Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательской компетенции учащихся в процессе изучения географии 11
1.1 Социальный заказ на формирование исследовательской
компетенции 11
1.2 Исследовательская компетенция учащихся: сущность, структурные
компоненты и их характеристика 17
1.3 Теоретические аспекты формирования исследовательской
компетенции учащихся 34
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе
изучения географии 41
2.1 Методы и методики исследования. Результаты констатирующего
этапа эксперимента 41
2.2 Апробация разработанного учебно-методического обеспечения формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов
и результаты формирующего этапа эксперимента 53
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования по формированию исследовательской компетенции учащихся 6-х классов
в процессе изучения географии 62
Заключение 79
Список литературы 84
Приложение 1. Адаптированная рабочая программа по географии для 6 класса 91
Приложение 2. Рабочая программа внеурочной работы «Основы исследовательской деятельности» для 6 класса 114
Приложение 3. Анкетирование «Определение уровня
сформированности мотивационного компонента»
Приложение 4. Тестирование «Теоретические основы исследования» Приложение 5. Анкетирование «Определение уровня сформированности рефлексивного компонента»
Приложение 6. Практико-ориентированный срез
Актуальность темы исследования. На современном этапе целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Она обусловлена социальным заказом на творческую личность со сформированной исследовательской компетенцией, способную к постоянному научному поиску. Когда в школе дают одни теоретические знания, а жизнь жестко ставит в рамки необходимости опыта практической деятельности в изменяющихся условиях, обучение для учеников превращается лишь в формальную обязанность, которую они выполняют без особого энтузиазма, при этом получают соответствующее качество. В связи с тем, что современная система образования обязана реагировать на изменившийся социальный заказ в сторону творческой личности, способной на постоянный научный поиск и, как следствие, приспособленной к постоянным изменениям в жизни, возникла необходимость модернизации. Её структура и объем зависит от изменяемости самой системы: иного целеполагания, отбора содержания программ, организации непосредственного образовательного процесса, рефлексии.
В современной перестройке образовательной системы процесс информатизации играет большую роль, а также характеризуется переходом от знаниевого к компетентностному подходу. Таким образом, субъекты, способные находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию оказываются в наиболее выигрышном положении. Данные показатели относятся к исследовательской компетенции, но их ряд шире. Исследовательская компетенция не сводится к поиску и обработке информации, обучающимся необходимо овладеть целым рядом умений.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее, ФГОС ООО), к требованиям, которые предъявляют к обучающимся, относят следующее: готовность и способность к познавательной деятельности; овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; овладение действиями постановки и разрешения проблем, выдвижения гипотез и их обоснования; самостоятельный поиск методов решения творческих и практических задач, основными понятиями, методами, методиками и приемами; овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов [57].
В исследовательском процессе у учащихся развивается способность к творчеству, появляются возможности её реализации в повседневной жизни. Процесс формирования исследовательской компетенции - многоаспектный и сложный процесс. Она находится под влиянием целой системы факторов.
Стоит отметить роль географической науки в формировании исследовательской компетенции учащихся. Это уникальная наука, стоящая на стыке гуманитарных и естественно-научных дисциплин, она обладает огромной мета-и межпредметностью, что обеспечивает широкий кругозор, формирование логических мыслительных умений, поиск причин и формулировку их следствий. При творческом подходе учителя, география становится не только учебным предметом, но и областью взаимодействия типа человек-человек, человек - информация, человек - природа, человек - искусство. Это полигон, на котором формируется целостная, комплексно развитая личность с потребностью познания мира и своего места в нем.
Специфика естественнонаучных предметов, в том числе школьной географии, обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.
Степень изученности проблемы исследования. Проблема познавательной, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся освещена в трудах известных педагогов и психологов (Ю.К.Бабанский, И.С.Батракова, В.В.Давыдов, А.Я.Дудецкий, А.Н.Леонтьев, П.И.Пидкасистый, А.Н.Поддьяков, А.В.Усова и др).
В исследованиях по методике обучения географии рассматриваются отдельные вопросы организации исследовательской деятельности учащихся с целью формирования системы географических знаний, общеучебных и исследовательских умений и навыков (И.И.Баринова, А.В.Даринский, Л.М.Панчешникова, Д.П.Финаров, С.И. Бекетова, Р.И. Гайсин, Г.С. Самигуллина и др).
Изучение научной литературы и анализ образовательной практики по проблеме исследования позволили выявить следующие противоречия, между:
- социальным заказом на творчески мыслящих выпускников школ, способных осваивать передовые технологии, обладающих исследовательской компетенцией и отсутствием четкой системы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по географии;
- интеллектуальными, информационными возможностями современных школьников и степенью их мотивации к ведению научного исследования;
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к исследовательским умениям учащихся и дефицитом качественного учебно-методического обеспечения, необходимого для процесса формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии.
Таким образом, анализ степени изученности проблемы исследования и образовательной практики позволяет констатировать, что проблема формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии не нашла достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике.
Проблема исследования: каково учебно-методическое обеспечение процесса формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии.
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать учебно-методическое обеспечение процесса формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии.
Объект исследования: формирование исследовательской компетенции учащихся в процессе изучения географии.
Предмет исследования: учебно-методическое обеспечение процесса формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии.
Гипотеза исследования: формирование исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии будет эффективным, если будет разработано и экспериментально апробировано учебно-методическое обеспечение данного процесса, включающий в себя: рабочую программу по географии для 6-х классов с учетом особенностей ФГОС ООО, программу внеурочной деятельности для учащихся 6 -х классов, направленную на формирование исследовательской компетенции и предусматривающее активное использование в учебно-воспитательном процессе технологий проектного и проблемного обучения, методические рекомендации для учителей географии по формированию исследовательской компетенции учащихся 6-х классов.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии.
2. Разработать учебно-методическое обеспечение процесса формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии.
3. Экспериментально апробировать учебно-методическое обеспечение процесса формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.М. Новиков, М.Н. Скаткин и др.);
- компетентностный подход (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторский и др.);
- основные положения теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Е.И.Машбиц, Д.Б. Эльконин и др.);
- психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, П.Я.Гальперин и др.);
- исследования в области психологических и дидактических основ исследовательской деятельности школьников ^^Матюш^н, И.С. Якиманская, М.Н. Скаткин, А.В. Леонтович, и др.);
- дидактические и методические основы естественнонаучного и географического образования (И.Н. Пономарева, Д.П. Финаров, В.Д.Сухоруков, П.В. Станкевич, А.Г. Захаров, , Т.В. Вилейто, А.В. Миронов, А.Р. Камалеева и др.).
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: ретроспективный, междисциплинарный анализ педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), методы математической обработки результатов исследования.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования: определение степени сформированности мотивационного и рефлексивного компонентов исследовательской компетенции у учащихся по А. В. Воробьевой, Л.Г. Смышляевой, Л.А. Казариной.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ №54 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района г. Казани.
Научная новизна исследования заключается в разработке методики диагностики уровня сформированности деятельностного компонента исследовательской компетенции.
Теоретическая значимость состоит в следующем:
- уточнено понятие «исследовательская компетенция учащегося» как личностное качество, включающее в себя знания, умения, практический опыт ведения исследовательской деятельности, рефлексию данного процесса, которые направлены на развитие способности и готовности к самообразованию;
- изложены этапы и условия формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано учебно-методическое обеспечение процесса формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии, включающее в себя:
- рабочую программу по географии для 6-х классов с учетом особенностей ФГОС ООО;
- программу внеурочной деятельности для учащихся 6-х классов, направленную на формирование исследовательской компетенции;
- методические рекомендации для учителей географии по формированию исследовательской компетенции учащихся 6-х классов.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования; применение методов, адекватных поставленным задачам исследования и позволяющие научно обосновать полученные результаты, экспериментальной проверкой гипотезы исследование в условиях конкретного образовательного учреждения, статистической обработкой полученных экспериментальных материалов.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования изложены на заседании педагогического совета в МБОУ «СОШ №54 с углубленным изучением отдельных предметов»
Авиастроительного района г. Казани, на X городской научно-исследовательской конференции школьников им. К.Д. Ушинского (Казань, 25 ноября 2017г.), а также апробировались в образовательном процессе МБОУ «СОШ №54 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района г. Казани.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
- Гладкова Е.А., Давлетбаева К.С. Формирование исследовательской компетенции учащихся 6-х классов при изучении социально- гуманитарных наук (на примере географии и истории)//Сборник материалов X научно - исследовательской конференции школьников им. К.Д. Ушинского. - Казань,- 2017. - с.45-46.
- Уленгов Р.А., Уразметов И.А., Габдрахманов Н.К., Давлетбаева К.С. Проблемы и перспективы применения геоинформационных систем в школьной географии в условиях внедрения новых образовательных стандартов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3.
-Давлетбаева К.С. Формирование предметных компетенций учащихся при помощи геоинформационных систем/К.С. Давлетбаева, Р.А.Уленгов//Преемственность эколого-географических исследований: сборник статей студентов, аспирантов и преподавателей/Сост. Е.И. Власова. - Вып.16.-Казань: К(П) ФУ, 2017.-с. 27-31
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 58 источников, в том числе 10 на иностранном языке. Общий объем работы составляет 129 страниц, в которой содержание исследования изложено на 83 страницах и иллюстрировано 14 таблицами, 6 рисунками. В работе представлено 6 приложений.
Актуальность работы обусловлена социальным заказом на творческую личность со сформированной исследовательской компетенцией, способную к постоянному научному поиску.
Проблема познавательной, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся освещена в трудах известных педагогов (Ю.К.Бабанский, И.С.Батракова, В.В.Давыдов, А.Я.Дудецкий, А.Н.Леонтьев, П.И.Пидкасистый, А.Н.Поддьяков, А.В.Усова и др.), однако, анализ степени изученности проблемы исследования и образовательной практики позволил констатировать недостаточность освещения темы выпускной квалификационной работы.
Проблема исследования заключалась в вопросе: каково учебнометодическое обеспечение процесса формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии? Для поиска ответа на проблемный вопрос была поставлена цель - разработать и экспериментально апробировать учебно -методическое обеспечение процесса формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии.
Была сформулирована гипотеза исследования: формирование исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии будет эффективным, если будет разработано и экспериментально апробировано учебно-методическое обеспечение данного процесса, включающее в себя: рабочую программу по географии для 6-х классов с учетом особенностей ФГОС ООО, программу внеурочной деятельности для учащихся 6-х классов, направленную на формирование исследовательской компетенции и предусматривающее активное использование в учебно-воспитательном процессе технологий проектного и проблемного обучения, методические рекомендации для учителей географии по формированию исследовательской компетенции учащихся 6-х классов.
Достижение цели исследования, а именно разработать и экспериментально апробировать учебно-методическое обеспечение процесса формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии и проверка истинности сформулированной гипотезы стали возможны благодаря выполнению поставленных задач исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии.
2. Разработать учебно-методическое обеспечение процесса формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии.
3. Экспериментально апробировать учебно-методическое обеспечение процесса формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии.
Анализ научной литературы по вопросу формирования исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии позволил определить исследовательскую компетенцию как личностное качество учащегося, включающее в себя знания, умения, практический опыт ведения исследовательской деятельности, рефлексию данного процесса, которые направлены на развитие способности и готовности к самообразованию.
В процессе поисково-аналитической работы была проанализирована структура исследовательской компетенции (через анализ и синтез точек зрения различных авторов) и выделены следующие ее компоненты: мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный.
Особое внимание было обращено на учебно-методическое обеспечение процесса формирования исследовательской компетенции учащихся, ведь согласно проанализированным литературным источникам возникает противоречие требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к исследовательским умениям учащихся и дефицитом качественного учебно-методического обеспечения по формированию исследовательской компетенции учащихся 6-х классов в процессе изучения географии.
Опытно-экспериментальная работа по апробированию разработанного учебно-методического обеспечению проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Выявление исходного уровня сформированности компонентов исследовательской компетенции на констатирующем этапе эксперимента показало отсутствие статистически значимых различий экспериментальной и контрольной группы.
Констатирующий этап эксперимента позволил судить о том, что исходный уровень сформированности компонентов исследовательской компетенции учащихся обеих групп в целом не отличается и преобладает преимущественно средний (КГ, ЭГ - 33%) и низкий (КГ, ЭГ - 53%).
На формирующем этапе эксперимента осуществлялось целенаправленное повышение уровня сформированности исследовательской компетенции через апробирование разработанного учебно-методического обеспечения, состоящего из рабочей программы по географии, рабочей программы внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности и методических рекомендаций для учителя географии.
В процессе формирования исследовательской компетенции учащихся
6- х классов на базе МБОУ «Школа №54» Авиастроительного района города Казани в рамках внеурочных занятий научного общества учащихся «Поиск» был проведен ряд мероприятий:
- определение научных интересов учащихся, выбор темы, согласование с учителем;
- составления плана проекта и его методического каркаса;
- соотнесение интересующих учащихся тем с современными положениями естественнонаучных знаний;
- работа с источниками информации;
- обработка информации;
- подготовка текстовых работ, тезисов, докладов, презентаций;
- проработка грамотных ответов на вопросы;
- защита проекта на школьном этапе конференции «Первые шаги в науку» (ребята заняли призовые места и дипломы победителей)
- участие учащихся в научно-практических конференциях городского уровня, где из 11 учащихся экспериментальной группы, защищавших 10 исследовательских работ 5 стали призёрами и 1 работа удостоилась наивысшей оценки и 1 места.
Диагностика сформированности исследовательской компетенции на контрольном этапе эксперимента показала разницу сформированности исследовательской компетенции у испытуемых, высокий уровень исследовательской компетенции у экспериментальной группы учащихся динамично изменился с 13% (констатирующий этап) до 73% (контрольный этап), у контрольной группы также произошли положительные изменения, но они менее значительны с 13% (констатирующий этап) до 33% (контрольный этап).
Для оценки эффективности апробированного учебно-методического обеспечения был применен критерий Манна - Уитни, который показал, что после проведения формирующего этапа эксперимента уровень сформированности компонентов исследовательской компетенции учащихся экспериментальной группы и контрольной группы имеет статистически значимое отличие, уровень сформированности мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов исследовательской компетенции, в экспериментальной группе ожидаемо выше аналогичного результата контрольной группы, по уровню сформированности рефлексивного компонента исследовательской компетенции статистически значимых различий между контрольной и экспериментальной группами не было выявлено.
В заключение отметим, что работа над исследованием формирует критическое мышление учащихся, развивает способность к творчеству, повышает учебную мотивацию и познавательную активность. Она находится под влиянием целой системы факторов, а исследовательская деятельность является мощным развивающим инструментом. Процесс формирования исследовательской компетенции - многоаспектный и сложный процесс.
Апробация разработанного учебно -методического обеспечения по формированию исследовательской компетенции учащихся 6-х классов позволила судить об его эффективности, что является подтверждением сформулированной гипотезы.
Таким образом, анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования позволяет заключить, что цели исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза доказана.
Перспективными направлениями дальнейшего изучения проблемы исследования могут быть расширение учебно-методического обеспечения по проблеме формирования исследовательской компетенции учащихся за счет разработки учебного пособия и рабочей тетради для учащихся 6 -х классов, разработка подобного учебно-методического обеспечения для учащихся 5- х,7-х и 8-х классов.
1. Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии. - Казань: Отечесво, 2012. - 242 с.
2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. 11-е изд., стер. — М.: Академия, 2017. — 128 с.
3. Бурганова Р.И., Абдугалина С.Е., Шайхесламова К.О. The professional competence formation in the training process in higher educational institution // applied surface science.-2016.-№10.
4. Воровщиков С.Г. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития/ С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко, Е.В. Орлова. - М.: УЦ «Перспектива», 2014. - 240 с.
5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
6. Гальперин П.Я. Введение в психологию.-М.: Университет, 2007.-336 с.
7. Гамезо М. В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М.:Пед. о-во России, 2004. - 276 с.
8. Давыдов В. В. Виды обобщения и обучения: Логико -психологические проблемы построения учебных предметов / В. В. Давыдов. - М. : Пед. о-во России, 2000. - 480 с.
9. Загвязинский В. И. Методология и методы психологопедагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. А. Атаханов. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 208 с.
10. Зимняя И. А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения: экспериментальный учебник / И. А.
Зимняя // Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа - вуз - послевузовское образование): материалы XVI науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения» / науч. ред. И. А. Зимняя. - М. :Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 28 с.
11. Иванова С. В., Холодцова И. И. Кластерное сетевое взаимодействие ситуационных центров в системе образования как профилактика угроз национальной безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. - № 10 (октябрь). - С. 63-74.
12. Казарина Л.А. Формирование исследовательской компетенции учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы: дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-Томск, 2016.
13. Камалеева А.Р. Научно-методическая система формирования
основных естественнонаучных компетенций учащейся молодёжи (на примере обучения предметам естественнонаучного цикла): Монография. - Казань: ТГГПУ, 2011. - 330с.
14. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А. результаты международного сравнительного исследования PISA в России // Вопросы образования, 2004.- С. 114-156.
15. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
16. Леонтович А.В., Саввичев А.С./Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы/Под ред. А.В. Леонтовича. - 2-е изд. - М.: Вако,
2016. - 160с
17. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 130 с.
18. Лестева, Е. В. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся в процессе преподавания гуманитарных дисциплин :дис... .канд. пед. наук / Лестева Елена Викторовна. - Смоленск, 2009. - 202 с.
19. Матюшкин А.М. Теоретические вопросы проблемного обучения // М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 392 стр.
20. Махмутов, М. И. Избранные труды: В 7 т. / М.И. Махмутов. — Казань: Магариф— Вакыт, 2016. - 375 с.
21. Миронов А. В. Преподавание экологии в школе.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004 - 223 с.
22. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. - М.: ЛЕНАНД, 2017. - 160 с.
23. Проказова, О. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе :дис. ... канд. пед. наук / Проказова Ольга Геннадьевна. - Астрахань, 2010. - 158 с.
24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2015. - 713 с.
25. Самигуллина Г.С. Развитие творческого потенциала учителя естественнонаучных дисциплин в системе повышения квалификации. Монография. Казань: изд-во “Отечество”, 2013. - 230 с.
26. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2002. — 350 с.
27. Скаткин М.Н. Проблемы школьного учебника : сб. науч. тр. / под ред.
А. А. Кузнецова, М. В. Рыжакова, Т. Б. Захаровой, Е. К. Страута. - М.:
ИСМО РАО, 2005. - 273 с.
28. Смышляева, Л.Г. Методология и методы педагогических исследований: учебное пособие / Л. Г. Смышляева, А. Г. Яковлева; ФГБОУ ВПО Томский государственный педагогический университет. - Томск: Изд- во ТГПУ, 2013. -244 с.
29. Сычкова, Н.В. Формирование у будущих учителей умений исследовательской деятельности в условиях классического университета :автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Сычкова Наталья Владимировна. - Магнитогорск, 2002. - 354 с.
30. Таранова, М. В. Учебно-исследовательская деятельность как фактор повышения эффективности обучения математике учащихся профильных классов: дис. ... канд. пед. наук / Таранова Марина Владимировна. - Новосибирск, 2003. - 190 с.
31. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.
32. Ушаков, А. А. Развитие исследовательской компетенции учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения: автореф. дис...канд. пед. наук / Ушаков Алексей Антонидович. - Майкоп, 2008. - 26 с.
33. Философский энциклопедический словарь / под ред. А.А.Ивина. - М. : Гардарики, 2004. - 840 с.
34. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. -2007 изд. -М:: Астрель, Хранитель, 2007.-382 с.
35. Форкунова, Л. В. Методика формирования исследовательской компетенции школьников в области приложения математики при взаимодействии школы и вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Форкунова Лариса Валентиновна. - Архангельск, 2010. - 21 с.
36. Хуторской, A. B. Ключевые компетенции как компонент
личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
37. Шашенкова, Е. А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов колледжа :дис. ... канд. пед. наук / Шашенкова Елена Анатольевна. - М., 2001. - 147 с.
38. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2011. - 384 с.
39. Якиманская, И. С. Технология личностно ориентированного образования / И. И. Якиманская. - М. : Сентябрь, 2000. - 176 с.
40. Bosschaart, A., van der Schee, J., Kuiper, W., Schoonenboom, J Designing a flood-risk education program in the Netherlands // The Journal of Environmental Education.-2016.-№5.
41. Favier, T., Van Der Schee, J. Exploring the characteristics of an optimal design for inquiry-based geography education with Geographic Information Systems // International Research in Geographical and Environmental Education.- 2009.-№4.
42. Favier, T., Van Der Schee, J. Learning Geography by Combining Fieldwork with GIS // International Research in Geographical and Environmental Education.-2009.-№4.
43. Forman, R. T. T. 2016. Urban ecology principles: Are urban ecology and natural area ecology really different? Landscape Ecology.-2016.-№10.
44. Gress, D.R., Tschapka, J.M. Bridging Geography and Education for Sustainable Development: A Korean Example // Learning & Training Tools.-
2006. -№1.
45. He, L., Ding, X., Zhang, Z. Research on extracurricular training and contributing factors of innovative talents-based on the investigation of University- Enterprise Clubs // Advanced Science Letters.-2016.-№ 22(8).
46. Hemming P.J. Mixing qualitative research methods in children's geographies // The Author. Journal compilation.-2008.-№3.
47. Holloway, S.L. and Pimlott-Wilson, H. (2011) The politics of aspiration: neo-liberal education policy, ‘low’ parental aspirations, and primary school Extended Services in disadvantaged communities Children's Geographies 9.1: 7994.
48. Li, G., Zhang, H., Zhang, L., Wang, Y., Tian, C. Development and trend of Earth observation data sharing // applied surface science .-2010.-№13.
49. Van Der She. How to train students to formulate good research questions? // International Research in Geographical and Environmental Education Abstracts.- 2001.-№10:3.
50. Исследование учебной мотивации школьников по методике М. Р. Гинзбурга [Электронный ресурс] // nsportal - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2016/02/13/metodika- izucheniya-uchebnoy-motivatsii-m-r-ginzburga (дата обращения: 11.12.16).
51. Методы анализа текста: методологические основания и программная реализация [Электронный ресурс] / О. В. Митина, А. С. Евдокименко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2010. - Режим доступа: http://cyberlemnka.ru/article/n/metody-analiza-teksta-metodologicheskie- osnovaniya-i-programmnaya-realizatsiya, свободный. - Загл. с экрана (Дата обращения: 21.01.2017).
52. Понятие и составляющие исследовательской компетенции
[Электронный ресурс] // centraleducation - Режим доступа:
http://www.centraleducation.ru/centrops-285-4.html (дата обращения: 11.10.16).
53. Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений в современном образовательном пространстве // allbest [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00356489_0.html (дата обращения: 21.05.2017).
54. Развитие исследовательской деятельности школьников // infourok
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/razvitie -
issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-1457373.html (дата обращения:
20.05.2017) .
55. Результаты PISA 2015 [Электронный ресурс]// ФИОКО - Режим доступа: http://fioco.ru/results_PISA_2015 (дата обращения: 21.05.2017).
56. Сущность и структура исследовательской компетенции учащихся
общеобразовательной школы // Журнал научных публикаций для аспирантов и докторантов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.jurnal.org/articles/2012/ped22.html (дата обращения: 11.05.2017).
57. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СПОО) [Электронный ресурс]. - 2012.
- Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf, свободный. - Загл. с экрана (Дата обращения: 16.02.2017).
58. Формирование исследовательской компетенции учащихся средствами современных педагогических технологий в рамках учебной дисциплины
Химия // dinastia-ulk.narod.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://docviewer.yandex.m/view/49612987/?*=шq%2b9nlxk4vdxcp59y 2eauoynff7invybci6imh0dha6ly9kaw5hc3rpys 11 bgsubmfyb2qucnuvrhn3twvkawe vaxnzbgvkx3bucg8uzg9jiiwidgl0bguioijpc3nszwrfcg5wby5kb2milcj1awqioii0otyx mjk4nyisinl1ijoinjq4mjixotuzmtq0mdu4nzk5niisim5vawzyyw1lijp0cnvllcj0cyi6mt q5nzm4mzywmti2mx0%3d&lang=ru (дата обращения: 11.05.2017).