Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ЯЗЫКОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЕЙЗАЖНЫХ ОПИСАНИЙ В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ И.А. БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»

Работа №61475

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
398
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследования пейзажа как элемента художественного текста 6
1.1 Текст как единица речи 6
1.2 Типы, виды текстов 13
1.3 Особенности художественного текста 17
1.4 Роль и функции пейзажа в художественном тексте 21
1.5 Языковые средства, использующиеся при описании пейзажа 24
Выводы по ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА II. Анализ языковых и художественных единиц в цикле
произведений «Темные аллеи» 32
2.1 Жанрово-композиционное своеобразие цикла произведений «Темные
аллеи» 32
2.1.1 Роль заглавия в цикле «Темные аллеи» (рассказ «Темные аллеи»
как стилистическая закономерность») 32
2.1.2 Основные темы, идеи, проблемы, мотивы и жанры цикла «Темные
аллеи» 36
2.2 Стилистические особенности рассказов на речевом уровне 41
2.2.1 Образ повествователя и его функции 41
2.2.2 Роль диалогов и монологов в цикле 46
2.3 Языковые особенности средств описания пейзажа 49
Выводы по ГЛАВЕ II 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА


Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению композиционных и структурно-функциональных характеристик пейзажа, как одного из важнейших компонентов художественного произведения в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи».
Имя И.А. Бунина является знаковым в литературе XX века. Иван Алексеевич не просто писатель, а писатель-новатор, поэт, нобелевский лауреат. Именно он открыл новую страницу в русской литературе — страницу новореализма, ярчайшим примером которого стал его знаменитый цикл рассказов «Темные аллеи».
В сборнике рассказов особая роль отводится пейзажным описаниям. Они являются одними из важнейших компонентов художественного произведения, обеспечивающих целостность восприятия художественной действительности и участвующих в организации художественного произведения.
Актуальность избранной темы обусловлена, с одной стороны, важной ролью пейзажного описания, как элемента художественного произведения и, с другой стороны, необходимостью всестороннего изучения художественного текста произведения в комплексе текстовых компонентов, как и его отдельных элементов - в частности пейзажных описаний -, обеспечивающих цельность и связанность художественного текста.
Объектом работы являются пейзажные описания, входящие в цикл рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи».
Предметом исследования выступают художественные и стилистические особенности словесного пейзажа в сборнике рассказов «Темные аллеи».
Исходя из объекта и предмета исследования, можно определить цель данной работы: выявить роль пейзажных описаний и проанализировать стилистические средства, которые используются при описании пейзажных картин.
Для реализации поставленной цели решается комплекс исследовательских задач:
• рассмотреть текст как единицу речи;
• выявить типы виды текстов и особенности художественного текста;
• описать роль и функции пейзажа в художественном
произведении;
• проанализировать жанрово-композиционное своеобразие цикла рассказов «Темные аллеи»;
• выделить стилистические особенности рассказов на речевом уровне;
• выявить стилистические средства, использующиеся при
пейзажном описании;
• проанализировать стилистические особенности средств описания пейзажа в сборнике.
Методологической основой исследования послужили научные положения, составляющие суть таких парадигм знания, как:
- литературно-художественное описание пейзажа, представленное трудами З.А. Агаевой, Б.Е. Галанова, Б.А. Успенского, Е.И. Себиной, Г.Н. Толовой;
- лингвистика текста, разрабатываемая трудами М.Я. Блоха, И.М. Вознесенской, Н.Б. Боевой, Т.Ф. Гостевой, О.А. Витрук, А.М. Вознесенской, Г.И. Лушниковой, Ю.М. Кирцер;
- стилистическая, в русле которой значимы работы И.В. Арнольд, И.Р. Гальперина, Н.В. Серова, А.К. Кочеткова, Н.И. Волынской, Г.С. Бояринцевой, Е.Б. Рогачевской, Н.П. Евстафьевой, А.А. Коновалова.
Материалом исследования послужили более 70 фрагментов пейзажных описаний, извлеченных методом сплошной выборки из цикла рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи».
Цели и задачи исследования обусловили комплексное использование методов исследования: сплошная выборка, структурно-содержательное наблюдение и описание, лингвостилистический анализ текста, а также элементы статистического анализа.
Апробация работы. Основные результаты исследования отражены в нескольких публикациях и изложены на международной онлайн- конференции, проводимой на сайте «Солнечный свет» 12 апреля 2018г.
Основная цель и задачи определяют структуру работы. Она состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность данного исследования, формулируются его цели, задачи, излагаются методы исследования.
Первая глава посвящена рассмотрению особенностей пейзажного описания, его основным функциям, анализу основных типов пейзажей. В рамках данной главы освещаются особенности текста, описана его структура, основные типы, виды.
Во второй главе исследуются жанрово-композиционные особенности цикла рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи», стилистические особенности произведений на речевом уровне, анализируются основные функции и языковые средства репрезентации пейзажных описаний.
В заключении представлены обобщенные результаты проведенного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Пейзаж в цикле произведений И.А. Бунина «Темные аллеи» занимает значительную часть художественного пространства, выполняя текстообразующую, стилевую и тематизирующую функции и является объектом эстетического отношения. Для автора важны описания природы, они имеют место при любом важном событии, писатель часто олицетворяет природу, тем самым показывая ее значение. Описания яркие, красочные, запоминающиеся, каждое из которых несет определенную смысловую нагрузку, например, психологическую, эстетическую, также они могут служить фоном сюжетных событий, средством выражения основной идеи произведения и т.д.
В соответствии с целью, задачами и предметом исследования было предложено следующее определение пейзажа: пейзажное описание - это стилистически-маркированный компонент текста, который участвует в интеграции текста, осуществляет воздействие на читателя и выполняет в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля автора, идейного замысла произведения и литературного направления.
На основании теоретических положений исследования был проведен анализ пейзажных описаний, функционирующих в книге И.А. Бунина «Темные аллеи», в результате которого были выявлены особенности языка пейзажных описаний, характерные для данного писателя и исторической эпохе.
Пейзажные зарисовки Бунина отличает использование эмоционально оценочной, экспрессивной лексики, колористических эпитетов, используются тропы, основанные на ассоциативной образности. Наиболее частотными являются эпитет, образное сравнение, метафора, олицетворение.
И.А. Бунин создал поистине уникальный цикл произведений, ставший примечательным явлением на фоне современной литературы. «Темные аллеи» - образ-символ. Символ самого яркого, самого ценного чувства в жизни человека - любви. В книге любовь всегда трагична, порой она толкает на преступления, губит, но также и возрождает к жизни. В конечном итоге минуты жизни, которые освещены любовью, являются самыми яркими в жизни героев.
Таким образом, основная стилевая черта «Темных аллей», как и всего творчества И.А. Бунина - балансирование на грани, которая зовется гармонией.



1. Fillmore, Ch. J. Linguistics as a Tool for Discourse Analysis / Ch. J. Fillmore. - London: Ibidem, 1981. - 224 pp.
2. Halliday, M.A.K. Cohesion in English / M.A.K. Halliday, R. Hasan. - London : Longman, 1976. - 392 pp.
3. Агаева, З.А. Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова [Текст]: Дис. ... канд. филол. наук / З.А. Агаева. - М.: 2005. - 199 с.
4. Амирова Т.А. Функциональная взаимосвязь письменного и звукового языка. М., 1985. - 287 с.
5. Арнольд, И.В. Стилистика. Современный английский язык [Текст]: учебник для вузов / И.В. Арнольд. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 384 с.
6. Ачатова А.А. Поздняя лирическая новелла И.А. Бунина: (К вопросу о композиции) // И.А. Бунин: [Материалы межвуз. науч. конф., посвящ. Творчеству И.А. Бунина. Елец. Окт. 1969 г.] - Воронеж, 1971. - С. 115 - 122.
7. Барбашова, Е. Н. Пейзажно-бытописательские традиции и стиль сибирского рассказа начала XX века [Текст] / Е. Н. Барбашова. - Абакан: Красноярский гос. Пед-кий ун-т., 2009. - 20 с.
8. Барт, Р. Лингвистика текста / Р. Барт // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 8. - М. : Прогресс, 1978. - C. 442-449.
9. Бархударов, Л.С. Текст как единица языка и единица перевода / Л.С. Бархударов // Лингвистика текста: материалы научн. конф. / Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз.им. М. Тореза. - М., 1974. - С. 40-41.
10. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1975. - С. 234-407.
11. Блох, М. Я. Диктема в уровневой структуре языка [Текст] / М. Я. Блох // Вопросы языкознания. - 2000. - №3. - С. 56-67.
12. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь. Современная версия / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - М.: Эксмо, 2003. - 672 с.
13. Вайнрих, Х. Текстовая функция французского артикля / Х. Вайнрих // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 8. - М. : Прогресс, 1978. - C. 370-387.
14. Валгина, Н.С. Теория текста: учеб. пособие / Н.С. Валгина. - М. : Логос, 2003. - 280 с.
15. Витрук, О.А. Пейзаж как текстовое явление (на материале
произведений англоязычных писателей XX - начала XXI в.) [Текст]: дисс. на соиск. учен. ст. канд. филол. наук / О.А. Витрук. - Ростов -на- Дону, 2011. - 173 с.
16. Гальперин, И. Р. Стилистика английского языка [Текст] / И. Р. Гальперин. - М.: Высшая школа, 1981. - 334 с.
17. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М. : Наука, 1981. - 140 с.
18. Гаузенблаз, К. О характеристике и классификации речевых
произведений / К. Гаузенблаз // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 8. - М. : Прогресс, 1978. - С. 57 - 78.
19. Глинина, О.Г. «Темные аллеи» И.А. Бунина как художественное единство [Текст]: дисс. на соиск. учен. ст. канд. филол. наук / О.Г. Глинина. - Астрахань, 1999. - 215 с.
20. Голуб, И.Б. Занимательная стилистика. [Текст] / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. - М.: Просвещение, 1988. - 208с.
21. Гончарова, Е.А. Интерпретация текста. Немецкий язык / Е.А.
Гончарова, И.П. Шишкина. - М. : Высшая школа, 2005. - 368 с.
22. Гостева, Т.Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX - XXI вв. [Текст]: дисс. на соиск. учен. ст. канд. филол. наук / Т.Ф. Гостева. - Барнаул, 2007. - 247 с.
23. Дымарский, М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX-XX вв.) / М.Я. Дымарский. - СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 1999. - 284 с.
24. Евстафьева Н.П. Своеобразие жанровых форм в книге И.А. Бунина «Темные аллеи»: Автореф. дис. На соискание ученой степени канд. филол. Наук / Харьковск. гос. пед. ин-т. им. Г.С. Сковороды - Харьков,
1990. - 25 с.
25. Ершова Л.В. Усадебная проза И.А. Бунина // Филологические науки - 2001 - №4. - С. 13 - 22.
26. Есин, А. Б. Принципы и приёмы литературного произведения [Текст] / А. Б. Есин. - 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000 - 248 с.
27.Знаменская, Т. А. Стилистика английского языка [Текст] / Т. А. Знаменская. - М.: Эдиторная УРСС, 2004. - 208 с.
28. Кожевникова В.В. Слово и образ. Сборник статей / сост. В.В. Кожевникова. М.: Просвещение, 1984. - 267 с.
29. Кожина, М.Н. О функциональных семантико-стилистических
категориях в аспекте коммуникативной теории языка / М.Н. Кожина // Разновидности и жанры научной прозы. - М. : Наука, 1989. - С. 3-26.
30. Колшанский, Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения / Г.В. Колшанский // Иностранные языки в школе. - 1985. - №1. - С. 10-14.
31. Кох, В.А. Предварительный набросок дискурсивного анализа
семантического типа / В.А. Кох // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 8. Лингвистика текста. - М. : Прогресс, 1978. - C. 149-171.
32. Кременцов Л.П. Теория литературы: Чтение как творчество - М.: «Флинта», «Наука», 2003. - 105 с.
33. Круглова, А.А. «Темные аллеи» И. Бунина в контексте его творчества эмигрантского периода: феноменология жанра и стиля [Текст]: дисс. на соиск. учен. ст. канд. филол. наук / А.А. Круглова. - Шуя, 2009. - 194
с.
34. Кузнец М.Д., Скребнев Ю.М. Стилистика английского языка.
Государственное учебно-педагогическое издтельство Министерства просвещения РСФСР, 1989. - 175с.
35. Кухаренко В.А. Интерпретация текста - М.: «Просвещение», 1988. - 192 с.
36. Левашова, В.А. Лингвистическая природа и функционирование
стилистического приема перечисления (на материале английского языка) [Текст]: дисс. на соиск. учен. ст. канд. филол. наук / В.А. Левашова. - М., 1986. - 159 с.
37. Левина, В. Н. Принципы классификации текстовых пейзажных единиц [Текст] / В. Н. Левина // Вестник МГОУ. Серия Русская филология. - 2011. - № 3. - С. 21-26
38. Левицкая, Т.Р. Теория и практика перевода с английского языка на русский, [Текст] / Т. Р. Левицкая, А. М. Фитерман. - М. : Изд-во литературы на иностранных языках., 1986. - 208 с.
39. Левицкий, Ю.А. Лингвистика текста: учеб. Пособие / Ю.А. Левицкий. - М. : Высшая школа, 2006. - 207 с.
40. Лихачев Д.С. «Темные аллеи» // Звезда - 1981 - №3. С. 182-184.
41. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры / Ю.М. Лотман // Избранные статьи в 3 томах. - Таллин: Александра, 1992. - Т.1. - 247 с.
42. Михайлова, Е.В. Интертекстуальность в научном дискурсе (на материале статей): дис. ... канд. филол. наук / Е.В. Михайлова. - Волгоград, 1999. - 205 с.
43. Москальская, О. И. Грамматика текста / О. И. Москальская. - М.: Высш. школа, 1981. - 183 с.
44. Николаева, Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы / Т.М. Николаева // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 8. - М. : Прогресс, 1978. - С. 5-39.
45. Ножин, Е.А. Основы советского ораторского искусства / Е.А. Ножин. - М. : Знание, 1973. - 352 с.
46.Одинцов, В. В. Стилистика текста [Текст] / В. В. Одинцов. - М.: Наука, 1980. - 283 с.
47. Пробст, М.А. Текст в системе коммуникации / М.А. Пробст // Проблемы структурной лингвистики. - М. : Изд-во АН СССР, 1981. -
С. 5-17.
48. Риффатер, М. Критерии стилистического анализа [Текст] / М. Риффатер // Новое в зарубежной лингвистике. №9: Лингвостилистика.
- М.: Прогресс, 1980. - С. 69-98.
49. Рябова, В.Н. Пейзажная единица текста: семантика, грамматическая форма, функция (на материале произведений А.П. Чехова) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. Наук / В.П. Рябова. - Тамбов, 2002. - 25 с.
50. Себина, Е.И. Пейзаж [Текст] / Е.И. Себина // Введение в
литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины; Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др./ Под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высш. школа; Издательский центр 2000. - С. 228-240.
51. Толова, Г.Н. Пейзаж в литературе и искусстве [Текст] / Г.Н. Толова. - Пермь: Издательство Пермского Государственного Педагогического Института, 1993. - С.3-10.
52. Учебное пособие [Текст] / И.А. Щирова, З.Я. Тураева - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 156 с.
53. Фарино, Е. Введение в литературоведение [Текст] / Е. Фарино. - М.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 639 с.
54. Хализев В.Е. Теория литературы. 6-е изд., испр. - М.: Академия, 2013.
- 432 с.
55. Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического тектса [Текст] / И.Я. Чернухина. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1984. - 115 с.
56. Шевченко, Н. В. Основы лингвистики текста [Текст] / Н. В.
Шевченко. - М.: Приориздат, 2003. - 160 с.
57. Шмидт, З. Й. «Текст» и «история» как базовые категории // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 8. Лингвистика текста. - М., 1978. - C 89-108.
58. Щирова, И.А. Текст и интерпретация: взгляды, концепции, щколы: учеб. Пособие дл студентов вузов, обучающихся по направлению 540300 Филол.образование. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,
2005. - 155с.
59.Эсалнек, А. Я. Основы литературоведения. Анализ романного текста. - М.: Флинта: Наука, 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.modemlib.ru/
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Белокурова, С.П. Словарь литературоведчиских терминов. - СПб,
2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //samlib .ru/a/alina a/opredelenia. shtml
2. Елисеев И.А., Полякова Л.Г. Словарь литературоведческих терминов - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 319с.
3. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М. : Сов. энциклопедия, 1990. - 688 с.
4. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600с.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка - М.: Мир и образование, Оникс, 2011. - 736с.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Бунин И.А. Собрание сочинений в 4 томах. - М.: «Правда», 1988. Т.4. - 560 с.
2. Огарев Н.П. Избранные произведения в 2 томах. - М.: Гослитиздат, 1956. Т.1 - 21см.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ