ПРОСОДИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ ВЕДУЩИХ ТОК-ШОУ (НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО ВАРИАНТОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСОДИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ ВЕДУЩИХ ТОК-ШОУ НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 8
1.1 Сущность понятий основных просодических категорий
английского языка 8
1.2 Специфика жанра ток-шоу на английском языке 16
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ ВЕДУЩИХ ТОК-ШОУ НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО ВАРИАНТОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 24
2.1 Просодические характеристики речи ведущих ток-шоу на
английском языке 24
2.2 Экспериментально-фонетическое исследование просодических
характеристик речи ведущих ток-шоу на материале британского и американского вариантов английского языка 29
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСОДИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ ВЕДУЩИХ ТОК-ШОУ НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 8
1.1 Сущность понятий основных просодических категорий
английского языка 8
1.2 Специфика жанра ток-шоу на английском языке 16
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ ВЕДУЩИХ ТОК-ШОУ НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО ВАРИАНТОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 24
2.1 Просодические характеристики речи ведущих ток-шоу на
английском языке 24
2.2 Экспериментально-фонетическое исследование просодических
характеристик речи ведущих ток-шоу на материале британского и американского вариантов английского языка 29
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
Актуальность исследования. В эпоху научно-технического прогресса и глобализации серьёзное влияние на все стороны жизни общества оказывают средства массовой информации, а в частности телевидение. На сегодняшний день существует множество телевизионных жанров, одним из которых является, с каждым днём стремительно набирающий популярность, жанр ток-шоу. Ток-шоу - разговорный жанр, вид телепередачи, в котором один или несколько приглашенных участников ведут либо беседу с ведущим, либо обсуждение одной из предложенных им тем.
В последние десятилетия, с появлением новых телевизионных жанров и переходом от литературных форм речи к разговорным формам, стиль телевизионного общения претерпевает изменения, что, в свою очередь, провоцирует изменение требований к звучащей речи в эфире. В период становления телевидения как такового телевизионная речь характеризовалась выверенным звучанием и отсутствием проявления каких-либо личностных качеств телеведущего. В большинстве случаев это было связано с тем, что ведущий должен был лишь транслировать заранее приготовленную и цензурированную информацию без права импровизации. Ведущие современных телепрограмм вправе говорить свободно, их речь более эмоциональна и экспрессивна. Обладая определённым набором языковых средств, ведущие ток-шоу способны оказывать влияние на публику. Одним из самых значимых является интонация, формируемая по средствам различных просодических средств, которые, в свою очередь, позволяют выразить личное отношение ведущего, подчеркнуть главное и способствуют формированию, как может показаться, самостоятельного отношения зрителя к представляемой информации.
Зачастую, в виду популярности данного телевизионного жанра, отдельные произносительные особенности речи ведущих могут находить своё отражение в повседневной речи аудитории того или иного ток-шоу. В
связи с этим, периодические исследования просодических характеристик речи телеведущих помогут предвидеть возможные изменения фонетической системы языка.
Изучение особенностей звучащей речи (просодических характеристик) ведущих ток-шоу лежит в сфере интересов не только специалистов в области фоностилистики, но и специалистов в области языкознания в целом, а также смежных с ним дисциплин. Так, отдельный интерес исследование просодических характеристик речи ведущих ток-шоу может представлять для специалистов в области социолингвистики и психолингвистики. В ходе исследования можно проследить то, каким образом такие факторы, как условия и тема коммуникации, отношения между участниками коммуникации, коммуникативное намерение говорящих и эмоциональная составляющая влияют на собственные просодические характеристики речи человека.
Так, актуальность данного исследования обусловлена отсутствием в открытых публикациях научных трудов, посвященных изучению просодических характеристик речи и их роли в рамках дискурса ток-шоу.
Цель исследования - изучение просодических характеристик речи ведущих ток-шоу на материале британского и американского вариантов английского языка.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнить сущность понятий основных просодических категорий.
2. Выявить специфику жанра ток-шоу на английском языке.
3. Рассмотреть просодические характеристик речи ведущих ток-шоу на английском языке.
4. Проанализировать речи ведущих ток-шоу на материале британского и американского вариантов английского языка при помощи прикладной компьютерной программы «Speech Analyzer 3.1».
Объект исследования - речь ведущих ток-шоу на британском и американском вариантах английского языка.
Предмет исследования - просодические характеристики речи ведущих ток-шоу на британском и американском вариантах английского языка.
Методы исследования: анализ и синтез, изучение литературы и интернет-источников, теоретическое обобщение, эксперимент, сравнение.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных лингвистов, а именно: Е.А. Бабушкиной, Л.Н. Беленикиной, С.В. Кодзасова, О.В. Кривновой, Е. Нурахметова, Н.С. Трубецого, Т.И. Шевченко, Н.А. Садовниковой, Л.Н. Сибилевой.
Просодическая система британского и американского вариантов английского языка представлена в работах Д. Кристала, Д. Джонса, П. Роча, Э. Селкирк, Е.А. Бурой, Л.В. Постниковой, М.А. Соколовой, И.С. Тихоновой.
Особенности жара ток-шоу рассмотрены в работах Н.В. Вакуровой, И.И. Волковой, П.В. Гуленко, Г.В. Кузнецова, А.Ю. Салихова.
Фактическим материалом для исследования послужили фрагменты речи ведущих 4 ток-шоу: “Friday Night with Jonathan Ross” (Великобритания; время звучания: 6,40 мин.); “Jimmy Kimmel Live!” (США; время звучания: 2,40 мин.); “The Tonight Show Starring Jimmy Fallon” (США; время звучания: 7 мин.); “The Late Show with Stephen Colbert” (США; время звучания:5,45 мин.).
Научная новизна исследования состоит в изучении просодических характеристик речи в рамках дискурса ток-шоу с помощью применения прикладной компьютерной программы Speech Analyzer 3.1. Особое внимание уделяется анализу просодических особенностей в связи с типом речи, коммуникативной ситуацией и характером транслируемого ведущим сообщения, адресованного массовому зрителю.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что проведенное нами исследование вносит определённый вклад в развитие фонетики английского языка в плане изучения отдельных просодических категорий. А также определяется тем, что его результаты позволяют расширить представление о роли просодии в рамках телевизионного дискурса.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы на курсах по практической и теоретической фонетике английского языка, а также для обучения навыкам владения выразительными просодическими средствами телевизионной речи.
Апробация. Данная работа прошла апробацию на Ежегодной научно-практической конференции студентов К(П)ФУ (5 апреля 2018 года). Работа вызвала определенный интерес, материалы выступления на конференции были опубликованы в Сборнике трудов Ежегодной научно-практической конференции студентов К(П)ФУ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования; сформулированы цель и задачи; определены объект и предмет исследования; выделены теоретические основы исследования; отражена научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; представлены методы изучения проблемы.
В первой главе «Теоретические основы изучения просодических характеристик речи ведущих ток-шоу на материале английского языка» рассмотрена сущность понятия основных просодических категорий английского языка, представлены жанровые особенности речи ведущих ток- шоу на английском языке.
Во второй главе «Практическое исследование просодических характеристик речи ведущих ток-шоу на материале британского и американского вариантов английского языка» рассмотрены просодические особенности речи ведущих ток-шоу, а также представлен анализ проведенного экспериментально-фонетического исследования
просодических характеристик речи ведущих ток-шоу “The Jonathan Ross Show” на британском варианте и “Jimmy Kimmel Live!”, “The Tonight Show Starring Jimmy Fallon”, “The Late Show with Stephen Colbert” на американском варианте английского языка.
В заключении подводятся итоги и результаты проведенного исследования
В последние десятилетия, с появлением новых телевизионных жанров и переходом от литературных форм речи к разговорным формам, стиль телевизионного общения претерпевает изменения, что, в свою очередь, провоцирует изменение требований к звучащей речи в эфире. В период становления телевидения как такового телевизионная речь характеризовалась выверенным звучанием и отсутствием проявления каких-либо личностных качеств телеведущего. В большинстве случаев это было связано с тем, что ведущий должен был лишь транслировать заранее приготовленную и цензурированную информацию без права импровизации. Ведущие современных телепрограмм вправе говорить свободно, их речь более эмоциональна и экспрессивна. Обладая определённым набором языковых средств, ведущие ток-шоу способны оказывать влияние на публику. Одним из самых значимых является интонация, формируемая по средствам различных просодических средств, которые, в свою очередь, позволяют выразить личное отношение ведущего, подчеркнуть главное и способствуют формированию, как может показаться, самостоятельного отношения зрителя к представляемой информации.
Зачастую, в виду популярности данного телевизионного жанра, отдельные произносительные особенности речи ведущих могут находить своё отражение в повседневной речи аудитории того или иного ток-шоу. В
связи с этим, периодические исследования просодических характеристик речи телеведущих помогут предвидеть возможные изменения фонетической системы языка.
Изучение особенностей звучащей речи (просодических характеристик) ведущих ток-шоу лежит в сфере интересов не только специалистов в области фоностилистики, но и специалистов в области языкознания в целом, а также смежных с ним дисциплин. Так, отдельный интерес исследование просодических характеристик речи ведущих ток-шоу может представлять для специалистов в области социолингвистики и психолингвистики. В ходе исследования можно проследить то, каким образом такие факторы, как условия и тема коммуникации, отношения между участниками коммуникации, коммуникативное намерение говорящих и эмоциональная составляющая влияют на собственные просодические характеристики речи человека.
Так, актуальность данного исследования обусловлена отсутствием в открытых публикациях научных трудов, посвященных изучению просодических характеристик речи и их роли в рамках дискурса ток-шоу.
Цель исследования - изучение просодических характеристик речи ведущих ток-шоу на материале британского и американского вариантов английского языка.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнить сущность понятий основных просодических категорий.
2. Выявить специфику жанра ток-шоу на английском языке.
3. Рассмотреть просодические характеристик речи ведущих ток-шоу на английском языке.
4. Проанализировать речи ведущих ток-шоу на материале британского и американского вариантов английского языка при помощи прикладной компьютерной программы «Speech Analyzer 3.1».
Объект исследования - речь ведущих ток-шоу на британском и американском вариантах английского языка.
Предмет исследования - просодические характеристики речи ведущих ток-шоу на британском и американском вариантах английского языка.
Методы исследования: анализ и синтез, изучение литературы и интернет-источников, теоретическое обобщение, эксперимент, сравнение.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных лингвистов, а именно: Е.А. Бабушкиной, Л.Н. Беленикиной, С.В. Кодзасова, О.В. Кривновой, Е. Нурахметова, Н.С. Трубецого, Т.И. Шевченко, Н.А. Садовниковой, Л.Н. Сибилевой.
Просодическая система британского и американского вариантов английского языка представлена в работах Д. Кристала, Д. Джонса, П. Роча, Э. Селкирк, Е.А. Бурой, Л.В. Постниковой, М.А. Соколовой, И.С. Тихоновой.
Особенности жара ток-шоу рассмотрены в работах Н.В. Вакуровой, И.И. Волковой, П.В. Гуленко, Г.В. Кузнецова, А.Ю. Салихова.
Фактическим материалом для исследования послужили фрагменты речи ведущих 4 ток-шоу: “Friday Night with Jonathan Ross” (Великобритания; время звучания: 6,40 мин.); “Jimmy Kimmel Live!” (США; время звучания: 2,40 мин.); “The Tonight Show Starring Jimmy Fallon” (США; время звучания: 7 мин.); “The Late Show with Stephen Colbert” (США; время звучания:5,45 мин.).
Научная новизна исследования состоит в изучении просодических характеристик речи в рамках дискурса ток-шоу с помощью применения прикладной компьютерной программы Speech Analyzer 3.1. Особое внимание уделяется анализу просодических особенностей в связи с типом речи, коммуникативной ситуацией и характером транслируемого ведущим сообщения, адресованного массовому зрителю.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что проведенное нами исследование вносит определённый вклад в развитие фонетики английского языка в плане изучения отдельных просодических категорий. А также определяется тем, что его результаты позволяют расширить представление о роли просодии в рамках телевизионного дискурса.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы на курсах по практической и теоретической фонетике английского языка, а также для обучения навыкам владения выразительными просодическими средствами телевизионной речи.
Апробация. Данная работа прошла апробацию на Ежегодной научно-практической конференции студентов К(П)ФУ (5 апреля 2018 года). Работа вызвала определенный интерес, материалы выступления на конференции были опубликованы в Сборнике трудов Ежегодной научно-практической конференции студентов К(П)ФУ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования; сформулированы цель и задачи; определены объект и предмет исследования; выделены теоретические основы исследования; отражена научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; представлены методы изучения проблемы.
В первой главе «Теоретические основы изучения просодических характеристик речи ведущих ток-шоу на материале английского языка» рассмотрена сущность понятия основных просодических категорий английского языка, представлены жанровые особенности речи ведущих ток- шоу на английском языке.
Во второй главе «Практическое исследование просодических характеристик речи ведущих ток-шоу на материале британского и американского вариантов английского языка» рассмотрены просодические особенности речи ведущих ток-шоу, а также представлен анализ проведенного экспериментально-фонетического исследования
просодических характеристик речи ведущих ток-шоу “The Jonathan Ross Show” на британском варианте и “Jimmy Kimmel Live!”, “The Tonight Show Starring Jimmy Fallon”, “The Late Show with Stephen Colbert” на американском варианте английского языка.
В заключении подводятся итоги и результаты проведенного исследования
Темой настоящего исследования стал просодический аспект речи ведущих ток-шоу на американском и британском вариантах английского языка Ток-шоу является одним из самых популярных телевизионных жанров, который затрагивает весь спектр тем и проблем, обсуждаемых в обществе. Главное функцией ток-шоу является не только передачи информации, но и оказания воздействия на аудиторию в целях продвижения определенной идеи. Таким образом, речь ведущих ток-шоу является одним из средств воздействия. Данное воздействие осуществляется путём применения в речи определенных просодических средств, анализ и изучение которых являлись целью нашего исследования.
В первой главе нами было рассмотрено понятие просодии и интонации, описаны основные просодические категории. В ходе анализа теоретического материала было установлено, что некоторые исследователи разграничивают понятия просодии и интонации и рассматривают их вне зависимости друг от друга. Взяв за основу определение Е.А. Бурой, мы рассмотрели просодию как совокупность супрасегментных средств, служащих материалом для образования взаимодействующих функциональных систем, а именно интонации, ритма и ударения. Также, было выявлено, что главная функция просодии связана непосредственно с планом содержания речевых единиц. Основными просодическими категориями, важными для ритмического построения речи, стали слог, стопа интонационная фраза.
Далее нами была рассмотрена специфика жанра ток-шоу на английском языке. Так, главной особенностью данного телевизионного жанра является его персонифицированность, связь программы с личностью ведущего.
Вторая глава настоящей работы посвящена компьютерному анализу фрагментов речи ведущих ток-шоу на американском и британском вариантах английского языка, а также описанию выявленных в ходе анализа просодических особенностей речи.
В ходе нашего фонетического исследования были выявлены следующие особенности, которые являются характерными как для американской, так и для британской интонации в рамках дискурса ток-шоу:
1. Широкое использование сложных тонов, преимущественно восходяще-нисходящего, значения которых зависят от контекста сообщения.
2. Повышение частоты основного тона для выделения ключевых компонентов сообщения.
3. Редкое использование простого нисходящего тона.
4. Простое эмфатическое интонационное завершение речи: высокое падение широкого диапазона.
5. Использование заполненных и незаполненных пауз хезитации.
Сопоставление американской и британской интонации в рамках
дискурса ток-шоу позволило сделать нам ряд следующих выводов:
1. В большинстве случаев американская интонация тяготеет к ровному тону звучания.
2. Повышение частоты основного тона более ярко выражено в американской интонации, нежели чем в британской интонации.
3. Диапазон понижение частоты основного тона в британской интонации шире, чем в американской интонации.
4. Британской интонации характерно полное падение частоты основного тона для конечных синтагм.
5. Речь в рамках дискурса ток-шоу может произноситься как в умеренном темпе, так и в ускоренном, в зависимости от личных просодических особенностей речи ведущего, что не мешает её восприятию реципиентом.
Таким образом, путем выполнения поставленных нами задач, цель исследования была достигнута.
Полученный в ходе исследования материал может быть использован при подготовке практических занятий по фонетике английского языка, а также при обучении искусству телевизионной речи.
В первой главе нами было рассмотрено понятие просодии и интонации, описаны основные просодические категории. В ходе анализа теоретического материала было установлено, что некоторые исследователи разграничивают понятия просодии и интонации и рассматривают их вне зависимости друг от друга. Взяв за основу определение Е.А. Бурой, мы рассмотрели просодию как совокупность супрасегментных средств, служащих материалом для образования взаимодействующих функциональных систем, а именно интонации, ритма и ударения. Также, было выявлено, что главная функция просодии связана непосредственно с планом содержания речевых единиц. Основными просодическими категориями, важными для ритмического построения речи, стали слог, стопа интонационная фраза.
Далее нами была рассмотрена специфика жанра ток-шоу на английском языке. Так, главной особенностью данного телевизионного жанра является его персонифицированность, связь программы с личностью ведущего.
Вторая глава настоящей работы посвящена компьютерному анализу фрагментов речи ведущих ток-шоу на американском и британском вариантах английского языка, а также описанию выявленных в ходе анализа просодических особенностей речи.
В ходе нашего фонетического исследования были выявлены следующие особенности, которые являются характерными как для американской, так и для британской интонации в рамках дискурса ток-шоу:
1. Широкое использование сложных тонов, преимущественно восходяще-нисходящего, значения которых зависят от контекста сообщения.
2. Повышение частоты основного тона для выделения ключевых компонентов сообщения.
3. Редкое использование простого нисходящего тона.
4. Простое эмфатическое интонационное завершение речи: высокое падение широкого диапазона.
5. Использование заполненных и незаполненных пауз хезитации.
Сопоставление американской и британской интонации в рамках
дискурса ток-шоу позволило сделать нам ряд следующих выводов:
1. В большинстве случаев американская интонация тяготеет к ровному тону звучания.
2. Повышение частоты основного тона более ярко выражено в американской интонации, нежели чем в британской интонации.
3. Диапазон понижение частоты основного тона в британской интонации шире, чем в американской интонации.
4. Британской интонации характерно полное падение частоты основного тона для конечных синтагм.
5. Речь в рамках дискурса ток-шоу может произноситься как в умеренном темпе, так и в ускоренном, в зависимости от личных просодических особенностей речи ведущего, что не мешает её восприятию реципиентом.
Таким образом, путем выполнения поставленных нами задач, цель исследования была достигнута.
Полученный в ходе исследования материал может быть использован при подготовке практических занятий по фонетике английского языка, а также при обучении искусству телевизионной речи.
Подобные работы
- ПРОСОДИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ ВЕДУЩИХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ (НА ОСНОВЕ БРИТАНСКОГО
ВАРИАНТА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТЕЛЕВЕДУЩИХ В БРИТАНСКОЙ И
АМЕРИКАНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



