ТРЕНИНГИ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СДАЧЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
|
Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты исследования роли самоуправления среди школьников в процессе обучения обществознанию и на внеклассных мероприятиях 11
1.1 Самоуправление как способ регулирования эмоционально-волевых и
мотивационных процессов личности 11
1.2 Специфика ЕГЭ по обществознанию: структура, особенности
подготовки 18
1.3 Примеры организации самоуправления школьников в отечественной и
зарубежной практике 26
Глава 2 Экспериментальное исследование роли самоуправления школьников на уроках обществознания и внеклассных мероприятиях 35
2.1 Организация выборки и описание методик исследования 35
2.2 Реализация программы формирующего этапа экспериментального
исследования 42
2.3 Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
экспериментального исследования 49
Заключение 57
Список использованных источников и литературы: 61
Приложения
Глава 1 Теоретические аспекты исследования роли самоуправления среди школьников в процессе обучения обществознанию и на внеклассных мероприятиях 11
1.1 Самоуправление как способ регулирования эмоционально-волевых и
мотивационных процессов личности 11
1.2 Специфика ЕГЭ по обществознанию: структура, особенности
подготовки 18
1.3 Примеры организации самоуправления школьников в отечественной и
зарубежной практике 26
Глава 2 Экспериментальное исследование роли самоуправления школьников на уроках обществознания и внеклассных мероприятиях 35
2.1 Организация выборки и описание методик исследования 35
2.2 Реализация программы формирующего этапа экспериментального
исследования 42
2.3 Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
экспериментального исследования 49
Заключение 57
Список использованных источников и литературы: 61
Приложения
Актуальность. Единый государственный экзамен по обществознанию постоянно модернизируется, а обычной подготовки к экзамену на уроке и учебных консультациях порой не всегда достаточно. В связи с этим появляются различные нетрадиционные подходы к обучению, одним из таких подходов является создание тренингов самоуправления.
Развитие ученического самоуправления в школе определяется необходимостью развития гражданского общества в России, повышения социальной активности граждан. В современной жизни все более востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, не бояться брать на себя ответственность, то есть обладать позицией лидера.
Гражданская позиция личности формируется еще в школьные годы, что определяет необходимость включения молодежи в социальное творчество, в управленческую деятельность. Ученическое самоуправление помогает обучающимся проявить самостоятельность и инициативу в деятельности коллектива.
Объект исследования Подготовка старшеклассников к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Предмет исследования Тренинги самоуправления в процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Цель исследования: Охарактеризовать знания и умения школьников по курсу обществознания для совершенствования школьного самоуправления и выявления уровня этих владений для подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Гипотеза исследования: В какой мере ученическое самоуправление может способствовать развитию волевых и организационных качеств личности, как фактора формирования компетенций на основе ценностной самоорганизации учебно-познавательной и практической деятельности при изучении курса обществознания на примере десятых классов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить принципы самоуправления, как способы регулирования
эмоционально-волевых и мотивационных процессов личности.
2. Исследовать специфику ЕГЭ по обществознанию.
3. Рассмотреть примеры организации самоуправления школьников в
отечественной и зарубежной практике.
4. Провести экспериментальное исследование роли самоуправления школьников на уроках обществознания и внеклассных мероприятиях.
Теоретико-методологическая база исследования представлена нормативно правовой документацией, научными трудами и статьями по педагогике.
Основным источником исследования является Конституция Российской Федерации, которая учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.
Нормативно-правовую базу исследования, определяющую направления развития основного и среднего общего образования, а также дисциплины «Обществознание» составляют: приказы Министерства образования и науки Российской Федерации , распоряжения Правительства, концепция преподавания дисциплины «Обществознание»4. А также кодификатор и спецификатор ЕГЭ по обществознанию, описывающие структуру самого экзамена.
Характеристика литературы.
Для написания данной работы был использован широкий перечень различной литературы. Весь историографический обзор можно разделить на 2 большие тематические группы.
Первая группа относится к экспериментальной части, и рассматривает работы педагогов по подготовке к ЕГЭ по обществознанию, как на уроках, так и во время внеурочных занятий, а именно проведение различных тренингов по подготовке к экзамену.
Большую значимость для исследования представляют сборники работ с научных конференций, где предлагаются новые концепции образования, направленные на улучшение образовательного процесса. В данной работе были использованы труды под редакцией Т.И. Шамовой и Е.В. Андриенко ,а также материалы Всероссийской научно практической конференции «Наша новая школа».
Также были рассмотрены методические рекомендации, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года (Т.Е. Лискова) и рекомендации по подготовке к ЕГЭ на основе опыта преподавательской деятельности (Л.В. Прыкина ).
Для создания ученического самоуправления в школе нужна инициатива не только учительского коллектива и администрации школы, но и желание учащихся. Для более продуктивного сотрудничества необходимо установить дружественный контакт со школьниками. Методические рекомендации по работе с детьми мы можем найти в работах Е.В. Ермолаевой и С.С. Берман .
Немаловажными являются исследования доктора педагогических наук У.А. Терещенко по организации учебно-познавательной деятельности в процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию , а также развитию ключевых компетенций детей.
Вторая группа литературы рассматривает теоретический аспект данной работы, а именно опыт организации ученического самоуправления.
Первая подгруппа литературы рассматривает ученическое самоуправление в советской школе. Работы советских педагогов позволяют проследить становление и развитие самоуправления в школах СССР. Наиболее известной организацией Советского Союза являлась «Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина». О жизни данной организации повествует Ю.К.Бабанский в своей работе «Педагогика. Самоуправление в школе». Ещё одну модель коллективного воспитания, доказавшую на практике свою эффективность, получившую название «Коммунарская методика» , создал академик И.П. Иванов.
Вторая подгруппа литературы рассматривает ученическое самоуправление в современной российской школе. Большое количество работ, касающихся взаимоотношений внутри школьного коллектива, было выпущено в последние годы. Среди этих работ есть и методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях (Конькова Н.Л.) , и роль ученического самоуправления в современном воспитательном процессе (Саутиева И.Г.) и в системе государственно-общественного управления (Дробышева Л.В.) , и учебные пособия для студентов высших педагогических заведений (Сластенин В.А.).
Третья подгруппа литературы рассматривает ученическое самоуправление в иностранных школах. Основным трудом, описывающим роль школьных ученических самоуправлений иностранных школ, является работа Зои Ивановны Поймановой «Мировой опыт развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях» В данной работе рассматривается работа ученических самоуправлений в европейских и североамериканских странах, а также приводятся сходства и отличия их работы.
Методы исследования. При проведении исследования были использованы методы теоретического анализа (изучение литературы соответствующей теме исследования), экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента), а также педагогическое моделирование.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы исследования:
Теоретические методы — теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы, диссертационных исследований по исследуемой проблеме; синтез, сравнение, обобщение; метод моделирования для построения концептуальной модели подготовки старшеклассников к ЕГЭ по обществознанию на основе ценностной самоорганизации учебно-познавательной деятельности;
Экспериментальные методы — непосредственное и опосредованное педагогическое наблюдение, беседа, метод стандартизированного интервью, анализ продуктов деятельности, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, количественный анализ и содержательная интерпретация результатов исследования;
Статистические методы — качественная и количественная обработка экспериментальных данных.
Научная новизна заключается в дополнении идей о развитии ключевых компетенций старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию на основе ценностной самоорганизации учебно познавательной и практической деятельности.
Теоретическая значимость состоит в обогащении представлений о направлениях развития ключевых компетенций самоуправления обучающихся идеями о развитии учебно-познавательной, ценностносмысловой, информационной компетенций старшеклассников в процессе деятельностной, психологической, содержательной подготовки к ЕГЭ по обществознанию; определении критериев и показателей, позволяющих выявить уровни развития ключевых компетенций старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы при разработке технологии подготовки старшеклассников к ЕГЭ по обществознанию, обеспечивающей развитие ключевых компетенций на основе ценностной самоорганизации учебно - познавательной и практической деятельности; для разработки методических пособий и учебных планов к урокам по обществознанию, а также для внеурочных мероприятий.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось с сентября 2018 по апрель 2019 года на базе МБОУ «Федоровской средней школы им. Е.Г.Тутаева» Кайбицкого района Республики Татарстан. В педагогическом эксперименте принимали участие обучающиеся 10 класса в количестве 24 человек.
Организация исследования включала в себя следующие этапы:
1. Поисковый этап. Данный период был связан с изучением состояния разработанности проблемы исследования в науке, определением теоретико-методологической базы и научного аппарата исследования, осмыслением содержания и организации учебно-познавательной деятельности старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по обществознанию, разработкой программы исследования и рабочей гипотезы, обоснованием методов, прогнозированием результатов.
2. Проектировочный и организационный этапы. Данный период был направлен на уточнение понятийного аппарата исследования, разработку концепции исследования, обоснование концептуальной модели подготовки старшеклассников к ЕГЭ по обществознанию на основе ценностной самоорганизации учебно-познавательной деятельности, определение этапов реализации технологии подготовки старшеклассников к ЕГЭ по обществознанию, разработку критериев и показателей уровней развития ключевых компетенций старшеклассников при подготовке к ЕГЭ, проведение опытно-экспериментальной работы.
3. Обобщающий этап. В данный период осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, проведение коррекции теоретических положений исследования, анализ и обобщение полученных результатов эксперимента, формулировка выводов, оформление материалов ВКР.
Структура дипломной работы определяется поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка использованных источников и литературы, приложения
Развитие ученического самоуправления в школе определяется необходимостью развития гражданского общества в России, повышения социальной активности граждан. В современной жизни все более востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, не бояться брать на себя ответственность, то есть обладать позицией лидера.
Гражданская позиция личности формируется еще в школьные годы, что определяет необходимость включения молодежи в социальное творчество, в управленческую деятельность. Ученическое самоуправление помогает обучающимся проявить самостоятельность и инициативу в деятельности коллектива.
Объект исследования Подготовка старшеклассников к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Предмет исследования Тренинги самоуправления в процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Цель исследования: Охарактеризовать знания и умения школьников по курсу обществознания для совершенствования школьного самоуправления и выявления уровня этих владений для подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Гипотеза исследования: В какой мере ученическое самоуправление может способствовать развитию волевых и организационных качеств личности, как фактора формирования компетенций на основе ценностной самоорганизации учебно-познавательной и практической деятельности при изучении курса обществознания на примере десятых классов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить принципы самоуправления, как способы регулирования
эмоционально-волевых и мотивационных процессов личности.
2. Исследовать специфику ЕГЭ по обществознанию.
3. Рассмотреть примеры организации самоуправления школьников в
отечественной и зарубежной практике.
4. Провести экспериментальное исследование роли самоуправления школьников на уроках обществознания и внеклассных мероприятиях.
Теоретико-методологическая база исследования представлена нормативно правовой документацией, научными трудами и статьями по педагогике.
Основным источником исследования является Конституция Российской Федерации, которая учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.
Нормативно-правовую базу исследования, определяющую направления развития основного и среднего общего образования, а также дисциплины «Обществознание» составляют: приказы Министерства образования и науки Российской Федерации , распоряжения Правительства, концепция преподавания дисциплины «Обществознание»4. А также кодификатор и спецификатор ЕГЭ по обществознанию, описывающие структуру самого экзамена.
Характеристика литературы.
Для написания данной работы был использован широкий перечень различной литературы. Весь историографический обзор можно разделить на 2 большие тематические группы.
Первая группа относится к экспериментальной части, и рассматривает работы педагогов по подготовке к ЕГЭ по обществознанию, как на уроках, так и во время внеурочных занятий, а именно проведение различных тренингов по подготовке к экзамену.
Большую значимость для исследования представляют сборники работ с научных конференций, где предлагаются новые концепции образования, направленные на улучшение образовательного процесса. В данной работе были использованы труды под редакцией Т.И. Шамовой и Е.В. Андриенко ,а также материалы Всероссийской научно практической конференции «Наша новая школа».
Также были рассмотрены методические рекомендации, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года (Т.Е. Лискова) и рекомендации по подготовке к ЕГЭ на основе опыта преподавательской деятельности (Л.В. Прыкина ).
Для создания ученического самоуправления в школе нужна инициатива не только учительского коллектива и администрации школы, но и желание учащихся. Для более продуктивного сотрудничества необходимо установить дружественный контакт со школьниками. Методические рекомендации по работе с детьми мы можем найти в работах Е.В. Ермолаевой и С.С. Берман .
Немаловажными являются исследования доктора педагогических наук У.А. Терещенко по организации учебно-познавательной деятельности в процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию , а также развитию ключевых компетенций детей.
Вторая группа литературы рассматривает теоретический аспект данной работы, а именно опыт организации ученического самоуправления.
Первая подгруппа литературы рассматривает ученическое самоуправление в советской школе. Работы советских педагогов позволяют проследить становление и развитие самоуправления в школах СССР. Наиболее известной организацией Советского Союза являлась «Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина». О жизни данной организации повествует Ю.К.Бабанский в своей работе «Педагогика. Самоуправление в школе». Ещё одну модель коллективного воспитания, доказавшую на практике свою эффективность, получившую название «Коммунарская методика» , создал академик И.П. Иванов.
Вторая подгруппа литературы рассматривает ученическое самоуправление в современной российской школе. Большое количество работ, касающихся взаимоотношений внутри школьного коллектива, было выпущено в последние годы. Среди этих работ есть и методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях (Конькова Н.Л.) , и роль ученического самоуправления в современном воспитательном процессе (Саутиева И.Г.) и в системе государственно-общественного управления (Дробышева Л.В.) , и учебные пособия для студентов высших педагогических заведений (Сластенин В.А.).
Третья подгруппа литературы рассматривает ученическое самоуправление в иностранных школах. Основным трудом, описывающим роль школьных ученических самоуправлений иностранных школ, является работа Зои Ивановны Поймановой «Мировой опыт развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях» В данной работе рассматривается работа ученических самоуправлений в европейских и североамериканских странах, а также приводятся сходства и отличия их работы.
Методы исследования. При проведении исследования были использованы методы теоретического анализа (изучение литературы соответствующей теме исследования), экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента), а также педагогическое моделирование.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы исследования:
Теоретические методы — теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы, диссертационных исследований по исследуемой проблеме; синтез, сравнение, обобщение; метод моделирования для построения концептуальной модели подготовки старшеклассников к ЕГЭ по обществознанию на основе ценностной самоорганизации учебно-познавательной деятельности;
Экспериментальные методы — непосредственное и опосредованное педагогическое наблюдение, беседа, метод стандартизированного интервью, анализ продуктов деятельности, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, количественный анализ и содержательная интерпретация результатов исследования;
Статистические методы — качественная и количественная обработка экспериментальных данных.
Научная новизна заключается в дополнении идей о развитии ключевых компетенций старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию на основе ценностной самоорганизации учебно познавательной и практической деятельности.
Теоретическая значимость состоит в обогащении представлений о направлениях развития ключевых компетенций самоуправления обучающихся идеями о развитии учебно-познавательной, ценностносмысловой, информационной компетенций старшеклассников в процессе деятельностной, психологической, содержательной подготовки к ЕГЭ по обществознанию; определении критериев и показателей, позволяющих выявить уровни развития ключевых компетенций старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы при разработке технологии подготовки старшеклассников к ЕГЭ по обществознанию, обеспечивающей развитие ключевых компетенций на основе ценностной самоорганизации учебно - познавательной и практической деятельности; для разработки методических пособий и учебных планов к урокам по обществознанию, а также для внеурочных мероприятий.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось с сентября 2018 по апрель 2019 года на базе МБОУ «Федоровской средней школы им. Е.Г.Тутаева» Кайбицкого района Республики Татарстан. В педагогическом эксперименте принимали участие обучающиеся 10 класса в количестве 24 человек.
Организация исследования включала в себя следующие этапы:
1. Поисковый этап. Данный период был связан с изучением состояния разработанности проблемы исследования в науке, определением теоретико-методологической базы и научного аппарата исследования, осмыслением содержания и организации учебно-познавательной деятельности старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по обществознанию, разработкой программы исследования и рабочей гипотезы, обоснованием методов, прогнозированием результатов.
2. Проектировочный и организационный этапы. Данный период был направлен на уточнение понятийного аппарата исследования, разработку концепции исследования, обоснование концептуальной модели подготовки старшеклассников к ЕГЭ по обществознанию на основе ценностной самоорганизации учебно-познавательной деятельности, определение этапов реализации технологии подготовки старшеклассников к ЕГЭ по обществознанию, разработку критериев и показателей уровней развития ключевых компетенций старшеклассников при подготовке к ЕГЭ, проведение опытно-экспериментальной работы.
3. Обобщающий этап. В данный период осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, проведение коррекции теоретических положений исследования, анализ и обобщение полученных результатов эксперимента, формулировка выводов, оформление материалов ВКР.
Структура дипломной работы определяется поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка использованных источников и литературы, приложения
Единый государственный экзамен по обществознанию постоянно модернизируется, а обычной подготовки к экзамену на уроке и учебных консультациях порой не всегда достаточно. В связи с этим появляются различные нетрадиционные подходы к обучению, одним из таких подходов является создание тренингов самоуправления в школе.
Сухая теория трудно запоминается, если не закрепить это все на практике. Такой практикой послужило создание ученического самоуправления в Федоровской СОШ имени Е.Г. Тутаева. Изучая в теории такие темы, как «Механизмы государства» и «Государственный аппарат РФ», учениками была сымитирована модель государственного устройства РФ и воссоздана в школьной обстановке. В школе появились такие должности как, президент, премьер-министр, министры и главы республик, а также такие органы как, кабинет министров, школьная дума и совет школы.
Помимо образовательных задач, развитие ученического самоуправления в школе определяется необходимостью развития гражданского общества в России. В современных реалиях на первый план выходит человек, который может и желает преобразовать окружающую действительность и не боится взять на себя ответственность за это, другими словами, человек - лидер. Еще в школьные годы начинается процесс формирования гражданской позиции личности. От этого появляется необходимость задействования молодежи в социальную жизнь и в управленческую структуру. Ученическое самоуправление выявляет у обучающегося лидерские качества.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух частей, теоретической и практической. В теоретической части были рассмотрены такие аспекты как польза ученического самоуправления, структура и методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию, а также опыт создания ученического самоуправления в отечественной и зарубежной практике.
В ходе данной работы было выявлено, что ученическое самоуправление благоприятно влияет на образовательный процесс. Ученики, задействованные в таком самоуправлении не только становятся лучше учиться, но и приобретают лидерские качества.
Необходимость внедрения подобных тренингов, диктует нам постоянная модернизация ЕГЭ по обществознанию, но, несмотря на всю его сложность, он остается самым массовым предметом по выбору.
Это обусловлено тем, что результаты этого экзамена требуются для поступления практически на все направления гуманитарного цикла, так как проверяют широкий спектр знаний основ экономических, социально - философских, социологических и правовых знаний предусматривающий максимальный уровень подготовки выпускных классов.
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию, как и подготовка к любому другому экзамену является трудоёмким процессом. В интернете можно встретить огромное количество методик, помогающих подготовиться к сдаче экзамена. Однако наиболее точную и полезную информацию лучше всего искать на сайте ФИПИ, где приведены факты о прошлогодних экзаменах, разобраны наиболее часто встречающиеся ошибки, и даны рекомендации для подготовки к экзамену.
Опыт создания ученического школьного самоуправления не нов. Наиболее известен опыт введения в СССР пионерской организации. Постепенное возрастание ответственности работы школьников, заставляет их быстрее развиваться и становиться лидерами. Очевидно, что усилия, которые сделаны в зарубежных странах за прошедшие 15 лет, с тем, чтобы удовлетворить общественное требование демократизации управления образовательными учреждениями принесли заметные результаты.
Одной из важнейших задач данной выпускной квалификационной работы являлось проведение педагогического эксперимента по созданию тренинга самоуправления в процессе подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию. Сам эксперимент подразумевал под собой проект создания ученического самоуправления, имитирующего собой государственный аппарат РФ.
Экспериментальное исследование включало в себя 3 этапа: констатирующий, обучающий (формирующий) и контрольный
Исходя, из результатов констатирующего этапа мы приходим к следующим выводам. Перед началом эксперимента большинство обучающих имеют низкий уровень знаний, касающихся темы «Механизмы государства», многие из них не могут дать ответ на элементарные вопросы о полномочиях тех или иных органов Российской Федерации. Среди группы, в которой проводится эксперимент, также оказалось мало участников с развитыми волевыми качествами в двух и более направлениях. Данные показатели свидетельствуют о необходимости усовершенствования образовательного процесса и использования активных методов в процессе обучения обществознанию.
Перед завершением эксперимента, во время обучающего этапа, прошел повторный урок на такие темы, как «Механизмы государства» и «Государственный аппарат РФ». В этот раз был проведен не урок-лекция, а урок-семинар. На этот раз многие десятиклассники с легкостью давали ответы на вопрос о полномочиях тех или иных государственных органов, могли назвать отличия законодательной и исполнительной ветвей власти. С уверенностью называли фамилии людей, занимающих такие посты, как председатель Государственной думы и Совет федерации.
Также в теории был закреплен понятийный аппарат. Ученики легче воспринимали те или иные определения, понимая, что это представляет из себя на практике в реальной жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тренинг по созданию самоуправления, имитирующий модель государственного аппарата РФ, прошел успешно. Ученики не только с легкостью закрепили эту тему, но и создали эффективное ученическое самоуправление.
В общей сложности, в структуре ученического самоуправления «Федоровской средней школы имени Е.Г. Тутаева», приняло участие более 30 человек, не считая ученические самоуправления внутри классов. Экспериментальный класс были задействованы на 95%. Участие в эксперименте не принимали лишь ученики, имеющие неудовлетворительные оценки за учебу и поведение.
С помощью данного тренинга на формирующем этапе экспериментального исследования удалось решить ряд воспитательных задач. Установление ученического самоуправления способствовало развитию творческого отношения к учебной деятельности и навыков самоконтроля, помогало создать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе. Обучающиеся принимали активное участие в работе на уроках, проявляли интерес к изучаемой теме, что выражалось в самостоятельном поиске дополнительной информации, стремлении обсудить некоторые аспекты темы.
Для объективной оценки результативности проведения данного тренинга в ходе изучения темы «Механизм государства» и определения эффективности достижения цели обучающего этапа экспериментального исследования был проведен контрольный этап экспериментального исследования.
По его итогам, мы можем сделать следующий вывод. Ученическое самоуправление, как тренинг по подготовке к ЕГЭ по обществознанию, благоприятно влияет на образовательный процесс. С помощью методик можно убедиться в том, что возросли показатели не только знаний в определенных темах курса, но и такие качества как дисциплинированность и целеустремленность. Благодаря творческому подходу в изучении предмета, у детей появился энтузиазм. Для проведения эксперимента не требовались уговоры и принуждения со стороны администрации, дети сами добровольно и с азартом вливались в новый для них процесс.
Сухая теория трудно запоминается, если не закрепить это все на практике. Такой практикой послужило создание ученического самоуправления в Федоровской СОШ имени Е.Г. Тутаева. Изучая в теории такие темы, как «Механизмы государства» и «Государственный аппарат РФ», учениками была сымитирована модель государственного устройства РФ и воссоздана в школьной обстановке. В школе появились такие должности как, президент, премьер-министр, министры и главы республик, а также такие органы как, кабинет министров, школьная дума и совет школы.
Помимо образовательных задач, развитие ученического самоуправления в школе определяется необходимостью развития гражданского общества в России. В современных реалиях на первый план выходит человек, который может и желает преобразовать окружающую действительность и не боится взять на себя ответственность за это, другими словами, человек - лидер. Еще в школьные годы начинается процесс формирования гражданской позиции личности. От этого появляется необходимость задействования молодежи в социальную жизнь и в управленческую структуру. Ученическое самоуправление выявляет у обучающегося лидерские качества.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух частей, теоретической и практической. В теоретической части были рассмотрены такие аспекты как польза ученического самоуправления, структура и методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию, а также опыт создания ученического самоуправления в отечественной и зарубежной практике.
В ходе данной работы было выявлено, что ученическое самоуправление благоприятно влияет на образовательный процесс. Ученики, задействованные в таком самоуправлении не только становятся лучше учиться, но и приобретают лидерские качества.
Необходимость внедрения подобных тренингов, диктует нам постоянная модернизация ЕГЭ по обществознанию, но, несмотря на всю его сложность, он остается самым массовым предметом по выбору.
Это обусловлено тем, что результаты этого экзамена требуются для поступления практически на все направления гуманитарного цикла, так как проверяют широкий спектр знаний основ экономических, социально - философских, социологических и правовых знаний предусматривающий максимальный уровень подготовки выпускных классов.
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию, как и подготовка к любому другому экзамену является трудоёмким процессом. В интернете можно встретить огромное количество методик, помогающих подготовиться к сдаче экзамена. Однако наиболее точную и полезную информацию лучше всего искать на сайте ФИПИ, где приведены факты о прошлогодних экзаменах, разобраны наиболее часто встречающиеся ошибки, и даны рекомендации для подготовки к экзамену.
Опыт создания ученического школьного самоуправления не нов. Наиболее известен опыт введения в СССР пионерской организации. Постепенное возрастание ответственности работы школьников, заставляет их быстрее развиваться и становиться лидерами. Очевидно, что усилия, которые сделаны в зарубежных странах за прошедшие 15 лет, с тем, чтобы удовлетворить общественное требование демократизации управления образовательными учреждениями принесли заметные результаты.
Одной из важнейших задач данной выпускной квалификационной работы являлось проведение педагогического эксперимента по созданию тренинга самоуправления в процессе подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию. Сам эксперимент подразумевал под собой проект создания ученического самоуправления, имитирующего собой государственный аппарат РФ.
Экспериментальное исследование включало в себя 3 этапа: констатирующий, обучающий (формирующий) и контрольный
Исходя, из результатов констатирующего этапа мы приходим к следующим выводам. Перед началом эксперимента большинство обучающих имеют низкий уровень знаний, касающихся темы «Механизмы государства», многие из них не могут дать ответ на элементарные вопросы о полномочиях тех или иных органов Российской Федерации. Среди группы, в которой проводится эксперимент, также оказалось мало участников с развитыми волевыми качествами в двух и более направлениях. Данные показатели свидетельствуют о необходимости усовершенствования образовательного процесса и использования активных методов в процессе обучения обществознанию.
Перед завершением эксперимента, во время обучающего этапа, прошел повторный урок на такие темы, как «Механизмы государства» и «Государственный аппарат РФ». В этот раз был проведен не урок-лекция, а урок-семинар. На этот раз многие десятиклассники с легкостью давали ответы на вопрос о полномочиях тех или иных государственных органов, могли назвать отличия законодательной и исполнительной ветвей власти. С уверенностью называли фамилии людей, занимающих такие посты, как председатель Государственной думы и Совет федерации.
Также в теории был закреплен понятийный аппарат. Ученики легче воспринимали те или иные определения, понимая, что это представляет из себя на практике в реальной жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тренинг по созданию самоуправления, имитирующий модель государственного аппарата РФ, прошел успешно. Ученики не только с легкостью закрепили эту тему, но и создали эффективное ученическое самоуправление.
В общей сложности, в структуре ученического самоуправления «Федоровской средней школы имени Е.Г. Тутаева», приняло участие более 30 человек, не считая ученические самоуправления внутри классов. Экспериментальный класс были задействованы на 95%. Участие в эксперименте не принимали лишь ученики, имеющие неудовлетворительные оценки за учебу и поведение.
С помощью данного тренинга на формирующем этапе экспериментального исследования удалось решить ряд воспитательных задач. Установление ученического самоуправления способствовало развитию творческого отношения к учебной деятельности и навыков самоконтроля, помогало создать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе. Обучающиеся принимали активное участие в работе на уроках, проявляли интерес к изучаемой теме, что выражалось в самостоятельном поиске дополнительной информации, стремлении обсудить некоторые аспекты темы.
Для объективной оценки результативности проведения данного тренинга в ходе изучения темы «Механизм государства» и определения эффективности достижения цели обучающего этапа экспериментального исследования был проведен контрольный этап экспериментального исследования.
По его итогам, мы можем сделать следующий вывод. Ученическое самоуправление, как тренинг по подготовке к ЕГЭ по обществознанию, благоприятно влияет на образовательный процесс. С помощью методик можно убедиться в том, что возросли показатели не только знаний в определенных темах курса, но и такие качества как дисциплинированность и целеустремленность. Благодаря творческому подходу в изучении предмета, у детей появился энтузиазм. Для проведения эксперимента не требовались уговоры и принуждения со стороны администрации, дети сами добровольно и с азартом вливались в новый для них процесс.



