Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы использования индивидуально-личностный подхода в обучении орфографии учащихся 5-7 классов на уроках русского языка малокомплектной школе 6
1.1 Особенности организации учебного процесса в малокомплектной школе 6
1.2 Особенности использования индивидуально-личностного подхода при обучении орфографии учащихся 5-7 классов в малокомплектной школе 12
Глава 2 Практическая работа по использованию индивидуально-личностного подхода при обучении орфографии учащихся 5-7 классов малокомплектной школы 18
2.1 Возможности индивидуального обучения (реализация дифференциального подхода) 18
2.2 Примеры задания по орфографии для учащихся 5-7 классов малокомплектной школы 23
2.3 Изучение уровня сформированности орфографических умений у учащихся 5-7 классов малокомплектной школы 25
Заключение 40
Список использованных источников 41
Приложение 44
Актуальность исследования. Формирование у обучающихся прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания, зависит его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Уровень элементарной грамотности, в том числе грамотности орфографической, связывается представлениями нашего общества не только с общей подготовкой по родному языку, но тем самым и с моральным обликом подрастающего поколения, с его культурой.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) устанавливает следующие требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования в области «Филология» (Русский язык. Родной язык): 1. Учащийся должен овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; 2. Обучающийся должен овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач [27].
В процессе обучения орфографии в основной школе учителями традиционно используется индивидуально-личностный подход, особенно это характерно для работы по формированию орфографической грамотности в 5-7 классах малокомплектной школы. Изложенное выше подтверждает актуальность темы нашего исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить особенности использования индивидуально-личностный подхода в обучении орфографии учащихся 5-7 классов на уроках русского языка малокомплектной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы использования индивидуально-личностный подхода в обучении орфографии учащихся 5-7 классов на уроках русского языка малокомплектной школе в научной литературе.
2. Осуществить отбор методов и приёмов работы по использованию индивидуально-личностный подхода в обучении орфографии учащихся 5-7 классов на уроках русского языка малокомплектной школе.
3. Определить уровень сформированности орфографических умений у учащихся 5-7 классов малокомплектной сельской школы в ходе экспериментального исследования.
Гипотеза: мы предполагаем, что у учащихся 5-7-х классов малокомплектной школы на разном уровне сформированы орфографические навыки, что предусматривает использование на уроках русского языка индивидуально-личностного подхода.
Объект исследования: процесс обучения учащихся 5-7 классов орфографии.
Предмет исследования: особенности использования индивидуально-личностный подхода в обучении орфографии учащихся 5-7 классов на уроках русского языка малокомплектной школе.
Методы исследования: методы теоретического анализа: анализ методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ начального общего образования; частные эмпирические методы: педагогическое наблюдение за ходом процесса обучения в образовательной организации; анализ продуктов учебной деятельности.
Методологическая основа исследования. Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах Г.Н. Приступа, Л.П. Сычуговой и др. З.В. Гужова, Т.А. Креславская, А.Я. Савченко и др. раскрыли особенности проведения уроков русского языка в условиях малокомплектной сельской школы. М.Т. Баранов, В.Я. Булохов, Ю.С. Вохмина и др. определили основные методы и приемы работы по формированию орфографического навыка на уроках русского языка. Однако, несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, обучение школьников орфографии в 5-7 классах малокомплектной школы остается сложной методической задачей.
База исследования: МОУ «Константиновская основная общеобразовательная школа» (Называевский район, Омская область).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложения
При обучении русскому языку в малокомплектной школе необходимо особое внимание уделять индивидуальной работе с обучающимися. С помощью индивидуальной работы можно определить способности обучающихся и на основе этого обучать их по предмету. Технология личностно-ориентированного обучения помогает учесть индивидуальные способности обучающихся при построении учебного процесса по русскому языку и литературе. В основе данной технологии находится принцип распределения заданий для самостоятельной работы по степени сложности в зависимости от развития обучающихся, а также темпа работы на уроке.
Наиболее эффективными способами при индивидуальных формах обучения являются различные способы самостоятельной работы, такие как систематическая работа обучающихся с учебником, работа по листам самоконтроля, а также изучение материала блоками. Учителю важно уметь соотносить на уроке свою деятельность и деятельность обучающихся на уроке. В этом может помочь алгоритм учебных действий обучающихся. Это могут быть дифференцированные задания, карточки взаимопроверки и самоконтроля, тестовые задания, бланки с критериями оценок для обучающихся.
Для диагностики сформированности орфографических умений у учащихся 5-7 классов малокомплектной школы нами было проведено исследование. Диагностическую группу составили 8 обучающихся
5-7 классов. По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что у большинства обучающихся орфографические умения сформированы на среднем уровне. Только у двух обучающихся был выявлен высокий уровень сформированности всех орфографических умений.
Проведенный эксперимент выявил необходимость специальной работы по формированию у обучающихся орфографических умений (прежде всего, орфографической зоркости).
1. Алексеева, Н.В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в малокомплектной школе / Н.В. Алексеева // Современная наука. – 2011. – № 2. – С. 35-38.
2. Байбородова, Л.В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе / Л.В. Байбородова. – Ярославль, 2013. – 340 с.
3. Баранов, М.Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку / М.Т. Баранов // Русский язык в школе. – 1981. – № 3. – С. 25–31
4. Батербиев, М.М. Малокомплектные сельские школы и разновозрастное обучение / М.М. Батербиев // Школьные технологии. – Москва, 2015. – №6. – С. 87 – 97.
5. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В.Я. Булохов. Красноярск, 1997. – 198 с.
6. Бутенко, А.В. Психолого-педагогические и лингвистические аспекты обучения орфографии в малокомплектной школе / А.В. Бутенко// Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. – С. 587-588.
7. Вохмина, Ю.С. Правописно-речевая подготовка школьников на основе свободных диктантов / Ю.С. Вохмина // Русский язык в школе. – 2015. – № 1. – С. 21–24
8. Вохмина, Ю.С. К вопросу дифференциации дидактического материала по орфографии на основе ведущих сенсорных каналов обучаемых / Ю.С. Вохмина // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – 2016. – №. 15. – С. 112–114.
9. Горбылева, А.Я. Трудности учителей и учащихся сельских малокомплектных школ / А.Я. Горбылева // Методист.– 2013. – №5. – С. 27–33.
10. Граник, Г.Г. Психологические механизмы формирования умений и навыков грамотного письма / Г.Г. Граник // Русский язык в школе. –2010. – № 2. – С. 3–8.
11. Гужова, З.В. Организация и содержание одновременной работы с разными классами на однопредметных уроках / З.В. Гужова // Педагогика. – 2009. – №9. – С.60 – 65.
12. Демчинская, А.П. Особенности взаимоотношений учителя с учениками в малокомплектной школе / А.П. Демчинская // Педагогика. – 2010. – №4. – С. 30–39.
13. Жажева, Д.Д. Орфографическая грамотность учащихся малокомплектной школы и условия ее формирования / Д.Д. Жажева // Новые технологии. – 2010. – № 4. – С. 161-164.
14. Креславская, Т.А. Модель управления познавательной деятельностью учащихся на основе проблемной ситуации в малокомплектной сельской школе / Т.А. Креславская // Наука и школа. – 2009. – № 11. – С. 81–84.
15. Куропаткина, Т.И. Теория и практика обучения орфографии в школе: моногр. / Т.И. Куропаткина. – Самара: СПГУ, 2016. – 270 с.
16. Малявина, Т.П. О понятии «коррекция орфографического навыка» / Т.П. Малявина // Русский язык в школе. – 2008. – № 9. – С. 3–7.
17. Мисаренко, Г.Г. Технология обучения школьников написанию слуховых диктантов / Г Г. Мисаренко // Русский язык в школе. – 2009. – № 3. – С. 43–46.
18. Мурашов, А.А. Учим правило или учим языку? / А.А. Мурашов // Русский язык в школе. – 2013. – № 1. – С. 25–32.
19. Остапенко, А.А. «Вычитание» ошибок как приём формирования грамотности / А.А. Остапенко, Н.Г. Прохорова // Русский язык в школе. – 2009. – № 4. – С. 40–43.
20. Острикова, Т.А. Обновление содержания профессиональной подготовки учителя-словесника на основе интеграции смежных направлений методики преподавания русского языка / Т.А. Острикова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 11. – С. 219–224.
21. Приступа, Г.Н. Орфография и пунктуация в таблицах и заданиях / Г.Н. Приступа. – М.: Просвещение, 1989. – 120 с.
22. Рябухина, Е.А. Теоретические основы моделирования обучения русскому языку в школе в логике компетентностного подхода / Е.А. Рябухина. – Пермь: ПГПУ, 2012. – 183 с.
23. Савенкова, Т.И. Организация учебной деятельности учащихся в условиях малокомплектной школы / Т.И. Савенкова // Педагогика. – 2014. – №17. – С. 7–20.
24. Савченко, А.Я. Организация учебного процесса в малокомплектной школе / А.Я. Савченко – Москва: Феникс, 2011. – 160 с.
25. Селезнева. Л.Б. Русское правописание / Л.Б. Селезнева. – Санкт-Петербург: Речь, 2015. – 225 с.
26. Сычугова, Л.П. Изучение орфографии в свете когнитивной лингвистики / Л.П. Сычугова // Русский язык в школе. – 2017. – № 9. – С. 7–10.
27. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
28. Формирование общих орфографических приёмов при изучении русского языка: уч. пос. / ред. Н.Ф. Талызина. – М: МТО Холдинг, 2002. – 160 с.
29. Шатова, Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: уч. пос. для студ. пед. вузов / Е.Г. Шатова. – М.: Дрофа, 2008. – 253 с.