Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самореализация личности старшеклассников

Работа №33943

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы36
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
229
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБОУ «Гимназия №69 (г. Барнаул).
Выборка: 30 детей старшего школьного возраста (16-17 лет), из них 15 девушек и 15 юношей.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 6
1.1 Сущность понятия «самореализация». Виды самореализации 6
1.2 Особенности самореализации личности старшеклассников 11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 21
2.1 Программа и методология исследования 21
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 23
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 36

Актуальность исследования. Каждый стремится достигнуть того, что хочет больше всего. Потребность в становлении лучшим в чем-либо столь же велика, сколь и желание чувствовать удовлетворенность от позиции победителя. Таких людей социум называет состоявшимися личностями. Современный мир предлагает большее число путей для реализации потенциала личности, потому как тяжелый физический труд и вынужденная непосильная деятельность ушли в прошлое, тем не менее, широкие возможности не всегда тождественны с легким достижением цели.
Самореализация – процесс, в ходе которого человек воплощает в реальность цели и желания. Это реализация потенциала, познание себя и принятие собственной индивидуальности со всеми недостатками. Данный процесс исходит из самоактуализации, когда личность обнаруживает, осознает и раскрывает свои таланты и задатки. Эти два процесса тесно взаимосвязаны. Как только индивид проходит актуализацию, начинается процесс реализации. Понятие самореализации включает в себя активную позицию по отношению к жизни таких людей, которые стремятся воплотить в реальность свой потенциал, независимо от вида деятельности.
В настоящее время особый интерес представляет самореализация личности старшеклассников в связи с тем, что у них уже сложилась определенное мировоззрение, понимание своего будущего. Современные старшеклассники умеют ставить цели, планировать свое будущее, при этом им еще предстоит реализовать себя и свои потребности в разных сферах жизни. Особую роль в становлении на путь реализации потенциала личности старшеклассников играют уверенность в себе, целеустремленность, решительность, здоровый азарт, любовь к труду и осознание поставленной цели. Кроме того, подобная личность должна уметь оперативно выбирать, изменять и дополнять стратегии, адаптироваться к изменяющимся условиям и менять тактику при необходимости. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблема самореализации личности проанализирована в научных трудах Ш. Бюллера, Э.В. Галажинского, А. Маслоу, К. Роджерса и др. Сущность понятия «самореализация» раскрыта в работах И. Дубровиной, О.В. Захаровой, Л.А. Коростылевой, С.И. Кудиновым, Е.В. Сараевой и др. Условия самореализации личности старшеклассников охарактеризованы в исследованиях О.И. Мухрыгиной, О.В. Пекиной, Е.В. Столярской, Н.А. Шинкаревой, Е.Ф. Ященко и др.
Цель исследования: изучить особенности самореализации личности старшеклассников.
Объект исследования: самореализация личности как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности самореализации личности старшеклассников.
Гипотеза исследования: специфика самореализации личности старшеклассников заключается в познании и активной общественной жизни.
Задачи исследования.
1. Раскрыть сущность понятия «самореализация».
2. Определить особенности и условия самореализации личности старшеклассников.
3. Разработать программу эмпирического исследования по определению особенностей самореализации личности старшеклассников.
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования по определению самореализации личности старшеклассников.
Методы исследования: 1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; 2) эмпирические: тестирование; 3) методы математической обработки данных: t-критерий Стьюдента.
Методики исследования:
1. Методика Е. Ю. Коржаковой «Психологическая автобиография».
2. Методика Е. Б. Фанталовой «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах (УСЦД)».
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом, методологической проработанностью проблемы, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов статистического анализа.
Выборка: 30 детей старшего школьного возраста (16-17 лет), из них 15 девушек и 15 юношей.
База исследования: МБОУ «Гимназия №69 (г. Барнаул).
Практическая значимость исследования заключается в определении условий самореализации личности старшеклассников, которые могут быть взяты за основу школьными психологами в планировании работы с учащимися данной возрастной категории.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей самореализации личности старшеклассников. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Самореализация – это активация полного потенциала и способностей индивида, активная жизненная позиция личности по реализации своих возможностей в разных сферах деятельности и отношений в рамках индивидуального потенциала. Данный процесс подразумевает реализацию собственных способностей, навыков, знаний и талантов вне зависимости от того, были они врожденными или приобретенными. Претворять в жизнь допустимо как просоциальные, так и антисоциальные элементы реализации. Действия всегда при этом должны быть целенаправленными и осознанными, восприниматься личностью в качестве важных составляющих ее существования.
Потребности в самовыражении и самореализации личности ставятся старшеклассниками ваше всех остальных потребностей. Так или иначе, но большинство старшеклассников постоянно хотят проявить себя в социуме, что является, в свою очередь, одним из главных двигателей на пути самореализации. Старшеклассник, в той или иной мере, стремится полностью раскрыться перед собой и обществом, продемонстрировать свои личностные качества, использовать знания и навыки, осуществить желанные замыслы и реализовать таланты.
Самореализация личности старшеклассников – это потребность в том, чтобы быть услышанным, понятым и принимаемым обществом. Социальное взаимодействие тоже очень важно для человека. Все мы стремимся отыскать свое место в жизни, выразить себя максимально, достичь значительного успеха. Самореализация личности старшеклассников – переход от «мыслей» к действиям. Чтобы найти свои способы самореализации, необходимо задействовать объекты самопознания. Для самореализации, личностного роста ключевую роль играет деятельность. Чтобы деятельность переросла в результат, необходимо определить ее мотивы. Мотив является катализатором, который способствует развитию. Мотивация – побуждение к действиям. Побуждение к действиям сопровождается удовлетворением потребностей.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование. В ходе эмпирического исследования было установлено, что для старшеклассников:
- материальные ценности не важны;
- важны для самореализации события, связанные с получение образования, карьерным ростом и другими социальными благами;
- важны жизненные события, связанные с определенными процессами познания и саморазвития.
Для старшеклассников особую ценность представляют такие сферы жизни как «Познание» и «Активная деятельная жизнь».
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Абульханова-Славская, К. А. Проблема определения субъекта в психологии [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 58-63.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 458 с.
3. Байлук, В. В. Человекознание : В 3 кн. Кн. 3. Самореализация личности. 33 закона успеха и 33 причины неудач [Текст] / В. В. Байлук. – Екатеринбург : Изд-во Дома учителя, 2011. – 268 с.
4. Бюллер, Ш. Смысл жизни и личностная реализация [Текст] / Ш. Бюллер. – Москва : АСТ, 2015. – 258 с.
5. Галажинский, Э. В. Системная детерминация самореализации личности : дис. дра. психол. наук [Текст] / Э. В. Галажинский. – Томск, 2002. – 225 с.
6. Галуцкая, М. Ю. Проблема психодиагностики личностного саморазвития в юношеском возрасте [Текст] / М. Ю. Галуцкая // Психология, социология и педагогика. – Белгород, 2015. – С. 163-169.
7. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности [Текст] / К. Гольдштейн. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
8. Дубровина, И. Психологическая культура личности [Текст] / И. Дубровина // Развитие личности. – 2015. – №4. – С. 59–76.
9. Захарова, О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе : учеб.-метод. пособие [Текст] / О. В. Захарова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. – 95 с.
10. Коростылёва, Л. А. Психология самореализации личности : затруднения в профессиональной сфере [Текст] / Л. А. Коростылёва. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 222 с.
11. Клочко, В. Е. Саморазвитие и благополучие в психологических системах : проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ) [Текст] / В. Е. Клочко. – Томск : Томский государственный университет, 2015. – 174 с.
12. Клочко, В. Е. Самореализация личности : системный взгляд [Текст] / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский ; под ред. Г. В. Залевского. – Томск : Изд-во Томского ун-та, 1999. – 154 с
13. Кудинов, С. И. Методологические проблемы исследования самореализации личности Методологические проблемы исследования самореализации личности [Текст] / С. И. Кудинов // Вестник Башкирского университета. – 2015. – Т. 20. – № 2. – С. 696-699.
14. Кудинов, С. И. Системный подход в исследовании самореализации личности [Текст] / С. И. Кудинов // Российский научный журнал. – 2015. – № 2 (45). – С. 138-143.
15. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Малоу. – Москва : Инфра-М, 2014. – 263 с.
16. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности : содержание, структура, механизмы формирования : Монография [Текст] / А. В. Микляева [и др.]. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – С. 8-47.
17. Мухрыгина, О. И. Специфика самоактуализации личности старшеклассников [Текст] / О. И. Мухрыгина // Психол. образования: проблемы и перспективы. 2002. – №3. – №3. – С. 59-62.
18. Пекина, О. В. Сущность понятий «благополучие», «психологическое здоровье» [Текст] / О. В. Пекина, Н. А. Шинкарева // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1266-1269.
19. Роджерс, К. Психология личности [Текст] / К. Роджерс. – Москва : Академия, 2017. – 359 с.
20. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Академия, 2013. – 524 с.
21. Русина, С. А. Теоретические подходы к изучению психологического благополучия личности старшеклассников [Текст] / С. А. Русина // Научный форум : Педагогика и психология : сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. – № 2(4). – Москва : МЦНО, 2017. – С. 114-118.
22. Сараева, Е. В. Самопрогназирование и самоактуализация как механизм саморазвития [Текст] / Е. В. Сараева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – Выпуск № 15. – С. 177-181.
23. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности [Текст] / Л. Н. Собчик. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 741 с.
24. Столярская, Е. В. Самоактуализация личности : свобода развития вместо стремления к идеалу [Текст] / Е. В. Столярская // Образование и повышение квалификации непрерывного образования. Вып.11 – Минск, 2016. – С. 122-129.
25. Шибутани, Т. Я-концепция как персонификация [Текст] / Т. Шебутани // Социальная психология. Пер. с анг. В.Б. Ольшанского. – Ростов на Дону : Феникс, 2015. – 471 с.
26. Черныш, Н. Г. Социализация старшеклассников в условиях дополнительного образования [Текст] / Н. Г. Черныш // Социус. – 2018. – №5. – С. 42-46.
27. Фром, Э. О проблеме развития личности [Текст] / Э. Фромм. – Москва : Академия, 2010. – 587 с.
28. Фрейд, З. Психоанализ [Текст] / З. Фрейд. – Москва : АСТ, 2015. – 458 с.
29. Юнг, К. Г. Структура психики [Текст] / К. Г. Юнг. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 698 с.
30. Юрчик, Р. О. субъективном благополучии старшеклассников [Текст] / Р. О. Юрчик // Вопросы психологии. – 2017. – №4. – С. 58-61.
31. Ященко, Е. Ф. Особенности самоактуализации и самореализации старшеклассников [Текст] / Е. Ф. Ященко // Психол. Журнал. – 2006. – №3. – С. 31-41.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ