Введение 3
1. Теоретические аспекты развития событийного туризма в мире 6
1.1. Основные понятия и история развития событийного туризма 6
1.2. Характеристика мирового событийного туризма 20
2. Исследование состояния событийного туризма в Испании 28
2.1. Общая характеристика событийных мероприятий в Испании 28
2.2. Анализ основных событийных мероприятий в Испании 39
2.3. Проблемы развития событийного туризма в Испании 49
3. Перспективы развития событийного туризма в Испании 55
3.1. Разработка фестиваля карет в Испании 55
3.2. Расчет экономической эффективности фестиваля карет 66
Заключение 75
Список использованных источников
Туризм предстает как одна из самых важных отраслей во многих странах мира. Этот сектор приносит экономике огромную прибыль. Туристская сфера является одним из двигателей экономики в довольно большом количестве государств. В таких странах туризм является такой же важной отраслью как сельское хозяйство, промышленное производство, здравоохранение, образование и так далее. Также туризм имеет большое значение в предоставлении работы для населения.
Привлечение людей в какой-либо туристский объект может происходить искусственным способом. Например, страны мира стремятся развивать событийный туризм, организовывая массовые, а также культурные мероприятия.
В настоящее время в мире отчетливо прослеживается тенденция растущей популярности событийного туризма, несмотря на то, что большинство туристов в недостаточной степени владеют информацией о его существовании. Даже самый поверхностный анализ спроса на туристском рынке наглядно демонстрирует, что сегодня растет интерес к фестивальным, событийным мероприятиям, способных дать туристам больше эмоций и впечатлений, чем просто пляжный турист, даже дополненный разнообразной экскурсионной программой.
Данная выпускная квалификационная работа призвана подробно осветить вопрос - что же такое событийный туризм? Какие из событий, происходящих в мире, способны заинтересовать туристов и каковы принципы организации событийных мероприятий.
Событийный туризм - это организация туров, целью которых является посещение того или иного мероприятия или события, как делового, так и развлекательного характера. Этот вид туризма в настоящее время является перспективным, и развивается он стремительными темпами. Событийный туризм появился не так давно. К нему можно отнести различные туры, которые включают в себя и туризм с целью отдыха, и возможность принять участие в
таких ярких событиях нашей планеты как гонки Формула-1 и футбольные матчи, спортивные чемпионаты, Олимпиады, концерты популярных певцов и музыкальных групп, необычные карнавалы и фестивали, различные конкурсы красоты и показы мод, выставки.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что при существовании в мировом туристском пространстве огромного множества городов с культурным, природным и историческим потенциалом, большая часть туристских ресурсов этих местностей остается маловостребованной. В силу недостаточного развития туриндустрии или невозможности формирования и дальнейшей реализации турпродукта в соответствии с субъективными факторами и объективными причинами. Поэтому в настоящий момент как никогда актуальна необходимость организации событийных мероприятий.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе выступает событийный туризм.
Предмет исследования в работе - фестиваль карет в Испании.
Целью выпускной квалификационной работы выступает разработка фестиваля карет как перспективного направления развития событийного туризма в Испании.
Для достижения этой цели предстояло решить ряд задач, встающих перед нами в данном исследовании, а именно:
• уточнить основные понятия событийного туризма и историю его развития;
• рассмотреть состояние событийного туризма в мире;
• провести анализ основных событийных мероприятий в Испании;
• оценить перспективы развития событийного туризма в Испании;
• разработать новое мероприятие «фестиваль карет» в Испании.
Научно-методологическую базу исследования составили нормативно -
правовые акты, регулирующие туристическую деятельность, результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по тематике выпускной квалификационной работы, статистические данные Городского Совета
Барселоны, материалы периодических изданий и интернет-ресурсы.
Предполагается, что, выявив основные проблемы и перспективы развития событийного туризма, появится возможность разработать новое событийное мероприятие «фестиваль карет» в Испании.
Методами исследования являются аналитический обзор рынка, мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, сравнительный и статистический виды анализа.
Теоретическая значимость работы заключается в дополнении и расширении разделов о туристской деятельности, в части касающейся событийного туризма Испании.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для организации событийных мероприятий.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.
Несмотря на молодость событийного туризма как сектора современной туристской отрасли, корни этого явления уходят вглубь веков. Некоторые обычаи и традиции еще в прошлые века привлекали в какое-либо место огромную массу людей. Такие обычаи, традиции, обряды, мирские и церковные празднества, коронования, а также необычные природные явления, вызывающие перемещения большого количества людей, существуют и сегодня.
Глобальный рост и развитие туризма во всем мире оказывает большое влияние на содержание и организацию событийных мероприятий для целей туризма.
Образование нового вида туризма потребовало создания собственных понятийного аппарата и методологической базы. В дипломной работе на основе анализа источников и литературы представлен обзор терминов и определений, связанных с этим явлением, указаны различные подходы авторов к описанию событийного туризма.
В работе рассмотрены факторы, влияющие на туристскую активность, а также различные принципы классификации событий: по целевой аудитории, концепции событий и их организации, по масштабу мероприятий и функциональной направленности, по длительности мероприятий, регулярности и частоте.
Одним из направлений событийных мероприятий являются карнавальные и фестивальные события, история которых восходит к веницианским и бразильским карнавальным мероприятиям.
Событие - то, что имеет место, происходит, наступает в произвольной точке пространства и времени; значительное происшествие, явление или иная деятельность как факт общественной жизни. Исходя из этого, применительно к региональному туризму мы даем определение событийного мероприятия для регионального туризма: «Событийный туризм - вид туризма, связанный с посещением значительного эмоционального и зрелищного мероприятия,имеющего важное значение для целей регионального туризма».
Анализ истории фестивальных мероприятий Испании позволил нам выделить несколько наиболее популярных мероприятий в Испании: карнавал на острове Тенерифе, Севильская ярмарка, музыкальный фестиваль в городе Гранада, Томатина, день святого Иоанна Крестителя в Каталонии, Греческий фестиваль, фестиваль Грасия.
Помимо теоретической части при написании выпускной квалификационной работы была выполнена и практическая часть, в которой были разработаны подробные мероприятия по формированию, продвижению и реализации событийного мероприятия.
В частности, был разработан фестиваль карет в испанском городе Барселона, а также произведен расчет экономической эффективности и SWOT- анализ мероприятия.
Разработка таких фестивалей, где максимально будут сочетаться посещение события и знакомство с культурными ценностями города - это весьма перспективное поле для туристической деятельности. Это позволит разнообразить рынок туризма и расширить горизонты путешествий для туристов.
Успех проектируемого мероприятия будет зависеть от того, насколько будет прорекламирована данная услуга, организована и реализована, насколько оно будет имиджевым не только для конкурентного организатора, но и для региона в целом. В нашем проекте мы предполагаем, что хорошо организованное мероприятие, уровень сервиса будут способствовать привлечению туристов и способствовать развитию регионального туризма.
Все поставленные цели и задачи к написанию данной выпускной квалификационной работы были выполнены.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (принят Г Д ФС РФ 04.10.1996)
Книги, монографии
2. Будадариева К.Б. Уральский государственный экономический университет. Туризм как часть внешнеэкономической деятельности Испании. Екатеринбург, 2017. - 142 с.
3. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 252 с.
4. Бутко, И.И. Туристический бизнес: основы организации / И.И. Бутко, Е. А. Ситников, Д. С. Ушаков. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 384 с.
5. Даниленко Н.Н, Рубцова Н.В. Туризм и устойчивое развитие региона: социальный и институциональный аспекты: монография. Иркутск, изд- во БГУЭП, 2015. - 158 с.
6. Донских, С.В. Событийный туризм: учеб.-метод. пособие / С. В. Донских. - Минск : РИПО, 2015. - 112 с.
7. Лакомов, Е. Ф. Повышение конкурентоспособности регионов России на основе развития услуг по событийному туризму : автореф. дис. ... канд. экон. наук / E. Ф. Лакомов. - М., 2017. - 28 с.
8. Ларионова М. В., Хенкин С. М. Ибероамериканские тетради. Вып. 1 (11) / Гл. редактор А.А. Орлов, отв. редакторы выпуска.. - М.: ИМИ МГИМО МИД России, 2016. - 146 с.
9. Москвин А.Г. Барселона и вся Каталония / М. : Вече, 2016. - 288 с.
10. Сара Эндрюс. Каталония : Путеводитель. - 2-е изд., перераб. и доп. - с англ. Т.Новиковой. - М.; «Издательство ФАИР», 2015. - 192 с.
11. Туризм к 2030. Global Обзор. Всемирная Туристская Организация (ЮНВТО). - Мадрид, Испания, 2017. - 143 с.
12. Ускова Т.В. Социально-экономический ресурс туризма: монография / Т.В. Ускова, Л.В. Дубиничева, В.С. Орлова. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. — 182 с.
13. Фестиваль. Особенности его организации и проведения. ОМО управления культуры и молодежной политики администрации Грайворонского района. Методическое пособие. 2017. - 15 с.
14. Шарафанова, Е. Е. Спортивно-событийный туризм и развитие территорий: монография / Е. Е. Шарафанова, Е. В. Печерица, А. М. Житлов. - СПб. : изд-во СПбГиЭУ, 2016. - 155 с.
15. Bases for the implementation of tourist marketing for a sustainable destination: the case of Barcelona. Marketing criteria for a sustainable destination. Tourism 2020 Strategic Plan, 2017. - 8 с.
16. Bullfighting in Spain. IPSOS. - UK, 2016. - 2 с.
17. Lojo A. Chinese tourism in Spain: an analysis of the tourism product, attractions and itineraries offered by Chinese travel agencies / A. Lojo. — Universitat Autonoma de Barcelona. 2016. — 26 p
18. The Problems of Tourist Sustainability in Cultural Cities: Socio-Political Perceptions and Interests Management. Sustainability. Spain. 2018. - 30 p.
Печатная периодика
19. Артюх Д., Колупанова И.А. Событийный туризм в России и за рубежом // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2016. - № 7. - 15-19 с.
20. Астафьева О.А. Сглаживание колебаний спроса в гостиничном бизнесе // В сборнике: XXX Международные Плехановские чтения Сборник статей аспирантов и молодых ученых. 2017. - 77 - 79 с.
21. Богданов Д.Ю. Специфика событийного туризма в России на примере фестиваля «Железный Град» // Современные научные исследования и инновации. 2016. - 5 с.
22. Власова, Т. И. Событийный туризм - эффективный антикризисный инструмент привлечения туристских потоков в регион / Т. И. Власова, А. В. Алейников // Вестник НАТ. - 2015. - № 1. - С. 38-40.
23. Грушин М. Ю. Анализ развития событийного туризма в России, его функции, пути повышения эффективности событийных мероприятий // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 2. С. 139-145
24. Долженко, Г. П. Событийный туризм в Западной Европе и возможности его развития в России / Г. П. Долженко, А. В. Шмыткова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2017. - № 6. - С. 116-119
25. Захаров А.Н., Инструменты региональной политики Испании // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - №12. С. 33-42
26. Казарина А.С., Лебедева Т.Е. Событийный туризм как актуальное направление туризма // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации Нижний Новгород, 2015. С. 13-16.
27. Киреева, Ю. А. Событийный туризм как новое направление на современном туристском рынке / Ю. А. Киреева // Научный вестник МГИИТ. - 2016. - № 6. - С. 16-21.
28. Клейман А.А., Современные тренды развития событийного туризма и ивент-менеджмента, Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права, 2016. — 121 с.
29. Коноплянко, М. Н., Доронина, Н. Н., Шопина, А. В. Культурное наследие города Белгорода как фактор развития внутреннего туризма / М. Н. Коноплянко, Н. Н. Доронина, А. В. Шопина // Развитие индустрии туризма и гостеприимства в контексте трансграничного сотрудничества: материалы международной научнопрактической конференции (г. Белгород, 26-28 марта 2015 г.) / отв. ред. О. К. Слинкова. Белгород: ООО «ЭПИЦЕНТР», 2015. - 156162 с.
30. Мельникова А.А. Научная палитра. - 2018. № 2 (20). - 15 с.
31. Радюк А.Ю. Глубокий и символический смысл корриды как неотъемлемая часть испанской культуры / А.Ю. Радюк // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 14 / сост. С.В. Анцух; под общ. ред. В.Г. Шадурского. Минск: Четыре четверти. 2015. - 254 с.
32. Романова И.А., Анисимова В.В., Рововая Т.А. Событийный туризм как перспективное направление интеграции России в мировой туристский рынок // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. - 2015. Т.1. №1. - 415-419 с.
33. Суслова, И.А. Событийный туризм: тенденции регионального развития / И.А. Суслова, Л.С. Морозова. - Сервис в России и за рубежом. - 2016. - № 1. - 94-104 с.
34. Фадеева И. А. Угроза экономического кризиса в Испании — следствие сепаратистских движений в Каталонии // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1 (46). - 279-284 с.
35. Фролова Ю. Н. Проблема самоопределения Каталонии: позиция Испании и ЕС // Мировая политика. 2017. № 3. - 75-81 с.
36. Хенкин С. М. Сепаратизм против государства: случай Каталонии // Полис. Политические исследования. 2018. № 3. - 166-175 с.
37. Шонин Н. Е., Коновалова Е. А. Международно-правовые проблемы сложных государств в современном мире // Евразийский юридический журнал. 2018. № 6(121). - 19-21 с.
38. Шпилько С.П. События к событийному туризму / С.П. Шпилько // Вестник НАТ. — 2015. — № 1. — 13—18 с.
39. Beletskaya E.A. Specifics of the event of tourism in Russia and foreign countries: current stage // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - Т.2, №2, 2016. - 110-117 с.
40. Getz D. Event tourism: Definition, evolution, and research // Tourism Management. 2015. № 29.
41. Muro D., Vlaskamp M. C. How do prospects of EU membership influence support for secession? A survey experiment in Catalonia and Scotland // West European politics. 2016. Vol. 39. Рр. 1115-1138
42. Thomas O., Hermes B., Loos P. Reference model-based event management // International Journal of Event Management Research. № 1. Volume 4. 2017. - 105 с.
Электронные ресурсы
43. Официальный сайт Forbes [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/
44. Официальный сайт фестиваля Грасия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.festamajordegracia.cat
45. Официальный сайт Городского совета Барселоны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ajuntament.barcelona.cat
46. Туристский портал Culture Trip [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://theculturetrip.com
47. Туристический портал Exceltur [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.exceltur.org/
48. Туристский портал ForwardKeys [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://forwardkeys.com
49. Электронный журнал The Spectator [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.spectator.co.uk
50. Электронный журнал The Local es [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.thelocal.es
51. Index Results—The Travel & Tourism Competitiveness Index Ranking 2015 // World Economic Forum, 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2015/index- results-the-travel-tourism-competitiveness-index-ranking-2015/
52. UNWTO Tourism Highlights, 2016 Edition // World Tourism Organization, 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e- unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284418145