ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИФМОВОК НА ЗАНЯТИЯХ НО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ СОИ
|
Введение 3
Глава I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 6
1.1. Понятие «лексический навык». Особенности, характеристики 6
1.2. Рифмовка, как средство формирования лексического навыка 19
1.3. Методы и приемы работы с рифмовками 27
Выводы по главе 1 37
Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ
РИФМОВОК 41
2.1. Описание эксперимента по применению рифмовок как средства
формирования лексических навыков 41
2.2. Ход эксперимента по использованию рифмовок на начальном этапе обучения английскому
языку 45
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по главе 2 61
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложение 1 71
Приложение 2 73
Приложение 3
Глава I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 6
1.1. Понятие «лексический навык». Особенности, характеристики 6
1.2. Рифмовка, как средство формирования лексического навыка 19
1.3. Методы и приемы работы с рифмовками 27
Выводы по главе 1 37
Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ
РИФМОВОК 41
2.1. Описание эксперимента по применению рифмовок как средства
формирования лексических навыков 41
2.2. Ход эксперимента по использованию рифмовок на начальном этапе обучения английскому
языку 45
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по главе 2 61
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложение 1 71
Приложение 2 73
Приложение 3
Обучение иностранному языку включает в себя много аспектов и является очень сложным процессом. Актуальной проблемой является недостаточный словарный запас, который вызывает чувство неуверенности у учащихся и нежелание говорить на иностранном языке. Таким образом, одной из основных задач на уроке является расширение словарного запаса учащихся.
Одной из наиболее важных проблем в обучении иностранному языку является обучение лексике. Лексикой мы называем совокупность слов, которая входит в состав определенного языка или диалекта. Лексический аспект - это один из ключевых компонентов речевого общения, который находится в тесном взаимодействии с грамматикой и фонетикой. Тем не менее, обучая иностранному языку, педагоги отдают особое предпочтение именно лексическому аспекту, так как на начальном этапе можно общаться, используя отдельные слова, не владея при этом глубокими грамматическими знаниями. Безусловно, полноценное общение требует знания и взаимодействия всех языковых аспектов.
Начальный этап иноязычного обучения чаще всего соотносится с начальной школой, а у младших школьников превалирует непроизвольное внимание и память, и они склонны к механическому запоминанию новых иностранных слов без глубокого осознания семантических связей внутри изучаемого учебного материала. Поэтому в нашем исследовании мы учитываем фактор непроизвольности усвоения лексического материала с помощью рифмовок на первом этапе обучения.
Наблюдения за учебной деятельностью в школе приводят к выводу о том, что именно лексическая сторона языка часто представляет наибольшие трудности для учащихся.
Актуальность исследования обусловлена тем, что использование рифмовок на уроках английского языка облегчает усвоение и закрепление новой лексики. А игровые приемы работы с рифмовками имеют большой обучающий потенциал.
Объектом данного исследования является процесс формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.
Предмет исследования - использование рифмовок в обучении лексике на начальном этапе обучения.
Цель работы - выявить обучающий потенциал рифмовок и определить эффективность их использования для формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.
Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач:
• Определить роль лексического аспекта при обучении иностранному языку;
• Проанализировать современные методики формирования лексических навыков в обучении английскому языку;
• Изучить применение поэтического текста в лингводидактике;
• Выявить потенциальные возможности рифмовок в обучении иноязычной лексике;
• Разработать принципы организации и критерии отбора рифмовок в обучении англоязычной лексике;
• Провести эксперимент, доказывающий/опровергающий эффективность использования рифмовок для формирования лексических навыков на начальном этапе обучения.
Апробация дипломной работы проводилась в Центре внешкольной работы Приволжского района г.Казани.
Методами исследования являются анализ научной литературы по проблематике дипломной работы, нормативных документов в области образования, обобщение современного опыта педагогической деятельности по английскому языку на начальном этапе, наблюдение, эксперимент.
Научная новизна заключается в обосновании эффективности использования рифмовок для формирования лексических навыков с учетом психологических особенностей младших школьников, непроизвольности усвоения лексического материала, а также на основе обобщения передового педагогического опыта.
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обобщении современных подходов в обучении лексике на начальном этапе изучения английского языка с использованием поэтического материала.
Практическая значимость заключается в том, что материалы настоящего исследования могут быть использованы в курсе по методике преподавания иностранного языка, специализированных курсах по обучению иностранному языку учащихся начального этапа, в учебно-методической деятельности учителей английского языка.
Структура и объем работы определены поставленной целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении приводятся основные аспекты работы.
В первой главе выявляется роль лексического аспекта в обучении иностранному языку, а также производится обзор современных методических подходов и приемов к формированию лексических навыков при обучении английскому языку.
Вторая глава содержит описание эксперимента по выявлению эффективности использования рифмовок для формирования лексических навыков на начальном этапе обучения.
В заключении приводятся основные выводы и результаты исследования.
В приложениях представлены: комплекс рифмовок, разработан контрольный тест для определения результатов эксперимента, методические
Одной из наиболее важных проблем в обучении иностранному языку является обучение лексике. Лексикой мы называем совокупность слов, которая входит в состав определенного языка или диалекта. Лексический аспект - это один из ключевых компонентов речевого общения, который находится в тесном взаимодействии с грамматикой и фонетикой. Тем не менее, обучая иностранному языку, педагоги отдают особое предпочтение именно лексическому аспекту, так как на начальном этапе можно общаться, используя отдельные слова, не владея при этом глубокими грамматическими знаниями. Безусловно, полноценное общение требует знания и взаимодействия всех языковых аспектов.
Начальный этап иноязычного обучения чаще всего соотносится с начальной школой, а у младших школьников превалирует непроизвольное внимание и память, и они склонны к механическому запоминанию новых иностранных слов без глубокого осознания семантических связей внутри изучаемого учебного материала. Поэтому в нашем исследовании мы учитываем фактор непроизвольности усвоения лексического материала с помощью рифмовок на первом этапе обучения.
Наблюдения за учебной деятельностью в школе приводят к выводу о том, что именно лексическая сторона языка часто представляет наибольшие трудности для учащихся.
Актуальность исследования обусловлена тем, что использование рифмовок на уроках английского языка облегчает усвоение и закрепление новой лексики. А игровые приемы работы с рифмовками имеют большой обучающий потенциал.
Объектом данного исследования является процесс формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.
Предмет исследования - использование рифмовок в обучении лексике на начальном этапе обучения.
Цель работы - выявить обучающий потенциал рифмовок и определить эффективность их использования для формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.
Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач:
• Определить роль лексического аспекта при обучении иностранному языку;
• Проанализировать современные методики формирования лексических навыков в обучении английскому языку;
• Изучить применение поэтического текста в лингводидактике;
• Выявить потенциальные возможности рифмовок в обучении иноязычной лексике;
• Разработать принципы организации и критерии отбора рифмовок в обучении англоязычной лексике;
• Провести эксперимент, доказывающий/опровергающий эффективность использования рифмовок для формирования лексических навыков на начальном этапе обучения.
Апробация дипломной работы проводилась в Центре внешкольной работы Приволжского района г.Казани.
Методами исследования являются анализ научной литературы по проблематике дипломной работы, нормативных документов в области образования, обобщение современного опыта педагогической деятельности по английскому языку на начальном этапе, наблюдение, эксперимент.
Научная новизна заключается в обосновании эффективности использования рифмовок для формирования лексических навыков с учетом психологических особенностей младших школьников, непроизвольности усвоения лексического материала, а также на основе обобщения передового педагогического опыта.
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обобщении современных подходов в обучении лексике на начальном этапе изучения английского языка с использованием поэтического материала.
Практическая значимость заключается в том, что материалы настоящего исследования могут быть использованы в курсе по методике преподавания иностранного языка, специализированных курсах по обучению иностранному языку учащихся начального этапа, в учебно-методической деятельности учителей английского языка.
Структура и объем работы определены поставленной целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении приводятся основные аспекты работы.
В первой главе выявляется роль лексического аспекта в обучении иностранному языку, а также производится обзор современных методических подходов и приемов к формированию лексических навыков при обучении английскому языку.
Вторая глава содержит описание эксперимента по выявлению эффективности использования рифмовок для формирования лексических навыков на начальном этапе обучения.
В заключении приводятся основные выводы и результаты исследования.
В приложениях представлены: комплекс рифмовок, разработан контрольный тест для определения результатов эксперимента, методические
Подводя итог всей работе, следует сказать, что важным аспектом в изучении языка является изучение лексики. Существует большое количество приемов и методов, способствующих формированию лексических навыков. В данной работе был рассмотрен прием использования рифмовок на занятиях по английскому языку как средство формирования лексических единиц на начальном этапе обучения.
Овладение лексикой иностранного языка является неотъемлемым шагом в формировании у обучаемого коммуникативной компетенции. Продуктивность управления процессом развития лексических навыков достигается с помощью всей системы взаимодействующих принципов обучения.
При обучении английскому языку, особенно важно учитывать психологические и лингвопсихологические особенности данного возраста.
На начальном этапе обучения английскому языку, рекомендуются такие методы, как игровой, информационно-коммуникационный, здоровьесберегающий, метод, основанный на применении стихотворений, рифмовок, песен.
Использование поэтического текста-рифмовки, обладающего языковой образностью, ритмичностью, музыкальностью, в структуре содержания обучения иностранному языку, включая лексический аспект, является непременным условием развития.
Рифмовка представляет собой разновидность короткого поэтического текста, и она особенно привлекательна на начальном этапе обучения. При работе с рифмовкой на уроке английского языка следует поэтапная работа, последовательно включающая отбор и ознакомление с поэтическим произведением, его семантизацию и окончательную отработку.
К основным принципам обучения лексике с использованием поэтического материала относятся следующие:
• учебный материал должен соотноситься с определенной целью обучения (изучению или закреплению лексической единицы);
• быть одновременно доступным и сложным, чтобы поддерживать мотивацию обучаемых;
• быть интересным и новым, но при этом сохранять связь с ранее изученным материалом и поддерживать междисциплинарные связи;
• учитывать психофизиологические и лингвопсихологические характеристики младших школьников;
• отражать комплексную задачу формирования разносторонне развитой личности (включать культурологические, лингвострановедческие, нравственные и др. аспекты);
• развивать речемыслительную деятельность обучаемого, необходимую для выполнения коммуникативных задач;
• развивать речевые умения, необходимые для иноязычной коммуникации.
Рифмовки, используемые для формирования лексических навыков, должны соответствовать определенным требованиям: должны быть короткими, легкими для запоминания, образными, привлекательными, мотивационными, по возможности музыкальными.
Важно учитывать, что рифмовки на уроке иностранного языка - не самоцель, их следует органично вплетать в ход урока. Рифмовки эффективны при использовании в качестве физкультминутки для снятия усталости и напряжения учащихся.
Использование стихов и рифмовок на уроках английского языка, особенно на начальном этапе, позволяет оптимизировать учебный процесс, повышая мотивацию, снижая утомляемость, увеличивая темп урока. Продуктивно использовать рифмовки для фонетической зарядки, как смену деятельности. Для того, чтобы собрать внимание обучающихся.
После сбора и анализа необходимой литературы нами были проведен эксперимент. Практическое исследование было проведено на базе Центра внешкольной работы Приволжского района г.Казани. В исследовании приняло участие 15 обучающихся в возрасте 5-7 лет. Длительность эксперимента составила полтора месяца. Суть эксперимента состояла в том, чтобы внедрить методические разработки рифмовок по темам “Parts of the body”, “Adions”, “Day of the weeks”, “Food” в учебный процесс в одну из двух групп, после чего полученные знания подверглись проверке и сравнению. Проводился тест на начальном и завершающем этапах эксперимента. Учащиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты, чем та группа, в которой уроки проводились в стандартной форме. Это подтвердило гипотезу, что рифмовки способствуют более качественному усвоению лексического материала, тем самым цель работы была достигнута, и выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Овладение лексикой иностранного языка является неотъемлемым шагом в формировании у обучаемого коммуникативной компетенции. Продуктивность управления процессом развития лексических навыков достигается с помощью всей системы взаимодействующих принципов обучения.
При обучении английскому языку, особенно важно учитывать психологические и лингвопсихологические особенности данного возраста.
На начальном этапе обучения английскому языку, рекомендуются такие методы, как игровой, информационно-коммуникационный, здоровьесберегающий, метод, основанный на применении стихотворений, рифмовок, песен.
Использование поэтического текста-рифмовки, обладающего языковой образностью, ритмичностью, музыкальностью, в структуре содержания обучения иностранному языку, включая лексический аспект, является непременным условием развития.
Рифмовка представляет собой разновидность короткого поэтического текста, и она особенно привлекательна на начальном этапе обучения. При работе с рифмовкой на уроке английского языка следует поэтапная работа, последовательно включающая отбор и ознакомление с поэтическим произведением, его семантизацию и окончательную отработку.
К основным принципам обучения лексике с использованием поэтического материала относятся следующие:
• учебный материал должен соотноситься с определенной целью обучения (изучению или закреплению лексической единицы);
• быть одновременно доступным и сложным, чтобы поддерживать мотивацию обучаемых;
• быть интересным и новым, но при этом сохранять связь с ранее изученным материалом и поддерживать междисциплинарные связи;
• учитывать психофизиологические и лингвопсихологические характеристики младших школьников;
• отражать комплексную задачу формирования разносторонне развитой личности (включать культурологические, лингвострановедческие, нравственные и др. аспекты);
• развивать речемыслительную деятельность обучаемого, необходимую для выполнения коммуникативных задач;
• развивать речевые умения, необходимые для иноязычной коммуникации.
Рифмовки, используемые для формирования лексических навыков, должны соответствовать определенным требованиям: должны быть короткими, легкими для запоминания, образными, привлекательными, мотивационными, по возможности музыкальными.
Важно учитывать, что рифмовки на уроке иностранного языка - не самоцель, их следует органично вплетать в ход урока. Рифмовки эффективны при использовании в качестве физкультминутки для снятия усталости и напряжения учащихся.
Использование стихов и рифмовок на уроках английского языка, особенно на начальном этапе, позволяет оптимизировать учебный процесс, повышая мотивацию, снижая утомляемость, увеличивая темп урока. Продуктивно использовать рифмовки для фонетической зарядки, как смену деятельности. Для того, чтобы собрать внимание обучающихся.
После сбора и анализа необходимой литературы нами были проведен эксперимент. Практическое исследование было проведено на базе Центра внешкольной работы Приволжского района г.Казани. В исследовании приняло участие 15 обучающихся в возрасте 5-7 лет. Длительность эксперимента составила полтора месяца. Суть эксперимента состояла в том, чтобы внедрить методические разработки рифмовок по темам “Parts of the body”, “Adions”, “Day of the weeks”, “Food” в учебный процесс в одну из двух групп, после чего полученные знания подверглись проверке и сравнению. Проводился тест на начальном и завершающем этапах эксперимента. Учащиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты, чем та группа, в которой уроки проводились в стандартной форме. Это подтвердило гипотезу, что рифмовки способствуют более качественному усвоению лексического материала, тем самым цель работы была достигнута, и выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Игровое обучение лексике английского языка в начальной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018



