Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОСОДИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ ВЕДУЩИХ ТОК-ШОУ (НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО ВАРИАНТОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Работа №34343

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
559
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСОДИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ ВЕДУЩИХ ТОК-ШОУ НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 8
1.1 Сущность понятий основных просодических категорий
английского языка 8
1.2 Специфика жанра ток-шоу на английском языке 16
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ ВЕДУЩИХ ТОК-ШОУ НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО ВАРИАНТОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 24
2.1 Просодические характеристики речи ведущих ток-шоу на
английском языке 24
2.2 Экспериментально-фонетическое исследование просодических
характеристик речи ведущих ток-шоу на материале британского и американского вариантов английского языка 29
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53


Актуальность исследования. В эпоху научно-технического прогресса и глобализации серьёзное влияние на все стороны жизни общества оказывают средства массовой информации, а в частности телевидение. На сегодняшний день существует множество телевизионных жанров, одним из которых является, с каждым днём стремительно набирающий популярность, жанр ток-шоу. Ток-шоу - разговорный жанр, вид телепередачи, в котором один или несколько приглашенных участников ведут либо беседу с ведущим, либо обсуждение одной из предложенных им тем.
В последние десятилетия, с появлением новых телевизионных жанров и переходом от литературных форм речи к разговорным формам, стиль телевизионного общения претерпевает изменения, что, в свою очередь, провоцирует изменение требований к звучащей речи в эфире. В период становления телевидения как такового телевизионная речь характеризовалась выверенным звучанием и отсутствием проявления каких-либо личностных качеств телеведущего. В большинстве случаев это было связано с тем, что ведущий должен был лишь транслировать заранее приготовленную и цензурированную информацию без права импровизации. Ведущие современных телепрограмм вправе говорить свободно, их речь более эмоциональна и экспрессивна. Обладая определённым набором языковых средств, ведущие ток-шоу способны оказывать влияние на публику. Одним из самых значимых является интонация, формируемая по средствам различных просодических средств, которые, в свою очередь, позволяют выразить личное отношение ведущего, подчеркнуть главное и способствуют формированию, как может показаться, самостоятельного отношения зрителя к представляемой информации.
Зачастую, в виду популярности данного телевизионного жанра, отдельные произносительные особенности речи ведущих могут находить своё отражение в повседневной речи аудитории того или иного ток-шоу. В
связи с этим, периодические исследования просодических характеристик речи телеведущих помогут предвидеть возможные изменения фонетической системы языка.
Изучение особенностей звучащей речи (просодических характеристик) ведущих ток-шоу лежит в сфере интересов не только специалистов в области фоностилистики, но и специалистов в области языкознания в целом, а также смежных с ним дисциплин. Так, отдельный интерес исследование просодических характеристик речи ведущих ток-шоу может представлять для специалистов в области социолингвистики и психолингвистики. В ходе исследования можно проследить то, каким образом такие факторы, как условия и тема коммуникации, отношения между участниками коммуникации, коммуникативное намерение говорящих и эмоциональная составляющая влияют на собственные просодические характеристики речи человека.
Так, актуальность данного исследования обусловлена отсутствием в открытых публикациях научных трудов, посвященных изучению просодических характеристик речи и их роли в рамках дискурса ток-шоу.
Цель исследования - изучение просодических характеристик речи ведущих ток-шоу на материале британского и американского вариантов английского языка.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнить сущность понятий основных просодических категорий.
2. Выявить специфику жанра ток-шоу на английском языке.
3. Рассмотреть просодические характеристик речи ведущих ток-шоу на английском языке.
4. Проанализировать речи ведущих ток-шоу на материале британского и американского вариантов английского языка при помощи прикладной компьютерной программы «Speech Analyzer 3.1».
Объект исследования - речь ведущих ток-шоу на британском и американском вариантах английского языка.
Предмет исследования - просодические характеристики речи ведущих ток-шоу на британском и американском вариантах английского языка.
Методы исследования: анализ и синтез, изучение литературы и интернет-источников, теоретическое обобщение, эксперимент, сравнение.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных лингвистов, а именно: Е.А. Бабушкиной, Л.Н. Беленикиной, С.В. Кодзасова, О.В. Кривновой, Е. Нурахметова, Н.С. Трубецого, Т.И. Шевченко, Н.А. Садовниковой, Л.Н. Сибилевой.
Просодическая система британского и американского вариантов английского языка представлена в работах Д. Кристала, Д. Джонса, П. Роча, Э. Селкирк, Е.А. Бурой, Л.В. Постниковой, М.А. Соколовой, И.С. Тихоновой.
Особенности жара ток-шоу рассмотрены в работах Н.В. Вакуровой, И.И. Волковой, П.В. Гуленко, Г.В. Кузнецова, А.Ю. Салихова.
Фактическим материалом для исследования послужили фрагменты речи ведущих 4 ток-шоу: “Friday Night with Jonathan Ross” (Великобритания; время звучания: 6,40 мин.); “Jimmy Kimmel Live!” (США; время звучания: 2,40 мин.); “The Tonight Show Starring Jimmy Fallon” (США; время звучания: 7 мин.); “The Late Show with Stephen Colbert” (США; время звучания:5,45 мин.).
Научная новизна исследования состоит в изучении просодических характеристик речи в рамках дискурса ток-шоу с помощью применения прикладной компьютерной программы Speech Analyzer 3.1. Особое внимание уделяется анализу просодических особенностей в связи с типом речи, коммуникативной ситуацией и характером транслируемого ведущим сообщения, адресованного массовому зрителю.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что проведенное нами исследование вносит определённый вклад в развитие фонетики английского языка в плане изучения отдельных просодических категорий. А также определяется тем, что его результаты позволяют расширить представление о роли просодии в рамках телевизионного дискурса.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы на курсах по практической и теоретической фонетике английского языка, а также для обучения навыкам владения выразительными просодическими средствами телевизионной речи.
Апробация. Данная работа прошла апробацию на Ежегодной научно-практической конференции студентов К(П)ФУ (5 апреля 2018 года). Работа вызвала определенный интерес, материалы выступления на конференции были опубликованы в Сборнике трудов Ежегодной научно-практической конференции студентов К(П)ФУ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования; сформулированы цель и задачи; определены объект и предмет исследования; выделены теоретические основы исследования; отражена научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; представлены методы изучения проблемы.
В первой главе «Теоретические основы изучения просодических характеристик речи ведущих ток-шоу на материале английского языка» рассмотрена сущность понятия основных просодических категорий английского языка, представлены жанровые особенности речи ведущих ток- шоу на английском языке.
Во второй главе «Практическое исследование просодических характеристик речи ведущих ток-шоу на материале британского и американского вариантов английского языка» рассмотрены просодические особенности речи ведущих ток-шоу, а также представлен анализ проведенного экспериментально-фонетического исследования
просодических характеристик речи ведущих ток-шоу “The Jonathan Ross Show” на британском варианте и “Jimmy Kimmel Live!”, “The Tonight Show Starring Jimmy Fallon”, “The Late Show with Stephen Colbert” на американском варианте английского языка.
В заключении подводятся итоги и результаты проведенного исследования

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Темой настоящего исследования стал просодический аспект речи ведущих ток-шоу на американском и британском вариантах английского языка Ток-шоу является одним из самых популярных телевизионных жанров, который затрагивает весь спектр тем и проблем, обсуждаемых в обществе. Главное функцией ток-шоу является не только передачи информации, но и оказания воздействия на аудиторию в целях продвижения определенной идеи. Таким образом, речь ведущих ток-шоу является одним из средств воздействия. Данное воздействие осуществляется путём применения в речи определенных просодических средств, анализ и изучение которых являлись целью нашего исследования.
В первой главе нами было рассмотрено понятие просодии и интонации, описаны основные просодические категории. В ходе анализа теоретического материала было установлено, что некоторые исследователи разграничивают понятия просодии и интонации и рассматривают их вне зависимости друг от друга. Взяв за основу определение Е.А. Бурой, мы рассмотрели просодию как совокупность супрасегментных средств, служащих материалом для образования взаимодействующих функциональных систем, а именно интонации, ритма и ударения. Также, было выявлено, что главная функция просодии связана непосредственно с планом содержания речевых единиц. Основными просодическими категориями, важными для ритмического построения речи, стали слог, стопа интонационная фраза.
Далее нами была рассмотрена специфика жанра ток-шоу на английском языке. Так, главной особенностью данного телевизионного жанра является его персонифицированность, связь программы с личностью ведущего.
Вторая глава настоящей работы посвящена компьютерному анализу фрагментов речи ведущих ток-шоу на американском и британском вариантах английского языка, а также описанию выявленных в ходе анализа просодических особенностей речи.
В ходе нашего фонетического исследования были выявлены следующие особенности, которые являются характерными как для американской, так и для британской интонации в рамках дискурса ток-шоу:
1. Широкое использование сложных тонов, преимущественно восходяще-нисходящего, значения которых зависят от контекста сообщения.
2. Повышение частоты основного тона для выделения ключевых компонентов сообщения.
3. Редкое использование простого нисходящего тона.
4. Простое эмфатическое интонационное завершение речи: высокое падение широкого диапазона.
5. Использование заполненных и незаполненных пауз хезитации.
Сопоставление американской и британской интонации в рамках
дискурса ток-шоу позволило сделать нам ряд следующих выводов:
1. В большинстве случаев американская интонация тяготеет к ровному тону звучания.
2. Повышение частоты основного тона более ярко выражено в американской интонации, нежели чем в британской интонации.
3. Диапазон понижение частоты основного тона в британской интонации шире, чем в американской интонации.
4. Британской интонации характерно полное падение частоты основного тона для конечных синтагм.
5. Речь в рамках дискурса ток-шоу может произноситься как в умеренном темпе, так и в ускоренном, в зависимости от личных просодических особенностей речи ведущего, что не мешает её восприятию реципиентом.
Таким образом, путем выполнения поставленных нами задач, цель исследования была достигнута.
Полученный в ходе исследования материал может быть использован при подготовке практических занятий по фонетике английского языка, а также при обучении искусству телевизионной речи.



1. Антипова А.М. Система английской речевой интонации / А.М. Антипова // М.: Высшая школа - 1979 - 30с.
2. Анашкина И.А. Роль просодии и ключевых слов в создании информационной структуры текста: кол. моногр. / И.А. Анашкина, Л.В. Верещагина, Н.Г. Комисарова // Саранск: Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева 2005. - 103 с.
3. Артемов В.А. Психология речевой интонации / В.А. Артемов // М., - 1976
4. Бабушкина Е.А. Просодия дикторской речи / Е.А. Бабушкина // Вестник БГУ - 2011 - №11 - 12 с.
5. Беленикина Л.Н. Полифункциональность речевой просодии / Л.Н. Беленикина // Вестник ТГУ - 2010 - №10(90) - 155 - 161 с.
6. Богородицкий В.А. Опыт физиологии общерусского произношения в связи с экспериментально-фонетическими данными / В.А. Богородицкий // Б.и. - Казань - 1909
7. Бурая Е.А., Галочкина И.Е., Шевченко Т.И. Фонетика современного английского языка. Теоретический курс / Е.А. Бурая, И.Е Галочкина, Т.И. Шевченко // - М.: Академия, 2006 - 133 с.
8. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции // Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин // - Институт современного искусства - Москва - 1997 - 24 с.
9. Волкова И.И. Игра как системообразующий феномен экранных коммуникаций: афтореф. дис. /И.И. Волкова - 2004 - 18с.
10. Гайдучик С.М. Фоностилистическая дифференциация устной речи / С.М. Гайдучик // Романское и германское языкознание: сборник научных трудов - №1 - 1979
11. Григорян А.Э. Отражение англо-американского лингвокультурного влияния в современной русской просодии / А.Э. Григорян / Вестник
Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина - 2014 - №5 - 103-116 с.
12. Гуленко П.В., Долгова Ю.И. Проблемы классификации современных телепередач: сущностные характеристики формата «ток-шоу» / П.В. Гуленко, Ю.И. Долгова // Вестник РУДН - 2016 - №3 - 102-111 с.
13. Демина М.А. Фонопрагматический подход к анализу дискурса теленовостей / М.А. Демина // Вестник МГЛУ - 2014 - 1(687) - 76 - 77с.
14. Ершова В.Е. Стилистические особенности конфликтных текстов ток- шоу / В.Е. Ершова/ Филология - 2012 - 15с.
15. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. /Г.В. Кузнецов, - М.: Издательство Московского университета - 2000 - 224 с.
16. Кодзасов С.В. Кривнова О.В. Общая фонетика / С.В. Кодзасов, О.В. Кривнова, - М.: Рос. гос. гум. ун-т, 2001 - 187с.
17. Лингвистический энциклопедический словарь / Под.ред. В.Н. Ярцевой -
2- е изд. - М.: Больш. Рос. Энциклопедия, - 2000. - 250 с.
18. Ломыкина Н.Ю. Просодические характеристики речи телеведущих (на материале программ социо-культурной тематики). Автореф. дис... .канд. филол. наук. М., 2006 - 24 с.
19. Нурахметов Е. Проблемы супрасегментной фоностилистики (на материале фр.яз.): авто-реф. дис. д-ра филол. наук. М., 1997.
20. Постникова Л.В. Просодические категории английского языка: специфика реализации в британском и американском контекстах / Л.В. Постникова // Вестник МГЛУ - 2012 - № 1(634) - 139-149 с.
21. Постникова Л.В. Типы просодических моделей в национальных вариантах английского языка: принципы анализа / Л.В. Постникова // Вестник МГЛУ - 2013 - №1(661) - 107 - 116 с.
22. Салихов А.Ю. Коммуникативно-прагматические особенности дискурса ток-шоу на примере телепредач США / А.Ю. Салихов // Вестник Челябинского государственного университета - 2014 - №6 (335) - 78 - 81с.
23. Салихов А.Ю. Лингвопрагматические особенности дискурса ток-шоу (на материале английского и русского языков). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2016
24. Соколова М.А., Тихонова И.С., Тихонова Р.М., Фрейдина Е.Л. Теоретическая фонетика английского языка / М.А. Соколова, И.С. Тихонова, Р.М. Тихонова, Е.Л. Фрейдина М.: Владос, 2010. - 69 с.
25. Трубецкой Н.С. Основы фонологии / Н.С. Трубецкой // М.: Аспент Пресс, 2000 - 247 с.
26. Углова Н.Г. Роль просодии в восприятии фактуальной информации // Социофонетика звучащей речи. - М.: Рема, 2010. - С. 154-164.
27. Урманова Л.Э. Просодические особенности телевизионных дискурсов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. № 11(42). - Новосибирск: СибАК, 2014. - С. 128 - 132.
28. Фунтова И.Л. Случаи употребления и значения интонационных завершений эмфатической речи современного английского языка / И.Л. Фунтова // Вестник БГУ - 2011 - С. 55-57
29. Шевченко Т.И., Садовникова Н.А., Сибилева Л.Н. Ритм и смысл просодии дискурса: когнитивный подход и статистика / Т.И. Шевченко, Н.А. Садовникова, Л.Н. Сибилева // Вестник МГЛУ - 2012 - 1(634) - 176 - 177 с.
30. Crystal D. The intonation system of English / D. Crystal - Cambridge - 2001 - 55 - 58 p.
31. Jones D. An Outline of English Phonetics / D. Jones. - Cambridge, 1996. - 157 p.
32. Roach P. English Phonetics and Phonology / P. Roach. - Cambridge, 2000. - 283 p.
33.Selkirk E. The Prosodic structure of function words / E. Selkirk. - Amherst: MA, GLSA., 1995 - 473 p.
34. Timberg B.M., Erler B., Television talk: a history of the TV talk show/ B.M. Timberg, B. Erler. - University of Texas 2002 - 125p.
35. Wichmann A. Intonation in Text and Discourse. Beginnings, middles and ends. Pearson Education Limited, 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ