Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 7
1.1 Сущность человеческого капитала 7
1.2 Субъекты формирования человеческого капитала 15
1.3 Роль государства в формировании человеческого капитала 22
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 30
2.1 Государственная политика в сфере общего образования 30
2.2 Государственная политика в сфере демографии и здоровья 53
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 70
3.1 Предложения и рекомендации по реформированию системы общего
образования 70
3.2 Совершенствование системы финансирования государственной политики в
сфере демографии и здоровья 88
Заключение 97
Список использованных источников 100
Приложения 110
В постиндустриальном обществе человеческий (интеллектуальный) капитал выступает самым ценным его ресурсом, более важным, чем природное или накопленное богатство. В настоящее время в промышленно развитых странах человеческий капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса.
Социально-экономические преобразования, происходящие в России, не могли не затронуть сферу формирования и использования интеллектуальных способностей людей. Развиваясь в русле общемировых тенденций, российская экономика пытается на рыночной основе создать условия для воспроизводства национального человеческого капитала, способствующего ускорению перехода на инновационную стадию развития страны. Использование основных достижений научной мысли, развивающейся в рамках теории человеческого капитала применительно к современным российским условиям, позволяет оценить реальные последствия рыночных преобразований в области здравоохранения, образования, миграции, доходов и занятости для различных социальных слоев и групп населения с точки зрения эффективности воспроизводства человеческого капитала.
Рассмотрение расходов па получение образования, повышение квалификации, улучшение состояния здоровья в качестве производительных инвестиций в человеческий капитал заставляет по -новому взглянуть на проблему их социально-экономической отдачи. При этом особо значимыми становятся вопросы, связанные с определением окупаемости затрат на воспроизводство человеческого капитала и дифференциации в величине оплаты труда работников с разным уровнем образовательного потенциала.
Актуализация круга вопросов воспроизводства человеческого капитала в условиях перехода российской экономики на новый уровень развития, определяемый масштабами востребованности и использования новых знаний требует мобилизации новых долговременных источников роста, лежащих в
русле качественного совершенствования человеческого капитала и обосновании направлений взаимодействия государства и общества в целях развития и повышения эффективности его использования. 0%
Собственно теория человеческого капитала в качестве самостоятельного течения мировой экономической мысли оформилась лишь в начале 1960 -х г.г. благодаря исследованиям лауреатов Нобелевской премии по экономике Т. Шульца и Г. Беккера. Значительный научный вклад в ее разработку внесли также Дж. Минцер, Л. Туроу, У. Боуен, М. Фишер, М. Блауг, Э. Денисон, Дж. Кендрик, Ф. Махлуп и др.
Актуальность выбранной темы исследования подчеркивается значительным интересом к этой теме отечественных ученых, среди наиболее ярких работ, вышедших в последние годы, можно назвать статьи таких авторов как Г.И. Бондаренко [1], Е.С. Гвоздева [2], А.С. Досманбетова [3], Л.С. Драганчук [4], В.В. Мазур [6], В.Ф. Новикова [7], Н.А. Чаушьян [8], Ю.Р. Чистяков [9], Е.В. Чучулина [10] и другие.
Несмотря на существенную методологическую значимость и научный интерес к проблематике человеческого капитала, в ней остается немало нерешенных, дискуссионных проблем. До сих пор не выработано синтезированной концепции исследования человеческого капитала как экономической категории, раскрывающей ее новое содержание применительно к процессу перехода на инновационную стадию экономического развития России. Отсутствуют комплексные исследования специфики воспроизводства человеческого капитала на различных уровнях российской экономики, требуется более глубокий анализ тендерных особенностей развития человеческого капитала и определение созидательной роли государства в разрешении всего блока вопросов, сопряженных со стратегией реформ в человекоформирующих отраслях.
В разработках отечественных ученых-экономистов недостаточно четко определены показатели эффективности инвестиций в образование, в здравоохранение и др., не подвергнуто глубокому анализу влияние кадровой,
миграционной политики на воспроизводство человеческого капитала. Поэтому можно утверждать, что комплекс взаимосвязанных вопросов определения экономической эффективности частных и общественных затрат на воспроизводство человеческого капитала является наименее разработанным в российской экономической науке.
Целью дипломной работы стоит комплексный анализ современной государственной политики по формированию и развитию национального человеческого капитала, а также разработка мер по ее совершенствованию.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
- выявить сущность человеческого капитала;
- проанализировать субъекты формирования человеческого капитала;
- определить роль государства в формировании человеческого капитала;
- провести анализ практики реализации государственной политики по формированию и развитию человеческого капитала;
- проанализировать государственную политику в сфере общего образования;
- рассмотреть особенности государственной политики в сфере демографии и здоровья;
- сформулировать предложения и рекомендации по реформированию системы общего образования;
- разработать меры по совершенствованию системы финансирования государственной политики в сфере демографии и здоровья.
Объектом исследования выступает экономические отношения по поводу формирования и развития национального человеческого капитала. Предметом исследования является государственная политика стимулирования инвестиций в человеческий капитал.
Теоретической базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, современные подходы отечественных и зарубежных ученых в области человеческого капитала, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, учебной и справочной литературе, методических и практических пособиях.
При проведении исследования использованы методы системного анализа, сравнительного анализа, финансово-экономического анализа, статистические методы, метод аналогий и др.
Структура дипломной работы обусловлена ее целями и задачами и включает в себя введение, три главы, включающих ХХ параграфов, заключение, список использованных источников, приложения. Дипломная работа содержит ХХ рисунков, ХХХ таблиц, ХХ приложений, ХХ пунктов списка использованных источников.
Современный этап научно-технического и социально-экономического развития сопровождается возрастанием доли человеческого капитала в структуре национального богатства, что объективно требует более полного учета физических, духовно-нравственных и социальных потребностей людей, повышения качества человеческого потенциала нации. Под человеческим капиталом понимается имеющийся у каждого индивидуума запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Другими словами, каждого человека можно рассматривать как комбинацию одной единицы простого труда и известного количества воплощенного в нем человеческого капитала [26].
Даже краткий обзор современных научных статей показывает, что теория человеческого капитала вызывает неиссякаемый интерес все новых и новых исследователей. Современная концепция человеческого капитала строится на понимании, что в условиях формирования постиндустриального общества резко возрастает зависимость экономической эффективности производства от величины и качества человеческого капитала, наследуемого с позиций образования, культуры и, в первую очередь, здоровья предыдущих поколений и наращиваемого через накопление знаний, опыта, умения, уровня физического и интеллектуального развития людей. В этой связи бесспорной становится необходимость формирования принципиально новой стратегии государственной социальной политики, направленной на социальное развитие, на воспроизводство человеческого капитала и развитие человеческого потенциала нации.
В целом, можно указать, что человеческий капитал представляет собой синтетическую и довольно сложную социально-экономическую категорию, которая находится на границе различных дисциплин и наук: экономики, социологии, истории, психологии, педагогики, медицины, философии, политологии и т.д.
Основу человеческого капитала на всех уровнях (индивидуальном, корпоративном и национальном) составляют особые уникальные,
специфические знания, навыки и технологии, определяющие конкурентные преимущества носителя.
Как принято в социологии индивидуальный, корпоративный и национальный человеческие капиталы понятия рассматриваются,
соответственно, на микро, мезо и макроуровнях. Несложно догадаться, что в состав национального человеческого капитала входят корпоративный и индивидуальный. Соответственно, чем выше потенциал и индекс человеческого капитала отдельно взятого индивида, тем выше уровень развития нации в целом. 100%
Государственная политика в сфере образования представляет собой комплекс мер в области функционирования и развития системы образования. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который является основным документом в этой области, отражающим государственную образовательную политику, под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.
Сегодня к основным приоритетам государственной политики в сфере образования практически всех развитых государств можно отнести действия, направленные на: обеспечение государственных гарантий доступности и качества системы образования; обеспечение высококвалифицированными кадрами систему образования; развитие новых форм финансирования, создание инновационной среды государства; модернизацию системы образования; внедрение современных информационных технологий; форми-рование гражданских ценностей и т.д.
Государственная политика в сфере образования часто закрепляется в Конституции и в различных законодательных актах в области образования. Именно она задает рамки деятельности как физических, так и юридических лиц. Практически всегда государственная политика в области образования определяет стратегию развития и направление реформирования образования.
Стратегия демографического развития для современной России состоит в обеспечении, в первую очередь, за счет воспроизводственной компоненты, во вторую очередь, за счет миграционной компоненты, «восходящей динамики населения, необходимой для неуклонного наращивания социально
экономической и оборонной мощи государства, устойчивого повышения уровня заселенности страны» [2]. Обеспечение восходящей динамики населения России, как за счет естественного прироста, так и за счёт миграционного прироста, не должно идти врознь с «рационализацией структуры размещения постоянного населения по территории РФ с учетом ее национальных интересов» [4]. Следствием достижения (приближения к) основной цели являются: неуклонное наращивания социально-экономической и оборонной мощи государства, устойчивое повышение уровня заселенности страны.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от
01.05.2019) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.rU/70291362/#ixzz5qhnr8YDg
2. Алёшинская Е.В., Романова Ю.А. Роль государства в создании ценности рабочей силы и человеческого капитала // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2015. № 1 (12). С. 80-85.
3. Арабидзе И.Т., Лунев А.В., Петров Н.В. Анализ влияния реформ министерства здравоохранения РФ на демографическую ситуацию в России // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2018. № 2 (24). С. 96-100.
4. Арутюнян М.Л. О соотношении понятий "образовательная
политика" и "государственная политика в сфере образования" // Вестник Российско-Армянского (Славянского) университета: гуманитарные и
общественные науки. 2016. № 3. С. 17-25.
5. Арцыбашев А.О. Понятие и сущность человеческого капитала // Вестник научных конференций. 2018. № 9-1 (39). С. 17-18.
6. Асхаков С.И. Демографическая политика в современной России // Современная наука и инновации. 2018. № 1 (21). С. 171-175.
7. Бeккер DC. Человеческое поведение. Экономический подход. M.: ГУ ВШЭ, 2010.
8. Березникова Е.Н., Иванова Н.Е. Сущность человеческого капитала в инновационной экономике // Форум молодых ученых. 2017. № 5 (9). С. 272-278.
9. Беспаев М.Е. Человеческий капитал индивида: сущность
формирования и развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 9. С.
12- 22.
10. Боёгло В.И. Основные направления государственной политики рф в области высшего образования // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1. № 12 (29). С. 108-111.
11. Брижан М.А. Совершенствование реализации программ в сфере общего образования в обеспечении приоритетов государственной образовательной политики // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № 8. С. 111-116.
12. Брик Л.В., Горельцев А.Г.К вопросу о сущности понятия «человеческий капитал» // Вестник МГТУ.2014.Том 17.№ 4.С.637-642.
13. Буланова М.А. Демографическая политика в Российской Федерации: целевые установки и их достижение // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 4 (81). С. 82-96.
14. Вереникин А.О.Различие и взаимосвязь «человеческого капитала» и
«человеческого потенциала».Коллективная монография: «Человеческий
капитал» и образование / Экон.ф-т МГУ; под ред.В.Н.Чековца, Е.Н. Жильцова, Р.Т.Зяблюк.М.: ТЕИС, 2009.
15. Вотинова Е.М. Демографическая ситуация и демографическая
политика России // Символ науки. 2017. Т. 1. № 2. С. 40-43.
16. Галлямова Д.И. Государственная молодежная политика: проблемы накопления человеческого капитала // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 61. С. 228-242.
17. Глотко А.В., Кузнецова И.Г. Воздействие государства на
воспроизводство человеческого капитала в сельской местности // Вестник ОрелГИЭТ. 2018. № 4 (46). С. 175-180.
18. Груздева О.А. О "перезагрузке" демографической политики в
России // Colloquium-journal. 2018. № 1-1 (12). С. 66-68.
19. Грузина Ю.М., Мельничук М.В. Анализ зарубежного опыта по формированию и развитию молодежной политики в сфере образования, науки и инноваций // Российский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 6. С. 452-463.
20. Гуськова Н.Д.[и др.] Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавриата и магистратуры.2-е изд., испр.и доп.М.: Издательство Юрайт, 2018.212 с.
21. Дедков Е.Н. Демографическая политика России: взаимосвязь экономического развития и воспроизводства населения // Русская политология. 2018. № 3 (8). С. 120-127.
22. Дехканов У.А. Обоснование приоритетов государственной
политики в области управления здравоохранением // Регион: государственное и муниципальное управление. 2018. № 2 (14). С. 4.
23. Диденко Д.В. Работники интеллектуального труда как субъекты формирования и использования человеческого капитала // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 80-89.
24. Жук С.С. Сущность категории "человеческий капитал" и подходы к его оценке // Наука и современность. 2015. № 36. С. 204-209.
25. Журавлева Л.А., Огнева В.В. Государственная политика и управление развитием общего образования в современной России: некоторые проблемы и пути их решения // Среднерусский вестник общественных наук.
2017. Т. 12. № 6. С. 150-156.
26. Замбржицкая Е.С., Харченко А.А. Сравнительный анализ существующих подходов к понятию "человеческий капитал" // Экономика и политика. 2015. № 1 (4). С. 37-40.
27. Зинюк А.И., Кучербаева А.М. Человеческий капитал: сущность и значение на современном этапе развития // Via scientiarum - Дорога знаний.
2016. № 1. С. 180-182.
28. Зуева А.Н., Рябков О.А. Анализ системы общего, среднего и высшего профессионального образования города Москвы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика.
2018. № 3. С. 76-86.
29. Камилова Э.Р., Шакирова З.Н. Экономическая сущность человеческого капитала // Научный альманах. 2015. № 10-1 (12). С. 182-184.
30. Караткевич С.Г., Добрынин В.Н., Багрецов С.А.Методы формирования и оценки человеческого капитала социотехнических систем // Вопросы экономики и права.2011.№ 7.С.54-58.
31. Карпова Л.И. Становление российской государственной политики в сфере образования // Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2018. № 12. С. 144-148.
32. Касаева Т.В., Исакова К.Н. К вопросу о сущности человеческого капитала // Вестник экспертного совета. 2018. № 4 (15). С. 129-134.
33. Касаева Т.В.К вопросу о финансовых источниках человеческого капитала // Экономический вестник Ростовского государственного университета.2007.Т.5. № 2-2.С.124-130.
34. Касаева Т.В.Расширительная трактовка структуры человеческого капитала // TerraEconomicus, 2013.Том 11.№ 2.Часть 2.С.21-27.
35. Каспржак А.Г., Кобцева А.А., Бриткевич М.С., Кирнарский А.И. Кадровая политика общего образования города Москвы в условиях реформирования: первые результаты // Наука и школа. 2019. № 1. С. 94-106
36. Кондрашов М.Г., Трифонов Ю.Н. Основные направления и реализация государственной политики в сфере школьного образования // Современное общество и власть. 2018. № 1 (15). С. 27-37.
37. Коновалов И.Н., Авдюков Ф.В. Формирование расходов на образование в России // Системные технологии. 2017. № 4 (25). С. 22-25.
38. Коротков Э.М.Менеджмент: учебник для СПО.3-е изд., пер.и доп.М.: Издательство Юрайт, 2018.566 с.
39. Костромыкина А.В., Магомедова З.Г. Государственная политика в сфере образования // Современные научные исследования и разработки. 2016. № 6 (6). С. 310-312.
40. Курдова М.А., Ефимова О.Г. Современная демографическая политика в России и пути ее реализации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 2. С. 51-55.
41. Кутергин В.А. Реформирование общего образования в РФ // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 11. С. 102109.
42. Линев А.Н. Обоснование концепции человеческого капитала экономического субъекта // Вопросы региональной экономики. 2016. № 4 (29).
С. 146-151.
43. Локосов В.В., Рыбаковский Л.Л., Рыбаковский О.Л., Хасаев Г.Р. Результаты демографической политики и наступление депопуляции в России // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2017. № 11 (157). С. 40-48.
44. Луценко Н.О. Механизмы государственной политики в области образования // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 65.
С. 210-220.
45. Маковская Н.В. Методологические основы развития внутренних рынков труда в национальной экономике / Н.В. Маковская // Вестн. Донец. ун - та. Сер. В. Экономика и право. - 2017. - № 1. - С. 134.
46. Носов А.Г. Государственная политика в сфере образования - реформы, результаты, ожидания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 1. С. 90-94.
47. Ожиганова Е.А., Костромин В.Е. Сущность и особенности оценки инвестиций в человеческий капитал // Инновационное развитие. 2017. № 11 (16). С. 50-52.
48. Омельяненко А.Г., Каргина О.П., Рогозина С.В. Совершенствование государственной политики в сфере здравоохранения в РФ // В сборнике: Актуальные вопросы развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор
С.В. Нечаева. 2017. С. 71-75.
49. Петрова Т.А. Возможности формирования человеческого капитала государства // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1 (46). С. 241-246.
50. Плисова В.В., Гаврилюк А.А. Влияние финансирования государственной социальной политики формирования человеческого капитала // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ.
2017. № 1 (5). С. 127-138.
51. Проклова Т.Н., Расторгуева Т.И., Карпова О.Б. К вопросу о ходе реализации государственной политики в сфере здравоохранения // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2016. № 1-2. С. 119-126.
52. Рыбаковский О.Л., Таюнова О.А., Кожевникова Н.И. К вопросу о
стратегии демографического развития и концепции демографической политики России // Наука. Культура. Общество. 2018. № 2-3. С. 57-65. 0
53. Рязанова О.Е., Назарова Е.В. концептуальный подход к формированию и использованию человеческого капитала // Вопросы экономики и права. 2016. № 97. С. 23-26.
54. Сагыналиева М.И. Инвестиции в развитие человеческого капитала как инструмент государственной политики благосостояния // Вестник Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики. 2018. Т. 24. С. 127-136.
55. Саралинова Д.С. Участие государства в решении вопросов формирования и развития человеческого фактора // Аллея науки. 2018. Т. 8. № 11 (27). С. 747-750
56. Синицкая Н.Я. Развитие теории человеческого капитала: научный обзор // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 182-190.
57. Синицына Е.В., Кузнецова А.И., Шадринова А.С. Влияние государственной финансовой политики на здоровье населения и демографию в Российской Федерации // Экономика и социум: современные модели развития.
2016. № 13. С. 80-88.
58. Слободчикова И.В., Эвиев Э.В., Кичикова Б.Ч., Эвиева А.В. Реализация государственной политики России в области здравоохранения на региональном уровне // Успехи современной науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 167-171.
59. Смирнов В.Т.[и др.] Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография / под ред.д-ра эконом.наук, профессора
В.Т.Смирнова.М.: Машиностроение-1, Орел: ОрелГТУ, 2005.513 с.
60. Собянин: С. Сергей Собянин: качественное здравоохранение - драйвер развития Москвы // Московская медицина. 2018. № 1 (22). С. 5-7.
61. Солина Е.Е., Кочетков А.А., Солодуха П.В. Роль государства в оптимизации предложения человеческого капитала // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 3. С. 14-24.
62. Сусликов В.Н. Охрана здоровья граждан в зарубежных странах: законодательные основы // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2016. № 12. С. 98-101.
63. Тихонов Е.И. Человеческий капитал: сущность и организация воспроизводственных процессов // Дальневосточный аграрный вестник. 2016. № 3 (39). С. 122-130.
64. Ткачева А.М. Г осударственная политика в области здравоохранения // На пути к гражданскому обществу. 2017. № 4 (28). С. 61-64.
65. Ткаченко А.А. Государственная политика и национальный проект "демография" // Народонаселение. 2018. Т. 21. № 4. С. 23-35.
66. Толкачева Е.А. Приоритетные направления государственной политики в сфере контроля качества общего образования // Наука и образование: новое время. 2016. № 6 (17). С. 607-612.
67. Уринцов А.И., Староверова О.В., Свиридова Е.С., Епифанов Г.М. Г осударственная политика РФ, направленная на развитие образования в условиях цифровой экономики // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. Т. 14. № 4. С. 842-850.
68. Федотов А.В., Соцков Д.О. Особенности промышленной политики государства и развития человеческого капитала в связи с проблемой импортозамещения // Вопросы региональной экономики. 2015. № 4 (25). С. 94 - 100.
69. Харисова А.В., Янгиров А.В. Реализация государственной политики в сфере образования в субъекте РФ, состояние и перспективы развития // Научно-практические исследования. 2017. № 1 (1). С. 40-45.
70. Хасаншин А.А., Пономарева Е.В., Пирогова С.В. Инвестиции в человеческий капитал в современной России и оценка их эффективности // Матрица научного познания. 2017. № 4. С. 59-65.
71. Чеботарева Е.Г. Сущность и виды человеческого капитала в условиях становления инновационной экономики // Бизнес и стратегии. 2017. № 1 (06). С. 53-58.
72. Чесебиев А.А. Человеческий капитал как особый фактор экономической и политической мощи государства // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 119. С. 453-465.
73. Шаравин С.В. Государственная политика в области образования // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 6-2. С. 123-125.
74. Шилова Е.А. Зарубежный опыт реализации государственной политики в сфере здравоохранения // Вестник науки. 2019. Т. 1. № 4 (13). С. 65 -
71.
75. Шилова Е.А. Повышение эффективности реализации государственной политики в сфере здравоохранения // Вестник науки. 2018. Т. 1. № 9 (9). С. 187-188.
76. Щекочихина С.В., Вергейчик М.А. Особенности реализации государственной политики России в демографической сфере // Муниципальная академия. 2018. № 3. С. 63-69.
77. Ясинская О.С. Теоретическое обоснование экономической сущности человеческого капитала как нового объекта бухгалтерского учета и анализа // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2015. № 5. С. 112-118.
78. Schultz T.W. Investing in People: The Economics of Population Quality. - Berkley, Calif.: University of California, 1981.
79. Becker, G.S. (1993). Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education (3rd ed.).
80. ДОКЛАД Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования за 2017 год (Электронный ресурс) Официальный портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Режим доступа: http://fgosvo.ru/files/files/477260-7 1.pdf
81. Итоговый отчет Министерства образования и науки Республики Татарстан о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования Республики Татарстан [Электронный ресурс] Официальный сайт Министерство образования и науки Республики Татарстан. Режим доступа: http://mon.tatarstan.ru/rus/itogovyi otchet.htm
82. Итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования [Электронный ресурс] Официальный сайт Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области. Режим доступа: http://edu.lenobl.ru/about/itogi/
83. Минеева Н.Н. Качество жизни и доходы на человеческий капитал [Электронный ресурс] / Н.Н. Минеева. - Режим доступа: http://www.rppe.ru/wpcontent/uploads/2011/05/mineeva-nn.pdf
84. Мы поэтому и создали новый механизм санации [Электронный ресурс] Официальный сайт газеты «Ведомости». Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/finance/characters/2018/06/05/771909-nabiullina
85. Проект развития человеческого капитала [Электронный ресурс] Официальный сайт Всемирного банка. Режим доступа: http://www.vsemirnvibank.org/ru/publication/human-capital
86. Российский статистический ежегодник (Электронный ресурс) Официальный сайт Федеральной государственной службы статистики. Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc 1135087342078