Введение 3
Глава I. Современные теоретические наработки о проблемах развития прогнозирующих навыков у старших дошкольников с речевыми нарушениями 6
1.1. Понятие, этиология и виды речевых нарушений у детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Развитие познавательных и прогностических функций при нормальном
онтогенезе 9
1.3. Особенности развития прогнозирующей компетенции у старших
дошкольников с нарушениями речи 12
Выводы по Главе 1 17
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей прогнозирования у дошкольников с нарушениями речи 20
2.1. Организация и методы исследования особенностей прогнозирования у
дошкольников с нарушениями речи 20
2.2. Описание результатов особенностей прогнозирования у дошкольников с
нарушениями речи 29
Выводы по Главе II 45
Заключение 47
Список литературы 50
Приложения
Актуальность исследования. Дошкольный период — это время закладывания основ для будущей успешной учебной деятельности. Чем более развиты познавательные психические процессы к 5-6 годам, тем легче ребенку освоиться в 1 классе и тем легче происходит адаптация к новым, более сложным видам деятельности. У детей, имеющих речемыслительные и познавательные нарушения, многие психические функции сформированы недостаточно. Так, наблюдается замедление процессов анализа сенсорной информации, нарушения в логическом мышлении, зрительном и слуховом восприятии, сложности с коммуникацией. Все это создает неготовность к школьному обучению.
Именно поэтому необычайно значимой является изучение и формирование прикладных инструментов прогнозирования в работе с детьми с речевыми нарушениями в значимых областях жизнедеятельности. Прогнозирование позволяет исследовать мышление, нейрофизиологические механизмы психики, чтобы получить общую картину речевого дефекта и скорректировать процесс обучения.
Прогнозирование позволяет лучше обучать чтению, — краеугольной области жизнедеятельности человека. Дети, чье речевое развитие происходило без отклонений, не нуждаются в прогностическом обучении, так как чтение у них происходит естественно, интуитивно. У ребенка с нарушением речи догадка будет носить характер ложный, либо и вовсе окажется не сформированной. Развить прогностическое умение можно благодаря специальным методикам.
Однако, если в дефектологии уже есть ряд наработанных исследований по вопросам развития мышления умственно отсталых дошкольников, то обучение детей с речевыми отклонениями пока широтой наработок не располагает.
Вопросами подготовки старших дошкольников к обучению занимались многие исследователи: Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин и др, но все они уделяли большее внимание развитию психологической и мотивационной готовности к переходу на учебную деятельность. Кроме того, работы перечисленных исследователей касались детей с нормотипическим развитием и не охватывали такую категорию, как старшие дошкольники с речевыми нарушениями.
А потому решение проблемы прогнозирования у детей с нарушениями речи является и современным и актуальным. Актуальность усиливается еще и тем, что сам процесс чтения в будущем становится ключевым средством обучения и развития ребенка в иных областях деятельности.
Цель исследования — изучение прогнозирования у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Объект исследования — особенности прогностической (антиципационной) деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования- специфика прогнозирования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в значимых сферах жизнедеятельности.
Гипотеза исследования- предполагаем, что дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, будут иметь качественно более низкий уровень прогнозирования в сравнении с детьми с нормативным развитием.
Задачи исследования.
1. Анализ психолого-педагогических работ по проблеме прогнозирования у старших дошкольников с нарушениями устно-речевой деятельности.
2. Изучить прогностические навыки ребенка в разных сферах жизнедеятельности, составляющих пространство социализации старшего дошкольника с нормотипичным развитием.
3. Выяснить эмпирическим путем навыки прогнозирования у ребенка с речевыми нарушениями.
4. Путем сравнительного анализа выявить специфику прогнозирования у дошкольников старшего возраста с нарушениями речи в значимых сферах жизнедеятельности.
Методологические и теоретические основы исследования: научные труды ряда ученых, чьи исследования ориентированы на изучение психических состояний человека( Л.С. Волкова, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, С.Н. Шаховская, Н.Н. Трауготт, И.Т. Власенко). Вопросами подготовки старших дошкольников к обучению занимались многие исследователи: Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин. Исследования В.В.Ковалева, А.Н.Корнева, Р.И.Лалаевой, И.В.Прищеповой. Также психолого-педагогические концепции развития детей дошкольного возраста: Выготский Л. С., Леонтьев А. А., Эльконин Д.Б.
Методы исследования:
- теоретические (анализ работ в области педагогики и психологии),
- эмпирические (наблюдение, беседы с педагогами и родителями, анкетирование, тестовые задания),
- методы обработки и анализа статистических различий (описательная статистика, сравнение средних с использованием t - критерия Стьюдента).
Практическая значимость исследования:
В выпускной квалификационной работе содержаться теоретические и практические материалы, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении специфики к прогнозированию у дошкольников с речевыми нарушениями, а также в практической работе психологов и педагогов при обучении детей данной категории.
База исследования: В эксперименте участвовало 15 детей с нарушение речи и 15 детей дошкольного возраста с нормативным развитием. Эксперимент проходил в МАДОУ №240 и ДОУ №181 города Казань.
Структура работы: выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, заключение, выводы, список литературы и приложение.
Проблематика природы и механизмов процессов адаптации, коммуникации и социализации занимает важное место в концепциях ведущих психологических направлений и школ. При этом в современных исследованиях социализации все чаще именно старший дошкольный и младший школьный возраст расценивается как этап, имеющий особое значение для последующей учебной и межличностной деятельности детей. В этот период закладывается социальное «Я» ребенка, вырабатываются обязательные умения и навыки (в учебе, виртуальном общении, общении со взрослыми, навыки самоорганизации и т.д.), а складывающиеся в детском саду межличностные отношения делают старший дошкольный возраст сензитивным для процесса интеграции в новую учебную и социальную среду. В рамках нашей работы принципиальной являлась проблема взаимосвязи прогнозирования и навыков в значимых сферах жизнедеятельности, поскольку грядущее расширение круга навыков и умений и усложнение содержания значимых отношений с людьми повышает требования к предвидению последствий собственных действий и действий других людей. В ходе исследовательских задач были проанализирован потенциал коммуникативных показателей детей с нарушениями речи в рамках режимных моментов, организованной и свободной деятельности, а также были изучены прогностические особенности в когнитивной, регулятивной и рече-коммуникативной сферах.
Теоретический обзор позволил нам отразить и выявить , что проблемы прогнозирования у детей с нарушениями речи является и современным и актуальным. Актуальность усиливается еще и тем, что сам процесс чтения в будущем становится ключевым средством обучения и развития ребенка в иных областях деятельности.
По мнению Г.К. Ушакова, адекватные механизмы антиципации полностью формируются к подростковому возрасту - если возрастное развитие соответствует норме. Однако основы закладываются уже в старший дошкольный и младший школьный периоды, поэтому особенно важно сделать акцент на развитии прогностической компетенции в данный период у детей с нарушениями речи.
Хотя сама проблема вероятностного прогнозирования признается актуальной и разрабатывалась многими исследователями, тем не менее антиципационные параметры деятельности детей с нарушениями речи к настоящему времени не вошли в фокус специальных исследований.
Представленный в данной работе обзор теоретических и практических работ по проблеме речевых нарушений в старшем дошкольном возрасте позволил сформулировать рабочее определение общих нарушений речи, на которое опиралось в данном исследовании. Под нарушением речи в значимых сферах жизнедеятельности понимается такая форма речевой аномалии, для которой характерно нарушение всех компонентов речи (фонетико-фонематического, артикуляторного, лексического, грамматического), проявляющееся в виде симптомов несформированности или задержки речевого развития при сохранном слухе и интеллекте.
Полиморфная природа этиологических факторов, которые могут вызывать нарушение речи, является общепризнанной. Чаще всего это сочетание наследственных факторов и раннего повреждения мозга, либо расстройство его развития вследствие влияния внешних негативных факторов.
Для детей с нарушениями речи в значимых сферах деятельности типично, помимо речевых дефектов, нарушение внимания, памяти, в отдельных случаях мышления, общения и поведения. Однако в отличие от детей с серъезными речевыми аномалиями, дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, не демонстрируют общей моторной неловкости, незрелости эмоциональной и волевой сферы, нарушений в вырабатывании двигательных автоматизмов.
Деятельность детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте преимущественно носит характер продуктивный - это касается игр, общения, обучения.
Осознание ребенком своей речевой неполноценности в некоторых случаях приводит к вторичным невротическим отклонениям в поведении (раздражительность, замкнутость, неуверенность при общении со сверстниками), однако эти качества проявила лишь небольшая часть исследуемых детей.
Таким образом , в результате наших исследований , наша гипотеза о том, что дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, будут иметь качественно более низкий уровень прогнозирования в сравнении с детьми с нормативным развитием- подтвердилась.
Рекомендательные итоги анализа прогностических способностей детей с нарушениями речи сводятся к следующим моментам:
- выявленные особенности в прогнозировании у дошкольников с нарушениями речи позволяют утверждать значимость разработки новых эффективных инструментов, оказывающим помощь в социализации;
- необходима разработка программы формирования прогностической компетенции у детей с речевыми нарушениями в рамках как индивидуальной, так и групповой работы в детском саду;
- необходима разработка программы на формирование у дошкольников с нарушениями речи в значимых сферах жизнедеятельности адекватной стратегии прогнозирования в нетипичных ситуациях вне детского сада, а также в детском саду вне режимных и организованных моментах (то есть в моментах свободной деятельности).
В качестве инструментов групповой и индивидуальной работы рекомендуется использовать групповые обсуждения, ролевые игры с проблематизирующими ситуациями, а также развивающую обратную связь и закрепляющий навыки контроль со стороны родителей и педагогов.
1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольника. [Текст] / Алексеева М.М., Яшина В.И. М., 1999.
2. Ахметзянова, А.И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская // Интеграция образования. - 2017. - Т. 21 - № 3. - С. 489-504.
3. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан.ун-та. - 2017. - 46 с.
4. Ахметзянова, А.И. Моделирование прогностической компетент-ности как ресурса социализации младшего школьника с дефицитарным развитием [Текст]/ А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2018. - Т.11. - №1. - С.68-74.
5. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников, [Текст] практикум по психодиагностике.М. Издательство «Речь» 2005 г.
6. Беличева, С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников [Текст] / С.А. Беличева. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.
7. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход [Текст]/ С.А. Беличева. - М.: Ред.- изд.центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. - 1 11 с.
8. Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников [Текст]:М.: Просвещение 1972 г.
9. Буре, Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. [Текст] : М., 1981.
10. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. [Текст] / А.Валлон. - М.: Просвещение, 1967. - С. 91.
11. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] - М.: Педагогика, 1990. - 183 с.
12. Волкова, Л.С., Диагностика готовности к школьному обучению детей с
речевой патологией [Текст]: Волкова Л.С., Исмаилова С.Р Дети с
проблемами в развитии.- 2004.-№ 1.Генезис сенсорных способностей. Под ред. Л. А. Венгера. М., «Педагогика», 1976.
13. Гаврилюк, Н.П. Формирование волевых качеств младшего школьника как условие его развития и успешности в обучении [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук / Н.П. Гаврилюк. - Спб., 2006. - 18 с.
14. Гезелл, А. Педология раннего возраста[Текст] /А.Гезелл. - М.: Л.: Гос. учебно-пед. изд-во, 1972. - 142 с.
15. Гуменная, Г.С. Характеристика металингвистической готовности к обучению дошкольников с недоразвитием речи. [Текст]: Практическая психология и логопедия. Под ред. И.В. Прищепова. - 2007.
16. Денисова, О.А. Проблемные пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/ О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Н.В. Голицина // Вестник Череповецкого государственного университета - 2012. - № 4. - Т. 3. - С.97-101. 35.
17. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение [Текст]: / Э. Дюркгейм. - М.: Канон, 1995. - 352 с.
18. Журавлев, Г.Е. Психология и математика [Текст]/ Г.Е. Журавлев, Ю.М.Забродин, В.Ю. Крылов. - Москва: Наука, 1976. - 296 с.
19. Закирова, В.Г. Социализация младшего школьника как педагогическая
проблема [Текст]/ В.Г. Закирова, Л.А. Камалова // Международная научно-практическая конференция «Начальная школа сегодня: проблемы социализации». - Казань: КФУ, 2014. - С.4-11.
20. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: [Текст]: Пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1985.
21. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности[Текст] / О.А.Конопкин. - М.: Наука. - 1980. - 254 с.
22. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст]: / И.А. Коробейников. - М.: ПЕРСЭ, 2002. - 192 с.
23. Карелина, И.О. Проблемы эмоционального развития детей в современной зарубежной психологии [Текст] / И.О. Карелина // Вопросы психологии. - 2012. - № 3 (56) . - С. 94
24. Крюкова, С.В., Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие [Текст] / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник - М.: Генезис, 2002.
25. Ларин, А.Н. Социализация младших школьников как научнопедагогическая проблема /[Текст]: А.Н.Ларин // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 3 (061). - С. 199-204.
26. Левин, К. Динамическая психология [Текст]: / К. Левин. - М.: Смысл, 2001. - 572 с.
27. Левитов, Н.Д. Определение психического состояния [Текст] / Н.Д. Левитов // Психология состояний. Хрестоматия / под ред.проф. А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. - С. 31-34
28. Лукьянова, М.И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя [Текст]: учеб. для вузов / М. И. Лукьянова. - Кострома.: Наука, 2001. - 242 с.
29. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. [Текст]: М. «Просвещение», 1992.
30. Ничипоренко, Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст]: / Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич // Психологический журнал. 2006. - №5. - С.50-59.
31. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). [Текст]: -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
32. Орфинская, В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. Развитие мышления и речи у аномальных детей. [Текст]: Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л., 1963.
33. Особенности, организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья /[Текст]: / Учебно-методический комплект для руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных организаций. URL: http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/ professionalnoeobrazovanie/ 7-06 (дата обращения: 04.04.2018).
34. Пазухина, С.В. Закономерности формирования ценностного отношения будущих педагогов к личности ребенка с ослабленным здоровьем в условиях антропологического подхода: монография [Текст]: / С.В. Пазухина, Е.В. Панферова, С.А. Черкасова. - Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 330 с.
35. Пантелеева, Л. А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями. [Текст]: Логопед 2004 №4, с.61.
36. Парсонс, Т. Общетеоретические проблемы социологии / [Текст]: Т. Парсонс. - М.: Прогресс, 1965. - С.25-67.
37. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника. [Текст]: М., «Педагогика», 1977.
38. Самохвалова, А.Г. Структурно-динамическая концепция затрудненного общения в онтогенезе ребенка [Текст]: учеб. для вузов / А.Г. Самохвалова. - Кострома.: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, 2015. - 145с.
39. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]: учеб. для вузов / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.
40. Соколова, В.А. Формирование социальных норм и эмоциональных понятий у людей с расстройствами аутистического спектра [Текст]: учеб для вузов / В.А. Соколова. - СПб.: Речь, 2017. - 359 с.
41. Сороко, Е.Н. Исследование прогностической способности как составляющей социально-адаптационных возможностей младших школьников с расстройствами аутистического спектра [Текст]: учеб.- метод, пособие / Е. Н. Сороко, И. В. Кротова, А. Д. Минакова. - М.: Дрофа, 2018. - 179 с.
42. Социализация детей с ограниченными возможностями в условиях интегративного и инклюзивного образования: из опыта работы участников федеральной стажировочной площадки: Сборник материалов электронной конференции / Под. Ред. Г. П. Шереметовой, Я. Ю. Мостовской. - Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2015. - 210 с.
43. Тощенко, Ж.П. Социология [Текст]: учеб. для вузов / Ж.П. Тощенко. - М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 511 с.
44. Ульянова, Э.Э. Формирование эмоциональной составляющей поведения детей 4-6 лет в микрострессовых ситуациях в ДОУ на основе копинг-стратегий [Текст]: учеб. - метод, пособие / Э.Э. Ульянова. - Казань.: Казан.ун-та, 2007. - 200 с.
45. Чернего, Т.А. Формирование социальной компетенции у детей с расстройствами аутистического спектра путем включения их в психологопедагогические проекты [Текст]: учеб для вузов / Т.А. Чернего. - Бийск.: Витебск, 2017. - 225 с.
46. Чеснокова, О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей [Текст]: учеб. - метод, пособие / О.Б. Чеснокова. - СПб.: Вопросы психологии, 2005. - 245 с.
47. Шинина, Т.В. Особенности развития процесса социализации детей 5-10 лет: [Текст]: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. канд. психол. наук / Т.В. Шинина. - Москва, 2006. - 180 с.
48. Шорохова, О.И. Личностные особенности педагогов как фак-тор успешной социализации дошкольников[Текст]:: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / О.И. Шорохова. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. - 22 с.
49. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст]: / Э Эриксон. - СПб: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга». - 1996. - 592 с.
50. Яремчук, Е.И. Формирование социальной компетентности у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации [Текст]: учеб. для вузов / Е.И. Яремчук. - Пермь.: Луч, 2018. - 222 с.