Введение 2
Раздел 1. Становление межгосударственных отношений России и КНДР 8
Раздел 2. Экономические отношения между Россией и КНДР 20
Раздел 3. Культурное и региональное сотрудничество 35
Раздел 4. Проблематика межгосударственных отношений между Россией и КНДР 45
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 62
Начало XXI века ознаменовало собой заметное изменение в российско-северокорейских отношениях.
Современная внешняя политика России формируется с учетом новых тенденций и особенностей в глобальном и региональном развитии. В ее задачи органически входит всемерное содействие обеспечению мира и безопасности, созданию необходимых условий для стабильного подъема экономики, включая сбалансированное отраслевое и региональное развитие Российской Федерации, выстраивание ее гармоничных связей с зарубежными партнерами на основе взаимного уважения и сотрудничества. Глобальные и региональные приоритеты нашей внешней политики четко сформулированы в Концепции внешней политики, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 года.
Корейский полуостров занимает особое положение в современных международных отношениях, являясь ареной непосредственного соприкосновения стратегических и геополитических интересов мировых держав. Основную роль играют Китай, США, Россия и Япония. Характер отношений этих государств с КНДР и Республикой Корея (РК) были и остаются определяющими в обеспечении безопасности региона. КНДР и РК, возникшие в условиях жёсткой политико-идеологической конфронтации, вынуждены следовать в фарватере политики сверхдержав, имеющих с ними военно-политические альянсы.
По мере осложнения проблемы Корейского полуострова, растёт интерес к вопросам взаимодействия России и КНДР. Россия обладает уникальным опытом сотрудничества с КНДР ещё со времён СССР и большой заинтересованностью в том, чтобы эффективно отстаивать свои политические и экономические интересы в Северо-Восточной Азии, используя добрососедские отношения КНДР. Необходимость поддержания не просто дружеских, но и эффективных двусторонних связей с КНДР — важная задача России в восточноазиатской политике и центральная проблема исследований в этой сфере. За минувшие 3—4 года, когда отношения России и КНДР стали восстанавливаться после длительного периода застоя, возникло немало ожиданий и нередко противоположных оценок перспектив их развития. На смену длительному периоду «патернализма», предполагавшему покровительственные отношения СССР к КНДР, пришло осознание необходимости формирования прагматического подхода к российско-северокорейским отношениям, однако сформировать его в полной мере оказалось сложным в условиях обострения геополитической обстановки.
Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена большой значимостью анализа внешней политики Российского государства с Корейским полуостровом, в том числе с Северной Кореей. Более того, развитие ситуации на Корейском полуострове напрямую затрагивает интересы нашей страны. Взаимоотношения России и КНДР являются составной частью системы международных отношений Северо-Восточной Азии. Дружественные контакты двух стран разворачиваются на фоне столкновения геополитических интересов их соседей, включая США, что непосредственно влияет на характер российско-северокорейских связей. Развитие и развитие отношений между двумя странами имеет особое значение для определения их стратегических целей, поскольку существует двойной процесс с участием обеих стран. Большое значение имеет изучение различных объективных и субъективных факторов, которые ограничивают или способствуют влиянию на двусторонние отношения.
Степень изученности данной проблемы можно назвать недостаточной. В основном материал, предложенный в учебной литературе по этой теме, носит общий характер, и в данной дипломной работе затрагиваются как общие вопросы отношений России и КНДР, так и описываются проблемы и перспективы межгосударственных отношений двух стран. Однако у России, благодаря богатой истории тесного сотрудничества с Северной Кореей, сложилась достаточная сильная школа фундаментальных и прикладных исследований КНДР. Среди наиболее авторитетных и плодотворных авторов следует отметить А.В. Торкунова , А.З. Жебина , А.Н. Ланькова , Л.В. Забровскую , И.А. Толстокулакова . Некоторым из них ещё в советское время удалось побывать в командировке или стажировке в КНДР, что дало возможность наблюдать и общаться с северокорейскими гражданами.
Особое внимание привлекла работа А.В.Торкунова «Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории», так как здесь подробно описывается история формирования корейской государственности, история создания и использования Пеньяном ядерного оружия, а также отношения КНДР с другими странами, в том числе с Россией.
Также нам показалась интересной работа Жебина А.З. и Денисовой В.И. «Корейское урегулирование и интересы России», поскольку здесь рассматриваются состояние и перспективы осуществления проектов участия России в многостороннем сотрудничестве со странами Северо-Восточной Азии, содержатся предложения по расширению взаимодействия России с Северной Кореей.
Были предприняты усилия по ознакомлению с северокорейскими источниками - различного рода официальными заявлениями, публикациями
СМИ КНДР. К сожалению, в силу прямых цензурных ограничений эти материалы носят во многом декларативный характер и крайне скудны по части конкретной исследовательской информации. Однако, нам представляются действительно полезными книги автора Кан Джан Мана, например его многотомное издание истории Кореи. Особенный интерес представляет пятый том, охватывающий 21 век .
Цель исследования: изучение отношений между Россией и Северной Кореей с 2000 года, а также выявление и теоретическое обоснование проблем и перспектив данных межгосударственных отношений.
Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проследить становление отношений и выявить основную специфику и направления сотрудничества России и Северной Кореи в СевероВосточной Азии;
2. Определить узловые направления российско-северокорейских политических связей и проанализировать задачи, стратегические цели и перспективы политики России в отношении КНДР;
3. Выявить наиболее острые военно-политические противоречия в Северо-Восточной Азии и определить их влияние на формирование концептуальных подходов России в отношении КНДР;
4. Раскрыть характер и особенности развития российской политики в отношении КНДР в контексте региональных и глобальных международных процессов.
Хронологические рамки работы охватывают период 2000-2017 гг., с момента начала первого президентского срока В.В.Путина и подписания договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и КНДР вплоть до шестого испытания ядерного оружия Северной Кореей в сентябре 2017 года. Вместе с тем, для более полного рассмотрения исследуемой тематики, исследовался и более поздний период, заканчивая межкорейским саммитом 2018 года.
Методологическая основа - описательный и сравнительный методы в сочетании с системным методом познания социально-политических процессов и явлений.
В качестве объекта исследования рассматриваются фундаментальные проблемы и перспективы развития отношений между Россией и КНДР в начале XXI века. В настоящее время период президентства В.В. Путина представляется нам ключевым этапом в развитии как внутренней, так и внешней политики России, что естественным образом отразилось на отношениях КНДР и РФ.
Предметом исследования является широкий спектр современных международных отношений между КНДР и Российской Федерацией, которые направлены на совершенствование двустороннего сотрудничества в контексте внешнеполитической стратегии обоих.
Источниковая база исследования - разноплановые исторические источники: различные документы, относящиеся к взаимоотношениям России и КНДР, систематизированные и находящиеся в архивных фондах, опубликованные в различных изданиях, размещённые на сайтах сети Интернет, а также материалы из средств массовой информации. Например, Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой , Соглашение о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов ,
Договор о режиме государственной границы , Соглашение об
урегулировании задолженности КНДР перед Российской Федерацией по кредитам, предоставленным СССР .
Научная новизна состоит в том, что данной работе впервые сделана попытка выявить основные направления и особенности отношений РФ и КНДР, а также дан анализ факторов, способствующих улучшению или ухудшению отношений между Россией и Северной Кореей. Данная работа является единственной, посвящённой комплексному анализу взаимоотношений Росси и Северной Кореи в 21 веке.
Научно-практическая значимость состоит в том, что результаты исследования вносят определенный вклад в изучение современной системы международных отношений, ситуации на корейском полуострове, а также межгосударственных отношений России и КНДР.
Цель нашего исследования - изучение отношений между Россией и Северной Кореей с 2000 года, а также выявление и теоретическое обоснование проблем и перспектив данных межгосударственных отношений. Нами был выполнен ряд задач: прослежено становление отношений и выявлена основная специфика и направления сотрудничества России и Северной Кореи в Северо-Восточной Азии; определены узловые направления российско-северокорейских политических связей и проанализированы задачи, стратегические цели и перспективы политики России в отношении КНДР; выявлены наиболее острые военно-политические противоречия в Северо-Восточной Азии и определено их влияние на формирование концептуальных подходов России в отношении КНДР; раскрыт характер и особенности развития российской политики в отношении КНДР в контексте региональных и глобальных международных процессов.
Отношения с Северной Кореей являются действительно важным аспектом внешней политики Российской Федерации. КНДР является очень важным игроком в Северо-Восточной Азии, и ее действия оказывают влияние на другие страны, как в региональном, так и в мировом масштабе.
Рассматривая российско-северокорейские отношения с точки зрения интересов России, можно сказать, что в политическом плане Москва усиливает свое взаимодействие с КНДР, как чтобы увеличить свое влияние в регионе Северо-Восточной Азии, так и чтобы сдержать расширение роли Соединенных Штатов в АТР, преодолеть режимные санкции западных стран и обеспечить положение России в качестве мощной евразийской державы.
Азиатско-Тихоокеанский регион расширяет круг возможностей для сотрудничества с КНДР в самых разных областях и позволяет нам выявлять самые высокие приоритеты.
Отправной точкой для интенсификации двустороннего экономического сотрудничества стало решение властей России о списании 90% долга Пхеньяна в размере 10,9 миллиардов долларов США перед СССР. Оставшиеся 10% были направлены как инвестиции в двустороннее сотрудничество на территории КНДР и, прежде всего, в развитие инфраструктуры. Мы должны сначала упомянуть проект «Победа», который планирует модернизировать сеть северокорейских национальных железных дорог общей протяженностью 3,5 тысяч километров в обмен на разрешение российским компаниям получить допуск к добыче и переработке природных ресурсов КНДР. Предполагается, что речь будет сосредоточена на участии Российской Федерации в разработке месторождений золота, меди, цинка, вольфрама, молибдена, антрацита, графита, магнезита, вермикулита, циркония, никель, мрамор, апатит и другие минералы. Однако, помимо прямых прямых инвестиций в производство, потенциальные инвесторы неизбежно будут нести дополнительные затраты на покупку машин и оборудования, реконструкцию и строительство инфраструктуры, строительство дорог и стабильное снабжение оборудованием. (возможно, путем инвестирования в отдельные ТЭС, прилегающие к месторождениям). Объявленная стоимость проекта, которая составляет не менее 25 миллиардов долларов (хотя и через 20 лет), в нынешних реалиях российской экономики, вызывает вопросы об осуществимости этого проекта в краткосрочной перспективе.
Говоря о долгосрочной перспективе, можно предположить, что достижение положительных результатов в проекте «Хасан-Раджин» в трехстороннем формате сделает вполне осуществимой реализацию других трех- и многосторонних проектов, включая передачу электроэнергии и экспорт энергоносителей из России на юг Корейского полуострова через территорию КНДР.
Пхеньян возлагает определенные надежды на возможное прибытие российских инвесторов в Кэсонский промышленный комплекс и создание зоны экономического развития в Чхонджине. Однако в ближайшем будущем основные надежды КНДР на экономическое сотрудничество с Россией будут по-прежнему связаны со свободной экономической зоной Расон. Таким образом, одной из потенциально перспективных областей возможного сотрудничества для северокорейской стороны является промысел и переработка морских биоресурсов. В частности, можно создать совместные предприятия, как для производства, так и для переработки рыбы и морепродуктов на достаточно больших производственных мощностях в СЭЗ, которые в последние годы были бездействующими из-за отсутствия клиентов и потребителей.
В последние годы был зафиксирован устойчивый интерес КНДР к развитию туризм, что подтверждается активным строительством соответствующей инфраструктуры. В связи с этим планируется развивать новые маршруты, например первая - линия «Расон-Владивосток-Хуньчунь» и обратно, а вторая - Владивосток-Хуньчунь-Расон-Кымгансан.
Подводя итог всему вышесказанному, следует признать, что в нынешних условиях экономическое сотрудничество между Россией и КНДР в ближайшем будущем будет по-прежнему носить локальный, ограниченный характер. Более того, в нынешней ситуации крупные экономические проекты двух стран, такие как «Победа», будут крайне проблематичными для реализации без привлечения внешних инвестиций. Оптимальным решением этой проблемы будет участие южнокорейского капитала, но есть также политические вопросы, в том числе уровень межкорейских отношений и значительное влияние США на политику Сеула. Потенциальные преимущества его реализации для России неоспоримы: это укрепляет внешнюю политику и весомость Москвы в Северо-Восточной Азии, получая доступ к новым источникам сырья, в т.ч. стратегическая цель, формирование условий и предпосылок для расширения экспортных возможностей Российской Федерации на азиатских рынках, развитие транспортных и логистических возможностей и т. д.
Что касается цели доведения товарооборота между Российской Федерацией и КНДР до 1 миллиарда долларов к 2020 году, то ее можно достичь только с использованием субсидий, выделенных из российского бюджета. С большой долей вероятности можно предположить, что Пхеньян рассчитывает на это, но в нынешних условиях экономической ситуации в России это кажется маловероятным. В то же время, если российская экономика улучшится, можно будет говорить о расширении возможностей российских компаний инвестировать и создавать предприятия в свободных экономических зонах КНДР. Открытие корреспондентских счетов в банках двух стран, переход на рублевые расчеты, отход от использования доллара во внешнеэкономических операциях должны способствовать этому, все эти меры облегчают условия ведения бизнеса с Северной Кореей и привнесут двустороннюю торговлю на новую, более высокую ступень развития.
В заключение отметим, что Россия играет и продолжит играть роль конструктивного уравнителя в сложных отношениях между Северной Кореей и Южной Кореей, стремясь более активно участвовать в решении проблемы Корейского полуострова она, несомненно, стремится к геополитической роли в регионе и максимизирует экономические выгоды. Увеличивая свое влияние на межкорейский диалог, российская дипломатия вряд ли откажется использовать «северокорейскую карту» в своих отношениях с Южной Кореей, а также с Соединенными Штатами и Японией. В свою очередь, КНДР, путем сближения с Россией, вероятно, попытается продемонстрировать, главным образом в Соединенных Штатах, расширение внешнего фланга государств, которые поддерживают его для обеспечения стабильности режима.
1. Военная доктрина Российской Федерации (в редакции от 2014 г.)
[Электронный ресурс] / Сайт МИД России. - Режим доступа:
http://www.mid.rU/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/ CptICkB6BZ29/content/id/589760, свободный. (Дата обращения
05.03.2018)
2. Двусторонние договоры. Договор о режиме государственной границы
[Электронный ресурс] / Сайт МИД России. - Режим доступа:
http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/ storage-viewer/bilateral/page-68/44608, свободный. (Дата обращения
03.02.2018)
3. Двусторонние договоры. Соглашение о сотрудничестве в области
предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов [Электронный ресурс] / Сайт МИД России. - Режим доступа:
http://www.mid.ru/foreign_policy/intemational_contracts/2_contract/-/ storage, свободный. -viewer/bilateral/page-55/44671, свободный. (Дата обращения 03.02.2018)
4. Двусторонние договоры. Соглашение об урегулировании задолженности КНДР перед Российской Федерацией по кредитам, предоставленным СССР [Электронный ресурс] / Сайт МИД России.- Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/ storage-viewer/bilateral/page-67/44465, свободный. (Дата обращения
03.02.2018)
5. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве [Электронный
ресурс] / Сайт посольства России в КНДР / Нормативно-правовая база. - Режим доступа:
http://www.rusembdprk.ru/images/law-base/Document_24.pdf, свободный. (Дата обращения 09.03.2018)
6. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой. (Пхеньян, 9 февраля 2000 г.) //Дипломатический вестник. М., 2000, № 9. С. 3-6.
7. Договор о нераспространении ядерного оружия. 1 июля 1968 (вступил в силу 5 марта 1970г.) //Действующее международное право. М.: Международные отношения, 2002, с.641-646.
8. Московская декларация [Электронный ресурс] / Сайт посольства России в КНДР / Нормативно-правовая база. - Режим доступа: http://www.rusembdprk.ru/images/law-base/Document_28.pdf, свободный. - (Дата обращения 09.03.2018)
9. О ратификации договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве
между Россией и КНДР [Электронный ресурс] /Сайт МИД России. - Режим доступа:
http://www.mid.ru/ru/maps/kp/-/asset_pubnsher/VJy7Ig5QaAn/content/id/ 601000, свободный. (Дата обращения 05.02.2018)
10. Резолюция 1695 (2006), принятая Советом Безопасности на его 5490-м
заседании 15 июля 2006 года [Электронный ресурс] / Сайт ООН. - Режим доступа:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N06/431/66/PDF/N0643 166.pdf?OpenElement, свободный. (Дата обращения 06.02.2018)
11. Резолюция 1718 (2006), принятая Советом Безопасности на его 5551-м
заседании 14 октября 2006 года [Электронный ресурс] / Сайт ООН. -
Режим доступа:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N06/572/09/PDF/N0657 209.pdf?OpenElement, свободный. (Дата обращения 06.02.2018)
12. Резолюция 2397 (2017), принятая Советом Безопасности на его 8151-м
заседании, состоявшемся 22 декабря 2017 года [Электронный ресурс] / Сайт ООН. - Режим доступа:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N17/463/62/PDF/N1746 362.pdf?OpenElement, свободный. (Дата обращения 06.02.2018)
13. Совместная российско-корейская декларация (Пхеньян, 20 июля 2000 г.) //Дипломатический вестник. М., 2000, №8, с.38-40
14. Совместная российско-корейская декларация (Пхеньян, 20 июля 2000 г.) //Дипломатический вестник. М., 2000, №8, с.38-40
15. Соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве между
СССР и КНДР [Электронный ресурс] / Сайт посольства России в КНДР / Нормативно-правовая база. - Режим доступа:
http://www.rusembdprk.ru/images/law-base/Document_01.pdf, свободный. - (Дата обращения 09.03.2018)
16. Соглашением о культурном сотрудничестве [Электронный ресурс] / Сайт посольства России в КНДР / Нормативно-правовая база. - Режим доступа: http://www.rusembdprk.ru/images/law-base/Document_14.pdf,
свободный. (Дата обращения 09.03.2018)
II. Литература
1. Амурская область и Южный Пхеньян стали побратимами [Электронный ресурс] / Сайт Российской газеты. - Режим доступа: https://rg.ru/20n/11/18/reg-dfo/pobratimy-anons.html/, свободный. (Дата обращения 20.03.2018)
2. Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Избранные труды. В 3 томах. М.: Научная книга, Том 3, 2002. -479 с.
3. Булычев Г.Б. Корейская политика России: попытка схематизации //Проблемы Дальнего Востока. М., 2000, №2. - с. 5-12.
4. Ванин Ю.В. Корея на рубеже веков. М.: Институт востоковедения РАН, 2002. - 400 с.
5. Воскресенский А.Д. Большая Восточная Азия. Мировая политика и энергетическая безопасность. М., 2006. - 124 с.
6. Встреча со спецпосланником Президента Республики Корея Сон Ён Гилем [Электронный ресурс] / Сайт Президента России. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/54564, свободный. (Дата обращения 17.04.2018)
7. Госдеп: Россия и Китай разделяют с США ситуацию вокруг КНДР [Электронный ресурс] / Сайт газеты Известия. - Режим доступа: https://iz.ru/696445/2018-01-17/gosdep-rossii-i-kitai-razdeliaiut-s-ssha- situatciiu-vokrug-kndr/, свободный. (Дата обращения 19.04.2018)
8. Гребенщиков А.В. Проблема северокорейского «вызова»: взгляд из России //Ядерный контроль. М., 2004, № 2. - с. 105-124.
9. Грузопассажирская линия впервые связала Владивосток и порт Раджин в КНДР [Электронный ресурс] / Информационное агенство ТАСС. -
Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/4260630/, свободный. (Дата обращения 20.04.2018)
10. Денисов В.И. Отношения России с КНДР — важный фактор мира и безопасности на Корейском полуострове //Пятый российско-корейский форум. М.: Научная книга, 2004. - с. 63-75.
11. Денисов В.И. Ядерный кризис на Корейском полуострове //Международная жизнь. М., 2004, № 10. - с. 30-44.
12. Жебин А.3. Савельев Р.В., Суслина С.С. КНДР в 2005 г. //Проблемы Дальнего Востока. М., 2005, № 3. - с. 118-129.
13. Жебин А.З. Корейское урегулирование и интересы России / под ред.
В.И. Денисова и А.З. Жебина. М.: ИДВ РАН, НП ИД «Русская панорама», 2008. - 344 с.
14. Жебин А.З. Ситуация на Корейском полуострове и интересы России // Корейский полуостров и вызовы глобализации. М., 2006. - 33 с.
15. Жебин А.З. Эволюция политической системы КНДР в условиях глобальных перемен / А.З. Жебин. М.: «Русская панорама». 2006. - 216 с.
16. Забровская Л.В. Корейская Народно-Демократическая Республика в эпоху глобализации: от затворничества к открытости: Монография / Л.В. Забровская. Владивосток: Изд-во ТЦСР, 2006. - 168 с.
17. Захарова Л.В. Межкорейские экономические отношения: от истоков до современности. - М.: ИДВ РАН, 2014. - 250 с.
18. Ким Чен Ир велел поставить в Пхеньяне оперу "Иван Сусанин” [Электронный ресурс] / Сайт «Лента.ру». - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2010/05/11/susanin/, свободный. (Дата обращения
10.03.2018)
19. Ким Чен Ир поставил «Онегина» [Электронный ресурс] / Сайт новостного агентства OpenSpace. - Режим доступа: http://os.colta.ru/news/ details/10583/, свободный. (Дата обращения 09.03.2018)
20. Киреева А.А. Отношения России со странами Восточной Азии: новые вызовы и возможности // Московский государственный институт международных отношений. Международные отношения. - 2014. - №3 (36). - с. 9-19
21. Кирьянов О.В. Россия-КНДР: проект Хасан-Раджин Азии и Африки сегодня. 2015, N6. - с. 65-68
22. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи
с официальным визитом в Российскую Федерацию Министра иностранных дел КНДР Ли Ён Хо [Электронный ресурс] / Сайт МИД России. - Режим доступа:
http://www.mid.rU/vizity-ministra/-/asset_publisher/ICoYBGcCUgTR/conten t/id/3155542/, свободный. (Дата обращения 15.03.2018)
23. Коновалов Е.А. Корейская Народно-Демократическая Республика. М., 1975. - 156 с.
24. Ланьков А.Н. КНДР вчера и сегодня. Неформальная история Северной Кореи / А.Н. Ланьков. М.: Восток-Запад, 2005. - 445 с.
25. Ларин В.Л. Тихоокеанская Россия в контексте национальной и региональной безопасности АТР в начале XXI в. 2011 г. - 216 с.
26. Мацегора А.И. Объединение железных дорог: предопределенная неизбежность // КорусForum. 2004, № 4 (14). - с. 5-15.
27. Мацегора А.И. Корейский полуостров в политике России // Корея: уроки истории и вызовы современности. М: ИДВ РАН, 2013. - с. 12-17.
28. Международно-правовые основы двустороннего сотрудничества
Российской Федерации по предотвращению ННН промысла [Электронный ресурс] / Сайт Евразийского юридического портала. - Режим доступа: http://www.eurasialegal.info/index.php?
option=com_content&view=artide&id=4749:2015-09-11-06-23- 55&catid=116:2011-09-19-12-34-31&Itemid=2/, свободный. (Дата обращения 13.03.2018)
29. Мишин В.Ю. Россия-КНДР: взаимный поиск путей интеграции. Возможности и перспективы // Россия и АТР. 2016. № 2 (92). - c. 62-71.
30. О новом назначении в МИД России [Электронный ресурс] / Сайт МИД
России. - Режим доступа: http://www.mid.rU/ru/maps/kp/-/asset_publisher/ VJy7Ig5QaAn/content/id/890645, свободный. (Дата обращения
10.02.2018)
31. О поставке в КНДР первой партии российской гуманитарной помощи [Электронный ресурс] /Сайт МИД России. - Режим доступа: http://www.mid.rU/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/668082, свободный. (Дата обращения 11.03.2018)
32. Отношения между РФ и КНДР //Дипломатический вестник. М., 2001, №9, - с. 89.
33. Представитель КНДР отправился в Россию, чтобы обсудить тему трудовой миграции [Электронный ресурс] / Информационное агенство ТАСС. - Режим доступа: http://tass.ru/politika/5144233/, свободный. (Дата обращения 20.04.2018)
34. Президент России встретится с Председателем Государственного
комитета обороны КНДР Ким Чен Иром [Электронный ресурс] / Сайт Президента России. - Режим доступа:
http://kremlin.ru/events/president/news/12369 , свободный. (Дата обращения 17.03.2018)
35. Президент Татарстана направился в КНДР налаживать экономическое
сотрудничество [Электронный ресурс] / Сайт информационного агентства «РБК». - Режим доступа:
https://rt.rbc.ru/tatarstan/21/03/2014/55928f999a794751dc833fe5/, свободный. (Дата обращения 13.03.2018)
36. Путин объяснил, почему нельзя запугивать КНДР [Электронный ресурс] / Сайт РИА Новости. - Режим доступа: https://ria.ru/world/20170907/1501986602.html, свободный. (Дата обращения 15.04.2018)
37. РЖД: сотрудничество с Азией на фоне санкций имеет особое значение [Электронный ресурс] / Сайт РИА Новости. - Режим доступа: https://ria.ru/interview/2014n06/1031866627.html/, свободный. (Дата обращения 14.03.2018)
38. Российские и китайские артисты получили главные премии на фестивале
"Апрельская весна” [Электронный ресурс] / Сайт телеканала «Россия- Культура». - Режим доступа:
https://tvkultura.ru/article/show/artide_id/4334/, свободный. (Дата
обращения 09.03.2018)
39. Россия и КНДР нарастили товарооборот на 73% [Электронный ресурс] /
Сайт газеты Взгляд. - Режим доступа:
https://vz.ru/news/2017/5/5/869250.html, свободный. (Дата обращения
15.04.2018)
40. Россия модернизирует железные дороги КНДР в обмен на ресурсы [Электронный ресурс] / Сайт РИА Новости. - Режим доступа: https://ria.ru/economy/20141022/1029441155.html/, свободный. (Дата обращения 15.03.2018)
41. РФ и КНДР подписали протокол о взаимодействии в сфере транспорта, образования и науки[Электронный ресурс] / Информационное агенство ТАСС. - http://tass.ru/ekonomika/5054861/, свободный. (Дата обращения
22.04.2018)
42. Савельев Р.В. Внешняя политика нового российского руководства России и российско-корейские отношения //Проблемы Дальнего Востока. М., 2001, №2. - с. 20-24.
43. Студенты из Китая, Японии, Таджикистана и Северной Кореи выступят
на спортивном фестивале в Хабаровске [Электронный ресурс] / Сайт ДВ-новости. - Режим доступа:
https://www.dvnovosti.ru/sport/2017/09/18/71964/, /, свободный. (Дата обращения 15.03.2018)
44. Суслина С.С. Энергетические дисбалансы Северной и Южной Кореи и возможности международного энергетического сотрудничества//Корея: 70 лет после освобождения / Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук; Центр корейских исследований. Москва, 2015. - с. 260—272.
45. Толстокулаков И.А. История общественно-политической мысли Кореи. Владивосток: ДВГУ, 2007. - 368 с.
46. Торкунов А.В. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории / А.В. Торкунов, В.И. Денисов, Вл.Ф. Ли. М.: «Олма Медиа Групп». 2008. - 544 с.
47. Торкунов А.В. Неспокойное соседство. Проблемы Корейского полуострова и вызовы для России: коллективная монография / под ред. д-ра экон.наук, проф. Г.Д. Толорая. - М.: МГИМО-Университет, 2015. - 345 с.
48. Тренин Д. Раунд Кима III [Электронный ресурс] / Сайт ИноСМИ^и. -
Режим доступа: http://inosmi.ru/op_ed/201H219/180720H8.html ,
свободный. (Дата обращения 07.02.2018)
49. Тригубенко М. Е.. Разворот КНДР в сторону сотрудничества с Россией: предпосылки и реальные шаги / Восточная и Юго-Восточная Азия — 2011: внутренняя и внешняя политика, межстрановые конфликты. — М.,
2012. - с. 106.
50. Южная Корея получила российский уголь [Электронный ресурс] / Сайт
Российской газеты. - Режим доступа: https://rg.ru/2014/12/03/ugol-
site.html/, свободный. (Дата обращения 14.03.2018)
51. Is Russia-North Korea Cooperation at a New Stage? [Электронный ресурс] /
Сайт 38North. - Режим доступа:
https://www.38north.org/2014/05/avorontsov050814/, свободный. - (Дата обращения 13.03.2018)
52. Nanto Dick K. Report for Congress. North Korea: chronology of provocations, 1950-2003 / Dick K. Nanto - Congressional research service: The library of Congress, 2003. - 29 p.
53. North Korea nuclear test: what we know so far [Электронный ресурс] / Сайт
газеты The Guardian». - Режим доступа:
https://www.theguardian.com/world/2017/sep/03/north-korea-nuclear-test- what-we-know-so-far, свободный. (Дата обращения 17.04.2018)
54. North Korea says U.S. threats make war unavoidable, China urges calm
[Электронный ресурс] / Сайт информационного агенства Reuters. - Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-northkorea-missiles-
statement/north-korea-says-u-s-threats-make-war-unavoidable-on-korean- peninsula-kcna-idUSKBN1E0393/, свободный. (Дата обращения
19.04.2018)
55. Park Hyeongjung. Political Changes in North Korea: What is it, What has Hap-pened and What to Expect // International Journal of Korean Unification Studies. - 2004. - № 1. - Vol. 13. - p. 75-78.
56. Russia wants to build a bridge to North Korea. Literally [Электронный ресурс] / Сайт газеты Washington Post.. - Режим доступа: https://www.washingtonpost.com/news/worldviews/wp/2018/03/24/russia- wants-to-build-a-bridge-to-north-korea-literally/?utm_term=.c683b9a49114/, свободный. (Дата обращения 30.03.2018)
57. Russian-North Korea projects foundering because of missile tests: minister
[Электронный ресурс] / Сайт новостного агентства Reuters. - Режим доступа: https://ca.reuters.com/article/topNews/idCAKCN1B81BO-
OCATP/, свободный. (Дата обращения 15.03.2018)
58. Russia’s North Korea Conundrum [Электронный ресурс] / Сайт журнала The Diplomat. - Режим доступа: https://thediplomat.com/2016/03/russias- north-korea-conundrum/, свободный. (Дата обращения 18.04.2018)
59. Scientific, Cultural and Sports Cooperation [Электронный ресурс] / Сайт посольства России в КНДР. - Режим доступа:
http://www.rusembdprk.ru/en/russia-and-dprk/scientific-cultural-and-sports- cooperation/, свободный. (Дата обращения 15.03.2018)
60. Trump and Kim Jong-un, and the Names They’ve Called Each Other
[Электронный ресурс] / Сайт газеты The New York Times. - Режим доступа: https://www.nytimes.com/2018/03/09/world/asia/trump-kim-jong-
un.html, свободный. (Дата обращения 15.04.2018)
61. □□□. □□□□□□□: 2000 DDD/1 п~5 □. □□□□□□, - 2011. - 418 с.
62. □□□' □□□ □□□□ □□ [Электронный ресурс] / Новостной сайт □□□□. -
Режим доступа: http://www.saramilbo.com/sub_read.html?uid=13628,
свободный. (Дата обращения 09.03.2018)