Центральный банк Российской Федерации как орган государственного управления
|
Введение
Глава 1. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в системе органов государственной власти 7
1.1. Понятие и сущность органов государственной власти РФ 7
1.2. Место и роль Центрального банка РФ в системе органов государственной
власти 17
Глава 2. Правовое положение Центрального банка РФ как органа государственного управления 31
2.1. Конституционно-правовой статус Центрального банка РФ 31
2.2. Функции Центрального банка РФ 43
2.3. Центральный банк РФ как орган банковского регулирования и надзора в
системе органов государственного управления 54
Заключение 64
Список использованной литературы
Глава 1. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в системе органов государственной власти 7
1.1. Понятие и сущность органов государственной власти РФ 7
1.2. Место и роль Центрального банка РФ в системе органов государственной
власти 17
Глава 2. Правовое положение Центрального банка РФ как органа государственного управления 31
2.1. Конституционно-правовой статус Центрального банка РФ 31
2.2. Функции Центрального банка РФ 43
2.3. Центральный банк РФ как орган банковского регулирования и надзора в
системе органов государственного управления 54
Заключение 64
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. В течение всей истории России Центральный банк РФ и банковская система в целом являлись отражением состояния как права, так и экономики России. Исторический анализ правового статуса Банка России необходим для того, чтобы использовать существующий опыт как в законодательной, так и в правоприменительной практике.
Банк России - главный финансовый орган страны, который с недавнего времени приобрел статус мегарегулятора финансовых рынков вследствие наделения его дополнительными полномочиями. В результате данных процессов происходит централизация всей банковской системы, а вместе с этим и концентрация всех функций по надзору и контролю за финансовыми сферами в одном органе - Банке России.
Правовой статус Центрального банка имеет большое значение, так как от него зависит, насколько успешно будет функционирование всей финансовой системы страны. Регулятор в процессе осуществления своих полномочий взаимодействует не только с коммерческими банковскими структурами, но и с различными органами государственной власти.
Таким образом, Банк России является координирующим звеном между государством и обществом в сфере финансов. В связи с возросшими шоками на внутреннем и внешнем рынках, а именно с падением цен на энергоносители, введением санкций в отношении России, все эти факторы стали мощными драйверами к высокой волатильности национальной валюты, что, в свою очередь, привело к кризису в российской экономике.
Текущий экономический кризис отразился не только на производственном секторе, но и на банковской системе и домохозяйствах.
Таким образом, в нынешних условиях особую актуальность приобрела проблема правового положения мегарегулятора, который ответствен, помимо прочего, и за конъюнктуру финансовых рынков. Эти причины и стали выбором
темы исследования.
Центральный банк России (далее - ЦБ РФ) стоит во главе банковской системы, управляет ею, устанавливает специальные правила для ее участников, наделяя их статусом кредитных организаций, выдает им лицензии, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль.
В своей деятельности ЦБ РФ руководствуется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. .№ 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о ЦБ) , который определяет его функции, структуру и примерный статус. Противоречивость норм названного Закона не позволяет четко и ясно представить правовое положение этой организации. Законодатель не относит ЦБ РФ к какой-либо из ветвей государственной власти, определенных в ст. 10 Конституции РФ: законодательной, исполнительной или судебной.
Стоит отметить, что конституционное и финансовое законодательство отводит Центральному банку РФ ключевую роль: дает право выступать ему в качестве органа государственного управления, контролировать иные финансово - кредитные институты, Более того, ЦБ РФ выполняет функцию эмиссии денег и обеспечивает единство в денежно - кредитной политике.
Ученые и законодатели утверждают, что все эти принципы дают право определить статус Центрального банка РФ как юридическое лицо, которое нельзя отнести к какой-либо ветви власти, т.к. он является частью финансового права, а нормы регулируют отношения финансовой деятельности государства .
Центральный банк РФ ведет деятельность в сфере коммерческих предприятий, финансирующих другие кредитные организации, но обладает принципом независимости, издает нормативно-правовые акты на всей территории РФ.
Правовой статус Банка России, сочетающий в себе черты учреждения публичного права и частноправовой организации, вызывает массу разнообразных откликов среди ученых и практиков. До сих пор в научных кругах не прекращается полемика относительно вопроса о том, является Центральный банк Российской Федерации органом государственной власти или негосударственной организацией. Не сформировалась в науке пока и единая точка зрения на место Центрального банка РФ в государственном механизме Российской Федерации. Учитывая дискуссионность проблемы о правовом статусе Банка России и важность этого органа, как для банковской системы, так и для государства и общества в целом, вопрос правового статуса Центрального банка Российской Федерации продолжает оставаться актуальным и требует теоретического осмысления.
Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение статуса Центрального банка РФ как органа государственного управления.
Для достижения данной цели важно решить следующие задачи:
1. изучить понятие и сущность органов государственной власти;
2. определить место роль ЦБ РФ в системе органов государственной власти;
3. раскрыть конституционно-правовой статус ЦБ РФ;
4. проанализировать функции Центрального банка РФ;
5. рассмотреть ЦБ РФ как органа банковского регулирования и надзора в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, в области определения статуса Центрального банка РФ как органа государственного управления.
Предметом исследования является нормативно-правовые акты, регулирующие правовое положение и деятельность Банка России, включая нормативно-правовые акты Банка России, принятые им в соответствии с установленной компетенцией, судебные решения по исследуемым вопросам.
Степень научной разработанности темы. В общетеоретическом плане проблема определения статуса ЦБ РФ как органа государственной власти всегда привлекала внимание ученых и получила разработку в трудах таких авторов, как: С.А. Авакьян, П.Д. Баренбойм, А.Г. Братко, А.Ю. Викулин, Я.А. Гейвандов, С.А. Голубев, Л.Г. Ефимова, Л.Н. Красавина, В.И. Лафитский, О.М. Олейник, Е.А. Павлодский, В.А. Рахмилович, А.Ю. Симановский, В.М. Столяренко, Г.А. Тосунян и другие ведущие специалисты.
Методику исследования сoстaвляют oбщeнaучныe и спeциaльныe мeтoды исслeдoвaния: истopичeский, фopмaльнo-лoгичeский, сpaвнитeльнo-пpaвoвoй, стpуктуpнo-систeмный, мeтoд тeхникo-юpидичeскoгo aнaлизa другие мeтoды, шиpoко пpимeняeмыe в юриспруденции.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ , федеральное законодательство, постановления Конституционного Суда РФ, затрагивающее вопросы определения правового статуса ЦБ РФ.
Структурно дипломная работа, исходя из поставленной цели и задачами исследования, состоит извведения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Банк России - главный финансовый орган страны, который с недавнего времени приобрел статус мегарегулятора финансовых рынков вследствие наделения его дополнительными полномочиями. В результате данных процессов происходит централизация всей банковской системы, а вместе с этим и концентрация всех функций по надзору и контролю за финансовыми сферами в одном органе - Банке России.
Правовой статус Центрального банка имеет большое значение, так как от него зависит, насколько успешно будет функционирование всей финансовой системы страны. Регулятор в процессе осуществления своих полномочий взаимодействует не только с коммерческими банковскими структурами, но и с различными органами государственной власти.
Таким образом, Банк России является координирующим звеном между государством и обществом в сфере финансов. В связи с возросшими шоками на внутреннем и внешнем рынках, а именно с падением цен на энергоносители, введением санкций в отношении России, все эти факторы стали мощными драйверами к высокой волатильности национальной валюты, что, в свою очередь, привело к кризису в российской экономике.
Текущий экономический кризис отразился не только на производственном секторе, но и на банковской системе и домохозяйствах.
Таким образом, в нынешних условиях особую актуальность приобрела проблема правового положения мегарегулятора, который ответствен, помимо прочего, и за конъюнктуру финансовых рынков. Эти причины и стали выбором
темы исследования.
Центральный банк России (далее - ЦБ РФ) стоит во главе банковской системы, управляет ею, устанавливает специальные правила для ее участников, наделяя их статусом кредитных организаций, выдает им лицензии, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль.
В своей деятельности ЦБ РФ руководствуется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. .№ 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о ЦБ) , который определяет его функции, структуру и примерный статус. Противоречивость норм названного Закона не позволяет четко и ясно представить правовое положение этой организации. Законодатель не относит ЦБ РФ к какой-либо из ветвей государственной власти, определенных в ст. 10 Конституции РФ: законодательной, исполнительной или судебной.
Стоит отметить, что конституционное и финансовое законодательство отводит Центральному банку РФ ключевую роль: дает право выступать ему в качестве органа государственного управления, контролировать иные финансово - кредитные институты, Более того, ЦБ РФ выполняет функцию эмиссии денег и обеспечивает единство в денежно - кредитной политике.
Ученые и законодатели утверждают, что все эти принципы дают право определить статус Центрального банка РФ как юридическое лицо, которое нельзя отнести к какой-либо ветви власти, т.к. он является частью финансового права, а нормы регулируют отношения финансовой деятельности государства .
Центральный банк РФ ведет деятельность в сфере коммерческих предприятий, финансирующих другие кредитные организации, но обладает принципом независимости, издает нормативно-правовые акты на всей территории РФ.
Правовой статус Банка России, сочетающий в себе черты учреждения публичного права и частноправовой организации, вызывает массу разнообразных откликов среди ученых и практиков. До сих пор в научных кругах не прекращается полемика относительно вопроса о том, является Центральный банк Российской Федерации органом государственной власти или негосударственной организацией. Не сформировалась в науке пока и единая точка зрения на место Центрального банка РФ в государственном механизме Российской Федерации. Учитывая дискуссионность проблемы о правовом статусе Банка России и важность этого органа, как для банковской системы, так и для государства и общества в целом, вопрос правового статуса Центрального банка Российской Федерации продолжает оставаться актуальным и требует теоретического осмысления.
Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение статуса Центрального банка РФ как органа государственного управления.
Для достижения данной цели важно решить следующие задачи:
1. изучить понятие и сущность органов государственной власти;
2. определить место роль ЦБ РФ в системе органов государственной власти;
3. раскрыть конституционно-правовой статус ЦБ РФ;
4. проанализировать функции Центрального банка РФ;
5. рассмотреть ЦБ РФ как органа банковского регулирования и надзора в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, в области определения статуса Центрального банка РФ как органа государственного управления.
Предметом исследования является нормативно-правовые акты, регулирующие правовое положение и деятельность Банка России, включая нормативно-правовые акты Банка России, принятые им в соответствии с установленной компетенцией, судебные решения по исследуемым вопросам.
Степень научной разработанности темы. В общетеоретическом плане проблема определения статуса ЦБ РФ как органа государственной власти всегда привлекала внимание ученых и получила разработку в трудах таких авторов, как: С.А. Авакьян, П.Д. Баренбойм, А.Г. Братко, А.Ю. Викулин, Я.А. Гейвандов, С.А. Голубев, Л.Г. Ефимова, Л.Н. Красавина, В.И. Лафитский, О.М. Олейник, Е.А. Павлодский, В.А. Рахмилович, А.Ю. Симановский, В.М. Столяренко, Г.А. Тосунян и другие ведущие специалисты.
Методику исследования сoстaвляют oбщeнaучныe и спeциaльныe мeтoды исслeдoвaния: истopичeский, фopмaльнo-лoгичeский, сpaвнитeльнo-пpaвoвoй, стpуктуpнo-систeмный, мeтoд тeхникo-юpидичeскoгo aнaлизa другие мeтoды, шиpoко пpимeняeмыe в юриспруденции.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ , федеральное законодательство, постановления Конституционного Суда РФ, затрагивающее вопросы определения правового статуса ЦБ РФ.
Структурно дипломная работа, исходя из поставленной цели и задачами исследования, состоит извведения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
До настоящего времени в действующем законодательстве не определен правовой статус Центрального банка России, что порождает острые дискуссии среди ученых и свидетельствует о значимости данного вопроса. Такой пробел в действующем законодательстве, безусловно, оказывает отрицательное воздействие на функционирование всей денежно-кредитной системы государства, а также затрудняет взаимодействие Банка России с органами государственной власти, кредитными организациями.
Вместе с тем с 1 сентября 2013 г. полномочия Банка России дополнены функцией мегарегулятора финансового рынка России, что говорит об укреплении его позиций по управлению экономикой страны в сфере контрольнонадзорных полномочий, свойственных государственным органам.
Такой подход законодателя соответствует мировым стандартам. Таким образом, Российская Федерация прекратила свои полномочия по государственному регулированию, контролю и надзору за финансовым рынком в пользу Банка России.
Центральный банк России возглавляет всю банковскую систему страны. В ст. 75 Конституции РФ определяется исключительное право Банка России на осуществление денежной эмиссии и устанавливается основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля.
Согласно ст. 2 ФЗ «О Центральном банке (Банке России) законодатель ограничился указанием на то, что Банк России является юридическим лицом.
Однако данная норма не устанавливает организационно-правовую форму Банка России как юридического лица и не определяет его место в системе органов государственной власти и управления в РФ.
Банк России, являясь юридическим лицом, не имеет устава и не регистрируется в налоговых органах, что свидетельствует о его специфике. Дополнив часть первую ГК РФ положением о том, что правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации (п. 4 ст. 48) фактически вопрос о правовом статусе остался открытым.
Среди ученых относительно правового статуса Банка России не сложилось общей позиции. Одни ученые определяют, что особенность Банка России заключается в его двойственном положении. С одной стороны, он выступает как государственный орган, а с другой - как хозяйствующий субъект.
Однако в соответствии с Конституцией РФ Центральный банк России не является государственным органом и его нельзя назвать органом исполнительной власти.
Другие ученые считают, что Банк России является государственным учреждением. Однако в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, то есть в финансовом отношении не зависит от собственника - Российской Федерации и не финансируется из федерального бюджета.
Однако Банк России не наделяется правом оперативного управления в отношении закрепленного имущества и не вправе совершать любые сделки с недвижимостью и реализовывать ее с разрешения собственника. Только в отдельных случаях Банк России может распоряжаться своей недвижимостью.
Трудно представить себе Банк России и коммерческой организацией, которая осуществляет предпринимательскую деятельность в целях защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления банковской системы РФ, обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля.
Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования».
Известный политик и общественный деятель, который был в свое время заместителем председателя Счетной палаты РФ, Ю. Болдырев на вопрос: «Что такое наш Центральный банк?» ответил словами известного поэта А.С. Пушкина: «Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка» . И доля истины в данном высказывании имеется.
Представляется, что правовой статус Центрального банка России стал весьма очерченным в связи с наделением его полномочиями мега-регулятора финансовыми рынками России. Банк России по праву обладает уникальным правовым статусом, сочетающим в одном юридическом лице властные полномочия, свойственные государственным органам, а, с другой стороны выступает полноправным хозяйствующим субъектом, участвующим в экономическом обороте.
Вместе с тем с 1 сентября 2013 г. полномочия Банка России дополнены функцией мегарегулятора финансового рынка России, что говорит об укреплении его позиций по управлению экономикой страны в сфере контрольнонадзорных полномочий, свойственных государственным органам.
Такой подход законодателя соответствует мировым стандартам. Таким образом, Российская Федерация прекратила свои полномочия по государственному регулированию, контролю и надзору за финансовым рынком в пользу Банка России.
Центральный банк России возглавляет всю банковскую систему страны. В ст. 75 Конституции РФ определяется исключительное право Банка России на осуществление денежной эмиссии и устанавливается основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля.
Согласно ст. 2 ФЗ «О Центральном банке (Банке России) законодатель ограничился указанием на то, что Банк России является юридическим лицом.
Однако данная норма не устанавливает организационно-правовую форму Банка России как юридического лица и не определяет его место в системе органов государственной власти и управления в РФ.
Банк России, являясь юридическим лицом, не имеет устава и не регистрируется в налоговых органах, что свидетельствует о его специфике. Дополнив часть первую ГК РФ положением о том, что правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации (п. 4 ст. 48) фактически вопрос о правовом статусе остался открытым.
Среди ученых относительно правового статуса Банка России не сложилось общей позиции. Одни ученые определяют, что особенность Банка России заключается в его двойственном положении. С одной стороны, он выступает как государственный орган, а с другой - как хозяйствующий субъект.
Однако в соответствии с Конституцией РФ Центральный банк России не является государственным органом и его нельзя назвать органом исполнительной власти.
Другие ученые считают, что Банк России является государственным учреждением. Однако в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, то есть в финансовом отношении не зависит от собственника - Российской Федерации и не финансируется из федерального бюджета.
Однако Банк России не наделяется правом оперативного управления в отношении закрепленного имущества и не вправе совершать любые сделки с недвижимостью и реализовывать ее с разрешения собственника. Только в отдельных случаях Банк России может распоряжаться своей недвижимостью.
Трудно представить себе Банк России и коммерческой организацией, которая осуществляет предпринимательскую деятельность в целях защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления банковской системы РФ, обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля.
Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования».
Известный политик и общественный деятель, который был в свое время заместителем председателя Счетной палаты РФ, Ю. Болдырев на вопрос: «Что такое наш Центральный банк?» ответил словами известного поэта А.С. Пушкина: «Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка» . И доля истины в данном высказывании имеется.
Представляется, что правовой статус Центрального банка России стал весьма очерченным в связи с наделением его полномочиями мега-регулятора финансовыми рынками России. Банк России по праву обладает уникальным правовым статусом, сочетающим в одном юридическом лице властные полномочия, свойственные государственным органам, а, с другой стороны выступает полноправным хозяйствующим субъектом, участвующим в экономическом обороте.
Подобные работы
- Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Особенности конституционного-правового статуса Центрального Банка
Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Особенности конституционно-правого статуса Центрального Банка Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Правовой статус Центрального банка Российской Федерации (Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет)
Курсовые работы, финансовое право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Административно-правовой статус Центрального Банка Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Правовые аспекты деятельности Центрального банка Российской Федерации как органа финансового контроля
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019 - Финансово-правовые и институциональные проблемы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации
Магистерская диссертация, валютные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025 - Финансово-правовое регулирование деятельности Банка России
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021



