ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Понятие, сущность и содержание просоциального поведения 6
1.2 Факторы, формирующие просоциальное поведение
подростков 11
1.3 Установки и мотивационно-потребностная сфера подростков 18
1.4 Развитие установок на просоциальное поведение у подростков.... 23
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТАНОВОК СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ НА ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 33
2.1 Организация исследования. Описание методик 33
2.2 Анализ результатов исследования 36
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В наши дни в современном обществе одной из актуальных проблем остается проблема изучения ориентаций человека, которые имеют важнейшее значение в формировании личности. На протяжении последних лет на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос об изучении подростков с просоциальным поведением.
Как отмечает Б.С. Волков, - взросление из «ребенка в подростка» неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой жизненных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений. Личность подростка становится носителем нравственных ценностей, существующих в культуре на определенном этапе развития общества.
В настоящее время все более интенсивно среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно
опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения.
Просоциальное поведение представляет собой целостную систему процессов, которые направлены на благо других либо общества в целом, классифицируемые как социально полезные действия. В этом и проявляется актуальность выбранной темы дипломной работы.
Предмет исследования - проявления просоциального поведения в подростковом возрасте.
Объект исследования - подростки.
Цель работы - изучить особенности установок современных подростков на просоциальное поведение.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить ряд соответствующих задач:
1) рассмотреть теоретические основы просоциального поведения подростков;
2) провести анализ установок на просоциальное поведение у современных подростков;
3) исследовать особенности просоциального поведения подростков.
В современных исследованиях известны работы и теории отечественных ученых, изучающих различные стороны просоциального поведения: принцип взаимности и альтруизм (Леонтьев А.А., Якобсон С.С., Кудрявцев Н.В. И др.); ситуативные и индивидуальные факторы, связанные с просоциальным поведением (Ульянова В.П., Афанасьев В.А. И др.); механизмы индивидуального поведения с точки зрения соотношения биологического и социального в человеке (Н.П. Дубинин, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев и др.). Множество работ было посвящено отдельным проблемам подросткового возраста (Дандарова Ж. К., Москеичева Н. Л., Петанова Е. И., ПрокофьеваВ. А., Костромина С. Н., Мухина В. С.). Исследованию поведения подростка в конфликтной ситуации посвящены работы Алешиной Ю. Е., Васильевой В. Л., Змановской Е. В., Кондрашенко В. Т., Личко А. Е. и др.
Методы исследования: системный и сравнительный анализ научной литературы, а также был использован метод опроса и анкетирования.
Методики исследования: для решения поставленных в исследовании целей и задач в работе использовались следующие методики:
1) Методика «Ценностная ориентация» М.Рокича;
2) Методика «Жизненное предназначение» О.И.Моткова.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Елабуга.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы педагогом-психологом в консультировании родителей подростков; составления методических пособий для педагогов по формированию процосиального поведения у обучающихся.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
В ходе анализа зарубежной и отечественной литературы, мы определили, что просоциальное поведение — это особый вид поведения, который приносит пользу конкретному человеку либо обществу в целом.
Просоциальное поведение, необходимое для сотрудничества, обычно формируется на базе таких личностных качеств, как альтруизм и сочувствие. Под оказанием помощи или просоциальным поведением могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия: от мимолетной любезности до помощи человеку, оказавшемуся в опасности.
Любая форма поведения, в том числе и просоциальное поведение, может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами, т.е. комплексом условий, характеризующих как ситуацию, так и личность с точки зрения мотивации.
По результатам эмпирического исследования были выявлены особенности жизненных и ценностных ориентаций подростков с просоциальным поведением.
В числе первых терминальных ценностей подростки выделяют свободу (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), для подростков свобода это независимость от родительской опеки, возможность делать все так, как угодно им, при этом подростки не хотят быть взрослыми, поступки детей уголовно ненаказуемы. Подросток с нормативным поведением, стремясь к свободе, получая ее, избегают возможности быть независимым, так как существует внешний социальный контроль, а противоречить нормам и установкам им неприемлемо.
Среди инструментальных ценностей подростки выделяют эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), честность (правдивость, искренность). Возможно, это говорит о том, что подростки стремятся реализовать себе в какой-либо деятельности (спортивной, учебной и другой), и этим самым получить признание со стороны взрослых.
В полярных парах: Исполнитель / Творец, Руководитель / Подчиненный преобладающей ролью в жизни подростков является Руководитель. В полярной паре - Исполнитель / Творец, подростки отдают приблизительно одинаковое предпочтение. В полярной паре - Поддержка других / Поддержка себя исследуемая группа отдают практически равное значение. Возможно, это связано с тем, что для подросткового возраста важным фактором является взаимоотношение со сверстниками. Полярной паре - Ситуативная / Духовная ориентация подростки отдают предпочтение не только ситуативной ориентации, но и духовной. Это связано с тем, что подросткам важно не только решать повседневные суетные задачи, но и размышления над общечеловеческими и мировыми вопросами.
Таким образом, можно сказать, что цель исследования достигнута и задачи решены.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. - М.: Феникс, 2012. - 344 с.
2. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений: учебник. - М.,2001.
3. Андреева В.В. Воспитание нравственных добродетелей у младших школьников. - М.: Кнорус, 2013. - 341 с.
4. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. - 2014. - С. 23-26
5. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Психологические исследования. - 2013. - С. 12017
6. Артеменко О.М. Воспитать гражданина. - Спб: Вектор, 2014. - 225 с.
7. Барсукова Т. М. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска и их семей // Социальная психология. - 2017. - № 7. - С. 1720.
8. Болотова А.К. Социальные коммуникации. Психология общения . - Спб: Питер, 2015. - 365 с.
9. Богданова О.С. Нравственное воспитание школьников: учебник. - М.: Просвещение, 2012. - 337 с.
10. Большаков В.Ю.: Эволюционная теория поведения: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2014. - 551 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека: учебник для ВУЗов. - М.: Высшая школа, 2012. - 693 с.
12. Гиппенрейтер Ю.Б.: Введение в общую психологию. - М.: Феникс, 2016. - 378 с.
13. Давыдов В.В. Психологические проблемы учебной деятельности школьника. - М.: Юнити, 2013. - 457 с.
14. Зайцев В.Ю. Телевидение как образец антисоциального и просоциального поведения // Молодой ученый. - 2017. - №12. - С. 36-38.
15. Зимин В.А. Восприятие просоциального поведения в России: исторический анализ // Психология, социология и педагогика. - 2016. - №9. - С. 21-26.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - М.: Инфра-М, 2015. - 333 с.
17. Калина Н.Ф. Психология личности: учебник для ВУЗов. - М.: Юнити, 2014. - 360 с.
18. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. - Спб: Питер, 2016. - 442 с.
19. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентаций школьников. - Спб: Питер, 2015. - 370 с.
20. Корзинкина Н.А. Особенности поведения подростка в типичных ситуациях социального взаимодействия с заданной нормой. - М.: Феникс, 2016. - 422 с.
21. Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника: учебник. - М.: Юнити, 2014. - 419 с.
22. Леонтьев А.А. Психология общения: учебник для ВУЗов. - М.: Кнорус, 2013. - 229 с.
23. Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - М., 2014. - 354 с.
24. Маслоу А. Мотивация и личность: учебник для ВУЗов. - М.: Высшая школа, 2013. - 564 с.
25. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы учебник для ВУЗов. - М.: Высшая школа, 2012. - 612 с.
26. Муздыбаев К. Психология ответственности: учебное пособие. - СПб: Питер, 2014. - 401 с.
27. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи // Социальные исследования. - 2018. - № 1. - С. 22-24.
28. Немов Р.С. Психология: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2015. -366 с.
29. Основы общей психологии / Под ред. К.А. Абульхановой, В.Д. Шадрикова. - М.: Велби, 2015. - 369 с.
30. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов ВУЗов непедагогического профиля / Под ред. Л.Б. Филонова, В.А. Ситарова. - Спб: Питер, 2016. - 455 с.
31. Психология: учебник для гуманитарных ВУЗов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Юнити, 2014. - 367 с.
32. Реан А.А. Психология личности: учебник для ВУЗов. - М.: Высшая школа, 2012. - 480 с.
33. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - СПб: Вектор, 2014. - 553 с.
34. Русалов В.М. Психологическая зрелость: учебник. - М.: Велби, 2013. - 225 с.
35. Свеницкий А.Л. Повседневное просоциальное поведение личности как накопление социального капитала // Психология личности. - 2017. - № 10. - С. 12-15.
36. Сеченов И.М. Психология поведения: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2014. - 320 с.
37. Снегирева Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции. - М.: Феникс, 2014. - 315 с.
38. Социальная психология личности: учебние / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М.: Кнорус, 2015. - 450 с.
39. Столин В.В. Самосознание личности: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2014. - 225 с.
40. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебник для ВУЗов. - М.: Просвещение, 2013. - 534 с.
41. Тышкова М.А. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. - 2016. - № 5. - С. 25-28.
42. Ульянова В.П. Социально-психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением. - М.: Просвещение, 2015. - 310 с.
43. Фейдимен Дж. Личность и личностный рост. - СПб: Вектор, 2012. - 277 с.
44. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2017. - № 11.- С. 22-26.
45. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебник. - М.: Инфра-М, 2015. - 607 с.
46. Харламенкова Н.Е. Процесс целеполагания и жизненный путь личности: учебное пособие. - М.: Юнити, 2014. - 551 с.
47. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. - М.: Велби, 2013. - 344 с.
48. Хекхаузен Х.К. Мотивация и деятельность. - М., 2014. - 289 с.
49. Чеснокова И.И. О психологических основах самовоспитания: методическое пособие. - М.: Инфра-М, 2014. - 312 с.
50. Шевчук В.Ф. Поведение: учебник. - СПб: Питер, 2012. - 370 с.
51. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. - М.: Просвещение, 2015. - 210 с.
52. Шибутани Т. Социальная психология: учебник. - М.: Юнити, 2016. - 210 с.
53. Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция. - СПб: Питер, 2015.- 560 с.
54. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Просвещение, 2014. - 280 с.
55. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков: учебник для ВУЗов. - М.: Высшая школа, 2014. - 545 с.
56. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Высшая школа, 2013. - 677 с.