СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации взаимодействия ДОО и семьи 8
1.1 Проблема организации взаимодействия ДОО и семьи в психолого-педагогической и методической литературе 8
1.2 Основные социально-педагогические формы взаимодействия ДОО и семьи 15
1.3 Ведущие направления деятельности педагогов ДОО по объединению
педагогических усилий детского сада и семьи 23
Глава 2. Организация экспериментального исследования по эффективной организации взаимодействия ДОО и семьи 26
2.1 Описание и обоснование методик изучения эффективного
взаимодействия ДОО и семьи 26
2.2 Экспериментальное обоснование уровней организации взаимодействия
ДОО и семьи 30
Результаты констатирующего этапа эксперимента 30
Глава 3. Перспективы организации системы взаимодействия ДОО и семьи . 37
3.1 Разработка проекта по созданию системы традиционных и
нетрадиционных форм взаимодействия ДОО и семьи 37
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 44
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации взаимодействия ДОО и семьи 8
1.1 Проблема организации взаимодействия ДОО и семьи в психолого-педагогической и методической литературе 8
1.2 Основные социально-педагогические формы взаимодействия ДОО и семьи 15
1.3 Ведущие направления деятельности педагогов ДОО по объединению
педагогических усилий детского сада и семьи 23
Глава 2. Организация экспериментального исследования по эффективной организации взаимодействия ДОО и семьи 26
2.1 Описание и обоснование методик изучения эффективного
взаимодействия ДОО и семьи 26
2.2 Экспериментальное обоснование уровней организации взаимодействия
ДОО и семьи 30
Результаты констатирующего этапа эксперимента 30
Глава 3. Перспективы организации системы взаимодействия ДОО и семьи . 37
3.1 Разработка проекта по созданию системы традиционных и
нетрадиционных форм взаимодействия ДОО и семьи 37
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 44
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложение
Проблема взаимодействия ДОО и семьи в РФ в современных условиях развития общества является наиболее актуальной. Одной из главных проблем дошкольного образования в России является организация взаимодействия детского сада с семьей для выработки общей стратегии действий по вопросам воспитания и развития личности дошкольника. Как известно, семья является первым и главным институтом социализации ребенка, в условиях семьи формируется первый социально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития личности ребенка. Но, к сожалению, сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации, например, такие как снижение воспитательного потенциала, изменение роли родителей в процессе первичной социализации ребенка, тенденция отстранения родителей от ответственности за своего ребенка. Поэтому для изменения ситуации в положительную сторону родителям необходима социально-педагогическая помощь, и так как первым внесемейным институтом социализации ребенка является детский сад, то помощниками могут быть квалифицированные педагоги и специалисты дошкольной образовательной организации.
Проблема объединения усилий дошкольной организации и семьи наиболее полно разработана в трудах Л.В. Гориной, Н.Ф. Виноградовой, О.Л. Зверева, Т.А. Макаровой, Н.Г. Волкова и других. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой, а родители являются не объектом воспитания, а субъектами взаимодействия с ДОО. Современные исследователи Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, О.А. Куревина, Л.В. Свирская, З.И. Теплова и др. отмечают важность сотрудничества педагогов и родителей в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного участника в образовательную среду дошкольной образовательной организации качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные представления о сфере дошкольного образования ребенка. Отмеченные выше обстоятельства обусловили обращение к настоящей теме исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы особенности современных технологий организации взаимодействия ДОО и семьи?
Цель - определить и обосновать организационно-педагогические условия, эффективно влияющие на организацию взаимодействия ДОО и семьи.
Объект исследования - процесс взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьёй.
Задачи исследования:
- рассмотреть ведущие направления деятельности педагогов ДОО по объединению педагогических усилий детского сада и семьи;
- определить основные формы и методы взаимодействия ДОО и семьи;
- выявить и экспериментально доказать эффективность организационно-педагогических условий организации взаимодействия педагогов ДОО и родителей;
- представить экспериментальное обоснование уровней организации взаимодействия ДОО и семьи;
- предложить разработку проекта по созданию системы традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОО и семьи.
Гипотеза: взаимодействие ДОО с семьей будет эффективнее, если:
- педагогический процесс будет строиться с учётом имеющегося опыта воспитанников и на основе ФГОС ДО;
- если нетрадиционные формы взаимодействия ДОО и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;
- если в работе будут преобладать формы и методы деятельности, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.
Методологической базой проведения исследования являются работы российских ученых, в частности, динамика развития художественной деятельности детей дошкольного возраста в условиях различных образовательных программ проанализирована в работах Н.А. Ворониной, исследования проблемы «Организационно-педагогические условия взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьёй» представленные в работах таких ученых, как В.М. Иванова, Т.А. Куликова, Л.О. Павлова, А.В. Разумова, А.Э. Шапиро и другие.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ "Детский сад № 171 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Советского района РТ
Источниковая база исследования: информационно-библиографические и периодические издания по психологии, возрастной психологии, автоматизированные информационно-библиографические системы, справочная литература.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателей, а также родителями с целью художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проблема объединения усилий дошкольной организации и семьи наиболее полно разработана в трудах Л.В. Гориной, Н.Ф. Виноградовой, О.Л. Зверева, Т.А. Макаровой, Н.Г. Волкова и других. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой, а родители являются не объектом воспитания, а субъектами взаимодействия с ДОО. Современные исследователи Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, О.А. Куревина, Л.В. Свирская, З.И. Теплова и др. отмечают важность сотрудничества педагогов и родителей в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного участника в образовательную среду дошкольной образовательной организации качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные представления о сфере дошкольного образования ребенка. Отмеченные выше обстоятельства обусловили обращение к настоящей теме исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы особенности современных технологий организации взаимодействия ДОО и семьи?
Цель - определить и обосновать организационно-педагогические условия, эффективно влияющие на организацию взаимодействия ДОО и семьи.
Объект исследования - процесс взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьёй.
Задачи исследования:
- рассмотреть ведущие направления деятельности педагогов ДОО по объединению педагогических усилий детского сада и семьи;
- определить основные формы и методы взаимодействия ДОО и семьи;
- выявить и экспериментально доказать эффективность организационно-педагогических условий организации взаимодействия педагогов ДОО и родителей;
- представить экспериментальное обоснование уровней организации взаимодействия ДОО и семьи;
- предложить разработку проекта по созданию системы традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОО и семьи.
Гипотеза: взаимодействие ДОО с семьей будет эффективнее, если:
- педагогический процесс будет строиться с учётом имеющегося опыта воспитанников и на основе ФГОС ДО;
- если нетрадиционные формы взаимодействия ДОО и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;
- если в работе будут преобладать формы и методы деятельности, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.
Методологической базой проведения исследования являются работы российских ученых, в частности, динамика развития художественной деятельности детей дошкольного возраста в условиях различных образовательных программ проанализирована в работах Н.А. Ворониной, исследования проблемы «Организационно-педагогические условия взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьёй» представленные в работах таких ученых, как В.М. Иванова, Т.А. Куликова, Л.О. Павлова, А.В. Разумова, А.Э. Шапиро и другие.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ "Детский сад № 171 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Советского района РТ
Источниковая база исследования: информационно-библиографические и периодические издания по психологии, возрастной психологии, автоматизированные информационно-библиографические системы, справочная литература.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателей, а также родителями с целью художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Семья и дошкольная образовательная организация - два важных института социализации дошкольников. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Развитие личности ребёнка, его социализация происходит в общении, во взаимодействии с родителями. Стили общения, варианты родительского поведения являются условиями формирования ребёнка и они разные в различных семьях.
Первую послесемейную, общественную ступень в социальном развитии ребёнка занимает дошкольная образовательная организация. Для повышения эффективности работы с семьей важным является совершенствование взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Создание в ДОО единого психологического пространства способствует решению задач личностного и социального развития детей. Важным условием для реализации данной задачи является комплексная целенаправленная профессиональная деятельность всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, администрации.
Цель взаимодействия ДОО и семьи - создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации воспитания, координация воспитательных усилий, выработка общего подхода к вопросам изучения и воспитания ребенка. Задача педагога и психолога - помочь родителям найти верные педагогические решения, дать необходимые педагогические знания.
Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.
В ходе опытно-экспериментальной работы было организовано и проведено исследование, направленное на определение эффективных форм сотрудничества воспитателя с родителями в воспитании детей дошкольного возраста. С детьми экспериментальной группы была организована формирующая работа в сотрудничестве с родителями. Для этого нами были использованы разнообразные формы сотрудничества:
- родительское собрание
- организация консультативной деятельности.
- день открытых дверей;
- выпуск газеты;
- совместная детско-взрослая проектная деятельность;
- создание мини-библиотечки;
- конкурс плакатов;
- информационные стенды.
- присутствие родителей во время проведения игр с детьми;
- домашние задания для совместной работы родителей и детей.
В ходе контрольного этапа исследования нами было установлено, что в экспериментальной группе уровень сотрудничества с воспитателями находится на среднем и высоком уровне.
Анализ анкетирования педагогов экспериментальной группы показал повышение уровня профессионализма и компетентности педагогов. Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников вызвали у педагогов желание обновить содержание консультаций, дискуссий, сделать их более интересными, актуальными. Возникла потребность в самообразовании, поиске разнообразных методов общения с родителями. Это позволило перейти к новым формам отношений родителей и педагогов и реализовать открытость ДОО «внутрь». Педагоги стали готовы открыть себя в какой-либо деятельности, рассказать об успехах, поделиться тревогами, при этом соблюдая такт и избегая панибратства.
На контрольном этапе практически половина детей экспериментальной группы стала иметь высокий уровень художественно-эстетического развития, а половина средний уровень.
Таким образом, было отмечено, что после проведения формирующей работы, организованной в сотрудничестве воспитателей с родителями дети стали значительно чаще проявлять эмоциональную отзывчивость и художественно-эстетические основы.
Итак, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу работы о том, что взаимодействие ДОО с семьей будет эффективнее, если:
- педагогический процесс будет строиться с учётом имеющегося опыта воспитанников и на основе ФГОС ДО;
- если нетрадиционные формы взаимодействия ДОО и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;
- если в работе будут преобладать формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.
Развитие личности ребёнка, его социализация происходит в общении, во взаимодействии с родителями. Стили общения, варианты родительского поведения являются условиями формирования ребёнка и они разные в различных семьях.
Первую послесемейную, общественную ступень в социальном развитии ребёнка занимает дошкольная образовательная организация. Для повышения эффективности работы с семьей важным является совершенствование взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Создание в ДОО единого психологического пространства способствует решению задач личностного и социального развития детей. Важным условием для реализации данной задачи является комплексная целенаправленная профессиональная деятельность всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, администрации.
Цель взаимодействия ДОО и семьи - создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации воспитания, координация воспитательных усилий, выработка общего подхода к вопросам изучения и воспитания ребенка. Задача педагога и психолога - помочь родителям найти верные педагогические решения, дать необходимые педагогические знания.
Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.
В ходе опытно-экспериментальной работы было организовано и проведено исследование, направленное на определение эффективных форм сотрудничества воспитателя с родителями в воспитании детей дошкольного возраста. С детьми экспериментальной группы была организована формирующая работа в сотрудничестве с родителями. Для этого нами были использованы разнообразные формы сотрудничества:
- родительское собрание
- организация консультативной деятельности.
- день открытых дверей;
- выпуск газеты;
- совместная детско-взрослая проектная деятельность;
- создание мини-библиотечки;
- конкурс плакатов;
- информационные стенды.
- присутствие родителей во время проведения игр с детьми;
- домашние задания для совместной работы родителей и детей.
В ходе контрольного этапа исследования нами было установлено, что в экспериментальной группе уровень сотрудничества с воспитателями находится на среднем и высоком уровне.
Анализ анкетирования педагогов экспериментальной группы показал повышение уровня профессионализма и компетентности педагогов. Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников вызвали у педагогов желание обновить содержание консультаций, дискуссий, сделать их более интересными, актуальными. Возникла потребность в самообразовании, поиске разнообразных методов общения с родителями. Это позволило перейти к новым формам отношений родителей и педагогов и реализовать открытость ДОО «внутрь». Педагоги стали готовы открыть себя в какой-либо деятельности, рассказать об успехах, поделиться тревогами, при этом соблюдая такт и избегая панибратства.
На контрольном этапе практически половина детей экспериментальной группы стала иметь высокий уровень художественно-эстетического развития, а половина средний уровень.
Таким образом, было отмечено, что после проведения формирующей работы, организованной в сотрудничестве воспитателей с родителями дети стали значительно чаще проявлять эмоциональную отзывчивость и художественно-эстетические основы.
Итак, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу работы о том, что взаимодействие ДОО с семьей будет эффективнее, если:
- педагогический процесс будет строиться с учётом имеющегося опыта воспитанников и на основе ФГОС ДО;
- если нетрадиционные формы взаимодействия ДОО и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;
- если в работе будут преобладать формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.
Подобные работы
- Организация исследований по эффективной организации взаимодействия ДОО и семьи
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПИТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические условия организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй в вопросах физического воспитания дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Клуб «В гостях у Буратино» как форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей дошкольника
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей дошкольника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей как условие успешной адаптации детей к дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017



