Введение 3
Глава 1.Теоретические основы изучения психологического влияния сказки на становление личности дошкольников
1.1. Психологические особенности формирования сферы ценностей
дошкольников 6
1.2. Место сказки в системе психологической терапии 12
1.3. Сказки как жанр, виды сказок 16
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению
психологического влияния сказки на становление личности дошкольников
2.1. Организация и ход констатирующего этапа
исследования 23
2.2. Реализация программы по становлению личности дошкольника
посредством сказки 27
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 32
Выводы по главе 2 37
Заключение 39
Библиографический список 41
Приложение 1. Программа по становлению личности дошкольника посредством сказки 45
Приложение 2. Методика оценивания развития личности дошкольников 47
Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном возрасте, имеет сказка. Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Возрастом сказок является дошкольный возраст, как известно. Сказки -наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты. Сказка должна овладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.
Коррекция приемами сказки свойств личности дошкольников актуальна в настоящее время, поскольку, сказка содержит зашифрованными важные психологические характеристики, модели поведения, социально желательные убеждения и тем самым способствует становлению личности ребенка. Хорошо известны науке и способы коррекции внутреннего мира дошкольника через творчество.
Сказки являются эстетическим творчеством для детей. Это необходимое средство в познании ребёнком мира, как внешнего, так и внутреннего. Сказка позволяет сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребёнка контролируемым и целенаправленным. Основой любой сказки, как правило, становится фантазия и воображение ребенка. Сказочный мир открывает для детей те или иные чувства, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайны их влияния на детскую душу.
Много исследований направленных на изучение сказок и других литературных жанров (Н.Е. Веракса, П.Я. Гальперин, В. П. Зинченко, А.В. Зосимовский, О. Л. Кабачек, Н. С. Кукарев, Т.Б. Лаврентьева, И. И. Тихомирова и др.).
Цель: выявить возможности сказки как фактора влияния на развитие личности дошкольника
Объект: дошкольники 6-7 лет
Предмет: сказка как психологический фактор влияния на личностное развитие
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологические особенности формирования сферы ценностей дошкольников
2. Изучить сказки как жанр, виды сказок
3. Выявить уровень развития личности у дошкольников
4. Реализовать программу по становлению личности дошкольника посредством сказки
Гипотеза: становление личности дошкольника будет более гармоничным при реализации программы по становлению личности дошкольника посредством сказки
Методологическая основа: работы К.Д. Ушинского,Д. Ю. Соколова, Короткова Л.Д., Никифоров А.И., Осипова А.А.
Практическая значимость работы заключается в использовании ее в практической деятельности педагогами, специалистами, психологами, а также студентами педагогических учебных заведений.
В 1 главе нашей работы мы изучили теоретические основы психологического влияния сказки на становление личности дошкольников. Проведенные исследования позволяют сделать выводы о том, что сфера ценностей дошкольников имеет психологические особенности формирования. Сказки занимают важное место в системе психологической терапии. Сказки оказывают огромное положительное влияние на развитие личности дошкольника.
Слушая сказку, ребенок впитывает философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает это с друзьями. Все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне. Многократно проживая события сказки, ребенок косвенно приобретает значимые для себя жизненный опыт, который так важен.Сказки имеют определенную классификацию.
Во второй главе выпускной квалификационной работы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование, с целью выявления уровня развития личности дошкольников и коррекции его с помощью сказки.
В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).Опытно-экспериментальное исследование проходило в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Для проведения констатирующего этапа исследования нами был изучен диагностика автора Шипиловой Н.В. - методика диагностики формирования личностных качеств дошкольника «Ориентир».
В соответствии с методикой, нами было определено три уровня развития личности у детей дошкольного возраста: высокий, средний и низкий.
Анализируя данные, полученные на констатирующем этапе, мы пришли к выводам:
- высокий уровень развития личности у 3 детей, что составляет 20%;
- средний уровень развития личности у 8 детей, что составляет 53%;
- низкий уровень развития личности у 4 детей, что составляет 27%.
Итак, на констатирующем этапе исследования мы выявили, что большинство детей дошкольного возраста, участвующих в опытно - экспериментальном исследовании, имеют средний уровень развития личности
Поэтому, нами была реализована программа по развитию личности дошкольников с помощью сказки, а именно программа «В гостях у сказки»которая включает в себя 13 занятий.
На контрольном этапе опытно-экспериментального исследования мы определили эффективность реализованной нами программы.
Для проведения контрольного этапа опытно-экспериментального исследования мы использовали ту же методику, что и на констатирующем этапе.
Анализируя данные, полученные на контрольном этапе исследования, мы пришли к следующим выводам:
- высокий уровень развития личности на контрольном этапе у 7 детей, по сравнению с 3 детьми на констатирующем этапе;
Таким образом, после проведения формирующего этапа исследования большинство детей дошкольного возраста стали находиться на высоком уровне развития личности. Следовательно, можно сделать вывод, что реализованная нами программа имеет большие потенциальные возможности для развития личности дошкольников, а сказка оказывает большое влияние на становление личности дошкольников.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова.
М.: Академия, 2015. - 702 с.
2. Берн, Э. Познай себя. О психиатрии и психоанализе - для всех, кто интересуется[Текст]/Э.Берн.-СПб.: «Питер», 2014. -368 с.
3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте, (психологическое исследование) [Текст]/ Л.И. Божович.-СПб.: «Питер»,2014. - 398с.
4. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет. - СПб.: Паритет, 2016.-233с.
5. Бардиер, Г.Л., Никольская, И.М. Что касается меня...: Эмоции и переживания дошкольников и младших школьников. [Текст] / Г.Л. Бардиер, И.М. Никольская - СПб.: Речь, 2015. - 203 с.
6. Бреслав, Г.М. Нравственные качества личности в детстве [Текст] / Г. М. Бреслав - М., 2014. - 46 с.
7. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И. В. Вачков - М.: Ось- 89, 2014. -144 с.
8. Герасимова, B.C., Орлова, Л.М. Старший дошкольник и младший
школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / B.C.
Герасимова, Л.М. Орлова - М., 2015. - 401 с.
9. Дыбина, О.В. Опыты и эксперименты для дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2015. - 351 с.
10. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 2014.-230 с.
11. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. — Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2015.-345 с.
12. Защиринская, О.В. Сказка в гостях у психологии.
Психологические техники: сказкотерапия [Текст] /О.В.Защиринская - СПб.: «Издательство ДНК», 2012. -152 с.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2013.-233 с.
14. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии [Текст]/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. -СПб.: Изд-во «Речь», 2012. -170 с.
15. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]/ Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: Изд-во «Речь», 2015. -310 с.
16. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками. [Текст]/ Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: Изд-во «Речь», 2015. -240 с.
17. Изард, К.Е. Эмоции человека[Текст]/К.Е. Изард.- СПб.: «Питер»,2012. - 464 с.
18. Имедадзе, И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте [Текст]/ И.В. Имедадзе // Психологические исследования - Тбилиси. - 2000. - С.54
19. Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности
[Текст]/Б.Кочубей, Е.Новикова // Семья и школа. -2014. -№ 9. - С. 26 - 30.
20. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [Текст]/Н.Д.Левитов // Вопросы психологии. - 2011. -№3. -С. 21 - 23.
21. Лютова,Е.К., Монина,Г.Б.Шпаргалка для родителей:
психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] /Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. - М.: Генезис,2014. -192 с.
22. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Майерс, Д. - СПб.:«Прайм-ЕВРОЗНАК», 2014. -232с.
23. Михальченко К. А. История развития и значение сказкотерапии как направления практической психологии [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2012.
— С. 42-45.
24. Немов, Р.С. Психология[Текст] Учебник для студентов высш. пед. учебных заведений: В 3 кн.Кн. 1. Общие основы психологии: 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2013. -576 с.
25. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет.— СПб.: Паритет, 2014.-233 с.
26. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник [Текст]/ Л.Ф. Обухова, М.: «Юрайт», 2014. -460 с.
27. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст]/А.А.Осипова.-М.: «Сфера», 2015. - 510 с.
28. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка /[Текст]С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Москва: Мир, 2013. - 944 с.
29. Прохорова,А.О.Нравственная сфера личности
дошкольника [Текст] / А.О.Прохорова - СПб.: Питер, 2014. - 375 с.
30. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление
тревожности [Текст]/А.М.Прихожан// Психологическая наука и образование. - 2015. -№2. - С. 14 - 16.
31. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и
школьный возраст [Текст]/ А.М.Прихожан. - СПб.: « Питер», 2014. - 192 с.
32. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика [Текст]/А.М. Прихожан. — М.: «МОДЭК», 2014. - 304 с.
33. Сальникова, Н.Е. Работа с детьми: школа доверия. [Текст] / Н. Е. Сальникова - СПб.: Питер, 2016. - 281 с.
34. Сайбулаева, Д.Г. Особенности нравственной сферы дошкольного возраста. [Текст] / Д. Г. Сайбулаев .- М., 2015. - 24 с.
35. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка [Текст]/ Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.-СПб.: «Речь», 2015. - 384 с.
36. Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст]/ Д. Ю. Соколов.- М.: «Эксмо-Пресс», 2014. -304 с.
37. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем [Текст] Р.М.Ткач.- СПб.: «Речь», 2014.-118 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
39. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста[Текст]/Л.Б.Фесюкова. - М.: ФОЛИО, АСТ, 2014.-143 с.
40. Хорни, К. Наши внутренние конфликты [Текст]/К.Хорни.-М.: «Академический проект», 2015. - 224 с.
41. Чибисова, М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании. - М.: Генезис, 2014.-121 с.
42. Шипилова Е.В. Основы логопсихологии, М., 2014. - 325 с.
43. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.:Академия, 2015. - 384 с.