Введение
Глава 1. Происхождение и ранние годы жизни Сталина
1.1. Детство и юношеские годы.Формирование личности Сталина
1.2. Образование. Тифлисская духовная семинария
Глава 2. Начало революционной деятельности Сталина
2.1. Вступление в Тифлисский комитет социал-демократической партии
2.2. Участие в конференции в Таммерфорсе .
Первая встреча с Лениным
2.3. Хронология арестов и ссылок Сталина
Глава 3. Путь к власти. Ключевые вехи его политической карьеры
3.1. От февральской до октябрьской революции. Приход большевиков к власти в России
3.2. Революционная деятельность Сталина в годы гражданской войны
3.3. Сталин - генеральный секретарь Центрального Коммунистической партии
Заключение
Список источников и литературы 88
Личность Сталина, вне всякого сомнения, является одной из самых сложных и противоречивых не только в отечественной, но и в мировой истории. Сталин прошел удивительный и нелегкий путь политического деятеля от малозаметного участника Октябрьской революции до лидера партии и государства.
В настоящее время тема Сталина - формирование его личности, революционная деятельность, ключевые вехи политической карьеры, является по-прежнему актуальной, поскольку в наше столетие реформирования и перестроек народу приходится болезненно переживать те или иные события. Достижения, ошибки и просчеты прошлого смогут помочь в осознании величия и невзгод современного этапа истории.
Хронологические рамки дипломной работы охватывают период с 80-х годов XIX столетия до начала 30-х годов XX столетия, то есть время формирования личности Сталина, начало его революционной деятельности, путь к власти, работу в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции, а также вступление в должность генерального секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии.
Что касается научной актуальности темы настоящей дипломной работы, то она определяется необходимостью изучить появившиеся новейшие исследования отечественной и зарубежной историографии, открывшиеся архивные источники, и основываясь на этих сведениях, получить более глубокие знания по периоду с начала 80-х годов XIX столетия по 30-е годы XX столетия из биографии Сталина, и в целом истории нашего государства.
Интересно изучать личность вождя, ее становление не глазами человека сегодняшнего дня. Было стремление понять мотивы его поступков и политической деятельности в целом, основываясь на тех реалиях, которые были в то время, когда эти поступки совершались. Именно тогда, а не сегодня, когда многое вырисовывается в совершенно другом историческом свете. В этом и состоит требование принципа историзма, отход от которого способен нарушить достоверное и объективное изложение событий, а тем более серьезного обобщения и глобальных оценок.
Существует убеждение, что крупные исторические личности сами по себе не являются движущей силой. Народы творят историю, но творят не сами по себе, не как некая абстрактная сила, а посредством конкретных исторических фигур. Анализируя деятельность этих исторических фигур, мы постигаем сам процесс движения исторического процесса. Такие люди как Сталин трансформируются в своеобразные вехи, которыми отмечается ход событий. Но и они сами в значительной степени являются не столько творцами истории, сколько ее заложниками. Их пути с самого начала определяются теми, в которых происходит их деятельность.
Труд российского историка А.В. Островского о дооктябрьском периоде деятельности Сталина выгодно выделяется частью исследования архивных материалов и фактов. Он ввел в научный оборот много новых сведений.
Автор справедливо оценивает серьезные изъяны в освещении политической деятельности Сталина . Следует привести фрагмент высказывания ученого: «Дело в том, что вплоть до самого последнего времени значительная часть архивных источников практически была недоступна не только широкому кругу исследователей, но и многим сотрудникам Института марксизма-ленинизма. В результате этого, с одной стороны, в дореволюционной биографии И.В. Сталина до сих пор остается много белых пятен, а с другой стороны, далеко не все, что известно, имеет под собой надежную источниковую базу, вследствие чего в литературе имеет хождение много не только сомнительных, но и вообще мифических версий.
Одна из причин этого состоит в том, что подавляющее большинство работ о И.В. Сталине выполнены не в исследовательском, а в публицистическом стиле, для авторов которых, осознанно или бессознательно выполняющих социальный заказ, характерно стремление не восстановить истину, а нарисовать заранее заданную картину. Это характеризует как прижизненные работы о И.В. Сталине, так и работы последнего времени» .
Документальные публикации, мемуары, книги и статьи, посвященные Сталину, которые были изданы на протяжении почти 80 последних лет, как в нашей стране, так и за границей, содержат достаточный фактического материала, чтобы служить базой для написания его политической биографии. Основная проблема состояла не в недостатке материалов, а скорее в их избытке, в том, чтобы выбрать из всего, почти громадного массива представленных фактов такие, которые действительно имели важное значение и проливали истинный свет на содержание его жизни и деятельности. А главная задача была сведена к тому, чтобы попытаться на обширном историческом фоне осмыслить те мотивы, которыми он руководствовался в постановке и достижении тех или иных целей. Иначе говоря, на первый план выходило стремление постигнуть сущность его политической философии и, по возможности, раскрыть его политическую эволюцию.
Вся политическая биография Сталина разграничивается на несколько этапных периодов. Эти периоды с разной степенью обстоятельности и объективности исследованы в работах, которые были написаны разными по своей политической и духовной ориентации авторами. В большинстве трудов недостаточно четко прослеживается и выявляется сам процесс трансформации Сталина из политического в государственного деятеля.
Исторический период, в рамках которого разворачивалась его работа, в сущности, и явилась движущей силой, которая поставила его в центр событий. В этом аспекте необходимо сказать, что эпоха сделала Сталина величиной исторического масштаба. Вместе с тем, чтобы стать фигурой такого формата, явно не достаточно только жить в эту эпоху.
Необходимо обладать множеством качеств, способных максимально полно обнаружить и проявить себя в то время. Именно такой личностью оказался Сталин. Следовательно, можно утверждать, что, с одной стороны, сама эпоха, о которой идет речь, нуждалась подобных людях. И они оказались востребованными ею в полной мере. С другой стороны, они сами наложили неизгладимую печать на те события, в каком-то смысле выражали потребности времени.
Вероятно, что в иных исторических реалиях Сталин не оказался бы тем, кем он стал в действительности. Но также, было бы примитивно все сводить к слепой игре обстоятельств и ставить во главу угла исключительно случай. Благодаря своим незаурядным способностям и качествам он превратил этот случай в событие.
Личность Иосифа Виссарионовича как политического деятеля можно понять и более или менее объективно оценить только в том контексте, если рассматривать его как многогранное явление, причем было бы неправомерно при этом произвольно выделять какое-то одно или сумму качеств его характера и всей его деятельности. Необходимо использовать комплексный подход, и его работа должна рассматриваться именно с таких позиций, которые позволяют избежать недопустимой примитивизации.
Нет ничего удивительного в том, что на протяжении многих десятилетий, как при жизни Сталина, так и особенно после его смерти, вокруг его имени и его наследия, понимаемого в самом широком смысле, не утихает борьба, сталкиваются позиции и мнения. Этого всего не происходило бы, если бы мы имели дело с заурядной политической фигурой.
Странным кажется то, что именно с человеком не русского, а грузинского происхождения сопряжены столь ожесточенные и непримиримые противостояния. Парадоксы истории сложно объяснить только с рациональных позиций. Логически остается предположить, что противостояние в вопросе об отношении к Сталину не имеет национальной окраски и стало выражением гораздо более концентрированным, которое выходит за чисто национальные границы. В некотором смысле оно обладает мировоззренческим характером, отражает принципиальные различия в подходе к важнейшему этапу истории нашего государства.
В Советском Союзе за период до начала 50-х годов XX столетия в историографии накопилось достаточное количество монографий, статей, исторических источников (документов, воспоминаний современников). За последние годы (90-е ХХ столетия, 2000 - 2018) работы по заданной теме пополнились новейшими исследованиями отечественных и зарубежных ученых, раскрытыми архивными документами, в которых уточняется множество вопросов и деталей, связанных с формированием личности Сталина, его революционной деятельностью и пути к власти.
Постоянное внимание с оветской историографии и историографии Российской Федерации привлекали и привлекают внимание, главным образом, исторические документы, особенно раскрытые и ставшие доступными для исследователей архивные документы и воспоминания современников, сторонников и противников Иосифа Виссарионовича по революционной борьбе.
Освещать биографию Сталина, его жизнь и деятельность стали еще в 30-е годы XX столетия. Первоначально такие авторы, как Карл Радек, стремились отразить роль вождя в победе Октября и строительстве социализма в России. Он выступает верным учеником Ленина, солдатом партии, который выполняет ее приказы. В период с 1935 по 1939 годы увидели свет несколько полных биографий Сталина, авторами которых были партийные деятели того периода. Особенность состояла в том, что они были написаны без использования архивных источников. Многие современники сообщают, что в те годы печатались произведения о молодом Сталине. Но они писались так же без документальных источников. Авторы брали за основу опубликованные сведения о жизни великого революционера Кобы. К этому виду трудов можно отнести и все, что было написано на Западе в этот период. Интерес представляют работы русских эмигрантов, а также видных партийных деятелей, бежавших или выдворенных из страны, да еще чудом уцелевших. Следует сказать о Л.Д. Троцком. Полностью полагаться на эти работы не следует, поскольку подлинных документальных источников там не было. Да и обида, как на Сталина, так и на государство и партию, мешали объективности. Осведомленность Троцкого о более поздних делах партии не делала его знатоком истории революционного подполья в Закавказье периода первой русской революции. Однако, на фоне других писавших в эмиграции авторов он обладал сведениями, которые были почерпнуты из советских историко- партийных публикаций 1920-х годов.
Воспоминания крупных грузинских меньшевиков Уратадзе и Ноя Жордании были опубликованы в 1960-х годах, причем оба автора владели далеко не всей информацией о происходящих делах внутри большевистского подполья. Следовательно, зарубежные авторы испытывали дефицит фактических сведений, в первую очередь о роли Джугашвили в партийной работе, особенно на Кавказе. И, как следствие, при внушительном количестве трудов, ранняя часть его биографии была представлена только схематично и отрывочно, а скудость информации побуждала авторов предлагать все новые варьирующиеся интерпретации.
В последние годы вышли две серьезные отечественные работы о Сталине: монографии Ю.Н. Жукова о национальной политике большевистского руководства, в целом, и Сталина, в частности, в период Гражданской войны, и биография вождя О.В. Хлевнюка. Ю.Н. Жуков исследовал дискуссии в партийной верхушке о строительстве Советского государства сквозь призму национальной политики большевиков. О.В. Хлевнюк написал биографию Сталина со множеством ценных сведений о деятельности вождя, в том числе и революционной. Таким образом, данные источники также составляют методологическую базу настоящей дипломной работы.
Объектом исследования в настоящей работе является биография Иосифа Виссарионовича Сталина, предметом - период революционной деятельности Сталина, его путь к власти.
Цель данной работы состоит в изучении революционной деятельности Сталина, формирование его как личности, путь к власти. В соответствии с обозначенной целью необходимо решить следующие задачи:
■ проанализировать факторы, которые оказали влияние на его становление: происхождение, ранние годы жизни, образование, вступление в ряды кавказского подполья;
■ проследить эволюцию его взглядов и убеждений, отобрать и изучить материал по данной проблематике;
■ изучить начало политического восхождения Сталина, влияние идей Ленина о непримиримости классовой борьбы и коммунистической партии, как организации профессиональных революционеров;
■ рассмотреть этапы внутрипартийной борьбы 1920-х годов в социально-экономическом, политическом, идеологическом аспекте того времени, место и роль Сталина в этом противостоянии;
■ проанализировать современные историографические дискуссии о причинах победы Сталина в борьбе с оппозицией;
■ рассмотреть различные историографические подходы к изучению личности Сталина, его революционной деятельности и пути к власти. Методологической основой дипломной работы является принцип
историзма, который позволяет рассмотреть формирование личности Сталина, участие его в революционной деятельности в конкретных исторических условиях, с опорой на факты и хронологическую последовательность.
Практическая значимость данной дипломной работы состоит в возможности использования материалов в учебно-воспитательном процессе.
Изучив становление и формирование личности Иосифа Виссарионовича Сталина, его революционную деятельность, проследив путь к власти, необходимо подвести итоги. Детство Сталина проходило в обстановке острого семейного конфликта и материальных недостатков. Серьезные разногласия между родителями Иосифа заключались в том числе и в вопросе его будущего. Екатерина Джугашвили стремилась отправить мальчика в духовное училище, что было и сделано в 1888 году, а отец видел в сыне сапожника.
Поступив в духовное училище, Сосо учился отлично и считался одним из лучших учеников. Обучаясь, он не имел особого почитания к школьному руководству, значительное время уделял чтению художественной литературы. Прибыв в 1894 году в семинарию, Сталин с первых дней не испытывал любви к этому учебному учреждению. Иосиф участвовал в создании кружка молодых социалистов. К тому моменту он уже не стремился быть первым в учебе, однако его отличает чувство победителя, амбиции и тщеславие. Много времени проводил будущий вождь и за чтением книг, его привлекали как грузинские, так и западные авторы. В характере проявились такие черты, как замкнутость, обидчивость, даже на самые невинные шутки. Нарушение жестких правил семинарии, безусловно, только способствовало превращению студента Джугашвили в революционера.
Влияние обстоятельств происхождения Сталина на его судьбу является значительным. Свидетельство этого просматривается в том, что в его окружении появляются в том числе лица грузинской национальности, такие как Орджоникидзе, Берия, отношения с которыми формировались в контексте сложных связей, а также влияния политической ситуации в Грузии. В дальнейшем он отойдет от своих корней.
В семинарии в 15-летнем возрасте Иосиф пробовал себя в поэтическом творчестве. Первое его стихотворение на грузинском языке под названием «Утро», было опубликовано в январе 1895 года в журнале «Иверия», главным редактором которого являлся Илья Чавчавадзе.
Мать привила сыну убеждение, будто ему суждено стать необычайным человеком и многого добиться. А от отца он унаследовал сердечную черствость и ненависть к властям. Таким образом, все эти факторы и черты представляют собой достаточно серьезное наследство.
В четырнадцать лет Сталин был не столько физически крепким, сколько упорным и настойчивым подростком. Он мог постоять за себя и в своих отношениях с одноклассниками, учителями всегда держался уверенно. Проучившись в семинарии до двадцати лет, студент Джугашвили внезапно оставил учебу, аттестата не получил. Вместе с тем, за эти годы у него развилась феноменальная память, именно то свойство, которому впоследствии суждено было сыграть важнейшую роль в его жизни. Те, кто был знаком со Сталиным в Гори, говорили о нем, как о веселом и отзывчивом пареньке, заметили и существенные перемены, которые произошли с ним через два года после поступления в семинарию. Он стал замкнутым, молчаливым, предпочитал уединение. Сталин научился скрывать чувства, с мастерством опытного лицемера, и это стало впоследствии его второй натурой. Он одинаково презирал царских чиновников, священников, которые поддерживали государственный режим, а также всех тех, кто принимал и смирялся с существующими порядками. На протяжении пяти лет Иосиф не только постигал суровую школу выживания, но и своими глазами видел жизнь замкнутого общества, где покорность насаждалась при помощи слежки, доносов и страха. И этот урок не прошел даром.
Разочаровавшись в туманных романтических идеалах грузинского национализма, он организовал среди семинаристов кружок по изучению социализма. Это учение оказалось Сталину близким не только по мысли, но и по психологическому характеру, вызывая сильные и разрушительные чувства, ненависть и возмущение. Вскоре его приняли в группу «Месами-даси», где проповедовался марксизм. Иосиф Джугашвили в это время усиленно занимается самообразованием, проникается нелегальной марксистской литературой. Круг его интересов довольно разнообразный и широкий. Инспектора доносили о чтении Джугашвили запрещенных книг начальству. И администрация семинарии наказывала его за это. В качестве испытания будущему вождю было поручено вести работу по пропаганде марксистских идей среди рабочих. Особое впечатление на Иосифа произвел один из членов кружка Ладе Кецховели. В нем он усматривал свой идеал, и, вероятно, что именно под влиянием Ладе Иосиф порвал с семинарией. Там он проучился четыре года, зарекомендовал себя неисправимым смутьяном и в мае 1899 года был исключен, поскольку по неизвестным причинам не явился на весенние экзамены. К двадцатилетнему возрасту Джугашвили определил для себя взгляды и род занятий, с этого времени он становится пропагандистом - профессионалом, миссионером, цель которого - свержение существующего политического режима.
С 1899 по 1917 годы, Сталин осуществлял революционную деятельность. С девятнадцати лет он скрывался, выполнял поручения партийных комитетов, его арестовывали, он менял адреса, фамилии, доставал фальшивые паспорта. В тюрьмах долго не задерживался, бежал и снова скрывался. Это была тяжелая, изнурительная работа, но она прибавляла опыта. Жизнь многому научила Иосифа, в том числе расчетливости и умению выжидать. Поражение России в войне с Японией, революция 1905 года, начало войны 1914 года и Февральская революция 1917 года способствовали укреплению уверенности в правоте марксистских идей, принятых им, а в дальнейшем и правоте курса, взятого Лениным в качестве вождя партии.
Сталина можно назвать прирожденным большевиком. Работа среди рабочих не оставила у него ни малейших иллюзий относительно допустимости «спонтанного» развития социализма в России. Отличительной чертой, которой Сталин умело пользовался себе во благо, был его опыт местного партийного организатора российской глубинки, мало кто из лидеров мог похвастаться этим, и это помогло во многом Сталину завоевать расположение Ленина. Важной частью подобного опыта были периодические аресты, тюрьмы, ссылки и побеги. За все время Сталина арестовывали семь раз и пять раз он бежал. Из девяти лет, с мая 1908 года по март 1917, он провел на свободе только полтора года.
В соответствии с русской революционной традицией, тюрьма и ссылка служили для многих политических деятелей особыми «университетами», где они много читали, познавали радикальные идеи. Именно там Сталин постарался заполнить пробелы в своем образовании, особенно в марксистской литературе. На Кавказе, где протекали годы революционного становления вождя, было сильно влияние меньшевиков, и это объясняло ту неприязнь и то недоверие, с каким относились к нему многие закавказские социал-демократы. Уже к 1905 году у Сталина сформировалась репутация человека, с которым сложно работать, амбициозного интригана, который стравливает своих товарищей между собой.
Его организаторские способности невозможно подвергнуть сомнению. Он мог справиться с любым делом, однако практически никогда не отличался оригинальностью мышления, зато он научился быть убедительным в ходе споров, достаточно хорошо освоив марксистские тексты, чтобы опираться на них в своей аргументации, используя цитаты из Маркса и Энгельса, Плеханова и Ленина. Сталин не любил, да, вероятно, и не умел хорошо выступать перед аудиторией. Его речь отличалась простотой и отсутствием трибунной пафосности. Сильный акцент, скованность и монотонность делали его выступления крайне невыразительными. Неслучайно Иосиф Виссарионович меньше, чем кто-либо из ленинского окружения, выступал на митингах, встречах, манифестациях. Предпочитал готовить директивы, указания, писать статьи, заметки, давать газетные реплики по поводу тех или иных событий. Он был довольно последователен и неизменно категоричен в своих выводах и суждениях. В его газетных материалах либо свет, либо тень. В дальнейшем Сталин привыкнет к трибунам съездов и конференций. Но положение его тогда будет уже совершенно иным. Негромкий голос люди будут слушать в звенящей тишине, готовой взорваться шквалом аплодисментов.
Победа Сталина не была неизбежной и не была спланирована заранее во всех деталях. На пути встречалось множество препятствий. Огромную роль сыграли также просчеты оппонентов, которыми он, как никто другой, мог воспользоваться лучше всего. Больше семи лет должно было пройти со времени назначения его Генеральным секретарем, чтобы понять, что Сталин победил. Власть, которую он установил через контроль за Секретариатом и партийной машиной, являлась безграничной. Обладая возможностью формировать комитеты и гарантировать себе большинство голосов, Сталин смог всех, кто пытался образовать оппозицию, обвинить во фракционности, в попытках раскола партии, в разжигании в ее рядах контрреволюционной деятельности, в предательстве дела революции. Сталин снова одержал победу.
1. Аллилуев В. Хроника одной семьи: Аллилуевы - Сталины / В. Аллилуев. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 337, [1] с., [8] л. ил.
2. Аллилуева С. Двадцать писем к другу. - М.: Известия, 1990. - 176 с.
3. Бажанов Б. Воспоминания бывшего секретаря Сталина. - СПб.: Всемирное слово, 1992. - 312 с.
4. Берия Л.П. К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье: (Доклад на собрании тифл. партактива 21-22 июля 1935 г.) / Л. Берия. - Иркутск: Вост.-Сиб. краев. изд-во, 1935. - 109, [2] с., портр.
5. Бьюкенен Д. Мемуары дипломата. - 2-е изд. - М.: Международные отношения, 1991. - 344 с.
6. Василевский А.М. Дело всей жизни. - М.: Олма-Пресс, 2002. - 508 с.
7. Ворошилов К.Е. Сталин и Красная Армия /К.Е. Ворошилов. - М.: Воениздат, 1938. - 47 с.
8. Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре. - М.: Советский писатель, 1990. - 400 с. Материалы Чрезвычайной комиссии по
расследованию дела о бывшем Верховном главнокомандующем Корнилове и его соучастниках. Август 1917 г. - июнь 1918 г.: В 2 т./ Под ред. Г.Н. Севостьянова. - М.: Материк, 2003. - 565 с.
10. Деникин А.И. Очерки русской смуты: В 6 т. - Минск: Харвест. 2002. - 464 с.
11. Илизаров Б.С. Тайная жизнь Сталина. По материалам его библиотеки и архива. К историософии сталинизма. - М.: Вече, 2002. - 480 с
12. Капанадзе П. Воспоминания о детских и юношеских годах вождя. Литературная запись для детей Анны Кравченко.РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 669.
13. Коминтерн и гражданская война в Испании: Документы / Сост. С. Пожарская, А. Саплин. - М.: Наука, 2001. - 527, [1] с.
14. Милюков П.Н. Воспоминания. М.: Политиздат, 1991. - 528 с.
15. Письмо Сталина В.С. Бобровскому от 24 января 1911 года,подлинник этого письма: РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 641. Л. 177.
16. Революция 1905-1907 гг. в Грузии [Текст]: Сборник документов / Сост. С. Маглакелидзе и А. Иовидзе; Под ред. [и с введ.] Ш. В. Цагарейшвили; Архивное упр. МВД ГССР. - Тбилиси: Сахелгами, 1956. - 838 с.
17. Сталин в воспоминаниях современников в документах эпохи / Сост. М. Лобанов. - М.: Эксмо, 2002. - 637, [2] с.: ил., портр.
18. Сталин и Каганович. Переписка. 1931-1936 / Сост. О.В. Хлевнюк [и др.]. - М.: РОССПЭН, 2001. - 797, [1] c., [12] л. ил., портр.
19. Троцкий Л. Дневники и письма/ Л. Троцкий; Под ред. Ю.Г. Фельштинского; Предисл. А.А. Авторханова. - М.: Изд-во гуманит. лит., 1994. - 254,[2] с.
20. Троцкий Л. Преданная революция / Л. Троцкий. - М.: НИИ культуры, 1991. - 254,[2] с.
21. Швейцер В.Л. Сталин в Туруханской ссылке: Воспоминания подпольщика. - М.: Мол. гвардия, 1940. - 48 с.
Статьи, монографии, учебная литература:
22. Абрамов А.Н. Начало революционной деятельности И.В. Сталина. 18941902: Обраб. стенограмма лекции прочит. 20 ноября 1939 г. На Кировском заводе в Ленинграде / А. Абрамов. - Л.: Газ. - журн. и кн. изд-во Ленингр. гор. совета депутатов трудящихся, 1939. - 26 с.
23. Арутюнян А.Б. Сталин и революционное движение в Армении в 1905-1907 гг. / Армо Аренц. - Ереван: Гос. Изд-во полит. лит., 1940. - 119 с.: [12] л., илл., портр.
24. Войтиков С.С. Новейшая историография деятельности И.В. Сталина в годы Гражданской войны // Вестник РГГУ Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». - 2017. - № 8. - С. 122-129.
25. Гусляров Е.Н. Сталин в жизни: систематизированный свод воспоминаний современников, документов эпохи, версий историков. - М.: Олма-Пресс, 2003. - (Биографические хроники).
26. Дмитриевский С.В. Сталин: Предтеча нац. революции / С. Дмитриевский. - М.: Эксмо, 2003. - 377, [2] с., портр.
27. Емельянов Ю.В. Сталин: Путь к власти / Ю.В. Емельянов. - М.: Вече, 2002. - 475, [1] с., портр.
28. Жуков Ю.Н. Первое поражение Сталина, 1917-1922 годы: от Российской империи - к СССР. М.:ИЦ Аква-Терм, 2011. - 672 с.
29. Ильичев Л.Ф. Корифеи революционной науки: [В.И. Ленин и И.В. Сталин] / Л. Ильичев, Ф. Кошелев. - М.: Моск. рабочий, 1939. - 96 с.
30. Капченко Н.И. Политическая биография Сталина. (1879-1924). Т.1. - Тверь: Северная корона, 2004. - 733 с.
31. Макдермотт К. Коминтерн. История международного коммунизма от Ленина до Сталина: [Монография] / Кевин Макдермотт, Джереми Агню; Пер. с англ. И.С. Давидян. - М.: АИРО-ХХ, 2000. - 223 с.
32. Монтефиоре С.С. Молодой Сталин / Пер. Л. Оборина. - М.: Корпус, 2014. - 576 с.
33. Москалев М.А. И.В. Сталин в Сибирской ссылке. - Красноярск: Краев. изд- во, 1942. - 20 с.
34. Назаров О.Г. Сталин и борьба за лидерство в большевистской партии в условиях НЭПа / О.Г Назаров. - М.: ИВИ РАН, 2000. - 203 с.
35. Островский А.В. Кто стоял за спиной Сталина? Тайны революционного подполья. - М.: Олма-Пресс, 2002. - 640 с.
36. Пайпс Р. Русская революция. Книга 2. Большевики в борьбе за власть (19171918). - М.: Захаров, 2005. - 720 с.
37. Перегудова З.И. Политический сыск России (1880-1917). - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. - 519 с.: ил.
38. Пименов А.Ю. И.В. Сталин на фронтах Гражданской войны. Царицынский период (лето - осень 1918 г.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 1994. - 276 с.
39. Похлебкин В.В. Великий псевдоним. - М.: ТОО «ЮДИТ», 1996. - 158 с.
40. Радзинский Э. Вожди. Наполеон. Сталин. - М.: АСТ, 2007. - 1312 с.
41. Рыбас С.Ю. Сталин. - 3-е изд., испр. - М.: Молодая гвардия, 2012. - 902 с.: фот.
42. Серебрякова З.Л. Сталин и царская охранка // Совершенно секретно. - 1989. -№7. - С. 10-21.
43. Сталин И.В. Октябрьская революция и тактика русских коммунистов. Международный характер октябрьской революции. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. - 120 с.
44. Такер Р. Сталин. Путь к власти 1879 - 1929. История и личность. Т. 1. - М.: Прогресс, 1991. - 107 с.
45. Троцкий Л.Д. История русской революции. В 2 т. Том 1. Февральская революция / Общ. ред. и вступ. ст. Н. Васецкого. - М.: Терра, 1997. - 464 с.
46. Троцкий Л.Д. История русской революции. В 2 т. Том 2. Октябрьская революция / Общ. ред. Н. Васецкого. - М.: Терра, 1997. - 400 с.
47. Троцкий Л.Д. Портреты революционеров / Под ред. Ю.Г. Фельштинского; предисл. и примеч. М. Куна. - М.: Московский рабочий, 1991. - 365 с.
48. Хильгер Г. Сталин. Серия «Исторические силуэты». - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 320 с.
49. Хлевнюк О.В. Сталин. Жизнь одного вождя. - М.: ACT, 2015. - 464 с.
50. Шубин С.И. Сольвычегодская ссылка Сталина // Вестник Северного
(Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и
социальные науки. - 2009. - Вып. № 4. - С. 25-32.
51. Эдельман О. К вопросу о переезде Иосифа Джугашвили в Батум (19011902) // Русский сборник: исследования по истории России. - Т. XVI. - М. 2013. - С. 195-204.
52. Эдельман О. Не заметивший войну: безмятежная жизнь Кобы в Туруханске // Неприкосновенный запас. - 2014. - № 4 (96). - С. 97-114.
53. Эдельман О. Семинарист Джугашвили (1894-1899) // Русский сборник: исследования по истории России. - Т. XIV. - М., 2013. - С. 170-193.
54. Эдельман О. Сосо в Батуме, 1902 // Неприкосновенный запас. - 2013. - № 4. - (90). - С. 229-244.
55. Эдельман О. Сталин, Коба и Сосо. Молодой Сталин в исторических источниках. - М.: Регнум, 2016. - 128 с.
Словари, справочные издания, энциклопедии:
56. Залесский К.А. Империя Сталина: Биограф. энцикл. словарь / К.А. Залесский. - М.: Вече, 2000. - 605, [1] с., портр.
57. Измозик В.С., Куликов Ю.С. Отечественная история IX-XX вв.: Справочные материалы. - СПб.: СЗТУ, 2004. - 62 с.
58. Морозова О.М., Самыгин С.И., Стариков Н.В. Всемирная история: Справочник. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 668, [1] с.
59. Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - 608 с.
60. Чернобаев А.А. Сталин Иосиф Виссарионович // Политические деятели России, 1917 г. Биографический словарь / Ред. П.В. Волобуев и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 432 с.