Введение 3
1. Организация маркетинговой деятельности гостиничного предприятия 6
1.1. Содержание и структура гостиничного маркетинга 6
1.2. Маркетинговая среда гостиничных предприятий 13
1.3. Управление качеством гостиничных услуг 18
2. Анализ маркетинговой деятельности на примере гостиницы «Волга» г.
Ульяновск 26
2.1 Организационно-правовой статус и характеристика гостиницы «Волга» 26
2.2 Ситуационный анализ маркетинговой среды гостиницы «Волга» 37
2.3 Продвижение и организация продажи услуг гостиницы «Волга» 43
3. Совершенствование маркетинговой деятельности гостиницы «Волга» г.
Ульяновск 48
3.1 Создание отдела маркетинга в гостинице «Волга» 48
3.2 Внедрение маркетингового подхода в работе персонала 55
3.3 Повышение качества обслуживания и формирование
конкурентоспособного гостиничного продукта 63
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложение
Маркетинг гостиничного бизнеса - то, посредством чего люди приобретают, что хотят и в чём нуждаются. Следовательно, деятельность компании должна осуществляться, постоянно учитывая состояние рынка, опираясь на потребности потребителей, а также изменения, которые могут произойти в будущем.
Маркетинг состоит из следующих пунктов: определения потребностей людей; предложение услуг и товаров, необходимых потребителям; установление цен, которые приемлемы для потребителей и обеспечивают необходимую прибыль; выбор лучших возможностей доведения услуг до потребителей; использование методов влияния на рынок для формирования спроса, стимулирования сбыта. Ценность этих пунктов имеет наибольшее значение, когда они осуществляются все вместе, т.е. реализуется концепция маркетинга.
Особенность предоставления услуг состоит в том, что их невозможно произвести заранее, хранить в отличие от товаров. Услуги можно только оказать, когда появляется клиент. Качество услуги зависит от специалиста, который её предоставляет, места и времени её предоставления. Важная особенность услуги - неосязаемость. Особенность гостиничного маркетинга можно определить из рассмотренных выше особенностей гостиничного продукта.
Рынок гостиничных услуг, как и другие рынки товаров, услуг, характеризуется большим количеством групп покупателей, разных по вкусам, желаниям, доходу. Например, мотивы, цели покупок, требования к услугам гостиницы бизнесменов, туристов, участников конференции, проживающих в одном отеле, будут разные. Туристы, более чувствительны к ценам, чем командированные гости, организаторы мероприятий (клиенты, за которых оплачивают компании), они могут заказывать более дорогое размещение, питание, дополнительные услуги.
Важно учитывать дифференцированный подход к гостям (целевой маркетинг). Опираясь на этот подход, выбирается сегмент рынка - определенные группы покупателей, которые обладают похожими признаками и реакцией на услугу.
Актуальность выбранной темы. Тема работы является актуальной, потому что сейчас гостиничный бизнес - одна из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей, которая приносит многомиллионные прибыли во всё мире. В настоящее время российский гостиничный бизнес столкнулся с проблемой поиска клиентов, выживания, конкурентоспособности и другими факторами рынка. Разрабатываются новые и совершенствуются старые подходы к обслуживанию клиентов. И большинство профессионалов приходят к мнению, что прорыв в данной области - это использование концепции маркетинга, что и доказывают опыты западных стран. Они говорят о том, что успех на рынке зависит не только от производственных, финансовых возможностей фирм, но и от ориентации на потребителя, использования маркетинга. Главная цель разработки комплекса маркетинга (набор контролируемых факторов маркетинга, используемых для достижения целей компании) - обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ и завоевание прочных рыночных позиций.
Объектом исследования является гостиничный комплекс «Волга» г.Ульяновск.
Предметом исследования является маркетинговая деятельность предприятий индустрии гостеприимства.
Цель работы: изучение маркетинговых исследований в гостиничном бизнесе и разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
Задачи:
- раскрыть содержание и структуру гостиничного маркетинга;
- рассмотреть маркетинговую среду гостиничных предприятий;
- охарактеризовать управление качеством гостиничных услуг;
- провести анализ маркетинговой деятельности на примере гостиницы «Волга» г. Ульяновск;
- представить пути совершенствования маркетинговой деятельности гостиницы «Волга» г. Ульяновск.
Методологическая основа. Исследование включает следующие методы: аналитический; маркетинговый, общенаучные и частнонаучные методы познания - диалектический, материалистический, формально-логический, конкретно-исторический, социологический, статистический, дедукция и индукции, анализа и синтеза.
Информационная база исследования - статистические данные, данные конкретного предприятия, результаты эмпирических исследований.
Практическая значимость. Результаты, полученные в работе, могут быть предложены руководству отеля для изучения и возможно дальнейшего использования в процессе совершенствования деятельности отеля.
Теоретической основой послужили труды известных маркетологов, экономистов, менеджеров таких как: Л.В. Баумгартен, Ю.Ф. Волков, А.М. Годин, Д.К. Исмаев, Ф. Котлер, Г.А. Гомилевская, Жан - Жак Ламбен, А.Л. Лесник и др., а также статьи в периодических изданиях и журналах: «Коммерсантъ», «Маркетинг в России и за рубежом»; «Практический маркетинг», «Маркетинг PRO»; «Маркетинг. Менеджмент», «Парад отелей»; «Деньги».
В структуру данной работы входят содержание, введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Маркетинг - это система торгово-производственной деятельности, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей каждого потребителя на основе выявления и изучения потребительского спроса и с целью получения максимальной прибыли.
Определение гостиничного маркетинга можно сформулировать следующим образом: маркетинг - это система управления и организации деятельности фирмы по разработке, производству и предоставление услуг, основанный на комплексном учете процессов происходящих на рынке, ориентированных на удовлетворение личных или производственных потребностей, которая обеспечивает достижение отелем своих целей.
Важность анализа маркетинговой среды трудно переоценить. Имеет значение, конечно, и элемент везения, умение «оказаться в нужном месте в нужное время». Но рассчитывать надо на серьезный анализ и прогнозирование ситуации.
Вопросы обеспечения надлежащего качества услуг были актуальны во все времена, но настоящую остроту они приобрели в настоящее время из-за активного развития рыночных отношений, а также из-за возрастающих требований клиентов к качественному обслуживанию на предприятиях сервиса. Роль и значение качества предоставляемых услуг на предприятиях сервиса постоянно возрастает под влиянием развития технологий и потребностей человека, это обусловлено тем, что люди платят деньги, приобретая услугу, и их желание получить качественное обслуживание справедливо.
Для того, чтобы предприятию гостиничного сервиса успешно развиваться на рынке и привлекать как можно больше клиентов, руководство организации должно учитывать требования людей к качеству предоставляемых услуг, стремиться к непрерывному совершенствованию в управлении гостиничных услуг, ведь от этого будет зависеть не только финансовая составляющая, но и престиж предприятия.
Гостиница «Волга» удобно расположена в деловой и исторической части Ульяновска, на центральной и самой красивой улице города - улице Гончарова.
SWOT-анализ показал, что требуется совершенствование деятельности гостиницы, при этом основное внимание нужно уделить совершенствованию качества обслуживания и повышению квалификации персонала, отвечающего за обслуживание, целесообразно расширение спектра дополнительных услуг, что позволит повысить удовлетворенность клиентов.
В разработанных мероприятиях по улучшению маркетинговой деятельности в гостинице «Волга» было предложено создать новую структуру службы маркетинга. Но для этого необходимо повышение квалификации специалистов в области маркетинга. Внедрение новых функций маркетинговой деятельности требует от работников профессиональных знаний и навыков, повышения общеобразовательного уровня. Поэтому важным условием по улучшению маркетинговой деятельности является повышение общего образования, расширение экономических знаний и повышение квалификации работников. В гостинице «Волга» предлагается пройти переподготовку и повышение квалификации трем работникам маркетинговой службы.
Предлагается открыть крытую парковку при отеле. На данный момент такая парковка отсутствует и посетителя отеля пользуются услугами муниципальной парковки.
Предполагаемая прибыль превышает затраты более чем в 3,5 раза. Такой эффект от комплекса мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности гостиницы «Волга», предложенных нами, можно назвать более чем удачным. Мы нашли экономически обоснованные направления совершенствования маркетинговой деятельности гостиницы, которые несомненно повысят качество обслуживания, доступность наших услуг, лояльность постоянных гостей и имидж предприятия в целом. Как следствие, увеличится среднегодовая загрузка гостиницы, и соответственно процент постоянных клиентов и непосредственно прибыль.
Как показал комплексный анализ исследуемого гостиничного предприятия, у гостиницы «Волга» существует ряд проблем, которые мешают отелю хорошо функционировать и использовать все свои возможности.
Во-первых, на предприятии отсутствует служба маркетинга, и, как следствие, не ведется четкая работа по анализу рынка, исследованию конкурентов, выделению сегментов потребителей и т.д.
Во-вторых, качество обслуживания совершенно не соответствует ценовой политике предприятия. Отсутствие системы профессиональной подготовки кадров, а также методов стимулирования персонала влечет за собой плохие отзывы постояльцев, и, соответственно, негативно сказывается на загрузке отеля.
Предлагается:
1. создать в гостинице собственную службу маркетинга, выделить двоих специалистов из имеющегося персонала, которые будут заниматься вопросами исследования рынка и продвижения услуг;
2. провести обучающие тренинги обслуживающего персонала, повысив, таким образом, качество предоставляемых услуг;
3. разработать тарифную политику, систему льгот и скидок для посетителей и усовершенствовать систему маркетинговых коммуникаций через Интернет-продвижение сайта гостиницы;
4. создать крытую теплую парковку с необходимым количество в парковочных мест.
Эти действия позволят гостинице максимизировать прибыли, увеличить загрузку, увеличить доход за счет дополнительных услуг и создать себе хорошую репутацию на рынке гостиничных услуг региона.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи решены в полном объеме, цель достигнута.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.03.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1994. -N 32. - Ст. 3301.
2. Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1- Введ. 1992-02-07. (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017)// Собрание законодательства РФ. - 1996. -N 3. - Ст. 140.
3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - N 49. - Ст. 5491.
Стандарты
4. ГОСТ Р 51185-98. «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».
5. ГОСТ 28681.0-90. «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения».
6. ГОСТ Р 50690-2000. «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования».
Книги, монографии
7. Алексунин, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / В.А. Алексунин. - М.: Изд. «Дашков и К», 2016. - 223 с.
8. Алехина Е.С. Развитие маркетинговых технологий в сфере услуг региона. Дисс. ... канд. эконом. наук. / Е.С.Алехина. - Шахты, 2017. - 198 с.
9. Багиев Г.Л. Маркетинг / В.М. Тарасевич, Х. Анн / под общей ред. Г.Л. Багиева. - М.: Издательство «Экономика»,2007.-703с.
10. Байлик С. И. Гостиничное хозяйство. Проблемы, перспективы, сертификация. / С.И. Байлик - Киев: ВИРА-Р, 2016. - 545 с.
11. Байлик, С.И. Гостиничное хозяйство: организация, управление,
обслуживание: учебное пособие. / С.И. Байлик - М.: ООО «Вершина», 2015.-81 с.
12. Белоусова, С. Н. Маркетинг : учеб. пособие / С.Н. Белоусова, А.Г. Белоусов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 397 с.
13. Биржаков, М.Б. Введение в туризм: учебное пособие. / М.Б. Биржаков - СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2016. - 192 с.
14. Бисько И.А., Маевская В.А., Паксюткина Е.А. Организация обслуживания туристов/ И.А.Бисько / Tourism Service Organization М.: КноРус, 2016. - 544 с..
15. Бут О.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. / О.А.Бут - Томск, 2017. С. 156.
16. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование: учебник / М. И. Бухалков- М. : Инфа-М, 2016. - 218 с.
17. Волошин, Н.И. Туризм как объект управления: учебник для студентов / И. Н. Волошин, Исаева И. В., Ильина Е. И - М. : Финансы и статистика, 2017. - 302 с.
18. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология / Е.П. Г олубков. - М. : Финпресс, 2015. - 496 с.
19. Горбашко Е.А. Управление качеством. Практикум: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. / Е.А.Горбашко. - М.: Юрайт, 2016. - 433 с.
20. Гуляев, В. Г. Организация туристской деятельности: учеб. пособие/ В. Г. Гуляев - М. : НОЛИДЖ, 2017. - 376 с.
21. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства / Е.А. Джанджугазова. - М. : Академия, 2015. - 224 с.
22. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: учебное пособие. / Е.А. Джанджугазова - М.: Академия, 2017. - 224 с.
23. Джанджугазова, Е.А. Туризм и региональное развитие в условиях новых российских реалий / Е.А. Джанджугазова, Л.И. Черникова, Г.Р. Фаизова. - М., 2016.
24. Дихтиль Э.Р. Практический маркетинг: учебное пособие / Э.Р. Дихтиль. - М. : Высшая школа,2018. - 196 с.
25. Дурович А.П. Реклама в туризме: учебное пособие для студентов вузов /
A. П. Дурович. - М.: Новое знание, 2015. - 256 с.
26. Дурович А. П. Маркетинг гостиниц и ресторанов./ А.П. Дурович - Мн.: Новое знание, 2017. - 453 с.
27. Елисеева Т. И., Косолапов А. Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства. / Т.И. Елисеева - М.: КноРус, 2018. - 211 с.
28. Емельянов Б.В. Экскурсоведение : учеб. пособие для студентов вузов / Б.
B. Емельянов - М. : Эксмо, 2016. - 275 с .
29. Ефимова О. П., Ефимова Н. А. Экономика гостиниц и ресторанов . / О.П. Ефимова - М.: Новое знание, 2017. - 564 с.
30. Ехина М.А. Организация обслуживания в гостиницах: учеб. Пособие. / М.А. Ехина - М.: Издательских центр «Академия», 2016.- 26 с.
31. Иванов В.В. Гостиничный менеджмент: учебное пособие. / В.В. Иванов - М.: ИНФРА-М, 2017. - 384 с.
32. Кириллова А.Т. Маркетинг в туризме : учебник / А.Т. Кириллова, Л. А. Волкова ; под общ. ред. А. Т. Кирилловой - М. : Аспект-Сервис, 2016 - 326 с.
33. Котлер Ф.И. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. /Ф.И.Котлер - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 787 с.
34. Кусков А.С. Гостиничное дело: учебное пособие. / А.С. Кусков - М.: Дашков и Ко, 2015. - 248 с.
35. Кусков, А.С. Основы туризма : учеб. / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. - 4-е изд., перераб. - М. : КНОРУС, 2016. - 396 с.
36. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания: учебник для проф. Образования. / И.Ю. Ляпина - М.: «Академия», 2015. - 208
с.
37. Маркетинговые исследования. Теория и практика : учебник для бакалавров / [О.Н. Романенкова, С.П. Азарова, И.К. Захаренко и др.] ; под общ. ред. О.Н. Романенковой ; Фин. ун-т при Правительстве Рос. Федерации. - М.: Юрайт, 2016. - 315 с.
38. Менеджмент гостеприимства. CD-диск / Под ред. А.Д. Чудновского. - М.: Равновесие, 2017. - 321 с.
39. Панкрухин А.П. Маркетинг /А.П. Панкрухин. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 656с.
40. Папирян, Г.А. Маркетинг в туризме : учеб. пособие для студентов вузов / Г. А. Папирян - М. : Финансы и статистика, 2017. - 364 с.
41. Саак, А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме /
А.Э. Саак. - Спб. : Питер, 2016. - 512 с.
42. Сенин В.С. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения: учебное пособие. / В.С. Сенин - М.: Финансы и статистика, 2017. - 43-48 с.
43. Соболев В.Ю. Маркетинг гостиничного предприятия: Учебно
методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет,
2016. - 30 с.
44. Терещенко В.М. «Маркетинг: новые технологии в России» / В.М. Терещенко. - Спб.: Питер, 2015. - 343 с.
45. Турковский Марек Маркетинг гостиничных услуг: учебно-методическое пособие: перевод с польского. / М. Турковский - М.: Финансы и статистика,
2017. - 296 с.
46. Уилсон П. Финансовый менеджмент в малом бизнесе: пер. с англ. : учебник / П. Уилсон - М. : Аудит, 2015. - 359 с.
47. Филипповский Е. Е., Шмарова Л. В. Экономика и организация гостиничного хозяйства. / Е.Е. Филипповский - М.: Финансы и статистика,
2016. - 204 с.
48. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес : учеб. пособие/
А. Д. Чудновский - М. : Экмос, 2017. - 375 с.
Печатная периодика
49. Алехина Е.С. Понятие и содержание технологизации маркетинга / Е.С.Алехина // Вестник ПГУ. - 2017. - № 2. - С.89.
50. Алехина Е.С. Формирование понятия и содержания маркетинговых технологий / Е.С.Алехина. // Современные проблемы экономики и управления. - 2015. - №1(03).
51. Аракчеева, З.В. Региональные направления современной туристской деятельности / З.В.Аракчеева// Вестник Югорского гос. ун-та. - 2015. - № 4
(39) . - С. 159-160.
52. Пелевин А. Взглядом профессионалов / А.Пелевин // Турбизнес для профессионалов. - 2016. - №14. - С. 27.
53. Фадеев А.К. Современные тенденции маркетинга / А.К. Фадеев // Вокруг света. - 2015. - № 5. - С. 60-61.
54. Хорошилова Н.В. Маркетинг в России и за рубежом. Современные тенденции / Н.В. Хорошилов // Маркетинг. - 2015. - №2. - С. 67 - 68.
55. Чуприна Ю.В. Маркетинговые исследования, их особенности / Ю.В. Чуприна // Маркетинг и менеджмент. - 2016. - №3. - С. 45-46.
56. Ширшнев Е.В. Реклама, как один из инструментов маркетинга / Е.В. Ширшнев// Маркетинг PRO. - 2017. - №6. - С. 24- 25.
Электронные ресурсы
57. Официальный сайт гостиницы «Волга», город Ульяновск [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.otelvolga.ru/
58. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://base.garant.ru
59. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 (ред. от 01.02.2017). [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://base.garant.ru
60. Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения. Утверждено Приказом Министерством экономического развития и торговли РФ от 21.03.2003г. № 197. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://base.garant.ru