ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения динамики формирования самостоятельности у дошкольников и младших школьников 7
1.1. Сущность и особенности самостоятельности 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика развития самостоятельности
детей дошкольного и младшего школьного возраста 12
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики формирования самостоятельности у дошкольников и младших школьников 42
2.1. Методы и методики исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования 43
Вывод по 2 главе 64
Заключение 65
Список литературы
Глава 1. Теоретические основы изучения динамики формирования самостоятельности у дошкольников и младших школьников 7
1.1. Сущность и особенности самостоятельности 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика развития самостоятельности
детей дошкольного и младшего школьного возраста 12
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики формирования самостоятельности у дошкольников и младших школьников 42
2.1. Методы и методики исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования 43
Вывод по 2 главе 64
Заключение 65
Список литературы
Актуальность исследования. Дошкольное детство - важный период в жизни человека, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех органов и систем организма.
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка, как главнейшее условие развития его личности в целом.
Актуальность вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития самостоятельности детей, интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Волевые качества личности являются важной стороной характера человека, их воспитанию должно уделяться большое внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности детей, является самостоятельность.
Самостоятельность детей старшего дошкольного возраста является объектом пристального внимания педагогов и ученых вследствие ряда причин: реализацией личностно-ориентированного подхода к воспитанию, развитию и обучению детей, потребностью разрешения вопросов подготовки старших дошкольников к организации образовательного процесса образовательных учреждений и условиям жизни в современном обществе.
Становясь многообразнее и сложнее, в настоящее время жизнь требует от людей не привычных и шаблонных действий, а творческого подхода в решении любых возникающих задач и вопросов, способности самостоятельно ставить перед собой новые цели и решать вопросы, связанные с их реализацией.
Одной из основных задач, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, стоящих перед наставниками, является задача развития у детей инициативности, ответственности и самостоятельности. Задачи формирования и развития самостоятельной, активной и творческой личности необходимо начать решать в работе с дошкольниками, так как исследования психологов показывают, что именно период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для закладывания основ таких необходимых качеств, расширяя возможности общения, познания и подготавливая благополучное вступление детей в обучение в школе.
В такой ситуации вопросы формирования и развития
самостоятельности у детей дошкольного возраста становятся в
педагогической науке как никогда острыми и актуальными.
Таким образом, проблема заключается в сложившемся противоречии между необходимостью развития самостоятельности как целевого ориентира ФГОС у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью методического оснащения данного процесса.
Цель исследования: выявить динамику формирования
самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Объект исследования: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические характеристики
формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: существует динамика формирования
самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Формулировка цели и определение гипотезы позволили нам выдвинуть следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность и особенности самостоятельности;
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику развития самостоятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста;
3. Провести диагностическое исследование самостоятельности старших дошкольников и младших школьников.
4. Дать рекомендации по формированию самостоятельности старших дошкольников и младших школьников.
Теоретико-методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические вопросы развития самостоятельности (З.Н. Борисова, P.C. Буре, Г.В. Груба, РИ. Жуковская, М.В. Крулехт, Н.М. Крылова, Г.П. Лескова, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, В.Г. Нечаева, Л.А. Порембская, Е.И. Радина, С.Ф. Сударчикова, М.М. Стрекаловская, O.A. Фролова);
- теоретические подходы к развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста (А.М. Матюшкин, Л.А. Парамонова).
Методы исследования: теоретический анализ психолого
педагогической литературы по проблеме исследования; диагностические методики; надежность и достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью его исходных позиций, анализом теоретических аспектов проблемы, применением комплекса исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, использованием статистико-математических методов обработки полученных данных в сочетании с качественным анализом результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщены научные взгляды психологической и педагогической отрасли по проблеме изучения особенностей развития самостоятельности детей. Освещены современные педагогические программы, направленные на развитие самостоятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации.
База исследования: МБДОУ №36 «Искорка», МБОУ СОШ №10 г. Елабуга
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты и материалы данной работы можно учитывать в деятельности практического психолога и воспитателя.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и отдельно оформленного приложения.
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка, как главнейшее условие развития его личности в целом.
Актуальность вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития самостоятельности детей, интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Волевые качества личности являются важной стороной характера человека, их воспитанию должно уделяться большое внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности детей, является самостоятельность.
Самостоятельность детей старшего дошкольного возраста является объектом пристального внимания педагогов и ученых вследствие ряда причин: реализацией личностно-ориентированного подхода к воспитанию, развитию и обучению детей, потребностью разрешения вопросов подготовки старших дошкольников к организации образовательного процесса образовательных учреждений и условиям жизни в современном обществе.
Становясь многообразнее и сложнее, в настоящее время жизнь требует от людей не привычных и шаблонных действий, а творческого подхода в решении любых возникающих задач и вопросов, способности самостоятельно ставить перед собой новые цели и решать вопросы, связанные с их реализацией.
Одной из основных задач, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, стоящих перед наставниками, является задача развития у детей инициативности, ответственности и самостоятельности. Задачи формирования и развития самостоятельной, активной и творческой личности необходимо начать решать в работе с дошкольниками, так как исследования психологов показывают, что именно период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для закладывания основ таких необходимых качеств, расширяя возможности общения, познания и подготавливая благополучное вступление детей в обучение в школе.
В такой ситуации вопросы формирования и развития
самостоятельности у детей дошкольного возраста становятся в
педагогической науке как никогда острыми и актуальными.
Таким образом, проблема заключается в сложившемся противоречии между необходимостью развития самостоятельности как целевого ориентира ФГОС у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью методического оснащения данного процесса.
Цель исследования: выявить динамику формирования
самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Объект исследования: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические характеристики
формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: существует динамика формирования
самостоятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Формулировка цели и определение гипотезы позволили нам выдвинуть следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность и особенности самостоятельности;
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику развития самостоятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста;
3. Провести диагностическое исследование самостоятельности старших дошкольников и младших школьников.
4. Дать рекомендации по формированию самостоятельности старших дошкольников и младших школьников.
Теоретико-методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические вопросы развития самостоятельности (З.Н. Борисова, P.C. Буре, Г.В. Груба, РИ. Жуковская, М.В. Крулехт, Н.М. Крылова, Г.П. Лескова, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, В.Г. Нечаева, Л.А. Порембская, Е.И. Радина, С.Ф. Сударчикова, М.М. Стрекаловская, O.A. Фролова);
- теоретические подходы к развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста (А.М. Матюшкин, Л.А. Парамонова).
Методы исследования: теоретический анализ психолого
педагогической литературы по проблеме исследования; диагностические методики; надежность и достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью его исходных позиций, анализом теоретических аспектов проблемы, применением комплекса исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, использованием статистико-математических методов обработки полученных данных в сочетании с качественным анализом результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщены научные взгляды психологической и педагогической отрасли по проблеме изучения особенностей развития самостоятельности детей. Освещены современные педагогические программы, направленные на развитие самостоятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации.
База исследования: МБДОУ №36 «Искорка», МБОУ СОШ №10 г. Елабуга
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты и материалы данной работы можно учитывать в деятельности практического психолога и воспитателя.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и отдельно оформленного приложения.
Переход к школьному обучению изменяет весь образ жизни ребенка, в его жизнь входит новый вид деятельности - обучение, требующий систематического и организованного труда. Перед ребенком встает необходимость преднамеренного, последовательного усвоения знаний, что имеет существенное отличие строения познавательной деятельности в дошкольном периоде. Для того, чтобы этот переход прошел гармонично необходима ответственная подготовка к нему в период старшего дошкольного возраста.
Готовностью к школьному обучению является желание и сознание о необходимости учиться, которое возникает у детей в результате их социального созревания и появления, дающих мотивацию к учебной деятельности внутренних противоречий. Д. Б. Эльконин обращает внимание на то, что готовность детей к школьному обучению наиболее плодотворно обеспечивается гармоничной системой социальных отношений между детьми и взрослыми. При рассмотрении готовности к школьному обучению с позиции формирующих качеств и личных свойств ребенка наибольшее значение имеет развитие самостоятельности.
В ходе исследования была изучена и выявлена степень разработанности проблемы в научно-методической литературе. Изучение психологопедагогических исследований позволяет констатировать, что в отечественной науке нет единого понимания сущности самостоятельности, определения ее места в структуре личности и твердых рекомендаций по её формированию (С. Л. Рубинштейн).
В работах выделяются многочисленные условия, влияющие на становление самостоятельности, однако выделяются они достаточно формально, как максимальный перечень (очевидно, что влияние может оказывать очень многое - от типа нервной системы самого ребенка до особенностей семейного взаимодействия). Задача педагогов должна состоять в том, чтобы выделить те факторы, опора на которые способствовала бы становлению детской самостоятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Конкретизирована сущность понятия «самостоятельность старших дошкольников
Разработаны и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования самостоятельности у старших дошкольников и младших школьников. В качестве наиболее значимых из них выдвинуты:
- опора на систему детской деятельности, которая обеспечивает мотивационную связь разных видов деятельности;
- особая организация совместной деятельности детей и педагогов (в настоящее время ОД, в том числе и игровых), которые становятся рабочим инструментом для приобретения ребенком практического опыта реализации той или иной деятельности;
- создание особой предметно-развивающей среды, позволяющей свободно использовать ее компоненты, легко и гибко ее менять, дополнять или даже создавать в зависимости от собственных задач.
Таким образом, можно сказать. Что цели и задачи исследования изучены, гипотеза подтверждена.
Готовностью к школьному обучению является желание и сознание о необходимости учиться, которое возникает у детей в результате их социального созревания и появления, дающих мотивацию к учебной деятельности внутренних противоречий. Д. Б. Эльконин обращает внимание на то, что готовность детей к школьному обучению наиболее плодотворно обеспечивается гармоничной системой социальных отношений между детьми и взрослыми. При рассмотрении готовности к школьному обучению с позиции формирующих качеств и личных свойств ребенка наибольшее значение имеет развитие самостоятельности.
В ходе исследования была изучена и выявлена степень разработанности проблемы в научно-методической литературе. Изучение психологопедагогических исследований позволяет констатировать, что в отечественной науке нет единого понимания сущности самостоятельности, определения ее места в структуре личности и твердых рекомендаций по её формированию (С. Л. Рубинштейн).
В работах выделяются многочисленные условия, влияющие на становление самостоятельности, однако выделяются они достаточно формально, как максимальный перечень (очевидно, что влияние может оказывать очень многое - от типа нервной системы самого ребенка до особенностей семейного взаимодействия). Задача педагогов должна состоять в том, чтобы выделить те факторы, опора на которые способствовала бы становлению детской самостоятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Конкретизирована сущность понятия «самостоятельность старших дошкольников
Разработаны и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования самостоятельности у старших дошкольников и младших школьников. В качестве наиболее значимых из них выдвинуты:
- опора на систему детской деятельности, которая обеспечивает мотивационную связь разных видов деятельности;
- особая организация совместной деятельности детей и педагогов (в настоящее время ОД, в том числе и игровых), которые становятся рабочим инструментом для приобретения ребенком практического опыта реализации той или иной деятельности;
- создание особой предметно-развивающей среды, позволяющей свободно использовать ее компоненты, легко и гибко ее менять, дополнять или даже создавать в зависимости от собственных задач.
Таким образом, можно сказать. Что цели и задачи исследования изучены, гипотеза подтверждена.



