ОБУЧЕНИЕ ОПИСАНИЮ ПЕЙЗАЖА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы обучения описанию пейзажа в процессе развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 8
1.2 Развитие связной монологической речи у детей в онтогенезе 13
1.3 Использование пейзажных картин при обучении детей дошкольного
возраста описательным рассказам 18
Выводы по первой главе 25
Глава II. Экспериментальное изучение связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
2.1 Методика исследования связной монологической речи детей с общим
недоразвитием речи III уровня 26
2.2 Результаты исследования связной монологической речи детей с
общим недоразвитием речи III уровня 28
Выводы по второй главе
Глава III. Коррекционная работа по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов-описаний пейзажа
3.1. Содержание и методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов-описаний пейзажа
3.2 Анализ результатов коррекционной работы по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов-описаний пейзажа 53
Выводы по третьей главе 54
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения
Глава I. Теоретический анализ проблемы обучения описанию пейзажа в процессе развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 8
1.2 Развитие связной монологической речи у детей в онтогенезе 13
1.3 Использование пейзажных картин при обучении детей дошкольного
возраста описательным рассказам 18
Выводы по первой главе 25
Глава II. Экспериментальное изучение связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
2.1 Методика исследования связной монологической речи детей с общим
недоразвитием речи III уровня 26
2.2 Результаты исследования связной монологической речи детей с
общим недоразвитием речи III уровня 28
Выводы по второй главе
Глава III. Коррекционная работа по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов-описаний пейзажа
3.1. Содержание и методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов-описаний пейзажа
3.2 Анализ результатов коррекционной работы по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов-описаний пейзажа 53
Выводы по третьей главе 54
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения
Актуальность исследования: Развитие связной речи является одной из важнейших проблем педагогики на сегодняшний день. По данным А.В. Ястребовой, в Российской Федерации у 54% детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы, отмечаются трудности при выражении своих мыслей, не умение правильно формулировать свое высказывание, пользоваться наиболее уместными в конкретной ситуации средствами монологической речи. Всё это оказывает неблагоприятное влияние на развитие связной речи, что в свою очередь накладывает отпечаток на умственное, эмоциональное и речевое развитие [16].
Связная речь - это речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Главная задача логопедического воздействия научить детей связано и последовательно, логично излагать свои мысли, раскрывать события из окружающей жизни и личного опыта. Роль слова как важнейшей единицы языка и речи, имеет огромное значение в психологическом развитии ребенка. Именно с помощью слова ребенок познает окружающий мир, развивается его речь, при помощи слова обогащается познавательный опыт.
Словарная работа направлена на создание описательной речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей, она имеет большое значение для общего развития ребенка.
Изучением связной речи занимались такие ученые, как Ф.А. Сохин,О.С. Ушакова, Н.Г. Смольникова и др., они были единодушны в том, что умение описывать пейзажную картину является условием совершенствования речи и мышления, это умение облегчает процесс обмена информацией в различных сферах деятельности. Последние разработки в данной области принадлежат С.А. Мироновой, Т.А. Сидорчук, И.Р. Чернущик, Н.М. Зубаревой, Е.И. Тихеевой. Авторы делают акцент на том, что рассматривание пейзажных картин и обучение составлению рассказов по ним повышают эстетическое чувство, совершенствуют речевое развитие, наполняют речь детей образами, стимулируют к проявлению эмоционального отношения к увиденному.
В настоящее время количество детей с речевой патологией увеличивается, особенно это касается преобладания общего недоразвития речи, поэтому возникает необходимость работы по развитию описательной речи, а именно по обучению составлению рассказов по пейзажной картине, в которой отсутствует сюжетная линия, тем самым тема выпускной квалификационной работы «Обучение описанию пейзажа в процессе развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи» является актуальной.
Цель исследования: выявить особенности развития связной монологической речи у детей с ОНР III уровня, разработать и проверить эффективность комплекса занятий по обучению составлению рассказа по пейзажным картинам.
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей с ОНР III уровня.
Предмет исследования: методики обучения дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов по пейзажным картинам.
Гипотеза исследования: у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются различные нарушения связной монологической речи, что приводит к трудностям в обучении. Мы считаем, что при использовании специально разработанных занятий по обучению дошкольников рассказыванию по пейзажным картинам, дети могут достигнуть высокого уровня описательной речи.
Задачи исследования
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня;
2) Выявить уровень сформированности связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня;
3) Разработать программу по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов по пейзажным картинам;
4) Оценить эффективность разработанной программы по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов по пейзажным картинам
Методологическая основа: концепции Р.Е. Левиной [19] об уровнях развития, идеи Л.С. Волковой [5,6] о проблемах логопедической науки, концепции В.К. Воробьевой [7] о формировании связной речи у детей с системным недоразвитием речи, взгляды В.П. Глухова [12,13] о развитии связной монологической речи детей, концепции Т.Б. Филичевой [34] о методах и приемах обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи, теория М.Е. Хватцева [35] об особенностях дошкольников с общим недоразвитием речи, положение С.А. Мироновой [23] о методах и приемах обучения детей составлению рассказов по пейзажным картинам.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической, педагогической,
лингвистической, методической литературы по теме исследования.
2. Метод констатирующего и формирующего эксперимента.
3. Математический анализ полученных данных, формирование выводов.
Практическая значимость исследования: подобраны методики для исследования связной речи дошкольников, составлена программа по обучению дошкольников составлению рассказов по пейзажным картинам.
База исследования: исследовательская и практическая работа проводилась на базе МАДОУ «Детский сад №156 комбинированного вида» Приволжского района г.Казани.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 36 отечественных источников, и приложения. Работа проиллюстрирована 10 таблицами и 10 рисунками.
Связная речь - это речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Главная задача логопедического воздействия научить детей связано и последовательно, логично излагать свои мысли, раскрывать события из окружающей жизни и личного опыта. Роль слова как важнейшей единицы языка и речи, имеет огромное значение в психологическом развитии ребенка. Именно с помощью слова ребенок познает окружающий мир, развивается его речь, при помощи слова обогащается познавательный опыт.
Словарная работа направлена на создание описательной речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей, она имеет большое значение для общего развития ребенка.
Изучением связной речи занимались такие ученые, как Ф.А. Сохин,О.С. Ушакова, Н.Г. Смольникова и др., они были единодушны в том, что умение описывать пейзажную картину является условием совершенствования речи и мышления, это умение облегчает процесс обмена информацией в различных сферах деятельности. Последние разработки в данной области принадлежат С.А. Мироновой, Т.А. Сидорчук, И.Р. Чернущик, Н.М. Зубаревой, Е.И. Тихеевой. Авторы делают акцент на том, что рассматривание пейзажных картин и обучение составлению рассказов по ним повышают эстетическое чувство, совершенствуют речевое развитие, наполняют речь детей образами, стимулируют к проявлению эмоционального отношения к увиденному.
В настоящее время количество детей с речевой патологией увеличивается, особенно это касается преобладания общего недоразвития речи, поэтому возникает необходимость работы по развитию описательной речи, а именно по обучению составлению рассказов по пейзажной картине, в которой отсутствует сюжетная линия, тем самым тема выпускной квалификационной работы «Обучение описанию пейзажа в процессе развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи» является актуальной.
Цель исследования: выявить особенности развития связной монологической речи у детей с ОНР III уровня, разработать и проверить эффективность комплекса занятий по обучению составлению рассказа по пейзажным картинам.
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей с ОНР III уровня.
Предмет исследования: методики обучения дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов по пейзажным картинам.
Гипотеза исследования: у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются различные нарушения связной монологической речи, что приводит к трудностям в обучении. Мы считаем, что при использовании специально разработанных занятий по обучению дошкольников рассказыванию по пейзажным картинам, дети могут достигнуть высокого уровня описательной речи.
Задачи исследования
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня;
2) Выявить уровень сформированности связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня;
3) Разработать программу по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов по пейзажным картинам;
4) Оценить эффективность разработанной программы по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов по пейзажным картинам
Методологическая основа: концепции Р.Е. Левиной [19] об уровнях развития, идеи Л.С. Волковой [5,6] о проблемах логопедической науки, концепции В.К. Воробьевой [7] о формировании связной речи у детей с системным недоразвитием речи, взгляды В.П. Глухова [12,13] о развитии связной монологической речи детей, концепции Т.Б. Филичевой [34] о методах и приемах обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи, теория М.Е. Хватцева [35] об особенностях дошкольников с общим недоразвитием речи, положение С.А. Мироновой [23] о методах и приемах обучения детей составлению рассказов по пейзажным картинам.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической, педагогической,
лингвистической, методической литературы по теме исследования.
2. Метод констатирующего и формирующего эксперимента.
3. Математический анализ полученных данных, формирование выводов.
Практическая значимость исследования: подобраны методики для исследования связной речи дошкольников, составлена программа по обучению дошкольников составлению рассказов по пейзажным картинам.
База исследования: исследовательская и практическая работа проводилась на базе МАДОУ «Детский сад №156 комбинированного вида» Приволжского района г.Казани.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 36 отечественных источников, и приложения. Работа проиллюстрирована 10 таблицами и 10 рисунками.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с общим недоразвитие речи недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
При исследовании связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня мы выяснили, что дети испытывают затруднения в составлении описательного рассказа о предмете, по пейзажной картине, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий.
Дети не вполне понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, лишние привнесения, затрудняются в выборе необходимого слова. Итак, мы выделили особенности связной речи детей на констатирующем этапе эксперимента:
1) Для большинства детей с ОНР III уровня характерен низкий уровень развития связной речи (70% детей ЭГ);
2) У детей отмечаются трудности при составлении рассказов из собственного опыта, рассказа описания, при пересказе;
3) Все дошкольники с ОНР III уровня не умеют составлять рассказ по пейзажной картине, не понимают содержание картины, не передают свое эмоциональное впечатление;
4) У них чаще всего наблюдаются следующие ошибки:
- лексические замены,
-нарушение согласования слов,
-пропуски или неправильное употребление предлогов,
-пропуски смысловых частей,
-небольшой объём высказываний,
-неточность отражения основных свойств предмета или явления, -несоблюдение смысловых и грамматических связей между предложениями.
Таким образом, данная диагностика показала необходимость развития связной речи дошкольников с ОНР III уровня, особенно развития умения составлять описательные рассказы по пейзажной картине.
Целенаправленное обучение детей с ОНР III уровня составлению рассказов-описаний предусматривало дифференцированный и индивидуальный подход к ним в зависимости от состояния связной речи и с учетом индивидуально-психологических особенностей.
формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Детям будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если они специально обучатся этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого.
Таким образом, мы отметили, что работа по формированию связного высказывания должна быть систематической, методически грамотно построенной и вестись под руководством педагога.
Специальная коррекционная работа проводилась с ноября 2018 года по февраль 2019 года с детьми экспериментальной группы.
После проведенных занятий по обучению составлению рассказов- описаний по пейзажным картинам мы провели контрольное исследование, которое позволило сделать вывод об эффективности предложенных методов и приемов.
Итак, у 40% детей после обучения наблюдался высокий уровень развития связной речи, т.е. связная речь полностью сформирована. Дети научились составлять развернутый последовательный рассказ, используя различные виды связи между предложениями, употребляя правильные грамматические формы, делая обоснованные повторы. В своих рассказах они использовали распространенные простые и сложные предложения, при описании полно и точно передавали основные свойства предмета, придумывали название рассказов. У 60% детей стал наблюдаться средний уровень развития, так как они научились составлять только короткий рассказ, допуская лексико-грамматические и структурно-семантические ошибки: повторы слов, нарушения структуры предложения, нарушение связи слов между собой. Дети строили в основном простые предложения, как распространенные, так и нераспространенные, забывали придумать название рассказу или поделиться своими впечатлениями об увиденном (при рассказе - описании). То есть связная речь этих детей развита недостаточно и требует продолжение работы в данном направлении. Низкого уровня зафиксировано не было.
Положительные результаты обучения детей составлению описательных рассказов по пейзажной картине свидетельствуют об эффективности используемых методических приемов, что позволяет рекомендовать их для занятий по формированию связной речи дошкольников с ОНР III уровня.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с общим недоразвитие речи недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
При исследовании связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня мы выяснили, что дети испытывают затруднения в составлении описательного рассказа о предмете, по пейзажной картине, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий.
Дети не вполне понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, лишние привнесения, затрудняются в выборе необходимого слова. Итак, мы выделили особенности связной речи детей на констатирующем этапе эксперимента:
1) Для большинства детей с ОНР III уровня характерен низкий уровень развития связной речи (70% детей ЭГ);
2) У детей отмечаются трудности при составлении рассказов из собственного опыта, рассказа описания, при пересказе;
3) Все дошкольники с ОНР III уровня не умеют составлять рассказ по пейзажной картине, не понимают содержание картины, не передают свое эмоциональное впечатление;
4) У них чаще всего наблюдаются следующие ошибки:
- лексические замены,
-нарушение согласования слов,
-пропуски или неправильное употребление предлогов,
-пропуски смысловых частей,
-небольшой объём высказываний,
-неточность отражения основных свойств предмета или явления, -несоблюдение смысловых и грамматических связей между предложениями.
Таким образом, данная диагностика показала необходимость развития связной речи дошкольников с ОНР III уровня, особенно развития умения составлять описательные рассказы по пейзажной картине.
Целенаправленное обучение детей с ОНР III уровня составлению рассказов-описаний предусматривало дифференцированный и индивидуальный подход к ним в зависимости от состояния связной речи и с учетом индивидуально-психологических особенностей.
формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Детям будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если они специально обучатся этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого.
Таким образом, мы отметили, что работа по формированию связного высказывания должна быть систематической, методически грамотно построенной и вестись под руководством педагога.
Специальная коррекционная работа проводилась с ноября 2018 года по февраль 2019 года с детьми экспериментальной группы.
После проведенных занятий по обучению составлению рассказов- описаний по пейзажным картинам мы провели контрольное исследование, которое позволило сделать вывод об эффективности предложенных методов и приемов.
Итак, у 40% детей после обучения наблюдался высокий уровень развития связной речи, т.е. связная речь полностью сформирована. Дети научились составлять развернутый последовательный рассказ, используя различные виды связи между предложениями, употребляя правильные грамматические формы, делая обоснованные повторы. В своих рассказах они использовали распространенные простые и сложные предложения, при описании полно и точно передавали основные свойства предмета, придумывали название рассказов. У 60% детей стал наблюдаться средний уровень развития, так как они научились составлять только короткий рассказ, допуская лексико-грамматические и структурно-семантические ошибки: повторы слов, нарушения структуры предложения, нарушение связи слов между собой. Дети строили в основном простые предложения, как распространенные, так и нераспространенные, забывали придумать название рассказу или поделиться своими впечатлениями об увиденном (при рассказе - описании). То есть связная речь этих детей развита недостаточно и требует продолжение работы в данном направлении. Низкого уровня зафиксировано не было.
Положительные результаты обучения детей составлению описательных рассказов по пейзажной картине свидетельствуют об эффективности используемых методических приемов, что позволяет рекомендовать их для занятий по формированию связной речи дошкольников с ОНР III уровня.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА
СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА-ОПИСАНИЯ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016



