Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ 8-х КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №34800

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
591
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование эколого-географического образования школьников средствами проектных
технологий 7
1.1. Понятие о эколого-географическом образовании 7
1.2. Экологическое обучение в системе школьного географического
образования 13
1.3. Актуальность использования проектных технологий в эколого-географическом образовании 33
Выводы по первой главе 47
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у учащихся 8-х классов эколого-географических
знаний 50
2.1. Диагностика уровня сформированности эколого-географических
знаний учащихся 8-х классов на уроках географии 50
2.2. Разработка и внедрение программы с использованием проектных
технологий в процесс эколого-географического образования школьников 62
2.3. Динамика уровня сформированности эколого-географических знаний
учащихся 8-х классов под влиянием внедренной программы 67
Выводы по второй главе 71
Заключение 73
Список использованной литературы 77
Приложение 1. Темы проектов 84
Приложение 2. Исследовательские проекты 85
Приложение 3. Разработка урока географии и использованием проектной деятельности с электронным сопровождением


Актуальность исследования. В условиях информационного общества развитие образования в России, оно требует постоянного обновления научно - методических основ школьных предметов, в том числе усиление роли школьной географии.
География как наука по своему содержанию является комплексной, интегративной наукой, благодаря чему происходит преобразование знаний о природе и человечестве на планете Земля на единую научную географическую картину мира. Овладения учащимися географическими знаниями, умениями, компетенциями дает возможность ориентироваться в сложных глобализированных процессах, национально идентифицироваться в современном мире, благодаря географической образовании молодежь приобретает умение самостоятельно и творчески мыслить, развивать интеллектуальные способности, генерировать новые идеи, адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, использовать полученные знания в своей жизни.
Благодаря изучению сложно организованной и территориально большого природного объекта - географической оболочки Земли, вовлечению в туристско-краеведческой и научно-исследовательской работы учащаяся молодежь приобретает опыт продуктивной интеллектуальной деятельности, формирует эмоционально-ценностное отношение ко всему, что происходит на планете, учится определять личную позицию, брать на себя ответственность за свои поступки, отстаивать собственное мнение, права и свободы - все это формирует географическую культуру.
Освещение актуальности использования в географической образовании проектных технологий, помогают пробуждать познавательный интерес к географической науки, географического краеведения, экологических аспектов окружающей среды, глобальных проблем человечества.
На современном этапе развития общества требования к гражданину, особенно до молодых людей, возросли сравнительно с предыдущим временем.
Современное общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, адаптироваться к условиям жизни, которые меняются. Поэтому современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу научить учащихся самостоятельно приобретать необходимые знания, используя современные технологии, четко осознавать, где и каким образом применить полученные знания, генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией, пользоваться исследовательскими методами, быть коммуникабельным, корректно выходить из конфликтных ситуаций.
Такие требования к личности современного учащегося и глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной сферах общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования. Основной технологией формирования ключевых компетентностей учащихся, является проектная деятельность. Использование информационно-коммуникативных технологий при создании проектов объединяет эти технологии, они дополняют друг друга.
Ученые И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Л. П. Симонова и др. считают целью экологического образования становление экологической культуры личности и общества.
Различные аспекты формирования эколого-географических знаний при изучении предметов естественнонаучного цикла рассмотрены в исследованиях Т. О. Волковой, Н. Ф. Винокуровой, С. И. Гильманшиной, Р. Я. Дыгановой, В. Н. Михелькевича, В. В. Серикова, Р. М. Якуповой, З.А. Хусаинова и др.
Использование технологии проектной деятельности в обучении географии рассматривается в трудах А. И. Алексеева, И. И. Бариновой, Л. Ф. Греханкиной, В. П. Дронова, А. Г. Захарова, Е. А. Кротовой, О. В. Крыловой, A. B. Летягина, A. A. Лобжанидзе, Ю. В. Митрофановой, В. В. Николиной, H. H. Петровой, В. Я. Рома, Д. П. Финарова, Хусаинова и др.
Проблема формирования эколого-географического образования школьников средствами проектных технологий требует специального исследования в процессе изучения географии, что обусловлено противоречием между необходимостью в осуществлении качественного эколого-географического образования и объективной потребностью современного российского образования в специалистах экологогеографического профиля, и недостаточной теоретической и практической разработанностью организационных и содержательно-методических аспектов процесса использования проектных технологий в учебном процессе в образовательных учреждениях.
Из противоречия вытекает проблема исследования экологогеографического образования учащихся 8-х классов средствами проектных технологий.
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать особенности использования средств проектных технологий в процессе эколого-географического образования учащихся.
Объект исследования - процесс эколого-географического образования учащихся 8-х классов.
Предмет исследования - формирование эколого-географического знания у учащихся восьмых классов средствами проектных технологий.
Гипотеза исследования: процесс эколого-географического образования учащихся 8-х классов будет проходить эффективно, если: в процесс обучения использовать средства проектных технологий на уроках географии.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научно-педагогической литературы охарактеризовать понятие о эколого-географическом образовании;
2. Обосновать актуальность использования проектных технологий в эколого-географическом образовании;
3. Экспериментально апробировать эффективность разработанных методов эколого-географических знаний средствами проектных технологий на уроках географии.
В ходе исследования применялись следующие методы:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы, синтез эмпирического и теоретического материала, обобщение;
- эмпирические методы: педагогическое исследование, включающее этап констатации, направленного на диагностику уровня сформированности эколого-географической образованности, этап формирующего эксперимента, контрольная диагностика.
- статистические методы количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
Научная новизна: проведенное экспериментальное исследование позволило выявить особенности эколого-географического образования учащихся 8-х классов средствами проектных технологий, полученные результаты представляет собой педагогическую ценность.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г. Казани. Экспериментальном была охвачена группа детей 8-х классов (8-А, 8-Б), в общем количестве 43 человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в проведенном анализе психолого-педагогической литературы по проблеме исследования эколого-географического образования, а также в теоретическом обосновании использования проектных технологий на уроках географии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе определены особенности эколого-географического образования учащихся среднего звена. Основные выводы и рекомендации могут быть использованы с целью разработки методических рекомендаций при подготовке к занятиям по данной теме педагогами учебных общеобразовательных учреждений.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем работы изложен на 96 страницах печатного текста. Работа включает: 3 таблиц, 3 рисунка, 5 приложений. Список использованной литературы включает 77 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование было проведено на тему: «Эколого-географическое образование учащихся 8-х классов средствами проектных технологий». Поставленная цель перед началом была достигнута, а задачи решены. Полученные теоретические и экспериментальные результаты исследования позволили нам подвести итоги исследования и сформулировать выводы.
Под эколого-географическим образованием на современном этапе понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности каждого человека. Цель эколого-географического образования - формирование человека с новым экологическим типом мышления, высоким уровнем экологической культуры.
География как наука по своему содержанию является комплексной, интегративной наукой, благодаря чему происходит преобразование знаний о природе и человечестве на планете Земля на единую научную географическую картину мира. В школьном образовании курс географии - единственный предмет, рассматривающий экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном, а также включает материал оценочного характера. Такой подход является важной составляющей частью целостного процесса воспитания экологического сознания.
Поэтому важна идея новой школьной программы по географии - экологизация. Она формирует правильный взгляд на природу, на взаимодействие общества и природы, оценку природной и хозяйственной деятельности в своей местности, воспитывает формы и правила поведения в природе. Экологические вопросы составляют важную часть содержания всех курсов географии. Их можно объединить в три группы. Экологические вопросы в содержании школьной географии включают: сохранения живой и неживой природы; ресурсоведческие вопросы; охрану среды жизни и деятельности человека.
Задача учителя географии, как и учителей других предметов, на современном этапе заключается в развитии у ребенка умения самостоятельно добывать знания, а цель каждого урока - развивать миропонимание, приобщать ребенка к ощущению собственных открытий.
Традиционно в учебно-воспитательном процессе применяются методы, которые отличаются по источникам знаний (словесные, наглядные, практические) и отражают внутреннюю, объективную сторону. Они показывают, с чем работает учитель и ученик. Широко используются методы, которые отличаются по характеру познавательной деятельности учащихся и отражают их внутреннюю, субъективную сторону.
Сегодня наиболее распространенной формой продуктивной деятельности людей в различных сферах являются проекты. Поэтому овладение в школе исследовательскими и проектными методами является очень актуальными. Развитие образования побуждает к необходимости введения в учебно-воспитательном процессе инновационных технологий, современных концепций, программ, методик. Наиболее целесообразным из инноваций является метод проектов. Он направлен на развитие познавательных способностей школьников, формирование умений самостоятельно находить пути решения проблем через разнообразные формы деятельности.
Проектные технологии дают возможность формировать личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В ходе работы над проектом учащиеся приобретают опыт индивидуальной самостоятельной деятельности, соответствующей компетентности.
В рамках исследования был проведен педагогический эксперимент. Эксперимент был реализован на базе МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновсккого района г. Казани. Экспериментом была охвачена группа детей 8-х классов: 8-А класс (экспериментальная группа); 8-Б (контрольная группа). Общее количество учащихся 43 человека.
Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент. Диагностический инструментарий составили следующие методики: беседа, задание «Оцени поступок», входная диагностика географических знаний 8 класс.
На этапе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты: высокий уровень сформированности эколого-географический знаний учащихся был выявлен у 24% учащихся экспериментальной группы и у 23% учащихся контрольной группы; средний уровень был диагностирован у 43% учащихся экспериментальной группы, в контрольной группе данный показатель был равен 45%; низкому уровню сформированности экологогеографических знаний соответствовали результаты 29% учащихся экспериментальной группы, а также 23% экспериментальной группы Полученные результаты на этапе констатирующего эксперимента свидетельствовали о необходимости проведения методической работы направленной на повышение уровня эколого-географических знаний учащихся.
На формирующем этапе эксперимента была разработана и внедрена в образовательный процесс программа обучения направленная на формирование у учащихся экспериментальной группы эколого-географических знаний. Формирующий эксперимент был проведен только с экспериментальной группой восьмиклассников. На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика учащихся обеих групп.
Динамика показателей экспериментальной группы была следующей. Высокий уровень сформированности эколого-географических знаний учащихся на этапе контрольного эксперимента высокий уровень сформированности эколого-географических знаний имели 43% учащихся экспериментальной группы. Средний уровень сформированности экологогеографических знаний на этапе контрольного эксперимента имели 43% учащихся. Низкий уровень сформированности на этапе контрольной диагностики был выявлен у 10% учащихся экспериментальной группы.
Динамика контрольной группы учащихся была следующей. Высокий уровень сформированности эколого-географических знаний учащихся на этапе контрольного эксперимента высокий уровень сформированности эколого-географических знаний повысился не значительно и составил 27%. Средний уровень сформированности эколого-географических знаний на этапе контрольного данный уровень не изменился и составил 45%. Низкий уровень был диагностирован у 18% учащихся на этапе контрольного эксперимента.
Таким образом, проследив динамику показателей экспериментальной группы нам удалось констатировать тот факт, что проведенная работа на формирующем этапе эксперимента имела положительные результаты, что и отразилось на уровне сформированности эколого-географических знаний учащихся экспериментальной группы. Проектные технологии способствовали повышению учебной мотивации учащихся, уровню экологических знаний в курсе географии, а также оказали эффективное воздействия на представления учащихся о природоохранной деятельности



1. Алаев, Э.Б. Экономико-географическая терминология. / Э.Б. Алаев - М.: Мысль, 2011. - 199 с.
2. Алексеев, С.В. Школьное экологическое образование: Реальность и перспективы. Пособие для учителя./ С.В. Алексеев, Е.Э. Смирнова. - СПб.: Крисмас+, 2007. - 96 с.
3. Андреевская, З.Я. Охрана природы и преподавания географии. / З.Я. Андреевская - Минск.: Народная асвета, 2010. - 96 с.
4. Арнаутов, Г.Ю. Теория и практика профориентационной и экологической направленности системы школьного географического образования. / Г.Ю. Арнаутов - СПб., 2014. - 40 с.
5. Бексултанова, З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся / З.М. Бексултанова, Л.Л. Джамалдаева, Р.А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2015. - С. 4-6.
6. Белоха, П.Н. Учебник всеобщей географии. Курс первый. / П.Н. Белоха. - СПб., 2007. - 236с.
7. Бондарев, П.Б. Проектная деятельность учителя: учебное пособие / под общ. ред. П.Б. Бондарева. - Краснодар, 2012. - 180 с.
8. Быховский, А.В. Экологическое образование: Проблемы и процессы современного развития. / А.В. Быховский. - М., 2016. - 129 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 2011. - 316 с.
10. Галеева, А.М. Педагогические основы системы социальноэкологического образования и воспитания // Проблемы социальной экологии. - М., 2011. - C 75-80
11. Гакаев, Р.А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Р.А. Гакаев, М.Ж. Чатаева // Научное мнение. - 2014. - № 4.
12. Глазачев, С.Н. Экологическая культура и образование: Очерки социальной экологии. / С.Н. Глазачев, Е.А. Когай. - М.: Горизонт, 2009. - 174с.
13. Голов, В.П. Как повысить эффективность обучения экологии /
B. П. Голов // География в школе - М., 2006. - №3. - 37 с.
14. Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. Сборник научных трудов СПГУПМ / Под ред. И.Ю. Алексашиной. - СПб, 2016. - 160 с.
15. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении: логико
психологические проблемы построения учебных предметов. / В.В. Давыдов.
- М.: Просвещение, 2012. - 423 с.
16. Даринский, А.В. Методика преподавания географии: учебное пособие. / А.В. Даринский. - М.: Просвещение, 2015. - 363с.
17. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология: учебное пособие / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 480 с.
18. Дмитревский, Ю.Д. География и экология: Состояние и будущее / Ю.Д. Дмитревский // География на пороге III тысячелетия. - СПб., 2015. -C. 73-81.
19. Дорн, В. Формирования представлений и понятий при обучении географии / Пер. с нем. - М.: Педагогика, 2010. - 180с.
20. Душина, И.В. Методика и технология обучения географии / И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин. - М: Астрель, 2012. - 151 с.
21. Дьюи, Д. Педагогика: классические труды / пер. сангл.
Ю.И. Турчаниновой и др. - М.: Педагогика-ПРЕСС, 2010. - 384 с.
22. Жуковин, И.Б. Моделирование содержания экологокраеведческой подготовки учителя географии. Автореф. дисс. канд. пед. наук. / И.Б. Жуковин. - СПб., 2016. - 18 с.
23. Жучкевич, В.А. Наглядность в преподавании географии. / В.А. Жучкевич. - М.: Высшая школа, 2008. - 208с.
24. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная
интерпретация: учебное пособие / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2011. - 192 с.
25. Заездный, Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. / Р.А. Заездный. - М.: Просвещение, 2006. - 109 с.
26. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеурочной работе / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравергина. - М.: Феникс, 2011. - 422 с.
27. Зверев, И.Д. Учебные исследования по экологии в школе / И.Д. Зверев. - М., 2004. - 96 с.
28. Зуева, Н.К. Экологическое образование в курсе географии средней школы / Н.К. Зуева. // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф.- СПб.: Реноме, 2012. - С. 179-182.
29. Зубащенко, Е.М. Совершенствование системы понятий о взаимодействии общества и природы в содержании географических дисциплин педвуза. / Е.М. Зубащенко. - М., 2011. - 17 с.
30. Иванов, Ю.А. Методика преподавания географии. / Ю.А. Иванов. - Брест.: БрГУ, 2012. - 96 с.
31. Исаченко, Е.С. Теория и методология географической науки / Е.С. Исаченко. - М.: Академия, 2009. - 213 с.
32. Исаченко, А.Г. География в современном мире: книга для учителя / Е.С. Исаченко. - М.: Просвещение, 2008. - 160с.
33. Коробейникова, Л.А. Вопросы экологии на уроках географии /Л.А. Коробейникова. - Вологда, 2015. -196 с.
34. Кучер, Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: пособие для учителя / Т.В. Кучер. - М.: Просвещение, 2010. - 128 с.
35. Кучер, В.Д. Экологизация в географии: пособие для учителя /
B. Д. Кучер. - М.: Наука, 2014. - 197 с.
36. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 2011. - 186с.
37. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 2008. - 262 с.
38. Лукашова, О.П. Школьный экологический проект /
О.П. Лукашова. // География и экология в школе XXI века. 2005. - № 8. -С. 68-73.
39. Мамедов, Н.М. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества / Под ред. проф. С.Н. Глазачева. // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2016. - C. 7-13.
40. Методические рекомендации по изучению основ природопользования и охраны природы в школьном курсе географии / Сост.
C. В. Васильев, Т.В. Васильева. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2010. - 31с.
41. Мурашова, А.И. Экологизация географических знаний /
A. И. Мурашова // География в школе. - 2009. - №3. - С.53-55.
42. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт,
перспективы: // Материалы Всероссийской научно-практической
конференции. - Томск : Дельтаплан, 2017. - 277 с.
43. Николина, В.В. Метод проектов в географическом образовании /
B. В. Николина. // География в школе. 2002. - № 6. - С. 37-43.
44. Николина, В.В. Эмоционально-ценностные отношения учащихся к окружающей среде. / В.В. Николина. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. - 55 с.
45. Николина, В.В. География. Проектные и творческие работы. 5-9 классы. / В.В. Николина. - М.: Просвещение, 2012. - 176 с.
46. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2012. - 920 с.
47. Новые взгляды на географическое образование: Пособие
ЮНЕСКО: перевод с английского / Под редакцией В.П. Максаковского, Л.М. Панчешниковой. - М.: Прогресс, 2016. - 463 с.
48. Новикова, Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / Т.А. Новикова. - М.: НИИ школьных технологий, 2015. - 288 с.
49. Обух, Г.Г. Самостоятельные работы эколого-экономического содержания в курсе школьной географии. Автореф. дисс. канд. наук / Г.Г. Обух. - СПб., 2013. - 16 с.
50. Организация экологического образования в школе. / Под редакцией Н.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - М., 2010. - 214 с.
51. Плигин, А.А. Личностно-ориентированое образование: история и практика / А.А. Плигин. - М.: Академия, 2010. - 196 с.
52. Прессман, Л.П. Методика применения технических средств обучения. Экранно-звуковые средства. / Л.П. Прессман. - М.: Просвещение, 2008. - 191 с.
53. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2011. - 75 с.
54. Рашидов, М.У. К вопросу взаимоотношения общества и природы
в Чеченской Республике / М.У. Рашидов, Р.А. Гакаев // Вопросы современной науки и практики. - Тамбов: Университет им.
В.И. Вернадского. - 2007. - № 3 (9).
55. Родзевич, Н.Н. Методы и формы экологизации географического образования / Н.Н. Родзевич // Г еография в школе. - 2014. - №3. - С.38-42.
56. Роговая, О.Г. Экологическое образование / Инновационные процессы в образовании II интеграция российского и западноевропейского опыта: Сборник статей / О.Г. Роговая. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
- С.188-214.
57. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
- М.: Академия, 2011. - 320 с.
58. Садыгова, Е.Н. Познавательные задачи на уроках
природоведения в начальной школе / Е.Н. Садыгова // Начальная школа: опыт, результаты, перспективы Нижневартовск. - М.: МУП
«Нижневартовская типография», 2009. - 103 с.
59. Саушкин, Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем: пособие для учителей. / Ю.Г. Саушкин. - М.: Просвещение, 2010. - 269 с.
60. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2008. - 256 с.
61. Селиверстов, Ю.П. Современная География - наука об окружающей среде / Ю.П. Селиверстов. // География на грани веков. Труды XI съезда РГО. - СПб., 2010. - С.3-27.
62. Семакин, Н.К. Учебное оборудование по физической географии: пособие для учителей / Н.К. Семакин. - М.: Педагогика, 2007. - 94с.
63. Сватков, Н.М. География: наука и школьный предмет.
/ Н.М. Сватков - М., 2009. - 75 с.
64. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластении, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2012. - 576 с.
65. Современные проблемы экологии и их изучение в школе: кн. для учителя / А.А. Касьян, Ф.М. Баканина, Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина, В.М. Смирнова. - М.: Просвещение, 2007. - 94 с.
66. Смирнов, Л.Е. Экология и картография: учебное пособие. / Л.Е. Смирнов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2013. - 152с.
67. Суравегина, И.Т. Экология и мир / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. - М.: Новая школа, 2014. - 320 с.
68. Современные проблемы экологии и их изучение в школе: Кн. для учителя/ А.А. Касьян, Ф.М. Баканина, Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина, В.М. Смирнова. - М.: Просвещение, 2007. - 94 с.
69. Тицкая, Л.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Методические указания / Л.Н. Тицкая. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2011. - 11 с.
70. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 2012. - 208с.
71. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2012. - 349 с.
72. Швец, И.М. Теория и методика экологизации естественнонаучного образования. Дисс. докт. пед. наук. / И.М. Швец. - Н. Новгород, 2011. - 371с.
73. Щипанов, Н.А. Устойчивое развитие и фундаментальная экология / Н.А. Щипанов. // Наука В России, 2008. - №6. - С. 57-64.
74. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П. Печко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 214 с.
75. Экологическое образование школьников учебное пособие / Под редакцией И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - М.: Педагогика, 2013. - 160 с.
76. Экологическое образование для устойчивого развития: теория и
педагогическая реальность: Материалы XIV Международной научно -
практической конференции.- Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. - 319 с.
77. Ягодин, Г.А. Некоторые рекомендации по созданию системы непрерывного экологического образования / Г.А. Ягодин. // Экология и география: Проблемы подготовки учителя. - М.: ТЭКО центр, 2015. - С. 3245.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ