Введение 3
Глава 1. Теоретико - методологические основания формирования
лингвистической компетенции у учащихся 5 - 6 - х классов 11
1.1 Формирование лингвистической компетенции у учащихся 5 - 6
классов 11
1.2 Методологические подходы к изучению словообразования 19
1.3 Методики изучения словообразования в школе в средних классах.... 23
Глава 2. Развитие навыков словообразования у обучающихся в 5 - 6 - х классах 36
2.1 Педагогические условия формирования лингвистической
компетенции 36
2.2 Разработка программы факультативного курса по изучению
словообразования для учащихся 5 - 6 - х классов 45
2.3 Опытно - экспериментальная проверка факультативного курса по
русскому языку 54
Заключение 64
Список литературы 67
Приложение 1. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности
В выпускной квалификационной работе магистранта мы затрагиваем одну из проблем современного русского языка и методики преподавания - проблему формирования лингвистической компетенции учащихся в процессе изучения словообразования в 5 - 6-х классах. Стоит отметить, что исследования в данной области изучения методики преподавания русского языка являются актуальными, и постоянное обращение к данной теме подтверждает неисчерпанность решений в этой сфере.
Словообразование является сквозной темой школьной программы и последовательно изучается на всех этапах обучения русскому языку. К вопросам словообразования учащиеся обращаются при изучении различных разделов грамматики и лексики, поэтому работа по словообразованию обеспечит учащимся возможность глубже овладеть и лексикой, и грамматикой. В.В. Виноградов писал: «... словообразование занимает своеобразное место в ряду лингвистических дисциплин, будучи тесно связано с лексикологией - наукой о словарном составе языка - и в то же время во многих отношениях сближается с грамматикой, с изучением формообразования и даже с синтаксисом словосочетания» [Виноградов 1975: 68].
Данное утверждение мы считаем актуальным и в рамках нашего исследования, так как основной его задачей является выявление закономерностей развития навыков словообразования.
Актуальность выпускной работы заключается в необходимости проведения в школах систематической работы по изучению морфемики и словообразования. Применение при изучении данных разделов языкознания новых инновационных подходов очень важно для преподавания русского языка. С этой целью необходимо осуществлять подбор определённых адаптированных текстов, а также использовать соответствующую методику их внедрения. Это имеет особую ценность для педагогической науки и практики в целом, в связи с постоянным обращением ученых к изучению текста в функциональном и стилистическом аспектах, анализу языковых конструкций самого разнообразного значения, отражающих языковую картину миру всего народа.
Кроме того, пристальное внимание к изучению данного аспекта педагогического процесса позволит существенно поднять качество образовательного процесса в области русского языка вообще и конкретного учебного заведения в частности (в качестве примера мы рассматривали работу муниципального бюджетного образовательного учреждения Лицей №83 - Центр образования).
Детальное изучение вопросов истории и этимологии языка будет способствовать развитию лингвистического чутья и интереса к языковым процессам отдельного обучающегося.
В результате анализа литературу по данной проблеме было выявлено, что основы разработки содержания лингвистической компетенции были заложены еще в XIX веке в работах А.Д. Алфёрова, Ф.И.Буслаева, В.И. Водовозова, В.А. Добромыслова, В.А. Малаховского, Н.С. Позднякова, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского, Ф.Ф. Фортунатова, В.И.Чернышева, А.А. Шахматова и других, но и сейчас вопросы аспектов, методов и приемов развития лингвистической компетенции продолжают рассматриваться в работах Е.Д. Божович, И.Л. Бим, Е.А. Быстровой, Г.В. Клименко, В.Г. Костомарова, Л.В. Черепановой и других. Однако при этом, на наш взгляд, по данной проблеме представлено недостаточное количество научных исследований, имеющих практическую направленность. Есть работы, которые занимаются рассмотрением вопроса формирования лингвистической компетенции в 5 - 6-х классах при изучении фонетики (Д.С. Карасева). При изучении литературных источников, в которых исследуется данная проблема, было обнаружено, что большинство идей и предложений находится в стадии обсуждения и поиска путей их методического воплощения.
Были отмечены неоднократные попытки дать определение лингвистической компетенции, кроме того разделить лингвистическую и языковую компетенции.
Нами не было найдено достаточного освещения вопроса, отражающего практические методические рекомендации для уроков русского языка или вопроса разработки программы факультативного курса с учетом формирования данной компетенции.
Изучение научной литературы, современного состояния образовательных программ позволило выявить в данной проблеме определенные противоречия между предъявляемыми в современном мире требованиями к овладению рядом определенных компетенций учащимися и ситуацией, которая имеется в педагогической практике на сегодняшний день. Так, нами было отмечено, что при наличии достаточного количества статей и диссертаций нет исследований по внедрению программы по решению данной проблемы. Исследования в данной области больше носят теоретический характер, к тому же до конца не разработаны.
Проблема исследования: каковы эффективные педагогические условия формирования лингвистической компетенции учащихся 5-6-х классов при изучении словообразования.
Гипотеза исследования: процесс формирования лингвистической компетенции учащихся 5-6-х классов при изучении словообразования будет эффективным, если педагогическими условиями формирования будут:
• разработка и внедрение факультативного курса «В поисках истории слова», направленного на формирование и развитие навыков словообразования у учащихся 5 -6- х классов, способствующего повышению интереса к языку у учащихся, воспитывающего лингвистическое чутье;
• учет особых методических рекомендация по реализации факультативного курса для учащихся 5 - 6 х классов по формированию лингвистической компетенции при изучении словообразования, а именно четко прописанный алгоритм учебных действий, строго ранжированные по степени сложности задания, учитывающие индивидуальные особенности учащихся; исторические и этимологические справки языковых единиц и др.
• использования системы форм работы с обучающимися, основывающейся на творческой и самостоятельной работе.
Объектом исследования является формирование лингвистической компетенции при изучении словообразования и словоизменения в 5 - 6 - х классах.
Предметом нашего исследования стали педагогические условия формирования лингвистической компетенции у учащихся 5 - 6 - х классов при изучении словообразования.
Цель исследования: определить педагогические условия формирования лингвистической компетенции, разработать и внедрить программу факультативного курса, направленного на формирование лингвистической компетенции при изучении словообразования учащихся 5 - 6 - х классов.
Для достижения цели исследования и проверке гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) изучить лингвистическую и методологическую литературу по заявленной теме и раскрыть сущность понятия лингвистическая компетенции учащегося 5 — 6 класса;
2) проанализировать учебники по основным учебным программам, выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования лингвистической компетенции при изучении словообразования у учащихся
5-6 -х классов;
3) разработать и внедрить факультативный курс для учащихся 5 - 6 - х классов по углубленному изучению словообразования с целью формирования лингвистической компетенции.
Теоретико-методологической основой исследования являлись исследования в области теории языка Н.Д. Арутюновой, В.В. Дементьева, Т.В. Шмелевой и др.; исследования с позиции педагогики и психологии В.В. Давыдова и А.Н. Леонтьева; исследования на стыке лингвистики и дидактики В.И. Капинос, Е. А. Быстровой, С.И. Львовой, Н.М. Шанского.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой были использованы следующие методы: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, педагогическая беседа, анкетирование, изучение и анализ документации (учебная программа, Профстандар, ФГОС, методические рекомендации к программе), изучение и анализ деятельности испытуемых (уровень знаний, умений и навыков по словообразованию и словоизменению), изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатируюший, формирующий, контрольный), количественная и качественная обработка результатов фактического материала.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования. Методика изучения морфологии на уроках русского языка (Г.Ф. Гаврилова, В.Г. Озерская), методика изучения морфологических знаний и формирование морфологических умений и навыков.
Проведена опытно-экспериментальной работа в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей № 83-Центр образования» Приволжского района г. Казани.
Новизна магистерской диссертации заключается в том, что в работе предложен для рассмотрения подход к словообразованию, анализирующий слово не только со стороны структуры, но и с точки зрения знаний и опыта истории, позволяющий учащимся прийти к пониманию того, что словообразование - сложный и многогранный процесс, отражающий языковые процессы с разных точек зрений и на разных этапах его развития. Разработан и внедрен факультативный курс по русскому языку для учащихся 5 - 6 классов по углубленному изучению словообразования, который позволит учащимся рассматривать процесс словообразования как передачу индивидуального и культурного опыта, как процесс осмысления действительности и процессов языка, что в свою очередь влияет на формирование языковой картины мира говорящего.
Предложены педагогические условия эффективного формирования лингвистической компетенции, имеющей коммуникативную направленность и формирующей основные компетенции, в рамках изучения разделов словообразования и словоизменения в 5-6-х классах, такие как самостоятельная и творческая работа, проектная деятельность, которая позволит учащимся производить анализ, научиться осуществлять рефлексию. Кроме того это проведение анализа языковых единиц учащимися, что формирует языковое чутье и развивает спонтанную осознанную речь. Основательное изучение словообразования также позволяет развивать когнитивные способности при постоянном обращении к внутренней структуре и смысловым частям слова.
Проведен анализ школьных учебников по русскому языку для 5 - 6 - х классов (Т.А Ладыженской или М.М. Разумовской), которые в целом, соответствуют образовательному стандарту основного общего образования по русскому языку, однако полностью не решают заявленную нами проблему. Все вышеперечисленное обуславливает новизну предпринятого исследования.
Ценность данной работы с точки зрения теоретической значимости исследования заключается в том, что в ней выявлено и обосновано определение лингвистической компетенции, представляющей собой результат осмысления речевого опыта учащимися, включающей в себя знание основ науки о русском языке, предполагающей усвоение комплекса
лингвистических понятий и формирующей представление об устройстве русского языка, об его изменениях, о роли языка в жизни общества и человека. Усвоение этих сведений помогают воспитывать постоянный устойчивый интерес к предмету, чувства уважения и любви к русскому языку. Наконец, лингвистическая компетенция включает в себя и элементы истории науки о русском языке, о ее выдающихся представителях.
Систематизированы полученные материалы по проведенному анализу учебных программ Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Н.М. Шанского и М.М. Разумовской.
Практическая значимость исследования данной работы заключается в разработке факультативного курса, который позволяет начать развивать у учащихся лингвистическое чутье и формировать любовь к языку, начиная со средней школы и экспериментальном подтверждении его эффективности. Данный курс найдет свое применение в общеобразовательных школах и учреждениях с профильным образованием. А также в определении педагогических условий эффективного формирования лингвистической компетенции у учащихся. Педагогические условия могут быть учтены как во внеурочной деятельности. Так и во время подготовки и проведения уроков русского языка в 5 - 6 - х классах. Материалы могут быть использованы также при изучение грамматики, морфологии, лексики и синтаксиса.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования формирования лингвистической компетенции, адекватностью применённых методов исследования, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов нашего исследования проводилась в рамках выступлений с докладами и научными сообщениями на конференциях, семинарах, защитах педагогической практики, участия в Конкурсах научных работ студентов, аспирантов и молодых ученых РТ, а также внедрения методических рекомендаций в учебный процесс муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 83 - центр образования». Результаты исследований были представлены на ежегодных студенческих конференциях, по результатам работы секции в 2018 году было присвоено первое место и право публикации статьи.
Апробации магистерской выпускной работы производилась также в опубликованных статьях в период обучения в магистратуре по профилю «Педагогическое образование». Выступление на кафедре гуманитарного цикла в МБОУ «Лицей № 83 - Центр образования» с результатами своего проведенного эксперимента и выводами по проведенному исследованию в рамках итогового годового педагогического собрания.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 62 источника.
Общий объем работы составляет 89 страниц, в которой содержания исследования изложено на 71 странице.
В работе представлено 1 приложение.
Знание морфемного состава и основных способов словообразования помогает осуществить практическую, коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутье школьников. Кроме этого, в процессе изучения словообразования формируется интерес школьников к урокам русского языка, к строению слова, изменению его значения.
Выдающийся лингвист и методист ХХ века В. И. Чернышев писал: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным». Задача школы ХХ! века - ликвидировать этот пробел.
Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Каждый культурный человек должен быть знаком с разноаспектными словарями и справочниками по русскому языку и уметь ими пользоваться во всех сомнительных случаях. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания, умеющих анализировать. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. То есть, компетенция - это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности. В рамках уроков русского языка определяющей уровень освоения школьной программы становится лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений, умение понимать сущность языковых процессов.
В настоящей работе рассматривается процесс формирования лингвистической компетенции у учащихся 5 - 6 - х классов через изучение разделов словообразования и словоизменения с применением адаптированных под индивидуальные особенности учащихся упражнения и задания, работу с текстом, тесты и проектную работу.
Констатирующий эксперимент показал, что большинство учащихся имеют низкий (начальный) уровень сформированности лингвистической компетенции, что является следствием недостаточного внимания к данной проблеме в условиях современного педагогического процесса. Следовательно это область представляет значительный интерес для исследования.
Экспериментальная работа показала, что выявление эффективных педагогических условий обеспечивает комплексную работу, которая позволяет значительно эффективнее повысить результаты учащихся. Внедрение в учебный процесс факультативного курса, который является одним из педагогических условий, позволяет расширить возможности учителя, повысить интерес к предмету учащихся.
Сравнение данных, полученных на начальном и заключительном этапах экспериментальной работы, выявило положительную динамику и подтвердило предположение о том, что реализация факультативного курса является эффективным педагогическим условием по формированию лингвострановедческой компетенции
Итак, работа по изучению словообразовательных понятий должна вестись систематически, так как она не стоит особняком в процессе обучения, а самым тесным образом связана с формированием грамматических, лексических и орфографических умений. В основу этих умений постепенно закладывается такой взгляд на слово, который открывает возможность по отдельной морфеме определять важную информацию о слове, формирует умение соотносить конкретное слово с той словообразовательной моделью, по которой оно образовано; учит правильно действовать при выборе написания: значение слова - его - строение - написание. Эти знания и связанные с ними умения станут основой в дальнейшей работе.
К перспективам нашего исследования можно отнести разработку дальнейших рекомендаций для учащихся старших классов, совершенствование диагностики сформированности лингвистической компетентности, разработку контрольно- измерительных материалов.
1. Андреева Л.С. Вопросы русского словообразования в трудах
B. А.Богородицкого // РЯШ. - 2007. - №2. - С.83-88.
2. Арутюнова, Н. Д. О понятии системы словообразования / Н. Д. Арутюнова // Филологические науки. - 1960. - №2. - C. 6-9.
3. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов Текст. / О. С. Ахманова. - М. : Совет, энцикл., 1996. 608 с.
4. Виноградов В.В. Избр. Труды. - М., 1975. - С. 220.
5. Баранова Т.М. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Русский язык в школе. - 1993. - №3. - С.36 - 38.
6. Белошапкова В.А. Современный русский язык. -М..1981, Раздел 4, глава 3, стр.258-289.
7. Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании Электронный ресурс. / А. Г. Бермус // Эйдос :
Интернет-журн. Эйдос, 1998-2009. - 2005. - 10 сент. - Режим доступа: http//eidos .ru/j ournal/htm.
8. Библер, В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) Текст. / В.
C. Библер // Вопросы философии. № 6. - 1989. - С. 39-42.
9. Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / Под ред. В. М. Мокиенко. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 2005. - 926 с.
10. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода Текст. /
И. В. Блауберг, В. Н. Садовский. М.: Наука, 1976. - 270 с.
11. Бодуен де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. В 2х т.- М., 1963. Т.2. - С.182Божович Е.Д. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению // Русский язык. - 2002. - №3. - С. 11 - 15.
12. Божович, Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы Текст. / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. — 1997. -№ 1. С. 3334.
13. Большая российская энциклопедия - (Издательство БРЭ) Том 15 - ISBN 978-5 -85270 -346-0. - 2010.- 767 с.
14. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. - 2003. - №1.
- С. 35 - 40.
15. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. - М.: Логос, 2001. - 291 с.
16. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. - М., 1972. - С. 56-60.
17. Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии (на материале русского и родного языков)// Избранные труды. Исследования по русской грамматике. -М., 1975.
18. Винокур ГО. Заметки по русскому словообразованию// Избранные труды по русскому языку. -М., 1959.
19. Гаврилова Г.Ф. Изучение грамматики русского языка в школе. - Р. На Дону, 2007.
20. Гаврилова Г.Ф. Проблемные вопросы и ситуации при изучении грамматики// РЯШ. - 1991.- № 2.
21. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии Текст. : учеб. пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. — 2-е изд. М. : Моск. психол.-социал. инт, 2005. - 399 с.
22. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык: пунктуация и орфография. -
23. Давыдов, В. В. Лекции по общей психологии Текст. : учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Давыдов. -М. : Academia, 2005. 170 с.
24. Докукина М.А. Использование компьютерных программ при изучении морфемики. - РЯШ. - 2005. - №6.-С.26.
25. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. В 12 т. Т. 5 / В. И. Даль. М.: Мир книги, 2002. - 365 с.
26. Дукачева Л.А. Этимология в факультативном курсе русского языка. // Материалы Международной научно-методической конференции «Русский язык: вопросы теории и инновационные методы преподавания». - Иркутск, 2001. - С.114.
27. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование -М.,1975.
28. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий Текст. / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В.
Соколова. -М.: АПКиППРО, 2005. 144 с.
29. Иванов В. В., Шанский Н. М. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» В 3 ч. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография//Н. М. Шанский, В. В. Иванов. 2 -е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1987. - 192 с.
30. Компетентностный подход в педагогическом образовании Текст. / под ред. В. А. Козыревой. Спб. : изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. -392 с.
31. Крысин Л. П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений //Л.П. Крысин. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 240 с.
32. Лопатин В. В. Русский толковый словарь./ Лопатин В. В., Лопатина Л.
33. Львов В.В. Ориентировочное планирование по русскому языку для VI класса на основе учебного комплекса под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта на 2002 / 2003 учебный год // РЯШ. - 2002. - №6. - С. 120-121.
34. Львов М.Р.. Словарь - справочник по методике русского языка. - М.: РОСТ СКРИН, 1997.- С. 125; 204-205.
35. Новикова Л. А. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. - 2-е изд., испр. и доп./ Л. А. Новиков, Л. Г. Зубкова, В. В Иванов и др.; Под общ. ред. Л. А.
Новикова. - СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - 864 с.
36. Острикова Т.А. Обучение разбору слова по составу в 4-5 классах. Методические рекомендации для учителей. - Абакан, 1987. - 39 с.
37. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
38. Озерская В.Г. Изучение морфологии на синтаксической основе. -М., 1989.
39. Перевозный А.В. Разноуровневые упражнения по русскому языку // РЯШ. - 2007. - №3. - С.26-29.
40. Программа общеобразовательных учреждений: Русский язык: Учебный комплекс / Под ред. М.М.Разумовской. - М., 1998. - С. 69.
41. Резвая, А. Ю. Становление лингвистической компетентности младших школьников на учебных занятиях по русскому языку Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / А. Ю. Резвая. Челябинск, 2008. - 25 с.
42. Русский язык. 5 класс / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 6-е изд. - М., 2000.
43. Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: Современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях Текст. / В. В.
Сафонова. М.: Еврошкола, 2004. - 236 с.
44. Смирнова О.В. Использование логических опорных схем как средство развития языковой компетенции учащихся // Русская словесность. - 1998. - №5. - С. 35 - 39.
45. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В двух частях./ Под редакцией Е.И. Дибровой. -М., 2001, стр. 32-63.
46. Современный русский язык./Под ред В.Г.Костомарова и В.И.Максимова -М., 2003. Глава 2, § 1-11, стр.368-398.
47. Современный русский язык. Под.ред. Леканта П.А. -М.,1982, стр.174189.
48. Современный русский язык. Л.К.Жаналина, Л.А.Шеляховская и др. - Алматы, 2003, стр.351-356.
49. Текучев В.А. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1970. - 414 с.
50. Тихонов А.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. М., 2002.
51. Русская грамматика. Т.1. - М., 1980
52. Черепанова Л.В. Методы и приёмы развития у школьников рефлексии (на материале лингвистической компетенции) // Русская словесность. - 2004.- №8. - С. 62 - 71.
53. Черепанова Л.В. Предпосылки формирования лингвистической ком петенции в условиях модернизации школьного образования (в аспекте обучения русскому родному языку),// Вестник БГУ. Теория и методика обучения в вузе и школе. Серия 8. Выпуск 10.- Улан-Удэ : БГУ, 2004, с.57-71.
54. Черепанова Л.В. Лингвистическая компетенция в современной лингводидактике. //Русский язык: история и современность. Ч.2.- Челябинск,2002, с.225-229
55. Шанский Н. М. Курс русского языка: Актуальные проблемы и возможные решения // Русский язык в школе. — 1993. — № 2. — С. 7.
56. Шанский Н.М. Школьный курс русского языка: актуальность проблемы и возможные решения // Русский язык в школе. - 1993. - №2. - С.7 - 10.
57. Шанский Н.М., А.Н.Тихонов. Современный русский язык.ч.2. - М.,1981. § 47-74, стр.93-125.
58. Шейдаева С.Г. Когнитивное словообразование и теория семантического словообразования В.М. Маркова. Язык и литература в научном диалоге. Специальный выпуск: Интегративные процессы в филологии: сборник научных статей / отв. ред. Л. Ф. Килина. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. - 212 с.
59. Шелякин М.А. Функциональная грамматика и обучение русскому языку // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка. - М., 1986. - С. 272-273.
60. Энциклопедический лингвистический словарь русского языка / К.Л. Мухина. - М.: Мир книги, 2009. - 543 с.
61. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1978. 391 с.
62. Янченко В.Д. Пути формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка в средней школе // Русский язык. - 2001.
- №8. - С. 13 - 15.