РАЗВИТИЕ ТУРЕЦКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (2003-2017 ГГ.)
|
Введение 3
Глава 1. Сотрудничество Турецкой Республики и ФРГ, основные векторы развития отношений 12
1.1 Экономическое сотрудничество 12
1.2 Политический диалог. Общественное мнение 22
1.3 Культурное сотрудничество 25
Глава 2. Проблемы сотрудничества Турции и Германии 33
2.1 Турецкая диаспора Германии 33
2.2 Интеграция Турции в Евросоюз. Позиция Германии в вопросе
евроинтеграции 42
2.3 Проблема Сирии, Курдистана и совместная борьба с терроризмом.
Миграционный кризис 50
2.4 Права человека в Турции. Критика в адрес авторитарных методов
руководства Турции 56
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 70
Приложения
Глава 1. Сотрудничество Турецкой Республики и ФРГ, основные векторы развития отношений 12
1.1 Экономическое сотрудничество 12
1.2 Политический диалог. Общественное мнение 22
1.3 Культурное сотрудничество 25
Глава 2. Проблемы сотрудничества Турции и Германии 33
2.1 Турецкая диаспора Германии 33
2.2 Интеграция Турции в Евросоюз. Позиция Германии в вопросе
евроинтеграции 42
2.3 Проблема Сирии, Курдистана и совместная борьба с терроризмом.
Миграционный кризис 50
2.4 Права человека в Турции. Критика в адрес авторитарных методов
руководства Турции 56
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 70
Приложения
Тема этого исследования - развитие турецко-германских отношений в 2003-2017 гг. Актуальность темы связана, во-первых, с её отношением к современным региональным проблемам - европейским и ближневосточным. И Турция, и Германия являются сильными мировыми игроками, членами международных организаций, участниками международных переговоров. Во- вторых, в их двусторонних отношениях существует несколько нерешённых вопросов, к которым часто обращаются политики и аналитики, которые требуют изучения.
В 2003-2005 гг. Турция и Германия стали проводить новую внешнюю и внутреннюю политику, что сказалось на двусторонних отношениях и их улучшении. 2016-2017 гг. стали временем, когда казалось, что двусторонние отношения зашли в тупик. Этому периоду - между новой эпохой в двусторонних отношениях и их серьёзным ухудшением - и будет посвящено исследование.
Цель работы - рассмотреть турецко-германские отношения в 2003-2017 гг. В соответствии с целью были выведены следующие задачи:
1. Изучить историю и современное состояние турецко-германских отношений;
2. Представить основные направления сотрудничества Турции и Германии;
3. Рассмотреть главные проблемы двустороннего сотрудничества, их появление, ход событий, дать им оценку.
Объект исследования - турецкая и германская внутренняя и внешняя политика, предмет исследования - политические, экономические, общественные и культурные процессы в Турции и Германии.
В работе использовались доклады Европейского суда по правам человека - материалы по числу обращений граждан Турции в ЕСпПЧ 2005-2017 гг. , организации Amnesty International - отчёт 2016-2017 гг. о положении беженцев в Турции, организации Freedom House - рейтинги 2003-2018 гг. по уровню общей свободы3 и свободы СМИ4 в Турции. Были использованы публикации Европейской комиссии - сборники статистики и общественного мнения Евробарометр 2005-2015 гг.5, работы немецкого офиса статистики - исследования числа иммигрантов в Германии, материалы турецкого офиса статистики - данные о турецком экспорте и импорте. Использовались публикации Министерства культуры Турции - исследования туризма в Турции, Министерства экономики Турции - отчёты о количестве и величине прямых иностранных инвестиций, о числе иностранных фирм в Турции. Из материалов Министерства экономики Германии были использованы данные о германской внешней торговле. Использовались видеозаписи выступлений Ангелы Меркель и Реджепа Тайипа Эрдогана, записи выпусков новостей.
Для анализа проблемы турецких мигрантов в Германии была изучена работа Е. Чулковской «Турецкая диаспора: между Анкарой и Берлином»12 об истории турецкой миграции и современном положении мигрантов турецкого происхождения в Германии. Той же проблеме посвящена работа Тило Саррацина «Германия: самоликвидация»13. Немецкий политик в своей работе описывает современные внутренние проблемы Германии, и, пытаясь найти их причины, говорит о влиянии мигрантов на немецкие экономику и общество.
Проблеме евроинтеграции Турции посвящена часть работы коллектива авторов ИВ РАН «Эпоха правления в Турции Партии Справедливости и развития»14. История проблемы и перспективы её решения изучены в статье И. С. Сочневой «Проблемы и перспективы вступления Турции в ЕС»15.
Анализ истории двусторонних отношений и основных проблем (вступление Турции в ЕС, отношение германских политических партий к Турции) даёт Исмаил Эрмаган в своей статье «Турецко-германские отношения в контексте Европейского союза»16. Йетттим Куштепели в своей статье «Турецко-германские экономические отношения через прямые иностранные инвестиции и патенты»17 рассматривает двусторонние экономические отношения.
Ильнур Исмаилов в работе «Политика Германии в Ираке и Сирии ввиду угрозы ИГИЛ»18 исследует ближневосточную политику обеих стран. В статье Стивена Сзабо «Германия и Турция: неизбежное сотрудничество»19 дана современная картина турецко-германских отношений (общественное мнение, экономическая политика, права человека в Турции, миграционный кризис).
Также использовались статьи информационных агентств (РИА новости, Cumhuriyet, Euronews, BBC, New York Times, Financial Times, The Washington Post, Deutsche Welle, Spiegel).
Работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены основные векторы развития турецко-германских отношений. Это экономическое сотрудничество, сотрудничество в политических вопросах (участие в международных организациях и совместное решение региональных проблем), культурное сотрудничество и культурный обмен (наука, образование, искусство). Во второй главе изучены основные проблемы двусторонних отношений - проблема мигрантов с турецкими корнями в Германии, вопрос о евроинтеграции Турции, совместная борьба с нестабильностью на Ближнем Востоке, отношение Германии к усилению авторитаризма в Турции.
В исследовании использованы хронологический и сравнительный методы, метод научного анализа.
Отношения современных Турции и Германии начали складываться во второй половине XVIII в. В 1763 г. Ахмед Ресми Эфенди посетил Пруссию в составе посольства. Посольство было встречено с воодушевлением, османы раздавали народу подарки и золото. Оно считается началом дипломатических отношений между Турцией и Германией. Император Фридрих II Великий начал проводить агрессивную политику в Европе, страна набирала силу, но не имела союзников. В записях Ахмеда Ресми Эфенди указывается, что Фридрих постоянно посылал султану Мустафе III подарки и надеялся создать германо-османский союз20.
В 1898 г. кайзер Вильгельм II посетил Османскую империю с государственным визитом. Германия видела в исламе мощное потенциальное оружие против англичан, которым она могла в случае необходимости воспользоваться. Османские провинции в Восточной Анатолии были одновременно воротами в Персию и Центральную Азию. Это давало Германии возможность вмешаться в «Большую игру» и оказывать давление на Великобританию и Россию через союз с османами. Ещё одной причиной интереса Германии к Османской империи были воды Персидского залива и Аравийский полуостров . Главным фактором улучшения отношений для турок были территориальные притязания Российской империи на Стамбул и проливы.
В декабре 1899 г. Германия получила концессию на строительство железной дороги от Коньи до Багдада и от Багдада до Басры. Строительство началось в 1903 г. Первый поезд отправился со станции в Багдаде в 1914 г. Проект железной дороги укрепил отношения между Германией и Османской империей.
Укрепление связей между Берлином и Стамбулом и отправка германской военной миссии в Османскую империю в конце 1913 г. спровоцировали кризис в отношениях двух стран с остальной Европой. Великий визирь Саид Халим-паша обратился к кайзеру Вильгельму II с просьбой направить в Османскую империю группу немецких офицеров под командованием опытного генерала, чтобы оказать помощь в реформировании и реорганизации османской армии после балканских войн. Для этой цели был выбран Отто Лиман фон Сандерс, который в 1913 г. приехал в Стамбул.
С началом Первой мировой войны Османская империя не сразу встала на сторону Германии, желала сохранить нейтралитет. Но в августе 1914 г. правительство Великобритании реквизировало дредноуты, построенные по заказу Османской империи. Это было воспринято как национальное унижение, и 2 августа 1914 г. османы заключили тайный договор о союзе с Германией. Германский флот оказался первым, кто получил доступ в закрытые проливы.
Основной причиной сближения Германии и Османской империи был ислам, поскольку немецкие правящие круги считали его сильным оружием против британцев. Взгляды получили название «исламская политика», а главным её идеологом был немецкий дипломат и востоковед барон Макс фон Оппенгейм, который стал соратником кайзера по восточным вопросам. Идею использования религиозного фанатизма в борьбе против Антанты поддерживали и многие светски настроенные младотурки.
В период войны Османская империя обращалась к Германии за финансовой помощью. Германия предоставила 5 млн лир, а также военную технику, оружие и боеприпасы на 29 млн лир . По Мудросскому перемирию война закончилась в полдень 31 октября 1918 г. Османская империя вышла из войны на 11 дней раньше Германии, капитулировавшей 11 ноября . Лиман фон Сандерс передал командование Мустафе Кемаль-паше, а сам контролировал отправку немецких солдат из Османской империи, пока в начале 1919 г. сам не уехал на родину.
В 1924 г. между странами был подписан договор о дружбе, в 1929 г. - о консульстве, в 1930 г. - о торговле. Накануне Второй мировой войны учёные, бежавшие из Германии, приезжали в Турцию, вносили вклад в её образование, искусство и культуру . Об отношении Турции к экспансионистской политике Германии можно судить по циркулярному письму МИДа от 4 мая 1939 г.: «Правительство Республики с самого возникновения гитлеровского режима с полным беспристрастием отнеслось к наблюдаемой в Германии динамике, а позже таким же образом оценило наблюдающееся сближение между Римом и Берлином; оно не отказалось от продолжения своих дружеских отношений с обоими государствами, особенно с Германией, основанных на экономических связях, предоставив таким образом великим державам право самим решать свои разногласия».
С началом войны Германия стала вести двойную игру с Турцией. До конца 1940 г. вопрос о вторжении в Турцию оставался открытым. Опасаясь сближения Турции с Советским союзом, Германия начала готовить Турцию к заключению турецко-германского договора о ненападении. Он был подписан 18 июня 1941 г. Германия обезопасила свой южный фланг, а Турция осталась вне войны. В самой стране возросло число сторонников дружбы с Германией . Турция демонстрировала дружественный нейтралитет к Германии, пока 23 февраля 1945 г. не вступила в войну против неё.
В 1954 г. Турцию посетил канцлер ФРГ Конрад Аденауэр, в 1957 г. - президент Теодор Хойс. В 1958 г. Президент Турции Джеляль Баяр побывал в ФРГ, а в 1961 г. было подписано соглашение об отправке турецких рабочих в Германию. В 1961 г. в ФРГ безработными числились 94,856 человек, в то время как общее число вакантных мест составляло 572,758. Страна нуждалась в низкоквалифицированной рабочей силе . Это стало началом нового периода в двусторонних отношениях.
Политика возвращения трудовых мигрантов на родину в 1980-х гг. вызвала бурную реакцию турецкой стороны. В 1994 г. Германия прекратила поставки оружия в Турцию, заявляя, что страна использует их в целях, противоречащих соглашениям. Отрицательное решение ЕС по Турции в Люксембурге в 1997 г. ухудшило состояние двусторонних отношений, привело к их стагнации. Премьер-министр Турции Месут Йылмаз в 1998 г. назвал канцлера ФРГ Гельмута Коля «старым другом, новым врагом», а министр иностранных дел ФРГ Клаус Кинкель представлял Йылмаза как «человека, разбрасывающего оружие направо и налево».
Отношения улучшились после прихода к власти в Германии коалиции Зелёных и социал-демократов. Новое германское правительство высказалось в пользу евроинтеграции Турции. На усиление сотрудничества повлияла также политика Герхарда Шрёдера и Йошки Фишера по вовлечению мигрантов с турецкими корнями в немецкую жизнь.
В период правления Большой коалиции 2005 г. (ХДС/ХСС и СДПГ) и коалиции ХДС/ХСС и СПГ 2009 г. турецкая политика Германии в основном ограничивалась рамками ЕС. При этом ввиду экономических причин наблюдалась возможность усиления двусторонних отношений. Пример тому - большое число визитов германских политиков в Турцию (в 2010 г. Турцию посетили министр иностранных дел Гидо Вестервелле, председатель бундестага Норберт Ламмерт, министр образования и исследований Аннетте Шаван, канцлер Ангела Меркель и президент Кристиан Вульф).
Позиция лидера Германии с 2005 г. Ангелы Меркель по вопросу Турции основывается на принципе pacta sunt servanda (лат. «договоры должны соблюдаться», основополагающий принцип международного и гражданского права). В 2006 г. канцлер отметила, что «вступление в ЕС было обещано Турции прежним правительством, и поэтому переговоры продолжаются. Переговоры не ограничены по времени, но ведутся честно. Хоть ХДС и лично я более склонны к привилегированному партнёрству с Турцией, чем к её членству, мы остаёмся надёжными союзниками».
Тесные экономические связи и большая турецкая диаспора в Германии являются основными факторами, поддерживающими отношения. В 2013 г. Ангела Меркель отмечала, что у двум странам «предстоит пройти длинный путь. Мы ведём переговоры без определённых ожиданий результата. Несмотря на то, что сама я настроена скептически, я согласилась продолжить переговоры о вступлении. Сейчас они приостановлены, и я бы выступала за открытие новой главы в переговорах, чтобы двигаться дальше» .
После 2013 г. обе страны столкнулись с глобальными внутренними и внешними проблемами. Террористические акты и международный терроризм в целом, нестабильность на Ближнем Востоке, миграционный кризис. Вновь стали высказываться взаимные обвинения. Турцию обвиняли в жёстких методах руководства и преследовании собственных граждан, а после неудавшегося переворота 2016 г. число обвинений только увеличилось. Бурную реакцию вызвало заявление президента Турции о «нацистских методах» Германии. Ещё одним предметом взаимных обвинений стала Сирия, использование немецкого оружия против курдов под предлогом борьбы с терроризмом. Эти и другие проблемы, а также современное состояние турецко-германских отношений будут рассмотрены в этой работе.
В 2003-2005 гг. Турция и Германия стали проводить новую внешнюю и внутреннюю политику, что сказалось на двусторонних отношениях и их улучшении. 2016-2017 гг. стали временем, когда казалось, что двусторонние отношения зашли в тупик. Этому периоду - между новой эпохой в двусторонних отношениях и их серьёзным ухудшением - и будет посвящено исследование.
Цель работы - рассмотреть турецко-германские отношения в 2003-2017 гг. В соответствии с целью были выведены следующие задачи:
1. Изучить историю и современное состояние турецко-германских отношений;
2. Представить основные направления сотрудничества Турции и Германии;
3. Рассмотреть главные проблемы двустороннего сотрудничества, их появление, ход событий, дать им оценку.
Объект исследования - турецкая и германская внутренняя и внешняя политика, предмет исследования - политические, экономические, общественные и культурные процессы в Турции и Германии.
В работе использовались доклады Европейского суда по правам человека - материалы по числу обращений граждан Турции в ЕСпПЧ 2005-2017 гг. , организации Amnesty International - отчёт 2016-2017 гг. о положении беженцев в Турции, организации Freedom House - рейтинги 2003-2018 гг. по уровню общей свободы3 и свободы СМИ4 в Турции. Были использованы публикации Европейской комиссии - сборники статистики и общественного мнения Евробарометр 2005-2015 гг.5, работы немецкого офиса статистики - исследования числа иммигрантов в Германии, материалы турецкого офиса статистики - данные о турецком экспорте и импорте. Использовались публикации Министерства культуры Турции - исследования туризма в Турции, Министерства экономики Турции - отчёты о количестве и величине прямых иностранных инвестиций, о числе иностранных фирм в Турции. Из материалов Министерства экономики Германии были использованы данные о германской внешней торговле. Использовались видеозаписи выступлений Ангелы Меркель и Реджепа Тайипа Эрдогана, записи выпусков новостей.
Для анализа проблемы турецких мигрантов в Германии была изучена работа Е. Чулковской «Турецкая диаспора: между Анкарой и Берлином»12 об истории турецкой миграции и современном положении мигрантов турецкого происхождения в Германии. Той же проблеме посвящена работа Тило Саррацина «Германия: самоликвидация»13. Немецкий политик в своей работе описывает современные внутренние проблемы Германии, и, пытаясь найти их причины, говорит о влиянии мигрантов на немецкие экономику и общество.
Проблеме евроинтеграции Турции посвящена часть работы коллектива авторов ИВ РАН «Эпоха правления в Турции Партии Справедливости и развития»14. История проблемы и перспективы её решения изучены в статье И. С. Сочневой «Проблемы и перспективы вступления Турции в ЕС»15.
Анализ истории двусторонних отношений и основных проблем (вступление Турции в ЕС, отношение германских политических партий к Турции) даёт Исмаил Эрмаган в своей статье «Турецко-германские отношения в контексте Европейского союза»16. Йетттим Куштепели в своей статье «Турецко-германские экономические отношения через прямые иностранные инвестиции и патенты»17 рассматривает двусторонние экономические отношения.
Ильнур Исмаилов в работе «Политика Германии в Ираке и Сирии ввиду угрозы ИГИЛ»18 исследует ближневосточную политику обеих стран. В статье Стивена Сзабо «Германия и Турция: неизбежное сотрудничество»19 дана современная картина турецко-германских отношений (общественное мнение, экономическая политика, права человека в Турции, миграционный кризис).
Также использовались статьи информационных агентств (РИА новости, Cumhuriyet, Euronews, BBC, New York Times, Financial Times, The Washington Post, Deutsche Welle, Spiegel).
Работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены основные векторы развития турецко-германских отношений. Это экономическое сотрудничество, сотрудничество в политических вопросах (участие в международных организациях и совместное решение региональных проблем), культурное сотрудничество и культурный обмен (наука, образование, искусство). Во второй главе изучены основные проблемы двусторонних отношений - проблема мигрантов с турецкими корнями в Германии, вопрос о евроинтеграции Турции, совместная борьба с нестабильностью на Ближнем Востоке, отношение Германии к усилению авторитаризма в Турции.
В исследовании использованы хронологический и сравнительный методы, метод научного анализа.
Отношения современных Турции и Германии начали складываться во второй половине XVIII в. В 1763 г. Ахмед Ресми Эфенди посетил Пруссию в составе посольства. Посольство было встречено с воодушевлением, османы раздавали народу подарки и золото. Оно считается началом дипломатических отношений между Турцией и Германией. Император Фридрих II Великий начал проводить агрессивную политику в Европе, страна набирала силу, но не имела союзников. В записях Ахмеда Ресми Эфенди указывается, что Фридрих постоянно посылал султану Мустафе III подарки и надеялся создать германо-османский союз20.
В 1898 г. кайзер Вильгельм II посетил Османскую империю с государственным визитом. Германия видела в исламе мощное потенциальное оружие против англичан, которым она могла в случае необходимости воспользоваться. Османские провинции в Восточной Анатолии были одновременно воротами в Персию и Центральную Азию. Это давало Германии возможность вмешаться в «Большую игру» и оказывать давление на Великобританию и Россию через союз с османами. Ещё одной причиной интереса Германии к Османской империи были воды Персидского залива и Аравийский полуостров . Главным фактором улучшения отношений для турок были территориальные притязания Российской империи на Стамбул и проливы.
В декабре 1899 г. Германия получила концессию на строительство железной дороги от Коньи до Багдада и от Багдада до Басры. Строительство началось в 1903 г. Первый поезд отправился со станции в Багдаде в 1914 г. Проект железной дороги укрепил отношения между Германией и Османской империей.
Укрепление связей между Берлином и Стамбулом и отправка германской военной миссии в Османскую империю в конце 1913 г. спровоцировали кризис в отношениях двух стран с остальной Европой. Великий визирь Саид Халим-паша обратился к кайзеру Вильгельму II с просьбой направить в Османскую империю группу немецких офицеров под командованием опытного генерала, чтобы оказать помощь в реформировании и реорганизации османской армии после балканских войн. Для этой цели был выбран Отто Лиман фон Сандерс, который в 1913 г. приехал в Стамбул.
С началом Первой мировой войны Османская империя не сразу встала на сторону Германии, желала сохранить нейтралитет. Но в августе 1914 г. правительство Великобритании реквизировало дредноуты, построенные по заказу Османской империи. Это было воспринято как национальное унижение, и 2 августа 1914 г. османы заключили тайный договор о союзе с Германией. Германский флот оказался первым, кто получил доступ в закрытые проливы.
Основной причиной сближения Германии и Османской империи был ислам, поскольку немецкие правящие круги считали его сильным оружием против британцев. Взгляды получили название «исламская политика», а главным её идеологом был немецкий дипломат и востоковед барон Макс фон Оппенгейм, который стал соратником кайзера по восточным вопросам. Идею использования религиозного фанатизма в борьбе против Антанты поддерживали и многие светски настроенные младотурки.
В период войны Османская империя обращалась к Германии за финансовой помощью. Германия предоставила 5 млн лир, а также военную технику, оружие и боеприпасы на 29 млн лир . По Мудросскому перемирию война закончилась в полдень 31 октября 1918 г. Османская империя вышла из войны на 11 дней раньше Германии, капитулировавшей 11 ноября . Лиман фон Сандерс передал командование Мустафе Кемаль-паше, а сам контролировал отправку немецких солдат из Османской империи, пока в начале 1919 г. сам не уехал на родину.
В 1924 г. между странами был подписан договор о дружбе, в 1929 г. - о консульстве, в 1930 г. - о торговле. Накануне Второй мировой войны учёные, бежавшие из Германии, приезжали в Турцию, вносили вклад в её образование, искусство и культуру . Об отношении Турции к экспансионистской политике Германии можно судить по циркулярному письму МИДа от 4 мая 1939 г.: «Правительство Республики с самого возникновения гитлеровского режима с полным беспристрастием отнеслось к наблюдаемой в Германии динамике, а позже таким же образом оценило наблюдающееся сближение между Римом и Берлином; оно не отказалось от продолжения своих дружеских отношений с обоими государствами, особенно с Германией, основанных на экономических связях, предоставив таким образом великим державам право самим решать свои разногласия».
С началом войны Германия стала вести двойную игру с Турцией. До конца 1940 г. вопрос о вторжении в Турцию оставался открытым. Опасаясь сближения Турции с Советским союзом, Германия начала готовить Турцию к заключению турецко-германского договора о ненападении. Он был подписан 18 июня 1941 г. Германия обезопасила свой южный фланг, а Турция осталась вне войны. В самой стране возросло число сторонников дружбы с Германией . Турция демонстрировала дружественный нейтралитет к Германии, пока 23 февраля 1945 г. не вступила в войну против неё.
В 1954 г. Турцию посетил канцлер ФРГ Конрад Аденауэр, в 1957 г. - президент Теодор Хойс. В 1958 г. Президент Турции Джеляль Баяр побывал в ФРГ, а в 1961 г. было подписано соглашение об отправке турецких рабочих в Германию. В 1961 г. в ФРГ безработными числились 94,856 человек, в то время как общее число вакантных мест составляло 572,758. Страна нуждалась в низкоквалифицированной рабочей силе . Это стало началом нового периода в двусторонних отношениях.
Политика возвращения трудовых мигрантов на родину в 1980-х гг. вызвала бурную реакцию турецкой стороны. В 1994 г. Германия прекратила поставки оружия в Турцию, заявляя, что страна использует их в целях, противоречащих соглашениям. Отрицательное решение ЕС по Турции в Люксембурге в 1997 г. ухудшило состояние двусторонних отношений, привело к их стагнации. Премьер-министр Турции Месут Йылмаз в 1998 г. назвал канцлера ФРГ Гельмута Коля «старым другом, новым врагом», а министр иностранных дел ФРГ Клаус Кинкель представлял Йылмаза как «человека, разбрасывающего оружие направо и налево».
Отношения улучшились после прихода к власти в Германии коалиции Зелёных и социал-демократов. Новое германское правительство высказалось в пользу евроинтеграции Турции. На усиление сотрудничества повлияла также политика Герхарда Шрёдера и Йошки Фишера по вовлечению мигрантов с турецкими корнями в немецкую жизнь.
В период правления Большой коалиции 2005 г. (ХДС/ХСС и СДПГ) и коалиции ХДС/ХСС и СПГ 2009 г. турецкая политика Германии в основном ограничивалась рамками ЕС. При этом ввиду экономических причин наблюдалась возможность усиления двусторонних отношений. Пример тому - большое число визитов германских политиков в Турцию (в 2010 г. Турцию посетили министр иностранных дел Гидо Вестервелле, председатель бундестага Норберт Ламмерт, министр образования и исследований Аннетте Шаван, канцлер Ангела Меркель и президент Кристиан Вульф).
Позиция лидера Германии с 2005 г. Ангелы Меркель по вопросу Турции основывается на принципе pacta sunt servanda (лат. «договоры должны соблюдаться», основополагающий принцип международного и гражданского права). В 2006 г. канцлер отметила, что «вступление в ЕС было обещано Турции прежним правительством, и поэтому переговоры продолжаются. Переговоры не ограничены по времени, но ведутся честно. Хоть ХДС и лично я более склонны к привилегированному партнёрству с Турцией, чем к её членству, мы остаёмся надёжными союзниками».
Тесные экономические связи и большая турецкая диаспора в Германии являются основными факторами, поддерживающими отношения. В 2013 г. Ангела Меркель отмечала, что у двум странам «предстоит пройти длинный путь. Мы ведём переговоры без определённых ожиданий результата. Несмотря на то, что сама я настроена скептически, я согласилась продолжить переговоры о вступлении. Сейчас они приостановлены, и я бы выступала за открытие новой главы в переговорах, чтобы двигаться дальше» .
После 2013 г. обе страны столкнулись с глобальными внутренними и внешними проблемами. Террористические акты и международный терроризм в целом, нестабильность на Ближнем Востоке, миграционный кризис. Вновь стали высказываться взаимные обвинения. Турцию обвиняли в жёстких методах руководства и преследовании собственных граждан, а после неудавшегося переворота 2016 г. число обвинений только увеличилось. Бурную реакцию вызвало заявление президента Турции о «нацистских методах» Германии. Ещё одним предметом взаимных обвинений стала Сирия, использование немецкого оружия против курдов под предлогом борьбы с терроризмом. Эти и другие проблемы, а также современное состояние турецко-германских отношений будут рассмотрены в этой работе.
Отношения между Турцией и Германией в разные периоды были обусловлены определённым интересом. В XIX - начале XX в. таким интересом стала геополитика. Германия использовала Османскую империю как хранителя главных мусульманских святынь в противостоянии с Великобританией, османы строили отношения с Германией как с союзником против Российской империи. В Первую мировую войну Турция поддержала Германию из опасения перед британо-французско-российской оккупацией. Послевоенный период стал временем складывания новых отношений между новыми государствами. Турция нейтрально высказывалась касательно ситуации в Европе 30-40-х гг. и вступила во Вторую мировую войну на завершающей фазе.
Второй послевоенный период стал началом складывания современных турецко-германских отношений, где основным фактором стала экономика. Соглашение о трудовой миграции и начало тесного сотрудничества с ЕЭС-ЕС привели двусторонние отношения к их современному состоянию - и к тесному сотрудничеству, и к нынешним проблемам.
2003 г. - начало премьерства Реджепа Тайипа Эрдогана в Турции, поворот страны к новой политике, нацеленной на экономическое развитие и оправданную внешнюю политику. 2005 г. - приход к власти в ФРГ Большой коалиции и Ангелы Меркель, начало переговоров о вступлении Турции в Европейский союз. После кризиса 1997-1998 гг. в турецко-германских отношениях наступил период тесного экономического сотрудничества в сферах торговли и туризма, в промышленности и инвестициях.
Началом ухудшения отношений стал период 2011-2013 гг. - время, когда, как считается, Турция повернулась от демократического режима к авторитарному. В Германии откликнулись на нечестную избирательную кампанию, цензуру и серию протестов в Стамбуле. После неудавшейся попытки государственного переворота в 2016 г. часть преследуемых граждан Турции нашла убежище в Германии, что также повлияло на двусторонние
отношения. Следующим серьёзным инцидентом стали аресты немецких граждан в 2017 г. - задержания журналистов и правозащитников с обвинениями в терроризме. Далее следовал шпионский скандал и вывод немецких войск с базы Инджирлик в Турции. Все эти проблемы имеют одно основание - турецкий политический режим. Репрессии, массовые аресты и сильная цензура не сопоставляются с образом свободной европейской страны.
Ещё один предмет обсуждения и источник разногласий - вопрос о вступлении Турции в ЕС или, если переговоры о евроинтеграции останавливаются, вопрос о безвизовом режиме в Европе для граждан Турции. Заявление Германии о предпочтении «привилегированного партнёрства» вместо полноценной интеграции - ещё одна точка несогласия с турецкой позицией. Прошло более полувека с начала обсуждения возможности принятия Турции в европейское сообщество и более десяти лет - с начала полноценных переговоров. Основные препятствия - авторитарный режим в Турции (проблема этнических меньшинств, репрессии, отсутствие основных свобод) и различное толкование исторических событий (Кипр, геноцид армян). Главные причины для продолжения переговоров - сильная и перспективная экономика, молодое население, большое предложение товаров и услуг достойного качества при сравнительно невысокой цене. Обе стороны используют переговоры о вступлении Турции в ЕС для собственной выгоды (Германия - после путча 2016 г., Турция - во время миграционного кризиса) и кажется, что уже никто особо не заинтересован в успехе начатого в 2005 г. процесса. Для Германии вступление Турции в ЕС закрыло бы многолетний вопрос и облегчило доставку турецких товаров. Но вместе с тем вступление в ЕС могло бы стать политической и идеологической победой Турции - она была бы не только одной из сильнейших азиатских и мусульманских стран, образ которой она стремится создать, но также и признанной успешной европейской страной.
Ближневосточная политика обеих стран основывается на сотрудничестве в линии НАТО. Главное направление в изучаемый период - Сирия (Германия не поддержала ввод войск в Ирак, были непродолжительные отдельные военные операции во время Ливанской войны, Арабская весна была темой переговоров лишь в рамках ООН). В отличие от остальных регионов нестабильности, Сирия представляет для обеих стран объект геополитического интереса. Наряду с необходимостью совместной борьбы с терроризмом, интерес представляют и запасы углеводородов. Для Турции сирийская проблема связана и с проблемой курдов - нестабильность в курдском регионе приводит к эскалации проблемы, создаёт возможности для отделения. Проблему для турецко-германских отношений представляют военные операции рядом с сирийско-турецкой границей. Возникают вопросы, против кого Турция использует немецкое оружие, за кого и за что воюет.
Миграционный кризис 2015-2016 гг. также стал определяющим рубежом в двусторонних отношениях. Путём соглашения обе страны попробовали решить собственные проблемы: Германия - вопрос с миллионами беженцев на территории Европы, Турция - собственные проблемы с ЕС (вопрос о вхождении в состав ЕС, о визовом режиме). Но соглашение и решило часть проблем, и создало новые. Тяжёлое положение мигрантов привело к обвинениям о нарушении прав человека в Турции. Турция использовала мигрантов для угроз, обещая «затопить Европу беженцами».
Турецкая диаспора Германии с начала XXI в. стала предметом обсуждения. Молодое население обвиняют в отсутствии желания учиться и работать, в ожидании социального обеспечения от немецкого правительства. Другая проблема - жизнь в отдельных этнических кварталах, высокий уровень преступности, отсутствие желания участвовать в немецкой жизни, незнание языка. Возможность турецкого правительства оказывать влияние на членов диаспоры также не может не волновать германское правительство. Примеры успешного вовлечения турок в немецкую местную жизнь (политика, спорт, культура) доказывают возможность интеграции. Но успешное вовлечение в немецкую жизнь может привести к поддержке немецкого правительства. Подобные подходы к проблеме создают поле для споров и обсуждений, которые являются весомой частью двусторонних отношений.
Несмотря на большое количество проблем в разных сферах, резкое прекращение сотрудничества невозможно и, скорее всего, никому не нужно. Сильные стороны Турции - молодое население, готовое обучаться и работать, стабильная экономика с возможностями роста, статус европейской мусульманской страны. Потенциал Германии - её научно-техническая база, качественное образование, передовая экономика, нуждающаяся в кадрах и ресурсах. Соединив это вместе, обе страны могли бы получить то, что им необходимо. Без особых потрясений и громких заявлений сложно представить разрыв всех отношений.
Наряду с тесным экономическим сотрудничеством, которое с самого начала современного этапа в двусторонних отношениях, значение имеет и культурное сотрудничество. Сотрудничество между университетами, музеями, создание международных культурных центров, совместное кинопроизводство создают возможности для международного обмена, знакомят население одной страны с культурой другой. Это создаёт возможности для туризма и образования.
Неспокойный Ближний Восток - ещё одна причина для сохранения и продолжения двусторонних отношений. Турция считается одной из самых стабильных восточных стран. Роль ислама в Турции позволяет также использовать страну как посредника в переговорах с другими ближневосточными мусульманскими странами. Государственные перевороты, гражданские войны и угроза терроризма создают необходимость сотрудничества Турции - как сильной и стабильной мусульманской страны - и Германии - как двигателя европейской экономики и политики.
Второй послевоенный период стал началом складывания современных турецко-германских отношений, где основным фактором стала экономика. Соглашение о трудовой миграции и начало тесного сотрудничества с ЕЭС-ЕС привели двусторонние отношения к их современному состоянию - и к тесному сотрудничеству, и к нынешним проблемам.
2003 г. - начало премьерства Реджепа Тайипа Эрдогана в Турции, поворот страны к новой политике, нацеленной на экономическое развитие и оправданную внешнюю политику. 2005 г. - приход к власти в ФРГ Большой коалиции и Ангелы Меркель, начало переговоров о вступлении Турции в Европейский союз. После кризиса 1997-1998 гг. в турецко-германских отношениях наступил период тесного экономического сотрудничества в сферах торговли и туризма, в промышленности и инвестициях.
Началом ухудшения отношений стал период 2011-2013 гг. - время, когда, как считается, Турция повернулась от демократического режима к авторитарному. В Германии откликнулись на нечестную избирательную кампанию, цензуру и серию протестов в Стамбуле. После неудавшейся попытки государственного переворота в 2016 г. часть преследуемых граждан Турции нашла убежище в Германии, что также повлияло на двусторонние
отношения. Следующим серьёзным инцидентом стали аресты немецких граждан в 2017 г. - задержания журналистов и правозащитников с обвинениями в терроризме. Далее следовал шпионский скандал и вывод немецких войск с базы Инджирлик в Турции. Все эти проблемы имеют одно основание - турецкий политический режим. Репрессии, массовые аресты и сильная цензура не сопоставляются с образом свободной европейской страны.
Ещё один предмет обсуждения и источник разногласий - вопрос о вступлении Турции в ЕС или, если переговоры о евроинтеграции останавливаются, вопрос о безвизовом режиме в Европе для граждан Турции. Заявление Германии о предпочтении «привилегированного партнёрства» вместо полноценной интеграции - ещё одна точка несогласия с турецкой позицией. Прошло более полувека с начала обсуждения возможности принятия Турции в европейское сообщество и более десяти лет - с начала полноценных переговоров. Основные препятствия - авторитарный режим в Турции (проблема этнических меньшинств, репрессии, отсутствие основных свобод) и различное толкование исторических событий (Кипр, геноцид армян). Главные причины для продолжения переговоров - сильная и перспективная экономика, молодое население, большое предложение товаров и услуг достойного качества при сравнительно невысокой цене. Обе стороны используют переговоры о вступлении Турции в ЕС для собственной выгоды (Германия - после путча 2016 г., Турция - во время миграционного кризиса) и кажется, что уже никто особо не заинтересован в успехе начатого в 2005 г. процесса. Для Германии вступление Турции в ЕС закрыло бы многолетний вопрос и облегчило доставку турецких товаров. Но вместе с тем вступление в ЕС могло бы стать политической и идеологической победой Турции - она была бы не только одной из сильнейших азиатских и мусульманских стран, образ которой она стремится создать, но также и признанной успешной европейской страной.
Ближневосточная политика обеих стран основывается на сотрудничестве в линии НАТО. Главное направление в изучаемый период - Сирия (Германия не поддержала ввод войск в Ирак, были непродолжительные отдельные военные операции во время Ливанской войны, Арабская весна была темой переговоров лишь в рамках ООН). В отличие от остальных регионов нестабильности, Сирия представляет для обеих стран объект геополитического интереса. Наряду с необходимостью совместной борьбы с терроризмом, интерес представляют и запасы углеводородов. Для Турции сирийская проблема связана и с проблемой курдов - нестабильность в курдском регионе приводит к эскалации проблемы, создаёт возможности для отделения. Проблему для турецко-германских отношений представляют военные операции рядом с сирийско-турецкой границей. Возникают вопросы, против кого Турция использует немецкое оружие, за кого и за что воюет.
Миграционный кризис 2015-2016 гг. также стал определяющим рубежом в двусторонних отношениях. Путём соглашения обе страны попробовали решить собственные проблемы: Германия - вопрос с миллионами беженцев на территории Европы, Турция - собственные проблемы с ЕС (вопрос о вхождении в состав ЕС, о визовом режиме). Но соглашение и решило часть проблем, и создало новые. Тяжёлое положение мигрантов привело к обвинениям о нарушении прав человека в Турции. Турция использовала мигрантов для угроз, обещая «затопить Европу беженцами».
Турецкая диаспора Германии с начала XXI в. стала предметом обсуждения. Молодое население обвиняют в отсутствии желания учиться и работать, в ожидании социального обеспечения от немецкого правительства. Другая проблема - жизнь в отдельных этнических кварталах, высокий уровень преступности, отсутствие желания участвовать в немецкой жизни, незнание языка. Возможность турецкого правительства оказывать влияние на членов диаспоры также не может не волновать германское правительство. Примеры успешного вовлечения турок в немецкую местную жизнь (политика, спорт, культура) доказывают возможность интеграции. Но успешное вовлечение в немецкую жизнь может привести к поддержке немецкого правительства. Подобные подходы к проблеме создают поле для споров и обсуждений, которые являются весомой частью двусторонних отношений.
Несмотря на большое количество проблем в разных сферах, резкое прекращение сотрудничества невозможно и, скорее всего, никому не нужно. Сильные стороны Турции - молодое население, готовое обучаться и работать, стабильная экономика с возможностями роста, статус европейской мусульманской страны. Потенциал Германии - её научно-техническая база, качественное образование, передовая экономика, нуждающаяся в кадрах и ресурсах. Соединив это вместе, обе страны могли бы получить то, что им необходимо. Без особых потрясений и громких заявлений сложно представить разрыв всех отношений.
Наряду с тесным экономическим сотрудничеством, которое с самого начала современного этапа в двусторонних отношениях, значение имеет и культурное сотрудничество. Сотрудничество между университетами, музеями, создание международных культурных центров, совместное кинопроизводство создают возможности для международного обмена, знакомят население одной страны с культурой другой. Это создаёт возможности для туризма и образования.
Неспокойный Ближний Восток - ещё одна причина для сохранения и продолжения двусторонних отношений. Турция считается одной из самых стабильных восточных стран. Роль ислама в Турции позволяет также использовать страну как посредника в переговорах с другими ближневосточными мусульманскими странами. Государственные перевороты, гражданские войны и угроза терроризма создают необходимость сотрудничества Турции - как сильной и стабильной мусульманской страны - и Германии - как двигателя европейской экономики и политики.
Подобные работы
- Российско-германские отношения в сфере энергетики в XXI веке (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Роль и место российских топливно-энергетических компаний на газовом рынке Европейского союза: проблемы и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - Балканский вопрос в системе российско-германских отношений в 1870- 1910-х гг
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - Армянский вопрос в международных отношениях 1917-1921 годов
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Политические факторы процесса интеграции Турции в
Европейский союз
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИТИКА ТУРЦИИ НА БАЛКАНАХ В 1990-2010-Е ГГ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Изучение Крымской войны 1853-1856 гг. в рамках школьного курса истории России
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Военно-техническое сотрудничество, как фактор повышения эффективности экономических связей России с Зарубежными странами
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЕС КАК ФАКТОР
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В КОН.ХХ - НАЧ. XXI
ВВ.: РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017



