Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

Работа №33958

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
839
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения тригонометрии в школьном курсе математики 6
1.1. Тригонометрические функции. Тригонометрические формулы 6
1.2. Тригонометрические уравнения и неравенства 15
1.3. Анализ содержания материала по тригонометрии в действующих
школьных учебниках алгебры 24
Глава 2. Методические основы изучения тригонометрии в курсе математики
средней школы 28
2.1. Методические рекомендации по изучению тригонометрии в школьном курсе математики 28
2.2. Программа элективного курса «Избранные вопросы тригонометрии».. .29
2.3. Результаты экспериментального исследования по организации
элективного курса «Избранные вопросы тригонометрии» 37
Заключение 43
Список использованной литературы


В настоящее время изучению тригонометрии в школьном курсе математики уделяется большое внимание. Но из-за несоответствия между большим объемом материала по тригонометрии и выделенными часами на изучение данной темы, выявляются трудности при решении тригонометрических функций, уравнений и неравенств.
Необходимо отметить, что курс тригонометрии старшей школы продолжает иметь большую практическую направленность, требующую от учащихся прочного овладения основными понятиями, умения выполнять различного рода преобразования всевозможных выражений, исследовать функции, строить графики и т.д.
Общеобразовательная роль тригонометрии очень важна. Полноценное изучение тригонометрии требует достаточно большого объёма времени. В общеобразовательной школе в силу целого ряда причин времени вообще катастрофически не хватает, и на тригонометрию в частности. В методической литературе всё чаще и настойчивее звучат голоса в пользу более раннего знакомства детей с единичной окружностью.
Актуальность исследования заключается в том, что учащимся для полного овладения разделом тригонометрии в школьном курсе, необходимо научиться решать тригонометрические уравнения и неравенства с использованием различных методов решения. Как показывает опыт, у многих старшеклассников появляются трудности выбора метода решения для того или иного тригонометрического уравнения и неравенства. Чтобы устранить эту проблему, надо полноценно изучить методические разработки по теме «Тригонометрия».
Из вышесказанного следует проблема исследования, которая состоит в рассмотрении теоретических основ тригонометрии и методики ее изучения в школьном курсе математики. Проблема исследования определяет тему выпускной квалификационной работы: «Изучение тригонометрии в курсе математики старшей школы».
Объект исследования - процесс обучения математике в курсе старшей школы.
Предмет исследования - обучение тригонометрии в школьном курсе математики.
Цель исследования: изучить, систематизировать и изложить теоретический и методический материал с подробным разбором необходимых задач.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
• проанализировать школьные учебники и методическую литературу по теме исследования;
• изучить методические рекомендации по решению тригонометрических функций, уравнений и неравенств в курсе математики старшей школы;
• разработать тематику элективного курса «Избранные вопросы тригонометрии» для учащихся 10 «А» (гуманитарный профиль) и провести экспериментальное исследование его эффективности.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что она может использоваться как методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений при планировании и проведении уроков, для проведения кружков, курсов по разделу «Тригонометрия», а также для подготовки к Единому Государственному экзамену по математике учащимся [26].
Структура дипломной работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении рассмотрены актуальность, проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования, практическая значимость данной работы.
В первой главе рассмотрены историческая справка о возникновении тригонометрии, теоретические сведения, связанные с тригонометрией в школьном курсе математики и сравнительный анализ действующих учебников алгебры и математического анализа.
Вторая глава посвящена методике изучения тригонометрии в школьном курсе математики, разработке элективного курса «Избранные вопросы тригонометрии» и экспериментальной части.
В заключении сделаны основные выводы по всей выпускной квалификационной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как мы выяснили, общеобразовательная роль изучения раздела «Тригонометрия» важна. Это можно объяснить тем, что задания по этому разделу математики предлагаются на олимпиадах и всевозможных конкурсах, а так же обязательно включаются в состав Единого Государственного экзамена (задания №13 и №18). Но при том количестве часов, которое уделяется изучению данного раздела, учащимся не хватает времени на глубокое и вдумчивое освоение тем. Поэтому, потребность в отличном знании раздела «Тригонометрия» высока, и учителю необходимо владеть всеми возможными методами решения тригонометрических заданий и предавать эти методы учащимся.
Достичь поставленной цели невозможно только изучением школьных учебников. В этом вопросе может помочь обращение к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), проведение элективных курсов, кружков по математике и других форм работы. Указанные средства обучения позволяют повысить уровень математической и информационной культуры учащихся.
В первой главе рассмотрены историческая справка о возникновении тригонометрии, основные теоретические сведения, связанные с тригонометрией в школьном курсе математики (синусы, косинусы, тангенсы, котангенсы углов с примерами). Довольно подробно рассмотрены тригонометрические функции числового аргумента, обратные
тригонометрические функции, уравнения и неравенства. Проведен сравнительный анализ действующих учебников алгебры.
Вторая глава посвящена методике изучения тригонометрии в школьном курсе математики, разработке элективного курса «Избранные вопросы тригонометрии» и экспериментальной части.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы решены следующие задачи:
• проведен сравнительный анализ содержания раздела «Тригонометрия» в действующих школьных учебниках;
• изучены методические рекомендации обучения разделу «Тригонометрия» в старшей школе;
• разработан и апробирован элективный курс «Избранные вопросы тригонометрии»;
• экспериментально доказана эффективность разработанного элективного курса.
Материалы данного исследования могут быть использованы при подготовке к ЕГЭ или для проведения предметных факультативов по алгебре в общеобразовательных учреждениях.



1. Бубнова А.А. Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений и неравенств. / Бубнова А.А.: Учебно-методическое пособие. - Ялта: РИО КГУ, 2014. - 31 с.
2. Воробьева И.Ю. Программа спецкурса для учащихся 10-го класса «Тригонометрия в ЕНТ». - Семей, 2012. - 13 с.
3. Зарипов Ф.Ш., Ярмиев А.З. Элементы математического моделирования по теме «Тригонометрия» на основе проблемного обучения и междисциплинарности. - Казань, 2018. - 54 с.
4. Колмогоров А.Н., Абрамов А.М. и др. Алгебра и начала математического анализа: учебник для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / [А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.]; под ред. А.Н.Колмогорова. - 17-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 384 с.
5. Левицкая В.В. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений. - Норильск, 2007. - 19 с.
6. Мерлина Н.И., Захарова О.В. Методические особенности обучения тригонометрии учащихся профильных классов: Диссертационная работа / Мерлина Н.И. - Астрахань, 2010.
7. Методика формирования умений решать тригонометрические
уравнения и неравенства в курсе алгебры и начал анализа [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/712839/ (Дата
обращения 30.03.2019)
8. Методы решения тригонометрических неравенств [Электронный
ресурс] / Режим доступа: https: //infourok. ru/metodi-resheniya-
trigonometricheskih-neravenstv-2313145.html (Дата обращения 12.04.2019)
9. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / [А.Г.Мордкович, П.В.Семенов]. - 6-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 424 с.
10. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 2: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень).- 6-е изд., стер.- М.: Мнемозина, 2009. - 343 с.
11. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11
классы (базовый уровень): методическое пособие для учителя /
А.Г.Мордкович, П.В.Семенов. - М.: Мнемозина, 2010. - 202 с.
12. Муравин Г.К., Тараканова О.В. Элементы тригонометрии. 10 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2002. - 128 с.
13. Нагорнов О.В., Баскаков А.В., Баскакова О.Б., Гришин С.А., Мирошин Н.В., Резванов Р.Р. Сборник задач по алгебре. Часть 2. - М.:НИЯУ МИФИ, 2009. - 160 с.
14. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В.
Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/
С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин]. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 430 с.
15. Простейшие тригонометрические уравнения [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://mathus.ru/math/trigeqprost.pdf (Дата обращения 12.04.2019)
16. Садыкова Е.Р., Разумова О.В. Нестандартные методы решения тригонометрических неравенств: учеб.-метод. пособие. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - 69 с.
17. Садыкова Е.Р., Колпакова А.А. Методика изучения
тригонометрических уравнений и неравенств в классах естественноматематического профиля: Выпускная квалификационная работа / Садыкова Е.Р. - Казань, 2017. - 74 с.
18. Свойства функций синуса, косинуса, тангенса котангенса и их
графики [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ya-
znau.ru/znaniya/zn/73 (Дата обращения 04.05.2019)
19. Сокольский А.Г., Кабанцова Л.Р. Тригонометрические уравнения и неравенства: Выпускная квалификационная работа / Сокольский А.Г. - Белгород, 2018. - 68 с.
20. Суммы и произведения тригонометрических функций [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://mathus.ru/math/trigsum.pdf (Дата оОбращения 14.04.2019)
21. Тарновецкий С. Об истории тригонометрии [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/mathematics/00305372 0.html (Дата обращения 08.01.2019)
22. Тимербаева Н.В., Гимаддинова М.В. К вопросу об изучении
тригонометрии в курсе математики средней школы / Н.В.Тимербаева, М.В.Гимаддинова // Математическое образование в школе и вузе: теория и практика (MATHEDU-2016): материалы VI Международной научно
практической конференции, 25-26 ноября 2016 года / Отв. ред. Н.В.Тимербаева. - Казань. Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 316 с.
23. Тимербаева Н.В., Гимаддинова М.В. Обратные тригонометрические функции в курсе математики средней школы: Выпускная квалификационная работа / Тимербаева Н.В. - Казань, 2017. - 76 с.
24. Тимербаева Н.В., Курылева Т.С. Методика обучения решению тригонометрических уравнений. - Казань, 2018. - 57 с.
25. Удалова Е. История развития тригонометрии: доклад по математике / Удалова Е. - Москва, 2012.
26. Фазлеева Э.И., Хазиева Г.И. Методика изучения тригонометрии в школьном курсе математики. - Казань, 2014. - 95 с.
27. Фомина Е.А. Учебное пособие по теме «Тригонометрия» для студентов 1 курса. - Волхов, 2016. - 42 с.
28. Хисматуллин И.Р. Рабочая программа по элективному курсу «Решение тригонометрический уравнений». - Казань, 2012.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ