов для корпоративных клиентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность банковских продуктов для корпоративных клиентов;
- изучить основные виды банковских продуктов для корпоративных клиентов;
- ознакомиться с основными видами банковских продуктов для корпоративных клиентов;
- представить общую характеристику деятельности кредитной организации;
- исследовать способы разработки и продажи корпоративных банковских продуктов ПАО «Сбербанк»;
- проанализировать показатели продаж банковских продуктов для корпоративных клиентов в ПАО «Сбербанк»;
- разработать мероприятия по улучшению предложения банковских продуктов для корпоративных клиентов в ПАО «Сбербанк»;
- оценить развитие корпоративных банковских продуктов на основе экономико-математического моделирования.
Методы исследования. Методическую базу исследования составили методы экономико-математического моделирования, сравнения, обобщения, изучения динамики и взаимосвязей.
Теоретическая база исследования. При написании выпускной квалификационной работы использовались работы авторов М.П. Березиной,
Е.П. Жарковской, Т.М. Костериной, О.И. Лаврушина, В.Д. Секерина, Е.В. Тихомирновой и пр. Также в процессе исследования использовались материалы периодической печати и сведения из Интернет-источников.
Предметом исследования в выпускной квалификационной работе являются банковские продукты для корпоративных клиентов. Объект исследования - ПАО «Сбербанк».
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты формирования банковских продуктов для корпоративных клиентов.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проводится анализ разработки и продажи банковских продуктов корпоративным клиентам на примере ПАО «Сбербанк».
В третьей главе определены пути совершенствования способов разработки и продажи банковских продуктов для корпоративных клиентов.
Современная банковская деятельность, являясь одним из базовых звеньев финансово-экономической системы страны, не может реализовываться в отрыве от тех тенденций, которые обуславливают и характеризуют практику экономической и деловой активности в рамках национальной экономики.
Расчетно-кассовое обслуживание — основной вид банковских услуг для юридических лиц. В рамках расчетно-кассового обслуживания компания выдает заработную плату сотрудникам, проводит валютные операции и получает кредиты. Также большой популярностью у корпоративных клиентов банков пользуются услуги валютного контроля. Валютный контроль — это банковская операция, которую проходят клиенты банка, когда отправляют или получают деньги из-за границы. Во время валютного контроля клиент подтверждает, что получил деньги законно.
Среди новейших инновационных технологий российского банковского сервиса стоит выделить отдельные направления/продукты для корпоративных клиентов:
- технология вычислений в архитектуре клиент/сервер, причем наиболее привлекательной чертой этой архитектуры является не собственно увеличение производительности системы, а повышение уровня культуры, организации партнерства между сотрудниками подразделения информационных систем и внутренними клиентами;
- интерактивные технологии и обслуживание по смартфону или с помощью интерактивного телевидения;
- интеллектуальные карточки (smаrt-саrd);
- обработка изображений платежных чеков. Новая технология занимает промежуточное положение между полностью автоматизированными безбумажными технологиями совершения банковских операций, до сих пор вызывающими у многих клиентов чувство дискомфорта, и старыми, менее эффективными бумажными технологиями, требующими значительного технического персонала.
Безусловно, внедрение новейших банковских сервисов требует значительных капиталовложений и сопровождается высокими рисками, поэтому пока это могут себе позволить только системные, высоко - технологичные банки с достаточным уровнем автоматизации банковских процессов, адекватной системой риск - менеджмента и квалифицированным ключевым персоналом. Также необходимой основой для успешного внедрения таких услуг является организация и сопровождение централизованной базы данных клиентов и полноценный CRM - менеджмент.
В качестве вывода по результатам изучения теоретических аспектов формирования банковских продуктов для корпоративных клиентов следует отметить, что указанные укрупненные направления развития банковского обслуживания юридических лиц современными отечественными коммерческими банками, являются одними из приоритетных и в других сегментах банковской деятельности — например, при обслуживании физических лиц, государственных учреждений и пр. Активное развитие банковских услуг в рамках указанных направлений, особенно на фоне цифровизации и информатизации экономической среды, существенно преобразует банковскую деятельность в ближайшем будущем.
По результатам анализа разработки и продажи банковских продуктов для корпоративных клиентов на примере ПАО «Сбербанк» были сделаны следующие выводы. соврем
Способы разработки и продажи корпоративных банковских продуктов в ПАО «Сбербанк» на современном этапе в основном индивидуализированы, используются енные технологии, анализируются массивы данных по группам клиентов с помощью BigData.
Количество продуктов на одного корпоративного клиента в 2018 году составило 3,38 шт. При этом количество активных корпоративных клиентов составило 2 592 тыс. ед., а доля ПАО «Сбербанк» на рынке кредитования малого и микробизнеса составила 14,2%.
Объем продаж корпоративным клиентам депозитных продуктов и продуктов по управлению текущими и счетами до востребования за период 2016-2018 гг. увеличился на 1 636 млрд. руб.
По состоянию на 01.01.2019г. объем продаж кредитных продуктов корпоративным клиентам Банка составил 13,5 трлн. руб., что на 2,2 трлн. руб. больше, чем в 2016 году. При этом в структуре корпоративного кредитного портфеля Банка преобладают ссуды I и II категорий качества (54% и 34% соответственно), что указывает на эффективное управление корпоративным кредитным портфелем.
В связи с ростом ссудной задолженности корпоративных клиентов, а также увеличением ссуд III, IV и V категорий качества и ростом просроченной задолженности, наблюдается увеличение сформированных Банком резервов на возможные потери по ссудам с 745 059 млн. руб. в 2016 году до 916 503 млн. руб.
Также следует отметить негативную тенденцию снижения процентных доходов ПАО «Сбербанк» от продажи кредитных продуктов корпоративным клиентам за 2016-2018 гг. с 1 164 млрд. руб. до 1 014 млрд. руб.
В работе было построено две экономико-математические модели. Корреляционно-регрессионный анализ показал наличие сильной зависимости объема кредитов и средств корпоративных клиентов в ПАО «Сбербанк России» от таких показателей, как: количество действующих банков, совокупных активов банковского сектора, ВВП РФ, среднедушевых денежных доходов, численность населения России, среднегодового курса рубля, инвестиций в основной капитал.
Также в работе сделан прогноз развития объема кредитов и средств корпоративных клиентов в ПАО «Сбербанк» на следующий период, то есть на 2019 год. Так, согласно прогнозу объем кредитов корпоративным клиентам в
ПАО «Сбербанк России» достигнет к 2019 году - 14188,8 млрд. руб., а объем средств возрастет до 7967,95 млрд. руб.
В результате анализа были выявлены следующие проблемы разработки и продажи банковских продуктов корпоративным клиентам в ПАО «Сбербанк»:
- низкие темпы роста числа корпоративных клиентов в общей структуре клиентского портфеля Банка;
- снижение доли ссудной задолженности корпоративных клиентов в структуре общей ссудной задолженности Банка;
- увеличение сумм корпоративных кредитов III, IV и V категорий качества;
- снижение процентных доходов Банка от продажи кредитных продуктов корпоративным клиентам.
В заключительной главе исследования были определены пути совершенствования способов разработки и продажи банковских продуктов для корпоративных клиентов ПАО «Сбербанк».
Для решения выявленных проблем ПАО «Сбербанк» предлагается:
- выявлять потребности корпоративных клиентов и реализовать проактивную политику предложения банковских продуктов, предугадывая потребности клиентов;
- группировать клиентов по степени приоритетности для Банка с целью определения объема необходимой о нем информации;
- предлагать банковские корпоративные продукты в зависимости от избранной клиентом стратегии хозяйственной деятельности;
- осуществлять продажи банковских продуктов физическим лицам, которые представляют компании-клиентов.
Итак, сегодня одни банковские предложения выводятся и заменяются другими. Появляются принципиально новые продукты или пакеты услуг. Пытаясь сохранить лояльность клиентов, банки активно пересматривают продуктовый портфель и корректируют условия по существующим предложениям.
ПАО «Сбербанк» необходимо выстраивать индивидуальные отношения с клиентом:
- предоставить клиенту персонализированные продукты и сервисы в удобном для него канале в правильное время, в том числе на основе внешних данных и социотипа;
- предлагать умные советы, помогающие клиентам экономить время и деньги;
- персонализировать предложения для крупных корпоративных клиентов, предоставлять услуги консалтинга.
1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Г арант». - Дата обращения: 12.11.2018г.
2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант». - Дата обращения: 12.11.2018г.
Книги, монографии
3. Банковское дело. Часть 1. Учебник и практикум. 4-е изд. / под ред.
В.А. Боровковой. - М.: Юрайт, 2017. - 390 с.
4. Березина М.П. Банковское дело. Экспресс-курс / М.П. Березина - М., 2012. - 440 с.
5. Высоков В.В. Трансформационный банкинг: Науч.-практ. пособие. - Ростов-на-Дону: Изд. полиграф. комплекс РГЭУ (РИНХ), 2014. - 200 с.
6. Жарковская Е.П. Банковское дело. Учебник. - М.: Омега-Л, 2016. -
528 с.
7. Инновационные банковские технологии и продукты: учебное пособие / М.В. Владыка, О.В. Ваганова, С.А. Кучерявенко, Т.В. Гончаренко, Н.И. Быканова. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. - 108 с.
8. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник. 3-е изд. - М.: Юрайт,
2017. - 334 с.
9. Лаврушин О.И. Банковские операции. Учеб. пособие. - М.: КноРус,
2018. - 384 с.
10. Логинов Б.Б. Международный банковский бизнес. Учеб. пособие. - М.: Юрайт, 2017. - 180 с.
11. Основы банковского дела / под ред. Г.Г. Коробовой и Ю.И. Коробова. - М.: Магистр, 2018. - 448 с.
12. Секерин В.Д., Голубев С.С. Банковский менеджмент. Учебник. - М.: Проспект, 2016. - 224 с.
13. Соколов Б.И. Банки и банковские операции. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2017. - 189 с.
14. Тихомирова Е.В. Современные кредитные продукты банка для корпоративных клиентов. Учеб. пособие / под ред. В.А. Черненко и П.В. Ревенкова. - СПб.: СПбГЭУ, 2015. - 123 с.
15. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. - М.: Ленанд, 2014. - 328 с.
16. Финансы, деньги и кредит. Учебник и практикум / под ред. Д.В. Буракова. - М.: Юрайт, 2018. - 330 с.
Печатная периодика
17. Александрова А.Н., Забегаева А.А. Проблемы банковского обслуживания юридических лиц // В сборнике: Проблемы и перспективы развития экономики и управления. 2016. С. 9-11.
18. Баранов Е.Н. Сущность, содержание и виды банковских услуг для корпоративных клиентов // Региональное развитие. 2014. № 3-4. С. 134-138.
19. Барышев М. Cash Management: особенности становления и развития в России // Финансы, денежное обращение и кредит. - 2012. - №2. - С. 271-275.
20. Богданова А.А., Рубанов Д.М. Проблемы и перспективы развития комплексного обслуживания корпоративных клиентов в банках // Новая наука: финансово-экономические основы. 2017. № 1. С. 58-60.
21. Бондаренко Т.Н. Роль маркетинговых стратегий в организации работы коммерческого банка с клиентами / Т.Н. Бондаренко, А.А. Скоробогатова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 3-3. - С. 419-423.
22. Борискина Т.Б., Герасимчук М.В. Основные направления развития деятельности коммерческих банков РФ в сфере обслуживания юридических лиц // NovaInfo.Ru. 2018. Т. 1. № 79. С. 38-42.
23. Булаткина А.Ю. Развитие рынка банковских продуктов для корпоративных клиентов // В сборнике: Сборник научных трудов магистрантов и преподавателей, 2018. С. 57-61.
24. Вайвер Ю.М. Проблемы стратегического управления системой взаимодействия с корпоративными клиентами в коммерческом банке // Вестник Академии. 2014. № 3. С. 39-42.
25. Гаврилина А.А. Направления развития банковского обслуживания юридических лиц в современных банковских системах // Вестник Московского института государственного управления и права. 2018. № 1 (21). С. 7-10.
26. Зюбан Е.В., Маркевич Л.В. Политика банка в отношении корпоративных клиентов // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. № 47. С. 6-10.
27. Иерусалимова В.В., Быканова Н.И., Выродова В.А. Пути развития отечественного рынка банковских услуг по управлению денежными средствами корпоративных клиентов (cash management) // Научный результат. Серия: Экономические исследования. 2018. Т. 4. № 1. С. 80-87.
28. Козырь Н.С., Гетманова А.С. «Технологии в сфере дистанционного банковского обслуживания: анализ и перспективы развития» // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 25. - С.19-20.
29. Корсунова Н.Н. Качественные характеристики инновационных банковских продуктов и услуг для корпоративных клиентов // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2018. - С. 171-175.
30. Костикова В.И. Теоретические основы и технологии комплексного обслуживания корпоративных клиентов в коммерческом банке // Транспортное дело России. 2016. № 2. С. 62-63.
31. Костина А.Ю., Чеховская И.А. Основные виды банковских услуг для юридических лиц // Управление. Бизнес. Власть. 2017. № 5 (14). С. 41-44.
32. Куприянова Т.А. Формирование системы и управление процессом взаимодействия кредитных учреждений с крупными корпоративными клиентами // Известия Южного федерального университета. 2014. №5. С. 273279.
33. Лебединская О.Г. Развитие рынка услуг корпоративным клиентам банка на современном этапе // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2014. № 1 (15). С. 68-78.
34. Митрохин В.В, Ковалев А.Э. Развитие банковского бизнеса: управление благосостоянием // Вестник Волгоградского института бизнеса. Бизнес. Образование. Право. 2016. №4. С. 70-74.
35. Мхитарян А.В. Банковское обслуживание юридических лиц: проблемы и перспективы на примере коммерческого банка // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-2 (44). С. 147-150.
36. Назмутдинова Е.В., Андреева О.С. Оценка привлекательности коммерческой организации для корпоративных клиентов // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-1 (63). С. 803-805.
37. Никитина Т.В., Никитин М.А., Ренкер К. Операции банков с корпоративными клиентами // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 6 (108). С. 25-35.
38. Оруджова М.Н. Пути повышения эффективности сервиса банковского обслуживания корпоративных клиентов // Вестник Науки и Творчества. 2017. № 3 (15). С. 102-105.
39. Радевич Т.П. Оценка влияния экономического кризиса 2008г. и санкций западных стран в отношении РФ на банковское обслуживание корпоративных клиентов в России // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. 2018. Т. 14. № 1-2 (7). С. 357-363.
40. Рассказова А.Н. Маркетинговое исследование корпоративного рынка как средство проектирования банковских решений // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 2 (21). С. 72.