РОЛЬ ИГРУШКИ В ФОРМИРОВАНИИ АГРЕССИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ИГРУШКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Вопрос исследования агрессивности в работах психологов 7
1.2 Особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста .... 13
1.3 Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста 18
Выводы по I главе 24
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРУШКИ 25
2.1 Организация и методы исследования. Констатирующий этап 25
2.2 Создание условий для профилактики агрессивности детей дошкольного
возраста посредством игрушки 37
2.3 Результат опытно-экспериментальной деятельности 42
Выводы по II главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ИГРУШКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Вопрос исследования агрессивности в работах психологов 7
1.2 Особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста .... 13
1.3 Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста 18
Выводы по I главе 24
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРУШКИ 25
2.1 Организация и методы исследования. Констатирующий этап 25
2.2 Создание условий для профилактики агрессивности детей дошкольного
возраста посредством игрушки 37
2.3 Результат опытно-экспериментальной деятельности 42
Выводы по II главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
В обучении ребенка дошкольного возраста игра являясь самостоятельной деятельностью развивается в процессе обучения и воспитания дошкольника, она содействует изучению им опыта деятельности человека. Игрушка в этом случае является своеобразным эталоном предметов с которыми малышу предстоит познакомиться в течение жизнедеятельности.
Исследования педагогов и психологов (Н.А. Алексютина [4], Е.А. Аркин, С. Бойко [8], Е. Варгасова [11], Е.А. Коссаковская [16] и др.) свидетельствуют о том, что игрушка является действенным средством формирования психики и широко применялась в народной педагогике для общественного воспитания и приобщения малыша к жизни взрослых. Играя, изучают окружающую действительность, моделируют своё собственное поведение во взрослой жизни. Игрушки содействуют развитию таких черт характера, которые в последствии приобщают к разным профессиям.
Игрушка, должна удивлять ребенка, а это чувство, по мнению А.М. Горького и есть начало постижения и путь к познанию. Игрушка помогает малышу познакомиться с окружающей действительностью, посредством нее ребенок перерабатывает и закрепляет приобретенные впечатления, удовлетворяет собственные потребности в общении.
В. Лосева считает, что игрушки имеют особенное значение в жизни дошкольников, они являются стимулом к организации игровой деятельности, её созидательным началом, так кукла побуждает играть в дочки-матери, машина — в шофёра. От игрушки зависит и содержание игры, так как она является опорой для формирования творческого воображения [25]. Игрушка, по мнению исследователей, является важнейшей составляющей всякий культуры, то есть какова культура, такова и игрушка.
Исследование Е.А. Коссаковской по проблемам игрушки, основанное на изучении опыта создания игровой деятельности дошкольников в условиях коллективного воспитания и в семье, показало, что не может быть одинакового для всех возрастных периодов подхода к созданию и отбору игрушек, должны учитываться индивидуальные и возрастные закономерности формирования игровой деятельности дошкольников.
Д.В. Менджерицкая известный исследователь в области влияния игрушки на развитие дошкольника, считала, что она помогает педагогу сформировать у малышей интерес к труду, способствует развитию пытливости, любознательности. Известный психолог Г.А. Урунтаева писала, что основная задача педагогов состоит в том, чтобы обучить малыша действовать с игрушками.
Основная функция игрушки, по мнению М.В. Осориной активизация детской деятельности [31]. Игрушка должна стимулировать осознанную активность дошкольника и способствовать развитию новых форм его деятельности. По мнению автора, игрушка программирует поведение малыша. И важно понимать, как действует игрушка на ребенка и что за программу она в себе несет. Н.А. Алексютина рассматривает игрушки как полезные, так и вредные [4]. Автор отмечает, что агрессивные игрушки способствуют проявлению гордыни, индивидуализма, тщеславия на фоне ошибочной романтики с героями из сказочного мира (чудовищами, инопланетянами), поощряют влечение к наживе, культивируют злобу и обман. Многие родители, к сожалению, не знают о педагогическом воздействии игрушки на дошкольника и покупают им воинственных роботов - трансформеров, монстров, грозных динозавров и т.д. Родители часто не задумываются о том, что подобные игрушки негативно воздействуют на малышей, формируют агрессивность.
Агрессивность - это поведение, включающее в себя враждебный настрой по отношению к окружающим и эмоциональное состояние гнева и злости, считает А. Бандура [6]. Проблема детской агрессивности волнует психологов уже долгое время. Агрессивность, по мнению Л. Берковиц [7] - это поведение, преднамеренно наносящее вред другой личности, прямым или косвенным способом [1, с.274].
Детская агрессивность, по мнению С.Л. Колосовой это проявление эмоций [20]. Проблему порождает не сама эмоция, как ответная реакции на раздражающий фактор из вне, а способ ее выражения ребенком. По мнению автора детская агрессивность имеет несколько основных причин: самоутверждение и привлечение внимания сверстников и друзей; желание получить желаемое; склонность к доминированию; месть; защитная реакция; демонстрация собственного превосходства за счет унижения личности других.
Исследователи (Н.Л. Кряжева, К. Фопель, Г.Л. Бардиер, Е.В. Коротаева, Е.В. Карпова, Е.К. Лютова и др.), занимающиеся аспектами коррекции агрессивности, предлагают значительное количество разнообразных игр и советов, но мало кто из авторов систематизировал их в комплексы игровых упражнений для детей.
Цель исследования: определить роль игрушки в формировании агрессивности в дошкольном возрасте.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс использования игрушки как фактор формирования агрессивности в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по вопросу формирования агрессивности у дошкольников посредством игрушки.
2. Подобрать методики и выявить актуальный уровень агрессивности дошкольников.
3. Разработать рекомендации по профилактике агрессивности дошкольников посредством игрушки.
Гипотеза исследования: профилактика агрессивности детей дошкольного возраста будет эффективной если:
- использовать положительные игрушки;
- работа будет проходить систематически.
База исследования: Исследования проводились на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников № 114 «Челнинская мозаика».
В исследовании принимали участие 48 детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и решения задач в исследовании использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, тестирование, беседа.
Теоретико-методологическую базу исследования составили теория влияния игрушки на развитие личности дошкольника исследования педагогов и психологов (Н.А. Алексютина, Е.А. Аркин, С. Бойко, Е. Варгасова, Е.А. Коссаковская и др.), исследования аспекта детской агрессивности (Н.М. Платонова, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Т.В. Калугина и др.).
Практическая значимость опытно-экспериментальной работы заключается в том, что изучен уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста, обусловлено значение и место игрушки в развитии детей, разработаны рекомендации по профилактике влияния игрушки на развитие агрессивности детей дошкольного возраста.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Исследования педагогов и психологов (Н.А. Алексютина [4], Е.А. Аркин, С. Бойко [8], Е. Варгасова [11], Е.А. Коссаковская [16] и др.) свидетельствуют о том, что игрушка является действенным средством формирования психики и широко применялась в народной педагогике для общественного воспитания и приобщения малыша к жизни взрослых. Играя, изучают окружающую действительность, моделируют своё собственное поведение во взрослой жизни. Игрушки содействуют развитию таких черт характера, которые в последствии приобщают к разным профессиям.
Игрушка, должна удивлять ребенка, а это чувство, по мнению А.М. Горького и есть начало постижения и путь к познанию. Игрушка помогает малышу познакомиться с окружающей действительностью, посредством нее ребенок перерабатывает и закрепляет приобретенные впечатления, удовлетворяет собственные потребности в общении.
В. Лосева считает, что игрушки имеют особенное значение в жизни дошкольников, они являются стимулом к организации игровой деятельности, её созидательным началом, так кукла побуждает играть в дочки-матери, машина — в шофёра. От игрушки зависит и содержание игры, так как она является опорой для формирования творческого воображения [25]. Игрушка, по мнению исследователей, является важнейшей составляющей всякий культуры, то есть какова культура, такова и игрушка.
Исследование Е.А. Коссаковской по проблемам игрушки, основанное на изучении опыта создания игровой деятельности дошкольников в условиях коллективного воспитания и в семье, показало, что не может быть одинакового для всех возрастных периодов подхода к созданию и отбору игрушек, должны учитываться индивидуальные и возрастные закономерности формирования игровой деятельности дошкольников.
Д.В. Менджерицкая известный исследователь в области влияния игрушки на развитие дошкольника, считала, что она помогает педагогу сформировать у малышей интерес к труду, способствует развитию пытливости, любознательности. Известный психолог Г.А. Урунтаева писала, что основная задача педагогов состоит в том, чтобы обучить малыша действовать с игрушками.
Основная функция игрушки, по мнению М.В. Осориной активизация детской деятельности [31]. Игрушка должна стимулировать осознанную активность дошкольника и способствовать развитию новых форм его деятельности. По мнению автора, игрушка программирует поведение малыша. И важно понимать, как действует игрушка на ребенка и что за программу она в себе несет. Н.А. Алексютина рассматривает игрушки как полезные, так и вредные [4]. Автор отмечает, что агрессивные игрушки способствуют проявлению гордыни, индивидуализма, тщеславия на фоне ошибочной романтики с героями из сказочного мира (чудовищами, инопланетянами), поощряют влечение к наживе, культивируют злобу и обман. Многие родители, к сожалению, не знают о педагогическом воздействии игрушки на дошкольника и покупают им воинственных роботов - трансформеров, монстров, грозных динозавров и т.д. Родители часто не задумываются о том, что подобные игрушки негативно воздействуют на малышей, формируют агрессивность.
Агрессивность - это поведение, включающее в себя враждебный настрой по отношению к окружающим и эмоциональное состояние гнева и злости, считает А. Бандура [6]. Проблема детской агрессивности волнует психологов уже долгое время. Агрессивность, по мнению Л. Берковиц [7] - это поведение, преднамеренно наносящее вред другой личности, прямым или косвенным способом [1, с.274].
Детская агрессивность, по мнению С.Л. Колосовой это проявление эмоций [20]. Проблему порождает не сама эмоция, как ответная реакции на раздражающий фактор из вне, а способ ее выражения ребенком. По мнению автора детская агрессивность имеет несколько основных причин: самоутверждение и привлечение внимания сверстников и друзей; желание получить желаемое; склонность к доминированию; месть; защитная реакция; демонстрация собственного превосходства за счет унижения личности других.
Исследователи (Н.Л. Кряжева, К. Фопель, Г.Л. Бардиер, Е.В. Коротаева, Е.В. Карпова, Е.К. Лютова и др.), занимающиеся аспектами коррекции агрессивности, предлагают значительное количество разнообразных игр и советов, но мало кто из авторов систематизировал их в комплексы игровых упражнений для детей.
Цель исследования: определить роль игрушки в формировании агрессивности в дошкольном возрасте.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс использования игрушки как фактор формирования агрессивности в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по вопросу формирования агрессивности у дошкольников посредством игрушки.
2. Подобрать методики и выявить актуальный уровень агрессивности дошкольников.
3. Разработать рекомендации по профилактике агрессивности дошкольников посредством игрушки.
Гипотеза исследования: профилактика агрессивности детей дошкольного возраста будет эффективной если:
- использовать положительные игрушки;
- работа будет проходить систематически.
База исследования: Исследования проводились на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников № 114 «Челнинская мозаика».
В исследовании принимали участие 48 детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и решения задач в исследовании использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, тестирование, беседа.
Теоретико-методологическую базу исследования составили теория влияния игрушки на развитие личности дошкольника исследования педагогов и психологов (Н.А. Алексютина, Е.А. Аркин, С. Бойко, Е. Варгасова, Е.А. Коссаковская и др.), исследования аспекта детской агрессивности (Н.М. Платонова, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Т.В. Калугина и др.).
Практическая значимость опытно-экспериментальной работы заключается в том, что изучен уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста, обусловлено значение и место игрушки в развитии детей, разработаны рекомендации по профилактике влияния игрушки на развитие агрессивности детей дошкольного возраста.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В ходе работы были поставлены и решены следующие задачи исследования. Так в ходе решения первой задачи, провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросу формирования агрессивности у дошкольников посредством игрушки. Вопросом влияния игрушки на развитие личности дошкольника исследования педагогов и психологов Н.А. Алексютина, Е.А. Аркин, С.Бойко, Е. Варгасова, Е.А. Коссаковская и др. Исследования аспекта детской агрессивности принадлежит Н.М. Платоновой, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон и др.
В процессе работы над второй задачей, подобрать методики и выявить актуальный уровень агрессивности дошкольников использовали анкетирование родителей и методику «Кактус» М.А. Панфиловой. Проведенный анализ показал, что у детей преимущественно средний уровень агрессивности.
В ходе работы над третьей задачей разработать рекомендации по профилактике агрессивности дошкольников посредством игрушки. Был разработан план по использованию игрушки как средства преодоления агрессивности. Игрушка доставляет наибольшую пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в социуме нормам и духовно - нравственным ценностям. В процессе реализации перспективного плана выдвигали требования к игрушке, так вредной считалась игрушка, если она: провоцировала дошкольника на жестокость и агрессию; вызывала тревогу или страх; обладала грубым натурализмом; унижала человеческое достоинство; вызывала психологическую зависимость в убыток всестороннему развитию дошкольника; искажала восприятие окружающей действительности.
На контрольном этапе исследования было отмечено, что в процессе использования положительных игрушек успешно снижается агрессивность дошкольников.
В процессе работы над второй задачей, подобрать методики и выявить актуальный уровень агрессивности дошкольников использовали анкетирование родителей и методику «Кактус» М.А. Панфиловой. Проведенный анализ показал, что у детей преимущественно средний уровень агрессивности.
В ходе работы над третьей задачей разработать рекомендации по профилактике агрессивности дошкольников посредством игрушки. Был разработан план по использованию игрушки как средства преодоления агрессивности. Игрушка доставляет наибольшую пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в социуме нормам и духовно - нравственным ценностям. В процессе реализации перспективного плана выдвигали требования к игрушке, так вредной считалась игрушка, если она: провоцировала дошкольника на жестокость и агрессию; вызывала тревогу или страх; обладала грубым натурализмом; унижала человеческое достоинство; вызывала психологическую зависимость в убыток всестороннему развитию дошкольника; искажала восприятие окружающей действительности.
На контрольном этапе исследования было отмечено, что в процессе использования положительных игрушек успешно снижается агрессивность дошкольников.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - СВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИХ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ И ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Психологическое консультирование родителей и их детей как средство коррекции проявлений агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2023 - Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования взаимоотношений дошкольников в игровой деятельности (Алтайская государственная педагогическая академия (АлтГПА))
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами легоконструирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017



