ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка на ступени начального общего образования 7
1.1. Понятие универсальных учебных действий и их роль в процессе
начального общего образования 7
1.2. Особенности формирования универсальных учебных действий у
младших школьников 16
1.3. Приёмы работы по формированию универсальных учебных действий на
уроках английского языка 23
Вывод по главе 1 38
Глава 2. Особенности формирования УУД на уроках английского языка у младших школьников 39
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста 39
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию УУД
у младших школьников на уроках английского языка 42
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию УУД у младших школьников на уроках английского языка. 47
Вывод по 2 главе 54
Заключение 56
Список литературы 58
Глава 1. Теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка на ступени начального общего образования 7
1.1. Понятие универсальных учебных действий и их роль в процессе
начального общего образования 7
1.2. Особенности формирования универсальных учебных действий у
младших школьников 16
1.3. Приёмы работы по формированию универсальных учебных действий на
уроках английского языка 23
Вывод по главе 1 38
Глава 2. Особенности формирования УУД на уроках английского языка у младших школьников 39
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста 39
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию УУД
у младших школьников на уроках английского языка 42
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию УУД у младших школьников на уроках английского языка. 47
Вывод по 2 главе 54
Заключение 56
Список литературы 58
Актуальность исследования. В отличие от стандартов, действующих в рамках «знаниевой» парадигмы образования и ориентированных на результативность предметного обучения, формирования высокого уровня знаний, умений и навыков, стандарты нынешнего поколения, действующие уже в рамках нового образовательного парадигмального концепта, всецело направлены на развитие личности обучающегося, ее самореализацию через личностный опыт и самоактуализацию в окружающем мире.
В связи с этим стандарты нового поколения выдвигают на первый план компетентностно-ориентированные образовательные технологии и подчеркивают эскалацию роли операционных компетенций обучающихся.
Таким образом, базовой проблемой в развитии современного образования стала разработка и внедрение новых технологий обучения. Эта идея положена в основу модернизации образования в России. Компетентностный «акцент» в реформе современного образования не случаен. Работа с огромным объемом информации влечет за собой увеличение требований прикладного, практического, эвристического характера к личности обучаемого.
В настоящее время инновационные технологии, основанные на самоактуализации личностного опыта и самореализации личности в окружающем социокультурном пространстве, общепризнаны в отечественной педагогике. Об этом свидетельствуют многочисленные книги, статьи, диссертации, в которых раскрыто содержание фундаментальных понятий и методологических оснований, а также выявлено соотношение между ними (В. И. Байденко, М. Е. Бершадский, Н. М. Борытко, А. Н. Дахин, И. А. 3имняя, М. В. Ильина В. А. Кальней, Н. А. Селезнева, Л. М. Спенсер, Л. И. Фишман, С. Е. Шишов и др.), обоснована сущность технологий (С. Г. Воровщиков, Н. Ф. Ефремова, Е. П. Ильин, А. К. Маркова, Б. Оскарссон, Л. А. Петровская, Г. А. Цукерман и др.), осуществлена их принадлежность к сферам деятельности (А. В. Дорофеев, В. С. Ефремов, Э. Ф. Зеер, И. А. 3имняя, М. А. Лямзин, И. М. Осмоловская, И. Д. Фрумин, И. А. Ханыков, А. В. Хуторской и др.).
Исследования вышеназванных ученых легли в основу разработки новых государственных образовательных стандартов, где ведущей идеей выступает формирование целостной системы знаний и универсальных учебных действий обучающихся, развитие у них предметных и ключевых (общих) компетенций.
Одним из важнейших принципов новых образовательных технологий, основанных на компетентностно-ориентированном, творческом и других подходах, является преемственность обучения на разных его этапах. Ключевые компетенции относятся к реальной и личностно-значимой деятельности обучающихся. Структурной единицей деятельности являются действия. Данные технологии и подходы актуальны и разумны: обучать деятельности через универсальные действия: поиск информации, сравнение, синтез, планирование, контроль и т.д.
Вместе с тем, современные образовательные технологии направлены на продуцирование обучающимися нестандартных решений поставленных задач, своей творческой продукции. Именно генерация, продуцирование образовательного результата становиться ценностью не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества.
Изучение иностранного языка - достаточно сложный и трудоёмкий процесс, требующий максимальной концентрации усилий учащихся. К сожалению, по многим причинам учащимся трудно поддерживать достаточно интенсивный ритм работы, связанный с постоянным запоминанием информации, говорением, письмом, чтением, аудированием. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка на ступени начального общего образования.
Всё вышесказанное обусловило выбор в качестве объекта исследования - процесс обучения иностранному языку младших школьников, предмета - процесс формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка на ступени начального общего образования.
Цель - исследовать особенности формирования УУД (универсальных учебных действий) у учащихся 3 класса на уроках английского языка и доказать их эффективность путём опытно-экспериментальной работы.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие универсальных учебных действий и их роль в процессе начального образования;
- изучить особенности формирования универсальных учебных действий у младших школьников;
- исследовать приемы работы по формированию универсальных учебных действий на уроках английского языка;
- проанализировать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию УУД у младших школьников на уроках английского языка.
Научная новизна определяется тем, что расширены и углублены знания о разнообразии форм и методов формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка на ступени начального общего образования
Теоретическая значимость заключается в систематизации изученных точек зрения на проблему формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка на ступени начального общего образования.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в учебно-методической деятельности учителя начальной школы.
Методы исследования: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент (моделирование педагогического процесса), анкетирование.
В связи с этим стандарты нового поколения выдвигают на первый план компетентностно-ориентированные образовательные технологии и подчеркивают эскалацию роли операционных компетенций обучающихся.
Таким образом, базовой проблемой в развитии современного образования стала разработка и внедрение новых технологий обучения. Эта идея положена в основу модернизации образования в России. Компетентностный «акцент» в реформе современного образования не случаен. Работа с огромным объемом информации влечет за собой увеличение требований прикладного, практического, эвристического характера к личности обучаемого.
В настоящее время инновационные технологии, основанные на самоактуализации личностного опыта и самореализации личности в окружающем социокультурном пространстве, общепризнаны в отечественной педагогике. Об этом свидетельствуют многочисленные книги, статьи, диссертации, в которых раскрыто содержание фундаментальных понятий и методологических оснований, а также выявлено соотношение между ними (В. И. Байденко, М. Е. Бершадский, Н. М. Борытко, А. Н. Дахин, И. А. 3имняя, М. В. Ильина В. А. Кальней, Н. А. Селезнева, Л. М. Спенсер, Л. И. Фишман, С. Е. Шишов и др.), обоснована сущность технологий (С. Г. Воровщиков, Н. Ф. Ефремова, Е. П. Ильин, А. К. Маркова, Б. Оскарссон, Л. А. Петровская, Г. А. Цукерман и др.), осуществлена их принадлежность к сферам деятельности (А. В. Дорофеев, В. С. Ефремов, Э. Ф. Зеер, И. А. 3имняя, М. А. Лямзин, И. М. Осмоловская, И. Д. Фрумин, И. А. Ханыков, А. В. Хуторской и др.).
Исследования вышеназванных ученых легли в основу разработки новых государственных образовательных стандартов, где ведущей идеей выступает формирование целостной системы знаний и универсальных учебных действий обучающихся, развитие у них предметных и ключевых (общих) компетенций.
Одним из важнейших принципов новых образовательных технологий, основанных на компетентностно-ориентированном, творческом и других подходах, является преемственность обучения на разных его этапах. Ключевые компетенции относятся к реальной и личностно-значимой деятельности обучающихся. Структурной единицей деятельности являются действия. Данные технологии и подходы актуальны и разумны: обучать деятельности через универсальные действия: поиск информации, сравнение, синтез, планирование, контроль и т.д.
Вместе с тем, современные образовательные технологии направлены на продуцирование обучающимися нестандартных решений поставленных задач, своей творческой продукции. Именно генерация, продуцирование образовательного результата становиться ценностью не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества.
Изучение иностранного языка - достаточно сложный и трудоёмкий процесс, требующий максимальной концентрации усилий учащихся. К сожалению, по многим причинам учащимся трудно поддерживать достаточно интенсивный ритм работы, связанный с постоянным запоминанием информации, говорением, письмом, чтением, аудированием. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка на ступени начального общего образования.
Всё вышесказанное обусловило выбор в качестве объекта исследования - процесс обучения иностранному языку младших школьников, предмета - процесс формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка на ступени начального общего образования.
Цель - исследовать особенности формирования УУД (универсальных учебных действий) у учащихся 3 класса на уроках английского языка и доказать их эффективность путём опытно-экспериментальной работы.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие универсальных учебных действий и их роль в процессе начального образования;
- изучить особенности формирования универсальных учебных действий у младших школьников;
- исследовать приемы работы по формированию универсальных учебных действий на уроках английского языка;
- проанализировать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию УУД у младших школьников на уроках английского языка.
Научная новизна определяется тем, что расширены и углублены знания о разнообразии форм и методов формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка на ступени начального общего образования
Теоретическая значимость заключается в систематизации изученных точек зрения на проблему формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка на ступени начального общего образования.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в учебно-методической деятельности учителя начальной школы.
Методы исследования: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент (моделирование педагогического процесса), анкетирование.
Модернизация и изменения в системе образования происходят в ответ на изменения в экономических, социальных и культурных условиях в общественной жизни. Формирование постиндустриального общества за последнее десятилетие повлияло не только на развитие производственного сектора, но и на понимание того, что успех человека в жизни обеспечивается не только и не столько его образованием, то есть системой знаний и навыков, освоенных им. Место человека в жизни определяется развитием его способностей, ценностно-смысловых приоритетов и уровня мотивации к активной сознательной деятельности. Осознание этого является не только личным колоритом, но и гарантирует уровень социального обеспечения и конкурентоспособности страны.
Термин «универсальная учебная деятельность» означает способность к обучению, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию посредством осознанного и активного освоения нового социального опыта; комплекс действий дошкольника, обеспечение его культурной самобытности, социальной компетентности, толерантности, умения самостоятельно осваивать новые знания и умения, в том числе организацию этого процесса. Способность к обучению является важным фактором повышения эффективности обучения учащихся предметным знаниям, формированию навыков и компетенций, представлению о мире и ценностным и семантическим основам личностного и нравственного выбора.
Универсальные учебные мероприятия предусматривают этапы изучения содержания обучения и формирования у школьника психологических способностей. Способность такого учащегося самостоятельно осваивать новые знания, навыки и компетенции, в том числе самоорганизацию учебного процесса, то есть способность к обучению, обеспечивается тем фактом, что универсальные учебные действия как обобщенные виды деятельности открывают возможность широкой ориентации школьника, как по различным предметным областям, так и по структуре самой учебной деятельности, включая осознание учащимися своей целевой направленности, ценностно-смысловых и эксплуатационных характеристик.
Поставленная цель была достигнута в работе в результате анализа теоретической и сбора практической базы исследования, выявления общественных предпосылок и особенностей использования информационных технологий в учебной деятельности, что позволило сделать вывод о перспективности информационных технологий как средства обучения и предположить, что оно способно повысить эффективность учебного процесса по английскому языку.
Термин «универсальная учебная деятельность» означает способность к обучению, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию посредством осознанного и активного освоения нового социального опыта; комплекс действий дошкольника, обеспечение его культурной самобытности, социальной компетентности, толерантности, умения самостоятельно осваивать новые знания и умения, в том числе организацию этого процесса. Способность к обучению является важным фактором повышения эффективности обучения учащихся предметным знаниям, формированию навыков и компетенций, представлению о мире и ценностным и семантическим основам личностного и нравственного выбора.
Универсальные учебные мероприятия предусматривают этапы изучения содержания обучения и формирования у школьника психологических способностей. Способность такого учащегося самостоятельно осваивать новые знания, навыки и компетенции, в том числе самоорганизацию учебного процесса, то есть способность к обучению, обеспечивается тем фактом, что универсальные учебные действия как обобщенные виды деятельности открывают возможность широкой ориентации школьника, как по различным предметным областям, так и по структуре самой учебной деятельности, включая осознание учащимися своей целевой направленности, ценностно-смысловых и эксплуатационных характеристик.
Поставленная цель была достигнута в работе в результате анализа теоретической и сбора практической базы исследования, выявления общественных предпосылок и особенностей использования информационных технологий в учебной деятельности, что позволило сделать вывод о перспективности информационных технологий как средства обучения и предположить, что оно способно повысить эффективность учебного процесса по английскому языку.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО 2-4 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Использование кейс-метода на уроке иностранного языка на ступени основного общего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на
уроках английского языка у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ЗАДАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКАХ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - Формирование лексических навыков посредством современных средств графической и иллюстративной наглядности на уроках иностранного языка на средней ступени обучения в средней образовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как метод обучения иностранному языку в
общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИОННОГО ОБЩЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативных УУД на уроке английского языка в начальных классах
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018



