Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дальний Восток: экономическое взаимодействие КНР, КНДР, РК и Японии в начале XXI века

Работа №34384

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
495
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Структура экономики КНР, КНДР, РК и Японии 8
1.1. Внутрирегиональные аспекты 8
1.2. Внешнеэкономические стратегии транснациональных корпораций 15
1.3. КНДР в региональном треугольнике Китай-Япония-Южная Корея 27
Глава 2. Место зоны свободной торговли между Китаем, Японией и Южной Кореей в региональной интеграционной динамике 52
2.1. Интеграционные проекты в регионе 52
2.2. Особенности ЗСТ Китай-Япония-Южная Корея 54
2.3. Экономические факторы в формировании зоны свободной торговли 60
Глава 3. Тренды экономического развития 65
3.1. Зеленая экономика 65
4. Заключение 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...

Опережая другие регионы мира по темпам экономического роста, в том числе и в наукоемких, технологически передовых отраслях, Восточная Азия демонстрирует эффективную модель развития национальных экономик в рамках усиливающейся региональной интеграции, а также значительные преимущества от интенсивного, многостороннего взаимодействия государств региона. Таким образом, возникают основания рассмотреть роль происходящих в регионе процессов, способствующих развитию стран данного региона по всем направлениям.
В данном исследовании нас интересуют экономические отношения между четырьмя восточно-азиатскими государствами - КНР, КНДР, РК и Японией. Рассмотрены позиции и интересы четырех стран в региональных интеграционных процессах, структуры экономик, а также тренды экономического развития вышеперечисленных государств.
Актуальность исследования. Важность проводимых работ в исследовании заключается в изучении новых реалий, сложившихся в современный период. КНР, КНДР, РК и Япония в настоящее время находятся на разных этапах экономического развития, и то насколько эффективны усилия в области политики и экономического планирования в этих странах и какие уроки можно извлечь для других развивающихся стран несомненно вызывает исследовательский интерес.
Научная новизна исследования. В последнее время наблюдался растущий академический интерес к трехсторонним отношениям между Пекином, Токио и Сеулом, особенно в вопросах, касающихся трехсторонней экономической интеграции между Китаем, Японией и Южной Кореей, влияния китайско-японского соперничества на Корейский полуостров и усилий Вашингтона по содействию примирению Японии и РК на фоне
вызовов региональной безопасности со стороны Китая и Северной Кореи. В этих сюжетах Северная Корея представлялась главным образом как раздражитель, на который другие региональные субъекты должны были отреагировать. В данной же работе предпринята попытка объединить все основные события, которые произошли и происходят в отношениях между данными государствами, и беспристрастно составить картину отношений между ними, и доказать наличие достаточно сильной зависимости друг от друга, а также важной межотраслевой и внутриотраслевой торговли.
Предметом исследования являются экономические отношения между КНР, КНДР, РК и Японией.
Объектом исследования участие четырех стран в региональных интеграционных процессах, структуры экономик, а также тренды экономического развития вышеперечисленных государств.
Цель исследования: рассмотреть позиции и интересы четырех стран сквозь призму их экономического взаимодействия.
Задачи исследования:
1) Проанализировать характер двусторонних отношений государств в квадрате, определить основные факторы экономического влияния на двусторонние отношения.
2) Исследовать подходы стран к экономической интеграции, определить место проекта ЗСТ в интересах каждого участника переговоров.
3) На основе документов по внешней торговле показать экономические выгоды и возможные невыгодные последствия для основных отраслей экономики каждой страны.
4) Рассмотреть возможные тренды экономического развития четырех стран.
Хронологические рамки исследования охватывают начало XXI века. При рассмотрении исторических предпосылок развития региональных ТНК возникла необходимость расширения хронологических рамок и обращения к событиям второй половины XX в.
Степень изученности проблемы. Данная тема достаточно основательно изучалась отечественными и зарубежными учеными. К ним можно отнести: П. Цыганкова, М. Лебедевой , А. Кокошина, А. Боготурова ; региональные исследования А. Воскресенского , C. Лузянина ; работы по экономическим отношениям в Азии М. Потапова , М. Титаренко . А также работы зарубежных специалистов, прежде всего, Ч. Лиу , Д. Нейборса — по теоретическим аспектам взаимоотношений в регионе; Марио Тело — по экономической интеграции; С. Чакраворти, С. Мадхура по экономическим отношениям в треугольнике Китай-Япония-Южная Корея и интеграционным стратегиям государств.
Актуальными по данной проблематике являются и множество других работ, которые упомянуты в списке использованной литературы и источников, информация из которых была активно задействована в данной работе.
Источниковая база. В качестве источников для написания работы послужили действующие соглашения, отчёты: Трёхстороннего
исследовательского проекта по ЗСТ, официальная статистика ВТО, Всемирного банка.
Так же для написания работы были использованы энциклопедии, историческая литература, СМИ и некоторые электронные ресурсы.
В качестве методологической основы исследования были использованы следующие методы:
- системный подход, который позволяет представить объект изучения в его единстве и целостности, способствует нахождению корреляций между взаимодействующими элементами, учитывает факторы влияния на объект исследования и среду, в которой он находится;
- описательный метод: получение нового знания на основе систематизации предыдущих.
Так же актуальными методами исследования оказались: историкогенетический (для анализа генезиса и причинно-следственной связи китайскояпонского соперничества), сравнительный анализ (применялся при анализе обстановки в регионе, сложившейся на начальных этапах противостояния и в последующий период, сквозь призму международных отношений) и контентанализ (был применен при исследовании массивов информации, продуктов коммуникативной корреспонденции и анализе СМИ, освещающих ситуацию в данном регионе).
Научно-практическая значимость исследования: данное исследование может представлять интерес, как для историков и политологов, заинтересованных в исследовании экономического взаимодействия восточноазиатских стран, так для специалистов по общим проблематикам международных отношений. Оно может быть использовано для разработки специализированных курсов, а также при составлении учебных пособий для студентов ВУЗов.
Структура работы определяется ее содержанием. Магистерская работа состоит из 3 глав, соответствующим задачам исследования, введения, заключения, списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования были изучены приоритеты КНР, КНДР, РК и Японии. Рассмотрены позиции и интересы четырех стран в региональных интеграционных процессах, структуры экономики, а также тренды экономического развития вышеперечисленных государств.
Главным инструментарием для достижения определенного рода результатов послужили контент-анализ, историко-генетический анализ и сравнительный анализ.
Стоит отметить, что сотрудничество в экономической сфере развивается гораздо плодотворнее, нежели во всех остальных, особенно, политической.
Анализ официальных концепций и аналитических материалов учёных по стратегиям интеграции показывает, что Китай более других участников заинтересован в проекте ЗСТ с Японией и Южной Кореей. Китайский интерес обусловлен региональными амбициями и стремлением к региональному лидерству, необходимостью создания конкурентоспособных интеграционных проектов, альтернативных американским, и экономической зависимостью от западных рынков, которая в кризисных условиях является угрозой для экспортно-ориентированной экономики Китая.
Южная Корея и Япония в своих дипломатических книгах называют первым партнёром США. В этой связи им также интересен американский интеграционный проект — Транс-Тихоокеанское партнёрство. По одной из версий, участие в ТТП для японской экономики будет так же выгодно, как и участие в ЗСТ. Однако, очевидно, такие масштабные проекты с большим (пока 12) количеством участников и множеством задач не могут быть оперативно реализованы. Кроме того, руководство стран понимает современные тенденции к интеграции, осознаёт негативные последствия остаться не включёнными в региональные процессы. Наконец, сильная зависимость японской и корейской экономик от Китая (он является их первым и основным торговым партнёром) заставляет страны активно развивать и упрощать торговые механизмы.
Отношения Северной Кореи с Китаем, Японией и Южной Кореей носят асимметричный характер. Военные возможности КНДР значительно превзошли ее экономический потенциал; ее население было намного меньше, чем у соседей; ограниченное международное признание ограничивало возможности для маневра; и его политическая система была негибкой и репрессивной. Возможно, именно поэтому взаимные позитивные обмены в северокорейской дипломатии были столь редки. Если северокорейские лидеры не могли или не желали предлагать достаточно привлекательные преимущества другому государству, они часто прибегали к негативным обменам (таким как санкции и угрозы).
Действительно, в 2006-2017 годах Северная Корея редко могла сотрудничать более чем с одним партнером одновременно. Если отношения между КНР и КНДР улучшались, отношения между Японией и Северной Кореей находились в состоянии стагнации.
Трения между КНР и РК и Японией и РК также не стимулировали сближение Китая и КНДР или Японии и Северной Кореей. Поскольку и Китай, и Япония могли легко найти альтернативных партнеров, которые были бы более могущественными и желанными, чем КНДР, их заинтересованность в установлении контактов с Пхеньяном оставалась ограниченной, пока Северная Корея сохраняла конфронтационную позицию.
Немаловажную роль в построении взаимного доверия для плодотворного экономического сотрудничества играют двусторонние отношения государств. В треугольнике Китай-Япония-Южная Корея политических противоречий много. Среди основных факторов, определяющих двусторонние отношения трёх государств, во-первых, территориальные претензии: острова
Сенкаку/Дяоюйдао между Японией и Китаем, острова Токто/Такэсима между Южной Кореей и Японией. Во-вторых, исторические обиды Китая и Кореи на Японию за период колонизации и Второй Мировой войны. Отсутствие полноценного извинения, ежегодное посещение японскими властями храма Ясукуни, воспринимающееся китайской и корейской сторонами как провокация, новые японские учебники — всё это грани одной проблемы, которая уже многие годы негативно влияет на развитие добрососедских отношений, способствует отталкиванию Японии от её ближайших соседей и сближению на этой почве Китая и Южной Кореи.
Тем не менее, хронологический анализ событийных данных показывает, что даже несмотря на очередной кризис из-за территориальных и исторических споров, который разразился зимой 2013-2014 гг., четвёртый раунд официальных переговоров по трёхсторонней зоне свободной торговли состоялся в марте 2014 года, согласно установленному плану. Официальные представители от всех трёх сторон ещё раз подчеркнули, что будут стараться действовать по принципу несмешивания политики и экономики.
Либерализация торговли между Китаем, Японией и Южной Кореей очень важна для этих экономик, так как они являются ключевыми торговыми партнёрами друг для друга. Следует отметить, что на данный момент Япония и Южная Корея находятся в большей зависимости от Китая как экспортёра и импортёра их товаров. Однако, учитывая желание китайского руководства перестать зависеть от экономической ситуации на рынках США и ЕС, вскоре и для Китая основными его торговыми партнёрами могут стать соседи.
Не стоит забывать и роли, которую играют ТНК в развитии экономики Китая, Японии и Южной Кореи. Сформированные при участии и поддержке государства, национальные ТНК являются локомотивами определенного (стратегически важного для государства) сектора экономики, пользуются всемерной поддержкой правительства, занимают ведущие позиции на внутреннем рынке страны, оказывают влияние на экономическую и политическую ситуацию в стране.
Так, японские инвестиции, осуществляемые посредством ТНК в регион, сыграли существенную роль в экономическом развитии Республики Корея и КНР. Эти страны смогли создать модель взаимовыгодного сотрудничества с японскими транснациональными корпорациями. На основе японского опыта создания мировых гигантов им удалось сформировать конкурентоспособные международные компании мирового уровня, которые впоследствии стали конкурировать со своими прототипами из Японии. Южнокорейские и китайские ТНК в свою очередь оказали влияние на экономическое развитие остального региона.



1. Ivanovitch, M. 2016, China, South Korea, Japan build trade surpluses on ECB, Fed economic stimulus. http://www.cnbc.com/2016/03/14/china-south- korea-japan-build-trade-surpluses-on-ecb-fed-economic--stimulus.html
2. Johnston, M. 2015, China's Top Trading Partners. http://www.investopedia.com/articles/investing/092815/chinas-top-trading- partners.asp
3. Katz, R. 2013, Why Chinese-Japanese Economic Relations Are Improving. https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2013 -12-30/why-chinese- japanese-economic-relations-are-improving
4. Mao, J. 2014, Economic cooperation benefits both China and Japan http://www.chinadaily.com.cn/world/2014-08/20/content_18455171 .htm
5. Pollmann, M. 2015, What the TPP Means for Japan
http: //thediplomat.com/2015/10/what-the-tpp-means-for-j apan/
6. Schuman, M. 2013, China and Japan May Not Like Each Other, but They Need Each Other As the two Asian giants spar Other As the two Asian giants spar over disputed islands, critical economic ties come over disputed islands, critical economic ties come under threat
http://world.time.com/2013/12/01/china-and-japan-may-not-like-each-other-
-but-they-need-each-other/
7. Shull, B. n.d. The Sino--Japanese Relationship http://fordhampoliticalreview.org/the-sino-iapanese- relationship/relationship/
8. Возобновляемая энергетика: развитие за счет Китая. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/108485.
9. Инвестиции в возобновляемую энергетику снизились в странах Евросоюза на 50%. [Электронный ресурс]. URL: https: //neftegaz.ru/news/view/158006-Investitsii-v-vozobnovlyaemuyu- energetiku-snizilis-v-stranah-Evrosoyuza-na-50.
10. Китай выращивает зелёную экономику. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.battery-
industry.ru/2010/09/14/%D0%BA%D0%B8%D 1 %82%D0%B0%D0%B9% D0%B2%D 1 %8B%D 1 %80%D0%B0%D 1 %89%D0%B8%D0%B2%D0%B 0%D0%B5%D1%82%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D 1 %83%D 1 %8E%D 1 %8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0% BC%D0%B8%D0%BA%D 1 %83/.
11. Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года. [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/2194.pdf.
12. The Global Green Economy Index 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://dualcitizeninc.com/GGEI2016.pdf.
13.2009 Statistical Bulletin of China’s Outward Foreign Direct Investment [in Chinese], URL: http://chinainvests.files.wordpress.com/2010/12/2009-
mofcom-investment-report1 .pdf.
14. URL: http://www.forbes.com/sites/simonmontlake/2012/11/18/pyongyang- calling-for-egyptiantelecoms-tycoon-naguib-sawiris/
15. URL: http://www.businessweek.com/magazine/north-korea-new-land-of- opportunity-01192012.html.
16. Jae Cheol Kim. The Political Economy of Chinese Investment in North Korea // The Asian Survey. 2006, Vol. 46, Issue 6, November/December. P. 902.
17. Thompson D. Silent Partners: Chinese Joint Ventures in North Korea // A
U.S.-Korea Institute at SAIS Report. 2011. Febr. P. 4.
18. State Grid Corporation’s Project To Provide Cross-Border Power Supply To DPRK Enters Activation Phase // China National Radio. 2012. 26 Oct.
19. Chiang M. The potential of China-Japan-Korea Free Trade
Agreement/National University of Singapore/ East Asian Institute (EAI)/Background Brief No. 823 — режим доступа:
[www.eai.nus.edu.sg/BB823.pdf]
20. World Trade Organisation. Trading profiles, 2013. - p. 101. - режим доступа: [www.wto .org/english/res_e/booksp_e/trade_profiles 13_e.pdf]
21. Chiang M. The potential of China-Japan-Korea Free Trade Agreement/National University of Singapore/ East
Asian Institute (EAI)/Background Brief No. 823 — режим доступа: [www.eai.nus.edu.sg/BB823.pdf]
Литература:
1. Егорова М.С. Содержание «зелёной» экономики: цели и задачи /М.С.Егорова // Современная экономика: проблемы и решения. - 2014. - №12 (60). - С. 154-166.
2. Банчева А.И. Экологические новации Японии: основные направления развития и особенности управления / А.И.Банчева // Вестник МГИМО Университета. - 2013. - С. 190-196.
3. Jae Cheol Kim. The Political Economy of Chinese Investment in North Korea // The Asian Survey. 2006, Vol. 46, Issue 6, November/December. P. 902.
4. Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после Второй мировой войны (1945-1995рр.). - М.: Конверт-МОНФ, 2013. - 118с.
5. Северо-Восточная и Центральная Азия: динамика международных и межрегиональных взаимодействий / Под ред. А.Д. Воскресенского. - М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2014. - 307с.
6. Панов А. Интеграция России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Перспективы 2020. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id 4=1641
7. Шергин С.А. Азиатско-Тихоокеанский регион: История и
современность. - М.: Высшая школа, 2013. - 293с.
8. Kim, Samuel S. 2006. “Inter-Korean Relations in Northeast Asian Geopolitics.” In Korea at the Center: Dynamics of Regionalism in Northeast Asia, edited by Charles K. Armstrong et al., 167-182. Armonk and London: M. E. Sharpe.
9. Международные отношения: теории, конфликты, движения,
организации: учеб. пособие/ П.А. Цыганков, Г.А. Дробот, М.М. Лебедева и др.; под ред. Проф. Цыганкова. — 3-е изд. — М.:Альфа- М:ИНФРА-М, 2012. — 336с.
10. Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ / Отв. ред. А.А.Кокошин, А.Д. Богатуров. - M.: КомКнига, 2005. - 432с.
11. Китай в мировой политике/редкол.: А.В. Торкунов, А.Ю. Мельвиль, М.М. Наринский; отв. Ред. А.Д. Воскресенский; МГИМО(У) МИД России. - М.:РОССПЭН, 2001. - 527 с.
12. Лузянин С. Г. Китай и «ближнее окружение»: региональные и
двусторонние аспекты отношений/Проблемы Дальнего Востока, No 3, 2010. - режим доступа: [promreview.net/moskva/kitai-i-blizhnee-
okruzhenieregionalnye-i-dvustoronnie-aspekty-otnoshenii?page=0,0]
13. Потапов М. А. Экономика современной Азии/Потапов М.А., Салицкий А.И., Шахматов А.В. - М.:Междунар.Отношения, 2011. - 264с.
14. Титаренко М.Л. Россия и её азиатские партнёры в глобализирующемся мире. Стратегическое сотрудничество: проблемы и перспективы/М.: ИД «Форум», 2012. - 544с.
15. Qianqian Liu. China’s Rise and Regional Strategy: Power, Interdependence and Identity/Journal of. Cambridge Studies, Volume 5, No. 4. - p. 76-92.
16. Nabers D. Neorealist misunderstandings: Japan, China and East
Asia/German Institute of Global and Area Studies (GIGA): Journal of Current Chinese Affairs, Vol. 16, 2008. - p. 56-72.
17. Mario Telo. International relations: A European perspective/Editions de l'Universite de Bruxelles, 2009. - 204с.
18. Chakravorty S. China-Japan-Korea: Tangled Relationships/ ORF Occasional Paper No39, March 2013. - 34p
19. Srinivasa Madhur. China-Japan-Korea FTA: A Dual Track Approach to a Trilateral Agreement/Journal of Economic Integration, Cambodia Development Resource Institute(CDRI), Vol.28 No.3, September 2013. -
p.375-392.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ