Введение 3
1. Теоретические основы управления мотивацией труда в организации 5
1.1. Сущность и виды мотивации труда 5
1.2. Принципы мотивации труда в организации 13
1.3 Подходы к оценке эффективности системы мотивации труда в 18
организации
2. Анализ системы мотивации персонала в ООО «Комус-Приволжье» 21
2.1. Общая характеристика ООО «Комус-Приволжье» 21
2.2. Исследование системы управления ООО «Комус-Приволжье» 29
2.3. Оценка системы управления мотивацией труда в ООО «Комус- 33
Приволжье»
3. Направления повышения эффективности системы управления 45
мотивацией труда в ООО «Комус-Приволжье»
3.1. Рекомендации по совершенствованию материальной денежной 45
мотивации персонала ООО «Комус-Приволжье»
3.2. Рекомендации по совершенствованию материальной неденежной 50
мотивации персонала ООО «Комус-Приволжье»
3.3. Рекомендации по совершенствованию нематериальной мотивации 56
персонала ООО «Комус-Приволжье»
Заключение 64
Список использованных источников 70
Приложения 74
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что основой для каждого предприятия, ее главным фундаментом являются люди, в связи с чем система мотивации одна из основных ролей в организации деятельности любой организации.
Весьма зачастую над концепцией мотивировки наниматель приступает размышлять только лишь в том случае, когда сотрудник планирует оставлять свою работу. Однако с целью укрепления производительности, деятельность должна быть разработана еще задолго до того, как работник принят на работу.
Мотиваторы — факторы, повышающие эффективность работы человека и его удовлетворенность за счет того, что соответствует его внутренним потребностям и мотивам, которые в настоящий момент частично или полностью не удовлетворены и требуют удовлетворения. Поэтому залог эффективного труда работника — максимально возможное совпадение его индивидуальных мотивов и целей с мотивами и целями всего предприятия в целом.
При разработке системы мотивации важно понять, что движет человеком. Можно выделить две основные категории персонала: тех, кого в большей степени мотивируют задачи (стремятся к достижению, как личных целей, так и целей организации), и тех, кого в большей степени мотивирует окружающая обстановка.
Если в первом случае факторами мотивации будут карьерный рост, признание, благодарности. То для вторых намного интереснее будут горячие обеды, корпоративный транспорт, возможно даже дополнительный выходной раз в месяц.
Когда определится ориентир в системе мотивации - можно выбирать и сам способ. Практика показывает, что в компаниях с достаточно высокими базовыми заработными платами при отсутствии других стимулов, накапливается внутреннее напряжение. Работу в организации, где все внимание сосредоточено на поддержании корпоративного духа, но мизерные зарплаты, сегодня уже мало кто может себе позволить. Поэтому нужно найти оптимальное соотношение между материальными и нематериальными стимулами. Наиболее популярные инструменты материального стимулирования - это система оплаты труда; диверсифицированная система наполнения т.н. «социального пакета».
В качестве нематериальных механизмов можно использовать повышение квалификации и обучение; карьерный рост и профессиональное развитие; содержание труда, уровень ответственности и качество выполняемых задач; команда и лидеры; имидж компании, ее рыночные позиции.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка способов совершенствования системы управления мотивацией на предприятии ООО «Комус-Приволжье».
Для достижения поставленной цели необходимо было следующие задачи:
1. Выявить сущность системы мотивации.
2. Изучить виды и принципы мотивации персонала
3. Оценить систему управления мотивацией труда в ООО «Комус- Приволжье»
4. Выявить материально денежную и материально неденежную мотивацию персонала ООО «Комус-Приволжье».
5. Выявитьнематериальную мотивацию ООО «Комус-Приволжье»
Объектом данной работы является система мотивации на ООО «Комус-Приволжье».
Предметом исследования- пути совершенствования системы мотивации в компании ООО «Комус-Приволжье».
Структура выпускной квалификационно работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что основой для каждого предприятия, ее главным фундаментом являются люди, в связи с чем система мотивации одна из основных ролей в организации деятельности любой организации.
Общество с ограниченной ответственностью «Комус» уже с 25 октября 2003 года и по настоящее время осуществляет оптовую и розничную продажу офисных товаров, бумаги и картона, пластиковой упаковки, оборудования и мебели для офиса, медицинских расходных материалов, рекламно-сувенирной продукции.
ООО «Комус» развивает собственные бренды, в число которых входят: собственная офисная бумага торговой марки «Комус» трех классов, канцтовары и товары для офиса; универсальная фотобумага MegaJet; самоклеящиеся этикетки MegaLabel.
ООО «Комус-Приволжье» возглавляет Генеральный директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояние и деятельность.
В управлении персоналом ООО «Комус-Приволжье» применяются следующие группы методов:
Административно - организационные методы управления:
а) регулирование взаимоотношений сотрудников посредством должностных инструкций;
б) использование властной мотивации (издание приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении текущей деятельностью компании.
Экономические методы управления:
а) материальное стимулирование труда работников: основная заработная плата;
б) фиксированные премиальные в каждом месяце.
Социально-психологические методы управления:
а) развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации с помощью формирования стандартов обслуживания;
б) стимулирование труда работников посредством гарантированного предоставления социальных гарантий (больничные листы, выплаты пособий, предоставление оплачиваемых отпусков и т.п.), организации праздников для сотрудников.
В компании существует программа поощрения лучших сотрудников:
- за достижения, превышающие поставленные перед ними цели;
- за выполнение сотрудниками работы сверх установленных должностных обязанностей.
Премирования происходят по итогам каждого квартала. В качестве призов выступают дополнительные денежные премии. Система нематериального стимулирования ООО «Комус-Приволжье» включает следующие элементы: почетная грамота, устная благодарность руководства.
Социальный пакет ООО «Комус-Приволжье» включает:
- оплату услуг сотовой связи в части служебных переговоров;
- выплаты по семейным обстоятельствам (рождение ребенка, смерть родственника).
Основанием к поощрению Благодарственным письмом или ценным подарком является:
- особые заслуги и достижения работников;
- достижение пенсионного возраста, со стажем работы не менее 15 лет;
- при стаже работы в Обществе 20, 30, 40 лет (круглая дата);
- личная юбилейная дата 50, 55, 60, 65, 70 лет.
Оздоровление и отдых работников и членов их семей. Работодатель содействует оздоровлению работников (при стаже работника на предприятии не менее 5 лет) в санаториях в пределах Приволжского Федерального округа, приобретая за счет средств предприятия не менее 40 путевок в год.
Материальной мотивации в ООО «Комус-Приволжье» уделено достаточно внимания, создана определенная система расчета премий, где подробно описано, как и за что сотрудник может получить прибавку к своему окладу. Но продавцы все равно остаются крайне неудовлетворены своей надбавкой, и это учитывая то, что среди сотрудников данной должности самая высокая текучесть персонала.
Для исправления данной ситуации - уменьшения текучести, необходимо разработать мероприятия по совершенствованию материальной мотивации в ООО «Комус-Приволжье» на примере продавца.
Сотрудники ООО «Комус-Приволжье» говорят о том, что в организации слишком часто пользуются услугой Тайный покупатель. Тайный покупатель каждый месяц проверяет магазин, а бывает, что и по нескольку раз в месяц, хотя от этого размер премии за прохождение Тайного покупателя не увеличивался в два раза.
Для совершенствования материальной мотивации было принято решение разработать мероприятия по сокращению количества пользования услугой Тайный покупатель в ООО «Комус-Приволжье». Данной услугой будут пользоваться один раз в два месяца для выявления основных проблем в организации. За счет сокращения пользования услугой Тайный покупатель, было решено увеличить надбавки к заработной плате.
Система материальной мотивации оказалась несовершенной в плане оплаты работы в праздничные дни. В первые дни прохождения наставничества для адаптации новых сотрудников и на обучении, кассирам-продавцам рассказывается, что праздничные дни не оплачиваются им в двойном размере. Сотрудники абсолютно не замотивированы выходить в праздничные дни на работу, так как понимают, что поток клиентов ООО «Комус-Приволжье» сильно увеличится и смена будет тяжелее обычного.
Оплата труда кассира-продавца за один рабочий праздничный день будет в двойном размере. Благодаря данному нововведению, сотрудники ООО «Комус-Приволжье» будут правильно замотивированы на работу в праздничные дни.
Разработка и внедрение предложенных выше мероприятий по совершенствованию материальной мотивации должно улучшить отношение сотрудников ООО «Комус-Приволжье» к организации. Теперь кассиры- продавцы будут более инициативны к достижению выполнения условий получения коллективной премии и к работе в праздничные дни.
Далее представлены рекомендации по совершенствованию системы материальной неденежной мотивации.
Социальный пакет в ООО «Комус-Приволжье» также должен быть разработан и применен. Целесообразно количество и характер льгот устанавливать в зависимости от заслуг работника: чем выше его должность и более длительный стаж работы, тем большим количеством разнообразных льгот он пользуется.
Социальный пакет в ООО «Комус-Приволжье»предлагается формировать таким образом, чтобы работник самостоятельно, в пределах суммы баллов, полученной при оценке его квалификации по занимаемой должности, выбирал из списка льготы, которые наиболее важны для него. Например, один работник отдает преимущество оплате учебы, другой работник - дополнительному медицинскому страхованию, третий работник - оплате занятий спортом.
Всеми без исключения льготами может пользоваться руководитель организации, практически всеми льготами - начальники отделов. Минимум льгот может быть предоставлено вспомогательному персоналу. Таким образом, разработанные мероприятия нацелены на поддержание «здорового» корпоративного климата в коллективе, снижение текучести персонала, формированию сплоченности и лояльности коллектива и налаживания взаимоотношений между сотрудниками, руководством и подчиненными.
Весомой причиной ухода сотрудников ООО «Комус-Приволжье», как показало проведенное исследование, является неблагоприятный социально-психологический климат.
Поэтому улучшение социально-психологического климата и формирование корпоративной культуры должно выступать как основное направление деятельности службы персонала, даже если оно связано с отрицательным экономическим эффектом в пределах допустимых норм.
Сплочению трудового коллектива ООО «Комус-Приволжье» способствует формирование организационной культуры предприятия.
В ООО «Комус-Приволжье» целесообразно использовать следующие методы развития корпоративной культуры:
- диагностика и решение проблем подразделения или организации на основе анкетирования, тренингов и т.п.;
- раскрытие способностей сотрудников, помощь им в определении путей самореализации;
- создание теплой и творческой атмосферы в коллективе;
- диагностика кандидатов на соответствие требованиям корпоративной культуры;
- адаптация новых сотрудников к нормам, правилам и традициям предприятия;
- привлечение штатного психолога для работы с кадрами.
С целью выполнения поставленных задач в рамках формирования и развития корпоративной культуры в дальнейшем рекомендуется привлечение психолога, который будет осуществлять следующие функции:
- социально-диагностическую - социально-психологические исследования коллектива, изучение проблемных, конфликтных ситуаций в подразделениях предприятия, прогнозирование реакции персонала различных категорий на принятое руководством решение;
- психологическую - составление психологических портретов сотрудников, психодиагностика;
- тренинговую;
- консультационную - психологическое обеспечение кадровой работы, оказание моральной поддержки сотрудникам предприятия.
Помимо прочего, рекомендуется организовать следующие мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры компании и нематериальной мотивации, в частности:
1. Организация смотра-конкурса профессионального мастерства.
2. Празднование международного дня канцтоваров.
3. Оборудование комнаты отдыха.
Таким образом, разработанные мероприятия нацелены на поддержание «здорового» корпоративного климата в коллективе, снижение текучести персонала, формированию сплоченности и лояльности коллектива и налаживания взаимоотношений между сотрудниками, руководством и подчиненными.
Исходя из предыдущей части работы, сотрудников ООО «Комус- Приволжье» не устраивала система наставничества в компании. Для снижения текучести кадров, необходимо разработать и внедрить новое Положение о наставничестве, что в итоге приведет к повышению конкурентоспособности организации на рынке труда. В ООО «Комус-Приволжье» разработкой Положения будет заниматься менеджер по персоналу. Наставников разделили на 2 группы, одни будут заниматься только наставничеством в процессе адаптации новых сотрудников, другие только в процессе развития персонала. С принятым Положением о наставничестве ознакомят всех сотрудников руководящих должностей, кандидатов на должность наставника, новичков и персонал, которые будут проходить процесс адаптации и развития под руководством наставников. Также, в целях совершенствования системы наставничества в процессе адаптации новых сотрудников было решено разработать и внедрить дневник стажёра-новичка, где он мог бы записывать ключевые моменты прохождения адаптации под руководством своего наставника.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
Книги, монографии
2. Адамс, Б. Время: секреты управления [Текст] - М.: АСТ Астрель, 2014. - 304 с.
3. Азарова, О.Н. Тайм-менеджмент за 30 минут [Текст] - Ростов-наДону: Феникс, 2017. - 160 с.
4. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли [Текст] - М.: Прогресс, 2017. - 165 с.
5. Архангельский, Г.А. Корпоративный тайм-менеджмент [Текст] - М.: Альпина бизнес бук, 20016. - 286 с.
6. Архангельский, Г.А. Тайм-Драйв, как успевать жить и работать [Текст]
- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 256 с.
7. Афанасьеф, В.Г. Системность и общество [Текст] - М.: Прогресс, 1980. - 368 с.
8. Бачинин, В.А., Сандулов Ю.А. История Западной социологии. Учебное пособие. - СПб: Лань, 2016. - 384 с.
9. Бишов, А., Бишов, К. Самоменеджмент. Эффективно и рационально [Текст] - М.: Омега-Л, 2015. - 125 с.
10. Волков, Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность [Текст] - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 672 с.
11. Вронский, А.И. Как управлять своим временем [Текст] - Ростов.: Феникс, 2017. - 224 с.
12. Глисон К. Работай меньше, успевай больше. Программа персональной эффективности [Текст] - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 352 с.
13. Горбачев, А.Г. Тайм-менеджмент. Время руководителя: 24+2 [Текст] - М.: ДМК-пресс, 2017. - 128 с.
14. Гупалов, В.К. Управление рабочим временем на предприятии [Текст] - М.: Полярис, 2016. - 192 с.
15. Добротворский, И.Л. Самоменеджмент: эффективные технологии. Практическое руководство для решения повседневных проблем [Текст] - М.: Приор-издат, 2013. - 272 с.
16. Дод П., Сандхайм Д. 25 лучших способов и приемов таймменеджмента. Как делать больше, не теряя головы [Текст] - СПб.: Диля, 2018. - 128 с.
17. Друкер П. Практика менеджмента [Текст] / П.Ф. Друкер; перевод с англ.; учебное пособие. -М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. - 398 с.
18. Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке [Текст] - М.: Вильямс, 2016. - 272 с.
19. Зайверт, Л. Если спешишь - не торопись: новый тайм-менеджмент в ускорившемся мире. Семь шагов к эффективности и независимости в использовании времени [Текст] - М.: АСТ, 2017. - 255 с.
20. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента [Текст] - СПб.: Питер, 2017. - 455 с.
21. Калинин С. И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем [Текст] - СПб.: Речь, 2016. - 256 с.
22. Кови, С. Семь навыков высокоэффективных людей [Текст] - М.: Омега-Л, 2015. - 114 с.
23. Льюис Д. Управление стрессом. Как найти дополнительные 10 часов в неделю [Текст] - М.: Альпина, 2016. - 240 с.
24. Ниссинен И. Время руководителя: эффективность использования [Текст] - М.: Экономика, 2016. - 335 с.
25. Оуэн Д. Как оказывать влияние. Новый стиль управления [Текст] М.: Претекст, 2016. - 280 с.
26. Парабеллум А.В, Мрочковский Н.Н. Быстрые результаты. 10дневная программа повышения личной эффективности [Текст] - М.: Альпина, 2017. - 176 с.
27. Перерва П.Г. Искусство самомаркетинга. Трудоустройство без проблем [Текст] — М.: Фактор, 2019. - 480 с.
28. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия [Текст] - СПб.: Питер-М, 2018. -. 223 с.
29. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. Менеджмент организации [Текст] - М.: ИНФРА-М, 2015. - 267 с.
30. Сэмлер Р. Выходные на всю неделю [Текст] - М.: Добрая книга, 2017. - 256 с.
31. Трейси Б. Достижение максимума [Текст] - Минск: Пуппури, 2016. - 464 с.
32. Уткин Э.А. Управление компанией [Текст] - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2017. - 288 с.
33. Флеминг И. Тайм-менеджмент. Правильная организация времени [Текст] - М.: Гиппо, 2015. - 160 с.
34. Перерва П.Г. Искусство самомаркетинга. Трудоустройство без проблем [Текст] — М.: Фактор, 2019. - 480 с.
Печатная периодика
35. Хасси Д. Стратегия и планирование [Текст] - СПб: «Питер». 2016. -384 с.
36. Ягер, Д. Творческое управление временем в новом веке [Текст] - М.: Альпина-паблишер, 2015. - 174 с.
Электронные ресурсы
37. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - (www.gks.ru (дата обращения 11.12.2014)).
38. Проект E-executive [Электронный ресурс]. - (www.e-xecutive.ru (дата обращения 03.01.2015)).
39. Организация времени: эффективность, успех, развитие
[Электронный ресурс]. - (www.improvement.ru дата обращения 01.02.2015))
40. Проект E-executive [Электронный ресурс]. - (www.e-xecutive.ru (дата обращения 03.01.2015)).