Особенности эксплуатации автомобилей в холодных условиях с разработкой средства подогрева и автономного подвода масла к агрегатам (Автомобиль КАМАЗ-6560)
Введение 6
Раздел 1. Анализ состояния вопроса 8
1.1. Климат РФ и условия эксплуатации автомобилей 9
1.2. Изменения физических свойств конструкционных и эксплуатационных
материалов 10
Раздел 2. Средства тепловой подготовки автомобиля 14
2.1. Доработка автомобилей КАМАЗ 6560 для эксплуатации на севере 15
2.2. Установка пускового подогревателя 21
2.3. Подогрев различных систем с применением автономного предпускового
подогревателя 23
2.4. Подогрев топливной системы двигателя 24
2.5. Подогрев топливопроводов 24
2.6. Обеспечение комфортных условий для водителя 25
Раздел 3. Анализ состояния деталей турбокомпрессора в эксплуатации при низких температурах 27
3.1 Устройство и принцип работы 28
3.2. Неисправности возникающие при работе турбокомпрессора 31
3.4. Способы повышения надежности системы смазки ТКР 37
Раздел 4. Исследование технических возможностей существующих автоматизированных систем в стационарном и бортовом диагностировании. Патентный поиск 38
Раздел 5. Система автономного подвода масла к подшипниковым узлам . 58
5.1 Разработка схемы системы автономного подвода масла 59
5.2 Охлаждение и подогрев автономной системы смазки 62
5.3 Схема включения энергоаккумулятора в систему автономной смазки
турбокомпрессора 64
5.4 Эффективность применения системы автономной смазки 65
Раздел 6. Безопасность жизнедеятельности 68
6.1. Общая характеристика обеспечения тепловой подготовки автомобиля 69
6.2. Вредные производственные факторы 69
6.3. Предельно допустимые концентрации 71
6.4 Мероприятия по защите от вредных и опасных производственных факторов 73
Раздел 7. Экономическая часть 74
7.1. Экономика транспорта 75
7.2. Экономический эффект от установки автономного подогревателя 76
7.2. Расчет затрат на внедрение системы автономной смазки 78
Заключение 82
Список использованной литературы
Тема, рассматриваемая в данном дипломном проекте, относится к вопросу улучшения тепловой подготовки автомобиля в холодных условиях эксплуатации, в частности турбокомпрессора дизельных двигателей путем внедрения средств подогрева и подачей масла с постоянным давлением.
На территориях с холодным климатом и районах Севера эксплуатируются в основном обычные серийные автомобили, недостаточно подготовленные к работе в таких условиях. Практически для всей территории России характерен продолжительный зимний период с низкими значениями температуры воздуха, значительными суточными перепадами температур. Эксплуатация автомобилей в таких суровых условиях, а также их безгаражное хранение в зимнее время приводят к снижению эксплуатационной надежности автомобилей [1].
Ежегодные экономические потери от эксплуатации обычных серийных автомобилей на севере достигает значительных величин. Важнейшим путем снижения этих потерь является тепловая подготовка автомобиля, обеспечивающая наименьшие затраты и наиболее надежное техническое состояние автомобилей [1].
В данной работе рассмотрена работа ТКР автомобиля при экстремальных условиях эксплуатации, в том числе при очень низких температурах. Надежность ТКР в первую очередь определяется надежностью работы узла подшипников. Так, например, к подшипникам турбокомпрессора при температуре -40°С масло поступает через минуту и более после запуска двигателя, а такое длительное масляное голодание не допустимо.
Для решения данной проблемы потребуется устройство подачи масла в турбокомпрессор с постоянным давлением, подогревом и очисткой. Задачей устройства является обеспечение надежной работы турбокомпрессора путем создания постоянного давления масла на входе в турбокомпрессор и обеспечения подачи требуемого количества масла для его охлаждения и смазки, что может быть достигнуто созданием давления не менее 0,65 Мпа с возможностью подачи 4 литров масла в минуту.
Целью данного дипломного проекта является:
- Повышение технического состояния автомобилей при эксплуатации в холодных условиях, на примере обеспечения оптимального режима эксплуатации ТКР;
- внедрение автономной системы смазки подшипниковых узлов турбокомпрессоров, с созданием постоянного давления масла, и с предварительным подогревом или охлаждением масла;
1. В дипломной работе решена актуальная проблема, состоящая в разработке автономной смазочной системы подшипниковых узлов турбокомпрессоров, позволяющая сократить затраты на обеспечение работоспособности турбокомпрессоров, за счет снижения числа внезапных отказов и повышения их общего ресурса.
2. Проведен анализ основных причин воздействия низких температур на работу систем автомобиля и показано, что основной эксплуатационной причиной отказов, является несовершенство тепловой подготовки автомобиля. Для обеспечения эксплуатационной надежности в условиях низких температур, целесообразно применять средства предпусковой подготовки, в том числе устройства, обеспечивающие предпусковой подогрев.
3. Разработана автономная система смазки. Применение предложенной системы автономной смазки позволяет предотвратить работу подшипниковых узлов турбокомпрессоров без смазки и исключить их износ вследствие перегрева. Система обеспечивает поддержание давление масла перед подшипниковыми узлами 0,7 МПа.
4. Эффективность использования системы автономной смазки заключается в сокращении количества отказов турбокомпрессоров и повышении общего ресурса подшипников скольжения. В результате сокращаются простои в ТО и ТР и снижаются затраты на запасные части, что позволяет повысить производительность автомобилей. Годовой экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий по модернизации системы смазки двигателей составляет 17860,5 руб./авт. С учетом затрат на изготовление, закупочный материал, сборку и монтаж, срок окупаемости предложенной системы составит 2 года.
1. Ишков A.M., Кузьминов М.А., Зудов Г.Ю. Теория и практика надежности техники в условиях Севера /Отв. ред. В.П. Ларионов. Якутск: ЯФ ГУ «Изд-во СО РАН». 2004.313 с.
2. Семенов Н.В. Эксплуатация автомобилей в условиях низких температур.—М.: Транспорт, 1993—190с.
3. Бакуревич Ю.Л., Толкачев С.С., Шевелев Ф.Н. Изд-во "Транспорт", 1973, с. 1—180. / Эксплуатация автомобилей на севере.
4. А.А.Иговский, С.И.Нефедьев, Е.А.Хованцев / Набережные Челны: 2011. 704с. / Автомобиль КамАЗ-6560. Руководство по эксплуатации.
5. А.С.Денисов, А.Т.Кулаков, А.Р.Асоян, А.А.Коркин. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2012. - 156с. Обеспечение работоспособности турбокомпрессоров автотракторных двигателей: монография/
6. В. Б. Джерихов; СПб. гос. архит.-строит. ун-т. - СПб., 2009. - 256 с. Автомобильные эксплуатационные материалы: учеб. пособие. Ч. II. Масла и смазки.
7. Костин А.К., Ларионов В.В., Михайлов Л.И. Теплонапряжённость двигателей внутреннего сгорания. Справочное пособие.- Л.: Машиностроение Ленингр. Отд-ние, 1979.-222с.
8. Горшков А.Г., Тарлаковский Д.В., Старовойтов Э.И. Теория упругости и пластичности / М.: Машиностроение, 2011. 416 с.
9. Е.С. Кузнецов, А.П. Болдин, В.М. Власов и др. - М.: Наука. 2001 -535 с. / Техническая эксплуатация автомобилей. Учебник для вузов, 4-е изд. перераб. и дополн.
10. Пат. 130644 Российская Федерация, МПК7: F04D29/063.
Устройство подачи масла в турбокомпрессор с постоянным давлением, подогревом и очисткой / Кулаков А. Т., Якубович И.А., Якубович А.Н., Финоченко А.Г., Малаховецкий А.А.; заявитель и патентообладатель
ДП 23.03.03.19.1116.12.00.00.00 ПЗ Лист
84
Изм. Лист № документа Подпись Дата
Кулаков А.Т., Якубович И.А., Якубович А.Н., Финоченко А.Г., Малаховецкий А.А. - заяв.07.12.12; опубл. 10.01.13.
11. Байрамов Р.А. Повышение эксплуатационных показателей автотракторных дизелей в условиях низких температур / Уфа: ФГОУ ВПО БГАУ. 2008г.
12. А.С. Денисов, А.Р. Асоян, Н.В. Орлов , г. Саратов, Россия. Повышение эксплуатационной надежности турбокомпрессора путем установки автономной системы смазки.
13. Денисов А.С. Эксплуатационные факторы и надежность автомобиля. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003. - 269 с.
14. Механика упругопластического разрушения. В 2 частях. Часть 1. Основы механики разрушения / В.З.Партон, Е.М.Морозов, 2008. - 352с.
15. Савельев Г.М., Лямцев Б.Ф., Аболтин Э.В. / Опыт доводки и
производства турбокомпрессоров автомобильных двигателей //
Министерство высшего и среднего специального образования СССР. Ин-т повышения квалификации руководящих работников и специалистов автомобильной промышленности. - М., 1986. - 123 с.
16. Анализ вредных факторов [Электронный ресурс] //
Информационный портал URL:
https://vuzlit.ru/147474/analiz vrednyh opasnyh proizvodstvennyh faktorov
17. Электротравмы [Электронный ресурс]. // Информационный портал URL: http://etkmdv.ru/index.php/dopinfo/1152-2014-11-19-06-12-01
18. ПДК [Электронный ресурс] // Информационный портал URL: http://centros.ru/d/235042/d/pdk-rabochih-zon.pdf
19. Вредные вещества. [Электронный ресурс] // Информационный портал URL:
https://studopedia.ru/6 133188 vrednie-veshchestva-v-vozduhe-rabochey- zoni.html
20. Патент РФ 2538376. Повышение надежности автотракторных двигателей за счет улучшения качества очистки воздуха, поступающего в цилиндры. / Авторы: Денисов Александр Сергеевич, Кулаков Александр
Тихонович , Гафаров Гаптелхак Габдрахманович, Утешев Батыр Тахирович.
21. Патент. УДК 629. 113. 003 Встроенная система диагностирования. / Авторы:Лянденбурский Владимир Владимирович Иншаков Александр Павлович, Курбаков Иван Иванович, Кувшинов Алексей Николаевич, Судьев Владимир Владимирович (г.Пенза). [Электронный ресурс] // Информационный портал URL: http: //naukovedenie.ru/PDF/114TVN415 .pdf
22. Руководство по эксплуатации АПЖ-30Д-24. [Электронный ресурс] // Информационный портал URL:
http: //www.autoterm. ru/download/re apg30.pdf
23. Перечень доработок ОАО «РИАТ». [Электронный ресурс] // Информационный портал URL: http://www.riat.ru/rus/business-lines/conversion- of-vehicles
24. Азаматов Р.А., Денисов А.С., Кулаков А.Т., Курдин П.Г / Восстановление деталей силового агрегата КАМАЗ 740.11-240.
25. Кулаков А. Т., Малаховецкий А.А., А.А.Гафиятуллин, А.А. Макушин / Руководство по ремонту турбокомпрессоров.
26. Стендовое оборудование для ТКР. [Электронный ресурс] // Информационный портал URL:
http://turbotechsnab.ru/oborudovanie-dlya-remonta-turbin
27. Официальный сайт ПАО «КАМАЗ». [Электронный ресурс] // Информационный портал URL: https://kamaz.ru/about/general-information/
28. Неисправности ТКР. [Электронный ресурс] // Информационный портал URL: https://auto.todav/bok/3430-priznaki-neispravnosti-turbinv.html
29. Устройство энергоаккумулятора. [Электронный ресурс] //
Информационный портал URL: https://auto.todav/bok/3388-princip-rabotv-
energoakkumulyatora.html
30. Тепловая подготовка автомобиля. [Электронный ресурс] // Информационный портал URL:
http://itilinvest.ru/4 Dorabotka avtomobilej pod Severnvi variant.php