ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 5 - 6 - X КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико - методологические основания формирования
лингвистической компетенции у учащихся 5 - 6 - х классов 11
1.1 Формирование лингвистической компетенции у учащихся 5 - 6
классов 11
1.2 Методологические подходы к изучению словообразования 19
1.3 Методики изучения словообразования в школе в средних классах.... 23
Глава 2. Развитие навыков словообразования у обучающихся в 5 - 6 - х классах 36
2.1 Педагогические условия формирования лингвистической
компетенции 36
2.2 Разработка программы факультативного курса по изучению
словообразования для учащихся 5 - 6 - х классов 45
2.3 Опытно - экспериментальная проверка факультативного курса по
русскому языку 54
Заключение 64
Список литературы 67
Приложение 1. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности
Глава 1. Теоретико - методологические основания формирования
лингвистической компетенции у учащихся 5 - 6 - х классов 11
1.1 Формирование лингвистической компетенции у учащихся 5 - 6
классов 11
1.2 Методологические подходы к изучению словообразования 19
1.3 Методики изучения словообразования в школе в средних классах.... 23
Глава 2. Развитие навыков словообразования у обучающихся в 5 - 6 - х классах 36
2.1 Педагогические условия формирования лингвистической
компетенции 36
2.2 Разработка программы факультативного курса по изучению
словообразования для учащихся 5 - 6 - х классов 45
2.3 Опытно - экспериментальная проверка факультативного курса по
русскому языку 54
Заключение 64
Список литературы 67
Приложение 1. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности
В выпускной квалификационной работе магистранта мы затрагиваем одну из проблем современного русского языка и методики преподавания - проблему формирования лингвистической компетенции учащихся в процессе изучения словообразования в 5 - 6-х классах. Стоит отметить, что исследования в данной области изучения методики преподавания русского языка являются актуальными, и постоянное обращение к данной теме подтверждает неисчерпанность решений в этой сфере.
Словообразование является сквозной темой школьной программы и последовательно изучается на всех этапах обучения русскому языку. К вопросам словообразования учащиеся обращаются при изучении различных разделов грамматики и лексики, поэтому работа по словообразованию обеспечит учащимся возможность глубже овладеть и лексикой, и грамматикой. В.В. Виноградов писал: «... словообразование занимает своеобразное место в ряду лингвистических дисциплин, будучи тесно связано с лексикологией - наукой о словарном составе языка - и в то же время во многих отношениях сближается с грамматикой, с изучением формообразования и даже с синтаксисом словосочетания» [Виноградов 1975: 68].
Данное утверждение мы считаем актуальным и в рамках нашего исследования, так как основной его задачей является выявление закономерностей развития навыков словообразования.
Актуальность выпускной работы заключается в необходимости проведения в школах систематической работы по изучению морфемики и словообразования. Применение при изучении данных разделов языкознания новых инновационных подходов очень важно для преподавания русского языка. С этой целью необходимо осуществлять подбор определённых адаптированных текстов, а также использовать соответствующую методику их внедрения. Это имеет особую ценность для педагогической науки и практики в целом, в связи с постоянным обращением ученых к изучению текста в функциональном и стилистическом аспектах, анализу языковых конструкций самого разнообразного значения, отражающих языковую картину миру всего народа.
Кроме того, пристальное внимание к изучению данного аспекта педагогического процесса позволит существенно поднять качество образовательного процесса в области русского языка вообще и конкретного учебного заведения в частности (в качестве примера мы рассматривали работу муниципального бюджетного образовательного учреждения Лицей №83 - Центр образования).
Детальное изучение вопросов истории и этимологии языка будет способствовать развитию лингвистического чутья и интереса к языковым процессам отдельного обучающегося.
В результате анализа литературу по данной проблеме было выявлено, что основы разработки содержания лингвистической компетенции были заложены еще в XIX веке в работах А.Д. Алфёрова, Ф.И.Буслаева, В.И. Водовозова, В.А. Добромыслова, В.А. Малаховского, Н.С. Позднякова, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского, Ф.Ф. Фортунатова, В.И.Чернышева, А.А. Шахматова и других, но и сейчас вопросы аспектов, методов и приемов развития лингвистической компетенции продолжают рассматриваться в работах Е.Д. Божович, И.Л. Бим, Е.А. Быстровой, Г.В. Клименко, В.Г. Костомарова, Л.В. Черепановой и других. Однако при этом, на наш взгляд, по данной проблеме представлено недостаточное количество научных исследований, имеющих практическую направленность. Есть работы, которые занимаются рассмотрением вопроса формирования лингвистической компетенции в 5 - 6-х классах при изучении фонетики (Д.С. Карасева). При изучении литературных источников, в которых исследуется данная проблема, было обнаружено, что большинство идей и предложений находится в стадии обсуждения и поиска путей их методического воплощения.
Были отмечены неоднократные попытки дать определение лингвистической компетенции, кроме того разделить лингвистическую и языковую компетенции.
Нами не было найдено достаточного освещения вопроса, отражающего практические методические рекомендации для уроков русского языка или вопроса разработки программы факультативного курса с учетом формирования данной компетенции.
Изучение научной литературы, современного состояния образовательных программ позволило выявить в данной проблеме определенные противоречия между предъявляемыми в современном мире требованиями к овладению рядом определенных компетенций учащимися и ситуацией, которая имеется в педагогической практике на сегодняшний день. Так, нами было отмечено, что при наличии достаточного количества статей и диссертаций нет исследований по внедрению программы по решению данной проблемы. Исследования в данной области больше носят теоретический характер, к тому же до конца не разработаны.
Проблема исследования: каковы эффективные педагогические условия формирования лингвистической компетенции учащихся 5-6-х классов при изучении словообразования.
Гипотеза исследования: процесс формирования лингвистической компетенции учащихся 5-6-х классов при изучении словообразования будет эффективным, если педагогическими условиями формирования будут:
• разработка и внедрение факультативного курса «В поисках истории слова», направленного на формирование и развитие навыков словообразования у учащихся 5 -6- х классов, способствующего повышению интереса к языку у учащихся, воспитывающего лингвистическое чутье;
• учет особых методических рекомендация по реализации факультативного курса для учащихся 5 - 6 х классов по формированию лингвистической компетенции при изучении словообразования, а именно четко прописанный алгоритм учебных действий, строго ранжированные по степени сложности задания, учитывающие индивидуальные особенности учащихся; исторические и этимологические справки языковых единиц и др.
• использования системы форм работы с обучающимися, основывающейся на творческой и самостоятельной работе.
Объектом исследования является формирование лингвистической компетенции при изучении словообразования и словоизменения в 5 - 6 - х классах.
Предметом нашего исследования стали педагогические условия формирования лингвистической компетенции у учащихся 5 - 6 - х классов при изучении словообразования.
Цель исследования: определить педагогические условия формирования лингвистической компетенции, разработать и внедрить программу факультативного курса, направленного на формирование лингвистической компетенции при изучении словообразования учащихся 5 - 6 - х классов.
Для достижения цели исследования и проверке гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) изучить лингвистическую и методологическую литературу по заявленной теме и раскрыть сущность понятия лингвистическая компетенции учащегося 5 — 6 класса;
2) проанализировать учебники по основным учебным программам, выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования лингвистической компетенции при изучении словообразования у учащихся
5-6 -х классов;
3) разработать и внедрить факультативный курс для учащихся 5 - 6 - х классов по углубленному изучению словообразования с целью формирования лингвистической компетенции.
Теоретико-методологической основой исследования являлись исследования в области теории языка Н.Д. Арутюновой, В.В. Дементьева, Т.В. Шмелевой и др.; исследования с позиции педагогики и психологии В.В. Давыдова и А.Н. Леонтьева; исследования на стыке лингвистики и дидактики В.И. Капинос, Е. А. Быстровой, С.И. Львовой, Н.М. Шанского.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой были использованы следующие методы: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, педагогическая беседа, анкетирование, изучение и анализ документации (учебная программа, Профстандар, ФГОС, методические рекомендации к программе), изучение и анализ деятельности испытуемых (уровень знаний, умений и навыков по словообразованию и словоизменению), изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатируюший, формирующий, контрольный), количественная и качественная обработка результатов фактического материала.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования. Методика изучения морфологии на уроках русского языка (Г.Ф. Гаврилова, В.Г. Озерская), методика изучения морфологических знаний и формирование морфологических умений и навыков.
Проведена опытно-экспериментальной работа в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей № 83-Центр образования» Приволжского района г. Казани.
Новизна магистерской диссертации заключается в том, что в работе предложен для рассмотрения подход к словообразованию, анализирующий слово не только со стороны структуры, но и с точки зрения знаний и опыта истории, позволяющий учащимся прийти к пониманию того, что словообразование - сложный и многогранный процесс, отражающий языковые процессы с разных точек зрений и на разных этапах его развития. Разработан и внедрен факультативный курс по русскому языку для учащихся 5 - 6 классов по углубленному изучению словообразования, который позволит учащимся рассматривать процесс словообразования как передачу индивидуального и культурного опыта, как процесс осмысления действительности и процессов языка, что в свою очередь влияет на формирование языковой картины мира говорящего.
Предложены педагогические условия эффективного формирования лингвистической компетенции, имеющей коммуникативную направленность и формирующей основные компетенции, в рамках изучения разделов словообразования и словоизменения в 5-6-х классах, такие как самостоятельная и творческая работа, проектная деятельность, которая позволит учащимся производить анализ, научиться осуществлять рефлексию. Кроме того это проведение анализа языковых единиц учащимися, что формирует языковое чутье и развивает спонтанную осознанную речь. Основательное изучение словообразования также позволяет развивать когнитивные способности при постоянном обращении к внутренней структуре и смысловым частям слова.
Проведен анализ школьных учебников по русскому языку для 5 - 6 - х классов (Т.А Ладыженской или М.М. Разумовской), которые в целом, соответствуют образовательному стандарту основного общего образования по русскому языку, однако полностью не решают заявленную нами проблему. Все вышеперечисленное обуславливает новизну предпринятого исследования.
Ценность данной работы с точки зрения теоретической значимости исследования заключается в том, что в ней выявлено и обосновано определение лингвистической компетенции, представляющей собой результат осмысления речевого опыта учащимися, включающей в себя знание основ науки о русском языке, предполагающей усвоение комплекса
лингвистических понятий и формирующей представление об устройстве русского языка, об его изменениях, о роли языка в жизни общества и человека. Усвоение этих сведений помогают воспитывать постоянный устойчивый интерес к предмету, чувства уважения и любви к русскому языку. Наконец, лингвистическая компетенция включает в себя и элементы истории науки о русском языке, о ее выдающихся представителях.
Систематизированы полученные материалы по проведенному анализу учебных программ Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Н.М. Шанского и М.М. Разумовской.
Практическая значимость исследования данной работы заключается в разработке факультативного курса, который позволяет начать развивать у учащихся лингвистическое чутье и формировать любовь к языку, начиная со средней школы и экспериментальном подтверждении его эффективности. Данный курс найдет свое применение в общеобразовательных школах и учреждениях с профильным образованием. А также в определении педагогических условий эффективного формирования лингвистической компетенции у учащихся. Педагогические условия могут быть учтены как во внеурочной деятельности. Так и во время подготовки и проведения уроков русского языка в 5 - 6 - х классах. Материалы могут быть использованы также при изучение грамматики, морфологии, лексики и синтаксиса.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования формирования лингвистической компетенции, адекватностью применённых методов исследования, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов нашего исследования проводилась в рамках выступлений с докладами и научными сообщениями на конференциях, семинарах, защитах педагогической практики, участия в Конкурсах научных работ студентов, аспирантов и молодых ученых РТ, а также внедрения методических рекомендаций в учебный процесс муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 83 - центр образования». Результаты исследований были представлены на ежегодных студенческих конференциях, по результатам работы секции в 2018 году было присвоено первое место и право публикации статьи.
Апробации магистерской выпускной работы производилась также в опубликованных статьях в период обучения в магистратуре по профилю «Педагогическое образование». Выступление на кафедре гуманитарного цикла в МБОУ «Лицей № 83 - Центр образования» с результатами своего проведенного эксперимента и выводами по проведенному исследованию в рамках итогового годового педагогического собрания.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 62 источника.
Общий объем работы составляет 89 страниц, в которой содержания исследования изложено на 71 странице.
В работе представлено 1 приложение.
Словообразование является сквозной темой школьной программы и последовательно изучается на всех этапах обучения русскому языку. К вопросам словообразования учащиеся обращаются при изучении различных разделов грамматики и лексики, поэтому работа по словообразованию обеспечит учащимся возможность глубже овладеть и лексикой, и грамматикой. В.В. Виноградов писал: «... словообразование занимает своеобразное место в ряду лингвистических дисциплин, будучи тесно связано с лексикологией - наукой о словарном составе языка - и в то же время во многих отношениях сближается с грамматикой, с изучением формообразования и даже с синтаксисом словосочетания» [Виноградов 1975: 68].
Данное утверждение мы считаем актуальным и в рамках нашего исследования, так как основной его задачей является выявление закономерностей развития навыков словообразования.
Актуальность выпускной работы заключается в необходимости проведения в школах систематической работы по изучению морфемики и словообразования. Применение при изучении данных разделов языкознания новых инновационных подходов очень важно для преподавания русского языка. С этой целью необходимо осуществлять подбор определённых адаптированных текстов, а также использовать соответствующую методику их внедрения. Это имеет особую ценность для педагогической науки и практики в целом, в связи с постоянным обращением ученых к изучению текста в функциональном и стилистическом аспектах, анализу языковых конструкций самого разнообразного значения, отражающих языковую картину миру всего народа.
Кроме того, пристальное внимание к изучению данного аспекта педагогического процесса позволит существенно поднять качество образовательного процесса в области русского языка вообще и конкретного учебного заведения в частности (в качестве примера мы рассматривали работу муниципального бюджетного образовательного учреждения Лицей №83 - Центр образования).
Детальное изучение вопросов истории и этимологии языка будет способствовать развитию лингвистического чутья и интереса к языковым процессам отдельного обучающегося.
В результате анализа литературу по данной проблеме было выявлено, что основы разработки содержания лингвистической компетенции были заложены еще в XIX веке в работах А.Д. Алфёрова, Ф.И.Буслаева, В.И. Водовозова, В.А. Добромыслова, В.А. Малаховского, Н.С. Позднякова, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского, Ф.Ф. Фортунатова, В.И.Чернышева, А.А. Шахматова и других, но и сейчас вопросы аспектов, методов и приемов развития лингвистической компетенции продолжают рассматриваться в работах Е.Д. Божович, И.Л. Бим, Е.А. Быстровой, Г.В. Клименко, В.Г. Костомарова, Л.В. Черепановой и других. Однако при этом, на наш взгляд, по данной проблеме представлено недостаточное количество научных исследований, имеющих практическую направленность. Есть работы, которые занимаются рассмотрением вопроса формирования лингвистической компетенции в 5 - 6-х классах при изучении фонетики (Д.С. Карасева). При изучении литературных источников, в которых исследуется данная проблема, было обнаружено, что большинство идей и предложений находится в стадии обсуждения и поиска путей их методического воплощения.
Были отмечены неоднократные попытки дать определение лингвистической компетенции, кроме того разделить лингвистическую и языковую компетенции.
Нами не было найдено достаточного освещения вопроса, отражающего практические методические рекомендации для уроков русского языка или вопроса разработки программы факультативного курса с учетом формирования данной компетенции.
Изучение научной литературы, современного состояния образовательных программ позволило выявить в данной проблеме определенные противоречия между предъявляемыми в современном мире требованиями к овладению рядом определенных компетенций учащимися и ситуацией, которая имеется в педагогической практике на сегодняшний день. Так, нами было отмечено, что при наличии достаточного количества статей и диссертаций нет исследований по внедрению программы по решению данной проблемы. Исследования в данной области больше носят теоретический характер, к тому же до конца не разработаны.
Проблема исследования: каковы эффективные педагогические условия формирования лингвистической компетенции учащихся 5-6-х классов при изучении словообразования.
Гипотеза исследования: процесс формирования лингвистической компетенции учащихся 5-6-х классов при изучении словообразования будет эффективным, если педагогическими условиями формирования будут:
• разработка и внедрение факультативного курса «В поисках истории слова», направленного на формирование и развитие навыков словообразования у учащихся 5 -6- х классов, способствующего повышению интереса к языку у учащихся, воспитывающего лингвистическое чутье;
• учет особых методических рекомендация по реализации факультативного курса для учащихся 5 - 6 х классов по формированию лингвистической компетенции при изучении словообразования, а именно четко прописанный алгоритм учебных действий, строго ранжированные по степени сложности задания, учитывающие индивидуальные особенности учащихся; исторические и этимологические справки языковых единиц и др.
• использования системы форм работы с обучающимися, основывающейся на творческой и самостоятельной работе.
Объектом исследования является формирование лингвистической компетенции при изучении словообразования и словоизменения в 5 - 6 - х классах.
Предметом нашего исследования стали педагогические условия формирования лингвистической компетенции у учащихся 5 - 6 - х классов при изучении словообразования.
Цель исследования: определить педагогические условия формирования лингвистической компетенции, разработать и внедрить программу факультативного курса, направленного на формирование лингвистической компетенции при изучении словообразования учащихся 5 - 6 - х классов.
Для достижения цели исследования и проверке гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) изучить лингвистическую и методологическую литературу по заявленной теме и раскрыть сущность понятия лингвистическая компетенции учащегося 5 — 6 класса;
2) проанализировать учебники по основным учебным программам, выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования лингвистической компетенции при изучении словообразования у учащихся
5-6 -х классов;
3) разработать и внедрить факультативный курс для учащихся 5 - 6 - х классов по углубленному изучению словообразования с целью формирования лингвистической компетенции.
Теоретико-методологической основой исследования являлись исследования в области теории языка Н.Д. Арутюновой, В.В. Дементьева, Т.В. Шмелевой и др.; исследования с позиции педагогики и психологии В.В. Давыдова и А.Н. Леонтьева; исследования на стыке лингвистики и дидактики В.И. Капинос, Е. А. Быстровой, С.И. Львовой, Н.М. Шанского.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой были использованы следующие методы: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, педагогическая беседа, анкетирование, изучение и анализ документации (учебная программа, Профстандар, ФГОС, методические рекомендации к программе), изучение и анализ деятельности испытуемых (уровень знаний, умений и навыков по словообразованию и словоизменению), изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатируюший, формирующий, контрольный), количественная и качественная обработка результатов фактического материала.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования. Методика изучения морфологии на уроках русского языка (Г.Ф. Гаврилова, В.Г. Озерская), методика изучения морфологических знаний и формирование морфологических умений и навыков.
Проведена опытно-экспериментальной работа в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей № 83-Центр образования» Приволжского района г. Казани.
Новизна магистерской диссертации заключается в том, что в работе предложен для рассмотрения подход к словообразованию, анализирующий слово не только со стороны структуры, но и с точки зрения знаний и опыта истории, позволяющий учащимся прийти к пониманию того, что словообразование - сложный и многогранный процесс, отражающий языковые процессы с разных точек зрений и на разных этапах его развития. Разработан и внедрен факультативный курс по русскому языку для учащихся 5 - 6 классов по углубленному изучению словообразования, который позволит учащимся рассматривать процесс словообразования как передачу индивидуального и культурного опыта, как процесс осмысления действительности и процессов языка, что в свою очередь влияет на формирование языковой картины мира говорящего.
Предложены педагогические условия эффективного формирования лингвистической компетенции, имеющей коммуникативную направленность и формирующей основные компетенции, в рамках изучения разделов словообразования и словоизменения в 5-6-х классах, такие как самостоятельная и творческая работа, проектная деятельность, которая позволит учащимся производить анализ, научиться осуществлять рефлексию. Кроме того это проведение анализа языковых единиц учащимися, что формирует языковое чутье и развивает спонтанную осознанную речь. Основательное изучение словообразования также позволяет развивать когнитивные способности при постоянном обращении к внутренней структуре и смысловым частям слова.
Проведен анализ школьных учебников по русскому языку для 5 - 6 - х классов (Т.А Ладыженской или М.М. Разумовской), которые в целом, соответствуют образовательному стандарту основного общего образования по русскому языку, однако полностью не решают заявленную нами проблему. Все вышеперечисленное обуславливает новизну предпринятого исследования.
Ценность данной работы с точки зрения теоретической значимости исследования заключается в том, что в ней выявлено и обосновано определение лингвистической компетенции, представляющей собой результат осмысления речевого опыта учащимися, включающей в себя знание основ науки о русском языке, предполагающей усвоение комплекса
лингвистических понятий и формирующей представление об устройстве русского языка, об его изменениях, о роли языка в жизни общества и человека. Усвоение этих сведений помогают воспитывать постоянный устойчивый интерес к предмету, чувства уважения и любви к русскому языку. Наконец, лингвистическая компетенция включает в себя и элементы истории науки о русском языке, о ее выдающихся представителях.
Систематизированы полученные материалы по проведенному анализу учебных программ Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Н.М. Шанского и М.М. Разумовской.
Практическая значимость исследования данной работы заключается в разработке факультативного курса, который позволяет начать развивать у учащихся лингвистическое чутье и формировать любовь к языку, начиная со средней школы и экспериментальном подтверждении его эффективности. Данный курс найдет свое применение в общеобразовательных школах и учреждениях с профильным образованием. А также в определении педагогических условий эффективного формирования лингвистической компетенции у учащихся. Педагогические условия могут быть учтены как во внеурочной деятельности. Так и во время подготовки и проведения уроков русского языка в 5 - 6 - х классах. Материалы могут быть использованы также при изучение грамматики, морфологии, лексики и синтаксиса.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования формирования лингвистической компетенции, адекватностью применённых методов исследования, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов нашего исследования проводилась в рамках выступлений с докладами и научными сообщениями на конференциях, семинарах, защитах педагогической практики, участия в Конкурсах научных работ студентов, аспирантов и молодых ученых РТ, а также внедрения методических рекомендаций в учебный процесс муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 83 - центр образования». Результаты исследований были представлены на ежегодных студенческих конференциях, по результатам работы секции в 2018 году было присвоено первое место и право публикации статьи.
Апробации магистерской выпускной работы производилась также в опубликованных статьях в период обучения в магистратуре по профилю «Педагогическое образование». Выступление на кафедре гуманитарного цикла в МБОУ «Лицей № 83 - Центр образования» с результатами своего проведенного эксперимента и выводами по проведенному исследованию в рамках итогового годового педагогического собрания.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 62 источника.
Общий объем работы составляет 89 страниц, в которой содержания исследования изложено на 71 странице.
В работе представлено 1 приложение.
Знание морфемного состава и основных способов словообразования помогает осуществить практическую, коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутье школьников. Кроме этого, в процессе изучения словообразования формируется интерес школьников к урокам русского языка, к строению слова, изменению его значения.
Выдающийся лингвист и методист ХХ века В. И. Чернышев писал: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным». Задача школы ХХ! века - ликвидировать этот пробел.
Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Каждый культурный человек должен быть знаком с разноаспектными словарями и справочниками по русскому языку и уметь ими пользоваться во всех сомнительных случаях. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания, умеющих анализировать. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. То есть, компетенция - это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности. В рамках уроков русского языка определяющей уровень освоения школьной программы становится лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений, умение понимать сущность языковых процессов.
В настоящей работе рассматривается процесс формирования лингвистической компетенции у учащихся 5 - 6 - х классов через изучение разделов словообразования и словоизменения с применением адаптированных под индивидуальные особенности учащихся упражнения и задания, работу с текстом, тесты и проектную работу.
Констатирующий эксперимент показал, что большинство учащихся имеют низкий (начальный) уровень сформированности лингвистической компетенции, что является следствием недостаточного внимания к данной проблеме в условиях современного педагогического процесса. Следовательно это область представляет значительный интерес для исследования.
Экспериментальная работа показала, что выявление эффективных педагогических условий обеспечивает комплексную работу, которая позволяет значительно эффективнее повысить результаты учащихся. Внедрение в учебный процесс факультативного курса, который является одним из педагогических условий, позволяет расширить возможности учителя, повысить интерес к предмету учащихся.
Сравнение данных, полученных на начальном и заключительном этапах экспериментальной работы, выявило положительную динамику и подтвердило предположение о том, что реализация факультативного курса является эффективным педагогическим условием по формированию лингвострановедческой компетенции
Итак, работа по изучению словообразовательных понятий должна вестись систематически, так как она не стоит особняком в процессе обучения, а самым тесным образом связана с формированием грамматических, лексических и орфографических умений. В основу этих умений постепенно закладывается такой взгляд на слово, который открывает возможность по отдельной морфеме определять важную информацию о слове, формирует умение соотносить конкретное слово с той словообразовательной моделью, по которой оно образовано; учит правильно действовать при выборе написания: значение слова - его - строение - написание. Эти знания и связанные с ними умения станут основой в дальнейшей работе.
К перспективам нашего исследования можно отнести разработку дальнейших рекомендаций для учащихся старших классов, совершенствование диагностики сформированности лингвистической компетентности, разработку контрольно- измерительных материалов.
Выдающийся лингвист и методист ХХ века В. И. Чернышев писал: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным». Задача школы ХХ! века - ликвидировать этот пробел.
Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Каждый культурный человек должен быть знаком с разноаспектными словарями и справочниками по русскому языку и уметь ими пользоваться во всех сомнительных случаях. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания, умеющих анализировать. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. То есть, компетенция - это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности. В рамках уроков русского языка определяющей уровень освоения школьной программы становится лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений, умение понимать сущность языковых процессов.
В настоящей работе рассматривается процесс формирования лингвистической компетенции у учащихся 5 - 6 - х классов через изучение разделов словообразования и словоизменения с применением адаптированных под индивидуальные особенности учащихся упражнения и задания, работу с текстом, тесты и проектную работу.
Констатирующий эксперимент показал, что большинство учащихся имеют низкий (начальный) уровень сформированности лингвистической компетенции, что является следствием недостаточного внимания к данной проблеме в условиях современного педагогического процесса. Следовательно это область представляет значительный интерес для исследования.
Экспериментальная работа показала, что выявление эффективных педагогических условий обеспечивает комплексную работу, которая позволяет значительно эффективнее повысить результаты учащихся. Внедрение в учебный процесс факультативного курса, который является одним из педагогических условий, позволяет расширить возможности учителя, повысить интерес к предмету учащихся.
Сравнение данных, полученных на начальном и заключительном этапах экспериментальной работы, выявило положительную динамику и подтвердило предположение о том, что реализация факультативного курса является эффективным педагогическим условием по формированию лингвострановедческой компетенции
Итак, работа по изучению словообразовательных понятий должна вестись систематически, так как она не стоит особняком в процессе обучения, а самым тесным образом связана с формированием грамматических, лексических и орфографических умений. В основу этих умений постепенно закладывается такой взгляд на слово, который открывает возможность по отдельной морфеме определять важную информацию о слове, формирует умение соотносить конкретное слово с той словообразовательной моделью, по которой оно образовано; учит правильно действовать при выборе написания: значение слова - его - строение - написание. Эти знания и связанные с ними умения станут основой в дальнейшей работе.
К перспективам нашего исследования можно отнести разработку дальнейших рекомендаций для учащихся старших классов, совершенствование диагностики сформированности лингвистической компетентности, разработку контрольно- измерительных материалов.
Подобные работы
- Формирование лингвистической компетенции
учащихся в обучении русскому языку в школе
(на материале изучения темы «Частица»)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ
УРОКАХ (РУССКИЙ И АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫКИ)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ-БИЛИНГВОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Формирование компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени (на примере английского языка)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021



