Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА ПУТЁМ ВНЕДРЕНИЯ НАИЛУЧШИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №34046

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное управление

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
679
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические вопросы управления устойчивым развитием региона 10
1.1 Устойчивое развитие как объект управления 10
1.2 Экономико-правовые основы управления устойчивым развитием 17
1.3 Факторы, критерии оценки и показатели эффективного управления
устойчивого развития 23
2 Сравнительный анализ опыта внедрения наилучших технологий как фактор
устойчивого развития региона 37
2.1 Опыт зарубежных стран в политике внедрения наилучших технологий . 37
2.2 Опыт России в управлении устойчивым развитием и во внедрении
наилучших технологий 42
3 Эффективная модель управления устойчивым развитием региона путём
внедрения наилучших технологий 51
3.1 Анализ состояния дел и проблемы управления устойчивым развитием
региона путём внедрения наилучших технологий 51
3.2 Модель управления устойчивым развитием региона путём внедрения
наилучших технологий 62
3.3 Рекомендации по управлению устойчивым развитием региона путём
внедрения наилучших технологий 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Актуальность темы исследования. Вопросы охраны окружающей среды и состояния экологической безопасности становятся все более актуальными, и неслучайно рациональное природопользование относится к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. У данного решения есть одна большая цель - привлечь внимание к проблемным вопросам, что существуют в экологической сфере, а также сделать лучше состояние экологической безопасности России.
Одной из наиболее известных, востребованных и применяемых на практике концепций, призванных осуществлять анализ и решение экологических, социальных и экономических проблем, препятствующих гармоничному развитию общества, является концепция «устойчивого развития». Стабильный интерес к реализации концепции устойчивого развития проявляют международные организации (ООН, Всемирный Банк и др.), научное сообщество и бизнес структуры, что подтверждается инвестированием значительных финансовых средств в ее развитие, высокой интенсивностью научно исследовательской деятельности и регулярными отчетами международных, государственных и коммерческих организаций в области устойчивого развития (УР). Представители научного сообщества и бизнессреды постоянно и активно подчеркивают значимость и необходимость рационального, эффективного и безопасного использования топливноэнергетических ресурсов (ТЭР) в контексте реализации концепции УР, от которого зависят экологическая, социальная и экономическая устойчивости общества. Особое внимание в этом направлении уделяется промышленным предприятиям, имеющим высокий уровень потребления ТЭР в структуре конечного энергопотребления, вносящим значительный вклад в формирование ВВП государств, существенно влияющим на состояние окружающей среды (промышленные предприятия РФ создают более 98% отходов и более 83% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу) и определяющим качество
социально-экономической жизни социума (на 5 промышленных предприятиях РФ создается около 20% новых рабочих мест, 20% трудоспособного населения РФ задействовано в промышленности). В условиях же жесткой рыночной конкуренции низкий уровень энергоэффективности российской промышленности и экономики (энергоемкость ВВП РФ в 2,5-3 раза выше, чем в развитых странах) в совокупности с высоким уровнем износа инфраструктуры, морально устаревшим энергоемким и экологически неэффективным оборудованием, низкой инновационной активностью, дефицитом инвестиционных средств, а также отсутствием традиций и практик системного управления энергоэффективностью, препятствует обеспечению УР. Данные обстоятельства определяет потребность в более глубоком и тщательном исследовании взаимосвязанности процессов управления энергоэффективностью организаций промышленного сектора и эффективном управлении территориями.
Внедрение наилучших технологий играет значимую роль в устойчивом развитии, как региона, так и страны в целом. За период экономических реформ в научной литературе все активнее обсуждается концепция перехода регионов на путь устойчивого развития, позволяющая решить социальные проблемы, спрогнозировать тенденции развития экономики и социальных отношений, наметить стратегические цели, к достижению которых должны стремиться все субъекты управления.
В настоящее время в Российской Федерации идет процесс гармонизации законодательства с нормами международного права. Российская Федерация подписала ряд международных конвенций и соглашений, в соответствии с которыми обязана уменьшить как имеющееся, так и потенциальное негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду, это может быть достигнуто при внедрении наилучших доступных технологий (НДТ).
Разработка на федеральном уровне политики по реализации перехода на принципы НДТ и внедрение современных технологий в промышленном секторе способствует устойчивому развитию регионов. Однако при всей разработанности многих направлений остаются спорные, нерешенные вопросы, обусловленные динамичностью и многогранностью данной проблемы. Отсюда актуальность поиска новых подходов, разработки конкретных предложений и проектов в этом направлении, эффективной модели внедрения НДТ.
Цель работы заключается в разработке структурной модели механизма государственного регулирования внедрения наилучших доступных технологий.
Для достижения указанной цели в диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы управления устойчивым развитием.
2. Провести обзор критерий оценки и показателей управления устойчивым развитием.
3. Рассмотреть опыт внедрения наилучших технологий в Российской Федерации.
4. Провести сравнительный анализ опыта внедрения наилучших технологий в регионах Российской Федерации и международного опыта.
5. Рассмотреть инструменты государственного стимулирования модернизации.
Объектом исследования является процесс внедрения НДТ в промышленном секторе Российской Федерации.
Предметом исследования является взаимосвязь управления устойчивым развитием региона и внедрение НДТ.
Методологические и теоретические основы исследования. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, публикации в периодической печати, материалы международных, всероссийских, научно - практических конференций, посвященных теоретическим и практическим аспектам управления устойчивым развитием региона. Решение поставленных задач было реализовано с использованием общенаучных методов Информационную базу диссертации составили: Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию»; официальные сайты Российской Федерации, Министерства промышленности Российской Федерации, Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации и другие.
Степень разработанности проблемы. Усиление влияния глобализации придает проблеме перехода социально-экономических систем на модель устойчивого развития особую остроту, вызывая повышенный интерес к ней как отечественных, так и зарубежных ученых.
Так, проблемы устойчивого развития мировой системы нашли отражение в трудах Х. Босселя, В.И. Вернадского, В.И. Данилова-Данильяна, О.К. Дрейера, Д. Медоуза, Н.Н. Моисеева, В.В. Новожилова, Дж. Форрестера и др.
Устойчивость национальных социально-экономических систем рассмотрена в трудах Н.П. Ващекина, В.А. Лося, А.Д. Урсула, Н.Т. Агафонова, Р.А. Исляева, В.А. Коптюга, В.К. Левашова, В.М. Матросова, В.В. Попкова, Б.С. Большакова, А.С. Щеулина и др.
Исследованию различных аспектов региональных социально-экономических систем и переводу их на модель устойчивого развития особое внимание уделяется в работах И.Я. Блехцина, М.Г. Ганопольского, А.Г. Гранберга, Б.М. Гринчеля, М.А. Гусакова, В.А. Ильина, О.В. Коломийченко, С.В. Кузнецова, В.Н. Лаженцева, В.Н. Лексина, В.В. Окрепилова, О.П. Пчелинцева, В.Е. Рохчина, А.А. Румянцева, В.С. Селина, А.И. Татаркина, А.Н. Швецова, А.И. Шишкина и др.
Проблемы устойчивости социально-экономических систем микроуровня, а также отдельных подсистем отражены в работах Т. М. Конопляник, Е. В. Макаровой и др. Следует отметить, что научные исследования проблем устойчивого развития социально-экономических систем в основном касаются мирового, национального и регионального уровней. Поэтому проблемы устойчивого развития муниципальных образований также требуют научной проработки. Не смотря на широкую изученность теории устойчивого развития, управление устойчивым развитием находится в стадии становления. Следует признать, что ряд проблем, связанных с механизмом регулирования политики внедрения НДТ остаются не изученными. Это определило цель, задачи и структуру диссертационного исследования.
Научная новизна. На основе анализа опыта государственного управления в области внедрения наилучших технологий представлена структурная модель механизма государственного регулирования внедрения наилучших доступных технологий, способствующего устойчивому развитию региона; выделены и дополнены критерии и индикаторы устойчивого развития на уровне муниципальных систем.
Практическая значимость полученных результатов обусловлена возможностью использования основных положений и рекомендаций диссертационного исследования субъектами промышленного сектора.
Основные положения и выводы диссертации могут быть применены в учебном процессе в преподавании курсов по направлению «Управление устойчивым развитием региона».
Апробация результатов исследования. По теме диссертационного исследования опубликованы печатные работы:
1. Мингалеева М.В., Салахиева В.Г., Табольская В.В., Тетеркин А.Л. Эколого-экономические проблемы сельского хозяйства (на примере Республики Татарстан) // Финансовая экономика. 2018. №7. ч. 14. С. 1738-1740;
2. Салахиева В.Г., Яо Л.М. Модернизация промышленных предприятий в РТ // Научная сессия (6-10 февраля, 2017 г.) : аннотации сообщений Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. 2017. С.223.
Структура диссертационной работы. Общий объем работы составляет 85 страниц, 15 рисунков, 5 таблиц. Список использованной литературы включает 61 источника.
Во введении рассмотрена актуальность работы, степень разработанности проблемы, цель и задачи исследования, методы исследования, основные пункты научной новизны, практическую значимость и апробацию результатов исследования.
В первой главе «Теоретические вопросы управления устойчивым развитием региона» рассмотрены понятия устойчивого развития региона, выделены основные факторы, критерии оценки и показатели эффективного управления устойчивым развития. Сделан вывод о том, что сложившиеся противоречия могут быть разрешены только при активном участии государства.
Вторая глава «Сравнительный анализ опыта внедрения наилучших технологий как фактор устойчивого развития региона» посвящена сравнительному анализу опыта внедрения наилучших технологий в зарубежных странах и опыту в регионах Российской Федерации.
В третьей главе «Эффективная модель управления устойчивым развитием региона путем внедрения наилучших технологий» проведен анализ и выявлены проблемы состояния дел по управлению устойчивым, сформулирована структурная модель механизма государственного регулирования внедрения наилучших доступных технологий.
В заключении изложены выводы, основные результаты исследования

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основные научные выводы и практические результаты, полученные в ходе проведенного исследования, состоят в следующем.
В условиях глобализации, динамичности внешних и внутренних процессов осмысление теории управления устойчивым развитием социальноэкономических систем, а также разработка ее теоретико-методологических положений и методов управления необходимы и весьма значимы.
Сущность экономической категории «устойчивость социальноэкономической системы» заключается в ее (системы) способности стабильно функционировать и развиваться в долгосрочной перспективе в условиях быстро меняющейся внутренней и внешней среды. Именно устойчивость выступает необходимым условием перехода системы на модель устойчивого развития.
Предполагается, что время внедрения НДТ при участии муниципального уровня (в дополнении к государственному регулированию) значительно сократиться (рисунок 15). Данный факт позволяет сделать вывод о экономической эффективности предложенной нами модели - включение муниципального образования в регулирование внедрения наилучших доступных технологий.
Эффективность проектов и успех устойчивых сообществ предполагает совокупный результат, складывающийся, с одной стороны, из конкретного улучшения ситуации в муниципальных сообществах (оптимизация энергопользования, улучшение качества жизни населения, оздоровление окружающей среды), а с другой стороны, из развития позитивных процессов в сообществах (усовершенствование управления ресурсами, расширение сотрудничества различных социально-демографических слоев общества, вовлечение населения в принятие решений, рост прозрачности деятельности местных органов власти).
Оценка устойчивости муниципального образования с помощью показателей экономической безопасности позволит понять, в каком направлении необходимо двигаться для достижения устойчивого развития. В целом, выбор показателей для оценки устойчивости социально-экономического развития должен осуществляться с учетом особенностей местного сообщества как объекта статистического наблюдения.
Построение системы государственного регулирования на основе принципов наилучших доступных технологий отразится не только на природоохранном законодательстве, но и на экономике промышленных предприятий, поскольку применение эффективной системы регулирования на основе НДТ позволит предприятиям внедрить качественно новый подход для обеспечения своей хозяйственной деятельности.
Применение современных ресурсосберегающих, инновационных и наилучших доступных технологий даст возможность использовать новое технологическое оборудование при финансовой поддержке государства, а также оптимизировать деятельность промышленных предприятий за счет перехода к выполнимым требованиям и показателям, которые установлены регулирующими органами.
Важно отметить, что до настоящего времени мероприятия, направленные на сокращение негативного воздействия на ОС, далеко не всегда оказываются экономически эффективными. Поэтому реализация механизмов стимулирования внедрения НДТ должна существенным образом повлиять на денежные потоки компаний, осуществляющих инвестиции в природоохранные мероприятия и технологии. При этом следует учитывать, что промышленный капитал обладает инертностью, и невозможно в короткие сроки провести замену старых технологий на новые даже при условии, что они обладают более высокими показателями экономической эффективности.



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014)// Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
2. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от
29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. №2. Ст. 133.
3. О внесении изменений в Федеральный закон Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: фед. закон от 21.07.2014 №219-ФЗ (ред. от
25.12.2018) . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О промышленной политике в Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 31.12.2014. №488-ФЗ (ред. от 13.07.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О стандартизации в Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 29.06.2015 №162-ФЗ (ред. от 03.07.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 03.07.2016 № 254-ФЗ (ред. от
28.12.2016) . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. О поставках продукции для федеральных государственных нужд [Электронный ресурс]: фед. закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ (ред. 13.07.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1572.
9. Об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий [Электронный ресурс]: распоряжение
Правительства РФ от 19.03.2014 № 398-р (ред. от 29.08.2015). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
10. О некоторых вопросах деятельности Бюро наилучших доступных технологий [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 28.12.2016 №1508. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ №98-р от 27.01.2015 (ред. от
16.07.2015) . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. О формировании Бюро наилучших доступных технологий [Электронный ресурс]: приказ № 1920 от 3.12.2014. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
II. Монографии и научные статьи
13. Ускова Т. В. Управление устойчивым развитием региона: [монография] // Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. 355 с.
14. Горбунова О. Н. Управление развитием региона //Финансовое право. 2010. № 12. С. 13 -20.
15. Боголюбов С.А. Правотворчество в сфере экологии: [монография] // М.: Эксмо, 2010. 198 с.
16. Бобылев С.Н., Соловьева В.В., Мекуш Г.Е. Определение реальных тенденций развития на основе интегральных индикаторов устойчивости // Рационально еприродопользование. Международные программы, российский и зарубежный опыт. М.: 2012.С. 59-81.
17. Горбунова, О. Н. Экологическая катастрофа и проблемы финансового права //Финансовое право. 2010. № 12. С. 13-20.
18. Вершило Н.Д., Вершило Т.А. Целевые программы по охране окружающейсреды: проблемы реализации и пути решения// Материалы XIV Всероссийскойнаучно-практической конференции «Актуальные проблемы экологического, земельного права и законодательства». Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций. Выпуск шестой. М.: Форгрейфер. 2009. С.24-25.
19. Вершило Н.Д. Эколого-правовые основы устойчивого развития: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: 2010. С.12.
20. Вершило Н.Д., Вершило Т.А. Актуальные проблемы экологического, земельного права и законодательства// Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций. М: Форгрейфер, 2009, С.23-24.
21. Вершило Т.А. Межбюджетные трансферты: проблемы правового
регулирования// Финансовое право. 2008. № 10. С. 5-7.
22. Куклина Е.А. Устойчивость экономической системы: методологические подходы к определению понятия, виды устойчивости, типы устойчивого развития// Образование. Экономика. Общество. - 2007. - № 3. - С. 42-47.
23. Волошин В.В. Региональная социальная политика как фактор устойчивого социально-экономического развития региона // Факторы устойчивого развития экономики России на современном этапе (федеральный и региональный аспекты): сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. Пенза.
2004. С. 90-92.
24. Островский Н.В. Критерии устойчивого развития: национальные
аспекты// Сборник материалов научной конференции студентов и аспирантов Социально-экономическая ситуация в России: состояние и перспективы. 2005. С. 5-8.
25. Гришин В.И. О федеральных целевых программах регионального развития // Финансы. 2002. № 4. С. 190
26. Гербеева, Л.Ю. Роль института собственности в национальной экономике// Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. №13. С. 79-83.
27. Буреш, О.В. Управленческие аспекты трансформации отношений собственности в период рыночных преобразований // Экономические науки. -
2010. №63. С. 232-236.
28. Алушкин, Ю.А. Градообразующее предприятие как фактор социальноэкономического развития территории: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб.: Институт проблем региональной экономики РАН. 2011. С. 3
29. Воссина А.Е. Кустикова М.А. Роль органов местного самоуправления в реализации экологической политики предприятия// Научный журнал НИУ ИТМО Серия «Экономика и экологический менеджмент. № 2. 2015. С. 25-29.
30. Скобелев Д.О., Стороженко П.А., Журба Е.В., Муратова Н.М. Структура модели национальной системы регулирования Обращения химической продукции компетентность // Правовое регулирование использования природных ресурсов. М.: Инфра-М, 2015. С. 69 - 72.
31. Буреш О.В. Модели национальной системы регулирования // Российский юридический журнал 2010. №63. С. 232-236.
III. Учебники и учебные пособия
32. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы. СПб.: ИРЭ РАН, 2004. 288 с.
33. Пространственные аспекты развития региона. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2008. 298 с.
34. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991. 270 с.
35. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. 520 с.
36. Яншина, Ф.Т. Эволюция взглядов В.И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М.: Наука, 1996. 222 с.
37. Моисеев, Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Языки русской культуры, 2000. 223 с.
38. Моисеев, Н.Н. Коэволюция природы и общества. Экология и жизнь.
1997. № 2-3. 154 с.
39. Татаркин А. И., Львов Д. С. Теория и методы современного государственного управления. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 276 с.
40. Шургалина, И. Н. Реформирование российской экономики. Опыт анализа в свете теории катастроф. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. 221 с.
41. Нуреев, Р. М. Экономика развития: модели становления рыночной
экономики: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. 240 с.
42. Лось, В. А. Устойчивое развитие: учеб. пособие. М.: Агар, 2000. 253 с.
43. Кузнецов О. Л. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе природа-общество-человек: учебник. СПб.; М.; Дубна, 2001. 616 с.
44. Сигов, И.И. Теоретические и понятийные основы региональной экономики (российский опыт). 2-е изд., доп. М.: Вуз и школа, 2003. 368 с.
45. Селин, В.С. Теоретические основы измерения и регулирования в территориальных экономических системах. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 1999. 87 с.
46. Индикаторы устойчивого развития Томской области. Вып. 2. Томск: Печатная мануфактура, 2004. 46 с.
47. Лузин, Г.П. Устойчивость и экономическая безопасность в регионах: тенденции, критерии, механизмы регулирования. Апатиты, 1999. 174 с.
48. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2005. 60 с.
49. Лузин, Г.П. Устойчивость и экономическая безопасность в регионах: тенденции, критерии, механизмы регулирования. Апатиты, 2010. 200 с.
50. Сигов, И.И. Теоретические и понятийные основы региональной экономики (российский опыт). М.: Вуз и школа, 2003- 368 с.
51. Показатели устойчивого развития: теория, метод, практическое использование: отчет, представленный на рассмотрение Балатонской группы: пер. с англ. / Х. Боссель. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001. 123 с.
52. Устойчивое эколого-безопасное развитие: Курс лекций. М.: РАГС, 2001. 174 с.
53. Русаков М.С. Зарубежный опыт. Финансово-экономические механизмы развития малых предприятий за рубежом Саратов: ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2014. 64 с.
54. Очирова Е.Л. Экономические и экологические аспекты устойчивого развития современной экономики. Иркутск: ИрГУПС, 2009. 317 с.
55. Мезенцева О.В., Скобелев Д.О. Внедрение наилучших доступных технологий как элемент системы комплексного предотвращения и контроля за негативным воздействием на окружающую среду. М., 2014. 118 с.
IV. Электронные ресурсы
56. World Economic Forum [Электронный ресурс]. URL: http://www.weforum.org/en/initiatives/gcp/Global%20Competitiveness%20 Report/ PastReports/index.htm (дата обращения: 10. 11.2018).
57. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). Перевод с английского под редакцией С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.устойчивоеразвитие.рф/files/monographs/OurCommonFuture - introduction.pdf (дата обращения 12.01.2018).
58. Финансово-правовые механизмы государственного управления» как новая учебная дисциплина [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.garant.ru/books/lecture/431329/ (дата обращения: 12.11.2018). Островский, Н.В. Критерии устойчивого развития: региональные аспекты [Электронный ресурс]. URL: http://www.n-t.ru/tp/ns/kur.htm (дата обращения:
12.11.2018) .
59. Эколого-экономические проблемы устойчивого развития и их решение на уровне муниципальных образований [Электронный ресурс]. URL: http://www.municipal-sd.ru/?q=node/64 (дата обращения: 11.12.2018).
60. Шевелева Р. Н. К вопросу определения понятия «устойчивое развитие муниципального образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.moluch.ru/conf/econ/archive/95/5534/ (дата обращения: 18.10.2018).
61. Безродная, И.В. Муниципальная экологическая политика как система
формирования экологического сознания. [Электронный ресурс]. URL: http://www.xn—7 sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn--p 1 ai/projects/56275/ (дата
обращения: 01.12.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ