ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы проектирования развивающей предметно-пространственной среды детского сада 6
1.1. Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» в
дошкольной педагогике 6
1.2. Психологические основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации 13
1.3. Основные педагогические принципы организации современной
развивающей предметно-пространственной среды детского сада 17
1.4. Влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие
детей дошкольного возраста 25
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проектированию развивающей предметно-пространственной среды детского сада 31
2.1. Анализ проектирования предметно-пространственной среды МАДОУ
«Детский сад № 115» Авиастроительного района города Казани 31
2.2. Рекомендации по проектированию развивающей предметно-пространственной среды 45
Выводы по 2 главе 58
Заключение 60
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические основы проблемы проектирования развивающей предметно-пространственной среды детского сада 6
1.1. Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» в
дошкольной педагогике 6
1.2. Психологические основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации 13
1.3. Основные педагогические принципы организации современной
развивающей предметно-пространственной среды детского сада 17
1.4. Влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие
детей дошкольного возраста 25
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проектированию развивающей предметно-пространственной среды детского сада 31
2.1. Анализ проектирования предметно-пространственной среды МАДОУ
«Детский сад № 115» Авиастроительного района города Казани 31
2.2. Рекомендации по проектированию развивающей предметно-пространственной среды 45
Выводы по 2 главе 58
Заключение 60
Список использованной литературы
Актуальность исследования обусловлена формированием новой образовательной парадигмы и необходимостью модернизации процесса развития дошкольников в соответствии с ней. В результате анализа научно - методической литературы выявлена объективная необходимость активного внедрения новых подходов к обучению и воспитанию дошкольников (А.П. Аксенова 2011; Е.В. Андреева, 2010; А.Д. Дубогай, 2005, А.В. Иващенко, З.М. Дудник, 2011; Т.Ю. Круцевич, Г.В. Н.В. Москаленко, 2009; Н.А. Носко, 2012).
Дидактические и методические основы активизации познавательной деятельности учащихся общеобразовательных учебных заведений приведены в работах Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, Л.В. Занкова, В.И. Лозовой, А. Матюшкина, Я. Савченко, Н.Ф Талызиной, И.Ф. Харламова, И.С. Якиманской.
А.А. Гон (2004) отмечает, что в процессе обучения наиболее оптимальным путем происходит формирование личности при таких условиях: создание позитивного настроения для обучения, ощущение равного среди равных, обеспечение позитивной атмосферы в коллективе для достижения общей цели; осознание личностью ценности коллективно сделанных выводов, возможность свободно высказать свое мнение и выслушать своего товарища.
Однако, несмотря на актуальность данного вопроса, отдельные его организационные и методические аспекты остаются недостаточно
разработанными.
Проблема исследования: каковы основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: процесс проектирования развивающей
предметно-пространственной среды младшей группы.
Цель исследования: изучить и определить возможности развития детей дошкольного возраста посредством организации развивающей предметно - пространственной среды.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность понятия «развивающая предметнопространственная среда».
2. Выделить психологические основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации.
3. Раскрыть основные педагогические принципы организации современной развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
4. Проанализировать соответствие развивающей предметнопространственной среды Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 115» Авиастроительного района города Казани нормативно-правовым документам, возрастным, психофизиологическим особенностям дошкольников.
5. Спроектировать развивающую предметно-пространственную среду ДОО в соответствии со спецификой образовательной программы.
Гипотеза исследования: проектирование предметно-пространственной среды будет способствовать успешному созданию развивающей предметнопространственной среды, оказывающей благоприятное влияние на развитие дошкольников.
Теоретико-методологической основой исследования являются: ведущие теоретические исследования, посвященные анализу воздействия развивающей предметно-пространственной среды на развитие детей дошкольного возраста (Антонова Т.В., Артамонова О.В., Бондаренко А.К., Доронова Т.Н., Зворыгина Е.В., Гринявичене Н.Т., Кларина Л.М. и др.); исследования специфики смысловой нагрузки предметно-пространственной среды (Малкжова Ю.В., Петровский В.А. и др.); психолого-педагогические исследования отечественных ученых о формировании новообразований через игровую деятельность (Артемова Л.В., Бойченко Н.А., Григоренко Г. И., Щербакова К.И. и др.); теория об особенностях творческого воображения у детей (Выготский Л.С., Кириллова А.И. и др.)
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретический метод (анализ психолого-педагогических и научнометодических источников с целью создания методологической основы исследования);
2) социолого-педагогический (анализ программ, учебников для ДОО, ФГОС ДОО, Постановление «Об утверждении СанПиН «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», беседы с воспитателями и обобщение опыта работы в области рассматриваемой нами проблемы);
3) анализ предметно-развивающей среды в МАДОУ «Детский сад № 115» Авиастроительного района города Казани.
4) опытно-экспериментальная работа.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 115»
Авиастроительного района города Казани.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены и теоретически аргументированы психолого-педагогические условия формирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования: заключается в вoзмoжнocти пpимeнeния мaтepиaлoв дaннoй paбoты, кaк ее тeopeтичecкoй, тaк и пpaктичecкoй чacти, согласно проектированию развивающей предметнопространственной среды.
Структура выпускной квалификационной работы состоит: из двух глав, выводов по главам, заключение, список используемой литературы, приложение.
Дидактические и методические основы активизации познавательной деятельности учащихся общеобразовательных учебных заведений приведены в работах Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, Л.В. Занкова, В.И. Лозовой, А. Матюшкина, Я. Савченко, Н.Ф Талызиной, И.Ф. Харламова, И.С. Якиманской.
А.А. Гон (2004) отмечает, что в процессе обучения наиболее оптимальным путем происходит формирование личности при таких условиях: создание позитивного настроения для обучения, ощущение равного среди равных, обеспечение позитивной атмосферы в коллективе для достижения общей цели; осознание личностью ценности коллективно сделанных выводов, возможность свободно высказать свое мнение и выслушать своего товарища.
Однако, несмотря на актуальность данного вопроса, отдельные его организационные и методические аспекты остаются недостаточно
разработанными.
Проблема исследования: каковы основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: процесс проектирования развивающей
предметно-пространственной среды младшей группы.
Цель исследования: изучить и определить возможности развития детей дошкольного возраста посредством организации развивающей предметно - пространственной среды.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность понятия «развивающая предметнопространственная среда».
2. Выделить психологические основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации.
3. Раскрыть основные педагогические принципы организации современной развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
4. Проанализировать соответствие развивающей предметнопространственной среды Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 115» Авиастроительного района города Казани нормативно-правовым документам, возрастным, психофизиологическим особенностям дошкольников.
5. Спроектировать развивающую предметно-пространственную среду ДОО в соответствии со спецификой образовательной программы.
Гипотеза исследования: проектирование предметно-пространственной среды будет способствовать успешному созданию развивающей предметнопространственной среды, оказывающей благоприятное влияние на развитие дошкольников.
Теоретико-методологической основой исследования являются: ведущие теоретические исследования, посвященные анализу воздействия развивающей предметно-пространственной среды на развитие детей дошкольного возраста (Антонова Т.В., Артамонова О.В., Бондаренко А.К., Доронова Т.Н., Зворыгина Е.В., Гринявичене Н.Т., Кларина Л.М. и др.); исследования специфики смысловой нагрузки предметно-пространственной среды (Малкжова Ю.В., Петровский В.А. и др.); психолого-педагогические исследования отечественных ученых о формировании новообразований через игровую деятельность (Артемова Л.В., Бойченко Н.А., Григоренко Г. И., Щербакова К.И. и др.); теория об особенностях творческого воображения у детей (Выготский Л.С., Кириллова А.И. и др.)
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретический метод (анализ психолого-педагогических и научнометодических источников с целью создания методологической основы исследования);
2) социолого-педагогический (анализ программ, учебников для ДОО, ФГОС ДОО, Постановление «Об утверждении СанПиН «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», беседы с воспитателями и обобщение опыта работы в области рассматриваемой нами проблемы);
3) анализ предметно-развивающей среды в МАДОУ «Детский сад № 115» Авиастроительного района города Казани.
4) опытно-экспериментальная работа.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 115»
Авиастроительного района города Казани.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены и теоретически аргументированы психолого-педагогические условия формирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования: заключается в вoзмoжнocти пpимeнeния мaтepиaлoв дaннoй paбoты, кaк ее тeopeтичecкoй, тaк и пpaктичecкoй чacти, согласно проектированию развивающей предметнопространственной среды.
Структура выпускной квалификационной работы состоит: из двух глав, выводов по главам, заключение, список используемой литературы, приложение.
В результате исследовательского эксперимента было выявлено, что среда выступает основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и опыта и действительно положительно влияют на здоровое формирование ребенка, способствуют укреплению психических процессов, памяти, развитию эмоционально- личностной сферы детей дошкольного возраста.
Постоянно меняющаяся среда с достаточным, содержательным наполнением, доступная для самостоятельного взаимодействия детей позволяют детям ощутить положительные эмоции. Необычные материалы и оригинальные методики включают дошкольников в творчество. Дошкольники могут сделать то, что хотят и как хотят, и даже придумать в будущем свою необычную технику. Дети получают для себя незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка - он рад или расстроен. Среда для детей дошкольного возраста выступает, как окружение, совокупность природных, предметных и социальных условий, в которых ребенок растет, осваивает науку жизни, становится компетентной личностью с присущими ей индивидуальными особенностями. Это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры, субкультуры, развитие творчества. Окружающая среда как целостность или определенную часть этой целостности
Использование правильно сформированной развивающей предметнопространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДОО в работе с детьми дошкольного возраста способствует: удалению детских страхов; повышению уверенности в себе; развитию пространственного мышления; позволяет детям свободно общаться; поощрению детей к творческим решениям; работать с различными материалами; развитию творческих способностей, воображению и полету фантазии; во время пребывания в ДОО получают положительные эмоции.
Опыт показал, что совместное инициативное творческое взаимодействие доставляет дошкольникам истинную радость, если она построена с учетом их возраста и психологии. Среда как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности. А с точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда выступает как способ постижения детских возможностей и окружающей действительности, как возможная модель построения добрых взаимоотношений и выражения своих эмоций.
Поэтому развивающую предметно-пространственную среду просто необходимо создавать детям для снятия их стрессовых состояний, психического напряжения и для коррекции неврозов, страхов, для развития психических процессов. Данная экспериментальная работа доказывает, что правильно сформированная развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДОО, оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу детей и на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.
Постоянно меняющаяся среда с достаточным, содержательным наполнением, доступная для самостоятельного взаимодействия детей позволяют детям ощутить положительные эмоции. Необычные материалы и оригинальные методики включают дошкольников в творчество. Дошкольники могут сделать то, что хотят и как хотят, и даже придумать в будущем свою необычную технику. Дети получают для себя незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка - он рад или расстроен. Среда для детей дошкольного возраста выступает, как окружение, совокупность природных, предметных и социальных условий, в которых ребенок растет, осваивает науку жизни, становится компетентной личностью с присущими ей индивидуальными особенностями. Это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры, субкультуры, развитие творчества. Окружающая среда как целостность или определенную часть этой целостности
Использование правильно сформированной развивающей предметнопространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДОО в работе с детьми дошкольного возраста способствует: удалению детских страхов; повышению уверенности в себе; развитию пространственного мышления; позволяет детям свободно общаться; поощрению детей к творческим решениям; работать с различными материалами; развитию творческих способностей, воображению и полету фантазии; во время пребывания в ДОО получают положительные эмоции.
Опыт показал, что совместное инициативное творческое взаимодействие доставляет дошкольникам истинную радость, если она построена с учетом их возраста и психологии. Среда как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности. А с точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда выступает как способ постижения детских возможностей и окружающей действительности, как возможная модель построения добрых взаимоотношений и выражения своих эмоций.
Поэтому развивающую предметно-пространственную среду просто необходимо создавать детям для снятия их стрессовых состояний, психического напряжения и для коррекции неврозов, страхов, для развития психических процессов. Данная экспериментальная работа доказывает, что правильно сформированная развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДОО, оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу детей и на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.
Подобные работы
- Организация предметно-развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста (Уральский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Предметно-развивающая среда как условие эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной
организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста в специально организованной предметно-пространственной среде
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Предметно-развивающая среда в развитии детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - КОНЦЕПЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПОСТРОЕНИЕ МОТИВИРУЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование предметной лексики у дошкольников с нарушениями зрения и речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019



