Введение 3
Глава 1. Сущность и содержание педагогической деятельности 6
1.1. Сущность и особенности педагогической профессии 6
1.2. Виды и структура профессиональной педагогической деятельности 10
1.3. Преподаватель как субъект педагогической деятельности 20
Глава 2. Особенности формирования нравственных качеств
преподавателя
28
2.1. Нравственность как составляющая профессионализма преподавателя 28
2.2. Особенности формирования нравственных качеств у
преподавателя Учебного центра
31
2.3. Психолого-педагогические условия формирования нравственных
качеств у преподавателя Учебного центра
44
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение 1 55
Приложение 2 59
Актуальность исследования. Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности, насилия. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, усиление процесса индивидуализации. В современных условиях возрастает социальная эффективность педагогической деятельности, зависящая от системы внутренней организации этой деятельности, которая обусловлена содержанием образования, обучения, воспитания. Ориентация этого содержания на личность придает особое значение нравственным основаниям педагогической деятельности, выступающим важнейшим атрибутом человеческого бытия. Включенность личности в педагогические отношения является исходным моментом определения духовно-нравственных основ педагогической деятельности. Педагогическая деятельность является условием преемственной связи поколений. Она «вырастает» из культуры своей эпохи, сообразна этой культуре, направлена на ее сохранение и воспроизводство. Но вместе с тем, она является предпосылкой и условием дальнейшего развития культуры, возникновения в ней принципиально новых явлений.
Специфичность нравственности как явления одновременно объективной и субъективной реальности порождает противоречие и крайности в понимании ее подлинной сущности. Духовно-нравственная жизнь человека тесно связана с практической материальной стороной, а роль и место духовного и нравственного в его реальной жизнедеятельности определяются условиями его образования, обучения и воспитания, а также собственной активностью личности.
Обращение к духовно-нравственным основам педагогической деятельности в контексте современного послевузовского образования, позволяет сделать эти процессы полноценнее и содержательнее, что поможет изменить отношение к человеку, участвующему в любой сфере педагогического процесса в качестве объекта, субъекта и агента культуры. Органичность места педагогической деятельности в системе социума (его нравственной сферы) предполагает исследование духовно-нравственных основ педагогической деятельности.
Цель исследования состоит в выделении нравственных основ педагогической деятельности преподавателя Учебного центра.
Объектом исследования выступают нравственные основы педагогической деятельности.
Предметом исследования является процесс формирования нравственных качеств личности преподавателя Учебного центра.
В качестве гипотезы исследования выступили предположения:
1) нравственные качества личности преподавателя Учебного центра являются одним из значимых факторов продуктивности педагогической деятельности;
2) сущностно-содержательными характеристиками нравственных качеств личности преподавателя являются: конструктивное и уважительное отношение к окружающей природной и социальной сфере; созидательная социально-значимая деятельность; чувства достоинства, ответственности, патриотизма, долга, высокая нравственная культура;
3) критериями сформированности нравственных качеств преподавателей выступают: гуманистическая мотивация; способность к эмпатии; саморазвитие нравственности; нравственно-ценностная позиция, в основаниях которой находятся ценности-добродетели, ценности жизнедеятельности, ценности блага и пользы, образующие нравственное и ценностное отношения к миру, к людям и к себе, включенность в гуманистический процесс.
Для достижения поставленной цели в данном исследовании необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность и структуру педагогической деятельности;
2) дать характеристику преподавателя как субъекта педагогической деятельности;
3) анализ сущности и значения нравственных основ педагогической деятельности;
4) выявление особенностей сформированности нравственных качеств личности у преподавателей Учебного центра;
5) анализ психолого-педагогических условий формирования нравственных качеств личности у преподавателей Учебного центра.
В данном исследовании применялись следующие методы:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация научных данных по проблемам содержания и структуры педагогической деятельности, личности преподавателя, сущности нравственных качеств личности преподавателя, условий их формирования у преподавателя.
2. Эмпирические: метод экспертных оценок; беседа; опросный, тестовый методы, представленные следующими методиками: 1) опросник диагностики уровня эмпатийных тенденций (И.М. Юсупов); 2) тест «Ценностные ориентации» (М. Рокич). Указанные методики представлены в Приложениях 1, 2.
3. Методы качественного и количественного анализа данных, в том числе описательная статистика.
Методологические основы исследования составляет в первую очередь системный подход (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин и др.) в приложении к анализу педагогической деятельности, предполагающий рассмотрение целостной педагогической системы, включающей определенные структурные составляющие, а также функциональные компоненты педагогической деятельности (В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина и др.). Кроме того, в исследовании мы опирались на идеи личностно-деятельностного подхода (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.) и аксиологического подхода (А.Ф. Анисимов, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, Б.И. Додонов, М.С. Каган, Н.Д. Никандров, В.В. Николина, В.А. Сластенин, В.П. Тугаринов и др.) к анализу педагогической деятельности.
Теоретическая основа исследования: фундаментальные разработки ряда отечественных ученых (Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, В.В. Давыдова, В.В. Краевского, В.А. Сластенина и др.) по социально-философским и гуманитарным проблемам педагогики.
Результаты исследования имеют определенную теоретическую значимость, состоящую в анализе и систематизации имеющихся теоретических данных по проблеме нравственных основ педагогической деятельности преподавателя, выявлении условий формирования нравственных качеств личности преподавателя Учебного центра Федеральной противопожарной службы.
Практическая значимость исследования заключается в апробации комплекса методов и методик изучения нравственных качеств личности преподавателя Учебного центра ФПС; выявлении особенностей развития нравственных качеств у преподавателей Учебного центра ФПС; определении условий формирования нравственных качеств у преподавателя Учебного центра.
Структурно работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
В результате теоретического и эмпирического анализа проблемы выявлено следующее. В настоящее время многие вопросы, связанные с нравственными основами педагогической деятельности преподавателя Учебного центра, требуют нового осмысления. Это связано с тем, что социальные преобразования, происходящие в обществе, не только изменили взгляд на человека, но и послужили основой для изменения мировоззрения преподавателя, ядром которого (мировоззрения) являются нравственные ориентиры. Если преподаватель не обладает необходимым уровнем сформированности нравственных качеств, он не всегда способен осуществлять адекватный моральный выбор, оценку результатов выбора, содержания отношений к миру, к людям и к себе по критерию ценностей блага и пользы, а также не способен способствовать формированию нравственных оснований личности учащихся.
Главное отличие педагогической деятельности от других профессий типа «человек – человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий. Цель этой деятельности – становление и преобразование личности, и потому педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формированием духовного мира личности.
В педагогике существуют различные варианты анализа педагогической деятельности с точки зрения общей теории систем. Н.В. Кузьмина, вводя понятие педагогической системы, выделяет не только ее структурные составляющие, но и функциональные компоненты педагогической деятельности. Структурными составляющими этой модели выступают: 1) субъект педагогического воздействия; 2) объект педагогического воздействия; 3) предмет их совместной деятельности; 4) цели обучения; 5) средства педагогической коммуникации.
Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской функций. Они воспринимаются в единстве, хотя у многих преподавателей одни функции довлеют над другими. Для эффективного выполнения педагогических функций педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогические действия и обладать профессионально важными умениями и определенными психологическими качествами. Профессиональные требования к педагогу можно объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: 1) общегражданские качества; 2) качества, определяющие специфику профессии педагога; 3) специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).
Важнейшими качествами личности педагога являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовно-нравственная культура, ответственность и общительность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера – человеколюбие, творчество и умение общаться.
Гуманистическая направленность личности педагога – это его мотивы, интересы, ценности, идеалы. Проявление гуманистического стиля взаимоотношений следует рассматривать как показатель профессионального мастерства учителя. Педагогическая направленность является базовым образованием в структуре личности педагога, именно она ориентирует его на обучаемого как на ценность и на развитие у него индивидуальных способностей.
Преподаватель образовательного учреждения любого уровня, в том числе Учебного центра, выступает носителем духовно-нравственных ценностей, воплощая в себе лучшие человеческие качества. Отсюда вытекает проблема определения содержания и формирования нравственности личности самого педагога как базового фактора духовно-нравственного становления обучающихся.
Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Сущностно-содержательные характеристики нравственных качеств преподавателя Учебного центра – это система интеллектуально-эмоциональных убеждений личности, форма общественного сознания и вид общественных отношений, определяющих духовно-гуманистическую направленность и поведение личности в социуме, субъективное отношение к различным сторонам социального бытия – к людям, профессиональной деятельности, самому себе и окружающему миру в целом. Эта система убеждений основана на таких личностных качествах как адекватное восприятие действительности; конструктивное и уважительное отношение к окружающей природной и социальной сфере; созидательная социально-значимая деятельность; чувства достоинства, ответственности, патриотизма, долга, высокая нравственная культура. В качестве критериев сформированности нравственных качеств преподавателей выступают: гуманистическая мотивация; способность к эмпатии; саморазвитие нравственности; нравственно-ценностная позиция, в основаниях которой находятся ценности-добродетели, ценности жизнедеятельности, ценности блага и пользы, образующие нравственное и ценностное отношения к миру, к людям и к себе, включенность в гуманистический процесс.
Для выявления особенностей сформированности нравственных качеств личности ФГБОУ ДПО Учебный центр ФПС по Воронежской области проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 16 преподавателей.
С целью изучения сформированности нравственных качеств, в том числе способности к эмпатии и ценностных ориентаций, отражающих нравственные качества личности преподавателя Учебного центра применялись: опросный и тестовый методы представлены в работе методиками: 1) опросник диагностики уровня эмпатийных тенденций (И.М. Юсупов); 2) тест «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
В результате эмпирического исследования выявлено следующее. Высокий уровень развития эмпатии присущ 6,3 % преподавателей. Средний уровень развития эмпатии характерен для 37,4 % преподавателей. Низкий уровень развития эмпатии выявлен у 50,0 % преподавателей. Опираясь на анализ экспертных оценок сформированности нравственных качеств личности преподавателей Учебного центра, можно заключить, что большинство преподавателей обладают средним и выше среднего уровнями сформированности нравственных качеств личности. Лишь у 12,5 % эти качества выражены ниже среднего уровня. В результате обобщения данных, выделены три группы преподавателей. Первую группу составили 6,3 % преподавателей. Вторая группа – преподаватели, характеризующиеся средним уровнем сформированности нравственности. Средний уровень выявлен у 56,2 % преподавателей Учебного центра. Группу с высоким уровнем сформированности нравственных качеств составили 37,5 % преподавателей. В результате исследования выявлен комплекс психолого-педагогических условий, реализация которых обеспечивает всестороннюю поддержку преподавателей в их смысловом поиске, продуктивную деятельность руководства и преподавателей Учебного центра по формированию и самоформированию нравственных качеств личности преподавателей, созданию воспитывающей микросреды в педагогическом коллективе, позволяющей реализовывать нравственные личностно-ориентированные ситуации, осуществлению этической защиты преподавателей при формировании их нравственных качеств. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Адорно Т.В. Проблемы философии морали. – М.: Республика, 2000. – 239 с.
2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. – М.: Академия, 1999. – 160 с.
3. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М. : Высшая школа, 1980. – 212 с.
4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М. : Просвещение, 1985. – 328 с.
5. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 468 с.
6. Буева Л.П. Человеческая субъективность // Философия и культура. – 2008. – № 1. – С. 80-92.
7. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002.
8. Горовая В.И. Творческая индивидуальность учителя и ее развитие в условиях повышения профессиональной квалификации / В.И. Горовая, Н.А. Антонова, Л.Н. Харченко. – Ставрополь, 2005. – 180 с.
9. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. – М. : МГУ, 1974. – 87 с.
10. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
11. Долинский Н.И. Педагогическая система формирования нравственных качеств будущих офицеров : диссертация ... канд. пед. наук. – Саратов, 2007. – 24 с.
12. Дука Н.А. Введение в педагогику. Учебное пособие. – Омск, 2003. – 448 с.
13. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. – Л.: Ленинградский госуниверситет, 1993. – 320 с.
14. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. – Владимир, 1972. – 187 с.
15. Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб.: Петрополис, 1997. – 205 с.
16. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. – М. : Просвещение, 1987. – 190 с.
17. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М. : Учитель, 1994. – 150 с.
18. Конев В.А. Человек в мире культуры (Культура, человек, образование): Пособие по спецкурсу. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2000. – 109 с.
19. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. – М., 1997. – 234 с.
20. Краткий философский словарь / под редакцией М. Розенталя, П. Юдина. – Изд-е 4-е, доп. и испр. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. – С. 236-237.
21. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – 323 с.
22. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с. (серия «Новые ценности образования»).
23. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя. – М.: ВЛАДОС, 1992. – 110 с.
24. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Педагогика, 1992. – 432 с.
25. Макареня А.А. Учение о развитии // Философия. – Кн. 1. – СПб.: Химиздат, 1998. – С. 166-185.
26. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. – 178 с.
27. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Высшая школа, 1994. – 341 с.
28. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. – Новосибирск, 1994. – 178 с.
29. Мудрик А.В. Учитель : Мастерство и вдохновение. – М.: Просвещение, 1986. – 187 с.
30. Мусинов П.А. Нравственно-правовая культура как педагогическая категория // Наука, культура, образование. – 2000. – № 4/5. – С. 38.
31. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. – М.: Академия, 2004. – 256 с.
32. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006.
33. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: практикум. – М.: Академия, 2004. – 256 с.
34. Основы педагогического мастерства / под ред. И.А. Зязюна. – Киев : Вища школа, 1987. – 280 с.
35. Педагогика : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
36. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 417 с.
37. Подласый И.П. Педагогика. – М : Изд.-во ВЛАДОС, 1996. – 432 с.
38. Пупков С.В. Формирование нравственно-ценностной позиции студента в культурно-образовательном пространстве вуза. Автореф. … доктора педагогических наук. – М., 2010. – 32 с.
39. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность. – М.: Академия, 2004. – 208 с.
40. Сагатовский В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. – СПб. : Издательство СПбГУ, 2005. – 220 с.
41. Скаткин М.Н. Слагаемые педагогического мастерства. – М.: Высшая школа, 1996. – 318 с.
42. Сластенин В.А. Учителю о педагогической технике. – Казань, 1993. – 98 с.
43. Сластенин В.А. Профессиональная культура учителя – М.: Школа-Пресс, 1995. – 212 с.
44. Смирнов С.А.Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2000. – 512 с.
45. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев : Экспресс, 1969. – 513 с.
46. Сухомлинский В.А. Учитель – методист – наставник. – М. : Просвещение, 1988. – 289 с.
47. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1953. – 524 с.
48. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1988. – Т. 3. – С. 168-169.
49. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество. – М., 2003. – 242 с.
50. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань, 1991. – 174 с.