ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ 12
1.1. Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства 12
1.2. Историко-правовые основы государственной поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства в РФ 19
1.3. Законодательная база и инструменты регулирования
государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России 30
Глава 2. Правовое регулирование государственной поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ 40
2.1. Право субъектов малого и среднего предпринимательства на
получение поддержки со стороны государства 40
2.2. Понятие и содержание правовых форм поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства 45
2.3. Специфика государственной политики поддержки малого и
среднего бизнеса в регионах РФ 56
Глава 3. Совершенствование государственной поддержки и регулирования малого и среднего предпринимательства в РФ 61
3.1. Формирование эффективной структуры государственной
поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса 61
3.2. Программно-целевое регулирование малого и среднего
предпринимательства в РФ 75
Заключение 89
Список использованной литературы и источников 92
Приложения
Глава 1. Теоретико-правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ 12
1.1. Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства 12
1.2. Историко-правовые основы государственной поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства в РФ 19
1.3. Законодательная база и инструменты регулирования
государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России 30
Глава 2. Правовое регулирование государственной поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ 40
2.1. Право субъектов малого и среднего предпринимательства на
получение поддержки со стороны государства 40
2.2. Понятие и содержание правовых форм поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства 45
2.3. Специфика государственной политики поддержки малого и
среднего бизнеса в регионах РФ 56
Глава 3. Совершенствование государственной поддержки и регулирования малого и среднего предпринимательства в РФ 61
3.1. Формирование эффективной структуры государственной
поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса 61
3.2. Программно-целевое регулирование малого и среднего
предпринимательства в РФ 75
Заключение 89
Список использованной литературы и источников 92
Приложения
Актуальность темы исследования. Полномасштабное экономическое развитие страны напрямую связано с совершенствованием правового регулирования предпринимательской деятельности, важное место в котором занимает малый и средний бизнес. Такая форма хозяйственной деятельности способствует экономическому росту страны, оказывает доминирующее влияние на решение социальных и научно-технических проблем, что ведет к росту благосостояния населения страны. В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г. в РФ (далее - Стратегия развития МСП) с форсированным развитием малого и среднего бизнеса связывают улучшение инновационного развития, отраслевой структуры экономики, а также социального развития и высокого уровня занятости. Создание инновационной экономики зависит от непосредственного участия субъектов малого и среднего бизнеса, которые, как отмечено в стратегии развития МСП, «в большей степени представлены в сферах с высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве».
Даже непрерывное регулирование малого и среднего бизнеса в России не позволяет ему сравниться с аналогичной формой хозяйствования передовых стран с развитой экономикой, по таким показателям, как продолжительность жизненного цикла, объему занятого населения и удельному весу сектора в ВВП. Ключевыми факторами, тормозящими развитие сектора экономики, остаются нестабильность законодательства, отсутствие последовательных мер поддержки, декларативный характер мер поддержки. Основной причиной этого является смещение понятий «малого» и «среднего» бизнеса, в отсутствии специального, целенаправленного и персонифицированного правового регулирования субъектов малого и среднего бизнеса. В контексте этого, нуждается в уточнении такие понятия, как «субъект малого и среднего предпринимательства» и «государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса».
Требует изучения то обстоятельство, что в силу наличия двухсторонней связи между правом и фактически регулируемым им отношениями за время существования нового закона от 24 июля 2007 г. №°209-ФЗ «О развитии малого и среднего препирательства в Российской Федерации» (далее - Закон о МСП) произошли серьезные изменения в хозяйственной практике субъектов малого и среднего предпринимательства и регулятивной деятельности профильных органов власти. К примеру, был сильно изменен механизм государственной поддержки МСП. Существенным изменением явилось разделение понятий государственная политика в области МСП и государственная поддержка. Государственная поддержка, по своей сущности, стала инструментом государственной политики. По названию закона также стало понятно, что акцент был смещен на политику развития, что уменьшило значение государственной поддержки МСП.
В то же время, значение государственной поддержки МСП только возросло, так как именно разграничение терминологии дало возможность выделить эффективный инструмент развития МСП. Учитывая возросший потенциал субъектов малого и среднего предпринимательства, значение государственной поддержки МСП только возрастает, особенно с учетом приоритетности использования косвенных методов воздействия на хозяйственную жизнь.
Однако, даже достаточно успешное законодательное воздействие на МСП, в стране наблюдается его незначительное развитие. Связано это, в первую очередь, с несоответствием права и правоприменительной практики.
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, № 31, ст. 4006.
Основная проблема концентрируется на уровне реализации и применения права. На данном уровне выделяются 2 основные проблемы:
1. Искажение законодательными актами нижестоящего уровня принципов закона;
2. Существующие противоречия между различными законами. Особый интерес взывает противоречие между Бюджетным кодексом и профильным законом в части бюджетного финансирования программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Кроме правовых причин, существуют и политические, экономические, организационные причины, по которым многие цели, закрепленные в законе, не достигаются на практике.
Вышесказанные проблемы возможно преодолеть с помощью существующих в законе правовых инструментов. Государственная поддержка, аккумулируя финансовые средства, путем эффективного ее функционирования, позволяет устранить или снизить влияние негативных факторов на МСП. Существенным остается проблема создания расширенных, четко проработанных и соответствующих принципам закона программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства как на федеральном, так и региональном уровне.
Степень научной разработанности темы исследования.
Определяющее значение малого и среднего бизнеса для российской экономики и его особая роль в решении важнейших социально-экономических задач обусловили формирование научного интереса к проблемам правового регулирования и обеспечения поддержки малого и среднего бизнеса как среди российских, так и зарубежных ученых.
На сегодняшний момент в отечественной юридической науке, существуют отдельные труды, посвященные правовым проблемам поддержки малого и среднего бизнеса. Различные аспекты нормативно-правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса затрагиваются в исследованиях Клочковой Е.В. «Вопросы правового регулирования деятельности и статус субъектов малого и среднего предпринимательства», Албегова Р.З. «Гражданско-правовые проблемы осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства», Демидовой Д.В. «Сделки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства» и других.
Отдельные вопросы малого и среднего бизнеса нашли отражение в диссертационных исследованиях ученых-экономистов, а именно: Чернышевой Ю.Г. «Г осударственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в контексте экономических противоречий», Поповой А.О. «Финансово-кредитная поддержка среднего предпринимательства», Манохина А.Ю. «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства» и других.
Однако, в правовой науке остаются недостаточно изученными вопросы о правовой сущности малого и среднего предпринимательства, правовые формы поддержки со стороны государства. Достаточно спорными являются вопросы участия субъектов малого и среднего бизнеса в гражданском обороте. Особый интерес вызывают критерии отнесения юридических лиц к субъектам малого и среднего бизнеса, закрепление в законодательных актах, а также выделение наиболее релевантных способов организации предпринимательской деятельности, создании необходимых ориентиров в соответствующей законотворческой деятельности.
Актуальность темы исследования и недостаточная проработанность в научной литературе предопределили тему исследования, постановку ее цели, задач, определение объекта и предмета исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе оказания поддержки государством малому и среднему бизнесу.
Предметом настоящего исследования являются правовые аспекты предоставления государственной поддержки субъектам МСП, в части функционирования программ развития МСП.
Цель настоящего исследования состоит в разработке на основе анализа существующей законодательной базы и правовой практики теоретических и практических положений, направленных на улучшение правовых механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:
- уточнить содержание такой правовой категории, как субъект малого и среднего предпринимательства и сформулировать критерии их выделения;
- проанализировать историко-правовые основы функционирования малого и среднего бизнеса в России;
- раскрыть правовой статус субъектов малого и среднего препирательства;
- проанализировать право субъектов малого и среднего бизнеса на получение поддержки со стороны государства и рассмотреть способы реализации данного права;
- выявить правовые формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
- раскрыть правовое регулирование финансовой поддержки как основной формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
- сформулировать основные цели и направления деятельности государственных органов в области законодательства по поддержке малого и среднего бизнеса;
- выработать предложения по совершенствованию правовых механизмов программно-целевой поддержки малого и среднего бизнеса.
Методологическую основу исследования составляют: всеобщие диалектические методы; общенаучные методы, в частности, системный метод, логический метод, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия; частнонаучные методы, среди которых следует отдельно обозначить юридические методы - формально - юридический метод, метод сравнительного правоведения, метод технико-юридического анализа, а также методы других наук - исторический метод, статистический метод, лингвистический метод. Указанные методы были использованы в их взаимосвязи и взаимообусловленности, что позволило автору изучить предмет диссертационного исследования целостно и всесторонне.
Теоретическую основу исследования составили труды исследователей в сфере предпринимательского права, таких как: Аганина Р.Н., Албегов Р.З., Андреев В.К., Андреева Л.В., Афанасьева Е.Г., Белых В.С., Гущин В.В., Звездина Т.М., Прохорская А.Ю., Хорькова Ю.А., Шиянов А.В., Чимбеев А.Н. и др.
Нормативной основой исследования стали нормативно-правовые акты Российской Федерации, в частности: Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, а именно: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», иные подзаконные акты такие как: акты Президента Российской Федерации, Правительства РФ, его министерств и ведомств, законодательство субъектов Российской Федерации, зарубежная литература.
Эмпирическая основа исследования состоит из анализа судебно-арбитражной практики, например, постановлений и иных актов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; решений арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов; материал, представленный в сети Интернет и в средствах массовой информации.
Основные положения исследования:
1. Система правовых форм и средств государственной поддержки МСП - это совокупность упорядоченных и установленных нормативно-правовыми актами способов взаимодействия органов государственной власти с субъектами МСП в сфере предоставления последним государственной поддержки для достижения юридически закрепленных целей государственной политики в сфере МСП, включающая в себя подсистему правовых форм и подсистему правовых средств, определяющих функционирование прямых и обратных связей в области государственной поддержки МСП, урегулированной правом. В свою очередь, сама система правовых форм и средств является подсистемой правового регулирования, включающей все правовые аспекты МСП.
2. Предлагается определение государственной поддержки МСП в объективном юридическом смысле как института предпринимательского права, регулирующего отношения государства, в лице компетентных органов и субъектов МСП, отвечающих установленным в законодательстве требованиям по обеспечению материальными, финансовыми, информационными и иными ресурсами, на основе соблюдения интересов всех вовлеченных субъектов, посредством использования преимущественно частноправовых мер регулирования, в первую очередь договора.
3. Предложено классифицировать формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в зависимости от массовости ее получения на общие и специальные. При этом для отнесения к специальным формам поддержки необходимо учитывать соответствие требованиям Закона о развитии МСП: среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, а также доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за тот же период, независимости малого и среднего предпринимательства, этапу жизненного цикла субъекта предпринимательства, отрасли и региону деятельности таких субъектов.
4. Подсистема правовых средств государственной поддержки МСП характеризуется конкретной направленностью на достижение целей политики в области МСП, и представляет собой конкретные виды сделок, заключаемых уполномоченными органами государственной власти с субъектами МСП в рамках государственной поддержки, и нормативно-правовые акты в указанной области. Наиболее существенными из нормативно-правовых актов представляются программы развития МСП, в наибольшей мере отвечающие общепризнанному компромиссному научно-правовому пониманию средств как инструмента достижения юридически значимой цели.
5. Развитие программно-целевых средств поддержки МСП позволяет эффективно осуществлять меры их поддержки, причем данные программы не являются административным барьером, а, напротив, расширяют возможности МСП. В то же время правовой режим некоторых разновидностей программ поддержки МСП оказывается уязвимым. Уточнение правового режима ведомственных программ развития МСП возможно посредством: установления возможности делегирования полномочий Правительства РФ в части разработки и принятия отраслевых программ развития МСП федеральным органам исполнительной власти; указания на их нормативную природу; установления приоритета федеральных программ развития субъектов МСП в части определения их базисной; закрепления компетенции Правительства РФ понормативно-правовому регулированию деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке ведомственных программ развития МСП.
6. Реализация потенциала программно-целевых методов государственной поддержки как важнейших правовых средств возможна лишь при соблюдении следующих гарантий: собственно, юридические;
финансовые; профессионализма, ответственности государственных органов и должностных лиц; участия общественности в разработке программ; предварительной и последующей оценки регулирующего воздействия.
7. В правовой науке недостаточно внимания уделяется некоторым моментам индикативного планирования, в частности, такому понятию, как «показатель программы». В то же время уточнение статуса показателей программ развития МСП, в части их оценочного потенциала и как способа определения юридической ответственности органов государственной власти, а также разработка показателей эффективности данных программ со стороны общественных институтов - координационных советов по развитию МСП, должно повысить эффект от реализации программных мероприятий.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении значения и роли субъектов малого и среднего бизнеса в развитии экономики Российской Федерации. Вносятся предложения о необходимости мер поддержки государством субъектов МСП. Проанализированы меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах.
Практическая значимость настоящей работы выражается в том, что разработаны отдельные положения необходимых мер поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, реализация которых позволит качественным образом изменить социально-экономическую обстановку в стране. Материалы магистерской диссертации могут быть использованы в рамках преподавания курсов предпринимательского права.
Структура настоящего исследования, обусловленная его целью и задачами, включает в себя введение, три главы, состоящие из восьми параграфов, заключение, список использованной литературы и источников.
Даже непрерывное регулирование малого и среднего бизнеса в России не позволяет ему сравниться с аналогичной формой хозяйствования передовых стран с развитой экономикой, по таким показателям, как продолжительность жизненного цикла, объему занятого населения и удельному весу сектора в ВВП. Ключевыми факторами, тормозящими развитие сектора экономики, остаются нестабильность законодательства, отсутствие последовательных мер поддержки, декларативный характер мер поддержки. Основной причиной этого является смещение понятий «малого» и «среднего» бизнеса, в отсутствии специального, целенаправленного и персонифицированного правового регулирования субъектов малого и среднего бизнеса. В контексте этого, нуждается в уточнении такие понятия, как «субъект малого и среднего предпринимательства» и «государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса».
Требует изучения то обстоятельство, что в силу наличия двухсторонней связи между правом и фактически регулируемым им отношениями за время существования нового закона от 24 июля 2007 г. №°209-ФЗ «О развитии малого и среднего препирательства в Российской Федерации» (далее - Закон о МСП) произошли серьезные изменения в хозяйственной практике субъектов малого и среднего предпринимательства и регулятивной деятельности профильных органов власти. К примеру, был сильно изменен механизм государственной поддержки МСП. Существенным изменением явилось разделение понятий государственная политика в области МСП и государственная поддержка. Государственная поддержка, по своей сущности, стала инструментом государственной политики. По названию закона также стало понятно, что акцент был смещен на политику развития, что уменьшило значение государственной поддержки МСП.
В то же время, значение государственной поддержки МСП только возросло, так как именно разграничение терминологии дало возможность выделить эффективный инструмент развития МСП. Учитывая возросший потенциал субъектов малого и среднего предпринимательства, значение государственной поддержки МСП только возрастает, особенно с учетом приоритетности использования косвенных методов воздействия на хозяйственную жизнь.
Однако, даже достаточно успешное законодательное воздействие на МСП, в стране наблюдается его незначительное развитие. Связано это, в первую очередь, с несоответствием права и правоприменительной практики.
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, № 31, ст. 4006.
Основная проблема концентрируется на уровне реализации и применения права. На данном уровне выделяются 2 основные проблемы:
1. Искажение законодательными актами нижестоящего уровня принципов закона;
2. Существующие противоречия между различными законами. Особый интерес взывает противоречие между Бюджетным кодексом и профильным законом в части бюджетного финансирования программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Кроме правовых причин, существуют и политические, экономические, организационные причины, по которым многие цели, закрепленные в законе, не достигаются на практике.
Вышесказанные проблемы возможно преодолеть с помощью существующих в законе правовых инструментов. Государственная поддержка, аккумулируя финансовые средства, путем эффективного ее функционирования, позволяет устранить или снизить влияние негативных факторов на МСП. Существенным остается проблема создания расширенных, четко проработанных и соответствующих принципам закона программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства как на федеральном, так и региональном уровне.
Степень научной разработанности темы исследования.
Определяющее значение малого и среднего бизнеса для российской экономики и его особая роль в решении важнейших социально-экономических задач обусловили формирование научного интереса к проблемам правового регулирования и обеспечения поддержки малого и среднего бизнеса как среди российских, так и зарубежных ученых.
На сегодняшний момент в отечественной юридической науке, существуют отдельные труды, посвященные правовым проблемам поддержки малого и среднего бизнеса. Различные аспекты нормативно-правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса затрагиваются в исследованиях Клочковой Е.В. «Вопросы правового регулирования деятельности и статус субъектов малого и среднего предпринимательства», Албегова Р.З. «Гражданско-правовые проблемы осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства», Демидовой Д.В. «Сделки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства» и других.
Отдельные вопросы малого и среднего бизнеса нашли отражение в диссертационных исследованиях ученых-экономистов, а именно: Чернышевой Ю.Г. «Г осударственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в контексте экономических противоречий», Поповой А.О. «Финансово-кредитная поддержка среднего предпринимательства», Манохина А.Ю. «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства» и других.
Однако, в правовой науке остаются недостаточно изученными вопросы о правовой сущности малого и среднего предпринимательства, правовые формы поддержки со стороны государства. Достаточно спорными являются вопросы участия субъектов малого и среднего бизнеса в гражданском обороте. Особый интерес вызывают критерии отнесения юридических лиц к субъектам малого и среднего бизнеса, закрепление в законодательных актах, а также выделение наиболее релевантных способов организации предпринимательской деятельности, создании необходимых ориентиров в соответствующей законотворческой деятельности.
Актуальность темы исследования и недостаточная проработанность в научной литературе предопределили тему исследования, постановку ее цели, задач, определение объекта и предмета исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе оказания поддержки государством малому и среднему бизнесу.
Предметом настоящего исследования являются правовые аспекты предоставления государственной поддержки субъектам МСП, в части функционирования программ развития МСП.
Цель настоящего исследования состоит в разработке на основе анализа существующей законодательной базы и правовой практики теоретических и практических положений, направленных на улучшение правовых механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:
- уточнить содержание такой правовой категории, как субъект малого и среднего предпринимательства и сформулировать критерии их выделения;
- проанализировать историко-правовые основы функционирования малого и среднего бизнеса в России;
- раскрыть правовой статус субъектов малого и среднего препирательства;
- проанализировать право субъектов малого и среднего бизнеса на получение поддержки со стороны государства и рассмотреть способы реализации данного права;
- выявить правовые формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
- раскрыть правовое регулирование финансовой поддержки как основной формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
- сформулировать основные цели и направления деятельности государственных органов в области законодательства по поддержке малого и среднего бизнеса;
- выработать предложения по совершенствованию правовых механизмов программно-целевой поддержки малого и среднего бизнеса.
Методологическую основу исследования составляют: всеобщие диалектические методы; общенаучные методы, в частности, системный метод, логический метод, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия; частнонаучные методы, среди которых следует отдельно обозначить юридические методы - формально - юридический метод, метод сравнительного правоведения, метод технико-юридического анализа, а также методы других наук - исторический метод, статистический метод, лингвистический метод. Указанные методы были использованы в их взаимосвязи и взаимообусловленности, что позволило автору изучить предмет диссертационного исследования целостно и всесторонне.
Теоретическую основу исследования составили труды исследователей в сфере предпринимательского права, таких как: Аганина Р.Н., Албегов Р.З., Андреев В.К., Андреева Л.В., Афанасьева Е.Г., Белых В.С., Гущин В.В., Звездина Т.М., Прохорская А.Ю., Хорькова Ю.А., Шиянов А.В., Чимбеев А.Н. и др.
Нормативной основой исследования стали нормативно-правовые акты Российской Федерации, в частности: Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, а именно: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», иные подзаконные акты такие как: акты Президента Российской Федерации, Правительства РФ, его министерств и ведомств, законодательство субъектов Российской Федерации, зарубежная литература.
Эмпирическая основа исследования состоит из анализа судебно-арбитражной практики, например, постановлений и иных актов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; решений арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов; материал, представленный в сети Интернет и в средствах массовой информации.
Основные положения исследования:
1. Система правовых форм и средств государственной поддержки МСП - это совокупность упорядоченных и установленных нормативно-правовыми актами способов взаимодействия органов государственной власти с субъектами МСП в сфере предоставления последним государственной поддержки для достижения юридически закрепленных целей государственной политики в сфере МСП, включающая в себя подсистему правовых форм и подсистему правовых средств, определяющих функционирование прямых и обратных связей в области государственной поддержки МСП, урегулированной правом. В свою очередь, сама система правовых форм и средств является подсистемой правового регулирования, включающей все правовые аспекты МСП.
2. Предлагается определение государственной поддержки МСП в объективном юридическом смысле как института предпринимательского права, регулирующего отношения государства, в лице компетентных органов и субъектов МСП, отвечающих установленным в законодательстве требованиям по обеспечению материальными, финансовыми, информационными и иными ресурсами, на основе соблюдения интересов всех вовлеченных субъектов, посредством использования преимущественно частноправовых мер регулирования, в первую очередь договора.
3. Предложено классифицировать формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в зависимости от массовости ее получения на общие и специальные. При этом для отнесения к специальным формам поддержки необходимо учитывать соответствие требованиям Закона о развитии МСП: среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, а также доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за тот же период, независимости малого и среднего предпринимательства, этапу жизненного цикла субъекта предпринимательства, отрасли и региону деятельности таких субъектов.
4. Подсистема правовых средств государственной поддержки МСП характеризуется конкретной направленностью на достижение целей политики в области МСП, и представляет собой конкретные виды сделок, заключаемых уполномоченными органами государственной власти с субъектами МСП в рамках государственной поддержки, и нормативно-правовые акты в указанной области. Наиболее существенными из нормативно-правовых актов представляются программы развития МСП, в наибольшей мере отвечающие общепризнанному компромиссному научно-правовому пониманию средств как инструмента достижения юридически значимой цели.
5. Развитие программно-целевых средств поддержки МСП позволяет эффективно осуществлять меры их поддержки, причем данные программы не являются административным барьером, а, напротив, расширяют возможности МСП. В то же время правовой режим некоторых разновидностей программ поддержки МСП оказывается уязвимым. Уточнение правового режима ведомственных программ развития МСП возможно посредством: установления возможности делегирования полномочий Правительства РФ в части разработки и принятия отраслевых программ развития МСП федеральным органам исполнительной власти; указания на их нормативную природу; установления приоритета федеральных программ развития субъектов МСП в части определения их базисной; закрепления компетенции Правительства РФ понормативно-правовому регулированию деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке ведомственных программ развития МСП.
6. Реализация потенциала программно-целевых методов государственной поддержки как важнейших правовых средств возможна лишь при соблюдении следующих гарантий: собственно, юридические;
финансовые; профессионализма, ответственности государственных органов и должностных лиц; участия общественности в разработке программ; предварительной и последующей оценки регулирующего воздействия.
7. В правовой науке недостаточно внимания уделяется некоторым моментам индикативного планирования, в частности, такому понятию, как «показатель программы». В то же время уточнение статуса показателей программ развития МСП, в части их оценочного потенциала и как способа определения юридической ответственности органов государственной власти, а также разработка показателей эффективности данных программ со стороны общественных институтов - координационных советов по развитию МСП, должно повысить эффект от реализации программных мероприятий.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении значения и роли субъектов малого и среднего бизнеса в развитии экономики Российской Федерации. Вносятся предложения о необходимости мер поддержки государством субъектов МСП. Проанализированы меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах.
Практическая значимость настоящей работы выражается в том, что разработаны отдельные положения необходимых мер поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, реализация которых позволит качественным образом изменить социально-экономическую обстановку в стране. Материалы магистерской диссертации могут быть использованы в рамках преподавания курсов предпринимательского права.
Структура настоящего исследования, обусловленная его целью и задачами, включает в себя введение, три главы, состоящие из восьми параграфов, заключение, список использованной литературы и источников.
Российское предпринимательство, насчитывающее более чем тысячелетнюю историю, сталкивалось с многочисленными вызовами, среди которых постоянное реформирование и патерналистское отношение государства. Это с полным правом относится также и к малому и среднему предпринимательству. В течение длительного периода формировалась система государственной поддержки предпринимательства, на каждом историческом этапе воплощавшаяся в своих различных ипостасях от нормативного закрепления физической защиты предпринимателей до осуществления политики протекционизма. Со времени формирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России, данное явление получило новое содержание, отразившееся в законодательстве. Произошло разграничение нормативной политики в области малого и среднего предпринимательства и его государственной поддержки, ранее составлявшее единый комплекс регулирования.
В настоящее время государственная поддержка МСП представляет собой в объективном юридическом смысле институт предпринимательского права, регулирующий отношения государства, в лице компетентных органов и субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающих установленным в законодательстве требованиям, по обеспечению материальными, финансовыми, информационными и иными ресурсами, на основе соблюдения интересов всех вовлеченных субъектов, посредством использования преимущественно частноправовых мер регулирования, в первую очередь договора.
С принятием профильного закона, регулирующего деятельность МСП, происходит пересмотр сложившихся форм и средств государственной поддержки. Серьезное значение приобретают программно-целевые средства, преимущественно регионального уровня, в силу рамочного характера закона, субъекты РФ приобретают большие полномочия по регулированию данной сферы, в том числе дополнением федерального закона иными мерами поддержки МСП.
В настоящее время меры государственной поддержки характеризуются следующими признаками: возможность применения к малому и среднему предпринимательству; стимулирующий характер; селективность используемых финансовых и имущественных средств; закрепленность в подобном качестве в законодательстве, для прямых мер в профильном федеральном и региональных законах, для косвенных в сопутствующем законодательстве. Признак селективности характеризует такие формы государственной поддержки как финансовая и имущественная, наделение же информационной и консультационной поддержки иным содержанием исходит из особенностей правового режима информации.
В целях развития программно-целевых средств регулирования МСП Необходимо уточнение правового статуса ведомственных программ развития малого и среднего предпринимательства посредством законодательного установления возможность делегирования полномочий Правительства РФ федеральным органам исполнительной власти изложив п. 2 ст. 3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» в следующей редакции: «федеральные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные акты Правительства РФ, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в т.ч. отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в Российской Федерации, и разработанные на их основе в порядке, определяемом Правительством РФ нормативные акты федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции, с указанием объема и источников их финансирования результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий».
Для успешного же осуществления программных мероприятий, важно соблюдения следующих гарантий: собственно юридические; финансовые; профессионализма; ответственности государственных органов и должностных лиц; участие общественности в разработке программ; предварительная и последующая оценка регулирующего воздействия. Для привлечения же субъектов к осуществлению мероприятий данных программ важно осуществлять делегирование не отдельных государственных полномочий хозяйствующим субъектам, а привлекать их к проведению конкретных мероприятий посредством иных юридических процедур, поскольку профильный закон не допускает передачу функций государства в области развития малого и среднего предпринимательства иным субъектам, помимо органов местного самоуправления. Показатели эффективности программ имеют помимо экономического, также и юридическое значение в ключе ответственности государственных органов — разработчиков и исполнителей программ и принятия решений о дальнейшем финансировании мероприятий или его прекращения.
Важнейшей гарантией эффективности данных программ является предварительная и последующая оценка регулирующего воздействия. При этом важно отдельно отслеживать антропологическую составляющую, в обязательном порядке учитывать психологические факторы, принимать меры к повышению уровня правосознания субъектов малого и среднего предпринимательства - важнейшее условие эффективности проводимых преобразований.
В рамках проведенного исследования было зафиксировано широкое использование программно-целевых методов развития МСП как в развитых, так и развивающихся странах, что позволяет говорить об их эффективности. При этом имплементация как норм о программировании, так и иных профильных норм должна соответствовать определенным принципам, к числу которых относится учет национальных особенностей и постоянный мониторинг и исследования эффективности заимствований.
Таким образом, реформирование государственной поддержки на современном этапе сводится к расширению использования программно-целевых средст, имплементации норм зарубежного права.
В настоящее время государственная поддержка МСП представляет собой в объективном юридическом смысле институт предпринимательского права, регулирующий отношения государства, в лице компетентных органов и субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающих установленным в законодательстве требованиям, по обеспечению материальными, финансовыми, информационными и иными ресурсами, на основе соблюдения интересов всех вовлеченных субъектов, посредством использования преимущественно частноправовых мер регулирования, в первую очередь договора.
С принятием профильного закона, регулирующего деятельность МСП, происходит пересмотр сложившихся форм и средств государственной поддержки. Серьезное значение приобретают программно-целевые средства, преимущественно регионального уровня, в силу рамочного характера закона, субъекты РФ приобретают большие полномочия по регулированию данной сферы, в том числе дополнением федерального закона иными мерами поддержки МСП.
В настоящее время меры государственной поддержки характеризуются следующими признаками: возможность применения к малому и среднему предпринимательству; стимулирующий характер; селективность используемых финансовых и имущественных средств; закрепленность в подобном качестве в законодательстве, для прямых мер в профильном федеральном и региональных законах, для косвенных в сопутствующем законодательстве. Признак селективности характеризует такие формы государственной поддержки как финансовая и имущественная, наделение же информационной и консультационной поддержки иным содержанием исходит из особенностей правового режима информации.
В целях развития программно-целевых средств регулирования МСП Необходимо уточнение правового статуса ведомственных программ развития малого и среднего предпринимательства посредством законодательного установления возможность делегирования полномочий Правительства РФ федеральным органам исполнительной власти изложив п. 2 ст. 3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» в следующей редакции: «федеральные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные акты Правительства РФ, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в т.ч. отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в Российской Федерации, и разработанные на их основе в порядке, определяемом Правительством РФ нормативные акты федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции, с указанием объема и источников их финансирования результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий».
Для успешного же осуществления программных мероприятий, важно соблюдения следующих гарантий: собственно юридические; финансовые; профессионализма; ответственности государственных органов и должностных лиц; участие общественности в разработке программ; предварительная и последующая оценка регулирующего воздействия. Для привлечения же субъектов к осуществлению мероприятий данных программ важно осуществлять делегирование не отдельных государственных полномочий хозяйствующим субъектам, а привлекать их к проведению конкретных мероприятий посредством иных юридических процедур, поскольку профильный закон не допускает передачу функций государства в области развития малого и среднего предпринимательства иным субъектам, помимо органов местного самоуправления. Показатели эффективности программ имеют помимо экономического, также и юридическое значение в ключе ответственности государственных органов — разработчиков и исполнителей программ и принятия решений о дальнейшем финансировании мероприятий или его прекращения.
Важнейшей гарантией эффективности данных программ является предварительная и последующая оценка регулирующего воздействия. При этом важно отдельно отслеживать антропологическую составляющую, в обязательном порядке учитывать психологические факторы, принимать меры к повышению уровня правосознания субъектов малого и среднего предпринимательства - важнейшее условие эффективности проводимых преобразований.
В рамках проведенного исследования было зафиксировано широкое использование программно-целевых методов развития МСП как в развитых, так и развивающихся странах, что позволяет говорить об их эффективности. При этом имплементация как норм о программировании, так и иных профильных норм должна соответствовать определенным принципам, к числу которых относится учет национальных особенностей и постоянный мониторинг и исследования эффективности заимствований.
Таким образом, реформирование государственной поддержки на современном этапе сводится к расширению использования программно-целевых средст, имплементации норм зарубежного права.
Подобные работы
- Правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Финансирование программ поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации на примере Приволжского федерального округа
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России (Московский Университет им. Витте)
Курсовые работы, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



