ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ИГРУШКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Вопрос исследования агрессивности в работах психологов 7
1.2 Особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста .... 13
1.3 Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста 18
Выводы по I главе 24
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРУШКИ 25
2.1 Организация и методы исследования. Констатирующий этап 25
2.2 Создание условий для профилактики агрессивности детей дошкольного
возраста посредством игрушки 37
2.3 Результат опытно-экспериментальной деятельности 42
Выводы по II главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
В обучении ребенка дошкольного возраста игра являясь самостоятельной деятельностью развивается в процессе обучения и воспитания дошкольника, она содействует изучению им опыта деятельности человека. Игрушка в этом случае является своеобразным эталоном предметов с которыми малышу предстоит познакомиться в течение жизнедеятельности.
Исследования педагогов и психологов (Н.А. Алексютина [4], Е.А. Аркин, С. Бойко [8], Е. Варгасова [11], Е.А. Коссаковская [16] и др.) свидетельствуют о том, что игрушка является действенным средством формирования психики и широко применялась в народной педагогике для общественного воспитания и приобщения малыша к жизни взрослых. Играя, изучают окружающую действительность, моделируют своё собственное поведение во взрослой жизни. Игрушки содействуют развитию таких черт характера, которые в последствии приобщают к разным профессиям.
Игрушка, должна удивлять ребенка, а это чувство, по мнению А.М. Горького и есть начало постижения и путь к познанию. Игрушка помогает малышу познакомиться с окружающей действительностью, посредством нее ребенок перерабатывает и закрепляет приобретенные впечатления, удовлетворяет собственные потребности в общении.
В. Лосева считает, что игрушки имеют особенное значение в жизни дошкольников, они являются стимулом к организации игровой деятельности, её созидательным началом, так кукла побуждает играть в дочки-матери, машина — в шофёра. От игрушки зависит и содержание игры, так как она является опорой для формирования творческого воображения [25]. Игрушка, по мнению исследователей, является важнейшей составляющей всякий культуры, то есть какова культура, такова и игрушка.
Исследование Е.А. Коссаковской по проблемам игрушки, основанное на изучении опыта создания игровой деятельности дошкольников в условиях коллективного воспитания и в семье, показало, что не может быть одинакового для всех возрастных периодов подхода к созданию и отбору игрушек, должны учитываться индивидуальные и возрастные закономерности формирования игровой деятельности дошкольников.
Д.В. Менджерицкая известный исследователь в области влияния игрушки на развитие дошкольника, считала, что она помогает педагогу сформировать у малышей интерес к труду, способствует развитию пытливости, любознательности. Известный психолог Г.А. Урунтаева писала, что основная задача педагогов состоит в том, чтобы обучить малыша действовать с игрушками.
Основная функция игрушки, по мнению М.В. Осориной активизация детской деятельности [31]. Игрушка должна стимулировать осознанную активность дошкольника и способствовать развитию новых форм его деятельности. По мнению автора, игрушка программирует поведение малыша. И важно понимать, как действует игрушка на ребенка и что за программу она в себе несет. Н.А. Алексютина рассматривает игрушки как полезные, так и вредные [4]. Автор отмечает, что агрессивные игрушки способствуют проявлению гордыни, индивидуализма, тщеславия на фоне ошибочной романтики с героями из сказочного мира (чудовищами, инопланетянами), поощряют влечение к наживе, культивируют злобу и обман. Многие родители, к сожалению, не знают о педагогическом воздействии игрушки на дошкольника и покупают им воинственных роботов - трансформеров, монстров, грозных динозавров и т.д. Родители часто не задумываются о том, что подобные игрушки негативно воздействуют на малышей, формируют агрессивность.
Агрессивность - это поведение, включающее в себя враждебный настрой по отношению к окружающим и эмоциональное состояние гнева и злости, считает А. Бандура [6]. Проблема детской агрессивности волнует психологов уже долгое время. Агрессивность, по мнению Л. Берковиц [7] - это поведение, преднамеренно наносящее вред другой личности, прямым или косвенным способом [1, с.274].
Детская агрессивность, по мнению С.Л. Колосовой это проявление эмоций [20]. Проблему порождает не сама эмоция, как ответная реакции на раздражающий фактор из вне, а способ ее выражения ребенком. По мнению автора детская агрессивность имеет несколько основных причин: самоутверждение и привлечение внимания сверстников и друзей; желание получить желаемое; склонность к доминированию; месть; защитная реакция; демонстрация собственного превосходства за счет унижения личности других.
Исследователи (Н.Л. Кряжева, К. Фопель, Г.Л. Бардиер, Е.В. Коротаева, Е.В. Карпова, Е.К. Лютова и др.), занимающиеся аспектами коррекции агрессивности, предлагают значительное количество разнообразных игр и советов, но мало кто из авторов систематизировал их в комплексы игровых упражнений для детей.
Цель исследования: определить роль игрушки в формировании агрессивности в дошкольном возрасте.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс использования игрушки как фактор формирования агрессивности в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по вопросу формирования агрессивности у дошкольников посредством игрушки.
2. Подобрать методики и выявить актуальный уровень агрессивности дошкольников.
3. Разработать рекомендации по профилактике агрессивности дошкольников посредством игрушки.
Гипотеза исследования: профилактика агрессивности детей дошкольного возраста будет эффективной если:
- использовать положительные игрушки;
- работа будет проходить систематически.
База исследования: Исследования проводились на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников № 114 «Челнинская мозаика».
В исследовании принимали участие 48 детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и решения задач в исследовании использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, тестирование, беседа.
Теоретико-методологическую базу исследования составили теория влияния игрушки на развитие личности дошкольника исследования педагогов и психологов (Н.А. Алексютина, Е.А. Аркин, С. Бойко, Е. Варгасова, Е.А. Коссаковская и др.), исследования аспекта детской агрессивности (Н.М. Платонова, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Т.В. Калугина и др.).
Практическая значимость опытно-экспериментальной работы заключается в том, что изучен уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста, обусловлено значение и место игрушки в развитии детей, разработаны рекомендации по профилактике влияния игрушки на развитие агрессивности детей дошкольного возраста.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В ходе работы были поставлены и решены следующие задачи исследования. Так в ходе решения первой задачи, провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросу формирования агрессивности у дошкольников посредством игрушки. Вопросом влияния игрушки на развитие личности дошкольника исследования педагогов и психологов Н.А. Алексютина, Е.А. Аркин, С.Бойко, Е. Варгасова, Е.А. Коссаковская и др. Исследования аспекта детской агрессивности принадлежит Н.М. Платоновой, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон и др.
В процессе работы над второй задачей, подобрать методики и выявить актуальный уровень агрессивности дошкольников использовали анкетирование родителей и методику «Кактус» М.А. Панфиловой. Проведенный анализ показал, что у детей преимущественно средний уровень агрессивности.
В ходе работы над третьей задачей разработать рекомендации по профилактике агрессивности дошкольников посредством игрушки. Был разработан план по использованию игрушки как средства преодоления агрессивности. Игрушка доставляет наибольшую пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в социуме нормам и духовно - нравственным ценностям. В процессе реализации перспективного плана выдвигали требования к игрушке, так вредной считалась игрушка, если она: провоцировала дошкольника на жестокость и агрессию; вызывала тревогу или страх; обладала грубым натурализмом; унижала человеческое достоинство; вызывала психологическую зависимость в убыток всестороннему развитию дошкольника; искажала восприятие окружающей действительности.
На контрольном этапе исследования было отмечено, что в процессе использования положительных игрушек успешно снижается агрессивность дошкольников.
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 416 с.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2008. - 520 с.
3. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред.
Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2004. - 336 с.
4. Алексютина, Н. Современная игрушка: колобок против киборга / Н.Алексютина, М.Бондарев // Учительская газета. -2012. -№16/17
5. Аркин, Е. А. Из истории игрушки / Е.А. Аркин // Дошкольное воспитание, 2005, № 3.
6. Бандура, А. Детская агрессия. Изучение влияния и семейных отношений / А. Бандура. - М.: Просвещение, 2009. - 202 с.
7. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. - М.: Владос, 2011. - 512 с.
8. Бойко, С. Очерки по истории игрушки / С. Бойко// Домашнее воспитание. - 2011. - № 1. - С. 52.
9. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб. : Питер, 2007. - 336 с.
10. Бюттер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бюттер. - М. : Просвещение, 2007. - 122 с.
11. Варгасова, Е. Эта опасная игрушечная жизнь / Е. Варгасова // Вечерний Новосибирск. - 2016. - № 225.
12. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Пер. с англ. - М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 2017. - 160с.
13. Гришаева, Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольников / Н. П. Гришаева // Ничальная школа. - № 10. - 2011. - С. 59-63.
14. Детская психология / В. С. Мухина. - 2 изд. - М. : Апрель Пресс: ЭКСМО ПРЕСС, 2016. - 352с.
15. Дроздов, О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения / О. Ю. Дроздов // Вестник Харьковского университета. Серия «Психология». - №483. - 2000. - С.51.
16. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. - М.: Просвещение, 2014.
17. Игрушки: история, роль игрушки в развитии ребенка // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т.1 : А-М / гл. ред. В. В. Давыдов. - М. : БРЭ, 2003. - С. 338.
18. Калугина, В. Агрессивный ребёнок в пути коррекции / В.Калугина // Беспризорник.-2009.-31.-с.41-45
19. Кириллова, Ю.В. Профилактика агрессивного поведения и развития коммуникативных навыков у старших дошкольников / Ю.В. Кириллова //Дошкольная педагогика. - 2011. - №7.-с.49-52
20. Колосова, С. Л. Детская агрессия / С. Л. Колосова. - СПб. : Питер, 2014. - 224 с.
21. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. / Е.А. Коссаковская— М.: Просвещение, 1980.
22. Лалаянц, И. Энергия агрессивности / И. Лалаянц // Семья и школа. - №6. - 2015. - С.20-21.
23. Левитов, Н. Д. Психические состояния агрессии / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. - №6. - 2017. - С. 18-21.
24. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. - М.: Арко,
2014. - 269 с.
25. Лосева, В. Игрушка в развитии ребенка и игровая коррекция / В. Лосева, А. Луньков // Домашнее воспитание. - 2000. - № 1. - С. 28-31 ; № 2. - C. 118.
26. Матвеева, М. Игры нежного возраста: игрушки в разные периоды детства / М. Матвеева // Здоровье. - 2006. - № 12. - С. 70.
27. Можгинский, Ю. Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм /
Ю.Б. Можгинский. - СПб. : Питер, 2009. - 204 с.
28. Мухина, В. Дети и куклы: таинство взаимодействия / В.С. Мухина // Народное образование. — 1997 — №5.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства,
отрочества: Учеб. для пед. ВУЗов./ В.С. Мухина — М.: Издат.
центр «Академия», 2000.
30. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - в 3-х кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2014. - 687 с.
31. Осорина, М. Психологическая концепция игрушки: какой предмет может стать игрушкой? / М. Осорина // Детсад со всех сторон. - 2004. - № 7-8. - С. 2.
32. Панина, Г. Игры и игрушки наших детей / Г. Панина.// Начальная школа: методическая газета для учителей. - 2004. - № 30-31. - С. 15.
33. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. - М. : Юнити, 2007. - 125 с.
34. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков. / Н.М. Платонова - СПб: Изд-во «Речь», 2016.
35. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 2013. от 25 ноября. - №6241. - С. 2-9.
36. Решетникова, О. Играют все! Психологические концепции игрушки и проблемы экспертизы игрушек / О. Решетникова // Школьный психолог: методическая газета для учителей. - 2003. - № 37-38. - С. 14.
37. Романов, А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. / А.А. Романов - М.: «Романов», 2011. - 48с.
38. Рудикова, В.В. Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность,
особенности формирования и развития/ В.В. Рудикова // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 495-499.
39. Румянцева, Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. -- № 1. -2011. - С. 81-88.
40. Смирнова Е. Агрессивные дети. / Е. Смирнова, Г. Хузеева // Дошкольное воспитание. №4. 2013. С. 62-67.
41. Стеркина, Р.Б. Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек / Р.Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. -2015. -№9.
42. Тузовская, И. Боремся с агрессивностью / И.Тузовская // Школьный психолог -2010.-№13.-с.17-32.
43. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Турченко - М.: Флинта, 2012. - 251с.
44. Урунтаева, Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка.
Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних
педагогических учебных заведений. - 2-е изд. / Г.А. Урунтаева М.: Академия, 2007.
45. Флерина, Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада. / Е.А.Флерина — М.: Просвещение, 2016
46. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А.Фурманов. - Минск.: Литера, 2016. - 296 с.
47. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения / И. А. Фурманов. - Москва.: Наука, 2014. - 318 с.
48. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность. / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина - Ярославль: «Акаде-мия развития».- 2011. - 160с.
49. Чижова, С. Ю. Детская агрессивность / С. Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль: Просвещение, 2015. - 235 с.
50. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных кчреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. М.: Просвящение, 2002. - 144 с.