Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ (ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ)

Работа №34206

Тип работы

Диссертация

Предмет

философия

Объем работы405
Год сдачи2003
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
555
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА 25
1.1. Правовая теория и практика правоприменения в современном обществе 25
1.2. Сущность и специфика философско-антропологического подхода к пониманию права 71
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИРОДЫ ПРАВА 126
2.1. Антропологические и социокультурные основы правогенеза 126
2.2. Право в системе культуры 161
2.3. Плюрализм цивилизаций и разнообразие форм права 194
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 235
3.1. Правосознание как идейно-ценностная основа права 235
3.2. Правовой менталитет в системе функционирующего права 265
3.3. Особенности российского правового менталитета и проблемы эволюции права в современном российском обществе 297
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 354
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 364



Актуальность темы исследования. Проблемы понимания права можно отнести к числу вечных. На протяжении всего времени существования права научный интерес к нему не только не исчезает, но и постоянно возрастает. Задача постижения сущности права актуальна и в настоящее время.
Это обусловлено, прежде всего, сложностью и многогранностью права как социокультурного явления, в исследовании которого всегда имеется перспектива обнаружить новые грани и свойства права, например, право как ценностное отношение, и, следовательно, прийти к новому в трактовке его пониманию. Особенно возрастают возможности расширения и углубления правовых знаний в условиях общего методологического движения, возникшего в философии XX века, а именно: перехода от классического к неклассическому и далее к постклассическому этапу. Для последнего этапа характерен методологический плюрализм, который сегодня может рассматриваться как магистральное направление развития методологии права. Именно в его рамках появляется перспектива говорить о реальном и последовательном обновлении трактовки права.
Всесторонний культурно-антропологический анализ правовых систем, например в странах Востока, дает основание утверждать о наличии в них достаточно эффективной правовой регуляции, хотя она значительно отличается от западноевропейской. Встает серьезная проблема: как оценить западное, «отдифференцированное», и восточное,
«неотдифференцированное», право, каковы критерии такой оценки. Можно ли рассматривать эти формы права как равнозначные или последняя форма есть более низкая ступень развития права, чем первая? Получить исчерпывающие ответы на поставленные вопросы в рамках юридического позитивизма не удается. Складывающаяся в правовой теории и практике

4
ситуация указывает на необходимость обратиться к философско- антропологическому анализу.
Рост философского интереса к праву обусловлен также переходом современного общества в качественно иное состояние, которое предполагает другие характеристики права и правовой реальности. В сложившихся новых социокультурных условиях информационного общества, когда накоплены многочисленные данные о непозитивных проявлениях права, возникает потребность в уточнении и конкретизации понятия права. Например, расширение состава субъектов нормотворчества за счет «независимых административных авторитетов», рекомендации которых обязательны к применению в определенных сферах общественной жизни, предполагает уточнение их роли и места в структуре всех субъектов правотворческой деятельности, определение правового статуса результатов их «законотворческой» деятельности. В связи с тем, что новые субъекты нормотворчества являются субъектами гражданского общества, а не публичной власти, анализировать их деятельность целесообразно не с точки зрения специфики политико-правового строя, а с учетом особенностей социокультурной реальности определенного сообщества граждан, которые наиболее адекватно можно познать в рамках культурно-антропологической философии.
Активизация исследования проблем понимания права обусловлена и тем, что в современных социокультурных условиях, несмотря на некоторое повышение роли права в жизнедеятельности общества, происходит падение его авторитета в общественном мнении и в решении практических дел. Усиливается былой расчет на власть, которая воспринимается как едва ли не единственное средство обеспечения «безупречного правопорядка» и «строгой законности». Постепенное перемещение права с центра на периферию в системе социального регулирования предполагает осмысление следующих вопросов: каково содержание права, авторитет которого падает в социальной практике; насколько оно соответствует представлениям о праве

5
людей, живущих в разных социокультурных системах; что заставляет их отказываться от права в пользу власти. Провести анализ вышеперечисленных проблем вне философско-антропологического подхода не представляется возможным.
Возрастание интереса к проблемам права вызвано также тем, что в нынешних исторических условиях набирают силу феномены, являющиеся прямыми противоположностями права, — произвол и насилие. Именно сегодня решается коренной вопрос современности: какая социальная сила — право или насилие — займет центральное место в жизни общества. В этой связи возникает и другой вопрос: возможно, не право, как объективно складывающееся явление, не способно обеспечить общественный порядок, а тот феномен, который обозначается понятием «право». Следует найти более адекватное современным реалиям понимание права. Чтобы учесть все многообразие социокультурного мира, необходимо выйти за пределы традиционного юридического позитивизма и в полном объеме использовать философский культурно-антропологический подход.
Актуализация вопросов права в современных условиях обусловлена и так называемой драмой позитивного права, суть которой состоит в том, что юридические формы и принципы в высших значениях понятия права становятся предпосылкой для формирования явлений антиправового характера, следовательно, новых форм насилия. Почему такое происходит, результатом какого процесса является переживаемая позитивным правом драма, учитывает ли данное право реальные, самые разнообразные социокультурные ценности людей, их представления о справедливости, о предназначении права — эти и подобные им вопросы требуют комплексного исследования права в контексте современной философско- антропологической и социокультурной проблематики.
Культурно-антропологическое решение проблемы понимания права актуально и значимо в сложной и противоречивой сегодняшней жизни еще и потому, что широкий диапазон явлений современной социальной практики:

6
компьютеризация правовой информации, правовые вопросы надгосударственной защиты прав человека, правовые проблемы современной семьи и т.д.— требует правового регулирования. Все это и многое другое напрямую подвело человечество к осознанию возможности синтеза философских, антропологических, социокультурных и теоретико-правовых знаний с целью системного и комплексного изучения права.
Повышенный интерес к изучению права как социокультурного явления определяется и кризисом российской правовой действительности, который заставил ученых задуматься над проблемой понимания сущности и эволюции российского права, эффективности отечественной правовой системы и др. Заинтересованность в системном исследовании правовой реальности обусловлена и недостаточно удачным реформированием законодательства в условиях перехода России на демократический путь развития. Возникает потребность в теоретико-практической корректировке правовой политики с учетом особенностей российского права.
Итак, теоретико-методологические трудности, с которыми сталкиваются исследователи при изучении изменений, происходящих в современной правовой действительности, указывают на необходимость привлечь для постижения природы права философско-антропологические и социокультурные знания, создать философско-антропологическую концепцию права.
Степень научной разработанности проблемы. Рассмотрение права как социокультурного явления представляет собой широкую и многогранную, сложную и многоаспектную проблематику. Это обусловливает необходимость, с одной стороны, междисциплинарного подхода к самой проблеме, а с другой стороны, учета воздействия субъективных факторов на общественные явления. Поэтому исследование данной темы в философии невозможно без привлечения антропологических, культурно-антропологических, социокультурных, социологических, психологических и юридических концепций. Для реализации замысла

7
диссертационного исследования использовались достижения как отечественной, так и зарубежной научной мысли.
Вопрос о праве является одним из наиболее актуальных в философии и юриспруденции XVIII - XXI вв. и привлекает к себе пристальное внимание ученых, которые затрагивают в своих исследованиях различные аспекты исследуемой темы.
Несмотря на то, что исследование права берет свое начало еще с эпохи древневосточных цивилизаций, антропологический подход к праву наметился лишь в XVIII веке в работах К.А. Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» и И. Канта «Антропология»1. Значительный вклад в развитие антропологического метода внес выдающийся русский ученый первой половины ХХ века В.И. Вернадский .
Первые крупные работы по исследованию права с позиции антропологии появляются во второй половине XIX века. Среди них можно назвать труды Г. Дж. Самнера-Мэна, И.Я. Бахофена, Дж. Фрэзера, Л.Г. Моргана . «Парад идей» конца XIX века завершают работы Ф. Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884) и Г. Поста («Основы этнологической юриспруденции», 1890). Хотя эти работы отличались несколько прямолинейным эволюционизмом, они предвосхитили наиболее важные для исследования права дискуссии о связи права и государства, об идентификации права, о культурной вариативности права.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследовав механизм объективации содержания права посредством развертывания его понятийного строя, исходя из логики самого права, и, тем самым, выйдя в поддающуюся эмпирической интерпретации и научному познанию правовую реальность, мы завершили определенный познавательный цикл. Поэтому, хотя проблема понимания права осталась далеко не исчерпанной данным исследованием, у нас есть полное основание подвести общие итоги.
Несмотря на то, что теоретические выводы по каждому из поставленных вопросов были сделаны по ходу исследования, хотелось бы еще раз заострить внимание на наиболее значимых выводах нашей работы.
Всесторонний и комплексный анализ основных направлений развития права в современную эпоху позволил обнаружить появление негативных тенденции в правовой эволюции. К ним прежде всего можно отнести то, что право оказывается бессильным в разрешении наиболее сложных и по своим последствиям наиболее значимых событий и конфликтов, что ведет к возрастанию авторитета власти и силы как самых эффективных способов решения возникающих проблем. К негативной тенденции правовой эволюции следует отнести и появление так называемой драмы права, которая имеет двоякое проявление. С одной стороны, - это, когда под предлогом защиты высших правовых принципов, в частности прав человека, нарушаются фундаментальные права человека: например, право на жизнь, право на безопасность, на суверенитет и др. Причем в мировом сообществе формируется убеждение в возможности такого «правового» пути разрешения конфликтов. С другой стороны, количественное возрастание правового массива, сопровождающееся его компьютеризацией, не делает правовое регулирование современного информационного общества эффективным и

355
оптимальным. Значительная часть общественной жизни, которая нуждается в правовом регулировании, так и остается вне деятельности права. Рассмотренное состояние современного права указывают на его кризисное состояние, выход из которого, на наш взгляд, состоит в изменении подходов к формированию и развитию права. В то же время многообразие мировой правовой практики содержит и положительные примеры правового регулирования, в частности в ряде стран Востока. Чтобы аргументировано доказать сбои правового регулирования в одних социокультурных условиях и его успешность в других и обосновать многообразие правовой реальности, было предложено изменить методологические парадигмы изучению права и использовать философско-антропологический подход. Главным аргументом в пользу его избрания было убеждение, что это один из немногих подходов, в основу которого положен принцип о признании права другого быть другим и о необходимости понять логику такой «инакости». Только использование данного подхода позволит, по нашему мнению, конкретизировать и всесторонне обосновать основные направления эволюционного развития права в эпоху информационного общества, а также способы преодоления кризисных процессов в праве.
Убедившись в ходе комплексного исследования российской правовой теории и практики в наличии кризиса правового регулирования, мы пришли к выводу, что понять особенности правового регулирования в российской социокультурной реальности, также можно с помощью философско- антропологического подхода. Этот вывод обусловлен тем, что кризис российской правовой действительности, с нашей точки зрения, проявляется в глубоком расколе между исторически сложившейся российской правовой реальностью и правовой политикой российского государства, в основу которого положена западная концепция правового либерализма. Тем более мы считаем, что западноевропейские теории права создавались для иной социокультурной реальности, чем та, которая сложилась в России.
Кроме того, учитывая современные тенденции мировой научной мысли

356
и прежде всего постклассицизм с его методологический плюрализмом, полагаем, что в качестве основного направления изучения права можно предложить философско-антропологический подход как методологический синтез разнообразных методов. Основой для такого синтеза, на наш взгляд, целесообразно использовать антропологический метод, обладающий наибольшим эвристическим потенциалом. Именно здесь намечены основные подходы к изучению права, которые предметно исследуются другими методами, предоставляя тем самым возможность для комплексного анализа социокультурных характеристик права.
Результатом использования философско-антропологического подхода, стал взгляд на право как на органическое единство объективно существующих разных форм правовой реальности - правовых идей, норм права, правоотношений, основное содержание которого сконцентрировано в правовых идеях, являющихся неотъемлемой составной частью культурных ценностей общества.
В ходе исследования права и разнообразных форм его проявлений было установлено, что правовая эволюция характеризуется определенной цикличностью, проявляющейся в существовании трех взаимосменяющих и взаимодополняющих друг друга исторических типов: обычное право - позитивное право - постпозитивное право. Причем в последней форме права, характерной для информационного общества, происходит возрождение наиболее значимых свойств обычного права, в частности, таких, как негосударственный характер происхождения и реализации права, внутренние санкции правовых отношений, преобладание в праве процесса (правовых коммуникаций) и расширение понятия «норма права».
С целью более глубокого и всестороннего обоснования тезиса о том, что в правовых идеях отражено и закреплено своеобразие социокультурной реальности определенного общества, мы обратились к философско- антропологическому анализу правогенеза, в результате которого было доказано, что в основе процесса становления права лежат две равнозначные

357
социокультурные переменные: человек и общество. В ходе взаимодействия человека как трансгрессивной личности и общества как целостной самоорганизующейся системы формируются различные формы социального контроля, направленного на поддержание социальной стабильности и порядка в обществе. На определенном этапе развития социокультурной реальности, а именно, когда трансгрессивная личность с ее стремлением к расширению своей антропосферы стала типичной, возникает необходимость в дополнительных официальных организационно-управленческих средствах контроля— в праве, которое, с одной стороны, ограничивает негативно ориентированные формы трансгрессивности (вводя позитивное обязывание и запреты), с другой — оберегает созидательную трансгрессивность (расширяя права и свободы человека).
Анализируя взаимодействие человека как трансгрессивной личности и права как ответной реакции общества на трансгрессивность человека, нам удалось обосновать антропологическую сущность права и правовую (юридическую) сущность человека. Так, человек, адаптируясь к разнообразным социокультурным (природно-климатическим и культурно¬социальным) условиям и ограничивая себя в целях сохранения общественной системы, приобретает свойства Homo juridicus, а право как результат адаптации человека к определенной среде и часть его объективированной деятельности обладает антропной сущностью.
Привлечение культурно-антропологического и культурно¬нормативного подходов позволило нам обосновать, что право как социокультурная переменная органическую входит в систему культурных ценностей общества в целом, и доказать, что сущность права, точнее правовых идей, тождественна моральным, этническим, религиозным и т.д. представлениям. Право как объективно существующее явление определенного сообщества характеризуется единством сущностных свойств с моралью, этикой, религией, национальными обычаями и, формируя позитивное право необходимо, следовательно, ориентироваться на

358
специфику конкретной социокультурной реальности, ее базовые ценности.
Обосновывая пути выхода из кризиса позитивного права, мы попытались доказать, что для исследования права как объективного социокультурного феномена и определения основных направлений правовой эволюции как самоорганизующегося процесса необходимо знать содержание правового сознания и правового менталитета. С нашей точки зрения, именно эти явления правовой реальности наиболее тесно взаимодействуют через правовые идеи с правом и могут рассматриваться как идейно-ценностная и духовно-психологическая основы права. Выявив и исследовав фундаментальные правовые идеи правосознания и особенно правового менталитета определенного народа, можно спрогнозировать пути прогрессивного развития национального права и, в частности, способы преодоления кризиса.
Кроме вышеназванных выводов в заключительной части мы постараемся раскрыть также те полученные в ходе исследования результаты, которые могут иметь вполне определенное значение в научно-теоретическом и в практически-прикладном аспектах.
Максимально четкое различение позитивистского и непозитивистского подходов к проблеме права является первым направлением всего исследования. Потребность в постановке такого вопроса обусловлена тем, что сегодня позитивистская правовая теория и юридическая практика переживает глубочайший кризис, обусловленный качественными изменениями в общественной жизни и способах познания социальной реальности. Эти изменения вызваны постепенным осознанием ограниченных возможностей в исследовании сложной и противоречивой современной социокультуроной реальности той методологии, которая долгое время господствовала в западноевропейской и советской традициях. Можно с достаточным основанием утверждать, что позитивистский и непозитивистский подходы к предмету исследования — праву — качественно различны: они не могут быть сведены один к другому или

359
выведены один из другого, поскольку их методологические основания не совпадают и ни один из них не является частным случаем другого. Нельзя также считать, что позитивистское понимание предмета является более поверхностным, а непозитивистское — более глубоким, оно дает совершенно иное видение предмета. В качестве непозитивистского подхода может рассматриваться философско-антропологический как методологический синтез антропологического, культурно-антропологического,
антропосоциологического, институционального, феноменологического, психологического и иных методов, исследующих особенности социокультурной реальности.
В процессе исследования последовательно проводилась идея, что применение философско-антропологического подхода создают новые возможности для познания феномена права в его содержательной полноте и практической значимости. При этом исследование так методологически понимаемого смыслового аппарата, во-первых, требует преодоления склонности считать рассматриваемые смысловые интерпретации как раз и навсегда заданные: это позволяет интерпретировать наряду с позитивным правом обычное и постпозитивное право как исторические типы права в целом; во-вторых, требует отказа от установки на абсолютность разграничения объективного и субъективного моментов в исследовательской деятельности: что дает возможность рассматривать право как объективно¬субъективное явление, как «сущую идею», основы которой находятся в социокультурной реальности.
В ходе анализа права и различных форм его проявлений в рамках философско-антропологического подхода была создана такая смысловая конструкция, которая позволила бы отойти от простой теоретической интерпретации эмпирических фактов и сконцентрироваться на установлении самой связи понятий: право — правосознание — правовой менталитет. Обращение к выработанной связи понятий позволяет обозревать правовую реальность как социокультурную, что недоступно позитивистскому

360
познанию. Методологический синтез разных подходов, предложенный в диссертации, дает возможность проникнуть в сущность и природу правовой реальности более глубоко и посмотреть на нее под новым углом.
В рамках данной проблемы было рассмотрено как единство диалектически противоположных, качественно различные логик мышления: логику политико-юридического мышления и логику правового мышления. Такая постановка вопроса способствует выработки средств для более адекватных оценок смысла и направленности идей, определяющих официальное теоретическое правосознание и содержание законодательства.
Таким образом, на протяжении всего исследования присутствовала и неуклонно реализовывалась идея о необходимости выхода за пределы позитивизма и перехода к философско-антропологическому подходу как методологическому плюрализму при изучении права, прежде всего, его сущностно-содержательных характеристик.
Вторым направлением исследования было изучение правовых идей как сущности и содержания права. В этом плане правовые идеи представлены в качестве универсального явления, способного ассоциироваться с социокультурной реальностью в целом. Тем самым создается предпосылка выразить феномен правовых идей в категориях философской антропологии и философии культуры. В данном аспекте правовые идеи предстают следующим образом. В правовых идеях сконцентрирована сущность социокультурного бытия человека, то есть первостепенный принцип политико-правовой организации общества. В правовых идеях выражена необходимость как проявление и объективных закономерностей общественного развития, и социокультурной целесообразности. Кроме этого они имеют конкретно-исторические характеристики, ведущие к вариативности форм существования права. Отражая действительность многообразной социокультурной реальности, правовые идеи обладают возможностью и перспективностью регулирования взаимодействий людей на основе ценностных установок, которые являются

361
своеобразной формой выражения социально-духовного бытия человека и могут быть определены как область «объективно ценного». При этом правовые идеи необходимо рассматривать не только как систему способов выражения духовности, но и одновременно как элемент идеологической системы общества. И самое главное — философско-антропологическое и социокультурное обоснование правовых идей является пониманием их не только как момента социальной реальности, но и как формы внутреннего, духовного мира человека. Постановка вопроса о правовых идеях в предельном идейно-теоретическом и духовно-культурном выражении становится, тем самым, постановкой вопроса о человеке как субъекте права.
Третье направление исследования проблемы права как социокультурного феномена было связано с конкретизацией роли и места правового существа в правогенезе и функционировании права. Будучи взятым в своем внутреннем содержании, право закономерно оказалось проявлением и закреплением творческого начала правового существа, реализованной его возможностью выразить себя в своей трансгрессивной цельности в рамках социокультурной реальности. По этой причине была выдвинута и последовательно раскрыта концептуальная идея, согласно которой социокультурная реальность (в том числе правосознание и правовой менталитет как часть этой реальности), правовое существо и право содержательно тождественны: человек и право могут рассматриваться как социокультурные переменные, находящиеся в отношениях своеобразного изоморфизма, позволяющего утверждать, что человек юридичен, а право антропоморфно. В силу этого социокультурную реальность как среду существования правового субъекта и как результата его адаптации следует рассматривать в качестве исходного пункта философского, культурно-антропологического анализа проблемы права в целом.
Четвертым направлением исследования явился поиск средств непосредственного практического применения полученных результатов. Проблема целенаправленного формирования и совершенствования права,

362
реформирования правовой действительности, в том числе законодательства в явной форме не ставилась, хотя и предполагалась. Именно поэтому в научный оборот были введены понятия, позволяющие более глубоко осознать проблемы понимания права, определить пути трансформирования учений о праве, которые могут быть положены в основу преобразования законодательства. Тем самым создается предпосылка рассматривать методологический плюрализм как концептуальный стержень разнообразных исследований, связанных с изучением процессов, происходящих в правовой сфере. Обращение к принципу методологического плюрализма дает возможность исследовать право в его вариативном контексте не только с позиции философской антропологии и философии культуры, но и в рамках психологии, социологии, культурологии, лингвистики, правоведения. Такая постановка вопроса позволила предопределить выбор стержневых, основополагающих методов рассмотрения правовой реальности другими науками. Например, сформирована методологическая основа для углубления знаний в рамках психологии о духовно-психологической обусловленности правовых идей как элемента права правовым менталитетом. Обоснованы также методологические положения, определяющие в рамках культурологии приоритетные направления анализа взаимосвязи культуры и основных институтов духовной сферы: морали, религии, права. Определены методологические аспекты социологического рассмотрения содержания ценностных отношений субъектов права к реально существующему законодательству.
На протяжении всего исследования проводится мысль о том, что результаты философского исследования оказывают влияние на практику опосредовано через идеи, через сферу общественного сознания. В этой связи была обоснована необходимость серьезной корректировки таких ключевых идеалов современной западноевропейской правовой теории, как правовое государство, верховенство закона, принцип разделения властей и других, с точки зрения их адаптации к специфической российской культурно-правовой

363
реальности. В данном аспекте последовательно реализовывалась идея о соответствии уровня развития правосознания, правового менталитета, правовой культуры содержанию путей реформирования правовой системы общества, об отрицательных последствиях такого несоответствия. В частности, сделан вывод о том, что юридический нигилизм не есть порождение имманентных качеств правовой культуры российского общества, а является результатом неудачного наложения позитивного права на правовые традиции России.
Таким образом, диссертант полагает достаточно обоснованным утверждение, что сформулированные и внедренные в исследование методологические установки и концептуальные идеи в целом реализованы, а стало быть, главная исследовательская цель достигнута.
В то же время к результатам диссертационного исследования следует отнестись как к одной из интерпретаций сложной и важной для философского осмысления проблемы — понимания права. Одновременно оно может рассматриваться как выявление тех аспектов правовой реальности, которые требуют дальнейшего изучения. Это, прежде всего, рассмотрение особенностей правового менталитета российского общества. Важным направлением последующего исследования может быть раскрытие содержания эволюции права в России. Пристального внимания требуют проблемы правового соотношения Запад — Россия — Восток. И самое главное — это обоснование сущности права в современном обществе на основе привлечения теоретико-методологических результатов, полученных в рамках других наук.




1. Абульханова К. А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под. ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой.— М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.- С. 7-37.
2. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность.— М.: РЮИД, 2000.- 525 с.
3. Аксаков К. Записки о внутреннем состоянии России // Теория государства у славянофилов.- СПб., 1898.- С. 24-27;
4. Аксаков К.С. О русском воззрении // Русская идея / Сост. М.А. Маслин.- М.: Республика, 1992.- 494 с.
5. Алексеев Н.Н. Основы философии права.— СПб.: Лань, 1996.- 256 с.
6. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. — М.: Статут, 2001.- 243 с.
7. Алексеев С.С. Государство и право. — М.: Юридическая литература,
1994. - 192 с.
8. Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: некоторые тенденции правового развития — надежда и драма современной эпохи.
— М.: Статут, 2000.- 256 с.
9. Алексеев С.С. Теория права.— М.: Изд-во БЕК, 1993.- 224 с.
10. Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. — М.: Статут, 1999.- 231 с.
11. Американская социология: перспективы, проблемы, методы.- М.: Прогресс, 1972. - 392 с.
12. Андросюк В. Г. Педагогика и психология в деятельности органов

365
внутренних дел.- Киев: Знание, 1990.
13. Аннерс Э. История европейского права.- М.: Наука, 1996.- 395 с.
14. Анри М. Значение понятия бессознательного для познания человека // Современная наука: познание человека / Под ред. И.Н. Смирнова.- М.: Наука, 1988.- 202 с.
15. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал.- 1997.- № 3.- С. 16-27;- № 4.- С.28-44; № 5.- С.24-32; № 6.¬17-27.
16. Апарова Т.В. Прецедент в современном английском праве и судебное правотворчество // Труды Всесоюзного научно-исследовательского института советского законодательства.- М.: НИИСЗ, 1976. Вып. 6.
17. Ардашев Н.А. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни: правовые условия ее применения // Вестник Российской академии медицинских наук.- 1996.- № 2.
18. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М. Прогресс Универс, 1993.- 606 с.
19. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. В 16 т. Т. IX.— М.: Политиздат, 1941.— 405 с.
20. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.- М.; Воронеж: Ин-т практич. Психологии: НПО «МОДЭК»,
1996. - 767 с.
21. Асов А.И. Златая цепь. Мифы и легенды древних славян.- М.: Наука и религия, 1998.- 320 с.
22. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом.- М.: Политиздат, 1973.- 456 с.
23. Афанасьев Ю.Н. Вчера и сегодня французской «Новой исторической науки» // Вопросы истории.— 1984.—№. 8.
24. Бабаев В.К. Нормы права как истинное суждение // Правоведение .¬1976.- №2.- С. 23-31.

366
25. Баберовский Й. Самодержавие и юстиция. Соотношение правовой государственности и отсталости на исходе Российской империи (1864¬1914).- Frankfurt am Main: Vittorio Klostarmann , 1996.- 203 с.
26. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение.- 2000.- № 1.- С. 37-40.
27. Байниязов Р.С. Проблемы правосознания в современном российском обществе: Дис... канд. юрид. наук.— Саратов, 1999.- 163 с.
28. Байниязов Р.С. Философия правосознания: постайовка проблемы // Правоведение.—2001.—№ 5.— С.12-23.
29. Байтин М. И. О современном нормативном понимании права // Журнал российского права.— 1999.—.№ 1.— С. 95-101.
30. Байтин М.И. Понятие права и современность // Вопросы теории государства и права. Вып. 1 (10).- Саратов: Изд-во Саратовского госуд. акад. права, 1998.
31. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков).— Саратов: Изд-во Саратовского госуд. акад. права, 2001.-413 с.
32. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие.- М.: Наука, 1987.- 158 с.
33. Баранов В.М., Поленина С.В. Система права, система законодательства и правовая система.— Нижний Новгород: ИЧд-во Нижегородской ВШ МВД РФ, 2000.
34. Бауман З. Социологическая теория постсовременности // Социологические очерки. Ежегодник. Вып. 1.— М., 1991.— С. 130-133.
35. Бачинин В. А. Антропосоциологические проблемы права: методология и эмпирия // Правоведение. — 2001.—№ 3.— С. 27-39.
36. Бачинин В.А. История философии и социологии права.— СПб.: Михайлов, 2001.- 334 с.
37. Бачинин В.А. Морально-правовая философия // Правоведение.— 2001.— № 3.- С. 231-230.

367
38. Белик А.А., Резник Ю.М. Социальная антропология (историко-теоретическое введение).— М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. — 320 с.
39. Белинский В.Г. Россия до Петра Великого // Русская идея / Сост. М. А. Маслин.- М.: Республика, 1992.- С. 70-79.-492 с.
40. Белканов Е.А. Структура и функции правосознания: Дис ... канд. юрид. наук.- Екатеринбург, 1996.- С. 145.
41. Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания.- М.: Высшая школа, 1982.- 183 с.
42. Бенедиктов Н.А. Правкславие, исихазм и русский характер.- Нижний Новгород: Изд-во НИПКРО, 1993.- 46 с.
43. Бенедиктов Н.А., Макарычев С.П., Шаталин Е.Н. Русская идея. Очерк развития отечественной философии мысли.- Нижний Новгород: Изд-во ННГУ. 1993. - 130 с.
44. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: тракта по социологии знания.— М.: Моск. филос. фонд, 1995.— 322 с.
45. Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея.- М.: ЗАО «Сварог и К», 1997.- 549 с.
46. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.- М.: М. Сварог и К, 1997.- 416 с.
47. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии.- 1990.- №№ 1, 2.
48. Бережнов А.Г. Теоретические проблемы правопонимания и формирования содержания права // Вестн. Моск. госуд. ун-та.— Серия
11. — Право.—1999.—№4.— С. 3-13.
49. Березовский Б.А. Генетическая трансформация России: экономика, политика, менталитет // Россия и современный мир.- 1998.- № 1 (18).- С. 41-48.
50. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко.— М.: Nota Bene, 2000.— 574 с.
51. Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. — М.: Ad marginem, 1999.- 431 c.

368
52. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования.- М.: Изд-во МГУ, 1994.- 590 с.
53. Бессмертный Ю.Л. «Анналы»: переломный этап? // Одиссей. Человек в истории.- М.: Ин-т «Открытое общество», 1991.
54. Бессмертный Ю.Л. Изменчивое видение прошлого: к изучению творческого пути Жоржа Дюби // Диалог со временем. Историки в меняющемся мире.- М., 1996.- С. 185-200.
55. Блок М. Апология истории.- М.: Наука, 1973.
56. Боботов С.В. Наполеон Бонапарт — реформатор и законодатель.— М.: Контракт, 1998.- 335 с.
57. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право.— 1998.— № 2.- С. 18-26.
58. Богдановская И.Ю. Закон в английском праве.- М.: Наука, 1987.- 141.
59. Богдановская И.Ю. Прецедентное право.- М.: Наука ИФ «Наука - философия, право, социология и психология», 1993.- 235 с.
60. Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): Автореф. дис... канд. юрид. наук.— СПб., 1993.- 21 с.
61. Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе.- Ростов н/Дону: Изд-во РГУ, 1996.- 239 с.
62. Бурлаков В.Н., Гомонов Н.Д. Патопсихологические особенности личности и механизм преступного поведения // Правоведение.—
2001. — № 3.— С.157-162.
63. Бэкон Ф. Великое восстановление наук // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т.1.— М.: Наука, 1971.- С. 507-509.
64. Вальверде К. Философская антропология / Пер. с исп.- М.: Христианин. Россия, 2000.- 411 с.
65. Васильев А.М. Правовые категории.- М.: Юридическая литература, 1976.- С. 228
66. Васильев В.Л. Психологическая культура прокурорско-следственной

369
деятельности.- СПб.: Изд-во С-Петерб. юрид. ин-та Генеральной Прокуратуры РФ, 1998.- 59 с.
67. Венгеров А.Б. Синергетика, юридическая наука, право // Сов. государство и право.— 1986.— № 10;
68. Венгеров А.Б., Барабашева Н.С. Нормативная система и эффективность общественного производства.- М.: Изд-во МГУ, 1985. - 288 с.
69. Вернадский В.И. научная мысль как планетарное явление / Отв. Ред. А. А. Яншин - М.: Мысль, 1991.- 271.
70. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни / Сост., вступ. ст, коммент. М.С. Бастраковой, И.И. Молчанова, В.С. Неаполитанский.- М.: Советская Россия, 1989.- 704;
71. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Пер. с фр.- М.: Прогресс, 1988.- 221 с.
72. Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве // Государство и право.— 2002.— № 4.— С. 643-649.
73. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права.- Ростов- н/Д.: Изд-во «Феникс», 1995.- 640 с.
74. Власенко Н.А. Законодательная технология. (Теория. Опыт. Правила).— Иркутск: Вост.-Сибир. книж. изд-во, 2001.- 144 с.
75. Власенко Н.А. Язык права.- Иркутск: Вост.-Сибир. книж. изд-во, 1997.- 173 с.
76. Воеводин Л.Д. Индивидуальное и коллективное в конституционном статусе личности // Вестн. Моск. госуд. ун-та.- Серия 11.- Право.- 1997.- № 5.- С. 19.
77. Володин А.Г. Традиционализм в экономическом, социальном и политическом развитии Индии (1947-1987).- М.: Юридическая литература, 1989.- С. 264.
78. Волчанская Е., Терещенко Л., Якушев М. Интернет и гласность.- М.,
1999.
79. Второзаконие. Гл. 30. Ст. 4—5.- М.: Центр «Духовное просвещение»,

370
1991. - 233 с.
80. Гавриленков И. Н. Исторический материализм и юридические науки.- М.: Политиздат, 1963.- С. 11.
81. Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель — налогоплательщик
— государство (Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации).— М.: Изд. Дом ФБК - ПРЕСС, 1998.-592 с.
82. Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Правоведение.— 2001.—№ 3.- С. 39-45.
83. Гак Г. М. Учение об общественном сознании в свете теории познания.- М.: Политиздат, 1960.
84. Гегель Г Философия права.- М.: Мысль, 1990.- 524 с.
85. Герцен А.И. Собр. соч. В 30 т. Т. 30.- М.: Политиздат, 1956.- 389 с.
86. Гершунский Б.С. Менталитет и образование.- М.: Институт практической психологии, 1996.— 144 с.
87. Гетц Г.-В. Изучение ментальности: взгляд из Германии // Споры о главном: дискуссия о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов» / Под ред. Ю.Л. Бессмертного .¬М., 1993.
88. Гиперборейская вера русов: Сборник.- М.: Гранд ФАИР-ПРЕСС,
2001. - 397 с.
89. Горяинов Д.А. Проблема свободы в русской культуре // Философские науки.- 1997.- № 3, 4.- С. 143-147.
90. Государственное устройство и народ: диалог мировоззрений: Материалы Межд. симп. / Ред. Б.П. Шалындин.- Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 1997.- 158 с.
91. Граждане России: кем они себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить? // НГ-сценарий.- 1998.- № 11.- С. 3-11.
92. Гражданский кодекс России: Проблемы. Теория. Практика / Отв. ред.
А. Л. Маковский.- М.: Исследовательский центр частного права, 1998.
93. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства.— М.: Норма -

371
Инфра М, 2000. - 730 с.
94. Графский В.Г. Интегральная (синтезированная) юриспруденция: актуальный и все еще незавершенный проект // Правоведение.—
2000. — № 3.—С. 49-63.
95. Гриб В.В. Проблемы формирования правосознания молодежи: опыт прошлого, реалии настоящего // Юрист. — 1998.— № 5.— С. 38-40.
96. Грошев А.В. Правосознание в системе оснований криминализации общественно опасных деяний // Российский юридический журнал.-
1997. - № 1.- С. 122-132.
97. Грязин И. Н. Внетеоретические формы отражения права.- Тарту: Изд- во ТГУ, 1990.
98. Грязин И. Н. Текст права: Опыт методологического анализа конкурирующих теорий.— Таллин: Ээсти раамат, 1983.— 187 с.
99. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология.— М.: ПЕР СЭ,
2000. — 240 с.
100. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь.- М.: Мысль, 1992.¬782 с.
101. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли // Международный альманах. Свод № 3 / Сост. Н.В. Гумилева.- М.: Прогресс, 1994.- 543 с.
102. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы.- СПб.: ИД Кристалл: АСТ, 2002.- 572 с.
103. Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов».- М.: Индрик, 1993.- 327 с.
104. Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии.— 1988.— № 1.— С. 56-70.
105. Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссия, новые подходы. Вып. 1.- М.: Знание, 1989.
106. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства - М.: Знание, 1990.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ