Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профессиональное и личностное становление преподавателя Учебного центра Федеральной противопожарной службы

Работа №3504

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы42стр.
Год сдачи2012
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
991
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание

№ п/п Наименование раздела Стр.
Введение 3
Глава 1 Проблема становления преподавателя в педагогической деятельности 8
1.1 Сущность педагогической деятельности
8
1.2 Профессиональная Я-концепция учителя
14
1.3 Педагогическая направленность: понятие и структура
20
1.4 Мотивация и продуктивность педагогической деятельности
24
Глава 2 Особенности профессионального и личностного становления преподавателя Учебного центра Федеральной противопожарной службы 30
2.1 Место научно-методической работы в процессе профессионального и личностного становления преподавателя 30
2.2 Экспериментальное исследование процесса профессионального и личностного становления преподавателя УЦ ФПС 34
Заключение 41
Литература 42
Приложения



АННОТАЦИЯ

выпускной квалификационной работы слушателя (адъюнкта, преподавателя) майора внутренней службы Осипова И.В., факультет преподавателей научно-педагогических кадров, преподаватель высшей школы _
(специальное звание, Ф.И.О., факультет, курс, уч. группа)

Научный руководитель доцент кафедры философии кандидат педагогических наук А.Н. Котляревич _
(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)
Кафедра философии

Тема: «Профессиональное и личностное становление преподавателя Учебного центра Федеральной противопожарной службы» _

Место педагогической практики ФГБОУ ДПО Сыктывкарский Учебный центр ФПС _

Пояснительная записка на __________листах


Список графического (презентационного) материала
1. ______________________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________________
3. _________________________________________________________________
и т.д. __________________________________________________________________

Краткое содержание выпускной квалификационной работы

Сущность педагогической деятельности. Профессиональная Я-концепция учителя. Педагогическая направленность: понятие и структура. Мотивация и продуктивность педагогической деятельности. Место научно-методической работы в процессе профессионального и личностного становления преподавателя. Экспериментальное исследование процесса профессионального и личностного становления преподавателя УЦ ФПС. _








Год выполнения ВКР 2012
Введение
Актуальность исследования. Современный период развития российского общества, находящегося на этапе реформирования всех сфер его жизнедеятельности, предъявляет повышенные требования к человеку, к его профессиональным и личным ка¬чествам. Обеспечение этой цели во многом зависит от возможности человека реализовать свой внутренний потенциал в деятельности, адекватно востребующей его способности.
Ведущем видом педагогической деятельности выступает научно-методическая работа, выполняющая мотивационно-стимулирующую, организационно-поддерживающую и творчески развивающую функции. В силу этого она может играть доминирующую роль в профессиональном и личностном становлении преподавателя в образовательных учреждениях, в том числе Учебных центрах федеральной противопожарной службы (далее - УЦ ФПС). Вместе с тем, ана¬лиз существующей практики показывает, что учебные заведения не готовы в полной мере использовать ее потенциал как фактора личностно¬профессионального становления преподавателя. Одной из причин этого является неразработанность теории вопроса и технологий ее реализации.
Общие и специфические особенности методической работы преподавателя исследовались в ХVII - начале XX вв. П.Ф. Каптеревым, Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци¬, К.Д. Ушинским, С.Т. Шацким и др., которые задачи методической работы ви¬дели в создании методов и методик на основе знания предмета и с учетом возрастных особенностей обучающихся. Подходы к пониманию сущности и новых форм методической работы были раскрыты в исследованиях Ю.К. Бабанского, С.Ж. Гончаровой, Т.Ф. Есенковой, Л.П. Ильенко, Н.В. Немовой, В.П. Симонова, Н.М. Поле¬виной, М.М. Поташника, Г.В. Юдаковой. Представления о сис¬теме методической работы как условии повышения квалификации педагогических кадров рассматриваются В.И. Гончаровой, С.В. Кульневичем, В.С. Лазаревым, В.М. Лизинским и др.
Однако в этих работах в большей степени раскрыты вопросы влияния науч¬но-методической работы на профессиональное становление и в меньшей - на личностное развитие специалиста. Однако с философско-психологических позиций идеал человека не может быть профессиональным идеалом, он может быть лишь идеалом целостного человека (Н.А Бердяев). Данное положение позволяет утверждать, что профессиональное и личностное становление представляют целостный и неразрывный процесс, который осуществляется в гармонии и взаимном влиянии, обеспечивая полную самореализацию личности.
Вместе с тем существует ряд противоречий, препятствующих формированию целостной личности преподавателя и осмыслению роли научно-методической работы в его становлении:
- между современными потребностями общества в компетентной, духовно богатой личности специалиста и еще не сложившейся в теории целостной концепции его профессионального и личностного станов-ления;
- между потребностью педагогики в теоретическом осмыслении значения научно-¬методической работы как новой практики в образовании и недостаточной разработанностью данной проблемы;
- потребностью педагогической науки и практики в теоретическом осмыслении научно-методической работы как фактора профессионального и личностного становления преподавателя, в том числе в УЦ ФПС и недостаточной разработанностью этой проблемы;
- творческими устремлениями преподавателя к самостановлению и отсутствием у него теоретических представлений о механизмах и закономерностях становления в процессе научно-методической работы.
Oтмеченные противоречия обусловили выбор темы: «Профессиональное и личностное¬ становление преподавателя УЦ ФПС».
Объект исследования - профессиональное и личностное становление преподавателя УЦ ФПС.
Предмет исследования - влияние научно-методической работы на профессиональное и личностное становление преподавателя УЦ ФПС.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать, экспериментально апробировать педагогические условия, обеспечивающие влияние научно-¬методической работы на успешное профессиональное и личностное становление преподавателя УЦ ФПС.
Анализ специальной литературы, существующей практики организации методической и научно-методической работы позволили выдвинуть следующую гипотезу: научно-методическая работа, понимаемая нами как единство трех ее видов: научной, инновационной и собственно методической, в которых реализуется стремление самого преподавателя к осмыслению своего опыта, может стать фактором успешного профессионального и личностного становления преподавателя УЦ ФПС, если:
- содержание научно-методической работы способствует формированию у него системы профессионально-¬ценностных ориентаций, активизации внутренних ресурсов личности в ситуации кризиса, обретению самоконтроля;
- организованная педагогическая деятельность содействует развитию субъектной активности преподавателя в процессе саморазвития;
- мониторинг профессионального и личностного становления преподавателя в научно-¬методической работе формирует потребность в самопознании, саморазвитии, самореализации.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы сформулированы задачи исследования:
1. Обосновать теоретические предпосылки научно-методической работы как фактора, влияющего на профессиональное и личностное становление преподавателя.
2. Выявить педагогические основы и разработать модель научно-методической работы, обеспечивающих профессиональное и личностное становление преподавателя.
3. Обосновать и реализовать педагогические условия, позволяющие успешно осуществлять профессиональное и личностное становление преподавателя в научно¬-методической работе УЦ ФПС.
4. Определить критерии и показатели эффективного влияния научно¬методической работы на профессиональное и личностное становление преподавателя.
5. Разработать научно-методические рекомендации по реализации педагогических условий профессионального и личностного становления преподавателя в научно¬-методической работе УЦ ФПС.
Нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; анализ методической и нормативно-правовой документации УЦ ФПС; моделирование; анкетирование; тестирование; анализ и обобщение материала, полученного в результате исследования; изучение педагогического опыта; педагогический эксперимент; методы гyмaнитapнoгo исследования: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет.
Методологическую основу исследования составляют: философскопсихологические идеи о человеке как активном субъекте, познающем и преобразующем мир и самого себя в процессе деятельности, о механизмах его становле¬ния (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.В. 3еньковский, Ж.-П. Сартр, В.С.Соловьев, К.А. Абульханова-Славская, А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн и др.); о сущности личности, ее самоценности, о системе смыслопорождения (А.Н. Леонтьев, В.Э. Чудновский и др.); основные идеи педагогики саморазвития личности (О.С. Газман, Л.Н. Ку¬ликова, Г.А. Федотова и др.); компетентностный подход в образовании (Ф.Э. Зе¬ер, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.), а также методологические основания научно-методической работы (Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, В.П. Симонов и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем разработаны научно-практические рекомендации по организации научно-методической работы, обеспечивающей профессиональное и личностное становление преподавателя. Полученные в результате исследования данные могут быть использованы органами управления образованием, преподавателями образовательных учреждений при обобщении опыта преподавателя, при подготовке его к квалификацион-ной аттестации. Предложенная программа саморазвития позволяет преподавателю ос¬мыслить перспективы саморазвития собственной личности, а руководителю вы¬явить стремление преподавателя к профессиональному и личностному росту и оказать свое¬временную психолого-педагогическую поддержку в этом процессе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу.
Важнейшим залогом успеха профессионального и личностного становления преподавателя в научно-методической работе является единство научной, инновационной и методической деятельности, обеспечивающее взаимодействие мотивационно-¬ценностных и профессиональных компонентов.
Эффективность профессионального и личностного становления в научно-¬методической работе обеспечивается реализацией ее модели, включающей в свою структуру системно взаимосвязанные, компоненты (мотивационно-целевой, управленческий, содержательно-процессуальный, оценочно-результативный) и ориентированной на развитие личностного и профессионального потенциала преподавателя.
Критериями профессионального и личностного становления преподавателя в научно-¬методической работе УЦ ФПС являются: удовлетворенность преподавателей научно-методической работой, раскрывающий ее эффективность и личностно¬-профессиональный рост преподавателя, определяющий результативность научно-¬методической работы, выстроенный на основе компетентностного подхода.
Перспективы дальнейшей разработки проблемы связаны с изучением влияния профессионального и личностного становления преподавателя в научно-методической работе Учебного центра на профессиональное и личностное становление обучающегося, по¬скольку положительная динамика в личностно-профессиональном росте преподавателя должна выступать условием эффективного становления будущего преподавателя; созданием системы эффективного научно-методического сопровождения непрерывного (опережающего) профессионального образования.



Список литературы
1. Альбуханова - Славская К.А. Жизненные перспективы личности// Психология личности и образ жизни. - М., 2008.
2. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск, 2006.
3. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование// Педагогика - 2007. - №3.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2007.
5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения - М.: Высш. шк., 1990.
6. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.
7. Митина Л.М., Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учебное пособие. М.: Академия, 2005.
8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.
10. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999.
12. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
13. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2002
14. Щербаков А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. – Л., 1968.
15. М. М. Поташник. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Издательство: Центр педагогического образования, 2009.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ