Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОММУНИКАТИВНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА

Работа №34793

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
611
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ 6
1.1 Психолого-педагогические основы коммуникативного аспекта
педагогической деятельности 6
1.2 Особенности коммуникативности студентов-будущих педагогов и
необходимость её развития в период обучения 20
1.3 Социально-психологический тренинг как условие формирования
коммуникативности у студентов-будущих педагогов как профессионально значимого личностного качества 23
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА 28
2.1 Описание методик и результатов исследования представлений студентов-
будущих педагогов о собственной коммуникативной компетентности 28
2.2 Методическая разработка программы тренинга по формированию
коммуникативности у студентов-будущих педагогов 35
2.3 Рекомендации по развитию коммуникативных умений 50
Выводы по 2 главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Модернизация современного российского высшего образования направлена интенсивный поиск новых путей и форм повышения качества подготовки будущих специалистов, которые должны характеризоваться глубокими научными знаниями, новым набором компетенций. В этих условиях для будущего педагога становится важным овладеть педагогическим и методическим мастерством, способностью организовать эффективный образовательный процесс. Формулируются новые требования к профессиональной подготовке будущего учителя, его педагогическому мастерству, компетентности, эрудиции, интеллигентности и общей культуре, которые определяются Профессиональным стандартом педагога. На наш взгляд, одна из возможностей решения данной проблемы это осуществление целенаправленного подхода к профессиональной подготовке и формированию личности будущих учителей, посредством формирования и развития у студентов коммуникативности как профессионально значимого личностного качества.
Достижение планируемых результатов образования учащихся на уроке или вне его, обусловлено не только продуманным выбором учителем эффективных предметных технологий, но и умением управлять взаимодействием с учащимися, эффективно выстраивать систему педагогически целесообразных взаимоотношений, конструктивно разрешать возникающие противоречия и конфликты. Профессионализм современного учителя проявляется в том, что коммуникативные задачи он решает не столько на интуитивном, сколько на сознательном уровне, опираясь на знание психолого-педагогических закономерностей. Формирование коммуникативности у студентов педагогических вузов является одним из важнейших факторов становления их как будущего профессионала, способного и готового решать множество задач, которые могут возникнуть в процессе трудовой деятельности. В этих условиях формируется задача вуза - сформировать у студентов правильное представление о коммуникативных свойствах личности, которые необходимы специалисту, способному решать задачи управления процессом становления личности ребенка и за годы обучения сформировать, усовершенствовать эти качества. Сформированность коммуникативной компетенции будущих специалистов, по мнению Л. А.Аухадеевой, в дальнейшем будет способствовать их эффективной конструктивной и организаторской деятельности, обеспечивать эмоциональное благополучие воспитанников в процессе обучения [2]. А в условиях, когда в процессе обучения возникают проблемы во взаимодействии участников этого процесса, мастерство педагога, его способности разрешать те или иные проблемы становятся решающими.
Работа по формированию коммуникативности как профессионально значимого личностного качества в процессе обучения в педагогическом вузе должна опираться на общую структуру умений, с учетом особенностей коммуникативных умений. Многие исследователи Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, Г. Н. Ковалева и др. рассматривают коммуникативную компетентность как необходимую составляющую общей профессиональной компетентности специалиста [11].
На современном этапе развития общества среда приобретает ведущее значение в деле формирования человека нового типа, особо это касается вопросов цифровизации всех сторон нашей жизни. В условиях расширения оплайн взаимодействия, на наш взгляд, одним из ведущих показателей социально-активной личности является умение контактировать и сотрудничать с другими людьми. В связи с этим процесс межличностного общения носит все более сложный, экстенсивный характер. Это способствует актуализации интереса к проблемам взаимодействия личности в сфере общения.
Исследователи Е. В. Хуторской, Е. В. Прозорова и др., отмечают, что процесс коммуникативной компетентности во многом зависит от уровня речевого развития студента; степени овладения теоретическими знаниями в области коммуникативных дисциплин и сформированности организаторских и коммуникативных умений; конструктивных навыков решения конфликтных ситуаций; наличием психологических качеств эмпатии и рефлексии [11].
Значительный вклад в развитие проблемы личности и общения в их глубокой взаимосвязи внесли как отечественные (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.И. Крупное, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рыжов, И.М. Юсупов и др.), так и зарубежные исследователи (J. Bowlbi, J.S. Bruner, M. Hoffman, С. Kelley, Т. Lipps, В. Skiner, R. Spitz).
Анализ психолого - педагогической литературы показал, что рассматриваемая нами проблема формирования коммуникативности студента педагогического вуза, будущего учителя, достаточно хорошо изучена. Но на наш взгляд, несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования проблема развития коммуникативных свойств личности будущего учителя все еще требует дальнейшего изучения, тем более мы ее рассмотрим на примере студентов четвертого курса нашего факультета филологии и истории Елабужского института КФУ. Эти студенты имеют опыт прохождения педагогической практики и соответственно осознают необходимость формирования коммуникативных умения для успешной реализации в будущей профессии, профессии учителя.
Это обуславливает актуальность темы исследования, которая сформулирована следующим образом: Формирование у студентов-будущих педагогов коммуникативности как профессионально значимого личностного качества.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования коммуникативных умений и навыков у студентов-будущих педагогов.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогические основы
коммуникативного аспекта педагогической деятельности;
2. выявить роль коммуникативной компетентности педагога как профессионально значимого феномена;
3. рассмотреть условия формирования коммуникативной компетентности;
4. организовать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление сформированности коммуникативных умения и навыков студентов, будущих педагогов;
5. разработать программу тренинга по формирования коммуникативной компетентности.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативности как профессионально значимого личностного качества будущего учителя в вузе.
Предмет исследования: особенности формирования
коммуникативности как профессионально значимого личностного качества у студентов - будущих педагогов.
Гипотеза исследования: процесс профессиональной подготовки
будущих педагогов будет более эффективным, если будет проанализирован уровень сформированности коммуникативности как профессионально значимого личностного качества, а на основе полученных результатов будет разработан тренинг направленный на формирования коммуникативности студента.
Методы исследования:
- теоретический анализ; понятийно-терминологический анализ применяется для характеристики понятия, поля проблемы; системный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемы.
- эмпирические методы (использование стандартных тестов, методик). Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где
определяется актуальность исследования, объект, предмет, цель и задачи исследования. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты формирования коммуникативности у студентов-будущих учителей, во второй главе представлено практическое изучение проблемы формирования коммуникативности у студентов -будущих педагогов как профессионально значимого личностного качества, в заключение сделаны основные выводы, список литературы содержит 54 наименования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщая полученные результаты теоретического и эмпирического исследований можно сделать следующие выводы. Видология компетентностей пока не разработана, но можно предположить, что она чрезвычайно многообразна. По-видимому, сколько видов деятельности человека существует, столько будет и видов компетентностей. B частности, возможно выделение профессиональной компетентности и непрофессиональной (информационной, коммуникативной, социальной и т.д.).
Трудно установить возрастные границы компетентностей. Современные исследователи решают проблемы компетентности как уже сформировавшихся специалистов, так и детей дошкольного и младшего школьного возраста.настоящее время компетентность обозначается как способность личности осуществлять сложные культуросообрачные виды действий. По определению Дж.Равена, компетентность - это специальная способность, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, a также понимание ответственности за свои действия.
Понятие «компетенция» включает в себя круг вопросов, в которых то или иное лицо (компетентное) обладает познаниями и опытом. «Компетентность» трактуется как владение знаниями и умениями, позволяющими высказать грамотные суждения, оценки, мнения, и как свойство личности, позволяющее продуктивно решать поставленные задачи.
B зависимости от характера ограничений коммуникативной компетентности можно выделить пять типов коммуникативной
компетентности учителя: «Мастер педагогической коммуникации»,
«Ненастроенный на педагогическую коммуникацию», «Интуитивный тип педагогической коммуникации», «Неопытный в педагогической
коммуникации» и «Проблемный тип педагогической коммуникации».
57
Наполнение структуры коммуникативной компетентности учителя своеобразно. B когнитивном блоке приоритетным являются рефлексивноперцептивные умения учителя, основанные на системе специальных знаний (закономерностей и механизмов межличностного познания, психологии детей и подростков, знание своих сильных и слабых сторон в общении, индивидуальных особенностей реагирования в различных педагогических ситуациях). B поведенческом - способность самораскрытия учителя через свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. B эмоциональном - эмпатические способности, самопринятие учителя, контактность.
Существуют 5 типов коммуникативной компетентности в педагогическом общении: «Мастер педагогической коммуникации»,
«Ненастроенный на педагогическую коммуникацию» (ограничения в эмоциональном компоненте), «Интуитивный тип педагогической коммуникации» (ограничения в когнитивном компоненте), «Неопытный в педагогической коммуникации» (ограничения в поведенческом компоненте), «Проблемный тип педагогической коммуникации» (ограничения по нескольким компонентам).
Тренинг коммуникативной компетентности для учителей должен предваряться диагностикой ограничений коммуникативной компетентности, чтобы обеспечить адресное воздействие на недостаточно развитый компонент. Одновременно происходит уточнение учителем права представлений o себе в педагогическом общении.


1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. - М.: Аспект-пресс, 1998. - 376 с.
2. Аухадеева Л. А.Формирование коммуникативной культуры современного учителя в процессе вузовской подготовки. 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Казань, 2008. - 29 с.
3. Биркенбиль В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. - М.: ФАИР-Пресс, 2002. - 352 с.
4. Бодалев А.А. Личность и общение - М, 1995 Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: Н.П.О, Модек, 1996.- 256с.
5. Вачков И. В. Технологии группового тренинга / И. В. Вачков. - М.: Ось-89, 1999. - 153с.
6. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 51-55.
7. Езова С.А. Коммуникативная компетенция // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 4
8. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: Изд. ЛГУ, 1985. - 166 с.
9. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М., 1991. - 96 с.
10. Захарова С. Н. Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 8-10. — URL https://moluch.ru/archive/137/38212/ (дата обращения: 05.06.2019).
11. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект
социализации личности студента в условиях информатизации
общества// Актуальные социально - психологические проблемы
59
развития личности в образовательном пространстве XXI века», Кисловодск: 2006.- С.109.
12.Зотова И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности// Известия ТРГУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика» №13(68), Таганрог: 2006.- С.225-227.
13.Зубцова О.В. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя музыки в условиях педагогического колледжа. Научно-практическая конференция. [Электронный ресурс]: Иркутский областной колледж культуры.
14. Ибрагимова Е.М. Проектирование поэтапной системы целей непрерывной педагогической подготовки. [Электронный ресурс]: Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. - Казань.
15. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 528с.
16. Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. - М., 2000. - С. 360-362.
17. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с
18. Лукьянова М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя. - М.: П., 1996-187с.
19. Лузянина Л.Л. Ценностное отношение к обучаемому как компонент
коммуникативной культуры учителя. [Электронный ресурс]: Омский государственный университет. Вестник Омского университета, 1999, Вып. 4. С. 116-118. Режим доступа:
http://www.omsu.omskreg.ru/vestnik/contents/a18-cult.html
20. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. - 2001. - №10. - С. 56-61.
21. Методика правового воспитания учащихся: учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1982. - 223 с.
22. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2002. - 192 с.
23. Методическое пособие по методам преподавания права в школе. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. - 192 с.
24. Морозова С. А. Методика преподавания права в школе. - М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2002. - 224с.
25. Мушинский Н. О. Основы правоведения. - М.: Международные отношения, 1996. - 256 с.
26. Никитин А. Ф. Педагогика прав человека: пособие для учителей. - М.: НМО «Творческая педагогика», МП «Новая школа». - 1993. - 120 с.
27. Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Вып.1. - М.: Новый учебник, 2002. - 272 с.
28. Основы права: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 1996. - 296 с.
29. Пахальян, В. Э. Групповой психологический тренинг / В. Э. Пахальян.- СПб.: Питер, 2006. - 224с.
30. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой.
31. Певцова Е. А. Современные технологии обществоведческого и правового образования. - М.: АПК и ПРО, 2001. - 64 с.
32. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву: Учебник для студ. высш. учеб, заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
33. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально - психологический тренинг. - М.: Издательство МГУ, 1989. - 216 с.
34. Поливанова К.Н. Концепция структуры и содержания правового образования в школе. [Электронный ресурс]: Сибирский учитель. Раздел: Абрис проблемы. Режим доступа: http: //www. sibuch.ru/
35. Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. Межвузовский сб. / под ред. А.В.Петровского,- Ульяновск, 1981
36. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Эксмо - Пресс, 2001. - 144с.
37. Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 196 с.: ил. - (Психологический практикум).
38. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М., «Когито-Центр», 2002. - 396 с.
39. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. - М.: «Когито-Центр», 2001. - 142с.
40. Развитие коммуникативных способностей. [Электронный ресурс]: Irkocc. Режим доступа: http: //irkocc. ru/npk/
41. Рейд М. Как развить навыки успешного общения. Практическое руководство. - М.: Эксмо, 2003. - 352 с.
42. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2004. - 335 с.
43. Руль Л.И. Формирование коммуникативных умений в становлении
личности будущего педагога. [Электронный ресурс]: Сборник
«Воспитание и его роль в становлении специалиста». Материалы конференции и чтений. Режим доступа:
http://avpu.pomorsu.ru/proect/sbornik2005/index.htm
44. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 345 с.
45. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - С-Пб.: Речь, 2003. - 208 с.
46. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. - 2004. - №2. - С. 110-114.
47. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих
учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина;
Нижегородский государственный педагогический университет. - Н. Новгород: НГПУ, 2002. - 168 с.
48. Социально- психологический тренинг. Сб. научных трудов. / отв. Ред.
Е. В. Руденский- Новосибирск, 1995
49. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И. Ушакова. М., 1935.
50. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.:
2002.
51. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы //Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.
52.Чанышева Гульнара Габдулхаковна. Формирование и развитие коммуникативных способностей будущих юристов : Дис.... д-ра пед. наук : 13.00.01 Казань, 2005 522 с. РГБ ОД, 71:06-13/49 53.Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 106 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ