Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Работа №34556

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
603
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы описания коммуникативного поведения учащихся среднего звена 6
1.1. Исследования в области коммуникативного поведения в отечественной
лингвистике последних десятилетий 6
1.2. Теоретический аппарат описания коммуникативного поведения 13
1.3. Определение понятий «коммуникативное поведение», «коммуникативная
личность», «коммуникативное сознание» 19
1.4. Изучение возрастного коммуникативного поведения 23
Глава 2. Изучение коммуникативного поведения учащихся среднего звена 29
2.1. Организация и методика исследования 29
2.2. Выявление особенностей коммуникативного поведения учащихся среднего звена в стандартных коммуникативных ситуациях приветствия, обращения, извинения, поздравления, благодарности, комплимента, замечания 30
Заключение 53
Список литературы 57
Приложение

Развитие современной науки о языке идёт по пути своеобразного разделения лингвистики на две сферы, которые имеют разные объекты и предметы изучения. Описание и исследование языковой структуры является предметом изучения традиционного языкознания, языковая личность - предмет изучения антропоцентрической лингвистики.
Исследование коммуникативного поведения школьников среднего звена, являющееся темой дипломной работы, в полной мере соотносится с принципом антропоцентризма, так как при изучении данной темы внимание уделяется в первую очередь речевым особенностям учеников и выявлению специфики их коммуникативного поведения. Данное исследование может способствовать решению актуальной проблемы нашего времени: определению роли и места языка в миропонимании, решению проблемы формирования личности, в частности, в период средней школы, являющийся ключевым в становлении личности подростка.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью исследования малоизученного коммуникативного поведения учащихся среднего звена, что позволит выявить их языковой «портрет», так как именно в этой сфере ярче всего выявляются языковое чутьё, речевой опыт, индивидуальные особенности и склонности школьников, а также уровень владения культурной речи и коммуникации.
Объект исследования: учащиеся среднего звена средней школы.
Предмет исследования: коммуникативное поведение школьников.
Цель исследования: выявить и изучить особенности коммуникативного поведения учащихся среднего звена.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
1) обобщить теоретические основы изучения речевого общения.
2) провести лингвостилистический анализ коммуникативного поведения современных школьников.
3) выявить особенности коммуникативного поведения учащихся среднего звена в стандартных коммуникативных ситуациях приветствия, обращения, извинения, поздравления, благодарности, комплимента, замечания.
Методы исследования - наблюдение, эксперимент.
Теоретической базой настоящего исследования послужили, с одной стороны, существующие в специальной литературе концепции по проблемам коммуникативного поведения, а с другой, - известное положение лингвистической науки об общей тенденции к неграмотности речи современной молодежи.
В контексте теоретических проблем изучения коммуникативного поведения в работе доказано, что интегральное свойство всех единиц языка, используемых школьниками, связано с желанием подростков проявить свою самостоятельность. Языковые единицы, проанализированные в работе, являются стилистически сниженными и относятся к разговорному стилю.
Материалом анализа послужили данные, полученные благодаря изучению коммуникативной деятельности школьников среднего звена.
Научная новизна дипломного сочинения определяется тем, что коммуникативное поведение какой-либо конкретной лингвокультурной общности до сих пор не являлось предметом комплексного системного описания. Это связано, во-первых, с неразработанностью теории и методики такого описания, а, во-вторых, с неопределенностью главной составляющей науки о коммуникативном поведении, так как исследование коммуникативного поведения происходит не только в рамках лингвистики, психолингвистики, паралингвистики, психологии, но и этнографии, социологии, теории коммуникации, лингводидактики, риторики и многих других. 
Практическая значимость исследования заключается в том, что материал может быть использован на факультативах по русскому языку, в классах с углубленным изучением русского языка, на классных часах, на
уроках русского языка и культуры речи.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение трудов исследователей в области коммуникативной лингвистики и лингводидактики позволило выявить, что:
1. В настоящее время активно изучаются три вида коммуникативного поведения - национальное, групповое и индивидуальное. Число исследований, которые касаются коммуникативного поведения, постоянно растет. Это говорит о том, что данное направление является актуальным и перспективным.
2. Коммуникативное поведение является поведением (вербальным и невербальным) человека или группы людей в процессе общения, которое регулируется нормами и традициями данного общества. Многие авторы для того, чтобы обозначить данный феномен - коммуникативное поведение людей, отдельной личности, используют понятие «речевое поведение», которое является синонимом термина «коммуникативное поведение». Коммуникативное поведение принято считать термином, так как коммуникативный аспект общения намного шире, нежели речевой. Он поглощает речевой аспект.
3. Языковая личность - «комплекс способностей и человеческих характеристик, от которых зависит создание и восприятие речевых воспроизведений. Все языковые воспроизведения различают с учетом: 1) степени структурно-языковой сложности; 2) глубины и точности отражения действительности; 3) определенной целевой направленности»
4. Под коммуникативным сознанием понимается «комплекс коммуникативных знаний и механизмов, от которых зависит вся коммуникативная человеческая деятельность». К ним относятся: коммуникативные установки сознания, система ментальных коммуникативных категорий, а также набор правил и норм коммуникации, которые были приняты в обществе. Компонентом коммуникативного человеческого сознания является его языковое сознание, то есть, знание системы языковых средств, их значений и правил использования речи.
5. У педагогов и исследователей мало информации о коммуникативной деятельности учащихся 5-8 классов как о многоаспектном процессе коммуникативного взаимодействия с миром, взрослыми и ровесниками. Исследования, касающиеся речи учащихся 5-8 классов, сводятся к описанию жаргона и экспрессивной лексики, и практически не затрагивают остальные аспекты речи представителей этой возрастной группы.
Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что коммуникативное поведение учащихся среднего звена имеет целый ряд специфических черт:
6. Большинство учащихся знают стандартные этикетные формулы общения, однако с большей охотой используют их видоизмененными.
7. В общении со взрослыми людьми коммуникативное поведение учащихся относительно нормативно, стереотипно и стандартизовано (отклонения от нормы наблюдается редко). Это проявляется в достаточно внимательном подборе слов, использовании обращений по имени-отчеству, сдержанности в поведении, стремлении к использованию в речи фраз, характерных для «взрослой» речи. Однако многое зависит от адресата речи и степени знакомства с ним: в общении с родителями могут наблюдаться отклонения от нормы, использование просторечных, а иногда - грубых слов, ироничность. В общении с ровесниками речь подростков экспрессивна, они часто употребляют слова-оценки (как положительные, так и отрицательные), грубые и просторечные слова, стремятся к изменению этикетных слов и конструкций (пасиб, извинчаюсъ), речевой игре. В общении с детьми чаще всего встречается несоблюдение норм этикета, грубость, скорее всего порождённую ощущением безнаказанности, либо являющуюся калькой поведения взрослых людей, окружающих учащихся.
8. Учащиеся среднего звена стремятся продемонстрировать ироничность в общении со знакомыми людьми, чаще в ситуации общения с родителями, сверстниками, иногда - с учителями и детьми. Велико влияние на вербальное коммуникативное поведение учащихся теле- и кино-образцов речи, примеры которых обнаруживаются практически в каждой ситуации общения.
9. Современные школьники ориентированы на фамильярноразговорный и просторечный типы речевой культуры. Об этом свидетельствует то, что в речи учащихся встречаются случаи не различения Ты- и Вы-форм общения, употребления в разных коммуникативных ситуациях схожих речевых стереотипов.
10. Учащиеся среднего звена редко используют обращения, стремятся к сокращению стандартных речевых конструкций, во множестве употребляют просторечные и жаргонные слова. При этом такие слова, как шавка, дура, придурок, осознаются членами исследуемой группы как вполне допустимые и не имеющие неодобрительного оценочного компонента.
11. Стоит отметить, что коммуникативное поведение девочек заметно отличается от коммуникативного поведения мальчиков. Речь учениц более вариативна, эмоциональна, девочки чаще используют обращения, элементы речевой игры, более строго соблюдают этикетные нормы. Заметим, что ученицы чаще употребляют уменьшительно-ласкательные формы, соблюдают Вы-форму общения, их речь крайне редко (только в ситуации замечания) включает в себя ненормативную (бранную) лексику. Девочки чаще мальчиков улыбаются, могут обнять, поцеловать собеседника. В словоупотреблении девочек чаще встречаются речевые клише. Мальчики чаще используют жесты (рукопожатие и оскорбительный - выставление среднего пальца), могут вообще не использовать приветствий, редко используют обращения, почти не извиняются, существенно реже, чем девочки, делают комплименты. Мальчики часто не соблюдают нормы речевого этикета. Речь мальчиков более лаконична, они испытывают большие, чем девочки, коммуникативные трудности при общении с незнакомыми людьми, педагогами, родителями. В речи мальчиков велик процент фамильярных, жаргонных, грубых слов, употребления ненормативной лексики, они часто демонстрируют речевую агрессию (особенно по отношению к детям).
12. Учащиеся основной школы не знают многих норм речевого этикета, их речь не отличается разнообразием конструкций, в ней отсутствуют элементы речевой игры. Это во многом можно объяснить тем, что для подростков 14 лет характерна низкая самооценка, у них не окончательно сформирована жизненная позиция, они постоянно ищут себя и стремятся занять определённое место в коллективе.
Подобные исследования должны быть продолжены, при этом следует охватить и другие стороны коммуникативного поведения учащихся, другие коммуникативные ситуации - общение в школе, общение в семье, на отдыхе, на танцевальном вечере, в общении с учителями, родителями и так далее.



1. Богуславская Н. Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных
способностей ребенка / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. - М.: Флинта, Наука, 2016. - 176 с.
2. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста. Словарь- тезаурус / Н.С. Болотнова. - М.: Флинта, Наука, 2013. - 384 с.
3. Власова А. А. Вязание. От умения к мастерству / А.А. Власова. - М.: Лениздат, 2013. - 384 с.
4. Воробьева О. Я. Коммуникативные технологии в школе / О.Я. Воробьева. - М.: Учитель, 2012. - 244 с.
5. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. - М.: Академический Проект, 2014. - 235 с.
6. Гаспарян Е. Б. Английский язык. Развитие коммуникативной компетенции. Учебное пособие к курсу "Upstream". Уровни А2-В1 / Е.Б. Гаспарян О.О. Чертовских. - М.: МГИМО-Университет, 2016. - 130 с.
7. Глумаков В.Н. Организационное поведение. Учебное пособие/ ВЗФЭИ. - Москва: ЗАО «Финстатинформ», 2002. - 256 с.
8. Горленко Н. М. Диагностика сформированности коммуникативных умений у учащихся при обучении биологии / Н.М. Горленко. - М.: Учитель, 2014. - 691 с.
9. Гурова В.Н. Формирование толерантной личности в
полиэтнической образовательной среде. - М.: Педагогическое общество
России, 2014. - 35 с.
10. Далингер В.А., Кохичко А.Н.: Новая парадигма образования в университетской подготовке специалистов Под общ. ред. О.И. Кирикова; Л.Р. Малышева и др. - Воронеж: ВГПУ, 2019. - 120 с.
11. Джордж. Дж. М. Организационное поведение. Основы управления. - М.: РГГУ, 2003. - 178 с.
12. Дискурс, №12-13, 2005. Коммуникативные стратегии и культуры образования. - М.: РГГУ, 2013. - 256 с.
13. Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н. Организационное поведение. М.: РГГУ, 2013. - 80 с.
14. Зимонина В. Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым / В.Н. Зимонина. - М.: Владос, 2012. - 304 с.
15. Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г.А. Золотова. - М.: КомКнига, 2015. - 370 с.
16. Золотова Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова. - М.: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2013. - 544 с.
17. Использование японских комиксов манга для развития коммуникативных навыков (+ CD-ROM). - Москва: Мир, 2012. - 168 с.
18. Карнеги Дейл. Книга-тренер убеждения, умения влиять на людей и приобретать друзей. Интенсивный курс / Дейл Карнеги. - М.: АСТ, 2011. - 224 с.
19. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 384 с.
20. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический Проект, 2014.- 256 с.
21. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога: моногр. / И.А. Колесникова. - Москва: Мир, 2011. - 336 с.
22. Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г.В. Колшанский. - Москва: РГГУ, 2015. - 176 с.
23. Коммуникативная рациональность. Эпистемологический подход. - .: ИФРАН, 2016. - 216 с.
24. Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста. - М.: Едиториал УРСС, 2016. - 512 с.
25. Коренной А.А. Информация и коммуникация. - Киев. М.: КГГУ, 1986. - 256 с.
26. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - Москва. М: ИФРАН, 2005. - 100 с.
27. Кузьменкова Ю.Б. От традиций культуры к нормам речевого поведения британцев, американцев и россиян. - М.: ГУ ВШЭ, 2015. - 256 с.
28. Куликова И. Введение в металингвистику (системный,
лексикографический и коммуникативно-прагматический аспекты
лингвистической терминологии) / И. Куликова, Д. Салмина. - М.: САГА, 2014. - 352 с.
29. Куликова И. Введение в металингвистику (системный,
лексикографический и коммуникативно-прагматический аспекты
лингвистической терминологии) / И. Куликова, Д. Салмина. - М.: СПб: САГА, 2012. - 352 с.
30. Латфуллина Г.Р., Громова О.Н. Организационное поведение. - СПб.: Питер, 2018. - 155 с.
31. Латфуллина Г.Р., Громова О.Н. Организационное поведение. - СПб.: Питер, 2016. - 350 с.
32. Латфуллина Г.Р., Громова О.Н. Организационное поведение: Практикум. - СПб.: Питер, 2016. - 182 с.
33. Литвинюк А.А.: Организационное поведение. - М: Юрайт, 2012. - 352 с.
34. Литература Красных В.В.: Этнопсихолингвистика и
лингвокультурология. - М.: Гнозис, 2012. - 200 с.
35. Лич Дж. Коммуникативная грамматика английского языка / Дж. Лич, Я. Свартвик. - М.: Просвещение, 2014. - 304 с.
36. Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие 2-ое издание. - СПБ: Издательство Михайлова В.А., 2012. - 254 с.
37. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитиии. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 352 с.
38. Мельник В. Валерий Зубов: Сила не в умении ходить строем, а в том, чтобы каждому было выгодно думать / В. Мельник, А. Чернявский. - М.: Время, 2015. - 240 с.
39. Мескон М. Основы менеджмента. - Москва; М.: Гнозис, 2000. -
178 с.
40. Михайлов Л.М. Коммуникативная грамматика немецкого языка / Л.М. Михайлов. - М.: Высшая школа, 2016. - 256 с.
41. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. - Москва. М.: Академический Проект, 1998. - 352 с.
42. Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии / В.В. Никандров. - Москва: ИЛ, 2014. - 444 с.
43. Организационное поведение: Учебник для вузов/ В.Г. Алиев С.В. Дохолян; Минобразования РФ, учеб. - метод. объед. вузов России по обр. в обл. менеджмента. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 310 с.
44. Почепцов П.Г. Теория и практика коммуникаций. - Москва. М.: Академический Проект, 1998. - 201 с.
45. Пыриков Е.Г. Коммуникативные аспекты перевода и терминологии - методическое пособие / Е.Г. Пыриков. - М.: ВЦП - Всероссийский центр переводов, 2016. - 128 с.
46. Реферовская Е. А. Коммуникативная структура текста в лексикограмматическом аспекте / Е.А. Реферовская. - М.: ЛКИ, 2014. - 168 с.
47. Роджерс Э. Агарвала - Роджерс Р. Коммуникации в организациях. - М.: Учитель, 1990. - 197 с.
48. Руженков В.А., Интеграция психиатрии и клинической психологии: проблемы и перспективы. - Белгород: БелГУ, 2016. - 200 с.
49. Рымчук Н. С. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков, волевых и нравственных качеств личности / Н.С. Рымчук. - М.: Академия развития, 2013. - 256 с.
50. Рымчук Н.С. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков, волевых и нравственных качеств личности / Н.С. Рымчук. - М.: Ярославль: Академия развития, 2014. - 256 с.
51. Рысь Ю.И. Психология и педагогика. - М.: Академический Проект, 2012. - 300 с.
52. Седов К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2016. - 320 с.
53. Седых А.П. Языковая личность и этнос. - М.: Компания Спутник+, 2014. - 301 с.
54. Соколова И. С. Естественнонаучная книга как коммуникативная система: моногр. / И.С. Соколова. - М.: Московский государственный университет печати, 2011. - 316 с.
55. Янко Т.Е. Коммуникативные стратегии русской речи / Т.Е. Янко. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 386 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ