Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения тригонометрии в школьном курсе математики 6
1.1. Тригонометрические функции. Тригонометрические формулы 6
1.2. Тригонометрические уравнения и неравенства 15
1.3. Анализ содержания материала по тригонометрии в действующих
школьных учебниках алгебры 24
Глава 2. Методические основы изучения тригонометрии в курсе математики
средней школы 28
2.1. Методические рекомендации по изучению тригонометрии в школьном курсе математики 28
2.2. Программа элективного курса «Избранные вопросы тригонометрии».. .29
2.3. Результаты экспериментального исследования по организации
элективного курса «Избранные вопросы тригонометрии» 37
Заключение 43
Список использованной литературы
В настоящее время изучению тригонометрии в школьном курсе математики уделяется большое внимание. Но из-за несоответствия между большим объемом материала по тригонометрии и выделенными часами на изучение данной темы, выявляются трудности при решении тригонометрических функций, уравнений и неравенств.
Необходимо отметить, что курс тригонометрии старшей школы продолжает иметь большую практическую направленность, требующую от учащихся прочного овладения основными понятиями, умения выполнять различного рода преобразования всевозможных выражений, исследовать функции, строить графики и т.д.
Общеобразовательная роль тригонометрии очень важна. Полноценное изучение тригонометрии требует достаточно большого объёма времени. В общеобразовательной школе в силу целого ряда причин времени вообще катастрофически не хватает, и на тригонометрию в частности. В методической литературе всё чаще и настойчивее звучат голоса в пользу более раннего знакомства детей с единичной окружностью.
Актуальность исследования заключается в том, что учащимся для полного овладения разделом тригонометрии в школьном курсе, необходимо научиться решать тригонометрические уравнения и неравенства с использованием различных методов решения. Как показывает опыт, у многих старшеклассников появляются трудности выбора метода решения для того или иного тригонометрического уравнения и неравенства. Чтобы устранить эту проблему, надо полноценно изучить методические разработки по теме «Тригонометрия».
Из вышесказанного следует проблема исследования, которая состоит в рассмотрении теоретических основ тригонометрии и методики ее изучения в школьном курсе математики. Проблема исследования определяет тему выпускной квалификационной работы: «Изучение тригонометрии в курсе математики старшей школы».
Объект исследования - процесс обучения математике в курсе старшей школы.
Предмет исследования - обучение тригонометрии в школьном курсе математики.
Цель исследования: изучить, систематизировать и изложить теоретический и методический материал с подробным разбором необходимых задач.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
• проанализировать школьные учебники и методическую литературу по теме исследования;
• изучить методические рекомендации по решению тригонометрических функций, уравнений и неравенств в курсе математики старшей школы;
• разработать тематику элективного курса «Избранные вопросы тригонометрии» для учащихся 10 «А» (гуманитарный профиль) и провести экспериментальное исследование его эффективности.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что она может использоваться как методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений при планировании и проведении уроков, для проведения кружков, курсов по разделу «Тригонометрия», а также для подготовки к Единому Государственному экзамену по математике учащимся [26].
Структура дипломной работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении рассмотрены актуальность, проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования, практическая значимость данной работы.
В первой главе рассмотрены историческая справка о возникновении тригонометрии, теоретические сведения, связанные с тригонометрией в школьном курсе математики и сравнительный анализ действующих учебников алгебры и математического анализа.
Вторая глава посвящена методике изучения тригонометрии в школьном курсе математики, разработке элективного курса «Избранные вопросы тригонометрии» и экспериментальной части.
В заключении сделаны основные выводы по всей выпускной квалификационной работе.
Как мы выяснили, общеобразовательная роль изучения раздела «Тригонометрия» важна. Это можно объяснить тем, что задания по этому разделу математики предлагаются на олимпиадах и всевозможных конкурсах, а так же обязательно включаются в состав Единого Государственного экзамена (задания №13 и №18). Но при том количестве часов, которое уделяется изучению данного раздела, учащимся не хватает времени на глубокое и вдумчивое освоение тем. Поэтому, потребность в отличном знании раздела «Тригонометрия» высока, и учителю необходимо владеть всеми возможными методами решения тригонометрических заданий и предавать эти методы учащимся.
Достичь поставленной цели невозможно только изучением школьных учебников. В этом вопросе может помочь обращение к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), проведение элективных курсов, кружков по математике и других форм работы. Указанные средства обучения позволяют повысить уровень математической и информационной культуры учащихся.
В первой главе рассмотрены историческая справка о возникновении тригонометрии, основные теоретические сведения, связанные с тригонометрией в школьном курсе математики (синусы, косинусы, тангенсы, котангенсы углов с примерами). Довольно подробно рассмотрены тригонометрические функции числового аргумента, обратные
тригонометрические функции, уравнения и неравенства. Проведен сравнительный анализ действующих учебников алгебры.
Вторая глава посвящена методике изучения тригонометрии в школьном курсе математики, разработке элективного курса «Избранные вопросы тригонометрии» и экспериментальной части.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы решены следующие задачи:
• проведен сравнительный анализ содержания раздела «Тригонометрия» в действующих школьных учебниках;
• изучены методические рекомендации обучения разделу «Тригонометрия» в старшей школе;
• разработан и апробирован элективный курс «Избранные вопросы тригонометрии»;
• экспериментально доказана эффективность разработанного элективного курса.
Материалы данного исследования могут быть использованы при подготовке к ЕГЭ или для проведения предметных факультативов по алгебре в общеобразовательных учреждениях.
1. Бубнова А.А. Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений и неравенств. / Бубнова А.А.: Учебно-методическое пособие. - Ялта: РИО КГУ, 2014. - 31 с.
2. Воробьева И.Ю. Программа спецкурса для учащихся 10-го класса «Тригонометрия в ЕНТ». - Семей, 2012. - 13 с.
3. Зарипов Ф.Ш., Ярмиев А.З. Элементы математического моделирования по теме «Тригонометрия» на основе проблемного обучения и междисциплинарности. - Казань, 2018. - 54 с.
4. Колмогоров А.Н., Абрамов А.М. и др. Алгебра и начала математического анализа: учебник для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / [А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.]; под ред. А.Н.Колмогорова. - 17-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 384 с.
5. Левицкая В.В. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений. - Норильск, 2007. - 19 с.
6. Мерлина Н.И., Захарова О.В. Методические особенности обучения тригонометрии учащихся профильных классов: Диссертационная работа / Мерлина Н.И. - Астрахань, 2010.
7. Методика формирования умений решать тригонометрические
уравнения и неравенства в курсе алгебры и начал анализа [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/712839/ (Дата
обращения 30.03.2019)
8. Методы решения тригонометрических неравенств [Электронный
ресурс] / Режим доступа: https: //infourok. ru/metodi-resheniya-
trigonometricheskih-neravenstv-2313145.html (Дата обращения 12.04.2019)
9. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / [А.Г.Мордкович, П.В.Семенов]. - 6-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 424 с.
10. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 2: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень).- 6-е изд., стер.- М.: Мнемозина, 2009. - 343 с.
11. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11
классы (базовый уровень): методическое пособие для учителя /
А.Г.Мордкович, П.В.Семенов. - М.: Мнемозина, 2010. - 202 с.
12. Муравин Г.К., Тараканова О.В. Элементы тригонометрии. 10 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2002. - 128 с.
13. Нагорнов О.В., Баскаков А.В., Баскакова О.Б., Гришин С.А., Мирошин Н.В., Резванов Р.Р. Сборник задач по алгебре. Часть 2. - М.:НИЯУ МИФИ, 2009. - 160 с.
14. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В.
Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/
С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин]. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 430 с.
15. Простейшие тригонометрические уравнения [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://mathus.ru/math/trigeqprost.pdf (Дата обращения 12.04.2019)
16. Садыкова Е.Р., Разумова О.В. Нестандартные методы решения тригонометрических неравенств: учеб.-метод. пособие. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - 69 с.
17. Садыкова Е.Р., Колпакова А.А. Методика изучения
тригонометрических уравнений и неравенств в классах естественноматематического профиля: Выпускная квалификационная работа / Садыкова Е.Р. - Казань, 2017. - 74 с.
18. Свойства функций синуса, косинуса, тангенса котангенса и их
графики [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ya-
znau.ru/znaniya/zn/73 (Дата обращения 04.05.2019)
19. Сокольский А.Г., Кабанцова Л.Р. Тригонометрические уравнения и неравенства: Выпускная квалификационная работа / Сокольский А.Г. - Белгород, 2018. - 68 с.
20. Суммы и произведения тригонометрических функций [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://mathus.ru/math/trigsum.pdf (Дата оОбращения 14.04.2019)
21. Тарновецкий С. Об истории тригонометрии [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/mathematics/00305372 0.html (Дата обращения 08.01.2019)
22. Тимербаева Н.В., Гимаддинова М.В. К вопросу об изучении
тригонометрии в курсе математики средней школы / Н.В.Тимербаева, М.В.Гимаддинова // Математическое образование в школе и вузе: теория и практика (MATHEDU-2016): материалы VI Международной научно
практической конференции, 25-26 ноября 2016 года / Отв. ред. Н.В.Тимербаева. - Казань. Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 316 с.
23. Тимербаева Н.В., Гимаддинова М.В. Обратные тригонометрические функции в курсе математики средней школы: Выпускная квалификационная работа / Тимербаева Н.В. - Казань, 2017. - 76 с.
24. Тимербаева Н.В., Курылева Т.С. Методика обучения решению тригонометрических уравнений. - Казань, 2018. - 57 с.
25. Удалова Е. История развития тригонометрии: доклад по математике / Удалова Е. - Москва, 2012.
26. Фазлеева Э.И., Хазиева Г.И. Методика изучения тригонометрии в школьном курсе математики. - Казань, 2014. - 95 с.
27. Фомина Е.А. Учебное пособие по теме «Тригонометрия» для студентов 1 курса. - Волхов, 2016. - 42 с.
28. Хисматуллин И.Р. Рабочая программа по элективному курсу «Решение тригонометрический уравнений». - Казань, 2012.