ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КОМПАНИИ 6
1.1 Понятие и роль логистической системы предприятия 6
1.2 Методы анализа логистической системы компании 10
Выводы по первой главе 13
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ООО «ЧЕЛНЫ ЛОГИСТИК» 14
2.1 Характеристика предприятия ООО «Челны Логистик» 14
2.2 Оценка логистической системы ООО «Челны Логистик» 19
2.3 Оценка эффективности деятельности службы логистики и ее влияние на механизм осуществления логистических процессов на предприятии
ООО «Челны Логистик» 23
Выводы по второй главе 30
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ООО «ЧЕЛНЫ ЛОГИСТИК» 31
3.1 Выявление проблем в организации логистической системы и разработка
проекта мероприятий по ее совершенствованию 31
3.2 Эффективность использования информационных систем в организации
логистической системы предприятия 35
Выводы по третьей главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что логистическое управление в значительной степени воздействует на состояние финансово-экономического и правового обеспечения в рыночных условиях многообразных хозяйственных связей. Это, прежде всего, относится к рынку транспортных услуг, организации и функционированию складского хозяйства, к развитию транспортных служб в посреднических организациях и на предприятиях.
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства, важнейшим фактором эффективного развития экономики. Становление рыночных экономических отношений усиливает эту роль транспорта, так как при его непо - средственном участии формируются региональные товарные рынки. Логистическая система состоит из трех основных блоков производственного процесса: снабжения, производства, сбыта.
В настоящее время назрела необходимость использования логистического подхода к организации грузоперевозок и оказанию транспортных услуг. Объективная потребность логистической организации работы на автотранспортном предприятии (АТП) может быть объяснена следующими причинами. Во-первых, интегрированный инструментарий логистики, синтезирующий методологию общей теории систем, системотехники, кибернетики, маркетинга, менеджмента и других научных дисциплин, позволяет комплексно решать проблемы организации движения материальных потоков от мест их происхождения до мест применения (использования). Во-вторых, логистика создает условия для снятия противоречий между различными участниками транспортного процесса, так как предполагает сопряжение экономических интересов всех участников логистических цепей и систем.
Непростая экономическая ситуация в нашей стране, требует от работников автомобильного транспорта повышенного внимания при решении вопросов организации и управления автомобильными перевозками. При решении этих серьезных задач возникает необходимость повышения точности планирования, анализа и экономической оценки работы как крупных транспортных систем, так и отдельных автомобилей. Только на основе точных расчетов и анализа возможна разработка рациональных ресурсосберегающих схем перевозки грузов. Верное экономическое решение является залогом успешного развития автотранспортного предприятия и получения им стабильной прибыли. Таким образом, выбранная тема работы является достаточно актуальной.
Подход к объектам обеспечения товародвижения как к системам выражает одну из главных особенностей логистики - и науки, и сферы практической деятельности. Системное исследование - закономерная необходимость научнотехнического прогресса, позволяющая объединить и использовать самые прогрессивные и эффективные методы, которыми располагает наука. При изучении любых систем мы сталкиваемся с проблемой выявления принципов их построения, функционирования, а так же взаимодействия систем с окружающей средой.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию логистической системы предприятия ООО «Челны Логистик».
В работе предпринята попытка применить логистический подход в организации транспортных операций к конкретному автотранспортному предприятию.
Объектом управления, по отношению к которому необходимо разработать комплекс предполагаемых мероприятий, является автотранспортное предприятие ООО «Челны Логистик». Это предприятие занимается оказанием транспортных услуг и является одним из элементов транспортной и логистической системы РФ и РТ.
Предмет исследования - логистическая система исследуемого предприятия.
Основными задачами работы являются:
1) раскрыть сущность логистики, также рассмотреть логистические системы и принцип их функционирования;
2) проанализировать эффективность организации логистики на предприятии ООО «Челны Логистик»;
3) выявить проблемы в организации логистической системы и разработать
проект мероприятий по ее совершенствованию.
Важность исследования обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики только высокоорганизованные предприятия с качественным управлением могут добиться эффективной работы. Разрабатываемые предложения должны быть направлены на совершенствование транспортного процесса, повышение эффективности использования подвижного состава, сокращение его простоев, порожних пробегов и нерациональных перевозок.
В конечном счете реализация данных предложений способна обеспечить положительный эффект непосредственно на автотранспортном предприятии, улучшить основные показатели его работы и принести дополнительную прибыль.
Методы исследования. Материалами для исследования явились документы первичного бухгалтерского учета и периодической отчетности ООО «Челны Логистик», справочно-нормативные записи по использованию автомобильного транспорта и результаты наблюдений автора за организацией деятельности логистической службы на предприятии.
Общим теоретическим вопросам организации логистики на современном этапе посвящены исследования Омельченко, И.Н. Семенова, В.М. Терешкина, Носов Т.А , Клота А.Н, Мартынова М.Н, В. Алексеев, В.Г. Филоненко, В.Г. Зева- кова, A.M.
Характеристика современной логистической системы дана в работах Абрамова, О.А.
Результаты разработки могут иметь практическое значение для развития и совершенствования техники и технологии, могут быть использованы для следующих целей:
- для снижения трудоемкости производства;
- как основа для проведения дальнейших исследований;
- для расширения экспериментальных данных в исследуемой области.
Структура. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
Логистическая система состоит из трех основных блоков производственного процесса: снабжения, производства, сбыта.
Рассмотрение логистической деятельности предприятия как системы позволяет развивать способность логистических систем гибко реагировать и учитывать изменения в рыночной и производственной ситуациях. Тем самым можно разработать систему мероприятий, позволяющих повысить эффективность логистической деятельности предприятия, повысив, таким образом конкурентоспособность предприятия в целом. В принципе, логистическая система представляет собой некоторую производственную систему с обратной связью
В настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, уже недостаточно использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами. Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением в данной области является логистика.
Возрастающий интерес со стороны предпринимателей к логистике обусловлен потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материало проводящих систем. Практика показывает, что компании, использующие логистику добились преимущества перед конкурентами и значительно увеличили прибыль за счет снижения затрат связанные с сокращением производственных издержек в области ресурсного потенциала. Прохождение товара по различным техническим операциям производственного процесса занимает около 90% всех временных затрат. Применение логистики позволяет существенно сократить временной интервал на всех стадиях производственного цикла. Сокращение времени происходит в первую очередь в производственном процессе между приобретением сырья, материалов и доставкой готового продукта потребителю.
В процессе выполнения бакалаврской работы, в соответствии с ее целью, была собрана и систематизирована информация по теоретическому обоснованию и методологии функционирования производственной логистической системы; на основе анализа производственной деятельности исследуемого предприятия, были разработаны предложения по повышению эффективности управления логистическими системами ООО «Челны Логистик».
Компания ООО «Челны Логистик» входит в группу компаний «Челны Хлеб» и является логистическим оператором, оказывающим услуги по хранению, фасовке, доставке продукции. Оказываем транспортные услуги в ТС «Тэмле» (Н.Челны), ТС «Агат» (Сарапул, Ижевск, Чистополь, Альметьевск, Бугульма), ЗАО «Гулливер» (Ульяновск), ООО «Башбакаллея» (Уфа), ООО «Ижтрейдинг» (Ижевск). Доставку продукции на склад осуществляем собственными силами, среднемесячный объем составляет 3000 тонн. Так же мы полностью управляем местной доставкой и экспедированием груза ООО «ТЗС Волжско-Камский», обслуживающий в свою очередь торговые сети «Тэмле», «Агат», «Челны-Хлеб».
Следовательно, возможная прибыль от услуг с учетом резерва увеличения прибыли за счет роста объема реализации на 5% (1815 тыс. руб.) и снижения себестоимости (2134 тыс. руб.) составит:
36292 + 1815 + 2134 = 40241 тыс. руб.
На помощь специалистам в подобных ситуациях и направлена данная работа.
1. ГОСТ Р 51814.1-2004 (ИСО/ТУ 16949:2002) Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части. - М., 2012
2. Агафонова, А.Н. Логистические издержки: понятие, особенности формирования, классификация / А.Н. Агафонова. - Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2012 - 24 с.
3. Альбеков, А.У. Коммерческая логистика / А.У. Альбеков, О.А. Митько. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012 — 416 с.
4. Афитов, Э.А. Планирование на предприятии / Э.А. Афитов. - Мн.: Выш. шк., 2012. - 285 с.
5. Бауэрсокс, Д.Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок / Д.Дж. Бауэ- рокс, Д.Дж. Клосс. - М.: Олимп-бизнес, 2011. - 640 с.
6. Гаджинский, A.M. Логистика / А.М. Гаджинский. - М.: Маркетинг, 2012. - 408 с.
7. Герасимов, Б.И. Управление качеством / Б.И. Герасимов, Н.В. Зловина, С.П. Спиридонов. - М.: КНОРУС, 2014. - 272 с.
8. Гришанов, Г.М. Исследование систем управления / Г.М. Гришанов, С.В. Павлов. - Самара: Самар. гос. аэрокосм. ун.-т., 2014- 128 с.
9. Зеваков, A.M. Логистика производственных и товарных запасов / A.M. Зе- ваков, В.В. Петров. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2014. - 320с.
10. Канке, А.А. Логистика / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - М.: ФОРУМ ИН- ФРА-М, 2014 - 353 с.
11. Клевлин, А.И. Организация гармоничного производства / А.И. Клевлин, Н.К.Моисеева. - М.: Омега-Л, 2013. - 360 с.
12. Кристофер, М. Логистика и управление цепочками поставок / M. Кристофер. - СПб.: Питер, 2014 - 316 с.
13. Линдере, М.Р. Управление снабжением и запасами / М.Р. Линдере, Харольд Е. Фирон. - СПб.: Виктория Плюс, 2012. - 768 с.
14. Логистика: учеб. пособие / Б.А. Аникина [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 368 с.
15. Организация производства на предприятии / О.Г. Туровец [и др.]. - Ростов-на-Дону: Издательский центр МарТ, 2012. - 462 с.
16. Организация и планирование машиностроительного производства: учебник для ВУЗов / М.И. Ипатов [и др.]. - М.: МГУ, 2014- 220 с.
17. Сергеев, В.И. Логистические системы мониторинга цепей поставок / В.И. Сергеев, И.В. Сергеев. - М.: ИИФРА-М, 2013. - 172 с.
18. Филоненко, В.Г. Система материально-технического обеспечения. Маркетинг. Логистика / В.Г. Филоненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 154 с.
19. Абрамова, О.А. Организация логистической деятельности компании / О.А. Абрамова, Д. Медведев // Логинфо. - 2012 - №5-6. - С. 27-29.
20. Алексеева, Е.А. Анализ материального потока как этап процесса формирования логистической стратегии организации закупок / Е.А. Алексеева, А.В. Пахомова // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. - 2012 - № 4 (16). - С. 91-96.
21. Алексеев, В.Г. Как оценить и повысить эффективность цепочки поставщиков / В.Г. Алексеев // Стандарты и качество. - 2013. - № 10. - С. 106-110.
22. Ахметзянов, А.Г. Управление цепями поставок, партнерство при закупках / А.Г. Ахметзянов // Логинфо. - 2013. - №1. - С. 25-30.
23. Ахметзянов, А.Г. Стратегия работы с поставщиками / А.Г. Ахметзянов // Логинфо. - 2014- №2. - С. 44.
24. Балахонова, И.В. «Точно во время» для России через консигнацию / И.В. Балахонова, С.А. Волочков // Методы менеджмента качества. - 2011 - №2. - С.45.
25. Баумгартен, X. Задачи планирования и управления цепями поставок / X. Баумгартен, И. Байер, X. Штоммель // Логинфо. - 2012- № 11. - С. 51-54.
26. Березин В.В. Анализ качества как возможности для капиталовложений современной фирмы / В.В. Березин // Экономический анализ: теория и практика. - 2014 - № 9. - С. 42-45.
27. Бутрин, А.В. Критерии управления взаимосвязанными потоковыми процессами / А.В. Бутрин // Логистика. - 2014. - №4. - С. 29-32.
28. Быстров, А.С. Концепция преобразований компаний российской автомобильной промышленности / А.С. Быстров, В.А. Лапидус // Методы менеджмента качества. - 2014- №1. - С. 32.
29. Васильчук, А.В. Концепция обеспечения качества закупок в OA «КАМАЗ» / А.В. Васильчук, Р.Л. Резников // Методы менеджмента качества. - 2013. - №4. - С. 28-34.
30. Воронов, А.А. Показатели и методы оценки эффективности организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием / А.А. Воронов, В.Ф. Катичев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 4. - С. 98-108.
31. Клепач, А.И. Перспективы развития автомобильной промышленности России / А.И. Клепач // Логинфо. - 2014. - №12. - С. 8-10.
32. Клот, М. Стратегия будущего и движущие силы перемен в логистике / М. Клот, А. Кюн // Логинфо. - 2014. - № 9. - С. 24-29.
33. Кутин, А.А. Повышение качества продукции на основе создания интегрированных информационных систем управления и организации производства / А.А. Кутин //Вестникмашиностроения. - 2012. - №1. - С. 55.
34. Мартынов, В. Эффективные поставки через решение логистичекой задачи / В. Мартынов, В. Демина // Логинфо. - 2011. - №2. - С. 32.
35. Механизм стимулирования поставщиков за качеством работы, увеличением объема заказа / О.В. Павлов [и др.] // Управление большими системами. - 2012. - №3. - С. 28-46.
36. Механизм управления качеством работы поставщиков на основе бальных оценок / С.С. Кучерявенко [и др.] // Управление большими системами. - 2013. - №5. - С. 96-101.
37. Миронов, А.А. Конструирование системы выявления логистических издержек на предприятии / А.А. Миронов, А.В. Федоров // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. - 2014. - № 4. - С. 119-124.
38. Моделирование задачи параметрической координации в системе «поставщик заказчик» промышленного комплекса / А.В. Барвинок [и др.] // Вестник Самарского аэрокосмического университета. - 2013. - № 2. - С. 7-12.
39. Носов, А.Н. Анализ процесса поставок в связующем менеджменте / А.Н. Носов // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 7. - С. 14-20.
40. Омельченко, И.Н. Логистическая система основа создания эффективно действующих предприятий / И.Н. Омельченко // Вестник машиностроения. - 2012. - № 6. - С. 81.
41. Омельченко, И.Н. Минимизация общих издержек в логистической1цепи на основе управления рисками / И.Н. Омельченко // Вестник машиностроения. - 2012. - №5. - С. 73.
42. Омутов, С.В. Поставщики автопрома / С.В. Омутов // Качество и инновации в автомобилестроении РТ . - 2014. - №1. - С. 40.
43. Охотникова, О.А. На пути к эффективным закупкам / О.А. Охотникова // Логинфо. - 2013. - №12. - С. 34-46.
44. Пашков, B.H. Автомобильная промышленность России / В.Н. Пашков //Автомобильная промышленность. - 2013. - №3. - С. 5-8.
45. Романов, Ю.А. Показатели контроллинга цепочки поставок / Ю.А. Романов // Логинфо. - 2013. - №1. - С. 50.
46. Семенов, В.М. Эффективность логистических систем / В.М. Семенов // Маркетинг. - 2011. - №2. - С. 107-114.
47. Терешкина, Т.А. Логистический подход у управлению запасами / Т.А. Терешкина //Логистика. - 2012. - №3. - С. 20-23.
48. Фасхиев, Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия / Х.А. Фасхиев, Е.В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №4. - С. 5-9.
49. Юрченко, А.И. Опыт разработки и внедрения системы менеджмента качества / А.И. Юрченко // Автомобильная промышленность. - 2013. - № 4. - С. 13.