Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения динамики формирования самостоятельности у дошкольников и младших школьников 7
1.1. Сущность и особенности самостоятельности 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика развития самостоятельности
детей дошкольного и младшего школьного возраста 12
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики формирования самостоятельности у дошкольников и младших школьников 42
2.1. Методы и методики исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования 43
Вывод по 2 главе 64
Заключение 65
Список литературы
Актуальность исследования. Дошкольное детство - важный период в жизни человека, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка, как главнейшее условие развития его личности в целом.
Актуальность вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития самостоятельности детей, интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Волевые качества личности являются важной стороной характера человека, их воспитанию должно уделяться большое внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности детей, является самостоятельность.
Самостоятельность детей старшего дошкольного возраста является объектом пристального внимания педагогов и ученых вследствие ряда причин: реализацией личностно-ориентированного подхода к воспитанию, развитию и обучению детей, потребностью разрешения вопросов подготовки старших дошкольников к организации образовательного процесса образовательных учреждений и условиям жизни в современном обществе.
Становясь многообразнее и сложнее, в настоящее время жизнь требует от людей не привычных и шаблонных действий, а творческого подхода в решении любых возникающих задач и вопросов, способности самостоятельно ставить перед собой новые цели и решать вопросы, связанные с их реализацией.
Одной из основных задач, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, стоящих перед наставниками, является задача развития у детей инициативности, ответственности и самостоятельности. Задачи формирования и развития самостоятельной, активной и творческой личности необходимо начать решать в работе с дошкольниками, так как исследования психологов показывают, что именно период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для закладывания основ таких необходимых качеств, расширяя возможности общения, познания и подготавливая благополучное вступление детей в обучение в школе.
В такой ситуации вопросы формирования и развития
самостоятельности у детей дошкольного возраста становятся в
педагогической науке как никогда острыми и актуальными.
Таким образом, проблема заключается в сложившемся противоречии между необходимостью развития самостоятельности как целевого ориентира ФГОС у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью методического оснащения данного процесса.
Цель исследования: выявить динамику формирования
самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Объект исследования: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические характеристики
формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: существует динамика формирования
самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Формулировка цели и определение гипотезы позволили нам выдвинуть следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность и особенности самостоятельности;
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику развития самостоятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста;
3. Провести диагностическое исследование самостоятельности старших дошкольников и младших школьников.
4. Дать рекомендации по формированию самостоятельности старших дошкольников и младших школьников.
Теоретико-методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические вопросы развития самостоятельности (З.Н. Борисова, P.C. Буре, Г.В. Груба, РИ. Жуковская, М.В. Крулехт, Н.М. Крылова, Г.П. Лескова, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, В.Г. Нечаева, Л.А. Порембская, Е.И. Радина, С.Ф. Сударчикова, М.М. Стрекаловская, O.A. Фролова);
- теоретические подходы к развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста (А.М. Матюшкин, Л.А. Парамонова).
Методы исследования: теоретический анализ психолого
педагогической литературы по проблеме исследования; диагностические методики; надежность и достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью его исходных позиций, анализом теоретических аспектов проблемы, применением комплекса исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, использованием статистико-математических методов обработки полученных данных в сочетании с качественным анализом результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщены научные взгляды психологической и педагогической отрасли по проблеме изучения особенностей развития самостоятельности детей. Освещены современные педагогические программы, направленные на развитие самостоятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации.
База исследования: МБДОУ №36 «Искорка», МБОУ СОШ №10 г. Елабуга
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты и материалы данной работы можно учитывать в деятельности практического психолога и воспитателя.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и отдельно оформленного приложения.
Переход к школьному обучению изменяет весь образ жизни ребенка, в его жизнь входит новый вид деятельности - обучение, требующий систематического и организованного труда. Перед ребенком встает необходимость преднамеренного, последовательного усвоения знаний, что имеет существенное отличие строения познавательной деятельности в дошкольном периоде. Для того, чтобы этот переход прошел гармонично необходима ответственная подготовка к нему в период старшего дошкольного возраста.
Готовностью к школьному обучению является желание и сознание о необходимости учиться, которое возникает у детей в результате их социального созревания и появления, дающих мотивацию к учебной деятельности внутренних противоречий. Д. Б. Эльконин обращает внимание на то, что готовность детей к школьному обучению наиболее плодотворно обеспечивается гармоничной системой социальных отношений между детьми и взрослыми. При рассмотрении готовности к школьному обучению с позиции формирующих качеств и личных свойств ребенка наибольшее значение имеет развитие самостоятельности.
В ходе исследования была изучена и выявлена степень разработанности проблемы в научно-методической литературе. Изучение психологопедагогических исследований позволяет констатировать, что в отечественной науке нет единого понимания сущности самостоятельности, определения ее места в структуре личности и твердых рекомендаций по её формированию (С. Л. Рубинштейн).
В работах выделяются многочисленные условия, влияющие на становление самостоятельности, однако выделяются они достаточно формально, как максимальный перечень (очевидно, что влияние может оказывать очень многое - от типа нервной системы самого ребенка до особенностей семейного взаимодействия). Задача педагогов должна состоять в том, чтобы выделить те факторы, опора на которые способствовала бы становлению детской самостоятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Конкретизирована сущность понятия «самостоятельность старших дошкольников
Разработаны и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования самостоятельности у старших дошкольников и младших школьников. В качестве наиболее значимых из них выдвинуты:
- опора на систему детской деятельности, которая обеспечивает мотивационную связь разных видов деятельности;
- особая организация совместной деятельности детей и педагогов (в настоящее время ОД, в том числе и игровых), которые становятся рабочим инструментом для приобретения ребенком практического опыта реализации той или иной деятельности;
- создание особой предметно-развивающей среды, позволяющей свободно использовать ее компоненты, легко и гибко ее менять, дополнять или даже создавать в зависимости от собственных задач.
Таким образом, можно сказать. Что цели и задачи исследования изучены, гипотеза подтверждена.
1. Акимова, Г. Е. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет [Текст] / Г.Е. Акимова, Е. В. Федорова, В. Н. Яковлева.- М. : СПб,
2002.
2. Андреева, Т. В. Семейная психология [Текст] / Г.Е. Андреева. - СПб.:Речь, 2004.
3. Акулова, Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность [Текст] / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2009. - С. 52-58.
4. Белошистая, А.В. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома [Текст] / А.В. Белошистая, О.Г. Жукова // Детский сад от А до Я.
- 2008. - С.148-158.
5. Бехтерева, Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст [Текст] / Е. Бехтерева //Дошкольное воспитание. - 2010.
- С.36-45.
6. Блонский, П.П. Дошкольный возраст [Текст] / П.П. Блонский.- М., 2000.- С.89-119.
7. Борисова, О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника [Текст] / О.Ф. Борисова // Детский сад от А до Я. - 2008. - С.124-132.
8. Букина, Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными [Текст] / Н. Букина // Дошкольное воспитание. - 2007. - С.28-33.
9. Буре, Р.С. Воспитатель и дети: учебн. пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников [Текст] / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская.- Изд-во «Ювета».- 2001.
10. Веракса, Н. Е. Детская психология [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Изд-во Юрайт.- 2016.
11. Волженина, Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов [Текст] / Т. Волженина // «Виноград».- 2010.- № 37.
12. Волков, Б.С. Детская психология: от рождения до школы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.-СПб.: Питер.- 2009.-С.240.
13. Горшенина, В.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания [Текст] / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина, Н.П. Черкасова.- Волгоград : Панорама.- 2007.
14. Гуськова, Т. В. Что такое самостоятельный ребенок [Текст] /Т.В. Гуськова // Дошкольное воспитание. - 1988. - №11 - С.60-64.
15. Детская практическая психология [Текст]: учебник / под редакцией Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики.- 2000.
16. Дошкольная педагогика [Текст] / под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение.- 1988.- С.50.
17. Дошкольная педагогика [Текст] /под редакцией В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение.- 1998.
18. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой.- М.: ГНОМ и Д.-2000.
19. Дуброва, В. П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье. Методические рекомендации [Текст] / В.П. Дуброва.- М.: Просвещение.-1999.
20. Жарова, Л. В. Учить самостоятельности [Текст] / Л.В. Жарова. - М.: Просвещение.- 1993.
21. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский .М.: Школа- Пресс.- 2001.
22. Иванов, В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами: кн. для старшеклассников [Текст] / В.Д. Иванов. - М.: Просвещение.-1991.-С.126
23. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника [Текст] / Р.Р.Калинина.- Санкт-Петербург: Речь.- 2002.
24. Каплан, Л.И. Первые проявления самостоятельности. Посеешь привычку - пожнешь характер. [Текст] / Каплан Л.И.- М.:Просвещение.- 1980.
25. Клюева, Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [Текст] / Н.В. Клюева.- Ярославль: Академия развития.- 2001.
26. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.-М.:Академия.- 2002.
27. Кон, И. С. Психология самостоятельности [Текст] / И.С. Кон .-М.-
1992.
28. Косякова, О.О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие [Текст] / О.О. Косякова.- Ростов на Дону: Феникс.-2007.
29. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: СФЕРА. -
2003.
30. Люблинская, А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] /А.А. Люблинская.- М.: Просвещение.- 1971.
31. Малик, О. А. Условия развития самостоятельности детей на занятиях аппликацией [Текст] /О.А. Малик.-2008. - С.142 - 147.
32. Маркова, Т.А. Воспитание дошкольника в семье [Текст] /Т.А. Маркова.-Спб.- 1999.
33. Микляева, Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности [Текст] /Н.В. Микляева //Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - С.17-23.
34. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия.- 1999.
35. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для студентов вузов [Текст] / Л.Ф.Обухова.-М.: Академия.-2005.
36. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики [Текст] / А.К. Осницкий.- Москва-Нальчик: Эльфа.- 1996.
37. Платохина, Н. А. Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с историей и культурой родного края [Текст] / Н.А. Платохина // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - С.108-115.
38. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие [Текст] / под ред. Д.Я. Райгородского.-Самара: Бахрах.- 2001.
39. Программа «Истоки». Базис развития ребенка-дошкольника [Текст] / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова.- М.: Просвещение.- 2003.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Санкт-Петербург, 2002. - 720 с.
41. Рыбак, Е.В. Самостоятельность как вектор коммуникативного и творческого развития дошкольника / Е.В. Рыбак // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 10. - С. 18-27.
42. Смирнова, Е. О. Дошкольник в современном мире [Текст] / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. - М.: Дрофа.-2006.
43. Смирнова, Е. О. Структура и динамика отношения в онтогенезе ребенка [Текст] / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Вопросы психологии .-
2007. -№ 2. - С.28.
44. Соколов, В. С. Ступеньки в большой мир [Текст] / В.С. Соколов // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С.122.
45. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова.-Ростов н/Д.: Феникс.-2008. - С.251.
46. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.: Академия.- 2000.- С.176.
47. Толковый словарь русского языка [Текст] / под ред. Д.В. Дмитриева.- М.: Астрель.-2003.
48. Целуйко, В. М. Психология современной семьи [Текст] / В.М. Целуйко.- М.: Владос.-2004.-С.280.
49. Чехонина О. И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада [Текст] / О.И. Чехонина // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 1 - С.101- 107.
50. Шапарь.Б. В. Практическая психология. Инструментарий [Текст]/ Б.В. Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко. - Ростов н/Д:Феникс.-2002.
51. Шептихина,Г. В. Семейные взаимоотношения как условие развития активной жизненной позиции у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.В. Шептихина // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - С.32-39.
52. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / Г. Юсупова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №8 - С.28-29.
53. Эльконин, Д.Б.Детская психология [Текст] /Д.Б. Эльконин.- М.: Академия.- 2004. - С.108