Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Традиции изображения “маленького человека“в рассказах К.Паустовского “Старик в потертой шинели“ и “Старик в станционном буфете“

Работа №34418

Тип работы

Контрольные работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы17
Год сдачи2019
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
520
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Тема маленького человека в русской литературе 5
2. Отражение темы «маленького человека» в рассказах К.Г. Паустовского 8
Заключение 16
Список использованных источников 16

Тема «маленького человека» — одна из «вечных» в мировой литературе, занимает значительное место как на страницах русской прозы XIX–XX вв., так и в произведениях современных авторов. Она интересовала многих писателей и способствовала созданию незабываемых литературных образов. Наиболее изучена реализация темы «маленького человека» в литературе XIX в. Это заслуга авторов, работавших над изучением произведений А. С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф. М. Достоевкого, А. П. Чехова и т.д.
Отражение темы «маленького человека» в литературе XX столетия изучено сравнительно неглубоко. Исследователи обращались к этому вопросу в творчестве В. М. Шукшина, Л.С. Петрушевской, Л. Е. Улицкой. До сих пор этом отношении остается малоизученным творчество К.Г. Паустовского, поэтому обращение к теме «Традиции изображения «маленького человека» в рассказах К.Паустовского» является актуальным.
Актуальность темы исследования подтверждается еще и тем, что в школе при изучении творчества К.Г. Паустовского обычно не акцентируется внимание на его авторском подходе к реализации темы «маленького человека». Таким образом, тема исследования важна и в методическом плане.
Цель настоящего исследования – проанализировать отражение традиции изображения «маленького человека» в рассказах К.Паустовского «Старик в потертой шинели» и «Старик в станционном буфете».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Описать традицию отражения темы маленького человека в русской литературе.
2. Проанализировать отражение темы «маленького человека» в рассказах К.Г. Паустовского «Старик в потертой шинели» и «Старик в станционном буфете».
Объект исследования – художественное своеобразие рассказов К.Паустовского «Старик в потертой шинели» и «Старик в станционном буфете».
Предмет исследования - традиция изображения «маленького человека» в рассказах К. Г. Паустовского «Старик в потертой шинели» и «Старик в станционном буфете».
Методы исследования: литературоведческий анализ текста художественного произведения, сравнение, синтез.
Структура исследования состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование позволяет сделать несколько выводов.
Русская классическая литература XIX-ХХ вв. создала традицию изображения «маленького человека». Этот тип литературного героя впервые отчетливо появился в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». В дальнейшем традиция была продолжена и развивалась в произведениях
Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и других.
Для образа «маленького человека» в русской литературе характерна определенная совокупность условий, в которых герой изображается (бедность, одиночество, социальный или классовый разрыв с окружающими), так и определенные черты характера. Особыми чертами характера «маленького человека» являются такие черты, как смирение, кротость, доброта, воздержанность, внутреннее достоинство.
Анализ двух рассказов К. Г. Паустовского - «Старик в потертой шинели» и «Старик в станционном буфете» - показал, что в них автор продолжил традиции русской литературы в изображении «маленького человека».
В центре указанных произведений образы бедных стариков, которые отвергнуты (можно сказать, забыты) обществом, но сумевшие сохранить свое человеческое достоинство. Нами было выявлено, то рассказа «Старик в потертой шинели» близок таким произведениям XIX века как повесть «Шинель» Н. В. Гоголя, «Бедные люди» и святочному рассказу «Мальчик у Христа на елке» Ф. М. Достоевского.
Образ главного героя из рассказа «Старик в станционном буфете» имеет общие черты с главными героями произведений «Станционный смотритель»
А. С. Пушкина, «Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского.
В школьном курсе литературы при изучении рассказов К. Г. Паустовского предлагается акцентировать внимание обучающихся на их гуманистические идеи через анализ художественных деталей.



1. Бахтина Н. М. «Светлые души» чудиков // Уроки литературы. 2009. – № 6. – C. 7–8.
2. Бочани Д. О развитии образа маленького человека на страницах русской прозы// Русский язык и литература в пространстве мировой культуры. - СПб: Международное некоммерческое партнерство преподавателей русского языка и литературы «МАПРЯЛ», 2015. -С. 77-80.
3. Бурцева Е.А., Абкадирова Э.А. Средства художественной выразительности в прозе К. Г. Паустовского // Интернаука. – 2017. – № 11 – С. 89-91.
4. Высоцкая В. В. «Шинель» Гоголя: опыт интерпретации // Вопросы филол. Наук. 2003. – № 1. – С. 7–11.
5. Жаринов Н. А. Историческое и лирическое в «маленьких повестях»
К. Г. Паустовского // Поволжский педагогический вестник. 2017. №4 (17).– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskoe-i-liricheskoe-v-malenkih-povestyah-k-g-paustovskogo (дата обращения: 30.10.2019).
6. Желудева Е. В. Путешествие в мир Паустовского (К 120-летию со дня рождения писателя) // Мир московского студенчества. – 2012. – № 13. – С. 14-15.
7. Каплан Е. Б. Система точек зрения как композиционный приём в повести К.Г. Паустовского «Исаак Левитан» // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 84-88.
8. Мазурова Н.А., Бахор Т.А., Зырянова О.Н., Лобарева В.С. Особенности творческой манеры К.Г. Паустовского (на примере книги "Мещерская сторона") // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – 2016. – Т. 7.– № 7. –С. 83-87.
9. Никитина Н.Ю. Полифония в рассказах К. Паустовского // От текста к контексту. – 2014. –№ 1. – С. 103-107.
10. Паустовский, К. Г. Повести и рассказы. – Л. : Художеств. лит., Ленингр. отд-ние, 1985. – 319 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ