ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ГРАХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. А.В. МАРЧЕНКО» УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
|
Введение 3
1 Образовательная организация как открытая и закрытая система управления .. 9
1.1 Понятие открытой и закрытой системы, ее свойства 9
1.2 Модели организаций как объектов управления 15
1.3 Образовательное учреждение как система открытая и закрытая 24
2 Анализ системы управления МБОУ «Граховская СОШ А.В.Марченко» 27
2.1 Характеристика деятельности в МБОУ «Граховская СОШ им. А.В.
Марченко 27
2.2 Управление организацией МБОУ «Граховская СОШ им.А.В.Марченко» .. 35
2.3 Обоснование необходимости совершенствования системы управления 49
3 Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию системы
управления 54
3.1 Программа социального партнерства МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко» 54
Заключение 77
Список используемой литературы 80
1 Образовательная организация как открытая и закрытая система управления .. 9
1.1 Понятие открытой и закрытой системы, ее свойства 9
1.2 Модели организаций как объектов управления 15
1.3 Образовательное учреждение как система открытая и закрытая 24
2 Анализ системы управления МБОУ «Граховская СОШ А.В.Марченко» 27
2.1 Характеристика деятельности в МБОУ «Граховская СОШ им. А.В.
Марченко 27
2.2 Управление организацией МБОУ «Граховская СОШ им.А.В.Марченко» .. 35
2.3 Обоснование необходимости совершенствования системы управления 49
3 Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию системы
управления 54
3.1 Программа социального партнерства МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко» 54
Заключение 77
Список используемой литературы 80
Актуальность темы исследования.
В настоящее время модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечите достойную жизнь всем гражданам.
Важнейшими условиями повышения конкурентоспособности России на мировом уровне являются: ориентация системы образования на рынок труда; привлечение дополнительных источников финансирования, развитие новых типов учреждений и форм бюджетного финансирования образовательных услуг; введение новой системы оплаты труда, ориентированной на повышении качества, образования.
Новая шкота, - это современная система оценки качества, образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.
И главное - новая школа - это открытая школа.
Под открытой школой понимается школа, открыта! обществу, образовательной среде, человеку, имеющая тесную связь с социумом, в котором учащиеся активно включаются в процесс социализации, адаптации к окружающему миру, его динамическим изменениям.
Открытость школы можно охарактеризовать как прозрачность. Открытость школы предполагает качественно новую степень прозрачности школы, то есть информированности социума - местного сообщества, потенциальных и актуальных заказчиков - об образовании и каждой конкретной школе, ее образовательной программе, программе развития и
ресурсной базе их осуществления, и качественно новую степень готовности школы, ее расположенности к приходу туда представителей общественности, причем не только в качестве партнеров, дарителей, меценатов, помощников, приносящих полезные школе ресурсы, но и в качестве участников процесса соуправления школой, влияющих на определение ее стратегических ориентиров, образовательных траекторий учащихся, участвующих и подчеркну уполномоченных участвовать в контроле и оценке качества образования.
Степень разработанности проблемы.
В системах закрытого типа с точки зрения его соответствия нормам постнеклассической действительности, выявляется противоречие двух систем знаний: системы знаний, представленных в среде обучения, и системы знаний, функционирующих и востребованных в современной общественной практике; сравниваются семантически закрытая и семантически открыта! система знаний.
В связи с вышеизложенным появилась необходимость поиска, новых подходов к управлению образовательной организации.
Широкое освещение получила, данна! проблема в работах современных отечественных психологов и педагогов: Е.П. Белозерцева, Г.Н. Волкова, И.Ф. Гончарова, И.Ф. Исаева, Н.Д. Никандрова, В.М. Меньшикова, В.А. Сластёнина, А.Г. Пашкова, В.Ю. Троицкого, В.Д. Шадрикова и других. В последние годы вопросы открытости школы особенно часто отражаются в периодической печати (И.Ф. Гончаров, А.Н. Солженицын и др.)
Проблема! нравственного воспитания, культуры общения, поведения, духовности в условиях демократичности посвящены диссертационные исследования Л.Н. Пауковой, М.С. Стародубцевой и др., где рассматриваются различные аспекты. Однако, несмотря на многоплановость исследований, проведённых по данной проблеме, решение её не может быть признано окончательным и полным. Анализ трудов показывает недостаточную теоретико-практическую изученность проблемы открытости школы у условиях открытости школы.
Цель исследования: разработать рекомендации и мероприятия по совершенствованию модели управления в современном образовательном процессе.
Достижение цели решалось через реализацию следующих задач:
1) раскрыть понятие и сущность закрытой или открытой системы;
2) рассмотреть модели организаций как объектов управления;
3) проанализировать внутреннюю и внешнюю среду школы;
4) исследовать проблемы в управлении;
5) разработать рекомендации и мероприятия по совершенствованию модели управления МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко;
Объект исследования: МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко».
Предмет исследования: управление образовательны! учреждением как открытой системой.
Методы исследования. В исследовании был использовж комплекс следующих методов:
1) теоретические: анализ литературы по проблеме планирования, сравнение, обобщение;
2) эмпирические: педагогический эксперимент, анализ документации, опрос;
3) математические: количественная обработка полученных данных, составление таблицы.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанные предложения по совершенствованию системы управления могут быть внедрены в образовательных учреждениях.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В заключении делаются основные вывода: по проделанной работы и оценка достижения поставленной цели и задач.
Гипотеза исследования: можно предположить, что организация
целостного процесса образования осуществляется через выполнение основных функций как открытой системы:
1. создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива, класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями обучающихся, создание предметной среды);
2. стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
3. организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах образовательного процесса- традиционных и творческих;
4. корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: философские положения о совокупности общественных отношений учение о движущих силах развития человека как личности, которда в процессе своего становления испытывает на себе влияние традиций, обычаев, быта, духовного облика этносоциума; положение о приоритете традиционных ценностей как части общечеловеческих в содержании духовно-нравственного воспитания; о ведущей роли созидательной деятельности в формировании личности, идеи гуманизма.
Основные этапы исследования:
На первом этапе - начальный период исследования, связан с осмыслением концепции исследования, формированием понятийного аппарата и теоретических позиций исследования. Он включал изучение и анализ исторической, философской, педагогической литературы, образовательной реальности и потребностей современной школы. Это позволило сформулировать проблему, определите понятийный аппарат и гипотезу исследования, разработать программу собственной работы.
На втором этапе - основной период, в котором определялись теоретико-методологические основания исследования, анализировался и систематизировался изученный материал.
На третьем этапе эксперимента - этап, в котором обобщались и систематизировались итоги исследования, формулировались общие выводы, подводились итоги работы, происходило окончательное оформление текста. исследования.
Теоретическая значимость исследования: разработана и экспериментально апробирована, конкретна! воспитательная система, при реализации Концепции духовно-нравственного воспитания обучающихся в свете новых образовательных стандартов.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования по теме изложены и опубликованы:
-в одной статье в Международном научно-практическом журнале «Теория и практика современной науки», (г. Саратов), в 2019 г. Выпуск №1 (43). (РИНЦ)
В настоящее время модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечите достойную жизнь всем гражданам.
Важнейшими условиями повышения конкурентоспособности России на мировом уровне являются: ориентация системы образования на рынок труда; привлечение дополнительных источников финансирования, развитие новых типов учреждений и форм бюджетного финансирования образовательных услуг; введение новой системы оплаты труда, ориентированной на повышении качества, образования.
Новая шкота, - это современная система оценки качества, образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.
И главное - новая школа - это открытая школа.
Под открытой школой понимается школа, открыта! обществу, образовательной среде, человеку, имеющая тесную связь с социумом, в котором учащиеся активно включаются в процесс социализации, адаптации к окружающему миру, его динамическим изменениям.
Открытость школы можно охарактеризовать как прозрачность. Открытость школы предполагает качественно новую степень прозрачности школы, то есть информированности социума - местного сообщества, потенциальных и актуальных заказчиков - об образовании и каждой конкретной школе, ее образовательной программе, программе развития и
ресурсной базе их осуществления, и качественно новую степень готовности школы, ее расположенности к приходу туда представителей общественности, причем не только в качестве партнеров, дарителей, меценатов, помощников, приносящих полезные школе ресурсы, но и в качестве участников процесса соуправления школой, влияющих на определение ее стратегических ориентиров, образовательных траекторий учащихся, участвующих и подчеркну уполномоченных участвовать в контроле и оценке качества образования.
Степень разработанности проблемы.
В системах закрытого типа с точки зрения его соответствия нормам постнеклассической действительности, выявляется противоречие двух систем знаний: системы знаний, представленных в среде обучения, и системы знаний, функционирующих и востребованных в современной общественной практике; сравниваются семантически закрытая и семантически открыта! система знаний.
В связи с вышеизложенным появилась необходимость поиска, новых подходов к управлению образовательной организации.
Широкое освещение получила, данна! проблема в работах современных отечественных психологов и педагогов: Е.П. Белозерцева, Г.Н. Волкова, И.Ф. Гончарова, И.Ф. Исаева, Н.Д. Никандрова, В.М. Меньшикова, В.А. Сластёнина, А.Г. Пашкова, В.Ю. Троицкого, В.Д. Шадрикова и других. В последние годы вопросы открытости школы особенно часто отражаются в периодической печати (И.Ф. Гончаров, А.Н. Солженицын и др.)
Проблема! нравственного воспитания, культуры общения, поведения, духовности в условиях демократичности посвящены диссертационные исследования Л.Н. Пауковой, М.С. Стародубцевой и др., где рассматриваются различные аспекты. Однако, несмотря на многоплановость исследований, проведённых по данной проблеме, решение её не может быть признано окончательным и полным. Анализ трудов показывает недостаточную теоретико-практическую изученность проблемы открытости школы у условиях открытости школы.
Цель исследования: разработать рекомендации и мероприятия по совершенствованию модели управления в современном образовательном процессе.
Достижение цели решалось через реализацию следующих задач:
1) раскрыть понятие и сущность закрытой или открытой системы;
2) рассмотреть модели организаций как объектов управления;
3) проанализировать внутреннюю и внешнюю среду школы;
4) исследовать проблемы в управлении;
5) разработать рекомендации и мероприятия по совершенствованию модели управления МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко;
Объект исследования: МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко».
Предмет исследования: управление образовательны! учреждением как открытой системой.
Методы исследования. В исследовании был использовж комплекс следующих методов:
1) теоретические: анализ литературы по проблеме планирования, сравнение, обобщение;
2) эмпирические: педагогический эксперимент, анализ документации, опрос;
3) математические: количественная обработка полученных данных, составление таблицы.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанные предложения по совершенствованию системы управления могут быть внедрены в образовательных учреждениях.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В заключении делаются основные вывода: по проделанной работы и оценка достижения поставленной цели и задач.
Гипотеза исследования: можно предположить, что организация
целостного процесса образования осуществляется через выполнение основных функций как открытой системы:
1. создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива, класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями обучающихся, создание предметной среды);
2. стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
3. организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах образовательного процесса- традиционных и творческих;
4. корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: философские положения о совокупности общественных отношений учение о движущих силах развития человека как личности, которда в процессе своего становления испытывает на себе влияние традиций, обычаев, быта, духовного облика этносоциума; положение о приоритете традиционных ценностей как части общечеловеческих в содержании духовно-нравственного воспитания; о ведущей роли созидательной деятельности в формировании личности, идеи гуманизма.
Основные этапы исследования:
На первом этапе - начальный период исследования, связан с осмыслением концепции исследования, формированием понятийного аппарата и теоретических позиций исследования. Он включал изучение и анализ исторической, философской, педагогической литературы, образовательной реальности и потребностей современной школы. Это позволило сформулировать проблему, определите понятийный аппарат и гипотезу исследования, разработать программу собственной работы.
На втором этапе - основной период, в котором определялись теоретико-методологические основания исследования, анализировался и систематизировался изученный материал.
На третьем этапе эксперимента - этап, в котором обобщались и систематизировались итоги исследования, формулировались общие выводы, подводились итоги работы, происходило окончательное оформление текста. исследования.
Теоретическая значимость исследования: разработана и экспериментально апробирована, конкретна! воспитательная система, при реализации Концепции духовно-нравственного воспитания обучающихся в свете новых образовательных стандартов.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования по теме изложены и опубликованы:
-в одной статье в Международном научно-практическом журнале «Теория и практика современной науки», (г. Саратов), в 2019 г. Выпуск №1 (43). (РИНЦ)
В данном исследовании была рассмотрена образовательная организация как закрыта! так и открытая система.
Под открытой школой понимается школа, открытая обществу, образовательной среде, человеку, имеющая тесную связь с социумом, в котором учащиеся активно включаются в процесс социализации, адаптации к окружающему миру, его динамическим изменениям.
В условиях открытой школы дети получают степени свободы, обусловленные выбором ими собственной траектории образовательного процесса, открытостью обучения.
Открытость школы можно охарактеризовать как прозрачность. Открытость школы предполагает качественно новую степень прозрачности школы, то есть информированности социума - местного сообщества, потенциальных и актуальных заказчиков - об образовании и каждой конкретной школе, ее образовательной программе, программе развития и ресурсной базе их осуществления, и качественно новую степень готовности школы, ее расположенности к приходу туда представителей общественности, причем не только в качестве партнеров, дарителей, меценатов, помощников, приносящих полезные школе ресурсы, но и в качестве участников процесса соуправления школой, влияющих на определение ее стратегических ориентиров, образовательных траекторий учащихся, участвующих и подчеркну уполномоченных участвовать в контроле и оценке качества образования.
Образовательные процессы сегодня не могут быть ограничены лишь пространством образовательных учреждений.
Сегодня образовательное учреждение должно выступать в новом качестве - как открытый и ведущий социально-педагогический институт, который выполняет свою профессиональную функцию: он создается обществом; выполняет его социальный заказ; не может существовать вне деятельности субъектов социальной среды; по своему предназначению является фактором обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения; осуществляет при этом педагогическое влияние на другие образовательные институты, социум, общество в целом.
Любые инновации будут успешными только при условии реализации нового способа развития инфраструктуры и всех процессов, связанных с этими изменениями, и если в процесс вовлечен весь педагогический коллектив.
В МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко) сформировались благоприятные условия для внедрения разных видов инноваций:
1. В школе работает образовательная система, обеспечивающая доступность качественного образования учащимся.
2. Дифференцированный подход к обучению создает, формирует положительную мотивацию обучения, благоприятно отражается на качестве и успешности обучения.
3. Очевидна, положительная динамика роста методического и профессионального мастерства учителей, о чём свидетельствую повышение уровня обученности, профессиональный рост, успешная аттестация, рост активности учителей по распространению своего опыта, совершенствование навыков самоанализа урока.
К сожалению в настоящее время в отечественной системе образования до сих пор преобладает традиционная модель школьного воспитания, сковывающая разностороннее развитие личности ребенка, манипулятивная, базирующаяся на субъект-объектном понимании взаимодействия педагога и ребенка.
Никакие отдельные приемы и техника, внедряемые учителем в воспитательно-образовательный процесс, не могут принести устойчивого личностного роста, если они не включены в педагогическую деятельность, направленную на развитие и саморазвитие личности учащегося.
Поэтому необходимо проектировать и проводите систему психолого-педагогических мероприятий, которая обеспечивала бы личностное развитие. При этом следует привлекать самих учащихся на всех этапах такого проектирования и реализации, соединяя элементы воспитания и самовоспитания.
Для решения данной проблемы следует привлекать не только наработанный педагогический опыт, приобретенный в процессе деятельности как российских, так и зарубежных школ, разрабатывающих данный аспект в воспитании детей, но опыт, наработанный всем человечеством на протяжении всего процесса развития человечества.
Ведь грамотное воспитание детей зависит не только и не столько от школы, но, в большей степени, от родителей ребенка. Поэтому следует интегрировать семейное и школьное воспитание в процессе социализации личности ребенка.
Кроме того, целесообразным представляется развитие внешкольных досуговых организаций, способствующих социализации личности ребенка.
Так, в недавнем прошлом, в нашем городе практически при каждой школе действовал детский клуб, в котором проводилось большое количество воспитательных мероприятий, как в рамках школьного воспитания, так и в обще развивающем аспекте.
Данный опыт, представляющийся очень важны! в воспитании личности, в данное время, к сожалению утрачивается.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что для полноценного воспитания личности ребенка в современной открытой школе требуется интеграция школьного, общественного и родительского опыта. Школа сама по себе не в состоянии тянуть эту лямку, т.к. помимо воспитательных должна решать еще образовательные и огромное количество других проблем.
Под открытой школой понимается школа, открытая обществу, образовательной среде, человеку, имеющая тесную связь с социумом, в котором учащиеся активно включаются в процесс социализации, адаптации к окружающему миру, его динамическим изменениям.
В условиях открытой школы дети получают степени свободы, обусловленные выбором ими собственной траектории образовательного процесса, открытостью обучения.
Открытость школы можно охарактеризовать как прозрачность. Открытость школы предполагает качественно новую степень прозрачности школы, то есть информированности социума - местного сообщества, потенциальных и актуальных заказчиков - об образовании и каждой конкретной школе, ее образовательной программе, программе развития и ресурсной базе их осуществления, и качественно новую степень готовности школы, ее расположенности к приходу туда представителей общественности, причем не только в качестве партнеров, дарителей, меценатов, помощников, приносящих полезные школе ресурсы, но и в качестве участников процесса соуправления школой, влияющих на определение ее стратегических ориентиров, образовательных траекторий учащихся, участвующих и подчеркну уполномоченных участвовать в контроле и оценке качества образования.
Образовательные процессы сегодня не могут быть ограничены лишь пространством образовательных учреждений.
Сегодня образовательное учреждение должно выступать в новом качестве - как открытый и ведущий социально-педагогический институт, который выполняет свою профессиональную функцию: он создается обществом; выполняет его социальный заказ; не может существовать вне деятельности субъектов социальной среды; по своему предназначению является фактором обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения; осуществляет при этом педагогическое влияние на другие образовательные институты, социум, общество в целом.
Любые инновации будут успешными только при условии реализации нового способа развития инфраструктуры и всех процессов, связанных с этими изменениями, и если в процесс вовлечен весь педагогический коллектив.
В МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко) сформировались благоприятные условия для внедрения разных видов инноваций:
1. В школе работает образовательная система, обеспечивающая доступность качественного образования учащимся.
2. Дифференцированный подход к обучению создает, формирует положительную мотивацию обучения, благоприятно отражается на качестве и успешности обучения.
3. Очевидна, положительная динамика роста методического и профессионального мастерства учителей, о чём свидетельствую повышение уровня обученности, профессиональный рост, успешная аттестация, рост активности учителей по распространению своего опыта, совершенствование навыков самоанализа урока.
К сожалению в настоящее время в отечественной системе образования до сих пор преобладает традиционная модель школьного воспитания, сковывающая разностороннее развитие личности ребенка, манипулятивная, базирующаяся на субъект-объектном понимании взаимодействия педагога и ребенка.
Никакие отдельные приемы и техника, внедряемые учителем в воспитательно-образовательный процесс, не могут принести устойчивого личностного роста, если они не включены в педагогическую деятельность, направленную на развитие и саморазвитие личности учащегося.
Поэтому необходимо проектировать и проводите систему психолого-педагогических мероприятий, которая обеспечивала бы личностное развитие. При этом следует привлекать самих учащихся на всех этапах такого проектирования и реализации, соединяя элементы воспитания и самовоспитания.
Для решения данной проблемы следует привлекать не только наработанный педагогический опыт, приобретенный в процессе деятельности как российских, так и зарубежных школ, разрабатывающих данный аспект в воспитании детей, но опыт, наработанный всем человечеством на протяжении всего процесса развития человечества.
Ведь грамотное воспитание детей зависит не только и не столько от школы, но, в большей степени, от родителей ребенка. Поэтому следует интегрировать семейное и школьное воспитание в процессе социализации личности ребенка.
Кроме того, целесообразным представляется развитие внешкольных досуговых организаций, способствующих социализации личности ребенка.
Так, в недавнем прошлом, в нашем городе практически при каждой школе действовал детский клуб, в котором проводилось большое количество воспитательных мероприятий, как в рамках школьного воспитания, так и в обще развивающем аспекте.
Данный опыт, представляющийся очень важны! в воспитании личности, в данное время, к сожалению утрачивается.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что для полноценного воспитания личности ребенка в современной открытой школе требуется интеграция школьного, общественного и родительского опыта. Школа сама по себе не в состоянии тянуть эту лямку, т.к. помимо воспитательных должна решать еще образовательные и огромное количество других проблем.



