Личностные особенности преподавателя, влияющие на формирование внутренней мотивации к развитию профессионализма
|
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 9
1.1. Мотивация как психологическая категория 9
1.2. Специфика формирования профессиональной мотивации студентов 15
1.3. Социально-психологические особенности студенческого возраста 22
1.4. Личностные особенности преподавателя высшего учебного заведения 30
Выводы к 1 Главе 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ
ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 41
2.1. Организация и проведение исследования 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 47
2.2.1. Сравнительный анализ средних показателей по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А. А. Реан, В. А. Якунин) с учетом t-критерия Стьюдента 48
2.2.2. Корреляционный анализ показателей мотивации внутри учебных групп 54
2.2.3. Качественный анализ анкетных данных о роли личности преподавателя в трансформации профессиональной мотивации студентов 63
Выводы ко 2 Главе 76
Заключение 78
Список литературы 80
Приложения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 9
1.1. Мотивация как психологическая категория 9
1.2. Специфика формирования профессиональной мотивации студентов 15
1.3. Социально-психологические особенности студенческого возраста 22
1.4. Личностные особенности преподавателя высшего учебного заведения 30
Выводы к 1 Главе 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ
ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 41
2.1. Организация и проведение исследования 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 47
2.2.1. Сравнительный анализ средних показателей по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А. А. Реан, В. А. Якунин) с учетом t-критерия Стьюдента 48
2.2.2. Корреляционный анализ показателей мотивации внутри учебных групп 54
2.2.3. Качественный анализ анкетных данных о роли личности преподавателя в трансформации профессиональной мотивации студентов 63
Выводы ко 2 Главе 76
Заключение 78
Список литературы 80
Приложения
Актуальность темы исследования. Проблема формирования мотивационной сферы личности современного студента актуальна в психологической науке. Значимость изучения данной проблемы колоссальна, поскольку переоценка веса многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием. Проблему мотивации обостряет тот факт, что в едином процессе социализации-индивидуализации проявляется неспособность личности интегрироваться в новую социокультурную ситуацию, происходит психологическая деформация личности в отношениях к окружающим и к себе.
Проблема исследования мотивационной сферы личности заключается в том, что все еще не раскрыта психологическая природа данного явления. Откуда вытекает необходимость ее глубинной теоретико-методологической проработки.
С давних времен изучением мотивационно-потребностной сферы личности занимались философы и психологи. Истоки изучения берут свое начало с философии Древней Греции (Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, Платон и др.) и имеют свое продолжение в трудах эмпирических психологов (К. Бюллер,Э. Торндайк, З. Фрейд, К. Левин и др.), отечественных психологов (П.К. Анохин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.) и зарубежных психологов (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.)[5, 36, 49].
Актуальность проблемы настоящего исследования психологических факторов, условий и средств формирования мотивационной сферы современного студента определяется задачами оптимизации процесса личностного и профессионального становления специалиста в вузовском обучении.
В современных условиях информационного общества и глобальных трансформационных процессов встает острая необходимость изменения системы образования, включая ее ценностные и мотивационные стороны. Причем основную роль в этих измененных аспектах образования занимает сам студент как активный и инициативный субъект образовательного процесса и профессионально-личностного развития, способный самостоятельно ставить и решать учебные задачи, быть инициатором своей учебной деятельности в вузе, в связи с чем в рамках исследования была рассмотрена субъективная составляющая вопроса, а именно: взгляд обучающихся на влияние личности преподавателя на их мотивацию в аспекте профессионального становления.
Формирование личностной и профессиональной компетентности, поддержание и стимулирование профессиональной мотивации осуществляется в процессе взаимодействия преподавателя и студента. Данное взаимодействие носит субъект - субъектный характер, поэтому нельзя исключать колоссальную степень влияния личности преподавателя на обучающихся.
Взаимодействие преподавателя и студента - это средство деятельности по формированию специалиста, по детерминации внутренних побуждающих к профессиональной деятельности мотивов. Следовательно, для осуществления эффективной образовательной деятельности необходимо совершенствовать уже существующие на данном историческом этапе методы работы преподавателя, основываясь на его личностных качествах, развивать и подкреплять необходимые черты.
Отсюда вытекает проблема исследования, заключающаяся в том, что представления студентов о личности преподавателя являются важным субъективным фактором, который определяет эффективность всей учебновоспитательной работы вуза. Этот фактор влияет на общение преподавателя со студентами, на организацию различных видов их аудиторной и внеаудиторной деятельности, и в конечном счете на сформированность личностных и профессиональных компетенций будущих специалистов.
Объект исследования - профессиональная мотивация студентов.
Предмет исследования - трансформация профессиональной мотивации студентов под влиянием личности преподавателя.
Гипотеза - в процессе становления и видоизменения профессиональной мотивации студентов меняется взгляд на необходимые личностные особенности преподавателя, влияющие на формирование мотивации профессиональной деятельности.
Цель исследования - выявить наиболее значимые личностные особенности преподавателя, влияющие на формирование внутренней
мотивации к развитию профессионализма.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы были сформулированы и последовательно решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия «мотивация».
2. Осуществить теоретический анализ особенностей профессиональной мотивации студентов.
3. Выявить возрастные особенности студенческого возраста, основываясь на теоретической базе.
4. Провести теоретический анализ личностных особенностей преподавателя.
5. Проанализировать особенности мотивационной сферы студентов.
6. Осуществить качественный анализ анкетных данных и выявить личностные черты преподавателя, влияющие на профессиональную мотивацию обучающихся, а также мотивирующие аспекты преподавательской деятельности, на основе субъективного мнения студентов касаемо роли преподавателя в формировании их профессиональной мотивации.
Методологические и теоретические основы работы. Интегральная динамическая концепция мотивации Е. Ильина послужила основой для определения мотивации. А типология и структура мотивов, мотивация личности к осуществлению профессиональной деятельности рассматривалась с позиций А. К. Марковой, Р.В. Габдреева, А.В. Смирнова, Н. Пейсахова, А. Печникова и Г. Мухиной. При рассмотрении вопроса профессионализма личности мы опирались на представления А.А. Деркач, И.А. Зимней, А.А. Реан, которые определяли его как качественную характеристику субъекта труда и учебной деятельности. Из зарубежных исследований, посвященных мотивационно-потребностной сфере личности, мы выделили теорию А. Маслоу.
Методы исследования. В процессе реализации намеченных задач были использованы общенаучные методы: тестирование, анкетирование,
качественный анализ анкетных данных, статистические методы обработки эмпирического материала, включающие в себя подсчет коэффициентов линейной корреляции, статистическое сравнение по t-критерию Стьюдента.
Методики исследования:
1. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной.
2. Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А. А. Реан, В. А. Якунина.
3. Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности в модификации Л.А. Г оловиной.
4. Авторская анкета «Роль преподавателя в формировании профессиональной мотивации студента» (глазами самих студентов).
Эмпирическая база. В исследовании приняли участие студенты 1, 2, 3 и 4 курсов Института психологии и образования Казанского (Приволжского) Федерального университета. Было опрошено 100 испытуемых в возрасте от 18 до 22 лет, среди которых 16 человек мужского пола и 84 человека - женского пола. В связи с задачами исследования общая выборка испытуемых была поделена на четыре группы в соответствии с их курсом обучения.
Первую группу составили студенты первого курса обучения в количестве 25 человек, 22 из которых женского пола и 3 - мужского, в возрасте от 18 до 19 лет.
Во вторую группу вошли студенты второго курса в количестве 25 человек, 19 из которых женского пола и 6 - мужского, в возрасте от 19 до 20 лет.
Третья группа была сформирована из студентов третьего курса в количестве 25 человек, в возрасте от 20 до 21 года, 22 из которых женского пола и 3- мужского.
Четвертую группу составили студенты четвертого курса в количестве 25 человек, в возрасте от 21 до 22 лет, 21 испытуемый женского пола и 4- мужского.
Теоретическая значимость исследования - Полученные результаты дополняют научные представления о вкладе личности преподавателя в формирование внутренней мотивации студентов к развитию профессионализма. А также, представленная работа расширяет теоретикоэмпирическую базу исследования взаимосвязи между мотивационной сферой студентов и личностными особенностями преподавателей.
Практическая значимость исследования - Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены в ходе образовательной работы будущих педагогов-специалистов для подкрепления, формирования и развития необходимых личностных черт, которые станут основой оптимизации субъект субъектного взаимодействия, осуществляемого в ходе их профессионального становления в рамках преподавательской деятельности.
Структура дипломной работы. Текст дипломной работы состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя несколько параграфов, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы - 83 с.
Проблема исследования мотивационной сферы личности заключается в том, что все еще не раскрыта психологическая природа данного явления. Откуда вытекает необходимость ее глубинной теоретико-методологической проработки.
С давних времен изучением мотивационно-потребностной сферы личности занимались философы и психологи. Истоки изучения берут свое начало с философии Древней Греции (Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, Платон и др.) и имеют свое продолжение в трудах эмпирических психологов (К. Бюллер,Э. Торндайк, З. Фрейд, К. Левин и др.), отечественных психологов (П.К. Анохин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.) и зарубежных психологов (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.)[5, 36, 49].
Актуальность проблемы настоящего исследования психологических факторов, условий и средств формирования мотивационной сферы современного студента определяется задачами оптимизации процесса личностного и профессионального становления специалиста в вузовском обучении.
В современных условиях информационного общества и глобальных трансформационных процессов встает острая необходимость изменения системы образования, включая ее ценностные и мотивационные стороны. Причем основную роль в этих измененных аспектах образования занимает сам студент как активный и инициативный субъект образовательного процесса и профессионально-личностного развития, способный самостоятельно ставить и решать учебные задачи, быть инициатором своей учебной деятельности в вузе, в связи с чем в рамках исследования была рассмотрена субъективная составляющая вопроса, а именно: взгляд обучающихся на влияние личности преподавателя на их мотивацию в аспекте профессионального становления.
Формирование личностной и профессиональной компетентности, поддержание и стимулирование профессиональной мотивации осуществляется в процессе взаимодействия преподавателя и студента. Данное взаимодействие носит субъект - субъектный характер, поэтому нельзя исключать колоссальную степень влияния личности преподавателя на обучающихся.
Взаимодействие преподавателя и студента - это средство деятельности по формированию специалиста, по детерминации внутренних побуждающих к профессиональной деятельности мотивов. Следовательно, для осуществления эффективной образовательной деятельности необходимо совершенствовать уже существующие на данном историческом этапе методы работы преподавателя, основываясь на его личностных качествах, развивать и подкреплять необходимые черты.
Отсюда вытекает проблема исследования, заключающаяся в том, что представления студентов о личности преподавателя являются важным субъективным фактором, который определяет эффективность всей учебновоспитательной работы вуза. Этот фактор влияет на общение преподавателя со студентами, на организацию различных видов их аудиторной и внеаудиторной деятельности, и в конечном счете на сформированность личностных и профессиональных компетенций будущих специалистов.
Объект исследования - профессиональная мотивация студентов.
Предмет исследования - трансформация профессиональной мотивации студентов под влиянием личности преподавателя.
Гипотеза - в процессе становления и видоизменения профессиональной мотивации студентов меняется взгляд на необходимые личностные особенности преподавателя, влияющие на формирование мотивации профессиональной деятельности.
Цель исследования - выявить наиболее значимые личностные особенности преподавателя, влияющие на формирование внутренней
мотивации к развитию профессионализма.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы были сформулированы и последовательно решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия «мотивация».
2. Осуществить теоретический анализ особенностей профессиональной мотивации студентов.
3. Выявить возрастные особенности студенческого возраста, основываясь на теоретической базе.
4. Провести теоретический анализ личностных особенностей преподавателя.
5. Проанализировать особенности мотивационной сферы студентов.
6. Осуществить качественный анализ анкетных данных и выявить личностные черты преподавателя, влияющие на профессиональную мотивацию обучающихся, а также мотивирующие аспекты преподавательской деятельности, на основе субъективного мнения студентов касаемо роли преподавателя в формировании их профессиональной мотивации.
Методологические и теоретические основы работы. Интегральная динамическая концепция мотивации Е. Ильина послужила основой для определения мотивации. А типология и структура мотивов, мотивация личности к осуществлению профессиональной деятельности рассматривалась с позиций А. К. Марковой, Р.В. Габдреева, А.В. Смирнова, Н. Пейсахова, А. Печникова и Г. Мухиной. При рассмотрении вопроса профессионализма личности мы опирались на представления А.А. Деркач, И.А. Зимней, А.А. Реан, которые определяли его как качественную характеристику субъекта труда и учебной деятельности. Из зарубежных исследований, посвященных мотивационно-потребностной сфере личности, мы выделили теорию А. Маслоу.
Методы исследования. В процессе реализации намеченных задач были использованы общенаучные методы: тестирование, анкетирование,
качественный анализ анкетных данных, статистические методы обработки эмпирического материала, включающие в себя подсчет коэффициентов линейной корреляции, статистическое сравнение по t-критерию Стьюдента.
Методики исследования:
1. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной.
2. Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А. А. Реан, В. А. Якунина.
3. Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности в модификации Л.А. Г оловиной.
4. Авторская анкета «Роль преподавателя в формировании профессиональной мотивации студента» (глазами самих студентов).
Эмпирическая база. В исследовании приняли участие студенты 1, 2, 3 и 4 курсов Института психологии и образования Казанского (Приволжского) Федерального университета. Было опрошено 100 испытуемых в возрасте от 18 до 22 лет, среди которых 16 человек мужского пола и 84 человека - женского пола. В связи с задачами исследования общая выборка испытуемых была поделена на четыре группы в соответствии с их курсом обучения.
Первую группу составили студенты первого курса обучения в количестве 25 человек, 22 из которых женского пола и 3 - мужского, в возрасте от 18 до 19 лет.
Во вторую группу вошли студенты второго курса в количестве 25 человек, 19 из которых женского пола и 6 - мужского, в возрасте от 19 до 20 лет.
Третья группа была сформирована из студентов третьего курса в количестве 25 человек, в возрасте от 20 до 21 года, 22 из которых женского пола и 3- мужского.
Четвертую группу составили студенты четвертого курса в количестве 25 человек, в возрасте от 21 до 22 лет, 21 испытуемый женского пола и 4- мужского.
Теоретическая значимость исследования - Полученные результаты дополняют научные представления о вкладе личности преподавателя в формирование внутренней мотивации студентов к развитию профессионализма. А также, представленная работа расширяет теоретикоэмпирическую базу исследования взаимосвязи между мотивационной сферой студентов и личностными особенностями преподавателей.
Практическая значимость исследования - Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены в ходе образовательной работы будущих педагогов-специалистов для подкрепления, формирования и развития необходимых личностных черт, которые станут основой оптимизации субъект субъектного взаимодействия, осуществляемого в ходе их профессионального становления в рамках преподавательской деятельности.
Структура дипломной работы. Текст дипломной работы состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя несколько параграфов, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы - 83 с.
Настоящее исследование было посвящено проблеме взглядом выпускников относительно личности преподавателя в формировании их профессиональной мотивации, как определяющих факторов всей учебновоспитательной работы ВУЗа.
В 1 главе работы был проведен теоретический анализ психологопедагогической литературы по проблеме профессиональной мотивации студентов, психологических особенностей студенческого возраста и личностных особенностей преподавателей, была выявлена теоретическая взаимосвязь между участниками взаимодействия преподаватель-студент. 2 глава была посвящена эмпирическому исследованию трансформации профессиональной мотивации под влиянием личности преподавателя, с целью выявления наиболее значимых черт личности.
В ходе проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
- на основании проведенного теоретического анализа понятия мотивации было выяснено, что это сложная многоуровневая динамическая система, включающая в себя потребности, установки, актуальные стремления, область идеального, дающую человеку перспективу развития, нормы, ценности и т.д.;
- был осуществлен теоретический анализ особенностей профессиональной мотивации студентов;
- благодаря теоретическому анализу были выявлены возрастные особенности студенческого возраста;
- был произведен теоретический анализ личностных особенностей преподавателя;
- эмпирическое исследование позволило рассмотреть особенности мотивационной сферы студентов в рамках их профессионального становления;
- в ходе эмпирического исследования были выявлены личностные особенности преподавателя, влияющие на профессиональную мотивацию обучающихся, а также мотивирующие аспекты преподавательской деятельности, на основе субъективного мнения студентов касаемо роли преподавателя в формировании их профессиональной мотивации.
В результате исследования гипотеза была подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
Значимость исследования носит как теоретический, так и практический характер. Полученные результаты дополняют научные представления о вкладе личности преподавателя в формирование внутренней мотивации студентов к развитию профессионализма. А также, представленная работа расширяет теоретико-эмпирическую базу исследования взаимосвязи между мотивационной сферой студентов и личностными особенностями преподавателей.
Практически результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены в ходе образовательной работы будущих педагогов-специалистов для подкрепления, формирования и развития необходимых личностных черт, которые станут основой оптимизации субъект-субъектного взаимодействия, осуществляемого в ходе их профессионального становления в рамках преподавательской деятельности.
В 1 главе работы был проведен теоретический анализ психологопедагогической литературы по проблеме профессиональной мотивации студентов, психологических особенностей студенческого возраста и личностных особенностей преподавателей, была выявлена теоретическая взаимосвязь между участниками взаимодействия преподаватель-студент. 2 глава была посвящена эмпирическому исследованию трансформации профессиональной мотивации под влиянием личности преподавателя, с целью выявления наиболее значимых черт личности.
В ходе проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
- на основании проведенного теоретического анализа понятия мотивации было выяснено, что это сложная многоуровневая динамическая система, включающая в себя потребности, установки, актуальные стремления, область идеального, дающую человеку перспективу развития, нормы, ценности и т.д.;
- был осуществлен теоретический анализ особенностей профессиональной мотивации студентов;
- благодаря теоретическому анализу были выявлены возрастные особенности студенческого возраста;
- был произведен теоретический анализ личностных особенностей преподавателя;
- эмпирическое исследование позволило рассмотреть особенности мотивационной сферы студентов в рамках их профессионального становления;
- в ходе эмпирического исследования были выявлены личностные особенности преподавателя, влияющие на профессиональную мотивацию обучающихся, а также мотивирующие аспекты преподавательской деятельности, на основе субъективного мнения студентов касаемо роли преподавателя в формировании их профессиональной мотивации.
В результате исследования гипотеза была подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
Значимость исследования носит как теоретический, так и практический характер. Полученные результаты дополняют научные представления о вкладе личности преподавателя в формирование внутренней мотивации студентов к развитию профессионализма. А также, представленная работа расширяет теоретико-эмпирическую базу исследования взаимосвязи между мотивационной сферой студентов и личностными особенностями преподавателей.
Практически результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены в ходе образовательной работы будущих педагогов-специалистов для подкрепления, формирования и развития необходимых личностных черт, которые станут основой оптимизации субъект-субъектного взаимодействия, осуществляемого в ходе их профессионального становления в рамках преподавательской деятельности.
Подобные работы
- ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Особенности учебной мотивации студентов педагогического вуза заочной формы обучения (Ульяновский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Профессиональное и личностное становление преподавателя Учебного центра Федеральной противопожарной службы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2012 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ» КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Трансформация мотивации учебно-профессиональной ориентации студентов вузов в процессе обучения (на примере КФУ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2013 - УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ ПЕДАГОГОВ ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА РАЗВИТИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ГИС
МЧС РОССИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



