РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР 7
1.1 Проблема формирования коммуникативных умений в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Подвижные игры как вид деятельности детей дошкольного
возраста 14
1.3 Потенциал подвижных игр в развитии коммуникативных
умений 20
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР .... 27
2.1 Задачи и организация исследования. Описание
диагностического инструментария оценки уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Анализ результатов диагностического исследования
сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 31
2.3 Рекомендации и результаты их применения 45
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР 7
1.1 Проблема формирования коммуникативных умений в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Подвижные игры как вид деятельности детей дошкольного
возраста 14
1.3 Потенциал подвижных игр в развитии коммуникативных
умений 20
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР .... 27
2.1 Задачи и организация исследования. Описание
диагностического инструментария оценки уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Анализ результатов диагностического исследования
сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 31
2.3 Рекомендации и результаты их применения 45
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что наш мир находится в коммуникационном кризисе. Дети тратят огромное количество времени на свои электронные устройства и часто они теряют навыки того, как сообщить о своих потребностях своими собственными голосами. Если в современном мире представить, что дети не имеют доступа к интернету, может возникнуть бунт, когда им нужно будет начать общаться без помощи телефона или других устройств. Мастерство самовыражения в реальной жизни и очное взаимодействие имеют огромное значение, но в большинстве случаев недостаточно хорошо развиты, что приводит к негативным последствиям в процессе общения и жизнедеятельности.
Улучшение навыков общения у детей всех возрастов сегодня может принести огромную пользу грядущим поколениям, спасая силу словесной коммуникации в мире, проявляющем повышенный интерес к технологическим альтернативам традиционного общения.
Важность развития коммуникативных способностей детей состоит в том, что в противном случае могут накапливаться глубокие психологические последствия для слаборазвитых коммуникативных способностей. С другой стороны, навыки более эффективной коммуникации приводят к более высокому качеству жизни. Хорошо развитые коммуникативные способности позволяют людям знать и беспрепятственно попросить то, в чем они нуждаются и могут привести к более высокой личностной эффективности или чувству самодостаточности. Более высокий уровень развитости чувства самодостаточности приводит к уменьшению случаев насилия, запугивания и суицидальных наклонностей.
Когда есть трудность при коммуникации, есть барьер для фундаментальной потребности человека, таким образом приводящей к эмоциональным и психологическим проблемам. Все извлекают выгоду из осуществления хорошей коммуникации. Современные дети испытывают отчаянную потребность в эффективной коммуникации со сверстниками и взрослыми.
ФГОС ДО устанавливает требования развития коммуникативных умений. Основным направлением развития коммуникативных умений является раздел «Социально-коммуникативное развитие», целью которого является усвоение норм общества и моральных и нравственных ценностей, развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие эмпатии, формирование уважительного отношения к обществу.
Таким образом, как начать обучение детей коммуникативным способностям? Каждое событие в жизни дошкольников предоставляет возможности для развития коммуникативных умений, но особенно важными являются подвижные игры, которые предоставляют возможность ненавязчивого развития коммуникативных навыков у детей в привычной и комфортной для них деятельности, поскольку игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и представляет собой единственный способ формирования произвольности поведения без принуждения. Когда дети знают, как слушать и ответить, у них также разрабатываются и развиваются более глубокие чувства сочувствия и сострадания. Когда дети будут общаться хорошо, они, более вероятно, будут признавать и преследовать возможности с уверенностью и самодостаточностью.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически изучить и практически обосновать роль подвижной игры как средства развития коммуникативных умений детей старшей группы.
Задачи исследования:
1) Изучить проблему формирования коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе;
2) Рассмотреть подвижные игры как вид деятельности детей дошкольного возраста;
3) Изучить возможности развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста посредством подвижных игр;
4) Эмпирическим путем доказать эффективность использования подвижных игр в развитии коммуникативных умений детей старшей группы.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - подвижная игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза - мы полагаем, что развитие коммуникативных умений детей старшей группы будет более эффективным если в воспитательно-образовательный процесс систематически включать подвижные игры.
В работе использовались следующие методы:
- теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, систематизация и синтез полученной информации;
- эмпирические: наблюдение по протоколу, диагностика по методике;
- методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный анализ.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что выявлен потенциал для формирования коммуникативных умений, используя подвижные игры с реализацией индивидуального подхода педагога.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные протоколы наблюдения за подвижными играми и режимными моментами с целью выявления элементарных коммуникативных действий и коммуникативных умений могут быть использованы воспитателями и педагогами в дошкольных образовательных учреждениях для выявления блоков, на которые необходимо обратить внимание и составленные рекомендации по использованию подвижных игр для развития коммуникативных умений детей старшей группы могут помочь в этом.
Методологической основой исследования являются труды ученых, педагогов и психологов: 1. работы классиков, раскрывающие проблему и психологию игры и коммуникации: А.А. Леонтьев [25], Д.Б. Эльконин [48], Выготский [15], П.Ф. Лесгафт [26], М.И. Лисина [27,28], М.А. Василик [34];
2. работы современных теоретиков в области дошкольного образования: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина [43,44], Е.А. Смирнова [42], Н.Е. Богуславская [10], Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева [2], Э.Я. Степаненкова [38, 40] Л.В. Чернецкая [46], Л.Р. Мунирова [32];
3. работы современных педагогов-практиков: М.А. Вершинин [12], Е.В. Громова [17], Е.И. Дорофеева [19], Л. Дубина [20].
База исследования. Исследование проводилось в МБДОУ Черемшанский детский сад «Ландыш» Черемшанского муниципального района РТ.
Структура ВКР. Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Статьи по данной работе были опубликованы в сборнике статей международной научно-практической конференции «Пути повышения результативности современных научных исследований» (4 июня 2019 г, г. Казань. В 4 ч. Ч. 2) в МЦИИ «OMEGA SCIENCE», и в электронном научном журнале NovaInfo (№103-1, 14.05.2019).
Улучшение навыков общения у детей всех возрастов сегодня может принести огромную пользу грядущим поколениям, спасая силу словесной коммуникации в мире, проявляющем повышенный интерес к технологическим альтернативам традиционного общения.
Важность развития коммуникативных способностей детей состоит в том, что в противном случае могут накапливаться глубокие психологические последствия для слаборазвитых коммуникативных способностей. С другой стороны, навыки более эффективной коммуникации приводят к более высокому качеству жизни. Хорошо развитые коммуникативные способности позволяют людям знать и беспрепятственно попросить то, в чем они нуждаются и могут привести к более высокой личностной эффективности или чувству самодостаточности. Более высокий уровень развитости чувства самодостаточности приводит к уменьшению случаев насилия, запугивания и суицидальных наклонностей.
Когда есть трудность при коммуникации, есть барьер для фундаментальной потребности человека, таким образом приводящей к эмоциональным и психологическим проблемам. Все извлекают выгоду из осуществления хорошей коммуникации. Современные дети испытывают отчаянную потребность в эффективной коммуникации со сверстниками и взрослыми.
ФГОС ДО устанавливает требования развития коммуникативных умений. Основным направлением развития коммуникативных умений является раздел «Социально-коммуникативное развитие», целью которого является усвоение норм общества и моральных и нравственных ценностей, развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие эмпатии, формирование уважительного отношения к обществу.
Таким образом, как начать обучение детей коммуникативным способностям? Каждое событие в жизни дошкольников предоставляет возможности для развития коммуникативных умений, но особенно важными являются подвижные игры, которые предоставляют возможность ненавязчивого развития коммуникативных навыков у детей в привычной и комфортной для них деятельности, поскольку игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и представляет собой единственный способ формирования произвольности поведения без принуждения. Когда дети знают, как слушать и ответить, у них также разрабатываются и развиваются более глубокие чувства сочувствия и сострадания. Когда дети будут общаться хорошо, они, более вероятно, будут признавать и преследовать возможности с уверенностью и самодостаточностью.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически изучить и практически обосновать роль подвижной игры как средства развития коммуникативных умений детей старшей группы.
Задачи исследования:
1) Изучить проблему формирования коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе;
2) Рассмотреть подвижные игры как вид деятельности детей дошкольного возраста;
3) Изучить возможности развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста посредством подвижных игр;
4) Эмпирическим путем доказать эффективность использования подвижных игр в развитии коммуникативных умений детей старшей группы.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - подвижная игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза - мы полагаем, что развитие коммуникативных умений детей старшей группы будет более эффективным если в воспитательно-образовательный процесс систематически включать подвижные игры.
В работе использовались следующие методы:
- теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, систематизация и синтез полученной информации;
- эмпирические: наблюдение по протоколу, диагностика по методике;
- методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный анализ.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что выявлен потенциал для формирования коммуникативных умений, используя подвижные игры с реализацией индивидуального подхода педагога.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные протоколы наблюдения за подвижными играми и режимными моментами с целью выявления элементарных коммуникативных действий и коммуникативных умений могут быть использованы воспитателями и педагогами в дошкольных образовательных учреждениях для выявления блоков, на которые необходимо обратить внимание и составленные рекомендации по использованию подвижных игр для развития коммуникативных умений детей старшей группы могут помочь в этом.
Методологической основой исследования являются труды ученых, педагогов и психологов: 1. работы классиков, раскрывающие проблему и психологию игры и коммуникации: А.А. Леонтьев [25], Д.Б. Эльконин [48], Выготский [15], П.Ф. Лесгафт [26], М.И. Лисина [27,28], М.А. Василик [34];
2. работы современных теоретиков в области дошкольного образования: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина [43,44], Е.А. Смирнова [42], Н.Е. Богуславская [10], Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева [2], Э.Я. Степаненкова [38, 40] Л.В. Чернецкая [46], Л.Р. Мунирова [32];
3. работы современных педагогов-практиков: М.А. Вершинин [12], Е.В. Громова [17], Е.И. Дорофеева [19], Л. Дубина [20].
База исследования. Исследование проводилось в МБДОУ Черемшанский детский сад «Ландыш» Черемшанского муниципального района РТ.
Структура ВКР. Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Статьи по данной работе были опубликованы в сборнике статей международной научно-практической конференции «Пути повышения результативности современных научных исследований» (4 июня 2019 г, г. Казань. В 4 ч. Ч. 2) в МЦИИ «OMEGA SCIENCE», и в электронном научном журнале NovaInfo (№103-1, 14.05.2019).
Рассмотрение подвижных игр для развития коммуникативных умений связано с уменьшением детской активности в связи с научно-техническим прогрессом и предпочтением детей играть в компьютерные игры и в различные гаджеты, вместо традиционных подвижных игр.
Коммуникативные умения структурируются из простых элементарных умений и поэтому считаются сложными умениями высокого уровня. Элементарные коммуникативные умения трансформируются и доходят до навыков из-за осмысленного многочисленного повторения.
В психологии и педагогике существует несколько классификаций коммуникативных умений, наиболее полноценной, на наш взгляд, является классификация, предложенная Л.Р. Мунировой, а также компоненты коммуникативных навыков, выделенные М.А. Василик. Основываясь на которые нами были составлены протоколы наблюдения за детьми.
Развитие коммуникативных умений у детей старшей группы происходит во всех видах деятельности, наиболее гармонично она протекает в подвижных играх. Подвижные игры проводятся на физкультурных занятиях, на прогулке, в свободной деятельности, во время утренней гимнастики, физкультурных досугов и праздников.
Помимо физического воспитания и развития двигательных навыков подвижные игры имеют огромное значение для социализации детей и потенциал в развитии важных социальных качеств личности, таких как: организованность, дисциплинированность, эмпатия и нравственные качества.
Результаты комплекса методик, направленных на определение уровня развития коммуникативных способностей, коллектива авторов под редакцией Н.Е. Веракса «Диагностика коммуникативных способностей»: высокий уровень коммуникативных умений присущ 25% - это 6 детей, средний уровень получили 42% - то есть 10 детей группы и низкий уровень присущ 33%, что значит 8 детей имеют низкий уровень сформированности коммуникативных умений согласно результатам данной методики. Исходя из результатов данной методики и протоколов наблюдений прописаны портреты шестерых детей старшего дошкольного возраста.
Составлены рекомендации по развитию коммуникативных умений в подвижных играх для педагогов по осуществлению индивидуального подхода в подборе и особенностях проведения подвижных игр.
Составлена матрица подвижных игр, из которой педагоги могут выбирать соответствующие игры, необходимые для формирования тех или иных коммуникативных умений детей.
Такие игры как «Гори, гори ясно», «Водяной» («Удочка»), «Рыбаки и рыбки», «Мяч водящему» являются одними из наиболее эффективных в формировании коммуникативных умений у детей старшей группы. Результаты наблюдения за детьми в данных и похожих играх в течении года доказывают их эффективность в формировании коммуникативных умений.
Полученные результаты доказывают эффективность подвижных игр как средства формирования коммуникативных умений при условии индивидуального подхода к выбору игр и их важности для определенного ребенка
Таким образом, считаем, что гипотеза подтверждается при условии осуществления индивидуального подхода к подбору подвижных игр, задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
Коммуникативные умения структурируются из простых элементарных умений и поэтому считаются сложными умениями высокого уровня. Элементарные коммуникативные умения трансформируются и доходят до навыков из-за осмысленного многочисленного повторения.
В психологии и педагогике существует несколько классификаций коммуникативных умений, наиболее полноценной, на наш взгляд, является классификация, предложенная Л.Р. Мунировой, а также компоненты коммуникативных навыков, выделенные М.А. Василик. Основываясь на которые нами были составлены протоколы наблюдения за детьми.
Развитие коммуникативных умений у детей старшей группы происходит во всех видах деятельности, наиболее гармонично она протекает в подвижных играх. Подвижные игры проводятся на физкультурных занятиях, на прогулке, в свободной деятельности, во время утренней гимнастики, физкультурных досугов и праздников.
Помимо физического воспитания и развития двигательных навыков подвижные игры имеют огромное значение для социализации детей и потенциал в развитии важных социальных качеств личности, таких как: организованность, дисциплинированность, эмпатия и нравственные качества.
Результаты комплекса методик, направленных на определение уровня развития коммуникативных способностей, коллектива авторов под редакцией Н.Е. Веракса «Диагностика коммуникативных способностей»: высокий уровень коммуникативных умений присущ 25% - это 6 детей, средний уровень получили 42% - то есть 10 детей группы и низкий уровень присущ 33%, что значит 8 детей имеют низкий уровень сформированности коммуникативных умений согласно результатам данной методики. Исходя из результатов данной методики и протоколов наблюдений прописаны портреты шестерых детей старшего дошкольного возраста.
Составлены рекомендации по развитию коммуникативных умений в подвижных играх для педагогов по осуществлению индивидуального подхода в подборе и особенностях проведения подвижных игр.
Составлена матрица подвижных игр, из которой педагоги могут выбирать соответствующие игры, необходимые для формирования тех или иных коммуникативных умений детей.
Такие игры как «Гори, гори ясно», «Водяной» («Удочка»), «Рыбаки и рыбки», «Мяч водящему» являются одними из наиболее эффективных в формировании коммуникативных умений у детей старшей группы. Результаты наблюдения за детьми в данных и похожих играх в течении года доказывают их эффективность в формировании коммуникативных умений.
Полученные результаты доказывают эффективность подвижных игр как средства формирования коммуникативных умений при условии индивидуального подхода к выбору игр и их важности для определенного ребенка
Таким образом, считаем, что гипотеза подтверждается при условии осуществления индивидуального подхода к подбору подвижных игр, задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Творческие игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2020 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Подвижная игра как средство формирования у детей младшего школьного возраста коммуникативных умений в условиях центр социальной помощи семьи и детьмиЧереповецкий государственный университет
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023



