Проведен анализ показателей малого бизнеса в России за 2017-2019 годы.
Введение 3
1 Место малого бизнеса в структуре экономики России 5
1.1 Сущность и значение малого бизнеса в экономике России 5
1.2 Государственная финансовая поддержка субъектовмалого бизнеса 8
1.3 Оценка развития малого бизнеса в России 13
2 Значение малого бизнеса в решении проблем занятости России 20
2.1 Понятие и сущность занятого населения 20
2.2 Влияние малого бизнеса на занятость в РФ 23
2.3 Перспективы развития малого предпринимательства как основа роста занятости в стране 28
Заключение 31
Список использованных источников 33
Многие мировые государства осознают значение малого бизнеса, которое представляет собой существенный фактор экономической, политической, а также социальной устойчивости. Предпринимательство ориентировано на достижение экономического роста и ускорение научно-технического прогресса. Экономически развитые страны рассматривают малый бизнес в качестве важнейшего сектора экономики, в котором задействовано более 50% трудоспособного населения.
Экономическая ситуация в нашей стране указывает на существенный рост малого бизнеса, который является важнейшим стратегическим ресурсом, способным обеспечить экономический рост, достижение эффективности экономических взаимоотношений, а также положительную динамику национального благосостояния. Однако предпринимательство в России сталкивается со значительными сложностями, к примеру, общая экономическая нестабильность, большое число административных барьеров, отсутствие у субъектов малого бизнеса необходимых знаний, навыков, а также опыта.
Эффективность экономических преобразований в части развития малого бизнеса в стране определяется характером воздействия со стороны государства на развитие экономических процессов. Оно находит непосредственное выражение не только в законодательстве, но и в управленческой деятельности, в методах ее практической реализации.
Целью курсовой работы является исследование роли малого бизнеса в развитии занятости в России.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть место малого бизнеса в структуре экономики России;
провести анализ значения малого бизнеса для развития занятости населения страны;
определить перспективы развития малого предпринимательства в России как важный фактор роста занятости в РФ.
Объектом исследования являются субъекты малого бизнеса.
Предметом данной работы является роль малого бизнеса в решении проблем занятости страны.
В ходе исследования использовались методы анализа, сравнения, основанный на сопоставлении компонентов изучаемой структуры проблемы, обобщения, изучение учебной и научной литературы по теме исследования, анализ отчетной документации.
Теоретической базой исследования послужили работы ученых в области экономики и управления предприятием малого бизнеса, таких как А.У. Адашев, О.Т. Сатторкулов, Ш.Ш. Файзиев, В.В. Чайников, Л.А. Чалдаева.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе работы рассмотрена сущность малого предпринимательства, значение и источники финансирования субъектов малого предпринимательства, проведена оценка развития малого бизнеса в стране.
Во второй главе работы рассмотрена сущность и понятие занятости, рассмотрена роль малого бизнеса в обеспечении роста занятости в стране, определены перспективы развития субъектов малого бизнеса.
В заключении сделаны выводы по результатам проведенного исследования.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
На сегодняшний день малый бизнес играет существенную роль в жизни государства. С помощью малых предприятий созданы рабочие места, обеспечено поступление налогов в бюджет, рынок наполняется необходимой для потребителей продукцией, ведь осуществлять производство ненужного, не пользующегося спроса товар является невыгодным для малого бизнеса. Кроме того, посредством малых предприятий привлекаются инвестиции в конкретные отрасли хозяйства, что обуславливает развитие экономики.
Функционирование на конкретном рынке, оперативное реагирование на изменение рыночной конъюнктуры, прямая связь с потребителями, узкая специализация в том или ином рыночном сегменте, а также возможность формирования предприятие малого бизнеса с незначительным начальным капиталом – все это является чертами малого бизнеса, которые выступает в качестве неоспоримых достоинств, повышающих его стабильность на внутреннем рынке.
Как показал анализ, за 2017-2019 год объем субъектов малого бизнеса существенно не изменился, при этом снижается общая численность занятых в СМБ. Россия по сравнению с зарубежными странами имеет наименьшую долю субъектов малого бизнеса в экономике страны. Доля инвестиций в СМБ составляет около 6,2% всех инвестиций в стране. Не смотря на увеличение доступности кредитов, удельный вес кредитования СМБ в общем объёме выданных юридическим лицам кредитов после заметного всплеска в предкризисный период (максимальная доля кредитования МСБ наблюдалась в 2012 г - 22,9%) практически вернулся к исходной точке, составив по данным на 1.01.2019 года 15,1%.
Большая доля в обороте малых компаний, объеме инвестиций и капиталовложений приходится на города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, а так же Московскую область, Краснодарский край.
Как показало исследование развитие малого бизнеса в стране влияет на уровень занятости. Более половины занятых в малом бизнесе сконцентрированы всего в 10 регионах России; более 20% приходятся на Москву, еще 8% - на Санкт-Петербург. Это в значительной степени связано с неравномерностью предпринимательской активности в разрезе регионов.
Но при всех противоречиях, именно 18,3 миллиона рабочих мест в России, или четверть (25,6%), создали малый и средний бизнес, где только 18,6% приходится на юридических лиц, а 7% - на индивидуальных предпринимателей
Процесс развития малого предпринимательства может быть замедлен по определенным причинам. Например, непростая экономическая обстановка, характерная для страны: наличие инфляции, разрыва хозяйственных связей, ухудшения платежной дисциплины, высокого уровня процентной ставки, слабой правовой защищенности предпринимателей, низкого уровня организационно-экономических и правовых знаний бизнесменов, низкий уровень использования основ деловой должной этики, а также хозяйственной культуры, отрицательное отношение некоторых граждан к предпринимательству в целом.
Государство должно ориентироваться на поддержание малого предпринимательства на уровне регионов, а также на местном уровне, использовать расширенные налоговые льготы, заниматься устранением административных барьеров и обеспечением консультационных и информационных услуг.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер.закон РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ// Собрание Законодательства РФ. - 1998. - №31. – С.3824.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер.закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. - 2007. - №31. – С.4006.
3. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 // Собрание Законодательства РФ. - 2016. - №15. – С.2097.
4. Агурбаш Н. Система государственной поддержки малого предпринимательства / Н. Агурбаш// Финансовый бизнес. - 2014. - № 11-12. С. 40-49.
5. АхтямовМ.К., Боброва А.В., Ильинская, Л.Г. Оценка стоимости бизнеса субъектом малого бизнеса: цели и проблемы / М.К. Ахтямов//Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 241.
6. Агакеримова М.В. Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства/ М.В. Агакеримова//Актуальные вопросы современной экономики. - 2017. - № 3.- С. 186-188.
7. Алексеева О.В., Блинова Н.С. Нормативно-правовое регулирование развития малого бизнеса/ О.В. Алексеева// Современные технологии управленческой деятельности Сборник статей Международной заочной научно-практической конференции. Под ред. Л.П. Федоровой. - 2018. - С. 13-17.
8. Богачкова Л.Ю. Регулирование развития малого и среднего бизнеса в России: проблемы и решения/ Д.Ю. Богачкова// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2015. - № 3 (32). - С. 52-61.
9. Балатбекова З.М., Амиралиева Д.М. Особенности развития малого и среднего бизнеса и его роль в региональном развитии/ З.М. Балатбекова// Экономика и банковская система: теория и практика материалы заочной международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный университет"; ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»; ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве РФ». - 2016. - С. 63-67.
10. Васильева О.Р. Экономическая роль государства в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства/ О.Р. Васильева// Часопис економiчних реформ. - 2017. - № 1 (25). - С. 46-49.
11. Велибекова Л.А., Борисова Л.А. Роль и развитие малого бизнеса на современном этапе развития экономики/ Л.А. Велибекова// Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-1 (66). - С. 900-904.
12. Глебов С.Н., Петраков М.А. Место и роль субъектов малого и среднего бизнеса в экономике России/С.Н. Глебов// Российское предпринимательство. - 2014. -№ 9. - С.64.
13. Емельянов И.А., Коровин А.В. Аналитические методы выбора малыми предприятиями инновационной стратегии и критерия объекта налогообложения/ И.А. Емельянов//Аудит. - 2017. - № 10. - С. 18-23.
14. Жанкубаев Б.А. Предпринимательство как важная форма экономической активности и самозанятости населения/ Б.А. Жанкубаев// Логистика - евразийский мост материалы ХI международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 65-79.
15. Иванов А.В., Багдасарян М.А. Роль малого предпринимательства на рынке труда в современных условиях/ А.В. Иванов// Вопросы управления. - 2018. - № 3 (52). - С. 60-65.
16. Казимов М.Ш., Бутенко Е.Д. Роль малого и среднего бизнеса в решении проблем занятости/ М.Ш. Казимов// Modern Science. - 2019. - № 10-2. - С. 89-92
17. Кравченко Д.В., Щемелев, С.Н. Экономические аспекты организации малых промышленных предприятий/ Д.В. Кравченко// Символ науки. - 2016. - № 11-1 (23). - С. 98-100.
18. Крутик А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике/ А.Б. Крутик// Проблемы современной экономики. - 2014. – №2. - С. 101.
19. Краузе Е.В., Троцкая А.В. Значение малого бизнеса в России/ Е.В. Краузе]// Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. - С. 18-22.
20. Крылова Е.Б. Управление малым бизнесом на основе развития целостных ориентиров субъектов - участников отношений/ Е.Б. Крылова//Вестник национального института бизнеса. - 2017. - № 30. - С. 107-111
21. Кредитование малого и среднего бизнеса в России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://raex-a.ru/media/uploads/bulletins/pdf/2019_finmb_bul.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
22. Миронова Д.Д. Формы государственной поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства/ Д.Д. Миронова// Экономика и социум. – 2015. – №2–3 (15). – С. 583–587.
23. Насыбулина В.П., Жатикова М.Н. Малый бизнес и системные проблемы, тормозящие развитие малого бизнеса/ В.П. Насыбулина// Наука Красноярья. - 2017. - Т. 6. - № 1-2. - С. 224-233.
24. Османов М.М., Магомадов Э.М., Османова Д.М. Правовые аспекты развития малого и среднего бизнеса на уровне субъектов РФ/ М.М. Османов//Юридический вестник ДГУ. - 2014. - № 3. - С. 95-98.
25. Чеберко Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: Учебник и практикум/Е.Ф. Чеберко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 420 c.
26. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебник для учащихся учреждений нач. проф. образования / Л.Н. Череданова. - М.: ИЦ Академия, 2014. - 224 c.
27. Черкасов Д.О. Роль малого предпринимательства в экономике России / Д.О. Черкасов// Молодой ученый. - 2016. - № 2. - С. 626–629.
28. Шнайдер О.В., Памурзин В.А. К вопросу значимости развития малого бизнеса в России/ О.В. Шнайдер// Балтийский гуманитарный журнал. - 2014. -№ 3. - С. 101–104.