Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы проектирования развивающей предметно-пространственной среды детского сада 6
1.1. Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» в
дошкольной педагогике 6
1.2. Психологические основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации 13
1.3. Основные педагогические принципы организации современной
развивающей предметно-пространственной среды детского сада 17
1.4. Влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие
детей дошкольного возраста 25
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проектированию развивающей предметно-пространственной среды детского сада 31
2.1. Анализ проектирования предметно-пространственной среды МАДОУ
«Детский сад № 115» Авиастроительного района города Казани 31
2.2. Рекомендации по проектированию развивающей предметно-пространственной среды 45
Выводы по 2 главе 58
Заключение 60
Список использованной литературы
Актуальность исследования обусловлена формированием новой образовательной парадигмы и необходимостью модернизации процесса развития дошкольников в соответствии с ней. В результате анализа научно - методической литературы выявлена объективная необходимость активного внедрения новых подходов к обучению и воспитанию дошкольников (А.П. Аксенова 2011; Е.В. Андреева, 2010; А.Д. Дубогай, 2005, А.В. Иващенко, З.М. Дудник, 2011; Т.Ю. Круцевич, Г.В. Н.В. Москаленко, 2009; Н.А. Носко, 2012).
Дидактические и методические основы активизации познавательной деятельности учащихся общеобразовательных учебных заведений приведены в работах Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, Л.В. Занкова, В.И. Лозовой, А. Матюшкина, Я. Савченко, Н.Ф Талызиной, И.Ф. Харламова, И.С. Якиманской.
А.А. Гон (2004) отмечает, что в процессе обучения наиболее оптимальным путем происходит формирование личности при таких условиях: создание позитивного настроения для обучения, ощущение равного среди равных, обеспечение позитивной атмосферы в коллективе для достижения общей цели; осознание личностью ценности коллективно сделанных выводов, возможность свободно высказать свое мнение и выслушать своего товарища.
Однако, несмотря на актуальность данного вопроса, отдельные его организационные и методические аспекты остаются недостаточно
разработанными.
Проблема исследования: каковы основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: процесс проектирования развивающей
предметно-пространственной среды младшей группы.
Цель исследования: изучить и определить возможности развития детей дошкольного возраста посредством организации развивающей предметно - пространственной среды.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность понятия «развивающая предметнопространственная среда».
2. Выделить психологические основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации.
3. Раскрыть основные педагогические принципы организации современной развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
4. Проанализировать соответствие развивающей предметнопространственной среды Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 115» Авиастроительного района города Казани нормативно-правовым документам, возрастным, психофизиологическим особенностям дошкольников.
5. Спроектировать развивающую предметно-пространственную среду ДОО в соответствии со спецификой образовательной программы.
Гипотеза исследования: проектирование предметно-пространственной среды будет способствовать успешному созданию развивающей предметнопространственной среды, оказывающей благоприятное влияние на развитие дошкольников.
Теоретико-методологической основой исследования являются: ведущие теоретические исследования, посвященные анализу воздействия развивающей предметно-пространственной среды на развитие детей дошкольного возраста (Антонова Т.В., Артамонова О.В., Бондаренко А.К., Доронова Т.Н., Зворыгина Е.В., Гринявичене Н.Т., Кларина Л.М. и др.); исследования специфики смысловой нагрузки предметно-пространственной среды (Малкжова Ю.В., Петровский В.А. и др.); психолого-педагогические исследования отечественных ученых о формировании новообразований через игровую деятельность (Артемова Л.В., Бойченко Н.А., Григоренко Г. И., Щербакова К.И. и др.); теория об особенностях творческого воображения у детей (Выготский Л.С., Кириллова А.И. и др.)
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретический метод (анализ психолого-педагогических и научнометодических источников с целью создания методологической основы исследования);
2) социолого-педагогический (анализ программ, учебников для ДОО, ФГОС ДОО, Постановление «Об утверждении СанПиН «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», беседы с воспитателями и обобщение опыта работы в области рассматриваемой нами проблемы);
3) анализ предметно-развивающей среды в МАДОУ «Детский сад № 115» Авиастроительного района города Казани.
4) опытно-экспериментальная работа.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 115»
Авиастроительного района города Казани.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены и теоретически аргументированы психолого-педагогические условия формирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования: заключается в вoзмoжнocти пpимeнeния мaтepиaлoв дaннoй paбoты, кaк ее тeopeтичecкoй, тaк и пpaктичecкoй чacти, согласно проектированию развивающей предметнопространственной среды.
Структура выпускной квалификационной работы состоит: из двух глав, выводов по главам, заключение, список используемой литературы, приложение.
В результате исследовательского эксперимента было выявлено, что среда выступает основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и опыта и действительно положительно влияют на здоровое формирование ребенка, способствуют укреплению психических процессов, памяти, развитию эмоционально- личностной сферы детей дошкольного возраста.
Постоянно меняющаяся среда с достаточным, содержательным наполнением, доступная для самостоятельного взаимодействия детей позволяют детям ощутить положительные эмоции. Необычные материалы и оригинальные методики включают дошкольников в творчество. Дошкольники могут сделать то, что хотят и как хотят, и даже придумать в будущем свою необычную технику. Дети получают для себя незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка - он рад или расстроен. Среда для детей дошкольного возраста выступает, как окружение, совокупность природных, предметных и социальных условий, в которых ребенок растет, осваивает науку жизни, становится компетентной личностью с присущими ей индивидуальными особенностями. Это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры, субкультуры, развитие творчества. Окружающая среда как целостность или определенную часть этой целостности
Использование правильно сформированной развивающей предметнопространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДОО в работе с детьми дошкольного возраста способствует: удалению детских страхов; повышению уверенности в себе; развитию пространственного мышления; позволяет детям свободно общаться; поощрению детей к творческим решениям; работать с различными материалами; развитию творческих способностей, воображению и полету фантазии; во время пребывания в ДОО получают положительные эмоции.
Опыт показал, что совместное инициативное творческое взаимодействие доставляет дошкольникам истинную радость, если она построена с учетом их возраста и психологии. Среда как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности. А с точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда выступает как способ постижения детских возможностей и окружающей действительности, как возможная модель построения добрых взаимоотношений и выражения своих эмоций.
Поэтому развивающую предметно-пространственную среду просто необходимо создавать детям для снятия их стрессовых состояний, психического напряжения и для коррекции неврозов, страхов, для развития психических процессов. Данная экспериментальная работа доказывает, что правильно сформированная развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДОО, оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу детей и на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.
1. Артамонова, О. В. Предметно- пространственная среда: её роль в развитии личности/ О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 116., С.100., С. 117.
2. Аверина, С. А. Реализуем ФГОС ДО: моделирование развивающей предметно- пространственной среды современной дошкольной образовательной организации./С.А. Аверина, Т.Г. Конавалова, В.А. Маркова-
М.: «Элти- Кудиц», 2014.- С. 26.
3. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания/ И. А. Баева Автореф. дисс... докт. психол. наук. - СПб., 2002. - с. 24.
4. Беляев, Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды В различных типах образовательных учреждений / Г. Ю. Беляев. - М.: ИЦКПС, 2000. - С. 12.
5. Береснева, З. И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ / З. И. Береснёва Управление ДОУ. - 2006. - № 6. -
с. 70.
6. Бардалим, В. В. Предметно- развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО / В.В. Бардалим, М.Л. Вайнапель, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова- М.: ТЦ Сфера, 2018.- С. 128.
7. Вераксы, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — С.193.
8. Гринявичене, Н. Т. Игра и новый подход к организации предметноигровой среды. Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научнопрактической конференции)/ Н.Т. Гринявичене. - М.: 2006.- С. 15.
9. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации./ Н.Ф. Губанова - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - С. 15, С. 15.
10. Едакова, И.Б. Управление внедрением личностно ориентированных подходов и технологий в образовательный процесс как условие становления и развития детско-взрослого сообщества дошкольного образовательного учреждения./ И.Б. Едакова- Ч.: 2007- С. 58.
11. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. / Р.А. Кирьянова- ДетствоПресс. - 2010. - С. 34, С. 116.
12. Комарова, Т.С. Интеграция в системе воспитательнообразовательной работы детского сада./ Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - С. 45,
13. Давыдова, В. В. Концепция дошкольного воспитания./ В. В. Давыдов, В. А. Петровский.- М.: Мозаика-Синтез, 1989.- С.67
14. Петровский, В. А. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении./ В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова- М.: Мозаика-Синтез, 1993.- С.21
15. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003.
16. Корепанова, М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника./ М.В. Корепанова - М.: Мозаика-Синтез, 2001. - с. 160.
17. Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ: учеб. пособие для СПО / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — с.165.
18. Лаврентьева, Т. Г. Развивающая предметно-игровая среда / Т.Г. Лаврентьева- Палитра педагога №4, 2014.- с. 56
19. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова, 2005. — С.76. Режим доступа к журн.: http://www.pedlib.ru/B- - ks/1/0481/index.shtml
20. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая/ Детство -Пресс, 2010. - с.136.
21. Михайлов, И. В. Пути формирования духовных свойств личности / И. В. Михайлов - М.: Издательство Юрайт, 2009.- С.3
22. Нишеева, Н. В. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./ Н.В. Нишева - СПб.: Детство-Пресс, 2010.- С. 5.
23. Новоселова, С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. / С.Л. Новосёлова Дошкольное воспитание №4. - 2005. - с.136.
24. Першин, Л.А. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений,/ Л.А. Першина. - М.: Альма Матер, 2005. - С.44.
25. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении./ В.А. Петровский М.: АСТ, 2010. - С. 73.
26. Подласый, И.П. Учебное пособие для вузов./ И. П. Подласый- СПб.: Детство-Пресс 1998. - С. 87.
27. Полякова, М.Н. Конструирование моделей предметно-развивающей среды/ М.Н. Полякова- СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.- с. 208.
28. Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова -СПб.: Детство-Пресс. - 2010. - с.62.
29. Пасекова, Л.А. Предметно-развивающая среда / Л.А. Пасекова. - СПб.: Астерион, 2012. - с.24.
30. Панфилова, М.А. Игротека общения/ М.А. Панфилова- М.: 2002.- с. 89.
31. Проект ФГОС ДОО
минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
32. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений./ Н.А. Рыжова - М.: Просвещение, 2004.-с.128.
33. Степанова, О.А. Развитие игровой деятельности ребёнка/ О.А. Степанова- М.: 2009.- с.89.
34. Седова, Л. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды / Л. Н. Седова - М.: 1999.- с. 56.
35. Слободчиков, В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В. И. Слободчиков - М.: Смысл, 1999. -
с.82.
36. Смирнова, Е. О. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды / Е. Смирнова - Дошкольное воспитание №4. - 2010. - с.132.
37. Сорина, А.К. Проектирование образовательной среды дошкольного учреждения/ А.К. Сорина. - СПб.: ППО, 2005. - с. 79.
38. Сотникова, В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ./ В. М. Сотникова, Т. Е. Ильина - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.- с.146.
39. Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]: Материалы подготовлены Федеральным государственным учреждением Федеральный институт развития образования. — Режим доступа к журн.: http://d- shc- lniki.ru/d- shk- br/sreda/index.php
40. Урмина, И.А. Инновационная деятельность в ДОУ / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. - М.: Линка-Пресс, 2009. - с.320
41. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 373.
42. Филиппова, И.В. Игрушечное хозяйство для детей от 2 до 3 лет / И.В. Филиппов- Мама и Малыш №5.: - 2007. - с.124.
43. Хвастунова, Т.А. Организация предметно-развивающей среды в соответствии с современными требованиями/ Т. А. Хвастунова Воспитатель ДОО№2 М.: 2009- с.123.
44. Цквитария, Т.А. Диагностика, предметно- пространственная среда/ Т.А. Цквитария-М.: 2015- с.53.