Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развивающие мероприятия педагога-психолога по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников (Волгоградский государственный социально-педагогический университет)

Работа №118397

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
51
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МОУ СШ № 96 Дзержинского района (г. Волгоград).
Выборка: 39 человек 16-17 лет из 10 классов – 13 мальчиков, 26 девочек.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО самоопределения 6
1.1. Понятие профессионального самоопределения 6
1.2. Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте 10
1.3. Роль ценностных ориентаций в процессе профессионального самоопределения старшеклассников 12
Выводы по первой главе 16
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ взаимосвязи ценностей и профессионального самоопределения СТАРШЕКЛАССНИКОВ 18
2.1. Программа эмпирического исследования: методы и критерии анализа 18
2.2. Результаты эмпирического исследования 22
2.3. Проектирование развивающих мероприятий по формированию готовности к профессиональному самоопределению 33
Выводы по второй главе 38
Заключение 40
Список использованной литературы 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Приложение 1. 46
Приложение 2. 50
Приложение 3. 53
Приложение 4. 54
Приложение 5. 57
Приложение 6. 59
Приложение 7. 61

На сегодняшний день наиболее актуальной проблемой системы образования становится проблема профессионального самоопределения старшеклассников. Старшеклассники сталкиваются с многочисленными проблемами при переходе от среднего образования к послесреднему образованию и трудоустройству, и крайне важно, чтобы они обладали навыками и знаниями, необходимыми для принятия обоснованных решений о своем будущем.
Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Для этого возраста, помимо традиционных ценностей социума, особую значимость имеет ориентация на профессиональное самоопределение.
Поиск профессии и себя является одной из значимых проблем в юношеском возрасте, так как именно в это время происходит переход от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Однако реализация задач профессиональной ориентации старшеклассников в школе не всегда осуществляется в полной мере либо не осуществляется совсем; занятия по определению профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся используется в слабой мере.
Для того чтобы помочь старшеклассникам избежать проблем при выборе профессии, способствовать формированию жизненных позиций, целей и установок, а также профессиональных знаний, умений и навыков, необходима специально организованная работа по развитию профессионального самоопределения, которая должна реализовываться в период обучения в школе.


Роль педагога-психолога в содействии профессиональному самоопределению старшеклассников становится все более важной на современном быстро меняющемся рынке труда. Профессиональное самоопределение является важнейшим компонентом карьерного успеха, позволяющим людям принимать обоснованные решения относительно своего карьерного пути и достигать своих целей.
Исходное состояние проблемы.
В настоящее время у большого количества старшеклассников возникает проблема понимания себя, особенно когда это связано с их дальнейшим профессиональным выбором. С проведением развивающих мероприятий, которые помогают учащимся исследовать свои интересы и ценностные ориентации, педагог-психолог может сыграть важную роль в содействии профессиональному самоопределению и успеху.
Объект исследования – процесс профессионального самоопределения.
Предмет исследования – взаимосвязь ценностей и профессиональнее самоопределение старшеклассников в контексте выбора будущей профессии.
Цель исследования – выявление взаимосвязи между ценностями старшеклассников с выбранной профессиональной сферой.
Гипотеза – Существует взаимосвязь ценностей старшеклассников с профессиональным самоопределением, которое проявляется в эмоционально положительном отношении к выбранной профессии.
Задачи:
1. Изучить и описать теоретические основы профессионального самоопределения;
2. Охарактеризовать формирование готовности профессионального выбора в юношеском возрасте;
3. Изучение теоретических основ ценностей и их роли в выборе профессии и профессиональном самоопределении;
4. Подобрать и апробировать методики по определению профессиональных склонностей, ценностей и эмоционального отношения к выбору профессии;
5. Разработать развивающее мероприятие, содействующее профессиональному самоопределению старшеклассников.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические:
1) Опросник терминальных ценностей И.Г.Сенина;
2) Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой;
3) Анкета «Ориентация» И.Л. Соломина.
3. Методы обработки данных (количественные и качественные)
4. Методы статистической обработки результатов.
База исследования – МОУ СШ № 96 Дзержинского района города Волгограда. Выборку эмпирического исследования составили 39 человек 16-17 лет из 10 классов – 13 мальчиков, 26 девочек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, включающего 32 источника и 7 приложений. В тексте работы приведено 7 таблиц, 3 рисунка


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе было рассмотрено профессиональное самоопределение старшеклассников. Для достижения было проведено исследование, состоявшее из теоретического анализа и эмпирического исследования.
В работе показано разнообразие подходов известных ученых педагогов и психологов к проблеме профессионального самоопределения старшеклассников.
Благодаря теоретическому анализу удалось узнать о том, что профессиональное самоопределение личности – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, который включает в себя множество факторов, включая социальные, психологические и индивидуально-личностные аспекты. На этапе профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте происходят значительные изменения в личностной сфере, происходит переоценка ценностей, изменения в мировоззрении и т.д.
Ценностные ориентации играют важную роль в процессе профессионального самоопределения старшеклассников. Они помогают определиться со своими жизненными целями и соотнести их с выбором профессии.
В рамках исследования было проведено три методики, на их основе которых удалось выяснить, что эмоционально положительная связь была проявлена к профессиям типа «Человек-Знаковая система», «Человек-Техника», «Человек-Художественный образ» и «Человек-Человек», именно в этих сферах были обнаружены сильные корреляционные связи с ценностями.
Также на основании проведенного исследования можно сделать такие выводы:
1. Большая часть испытуемых имеет предрасположенность к профессиональной направленности типа «человек-человек». Наименьшее количество исследуемых имеют интерес к профессия типа «человек-техника»;
2. Для каждой группы испытуемых, распределенных в соответствии с типами профессий, характерен выбор определенных ценностей по значимости для них как принципов, которыми они руководствуются в жизни. Наиболее значимые выявленные ценности для старшеклассников – это духовное удовлетворение, развитие себя и креативность;
3. Выявлена связь ценностных ориентаций и профессиональной направленности старшеклассников.
У большого количества испытуемых предрасположенность к профессии выражена неясно (небольшие баллы/баллы шкал схожи между собой) связи с этим возникает необходимость в работе, направленной на развитие профессионального самоопределения старшеклассников. Данная работа должна поспособствовать повышению уровня профессиональной зрелости учащихся, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
Также была разработана программа по повышению уровня готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников, с целью повышение информационной готовности к зрелому выбору, что включает в себя информированность, также мотивационно-ценностной готовности к профессиональному выбор и практической готовности. Опыт участия в мероприятиях старшеклассниками может обеспечить формирование умений планировать свою деятельность, анализировать последствия, распределять обязанности и многое другое.
В ходе проведения теоретического анализа и проведения эмпирического исследования все поставленные задачи были выполнены, цель достигнута.



1. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации // Психологическая наука и образование. 1998. № 1
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с. — (Мастера психологии). — Библиогр.: с. 386-389.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные педагогические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. –Воронеж, 1997. – 352 с.
4. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов. – М.: Трикста, 2006. – 256 с.
5. Выготский, Л.С. Собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т.4. - 433 с.
6. Дружинин В.Н. Психология профессионального самоопределения. СПб.: Питер, 2002. 268 с.
7. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т.П. — М., 1965
8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 256 с.
9. И. Г. Сенин. Опросник терминальных ценностей. Ярославль: Содействие, 1991
10. Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 1990 г.
11. Климов Е.А. Психологическое знание о труде в конце IX - начале ХХ вв. // Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия. Сост-ред. В.А. Бодров. — Москва: PerSe, 2007. С. 9-33
12. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. - Москва : Академия, 2004. - 304 с.
13. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - Москва : Фаир-Пресс, 2000. - 185 с.
14. Круглов Д.С. Карьера стратегического руководителя. - Саратов, 2014. - 125 с.
15. Мещерякова И.Н. Особенности ценностных ориентаций у студентов / И.Н. Мещерякова, Е.Г. Демец. - Приоритетные направления развития гуманитарных и экономических наук: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 8. Часть I / науч. ред. Д.Н. Литвинов. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2017. - 148 с. С. 88-92.
16. Мухина, B. C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
17. Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. — Т. 1. — М., 1965.
18. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. – Москва // Активные методы профконсультирования : хрестоматия / сост. Н.С. Пряжников. – Москва : АНО "Психологическая электронная библиотека", 2008. – С. 315-352.
19. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1996. - 256 с.
20. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 2001. – 183 с.
21. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. - М.: Академия, 2008. - 429 с.
22. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.:ВАКО, 2006. -288с.- (Педагогика. Психология. Управление)
23. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: Программа профессионального самоопределения: монография. М.: Генезис, 2007. 180 с.
24. Ретунская Татьяна Николаевна Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения // Высшее образование в России. 2009. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnoe-i-professionalnoe-samoopredelenie-studentov-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 12.05.2023).
25. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. - М.: Владос-пресс, 2013. - 384 с.
26. Русанова А.А. Профессиональное самоопределение в структуре социального самоопределения студенческой молодежи (социологический анализ) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. -2011. - № 4. - С. 156-164.
27. Соломин И.Л., Бендюков М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Спб.: Речь, 2006. - 240 с. (с. 65 - 70)
28. Степанов А., Бендюков М., Соломин И. Азбука профориентации. СПб., 1997
29. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 190 с.
30. Хагуров Т.А. Учащаяся молодежи в кризисном обществе // Социологические исследования. - 2010. -№7. - С. 93-104.
31. Чистякова С. Н. Основы профориентации школьников. – М., 1983.
32. Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. Профориентология: Теория и практика. М.: Академический проект, 2004

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ