Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка основных направлений повышения конкурентоспособности организации (на примере ИПБОЮЛ Рафаилов К.В.)

Работа №3486

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

маркетинг

Объем работы98стр.
Год сдачи2008
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1307
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание

Введение………………………………………………………………………. 5
1 Теоретические основы исследования конкурентоспособности………… 11
1.1 Конкуренция как фактор экономического роста…………………….. 11
1.2 Основы теории конкурентного преимущества………………………. 20
1.3 Изучение конкурентоспособности предприятия…………………….. 23
2 Описание и анализ деятельности предпри-ятия…………………………... 29
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………. 29
2.2 Анализ внешней среды предприятия…………………………………. 39
2.2.1 Анализ факторов макроокружения……………………………... 39
2.2.2 Анализ факторов непосредственного окружения….................... 42
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия……………………….. 44
2.4 Оценка финансового состояния предприятия……………………….. 45
2.5 Анализ внутренней среды предприятия……………………………… 56
2.6 SWOT-анализ…………………………………………………………… 60
2.7 Правовое обеспечение деятельности предприятия………………….. 63
3 Предложения по повышению конкурентоспособности предприятия….. 66
3.1 Предложения по совершенствованию уровня обслуживания……… 66
3.2 Программа по расширению торговой сети…………………………… 83
3.2.1 Оценка рынка потребителей…………………………………….. 83
3.2.2 Оценка конкурентов……………………………………………... 86
3.2.3 Предлагаемые стратегии маркетинга…………………………… 88
3.2.4 Описание проекта………………………………………………… 90
3.2.5 Оценка риска проекта……………………………………………. 94
Заключение…………………………………………………………………… 96
Список использованных источников……………………………………….. 98



Введение


Трудности, возникающие перед компаниями в связи с переходом к рынку, во многом связаны с тем, что менеджмент компаний не знает законов рынка и механизмов его действия. Ситуация ставит перед менеджментом новые задачи: рационально планировать свою деятельность, поднять качество и конкурентоспособность товаров и фирмы, как обеспечить эф-фективный сбыт продукции.
Термин «конкуренция» в экономической литературе имеет различные трактовки.
А. Смит рассматривал конкуренцию как поведенческую категорию, ко-гда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно.
Ф. Найт определял конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирую-щих единиц много и они недвижимы. Й. Шумпстер утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым.
Если говорить с точки зрения рыночной структуры, конкуренция – ряд условий, которые ставят фирму в положение «принимающего цену» (price-taker). В этом смысле конкуренцию можно определять как тип рынка, противоположных монополистической структуре.
С другой стороны, конкуренцию можно определить с помощью ассоциации со словом «конкурировать» (соревноваться, соперничать) как тип поведения фирм – соперников на данном рынке.
Чистая конкуренция возникает тогда, когда многочисленные продавцы и покупатели, занимающиеся куплей-продажей гомогенного (идентичного) продукта. Примером такого рынка является рынок финансов, сельского хозяйства. При этом продавцы и покупатели в одиночку не в состоянии влиять на цену. Последняя устанавливается через взаимодействие спроса и предложения.
Совершенная конкуренция – это чистая конкуренция с двумя дополни-тельными характеристиками:
1. совершенная мобильность ресурсов внутри рынка и отсутствия барьеров для ресурсов на вход/выход из этого рынка,
2. обладание как продавцами, так и покупателями совершенного знания о рынке.
В мировой экономике нет примеров совершенной конкуренции. Понятие совершенная конкуренция используется как некий стандарт для оценки других форм рыночной организации.
Эффективная (реальная) конкуренция возникает тогда, когда покупате-ли и продавцы оперируют независимо. Чтобы быть эффективной конкури-рующая система должна быть открытой и свободной, а ее участники – сравнимы, так как нельзя назвать состязание между неравными настоящей конкуренцией. Состязание также не является конкуренцией, если в ней выигрывает меньшинство, а проигрывают многие. В этом случае результатом является монополия, препятствующая эффективной конкурен-ции. Неурегулированная монополия менее привлекательна с точки зрения общества, чем любая из форм конкуренции, имея в виде ее социальные последствия.
В современных условиях каждому предприятию особенно важно пра-вильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предло-жить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, от-вечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны – особенностям конкретного производства.
Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ и разработка на этой основе меро-приятий по усилению конкурентной позиции предприятия. Все это делает актуальной тему данной дипломной работы.
В процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы следует учитывать следующие факторы:
- необходима, прежде всего, количественная оценка экономических объ-ектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъек-тивный характер;
- универсальное общепринятое понятие конкурентоспособности отсутствует;
- к числу основных параметров, которые определяют уровень конкурентоспособности, относятся многослойность, относительность и конкретность;
- конкурентоспособность определяется с использованием результатов сопоставлений как предприятий, так и их продуктов;
- сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности должно удовлетворять требованиям полноты и корректности.
Безусловно, при такой подаче материала затруднительно выделить вне-текстуальные смысловые связи, имеющие место в анализируемой сфере, однако, в первом приближении сделать это можно. И. Фаминский, отмечая дефицит работ по проблемам конкурентоспособности, методологическим и методическим подходам к анализу этой проблемы, выделяет существенные на его взгляд вопросы, связанные с термином "конкурентоспособность":
- многовариантность, которая приводит к тому, что ряд исследователей под конкурентоспособностью понимают лишь некоторые технические характеристики продукции, фирмы или отрасли;
- относительность, которая проявляется в том, что конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособен на других;
- различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на раз-ных ее уровнях: уровне товара, предприятия, отрасли и, наконец, на уровне национальной экономики в целом.
В связи с этим, необходимо отметить, конкурентоспособность не явля-ется иммонентным (внутренне присущим) качеством. Конкурентоспособность может быть оценена в сравнении конкурентов. Поэтому конкуренто-способность – понятие относительное.
Опыт последних лет подсказывает, что далеко не все отечественные предприятия готовы к ведению конкурентной борьбы. Многие, даже обладая конкурентоспособной продукцией, из-за отсутствия практики использования всего комплекса маркетинга, не могут реализовать это преимущество.
Вместе с тем конкурентная ситуация с каждым годом все более осложняется постепенным расширением границы рынка и вовлечением в него западных фирм, имеющих значительный опыт работы в условиях жесткой конкуренции. Прямое использование этого опыта на российских предприятиях часто затруднено из-за отсутствия универсальных схем конкурентного поведения на рынке.
Достигнуть этого возможно при значительном повышении уровня организации деятельности компании. Важную роль в этом в рыночных условиях играет использование принципов финансового менеджмента и маркетинга, получивших широкое распространение в мировой практике.
Кроме того, следует подчеркнуть значимость государственного воздействия на рыночный механизм в процессе формирования конкурентоспособной экономики.
Налоговое законодательство, пошлины, тарифы и т.п. должны разрабатываться с учетом главной цели – будет ли данная мера содействовать укреплению конкурентоспособности российских предприятий. Например, введение пошлин на покупку электронных компонентов привело к полной ликвидации всех планируемых проектов по созданию бытовой электроники в России и потере целой отрасли. С другой стороны, по опыту Китая, если вы планируете продать в Китай молоковоз, вы должны заплатить до 100% пошлины. Если первая мера снизила конкурентоспособность российских предприятий, то введение мер, аналогичных китайским, может содействовать укреплению их конкуренто-способности. Введение налогов на рекламу не позволяет российским предприятиям полноценно конкурировать с западными фирмами. Невозможность реализовывать активы и продукцию предприятия ниже себестоимости (налог на убытки) ставит предприятия в крайне невыгодное положение по отношению к своим конкурентам, снижает возможность ликвидации неликвидов и пополнения оборотного капитала. С другой стороны, высокие пошлины на импортируемое промышленное оборудование, которое необходимо для обеспечения конкурентоспособного качества российской продукции, приводят к росту себестоимости товаров и, соответственно, потере конкурентоспособности.
Также очень важно, чтобы меры государственного регулирования стимулировали развитие производств, направленных на более глубокую переработку сырья. То есть меры государственного регулирования должны оказывать безусловное содействие развитию производств, целью которых является конечный потребитель. Не потребитель транзистора, а потребитель телевизора. Не потребитель кожи, а потребитель обуви. Такой подход, с одной стороны обеспечит развитие потребительского рынка и укрепление позиций российских производителей на нем, с другой – будет стимулировать развитие производств, занятых в промежуточных технологических переделах.
Меры стимулирования глубокой переработки, будут содействовать созданию жизнеспособных промышленных групп, имеющих общие стратегические цели, каждое звено которых будет заинтересовано в эффективной работе другого. Это список можно продолжать, но главное, что принцип принятия тех или иных регулирующих мер, должен быть один: они должны быть направлены на усиление конкурентных позиций российских предприятий.
Основными элементами конкурентоспособности предприятия являются:
- качество продукции и услуг;
- стратегия маркетинга и сбыта;
- квалификация персонала;
- финансовое состояние.
Соответственно, анализ конкурентоспособности предприятия следует проводить в разрезе отмеченных элементов, тем не менее, не абстрагируя их друг от друга, а с учетом наличия взаимозависимости и взаимодопол-няемости.
Оценка степени конкурентоспособности является сложной задачей. Здесь можно столкнуться с проблемами двух видов:
- выбор базовых предприятий для сравнения,
- выбор критериев сравнения.
На данном этапе, уровень конкурентоспособности российских предпри-ятий очень низок. Практически единственной и наиболее важной причиной низкой конкурентоспособности является неквалифицированный менеджмент или полное отсутствие того, что называют регулярным менеджментом. Мы имеем все: высокообразованных людей, природные ресурсы, огромный рыночный потенциал, а также возможность приобретения самого новейшего оборудования. Более того, несмотря на широко распространенное мнение, руководители предприятий имеют все реальные возможности привлечения необходимого капитала. Однако они должны представить четкую маркетинговую стратегию, бизнес-план развития, а также убедить инвесторов в том, что они являются теми квалифицированными управляющими, которые в состоянии реализовать эти планы.
Цели работы:
1. Анализ теоретико-методических основ конкурентоспособности.
2. Системный анализ деятельности фирмы с позиций конкуренции.
3. Определение причин снижения конкурентоспособности предприятия.
4. Определение стратегии деятельности, эффективных методов в целях повышения конкурентоспособности предприятия.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия конкурентоспособности;
- изучить методы оценки;
- изучить методы оценки состояния предприятия;
- составить стратегический план деятельности предприятия.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заключение


В процессе анализа конкурентоспособности ИПБОЮЛ «Рафаилов К.В.» были выявлены недостаточно показатели уровня обслуживания покупателей, что, в свою очередь, обусловлено действующей методикой продаж.
Принятая на предприятии методика осуществления процесса продажи через прилавок являет собой лишь один из элементов системы сервисного обслуживания покупателей. Таким образом, принятие решения об изменение действующей формы розничной продажи должно основываться на комплексном подходе к совершенствованию общей концепции сервиса розничного предприятия.
Сегмент рынка г. Комсомольска-на-Амуре и Хабаровского края, в рамках которого функционирует анализируемое предприятие (рынок строительно-отделочных материалов), характеризуется на сегодняшний день достаточно высоким уровнем конкуренции, что обусловлено высокими показателями широты, полноты и новизны представленного ассортимента товаров и услуг.
Конкурентное положение предприятия на том или ином рыночном сегмента определяется, в первую очередь, следующими взаимоопределяющими факторами:
- финансовое состояние;
- комплекс сравнительных конкурентных преимуществ.
В ходе проведения анализа деятельности фирмы была выявлена определенная проблемы в развития предприятия.
Было установлено, что рассматриваемое предприятие проигрывает своим конкурентам по следующим факторам конкурентоспособности:
1) Низкий уровень рекламы о торговле строительно-отделочными мате-риалами и не достаточно развитая торговая сеть.
2) Неудачное месторасположение магазина и как следствие, низкий уровень посещаемости клиентами.
Складывающаяся на рынке ситуация, а также проведенный SWOT – анализ, подталкивает предприятие к решению о расширении сети реализации строительно-отделочных материалов путем открытия нового магазина.
Согласно финансового плана проекта требуемый объем вложений составляет: 2 600 000 рублей на приобретение площади.
250 000 рублей на косметический ремонт помещения и его оборудование.
Стоимость приобретаемого оборудования: 125 000 рублей.
Введение отдела в действие предполагается осуществить не позднее чем через три недели после приобретения площади.
Общая сумма расходов по подготовке к реализации проекта составит: 2 975 000 рублей.
Согласно проведенным исследованиям, а также собственным материалам предприятия среднедневная выручка по отделу строительно-отделочных материалов в данном месте должна составить: 24 000 рублей.
С учетом инфляции (20 %) эффект от реализации проекта за 4 года составит 2 479 166,67 рублей.
Это 83 % от суммы капиталовложений.
Чистый приведенный эффект NPV (Net Present Value) составит: NPV = 868 827 рублей.
Проект является эффективным и позволяет повысить конкурентоспособность предприятия за счет увеличения выручки, привлечения новых клиентов и увеличения рыночной доли предприятия на рынке строительно-отделочных материалов.



Список использованных источников


1. Стрикленд, А. Стратегиче¬ский менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2003.
2. Агкасов, Г. П., Иванов Е.С. Технология и организация ремонта мелиоративных гидротехнических сооружений - М.: Колос, 1984.
3. Азоев, Г. Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО Типография «Новости», 2000.
4. Алексеева, М. М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - Финансы и статистика, 2004.
5. Ансофф, И. Стратегическое управление.- М.: Экономика,1989.
6. Бланк, И. А. Инвестиционный менеджмент. - Киев: МП "Итем" ЛТД, 2002.
7. Богачев, В. Ф., Кабаков В.С., Ходаток А.М. Стратегия малого предпринимательства - СПб:Изд-во "Корвус", 2000.
8. Боумен, К. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М: Юнити, 2002.
9. Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под научи, ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: ЮНИТИ, 2003.
10. Винокуров, В. А. Организация стратегического менеджмента на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.
11. Виссема, Х. Стратегический менеджмент/ Пер. с англ. под ред. Ю. Джа-рова, P.M. Нуреева. М.: Финпресс, 2000.
12. Виханский, О., Наумов А. Менеджмент: Учебник для вузов. М.,: Высшая школа, 2001.
13. Виханский, О., Наумов А. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. М.,: Высшая школа, 2000.
14. Виханский, О. С. Стратегическое планирование: Учебник, М.: Гардарики, 2004 – 296 с.
15. Виханский, О. С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2001.
16. Гусев, Ю. В. Стратегия развития предприятий.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ,2000.
17. Деловое планирование (Методы, Организация, Современная практика): уч. пособие, под редакцией В.М. Попова - М:Финансы и статистика, 2003.
18. Дойль, П. Маркетинговое управление и стратегии: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.
19. Забелин, П. В., Моисеева Н.К., Основы стратегического управле-ния: уч. пособие - М: Информационно внедренческий центр "Маркетинг", 2002.
20. Карлофф, Б. Деловая стратегия: Пер.сангл. М.:Экономика, 2001.
21. Кинг, У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйствен-ная политика. Пер с англ. под общ. ред. КЭН Г.Б. Кочеткова. М:2002.
22. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент: Пер. с англ. СПб.: ПИТЕР, 2003. С. 128—129
23. Менеджмент в России и за рубежом. Журнал. №1, 2003. Издательство "Финпресс"
24. Мескон, М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. М., «Дело», 2002.
25. Мескон, М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ, под научи, ред. Л.И. Евенко. М.: Дело, 2000.
26. Минцберг, Г, Альстрэд Брюс, Лэмпел Джозеф. Школы страте¬гий: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.
27. Основы предпринимательской деятельности /под ред. В.М.Власовой – М.:Финансы и статистика, 2005.
28. Петров, А. Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ,2000
29. Портер, М. Международная конкуренция. /Пер. с англ. М.: Международные отношения, 2001.
30. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / под ре-дакцией Градова А.П., Кузина Б.И. - СПб.: Специальная литература, 2001.
31. Томпсон, А. А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Пер с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. М: Юнити, 2003.
32. Тренев, В. Н., Ириков В.А., Ильдеменов С.В. и др. Рефор-мирование и реструктуризация предприятий (Методика и Опыт). М.:"Издательство ПРИОР", 2003.
33. Тренев, Н. Н. Управление финансами. М.: Финансы и статистика, 2003.
34. Уткин, Э.А. Антикризисное управление. М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Изд-во ЭКСМОС, 2002.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ