Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ роли родителей в профессиональном самоопределении старшеклассников 7
1.1 Проблема профессионального самоопределения в современном обществе .. 7
1.2 Психологический анализ профессионального самоопределения
старшеклассников 12
1.3 Участие родителей в выборе профессии старшеклассниками 19
Выводы по 1 главе 24
Глава 2 Эмпирическое исследование роли родителей в профессиональном самоопределении старшеклассников 25
2.1 Организация исследования. Описание методик 25
2.2 Результаты исследования 28
Выводы по 2 главе 41
Заключение 43
Список использованных источников
Приложения
Актуальность исследования заключается в том, что вопрос о профессиональном самоопределении важна как для личности, так и для общества. Динамично развивающемуся обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, а это возможно при правильном профессиональном самоопределении. На профессиональное самоопределение старшеклассников оказывают влияние многочисленные внешние факторы. Одним из мощных воздействующих факторов является семья. Именно от семьи зависит успешность первоначального профессионального самоопределения школьников. На основе чего возникает необходимость проанализировать особенности влияния родителей на выбор профессии детьми.
Профессиональное становление представляет собой осознание человеком своих профессиональных способностей. Выбор профессии осуществляется на основе знаний и представлений человека о профессии. Чаще представления не совпадают с реальностью. Обычно встречается, что юноши идеализируют свои представления о профессии, и лишь столкнувшись на практике, знакомятся с положительными и отрицательными сторонами профессии [5,с.27].
Выбирая профессию, юноши руководствуются престижностью профессии, престижностью высшего образования, при этом могут не учитываться личностные и профессиональные качества. В настоящее время все чаще встречается неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью. Уже ближе к окончанию профессионального учебного заведения студенты осознают неправильность своего выбора. Все это результат неправильного и неосознанного профессионального самоопределения. Поэтому, в школах должна полноценно осуществляться работа по профессиональной ориентации подрастающего поколения [27,с.34].
Родители является тем фактором, которое оказывает влияние на формирование отношения детей к трудовой деятельности. Каждый родителей неосознанно передает свои представления о работе своим детям. Если родители относятся к своей работе как средству самореализации своей личности, то дети с малых лет усваивают, что работа способствует удовлетворению потребностей человека.
Выбор, который делают дети сейчас, не всегда является окончательным. На процесс профессионального самоопределения, который длиться всю трудовую жизнь человека, зависит от ситуации на рынке труда. Профессия, которая сегодня является высокооплачиваемой, через несколько лет может стать невостребованной. Также многие по разным причинам могут поменять профессию в течение жизни. Другие же всю жизнь остаются в той профессии, которую выбрали будучи выпускниками школы. Ни один из этих путей не является единственным верным. К сожалению, человек не может предсказать правильность своего выбора. Поэтому, выбор школьников является отражением их нынешних интересов и потребностей [30,с. 117].
Возможно, в будущем старшеклассник захочет поменять профессию или профиль обучения. Связано это с тем, что с возрастом могут меняться интересы и предпочтения. Если в будущем человек поменять сферу профессиональной деятельности, это не означает, что выбор был сделан неверно. Напротив, это говорит о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности [1,с.67].
Задача родителей заключается в том, что бы помочь своему ребенку сделать правильный выбор, основанный на желаниях и интересах самого школьника, а не на стремлениях родителей. Родители должны быть ориентированы не только на материальные ценности, а главное на личностные особенности детей, на их психологический комфорт [38,с.93].
На основе актуальности проблемы профессионального самоопределения современных старшеклассников была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Роль родителей в профессиональном
самоопределении старшеклассников».
Проблема исследования: влияние родителей на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Цель исследования: выявить роль родителей в профессиональном самоопределении старшеклассников.
Задачи исследования:
1. раскрыть теоретические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников в современных условиях;
2. проанализировать источники литературы о роли родителей в профессиональном самоопределении старшеклассников;
3. подобрать методики и провести диагностику профессионального самоопределения старшеклассников;
4. провести диагностику влияния родителей на процесс
профессионального самоопределения старшеклассников;
5. разработать рекомендации по оптимизации отношений между родителями и старшеклассниками по вопросам профессионального самоопределения.
Объект исследования: старшеклассники и их родители.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.
Гипотеза исследования предполагает, что мнение родителей оказывает влияние на профессиональное самоопределение старшеклассников.
В работе применялись следующие методы исследования:
- теоретические методы: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
- эмпирические (тестирование, анкетирование).
Методики исследования:
- Методика «Изучения факторов привлекательности профессии» (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана);
- Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова);
- Анкетирование родителей.
Практическая значимость: полученные данные могут быть использованы в практической деятельности педагога-психолога в общеобразовательной школе, в профориентационной работе со старшеклассниками и консультировании родителей. Также студентами психолого-педагогических факультетов в высших учебных заведениях в процессе прохождения педагогической практики, в написании студенческих работ.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Альметьевска Республики Татарстан. В исследовании участвовали 50 учеников двух 10 классов: 10а и 10б, и их родители.
В современном мире остро встает проблема профессионального самоопределения у современной молодежи. Люди плохо владеют знаниями о профессиях, к тому же, мир профессий с каждым годом пополняется новыми названиями. Профессиональное самоопределение подразумевает под собой отношение человека к миру профессий и к определённой профессии. Данный процесс отличается своей длительностью и охватывает весь период трудовой деятельности человека. Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии и заканчивается с завершением трудовой деятельности.
В старшей школе каждый ученик сталкивается перед необходимостью выбора профессии. На сегодняшний день вопрос о профессиональном самоопределении старшеклассников весьма актуален. Все больше молодые люди перед выбором профессии ориентируются на материальные ценности, на престиж профессии, а не на личные стремления, способности и возможности. Все это приводит к тому, что получив образование, специалисты не находят себя в той области, которую они выбрали будучи выпускниками школы. На основе чего возникает необходимость создания условия для полноценного психолого-педагогического сопровождения старшеклассников.
Роль родителей в профессиональном самоопределении старшеклассников трудно переоценить. В частности, именно от мнения родителей зависит решающее слово при выборе. Каждый родитель считает, что он сможет выбрать для своего ребенка лучшее, но при этом, многие допускают ошибки, которые могут негативно сказаться на будущем детей. Для успешного и правильного выбора профессии родители должны учитывать интересы, способности детей и ситуацию на рынке труда.
Для исследования роли родителей в профессиональном самоопределении старшеклассников было проведено эмпирическое исследование. Для достижения целей и задач эмпирического исследования с испытуемыми были проведены следующие методики: Методика «Изучения факторов привлекательности профессии» (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана);
Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова); анкетирование родителей. Исследование проходило на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Альметьевска. В исследовании участвовали 50 учеников двух 10 классов: 10а и 10б, и их родители. В исследовании участвовали один из родителей: или мама, или папа. В основном мамы. В исследовании приняли участие родители всех детей.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о влиянии родителей на профессиональное самоопределение старшеклассников. Большинство родителей желают для своих детей престижную профессию, которая обеспечит им достойную жизнь. При этом, родители могут настаивать и давить на своих детей при выборе профессии. В этом случае, подростки могут негативно относиться к профессиональной деятельности. И напротив, родители положительно настроены на самостоятельность и активность своих детей при выборе профессии, способствует формированию положительного отношения подростков.
1. Авдуевская Е.П. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы // Введение в практическую социальную психологию. - М., 2016. - 256с.
2. Алиева М.Б. Сущность содержания профессионального самоопределения старшеклассников //Научно-исследовательская работа студентов факультета педагогики и психологии. - Махачкала: Алеф, 2010. - С.158-160.
3. Белянина О.А. К вопросу психологической поддержки юных людей в их профессиональном самоопределении //Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2018. - с.73-76.
4. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М.:
Международная педагогическая академия, 2015. - 264с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в юношеском возрасте. - М.: Просвещение 2018, - 320с.
6. Букаяс Т.М. Проблема и психотехника самоопределения // Вопросы психологии. - 2012. - №2. - С.28 - 39.
7. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 2014. - 264 с.
8. Витиньш В.Ф. Реформа школы и профессиональная ориентация школьников. - М.: Педагогика, 2014 - 120 с.
9. Выготский Л.С. Проблема возраста. - М., 2016. - 540с.
10. Гнедин А.М. Профориентация школьников // Социсследования. -
2013. - № 8. - С. 66-72.
11. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. - М.: Педагогика, 2016. - 160 с.
12. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.263 с.
13. Емекеев А.А. Роль семьи в выборе профессиональной деятельности. - М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2018. - 167с.
14. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. - Минск, 2014. - 356с.
15. Забродин Ю.М. Готовность российской молодежи к выбору профессиональной карьеры //Школа и производство. - 2016. - № 6. - С. 86-91.
16. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 2014. - 192 с.
17. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. - М., 2010. -289с.
18. Зеленков С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи // Народное образование. - 2017. - №6. - С. 239-242.
19. Карушева А.В., Урутина Т.М., Агеева Л.Г. Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период выбора профессии // Молодой ученый. - 2015. №24. - С. 1077-1081.
20. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 2015. - 256с.
21. Клочко В.Е. Самореализация личности: системный взгляд. - Томск: Издательство томского университета, 2009. - 154 с.
22. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 2015. - 288с.
23. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 2016. - 252 с.
24. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 2012. - 207с.
25. Коротнин Г.И. Структура ценностных ориентаций подростков и проблема мотивации обучения. - М., 2013. - 210 с.
26. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. - М.: МЭИ, 2017. - 143 с.
27. Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. - М., 2016. - 128 с.
28. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. -2016. - № 4.
29. Логинова Н. А. Развитие личности и жизненный путь. - М.: Наука, 2018. - 288с.
30. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: М., 2013. - 264с.
31. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 2014. - 386с.
32. Маслоу А. Самоактуализация. - М.: Издательство Московского университета, 2012. - 264 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов ВУЗов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 432с.
34. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2018. - 352 с.
35. Переведенцев В.И. Человек выбирает профессию. - М.: Академия, 2018. - 94 с.
36. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / под ред. В.Л. Ословскиого. - Киев: Наукова Думка, 2018. - 267с.
37. Пряжников И.С. Психология труда и человеческих достоинств. - М.: Академия, 2013. - 264с.
38. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. - 256 с.
39. Психология современного подростка / Под ред. Д. Ж Фельдштейна. - М, 2017. - 286с.
40. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры. - М., 2015. - 356с.
41. Ратанова Т.А., Шляхта И.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. — М.: Педагогика, 2018. - 267 с.
42. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., 2015. - 454 с.
43. Узнадзе Д.Н. Общая психология. - Издательство: Смысл, 2014. - 417с.
44. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 2013. - 182 с.
45. Хьел Л. Теории личности. - СПб.: Питер, 2009. - 608 с.
46. Цахаева А.А., Сулаева Ж.А. Психология и педагогика. - Махачкала, 2014. - 312 с.
47. Человек и его работа. Социологическое исследование / под ред. А.Г. Здравомыслова. - М., 2017. - 354с.
48. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. - М.: Академия, 2016. - 112 с.
49. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. - М.: Педагогика, 2011. - 267с.
50. Щедровицкий П.Г. Стратегический менеджмент. - М., 2018. - 367с.