Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНДУКТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Работа №34755

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1336
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические концепции обучения грамматике
английского языка в школе
1.1 Грамматика как основополагающий элемент изучения английского языка
1.2 Способы и этапы формирования грамматических навыков
учащихся
1.3 Содержание обучения грамматике по ФГОС 22
Выводы по главе 1 26
Глава 2 Практические основы обучения грамматике 27
английского языка
2.1 Подходы и методы обучения грамматике английского языка 27
2.2 Анализ школьных УМК для учащихся 5 классов («Enjoy English», «Spotligth»)
2.3 Роль учителя в индуктивном походе - методические рекомендации
Выводы по главе 2 45
Заключение 47
Список использованной литературы 51
Приложения


На сегодняшний день степень владения грамматическими средствами рассматривается образовательными стандартами как одна из целей образования в рамках развития языковой компетенции. Решение проблемы формирования коммуникативной компетенции невозможно без изучения грамматики изучаемого языка. Можно утверждать, что ни один аспект изучения языка не является предметом таких интенсивных дискуссий, как грамматика.
Дабы устранить проблемы при изучении грамматики иностранного языка, необходимо уточнить само понятие «грамматика»; установить связь грамматики иностранного языка, у которой есть специфические особенности, с практикой преподавания, психологией, педагогикой, лингвистикой; рассмотреть ее цели , как общепедагогические, так и методические. Изучая язык, невозможно обойти стороной его грамматический строй. Именно посредством грамматики выявляется уровень владения иностранным языком.
Социокультурные изменения, которые происходят в настоящее время в нашей стране, неопровержимо показывают, что образование не полностью удовлетворяет актуальные запросы общества. Оно не готовит полноценно молодое поколение к качественной, успешной жизни. Высокий результат образования является основным свидетельством, показывающим эффективность работы такого социального института, как школа, а не просто получение хорошего аттестата.
Основным фактором, влияющим на развитие образования в настоящее время, является поворот к личности ребенка. Развитие личности - это цель и смысл современного образования. Эти требования обусловлены тем, что взгляд на суть и готовность человека выполнять профессиональные функции, социальные роли меняются. Следствием этих изменений является появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые обеспечивают условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях.
Современный подход к преподаванию английского языка включает в себя обучение, образование, развитие и поддержание интереса, формулирование универсальных учебных действий. Следовательно, стоит изучить применение индуктивного метода при формировании грамматических навыков. Является ли он эффективным за счет того, что учитель может создать проблемный урок, активизировать деятельность самих учащихся. Поэтому изучение темы «Индуктивный подход в обучении грамматике английского языка в школе» является актуальным. Перспективность заключается в том, что новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки обучающихся.
Объектом исследования стали методы обучения грамматике английского языка и изучение их эффективности.
Предмет исследования - индуктивный подход при обучении грамматике английского языка.
Целью исследования является теоретическое обоснование эффективности применения индуктивного подхода в обучении грамматике английского языка.
В связи с вышеизложенным нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить понятие грамматики как
основополагающего элемента в изучении английского языка;
2. Ознакомиться со способами формирования грамматических навыков учащихся и проанализировать их;
3. Рассмотреть подходы и методы обучения грамматике английского языка;
4. Провести анализ школьных УМК для учащихся 5 классов («Enjoy English», «Spotligth»);
5. Проанализировать формирование грамматических навыков при использовании индуктивного подхода;
6. Выявить эффективность применения индуктивного подхода в обучении грамматике английского языка в школе;
7. Изучить роль учителя при обучении грамматике, составить методические рекомендации.
При проведении исследования нами были использованы следующие методы: анализ и синтез методической литературы по теме, сравнение учебно-методических комплектов «Enjoy English» и «Spotlight», метод классификации.
Методологическую базу исследования составляют труды И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, Г.В. Роговой, Е.И. Пассова, В.А.Григоренко, Т.В.Казниной.
Практической базой для исследования послужили УМК «Enjoy English 5-6» и «Spotligh 5».
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит во всестороннем анализе и синтезе теоретического материала по данной теме, а также в обосновании применения индуктивного подхода в обучении грамматике английского языка в школе.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения практических выводов выпускной квалификационной работы на уроках английского языка в школе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава рассматривает теоретические концепции обучения грамматике английского языка в школе. Вторая глава - анализ УМК по английскому языку. Приложения состоят из примеров правил и упражнений из УМК.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение можно отметить, что грамматика является базой языкового развития. Ее изучение является необходимым для овладения всеми видами речевой деятельности такими, как аудирование, говорение, чтение и письмо.
Занимаясь проблемой формирования грамматических навыков, необходимо четко понимать данное определение. Грамматический навык - это умение говорящего выбирать модель, которая будет адекватной речевой задаче, и оформить ее, соблюдая нормы данного языка.
Признавая ведущую роль формирования грамматических навыков в изучении английского языка, учителю необходимо представить средства и приемы ее формирования в условиях школы.
Комплексное решение образовательных, практических, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но знаниях их психологических особенностей в данном возрасте.
Таким образом, цель работы - теоретическое обоснование эффективности применения индуктивного подхода в обучении грамматике английского языка, выявить зависимость грамотной устной речи от сформированности грамматических навыков у учащихся, - была достигнута.
Итак, задачи, поставленные перед нами, были решены. Были изучены понятие грамматики, как основополагающего элемента в изучении английского языка; рассмотрены подходы и методы обучения грамматике английского языка; проведен анализ школьных УМК для учащихся 5 классов («Enjoy English», «Sportligth»); выявлена эффективность применения индуктивного подхода в обучении грамматике английского языка в школе.
Обзор теоретической литературы позволил нам сделать выводы о том, что грамматика представляет собой строительный материал языка, т.е. это своего рода упорядоченное описание грамматических закономерностей, способствующее дальнейшему формированию навыков. Также грамматика организовывает и систематизирует нашу речь, представляет основу этой речи.
Именно на грамматике базирует наша лексика. Грамматика - неотъемлемая часть языкознания, рассматривающая закономерности изменения и сочетания слов, создающих осмысленные высказывания, отражающая структуру языка, конвертирующая его в продукт речи. Форма грамматических явлений может быть выведена индуктивно, но нужно специальными средствами привлечь к ней внимание учащихся.
Упражнения являются основополагающим этапом в работе над грамматикой языка, связанным с пополнением языковых средств и практикой их реализации в различных формах коммуникации. Они моделируют деятельность, формируют, развивают и совершенствуют речевые навыки и умения.
Образовательные стандарты нового поколения указывают на необходимость интеграции в содержании образования предметных и универсальных учебных умений, что позволит вывести результаты обучения на достаточный уровень компетенции. Индуктивный метод позволяет использовать поиск в качестве способа учения; стимулировать активность учеников и развивать их языковое наблюдение, создавая все условия для непринужденного фиксирования информации, грамматических явлений в памяти; сформировать навык догадки; самореализоваться учащимся.
В практической части работы нами были рассмотрены подходы и методы обучения грамматике английского языка, проведен анализ школьных УМК для учащихся 5 классов («Enjoy English», «Spotligth»). Проведенный анализ показал, что определению методов и подходов в обучении грамматике английского языка посвящено много педагогических трудов; применяются различные подходы в обучении грамматике английского языка, каждый из которых имеет определенную эффективность, но большую результативность может дать применение индуктивного подхода.
Традиционно к основным подходам по формированию грамматических навыков относят имплицитный и эксплицитный подход. Частая тренировка и отработка грамматических структур формирует у учащихся определенную модель фразы, но такая деятельность исключает сознательность и коммуникативность, что, несомненно, нужно учитывать.
Также были выявлены основные отличительные характеристики УМК
«Enjoy English» такие, как:
• темы отвечают интересам школьников 5-6-х классов;
• актуальная подборка материалов и заданий;
• УМК содержит задания на все виды речевой деятельности.
Также были выявлены основные отличительные характеристики УМК
«Spotlight», к которым следует отнести:
• адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы;
• современные технологии, включая компьютерные;
• интерактивность, вывод ученика за рамки учебника.
Значение обучения грамматике иностранного языка заключается также в том, что она способствует лучше осознать грамматический строй родного языка, прогресс логического мышления, наблюдательность, способность к анализу и общению, то есть в процессе ее исследования реализуются развивающие, образовательные и воспитательные цели обучения.
Индуктивные методы представления материала, при которых происходит упорядоченное обобщение понятий, представляются более способствующими активному усвоению материала учениками, именно в этом смысле и понимается превосходство индуктивного метода над дедуктивным.
грамматические навыки. Главная задача обучения заключается в том, чтобы ученики могли оперировать определенным рядом навыков до автоматизма.
Преподавателям стоит поощрять применение разнообразных грамматических структур, даже если их употребление на первых порах получается с ошибками; воспитывать у учащихся бережное отношение к языку, стимулировать самостоятельный поиск и исправление ошибок.
Индуктивный метод позволяет использовать поиск в качестве способа учения; стимулировать активность учеников и развивать их языковое наблюдение, создавая все условия для непринужденного фиксирования информации, грамматических явлений в памяти; сформировать навык догадки; самореализоваться учащимся
В дальнейшем планируется расширить практическую базу исследования и выявить более эффективные методы обучения грамматике английского языка, учитывая интересы и возможности учащихся.



1. Биболетова М.З. Английский с удовольствием «Enjoy English» / М.З.Биболетова, Н.В.Добрынина, Н.Н.Трубанаева - Титул 2007. - 153 с.
2. Биболетова М. З. Примерные программы начального общего образования. Иностранные языки / М. З. Биболетова [и др.]. - М.: Просвещение, 2005. - 96 с.
3. Бим, И.Л. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации / Сборник статей международной научно- практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим / И.Л. Бим. - М.: Тезаурус, 2013. - 331с.
4. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И.
Божович. - М., 1995. - 153с.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И.
Божович. - М.: Институт практической психологии, 2012. - 272 с.
6. Бородулина, М. К. Обучение иностранному языку как
специальности: учеб. пособие / М. К. Бородулина, А. А. Карлин, А. С. Лурье.
- М: Просвещение, 1982. - 256с.
7. Ваулина Ю.Е. Английский в фокусе «Spotlight» / Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс - М.: Просвещение, 2012 - 124 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва, 1991. - 479с.
9. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. - М.: ЭКСМО, 2013. - 345 с.
10. Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. - М.: Айрис Пресс, 2004. - 198 с.
11. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Академия, 2005. - 336 с.
12. Гез Н. И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков / Н. И. Гез, Г. М. Фролова. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
13. Грязнов В.А.Прогулка по королевству английский язык / В.А.Грязнов, А.С.Костромин - Казань, 2007 - 98 с.
14. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. - М.: АсТ, 2011. - 345 с.
15. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению / Учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 159 с.
16. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 140 с.
17. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М., 1986. - 130-134 с.
18. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе
/ И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
19. Иванова И.П. Теоретическая грамматика современного английского языка/ Иванова И.П. - М.: Высшая школа, 1981. - 362 с.
20. Иванова Т.В. Теория и методика обучения иностранному языку / Т.В.Иванова, И.А.Сухова - УФА, 2008 - 245 с.
21. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
22. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык / Пособие для учителей/ Н.Ф. Коряковцева. - М., 2002. - 206 с.
23. Лукьяненко С. И. Изучение грамматики в целях развития навыков говорения (на материале немецкого языка). // Вопросы методики
обучения иностранным языкам в школе и ВУЗе. - Ростов-на-Дону: РПИ, 1977.
52 - 191 c.
24. Ляховицкий, М.В. Методика обучения иностранного языка в средней школе/ М.В.Ляховицкий. - М.: Высшая школа, 1982. - 154 с.
25. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова.- М., 1990. - 192 с.
26. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К.
Маркова.- М.: Просвещение, 1990. - 125 с.
27. Мельникова Г.Т. Исследование сравнительной эффективности различных подходов к обучению иноязычной грамматике. Автореф. дис. .канд. пед. наук; - М., 1980. - 183 с.
28. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам:
традиции и современность / Коллективная монография под редакцией
академика РАО А.А.Миролюбова, - Обнинск: Титул, 2010 - 210 с.
29. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов / Учебное пособие для вузов / И.П. Подласый. - М.: Владос-пресс, 2004. - 365 с.
30. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова. - М.: Просвещение, 1991 - 41 с.
31. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам.
Базовый курс лекций / Е.Н.Соловова - М.: Просвещение, 2005 - 14, 37, 41 с.
32. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учебник / Н. Ф. Талызина. - М.: Академия, 2003. - 288 с.
33. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хомский ; пер. с англ. под ред. и с предисл. В. А. Звегинцева. - Москва : Изд-во Московского университета, 1972. - 233 с.
34. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь А.Н.Щукин - Аст.: Хранитель, 2007 - 752 с.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
35. Баяндина, Е.Ф. Проблема мотивации в изучении английского языка / Е.Ф. Баяндина // Международный научный журнал «Символ Науки» -2015. - №4. - С. 167-168.
36. Божович Л. И. Речь и практическая интеллектуальная
деятельность ребенка / Л. И. Божович // Культурно-историческая психология. - 2006. № 1-3.- С.125.
37. Болдова Т. А. Многообразие дидактических методов обучения иностранным языкам / Т. А. Болдова // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе. - 2000. - № 5. - С.5-6.
38. Буран А. Л. Педагогические технологии, используемые в
обучении иностранным языкам с применением информационно-коммуникационных технологий / А. Л. Буран // Молодой ученый. - 2011. - №12. - Т. 2. - С.81-85.
39. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике
иностранных языков // Иностранные языки в школе. - 2000, - № 5. С. 22-26.
40. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных исследований / Н. И. Гез // Иностранные языки в школе. - 1985. - № 2. - С. 17-24.
41. Григоренко В.А. Способы повышения эффективности обучения грамматике иностранного языка в школе/ В.А.Григоренко - Вестник ВолГУ, - 2011, - № 9 - С.8-9.
42. Жернакова М.В. Обучение грамматике английского языка на начальном этапе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство,- 2015, - С.191-193.
43. Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения / М.В. Зайцева // Первое сентября. - 2003, - № 1. - С.2-4.
44. Казнина Т.В. Специфика обучения грамматике английского языка в пятом классе средней общеобразовательной школы/ Т.В.Казнина - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, - 2009. - № 4. - С.13-16.
45. Карабанова О. А. Формирование универсальных учебных
действий учащихся / О. А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009.
- № 12. - С.9-11.
46. Костюк, М.А. Роль учебной мотивации в развитии личности
студента при обучении иностранному языку / М.А. Костюк // Вестник МГЛУ. Вып.16. - 2012. - С. 106-114.
47. Куликов, Е.В. Практики повышения мотивации при изучении английского языка / Е.В. Куликов // Высшее образование в России. - 2011. - № 11. - С.160-163.
48. Лизенин, С.М Грамматика в курсе интенсивного обучения
английскому языку в старших классах средней школы// ИЯШ, - 1992. - №5. - С.94-97.
49. Мильбруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение
разговорной грамматике// ИЯШ. - 2001. -№6. - С.18
50. Мильбруд, Р. П. Коммуникативность языка и обучение
разговорной грамматике // Иностранные языки в школе, - 2002. - №2. - С. 8
51. Миронова, В.Е., Г ейвус, А.С., Повышение мотивации к обучению профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе / В.Е. Миронова, А.С. Гейвус // Профессиональное образование в России и за рубежом 3 (15)
- 2014. - С. 106-110.
52. Онал, И.О. К вопросу о мотивации студентов неязыковых вузов к изучению иностранных языков / И.О. Онал // Сибирский педагогический журнал. - 2007, - №12. - С. 131-140.
53. Рогова, Г.В., Никитенко, З.Н. О некоторых путях повышения мотивации изучения иностранного языка у школьников IV - VII классов / Г.В. Рогова, З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. - 1982. - № 6. - С. 37.
54. Саланович, Н.А. Мотивация учения и пути её повышения на уроке иностранного языка / Н.А. Саланович // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 5. - С. 29.
55. Степанова, Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е.А. Степанова // Иностранные языки в школе. - 2004. -№ 3. - С. 15.
56. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С.58-64.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
57. ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения 29.04.2019)
58. Чермокина Р. Ш. Грамматика в обучении иноязычной речи на неязыковых факультетах вуза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: auka- pedagogika.com/pedagogika (дата обращения 12.02.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ