ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретическое исследование влияния рекламы на молодёжную аудиторию 6
1.1. Психологическая основа рекламного продукта 6
1.2. Методы психологического влияния рекламы на аудиторию 10
1.3 Психология влияния рекламы молодежь 19
2. Эмпирическое исследование влияния рекламы на молодёжную аудиторию 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Результаты исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что психология рекламы является относительно молодой отраслью психологической науки. Но с каждым годом темпы её развития растут. Реклама стала одним из постоянных спутников нашей жизни, однако динамично развивающееся информационное поле ставит перед каждым рекламистом задачу знания психологии потребителя. Актуальность темы исследования заключается в том, что развитие психологии рекламы как отрасли психологической прикладной науки очень важно. Известная фраза «реклама - двигатель прогресса» не лишена оснований, так как благодаря ей мы узнаем информацию о технических новинках, об инновационных технологиях, благодаря ей создаётся имидж бренда, конкурентная способность товара, благодаря ей потребитель узнает о достоинствах товаров и услуг и конечно же о наиболее выгодных ценах.
Современные наработки в области исследования психологического влияния рекламы (такие, как NLP, нейропсихология и нейромаркетинг) свидетельствуют об опасности зомбирования потребителя. Каждый следующий шаг в направлении создания всё более и более эффективного рекламного продукта с одной стороны улучшает позиции рекламодателя, но с другой - ухудшает степень самостоятельности покупателей. Но, законы рынка требуют повышения эффективности рекламной отрасли, поэтому те методы, механизмы и приемы, которые используются для этого, необходимо изучать и развивать.
Трудно переоценить роль рекламы в современном обществе. Ежедневное влияние способствует формированию покупательских предпочтений и она также принимает участие в становлении определённого социального поведения молодых людей, так как в силу возраста у них ослаблена барьерная функция сознания, которая необходима при оценке информации и её влияния.
Реклама, воздействуя молодёжную аудиторию, культивирует в них заботу о собственном имидже и необходимость постоянно быть в тренде. Эти модные тенденции и образы легко можно поменять, создать заново с помощью материальных вещей. У современной молодежи необходимость быть модным и создавать свой индивидуальный образ превратилась в своеобразный культ.
Актуальность данной проблемы и значимость её для психологической педагогической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Психологическое воздействие рекламы на молодёжную аудиторию».
В соответствии с названной темой определим её научный аппарат.
Цель - исследование влияния рекламы на молодёжную аудиторию.
Объект исследования - психология рекламного продукта.
Предмет исследования - влияние рекламы на молодёжную аудиторию.
Задачи исследования:
- определить психологическую основу рекламного продукта;
- описать методы психологического влияния рекламы на аудиторию;
- рассмотреть психологию влияния рекламы молодежь;
- организовать и провести эмпирическое исследование влияния рекламы на молодёжную аудиторию;
- проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования. Предполагается, что реклама влияет на молодежную аудиторию приемлемо и целесобразно, если она не вызывает негативных реакций, таких как раздражение, неприязнь, отвращение, не оскорбляет чувств определенных групп лиц (в ином случае реклама вызовет обратную реакцию).
Работа строится на трудах авторов Кохтева Н.Н., Ромата Е.В., Модестова С.Ю.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы;
моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединённые в рамках констатирующего эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: графический, сравнительный и математический анализ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- обоснованы показатели и описана характеристика рекламного продукта;
- обоснованы особенности психологического влияния рекламы;
Практическая значимость исследования заключается в том, что обосновано и экспериментальным путём определено воздействие рекламы на молодёжную аудиторию.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В результате проведённого исследования, включающего в себя анализ литературных данных и проведение эмпирического исследования по изучаемой проблеме необходимо отметить следующее.
С развитием средств массовой коммуникации рекламные сообщения стали всепроникающими: реклама в наше время носит массовый характер, с её помощью компаниям представилась возможность заявить о себе и своей продукции огромному количеству людей. Сегодня реклама воспринимается как уже неотъемлемая часть жизни, в современном мире реклама является мощным средством коммуникации между компанией и потенциальным потребителем.
Учитывая, что реклама - это мощное средство коммуникации, а также имеет массовый характер - сегодня она не только средство для формирования спроса и увеличения сбыта, но и сложное социокультурное явление, которое может трансформировать общественное мнение. Реклама для многих становится неким ориентиром в познании мира и формировании ценностей и установок, в связи с этим особо актуальным является вопрос о социальной ответственности бизнеса - созданная реклама не должна распространять негативные установки и каким-либо образом причинять вред потенциальным потребителям.
Молодёжь - исключительно перспективная целевая аудитория для финансового и производственного секторов. Её отличают динамика, амбициозное стремление не только узнать, но и попробовать новые продукты и услуги. Перспективные новинки неизбежно привлекают юношей и девушек, вызывая к себе всё больше интерес со стороны финансовых организаций.
Суть молодёжной рекламы в том, что она стала неотъемлемой и активной частью комплексной системы. В процессе работы проводилось исследование молодёжной аудитории. Анализ показал, что, несмотря на то, что компания довольно успешно работает в современных условиях, необходимо уделить особое внимание проблеме планирования рекламной деятельности на предприятии, чтобы избежать чрезмерных финансовых расходов, добиться поставленных целей, умело воздействовать на потенциальных потребителей продукции.
Резюмируя результаты первой главы мы пришли к выводам о том, что современная реклама являет собой эффективную форму коммуникации между потенциальным потребителем и брендом. Благодаря рекламе компания может донести целевой аудитории сообщение о товаре, себе или своем видении чего-то. Реклама является важным связующим звеном между продавцом и покупателем, может оказывать воздействие не только на покупательское поведение отдельных членов общества, но и на общественное мнение, во-первых благодаря своей массовости, во-вторых используя различные методы воздействия.
В результате психофизического эксперимента были выявлены субъективные различия реакции на предъявляемые зрительные стимулы. Данные различия соответствуют изначальному тематическому разделению рекламы.
Настоящая работа является попыткой построения комплексного психологического исследования психологической темы, как психологическое влияние рекламы на молодежную аудиторию.
В целом, выбранный подход, состоящий в сочетании и соотнесении субъективных и объективных показателей эмоционального влияния на зрительную стимуляцию, нам кажется весьма эффективным в научных целях, полезным в практических, в частности, для создания методики экспресс-диагностики эмоционального влияния рекламы на молодёжь.
Таким образом, проведённое исследование позволило получить предварительную оценку рекламного сообщения и позволило рассмотреть проблему с позиции молодежной аудитории.
В конечном счёте, цель данной работы была достигнута, а задачи решены. Мы рассмотрели рекламу как влияния на молодых людей. Изучили возможности и методы влияния рекламы на общественное мнение молодёжи и смогли определить особенности влияния рекламы на юношей и девушек.
Резюмируя нашу работу, мы подходим к итоговому выводу: использование влияния рекламного сообщения может сыграть основополагающую роль в восприятии не только рекламы, но и бренда в целом, а также может существенно повлиять на общественное мнение молодых людей, что влечёт за собой повышенную ответственность при создании рекламного сообщения.
По результатам анализа данных эмпирического исследования особенностей влияния рекламы на юношей и девушек, были сделаны следующие выводы:
1) По методике СД: реклама «Кока-кола», по оценкам испытуемых смогла повлиять на покупателей, т.е. они давали ей только положительные оценки, что несомненно повлечет за собой спрос на продукт. Реклама «Кофе» повлияла на молодых людей негативно, что гарантирет спад на данный продукт в молодежной аудитории.
2) По методике эмоциональные реагирования: под влиянием рекламы «Кока-кола» у молодых людей проявлялась такая эмоция, как радость. В ходе просмотра рекламы «Кофе» у молодых людей проявлялись такие эмоции, как гнев, отвращение и презрение
3) По методике дифференциальные эмоции реклама «Кока-кола» вызывала только позитив, потенциальными покупателями она была оценена позитивно: интерес, радость, а реклама «Кофе» - отвращение и гнев.
Исследуемые группы юношей и девушек являются достоверно однородными. При этом, между ними существуют значительные отличия в особенностях влияния на них рекламы. Для девушек при положительном влиянии на них рекламы значимо важнее красота и оригинальность, реакция, в основном, эстетическая, внешняя. Для юношей, для того, чтобы реклама на них повлияла, важна информативность, сюжетная линия.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что реклама влияет на молодежную аудиторию приемлемо и целесобразно, если она не вызывает негативных реакций, таких как раздражение, неприязнь, отвращение, не оскорбляет чувств определенных групп лиц, в ином случае реклама вызовет обратную реакцию.
1. Адлер, А. Понять природу человека : / А. Адлер. - Санкт-Петербург : Прогресс, 1997. - 256 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Москва : Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
3. Афанасьева, Ю. Л. Влияние рекламы на потребительское поведение молодёжи/ Ю. Л. Афанасьева // Известия высших учебных заведений. Пенза. ун-та. Сер. 9 Общественные науки. - 2009. - № 1. - С. 44-51.
4. Батыршина, А. Р Сервисология : учебное пособие / А. Р Батыршина. - Набережные Челны : НГТТИ, 2013. - 50 с.
5. Бове К.Л., Аренс УФ. Современная реклама. Тольятти: Довгань, 2014. - 704 с.
6. Великие мысли великих людей. Антология афоризма. В 3-х томах. Том 3.XIX - XX века.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. — С.698
7. Викентьев, И. Л. Приемы рекламы и PR : учебник / И. Л. Викеньтев - Москва : Бизнес -пресса, 2007. - 408 с.
8. Викентьев, И. Л. Приемы рекламы: методика для рекламодателей и реламистов / И. Л. Викентьев. Новосибирск : ЦЭРИС,1993. - 144 с.
9. Вульф, Н. Миф о красоте. Стереотипы против женщин./ Н. Вульф. - Москва : Альпина Нон Фикшн, 2016. - 446 с.
10. Галямов, A. А. Архетип как основная формообразующая модель рекламного дискурса / A. А. Г алямов, // Вестник Башкирского университета. - 2012. - № 1. - С.15.
11. Головлева, Е. Л. Основы рекламы : учебное пособие для вузов 2-е изд. / Е. Л. Головлева. Ростов-на-Дону : Феникс, 2005 . - 314 с.
12. Грошев, И. В. Полоролевые стереотипы в рекламе / И. В. Грошев // Психологический журнал. - 1998. - № 3. - С.11.
13. Дементий, Д. Как использовать силу архетипов в маркетинге
14. Долгополова, Н. Теория архетипов К. Г. Юнга и ее применение в графической рекламе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. taby27.ru/studentam_aspirantam/philos_design/vlij anie-j unga-na- dizajjn/teoriya-arxetipov-yunga-ee-primenenie-v-graficheskoj-reklame.html
15. Дуаз, В. Явление анкеровки / В. Дуаз // Психологический журнал. - Москва, 1994. - Т 15, №1. - С. 6.
16. Жеребило Т. В. Термины и понятия лингвистики: Общее
языкознание. Социолингвистика : словарь-справочник / Т В. Жеребило! - Назрань : Пилигрим, 2011. - 99 с.
17. Запрещена некорректная реклама туши Dior [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://lady.mail.ru/article/473931-zapreshhena-nekorrektnaja-
reklama-tushi-dior/
18. Иващенко, А. Теория архетипов и практика брендинга. [Электронный ресурс] // Advertology-наука о рекламе: информационный портал - Режим доступа: http://www.advertology.ru/article19720.html
19. Ильин, Е. П. Пол и гендер : учебное пособие / Е. П. Ильин. - Санкт- Петербург : Питер, 2010. - 686 с.
20. Кикова, Т М. Теоретические основы постмодернистской рекламы /Т. М. Кикова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2014. -№ 3. - С. 148-152.
21. Ковриженко М. Креатив в рекламе.- СПб.: Питер, 2004,- С.90)
22. Кон, И. С. Социологическая психология : учебное пособие / И. С. Ко н. - Москва : МОДЭК, 1999. - 560 с.
23. Ко тлер, Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер : учебник / Ф. Котлер. - Москва : Альпина Паблишерз, 2010. - 211 с.
24. Краткий психологический словарь : словарь/ Сост. Л. А. Карпенко;
под общ. Ред. А. В. Петровского* М. Г. Ярошевского1 - Москва : Политиздат, 1985. - 103 с.
25. Лебедев-Любимов, А. Н. Психология рекламы / А. Н. Лебедев- Любимов. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 368 с.
26. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. - Санкт-Петербург : Макет, 1995. - 311 с.
27. Липпман, У Общественное мнение : учебник / У! Липпман. - Москва : Общественное мнение, 2004. - 384 с.
28. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: Словарь-справочник. - М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000. — С. 461
29. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. - М.; Жуковский: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003.- С. 258
30. Мацумото, Д. Психология и культура : науч. изд. / Д. Мацумото! - Санкт-Петербург : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 718 с.
31. Мельник, Г. С. Mass media: психологические процессы и эффекты : учебное пособие / Г. С. Мельник - Санкт-Петербург: Санкт-Петерб. гос. ун-т, 1996. - 167 с.
32. Миронова А.А. «Откуда есть пошла реклама русская» (Эволюция рекламы в истории русского языка) // Русская речь. - 2013. - № 3. - С. 73-79.
33. Молчанов, И. Звуки и музыка в мерчендайзинге / И. В. Молчанов // Екатеринбургский магазин. - 2003. - № 5. - С.5-6 ; № 6. - С.10.
34. Молчанов, И. Полоролевые стереотипы в рекламе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor.org/recl5.htm
35. Мюнстерберг, Г. Основы психотехники / Г. Мюнстерберг. - Санкт- Петербург : П.Э.Т, 1996. - 352 c.
36. Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация// Социс.- 2002.- № 10.- С.88-94.
37. Овруцкий, А. В. Социальная философия потребления: методологические и теоретические аспекты : учебное пособие / А. В. Овруцкий. - Ростов на Дону : АСТ, 2010.-216 с.
38. Овчинникова, Н. Н. Рекламное дело : учебное пособие / Н. Н. Овчинникова. - Москва : Дашков и Ко! - 2009. - 368с.
39. Пономарева, А. М. Креатив в коммуникационном процессе : дис. ... др экон. наук : 08.00.05 / Пономарева Александра Михайловна. - Ростов, 2009 - 432 с.
40. Прохоров, Б. Б. Экология человека: терминологический словарь / Б. Б. Прохоров. - Ростов на дону : Феникс, 2005. - 476 с.
41. Психологический Словарь : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского! - Москва : Политиздат, 1990. - 124 с.
42. Резепов, И. Ш. Психология рекламы и PR : Учебное пособие / И. Ш. Резепов. - Москва : Дашков и К, 2008. - 224 с.
43. Росситер Д.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. 2-е изд. СПб.: Питер, 2014. - 656 с.
44. Рогинский, Я. Я. Антропология : учебник для студентов ун-тов / Я. Я. Рогинский, М. Г. Левин. - Москва : Высшая школа, 1978. — 341 с.
45. Рогожин, М. Ю. Теория и практика рекламной деятельности : учебное пособие / М. Ю. Рогожин. - Москва : РДЛ, 2006. - 208 с.
46. Савельева, Oi Oi Социология рекламного воздействия: учебное пособие / Os Os Савельева. - Москва : Рип-Холдинг, 2006. - 284 с.
47. Серегина Т.К., Титкова Л.М. Реклама в бизнесе. М.: Маркетинг, 2013. - 241 с.
48. Сирук, Е. Расовые стереотипы пошли на убыль. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://podrobnosti.ua/5007-rasovye-stereotipy-poshli-na- ubyl.html
49. Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности : учебное пособие / Г. У Солдатова. - Москва : Смысл, 1998. - 389 с.
50. Тоффлер О. Футурошок.- СПб.: Лань, 1997.- С. 244
51. Ульяновский, А. Маркетинговые коммуникации. 28 инструментов миллениума / А. Ульяновский. - Москва : ЭКСМО, 2008 - 432 с.
52. Ученова, В. В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа : учебник / В. В. Ученова., под. ред. Н. В. Старых. - Москва : ЮНИТИ- ДАНА, 1999. - 304 с.
53. Уэллс, У Реклама: принципы и практика: учебник / У Уэллс, Д. Бернет, С. Мориарти. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 736 с.
54. Федеральный закон от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе».
55. Хопкинс К. Реклама. Научный подход / К.Хопкинс - М., Альфа пресс, 2014. - 96 с.
56. Чалдини, Р. Психология влияния / Р .Чалдини. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 288 с.
57. Янчук, В. А. Социальное познание личности и особенности его организации [Электронный ресурс]/ Янчук В. А. - Режим доступа : http: // academy.edu.by / details / personnels/yanchuk/lectures/SocCogn.htm